Дополнительная образовательная программа театрального кружка "сказка". Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик

Екатерина Эллер
Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду»

Пояснительная записка

Театрально – игровая деятельность

в жизни дошкольников

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения , фантазии, а без этого он

засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Мир детства рядом с нами , он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда – то он был и нашим миром, но мы покинули его, и назад пути нет. Но почему – то почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни…

Мир детства , внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать .

Вся жизнь детей насыщена игрой. Известно, что игра – дело серьезное, но и в то же время веселое. При этом немного найдется педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувства юмора у ребенка. Благодаря мастерам нашего художественного слова (К. Чуковский, С. Маршак, Г. Остер) юмор, озорная шутка формируется у тех детей, которым повезло на веселого педагога, родителей.

Программы , связанные с развитием творческих способностей, практически всегда используются отдельно от программ интеграции интеллектуального развития и литературного образования дошкольников . Практически единственным исключением являются парциальные программы , ориентированные на развитие художественно – речевого творчества детей посредствам театрализованных игр и на развитие театрально – игровой деятельности (программа «Артфантазия» А. Г. Чуриловой и т. д., а также современные методические разработки (пособия А. И. Бурениной «От игры до спектакля» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр » , Н. Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр » и др.). Они опираются на опыт многолетних исследований ученых и практиков.

При этом по мере работы с детьми, на определенной ступени развития и в результате воспитания у дошкольника, как считают А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Салиев, открывается та сторона эстетического воспитания, которая дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное , музыкальное , литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ . Кроме того, универсальный характер театрализованных игр , их связь с сюжетно – ролевыми и режиссерскими играми, способствует развитию творческого мышления и воображения , развитию поисковой активности и экспериментирования, формированию различных знаковых систем и, в целом, развитию интеллектуальной способности (С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.) .

Между тем на практике реализовать данные положения достаточно сложно, так как в основном такая работа ведется музыкальным руководителем детского сада и педагогами дополнительного образования . В рамках же основного воспитательно - образовательного процесса она нередко «западает» и не влияет на эффективность развития способностей детей.

Так, целью работы педагогического коллектива СП «РИТМ» ГБОУ гимназия

№ 1409 г. Москвы стала разработка научно – методических условий и содержания воспитательно – образовательного процесса по развитию способностей личности ребенка дошкольного возраста посредством комплекса театрализованных игр . Что позволило создать систему взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем и педагогом – организатором по .

Работа шла в процессе интеграции литературной и театрализованной деятельности , в несколько этапов :

1 – й этап – подготовительный – оптимизация работы по развитию связной и образной речи , литературному образованию детей дошкольного возраста, налаживание координационной работы между воспитателями и педагогами дополнительного образования , педагогом – психологом и музыкальным руководителем дошкольного отделения.

2 – й этап – основной – создание оптимальной предметно – развивающей и игровой среды для формирования интереса к театрально – игровой деятельности. Формирование опыта совместной игровой деятельности и овладение детьми правилами участия в театрализованных играх .

3 – й этап – конвергенция линий развития литературной и интеллектуальной способности – развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификацуия, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в процессе театрально – игровой деятельности.

На первом этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которые раскрываются черты и взаимоотношения. Затем перед воспитанниками ставится задача освоения композиции рассказа (завязки, кульминации, развязки) . С этой целью организуются составление рассказа из опыта детей, рассказ по серии картинок и по одной сюжетной картинке, рассказ по заданному началу (концу, середине, графическому плану (схематическому, символическому, словесному плану) . Одновременно усваиваются принципы соблюдения последовательности рассказа. Позднее дети подводят к тому, что один и тот же замысел может получить разное сюжетное и композиционное решение, что успешность его реализации зависит от логичности изложения мысли и степени использования средств художественной выразительности (сравнений, эпитетов, синонимов, и т. д.) . педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа , слова для его выражения, его места в рассказе, соединение мыслей в определенной последовательности при составлении творческих рассказов в присутствии детей. Затем по аналогии предлагается сочинить рассказ ребенку, изменить отдельный эпизод, место или время действия, заменить персонажей и т. д. впоследствии воспитанники овладевают умением придумывать рассказ по заданной теме, названию, персонажам, опорным словам. Так создаются условия для успешного развития литературной способности.

На следующем этапе работы происходит перенос усвоенных навыков в театрально игровую деятельность воспитанников. Это происходит в процессе формирования у детей опыта участия в играх – драматизациях и в театрализованных играх и проходит в несколько этапов (по О. П. Гаврилушкиной) .

