Конспект занятия по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа. Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей Рисование живая и неживая природа старшая группа

Татьяна Назарова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа»

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе .

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним .

Методы и материалы : игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами . А кто это - юный эколог ?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу , всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом ? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе »)

Игра «Три слова»

Воспитатель : Юные экологи много знают о природе . Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)

4. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

5. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

6. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

10. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

11. Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)

12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель : Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет , который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний» , стулья стоят полукругом, две «трибуны» , картинки с изображением природы , звучит аудиозапись «Волшебство природы » )

Воспитатель : (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов . Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе , как растет все живое, поиграем в умные экологические игры , узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель : А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе .

(дети делают сообщение)

1 ребёнок : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель : Юля расскажет нам о неживой природе .

2 ребёнок : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель : Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

1. Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

2. Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

3. Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .

3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .

7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .

8. Чем до неба докинешь? (взглядом)

9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель : (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .

4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы » )

Воспитатель : Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель : Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель : Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик ). Для этого нужно. (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает : мама курица высиживает яйцо , потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель : А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель : Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку :

Дети : тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель : Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же : тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель : А как же растут и развиваются растения? Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые ? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями , не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем. (зернышко) и посадим его в. (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его. (полить) .

Еще растению нужно. (солнце)

Пройдет время и появится. (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей» , оформленный в группе , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель : Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях :

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель : Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель : Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать , поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель : Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают) . Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов . О чем мы говорили (о живой и неживой природе , как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли , чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи .

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель : На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- игрушка «Кукла» и ширма;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Самира расскажет, о живой природе.
Самира: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Данил расскажет нам о неживой природе.
Данил: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Самира и Данил. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы) .
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

Живая и неживая природа

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные... (корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно... (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это... (травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности .

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3 . Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили ? Ответы детей, работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы .

III. Выявление места и причины затруднения.

Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

Не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает? - НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек, гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода - это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:

Живые природные богатства

- неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение ? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы ?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? (Да)

К какому шагу вы перейдете? (Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? – По эталону.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.

− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверяем по ЭТАЛОНУ.

Учитель открывает на доске эталон – образец.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что необходимо сделать в конце урока ? (подвести итог нашей работы)

Каких два основных шага вы выполнили (мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да) -

Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика – улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик оставил вам загадки и подарки – солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом ?

Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.

Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди , будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».



Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок – Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок – В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок – Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок – Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок – Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок – У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук –Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: “ Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер – классы