Предварительная работа над тексто. Содержание сначала подвергается переработке, если оно излагается в форме монолога. Предварительная рабогта над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста. Помимо диалогов в текст вставляются специально так называемые внутренние монологи, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра . Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намериниях (мотивах, а также на внеречевых средствах игрового «превращения» .

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно -двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Драматизация с акцентом на придумывание текста роли. Взрослый лишь управляет этим процессом, подчёркивая эмоциональное состояние персонажа, его намериния, направляет детей на сочинительство внутренних монологов. Эффективным приемом здесь выступает прием «превращения» , т. е. принятия на себя роли изображаемого объекта (с элементами психогимнастики) . Во всех случаях выразительные движения сопровождаются речью, что свидетельствует об особенности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого объекта .

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием пальчикового театра (один ребенок или каждый ведет свою роль) .

На следующем этапе работы происходит интеграция литературной и театрализованной деятельности .

Очень положительно на приобретение навыков решения проблемных ситуациях развития литературного творчества и развертывания театрально -игровой деятельности влияет использование «Карт Проппа» . На каждой такой карте изображены постоянные функции сказки : «предписание или заперт» , «вредительство» , «волшебные дары» , «борьба» , «наказание антигероя» и т. д.

Воспританники берут пронумерованные по порядку карты или вытягивают наугад и разворачивают сюжет собственной сказки в соответствие с ними. Развитие творческого вооброжения проявляется при этом в том, что дошкольники объединяют в сказке разные события, включают в изображение эпизоды из реальной жизни.

Типы НОД по развитию литературной и интилектуальной способностей, которые используются на данном этапе :

НОД доминантная – здесь доминирует один из видов театрально -игровой деятельности. Такие виды НОД позволяют выявить уровень развития каждого ребёнка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, использование таких видов НОД способствует коррекции отставания детей в развитии литературной или интилектуальной способности в рамках театрально -игровой деятельности. Этот тип НОД проводится примерно один раз в месяц.

Интегрирование, в которых в качестве стержня выступает не только театрально-игровая , но и любая другая деятельность. Например, развитие литературных и интелектуальных способностей посредством театрализованных игр может осуществлятся на интегрированных видах НОД по развитию речи и изобразительному творчеству .

Тематические, которые включают следующие виды художественной деятельности : театрально-игровую , ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве , объединенные одной темой.

Репитиционные, на которых осуществяется «прогон » подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

Комплексные, на которых для решения воспитательно-образовательных задач используется синтез искусств. Цель этого вида НОД – дать детям представление о специфике различных видов искусства (театр , Хореография, поэзия, музыка , живопись, познакомить с признаками близости и различия в произведениях, средствами выразительности каждого вида искусства, по-своему передающими образ .

НОД проводится в подготовительной к школе группее – 2 раза в неделю.

Программа представляется как поиск, открытый для всех, кто хочет принять участие. Предлагаются идеи, которые воплощены в практические разработки для работы с детьми 6-7 –летнего возраста, для правильной организации НОД, с которыми рекомендуется выполнение следующих принципов.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведния игр.

4. Коммуникабельность детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Заканчивается цикл НОД с детьми театральной мастерской и подготовкой театральной постановки . Театральная мастерская содержитигры и специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию психических функций и процессов (внимание, восприятия, памяти, воображения , развитиеречевых и неречевых средств общения, творческих способностей детей и формирование креативных качеств личности в процессе обогащения знаний и представлений дошкольников о театре , театральных профессиях , самостоятельной подготовки спектакля.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют. Это творчество воспитанников, нужное и понятное самим детям. Подбор средств изображения , изготовление костюмов, бутафории и декораций дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Именно тогда все эти занятия приобретают личностный смысл как часть общего, волнующего детей замысла. И наконец, сам спектакль завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.

Таким образом , театрально -игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,формирующим эстетический вкус дошкольника. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством , музыкой . Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через эти образы , краски, звуки.

Большое и разностороннее влияние тетрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Очень важно, чтобы взрослый, находившийся рядом, направлял игру ребенка так, чтобы она была эффективна для учебно-воспитательного процесса.

месяц НОД

сентябрь 1. «Кукольный театр . Зрители и артисты. Знакомство с артистами».

2. «Ребята и зверята» . Театр юного зрителя .

октябрь 3. «Артист и его герой. Речь артиста» .

4. «Мимика лица» .

ноябрь 5. «Мимика, жесты и речь» .

6. «Музыкальные образы . Музыкальный диалог ».

декабрь 7. «Жесты и движения» .

8. «Пластика и движения» .

январь 8. «Наша речь (чистоговорки и скороговорки) ».

9. «Сказка моей мечты» .

февраль 10. «Творческое задание» .

11. «Веселые превроащения» .

март 12. «Настоящий друг» .

13. «Оркестр»

15. «Путешествие в весенний лес» .

16 – 17. В этот период повторяются наиболее понравившиеся моменты НОД, проводятся театрализованные спектакли с участием детей и взрослых.

Перспективное планирование театрально – игровой деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уже давно повсеместно и безоговорочно принято считать, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.

Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности детей, ребенок начинает свободно фантазировать в области текста, в области компоновки пространства и в области музыкального оформления. Театр побуждает интерес к литературе: дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.

Программа театрального кружка “ Маска ” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.

Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа «Маска» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической. По функциональному предназначению - досуговой, общекультурной. По форме организации- групповой, студийной, кружковой. По времени реализации – краткосрочной.

Программа «Маска» предназначена для школьников от 8 до 15 лет и направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по эстетике.

Специфическая цель курса «Маска» – воспитание и развитие понимающего,

умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Программа «Маска» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Игра есть непременный атрибут театрального искусства. Она, особенно на первом году обучения, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театральном коллективе является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, и конечный результат – спектакль. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Новизна программы состоит в том, что впервые большая роль в формировании

художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача курса «Маска» – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная

заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность и смелость.

На занятиях используются классические педагогические формы и методы работы, а так же просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом.

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной

педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и

творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие

развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности

4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой

как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры, как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Основная задача данной программы заключается в гармоничной дозировке в учебно-

репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Педагог-режиссер - личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства

перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.

В программе выделено два типа задач:

Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности,

интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра.

Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием

артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-

эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна , поскольку театр становиться способом самовыражения,

инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Маска» - проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра

предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

В основе формирования способности к театральному анализу лежат два главных вида

деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется прежде всего их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является театральное мастерство. В программе «Маска» предлагаются следующие формы работы:

практические занятия;

индивидуальные занятия;

общественные мероприятия;

концерты;

групповые занятия

Театральный кружок «Маска» , являясь предметом дополнительного образования, преследует следующие цели:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) социализация школьников, помощь в овладении навыком коллективного

взаимодействия и коммуникаций,

3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные

сведения о ней,

4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Задачи программы

1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося.

2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.

3. Раскрыть творческие возможности.

4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные,

кинестетические.

5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи,

темп, выразительность речи;

6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

7. Проявить талант через самовыражение.

8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.

Обучающие задачи:

формировать целостное представление об искусстве;

сформировать навыки творческой деятельности;

сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для

разных видов искусства;

сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;

работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на

практике полученные знания.

Воспитательные задачи:

способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

развивать способность активного восприятия искусства.

Развивающие задачи:

создать условия реализации творческих способностей;

развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической

площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второгои третьего года обучения.

ЦЕЛЬ:

воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

- в обучении:

научить основам психофизического тренинга;

научить основам верного дыхания;

научить оценивать сценические события;

- в воспитании:

воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;

воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого года обучения дети будут:

Знать:

Разнообразные игры, упражнения и их правила

Считалки, скороговорки, упражнения речевого тренинга.

Иметь представление

О средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;

О сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;

Об актерском этюде;

Будут уметь

Соблюдать правила игры,

Разрешать конфликты во время игр,

Ориентироваться в пространстве учебного помещения,

Бережно относиться к игровому реквизиту,

Передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.

Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность,

фантазия, воображение и др.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и

способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

ЦЕЛИ:

Развитие актёрской психотехники воспитанников;

Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

Воспитание партнерских отношений в работе.

ЗАДАЧИ

- в развитии:

развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;

развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

- в обучении:

научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;

научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за партнёров;

привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго года обучения дети будут:

Знать:

Основы актерской грамоты: способы и приемы тренировки памяти и внимания,

Как пользоваться микрофоном.

Иметь представление:

О литературном сценарии,

О сценическом воплощении роли,

О приемах организации игровой аудитории.

Будут уметь

Согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены;

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;

Пользоваться микрофоном;

Выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;

Четко и выразительно говорить, исполняя роль.

Придумать и показать несложный сюжет, миниспектакль в малой группе.

Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти, внимания и скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей. Именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению – это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи.

На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и

присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка спектакля.

ЦЕЛИ:

Развитие абстрактного творческого мышления;

Формирование профессиональных навыков и умений;

Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

- в обучении:

Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

Обучить кружковцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

привить культуру исполнительского мастерства;

привить интерес к культуре речи.

К концу третьего года обучения дети будут:

Знать:

Уметь

Исполнить роль в постановке.

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,

Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

Четко и выразительно говорить,

Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

Будут сформированы

Навыки общения.

Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и

Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.

Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более

тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.

Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного – двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных проектных работ.

ЦЕЛИ:

Формирование профессиональных навыков и умений

Профориентационная работа с воспитанниками

Практическое знакомство с профессией “режиссер”

ЗАДАЧИ:

Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта;

Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах;

В обучении:

Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.

Познакомить с основными законами режиссуры и актерского мастерства;

В воспитании:

Привить интерес к профессии «режиссер» и «актер»;

Воспитывать чувство ответственности за свою работу;

К концу четвертого года обучения воспитанник должен:

ЗНАТЬ:

Понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “факты жизни”;

Правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

Организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

5-10 новых скороговорок;

3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

УМЕТЬ:

Владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

Применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в

самостоятельной работе над ролью;

Описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

Произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Маска”:

правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

выполнять организаторскую функцию;

Знать:

Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

Игры и упражнения актерского тренинга.

Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь:

Исполнить роль в постановке;

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;

Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий;

Четко и выразительно говорить;

Изготовить несложные атрибуты, реквизит;

Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки;

Овладеют средствами творческого самовыражения

Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

Навыки общения;

Активное, деятельное отношение к окружающей действительности;

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;

Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов приобретение обучающимися общественно-социальных знаний;

введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность.

Второй уровень результатов

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); расширение знаний обучающихся в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов

получение школьником опыта самостоятельного общественного действии:

закрепление актёрских навыков обучающихся, углубление знаний в области проектно-исследовательской деятельности.

Условия реализации общеобразовательной программы.

Программа «Маска» рассчитана на школьников, увлекающихся театрально-игровой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия. Возраст обучающихся с 8 до 15 лет, в группе от 5 до 12 человек. Условия приёма детей - берем всех желающих.

Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет

развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.

Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

В программе используются следующие методы и формы:

1 . По источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

Наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы, индивидуальные

занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

Практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

Применение знаний через постановку спектаклей;

Закрепление через генеральные репетиции;

Творческая деятельность - показ спектаклей;

Проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали,

интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

Репродуктивный:

Разработка и показ этюдов по образцу;

Частично-поисковый:

Во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей;

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы: .

Исключения: умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

Тотального выражения: включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

Физического действия: выстраивание партитуры роли на основе простых физических

действий;

Психофизического жеста: помогает актеру в работе над ролью.

2. Принципы:

- наглядности: использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

Активности и сознательности обучения: создание творческой атмосферы в студии

предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

Сотрудничества: в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;

Организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;

Систематичности, последовательности: обучение ведется от простейших упражнений и

этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

Индивидуализации: учитывая психологические особенности обучающихся детей и

подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Организационные формы:

Коллективная - эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма

творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.

Индивидуальная - выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности - учебное занятие.

Форма групповой работы - групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Функции педагога при групповой работе:

1. контролирует;

2. отвечает на вопросы;

3. регулирует споры;

4. даёт направление творческой деятельности;

При работе с детским коллективом режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс

между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей

педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.

Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием, необходимо привести кружковцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.

Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте строго последовательны в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции, но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.

Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента,

действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.

Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной работе:

этюды на проявление человеческих эмоций;

этюды на выразительность жеста;

этюды на органическое молчание;

пластические этюды;

этюды по нескольким заданным словам или предметам;

этюды, основанные на стоп-кадрах;

этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и

фразеологизмов;

этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);

этюды на память физических действий;

импровизационные блиц-этюды и т.д.

Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у

воспитанников, так как импровизация является очень сложной сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования воспитанников. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова. Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

Разминка;

Речевой тренинг;

Психофизический тренинг.

Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.

Педагогу детского театрального кружка необходимо всегда оставаться актёром, всегда быть неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.

1-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

1 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Знакомство с

волшебным миром театрального

искусства. Урок-презентация.

мастерства. Что такое театр? Учимся быть артистами.

Техника безопасности на занятиях.

Игры на знакомство и внимание. «Представься

по-доброму », «Автограф» и т.д.

Ознакомительная беседа о театральном искусстве

Игры «Муравьи », «Кактус и ива»

Мастерство актёра. Подвижные

игры, игры на внимание, память,

Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с

расчленением опорно-двигательного аппарата на

биомеханические звенья и разминкой каждого звена в

отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых

обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так

и всего биомеханического аппарата в целом

Мастерство актёра. Этюдная

-

одиночные этюды по темам:

Этюды на эмоции,

На выразительность жеста,

На развитие органики.

Мастерство актёра. Введание

понятий «Актёрская оценка,

сценическое внимание».

Изучаются следующие теоретические понятия:

актёрская оценка – это способность

откорректировать своё поведение по отношению к

предмету, партнёру, событию.

сценическое внимание – активный познавательный

процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание,

обоняние, как необходимое условие органического

действия. Для тренировки этого важного в актёрской

работе процесса существует множество различных

упражнений, помогающих воспитанникам научиться

удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в

процессе сценического действия.

Мастерство актёра. Слуховое

внимание. Знакомство с актёрским

тренингом.

Игры на развитие слухового внимания, творческого

воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри

нас» и т.д.)

Сценическая речь.

Урок-презентация. Тема:

«Актёрская школа. Сценическая

Актёрский тренинг. Этюдная

работа. Упр. на развитие силы

Гигиенический и вибрационный массаж лица

Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом

процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

(упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий

массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

Знакомство с творчеством Агнии

Барто. Чтение отрывков.

Дыхание:

разные группы мышц;

Дыхательный тренинг.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихов Агнии Барто.

Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти.

Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со

свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

скороговорок.

Конкурс на лучшего исполнителя

скороговорок.

Работа над скороговорками : разучивание простых

Постановочная работа.

Чтение стихотворений, постановка

пластических этюдов. Подготовка

к итоговому уроку-концерту.

Пластические этюды, этюды пристройки.

Пластика.

Выполнение музыкально-ритмических упражнений под

музыку. - упражнения по коррекции осанки, коррекции

Упражнения на развитие гибкости и силы (различные

виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов,

прогибаний, поворотов; парные упражнения со

всевозможными видами сопротивления партнёра,

локомоторные упражнения; упражнения на развитие

прыгучести; статистические упражнения; волевая

гимнастика).

Упражнения, регулирующие мышечный тонус,

позволяющие снимать излишние мышечные напряжения,

т.е. развивающие качество, которое в театральной

практике называется свободой мышц.

Упражнения, совершенствующие координацию

движений, развивающие умение изолировать отдельные

движения, сравнивать между собой, сознательно

управлять ими и приспособлять к препятствиям

(противовращения различных частей тела, упражнения

циклического характера, поочерёдные упражнения).

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята»

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

Тема занятия

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика.

Итого:

2 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Учение

Станиславского.

Урок-презентация

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

Как родился театр? Для чего нам нужен театр?

Основные моменты театрального ритуала

Как входить в театр

Как сидеть во время действия

Что делать во время антракта

Как одеться в театр

Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку

Мастерство актёра. Знакомство с Игры на АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

понятием «мимика», «жест».

с помощью мимики и жестов.

Игры на АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

понятием «мимика», «жест».

Упражнение в изображении героев

с помощью мимики и жестов.

«Назови предыдущего», «Узелок на память», «Лавата»,

«Испорченный телефон».

Мастерство актёра. Этюдная

- упражнения на включение воображения -

«превращение комнаты в магазин, бассейн, космический

корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами,

оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы

(чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.),

подключая физические действия.

одиночные этюды по темам:

Этюды на эмоции,

На выразительность жеста,

На развитие органики.

Пластика. Объяснение новых

упражнений.

Продолжаем знакомиться с

понятием «этюд».

Игра «Мокрые котята».

Одиночные этюды. Творческие задания на развитие

пантомимики

Разминка. Разогревающие упражнения на разные

группы мышц.

Одну простую сказку хотим мы

показать. Цель: « Способствовать

объединению детей в совместной

деятельности. Учить средствами

мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты

персонажа сказки».

Разминка.

Игры на развитие двигательных способностей:

«Штанга», «Самолёты и бабочки».

Этюд на развитие творческого воображения.

Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи

зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея»

Творческая игра «Что это за сказка».

Мастерство актёра. Постучимся в

теремок. Цель: «Объяснение

новых упражнений.

Закрепление понятия «этюд».

Совершенствовать

выразительность движений,

развивать фантазию»

Игры на развитие двигательных способностей «Баба-

яга», «Гипнотизёр»

Театральная игра «Посмотри, что я делаю»

Одиночные этюды на память физических

действий.(сказка «Теремок»)

Повторение пройденного

материала. Характеристика

персонажей русских народных

Чтение по ролям сказок «Теремок», «Колобок», «Кот,

Петух и лиса». Анализ.

Сценическая речь Составляющие

дыхательного аппарата.

Объяснение новых упражнений.

Объяснение новых упражнений,

закрепление пройденного

материала.

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч»,

«Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее)

дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

Подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на

разные группы мышц;

Дыхательный тренинг.

Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти

Работа над скороговорками : разучивание простых

скороговорок с постепенным увеличение темпа («От

топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу

вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок

съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа.

Постановка музыкальной сказки,

по мотивам русской народной

Читка по ролям. Застольный период. Знакомство с

музыкой к сказке. Понятие: «Характер героя».

Выгородка. Совершенствование умение детей передавать

образы героев сказки. Репетиционный период

Итоговое занятие.

Русская народная сказка на новый лад.

Учебно-тематическое планирование

3-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

3 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Техника

безопасности

«Театральные правила»

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог

знакомит воспитанником с планом работы на учебный

Мастерство актёра.

Многообразие выразительных

средств в театре.

Презентация. Просмотр отрывков из спектаклей.

Объяснение новых упражнений.

Разбор этюдов.

Одиночные этюды

Значение поведения в актерском

искусстве.

Одиночные этюды

(Подготовка к конкурсу чтецов)

Работа актёра над собой

Индивидуальная работа над ролью, над образом.

Сценическая речь. Дыхание,

Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный

строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с

различной интонацией.

Работа над текстом

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Речевой тренинг.

Требования к сценической речи.

Чтецкая выразительность.

Участие в конкурсе чтецов

Пластика. Координация движений

Исполнение элементарных танцевальных движений под

Движение и музыка.

Просмотр выступлений исвестных танцевальных коллективов. Анализ танцевальных номеров,

оценка, делимся впечатлениями. Что больше всего

запомнилось.

Постановочная работа

1. Выбор пьесы, миниатюры

2.

Распределение ролей.

3.

воплощением

иное действие)

4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен

5. Изготовление декораций, реквизита. Запись

пантомим

6.

оформлении (прогоны).

7. Генеральная репетиция

Итоговое занятие.

Показ спектакля.

Учебно-тематическое планирование

4-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

4 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Техника

безопасности

«Театральные правила»

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог

знакомит воспитанником с планом работы на учебный

Мастерство актёра. Работа

актёра над образом

Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и

шумовое оформление. Вспомогательная роль этих

выразительных средств. Стержень театрального

искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды.

Специфика актёрских задач

Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я –

фантастическое животное. Форма (законченность) и

внешняя характерность.

Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в

своих ролях.

Миниатюры на свободную тему.

Творческий проект. Возможности актера «превращать»,

преображать место, время, ситуацию, партнеров с

помощью своего поведения. Компоненты поведения

(интонация, мимика, жест). Выразительность действий по

наблюдениям в жизни, этюдах, художественной

литературе, кино, театральном искусстве, живописи

Сценическая речь. Дыхание,

Беседа о выразительных возможностях звучащей речи.

Правила логического чтения текста: речевой такт,

логические паузы, знаки препинания (точка, точка с

запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и

восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки).

Логические ударения в речевом такте, логическое

ударение в смысловом отрезке, главное и

второстепенное ударения.

Работа над текстом.

некоторых особенностях звука: направлении (фокусе),

резонировании, высоте (диапазоне), силе.

Выработка ровности, плавности и длительности выдоха

со звуком.

Упражнения, развивающие слух учащихся.

Пластика. Координация

движений

Равновесие. Движение каждой части тела по

отдельности в разных плоскостях. Движение в

пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом.

Движение и музыка

Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие

фантазии, попытки создания образа. Импровизация

Просмотр спектакля саратовского ТЮЗа. в записи (электронный носитель)

Обсуждение по плану (примерно):

1. «Образ» спектакля, идея, жанр.

2. Персонажи и актёрская игра

4. Своё мнение – что понравилось, не понравилось,

не понял, показалось лишним и т.п.

Постановочная работа.

8. Выбор пьесы, миниатюры

9. Знакомство детей со сценарием, обсуждение.

Распределение ролей.

10. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен,

событий в процессе работы над их сценическим

воплощением («Придумки» - как показать то или

иное действие)

11. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен

12. Изготовление декораций, реквизита. Запись

музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев,

пантомим

13. Репетиции всего спектакля целиком в полном

оформлении (прогоны).

14. Генеральная репетиция

Итоговое занятие.

Премьера

Методическое обеспечение

образовательного процесса:

Занятия проводятся: коллективные, малыми группами.индивидуальные. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о

специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

Основные виды деятельности:

Экскурсии;

Уроки сценической грамоты;

Игровые виды деятельности;

Вокально-хоровая работа;

Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;

Выразительное чтение;

Игра на детских шумовых инструмента;

Создание масок, костюмов, декораций;

Участие в постановке спектакля.

Основные методы и технологии

Основным методом развития творческих способностей является импровизация:

Хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на

заданную тему;

Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.

Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом

присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.

Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально

насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на

развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.

Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.

Методические условия реализации программы

Типы занятий:

комбинированный;

первичного ознакомления материала;

усвоение новых знаний;

применение полученных знаний на практике;

закрепления, повторения;

итоговое.

Формы организации учебного занятия:

тренинг;

соревнование

концерт;

экскурсия;

диспут;

творческий отчет;

круглый стол;

урок-лекция;

урок-репортаж;

урок-путешествие;

заочная экскурсия;

творческая мастерская;

урок-игра.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

Светлое, просторное репетиционное помещение;

Импровизированная сценическая площадка;

Наличие музыкальной аппаратуры;

Наличие методических пособий;

Наличие фонотеки с различной музыкой;

Стулья для воспитанников;

Возможности для документальной видео и фото съемки

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Собеседование.

3.Самооценка.

4.Отзывы детей и родителей.

5.Коллективное обсуждение работы.

6.Участие в концертах и конкурсах.

7.Анкетирование.

8.Тестирование

9.Творческая практика.

10. Сценарии постановок.

11. Постановки.

12.Коллективная рефлексия.

13.Самоанализ.

Способы фиксации результата.

1.Фото-видеоотчеты.

2 Грамоты, дипломы.

3.Сценарии.

6.Портфолио.

9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»

Основная цель работы группы каждого года обучения - СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО

ПРОДУКТА (тематической зарисовки, театральной миниатюры, учебного спектакля, "фестивального" спектакля).

Литература для учителя:

1. «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. М., 2006.

2. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.

3. Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.

4. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.

5. Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.

6. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.

7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..

8. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно- методическое пособие. СПб, 2006.

9. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.

10. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова. М., 1974.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

12. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004.

13. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.

14. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.

15. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

Литература для учащихся

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.

2. Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.

3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.

4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004.

5. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.

6. Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 - Х классах. М., 1982.

7. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.

8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998.

9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.

10. Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986. 2002

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУЧЕЕК» С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

г. КАНДАЛАКША

Утверждена:____ __________2011 г

Заведующий:_______ /Т.Ю.Заика/

ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»

для детей 6 – 7 лет

на 2011 – 2012 уч.год

Руководитель: Ковалюк Е.В.

г. Кандалакша 2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы по дополнительному образованию.

Цель: развитие творческих и эстетических способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:
    Способствовать активизации познавательных интересов, развитию сферы чувств. Развивать и совершенствовать артистические навыки детей. Формировать навыки коллективного взаимодействия и творчества.

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе: в течение 2011 – 2012 учебного года (8 месяцев, с 15.09.2011 по 15.05.2012.)

Образовательный процесс разделен на четыре основных раздела: основы театральной культуры, театральная игра, ритмопластика и культура и техника речи. По каждому из разделов предусмотрено по 8 занятий, в течение 1 месяца проводится 4 занятия по одному из каждого раздела.

Режим занятий: по вторникам, в 15.50.

Формы проведения занятий разнообразны: рассказы, беседы, экскурсии, конкурсы, эстафеты, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).

Ожидаемые результаты

В результате посещения занятий кружка у детей должны сформироваться следующие умения и способности:

Выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

    самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

    создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

    выступать перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

    анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

    уважать труд взрослых и детей, бережно относиться к игрушкам, костюмам, декорациям.

Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:

ноябрь 2011 г. – музыкальная сказка - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;

февраль 2012 г. – музыкальная сказка – спектакль «Муха – Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского;

апрель 2012 г. – музыкальная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки муз. А Рыбникова.

Список литературы:
    Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». О.В. Кацер Хрестоматия «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей» Н. Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности» Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей» И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально –двигательные фантазии»

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Раздел Темы занятий Формы проведения занятий Приемы и методы организации образовательного процесса

Основы театральной культуры

1. Приглашение в театр

Рассказ, беседа

Рассматривание фотографий и иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, театральный словарь

2. Билет на балет

Рассказ, беседа, дидактическая игра

Рассматривание иллюстраций, прослушивание CD –дисков, театральный словарь

3. Ах, аплодисменты!

Игра - драматизация

Показ, объяснение, театральный словарь

4. Поиграем в театр

Рассказ, беседа.

Просмотр видиозаписей, прослушивание аудиозаписей, показ фотографий, театральный словарь

5. Театральные волшебники

Рассказ, беседа, игра.

Показ костюмов, фотографий, обыгрывание костюмов, театральный словарь

6. Как вести себя в театре

Рассказ, беседа –диалог, игровой тренинг.

Творческие задания, вопросы –ответы, театральные атрибуты, театральный словарь

7. Все тот – же театр

Экскурсия в ДК «Металлург»

Рассказ, вопросы –ответы, театральный словарь

8. Мы – режиссеры

Рассказ, игра.

Творческие задания, показ атрибутов театральной гримерной, театральный словарь

Театральная игра

1. Кто во что одет

Объяснение, показ, игра

2. Веселые обезьянки
3. Что мы делали, не скажем

Объяснение, показ, творческие задания

4. Летает – не летает

Объяснение, показ, вопросы, творческие задания

5. Дружные зверята

Эстафеты и конкурсы

Объяснение, показ, творческие задания

6. Живой телефон

Объяснение, творческие задания

7. Поиграем в сказку

Игры - драматизации

Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги

8. Волшебная палочка

Творческие задания

Ритмопластика

1.В стране Игралочке

Музыкально-двигательные импровизации под текст и музыку. Репертуар: И. Каплунова, И.Новоскольцева «Музыка и чудеса»

2.В странеСчиталочке

Разучивание текста и обыгрывание. Репертуар: считалочка «Муравьи»

3. В стране Фантазии

Музыкально-двигательные игры и упражнения

Музыкально-двигательные импровизации под текст и музыку. Репертуар: М.Глинка «Вальс –фантазия», А.Грибоедов «Вальс Ре-минор»

4. В стране Гномов

Музыкально-двигательные игры и упражнения

Танцы –миниатюры, пластические игры, игры –превращения. Репертуар: Э.Григ «Шествие гномов», М. Мусоргский «Картинки с выставки», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти»

5. В стране Цветов

Танцевальные упражнения

Танцевальные импровизации, театральные миниатюры, игры на пластику: «Бабочки», С.Майкопар «Мотылек» «Огонь и лед», Р. Шуман «Первая потеря»

6. В гостях у Морского царя

Музыкально-двигательные игры и упражнения

Танцевальные импровизации. Репертуар:Сенсанс «Аквариум», К Черни «Опус 821, этюд № 152»

7. В мире животных

Музыкально-двигательные игры и упражнения

Танцевальные импровизации. Репертуар:Сенсанс «Карнавал животных», Э. Вальдтейфель «Ежик»

8. В стране Отгадайке

Музыкально-двигательные творческие задания. Репертуар: В.Ребиков вальс из оперы «Елка»

Культура и техника речи

1. Мыльные пузыри

Речевые упражнения

2. Веселый пятачок

Артикуляционная гимнастика

3. Фраза по кругу

Показ, разучивание, исполнение

4.Сочини предложение

Творческие задания

5.Часики

Речевая игра и упражнение

Показ, разучивание, исполнение

6. Забавные стихи

Игра-драматизация

Показ, разучивание, исполнение

7. Удивительный бегемот

Речевая игра

Творческие задания, пальчиковые игры

8. Волшебная корзина

Игра – имитация сказочных персонажей

Мимические задания

В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Театральный сундучок» включены четыре основных раздела:

Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» НА 2011 –2012 уч.год

Раздел

Тема

Количество часов и занятий

Основы театральной культуры

Занятия организуются в первую неделю каждого месяца

1. Приглашение в театр (теоретическое занятие) 1 занятие 30 мин
2. Билет на балет (теоретическое занятие)

1 занятие 30 мин

3. Ах, аплодисменты! (теория и практика)

1 занятие 30 мин

4. Поиграем в театр (теоретическое занятие)

1 занятие 30 мин

5. Театральные волшебники (теория и практика)

1 занятие 30 мин

6. Как вести себя в театре (теория и практика)

1 занятие 30 мин

7. Все тот – же театр (теоретическое занятие)

1 занятие 30 мин

8. Мы – режиссеры (теория и практика)

1 занятие 30 мин

Театральная игра

Занятия организуются во вторую неделю каждого месяца

1. Кто во что одет (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

2. Веселые обезьянки (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

3. Что мы делали, не скажем (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

4. Летает – не летает (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

5. Дружные зверята (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

6. Живой телефон (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

7. Поиграем в сказку (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

8. Волшебная палочка (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

Ритмопластика

Занятия организуются в третью неделю каждого месяца

    В стране Игралочке (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

    В стране Считалочке (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

3. В стране Фантазии (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

4. В стране Гномов (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

5. В стране Цветов (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

6. В гостях у Морского царя (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

7. В мире животных (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

8. В стране Отгадайке (практическое занятие)

1 занятие 30 мин

Культура и техника речи

Занятия организуются в четвертую неделю каждого месяца

1. Мыльные пузыри (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
2. Веселый пятачок (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
3. Фраза по кругу (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
    Сочини предложение (практическое занятие)
1 занятие 30 мин
5.Часики (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
6. Забавные стихи (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
7. Удивительный бегемот (практическое занятие) 1 занятие 30 мин
Образовательная программа