«Кто живет в лесу?» Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Проект «Кто живет в лесу? А кто живет в лесу

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 105, март 2017 года. Самые распространённые звери, птицы, рептилии и земноводные, обитающие на территории Ленинградской области.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга за поддержку при старте проекта и всех, кто бескорыстно помогает в распространении стенгазет. Отдельное спасибо издательству Амфора за книжку «Животные нашей страны» (2010), материал которой положен в основу этого выпуска.

© Н. Н. Чарушина-Капустина, иллюстрации, 2017.

© В. М. Храбрый, текст, 2017.

Дорогие друзья! Наша серия «Природа родного края» продолжается выпуском, объединившим творчество двух замечательных мастеров своего дела. «Я родилась в удивительно светлой и дружной семье, и детство у меня было таким же – удивительно светлым и радостным… Пахло прелой листвой, прогретой солнышком, начинали урчать лягушки, летели гусиные стаи, свистели крыльями утки – всё наполнялось жизнью, оживало на глазах. Настоящая весна с тех пор начинается для меня с первой песни дрозда. Испытываю восторг ребёнка, который в новогоднюю ночь нашёл подарок под ёлкой, когда в конце марта, откуда-то издалека, на закате, тихонечко начинает петь чёрный дрозд! И нет счастливей и богаче человека, чем я, в этот момент!» Так рассказывает о своём детстве Н. Н. Чарушина-Капустина, продолжательница династии замечательных художников Чарушиных. Наталья Никитична любезно согласилась предоставить свои рисунки для нашей стенгазеты. А текст, который написал петербургский орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Зоологического института Российской академии наук Владимир Михайлович Храбрый, делает этот выпуск не только наглядным и интересным, но и научно достоверным. В серии «Природа родного края» читайте на сайте сайт такие наши выпуски: «Дикая природа парков Петербурга» (№43), «Звери наших лесов» (№56), «Редкие птицы Ленинградской области» (№59), «Бабочки Ленинградской области» (№92), «Рыбы Ленинградской области» (№94), «Заповедные территории Петербурга» (№95), «Заповедные территории Ленинградской области» (№97) и ряд других.

Спасибо, что вы с нами!


Заяц-беляк

Кто не знает зайца? Уши длинные, хвостик коротенький, куцый. Летом беляк грифельный или рыжевато-серый, зимой – белый. Обитает он на пойменных лугах, в негустых лиственных лесах. У зайца полно врагов, всех он боится. Днём спит, спрятавшись под кустом или в траве. Зимой роет норы в снегу. Ночью заяц выходит на кормёжку. Ест траву, ветки, обгрызает кору с деревьев, за что его не жалуют садоводы. Зайцы плодовиты. Первый помёт – зайчата-настовики – появляется, когда ещё снег не сошёл. Второй – среди лета, а третий, листопадники, – осенью. Весной самцы часто дерутся – встают на задние лапы и «боксируют» передними. Зайцы редко подают голос, только от испуга громко и жалобно кричат.


Белка

Белка – лесной житель, но встречается и в городских парках. Милый зверёк с пушистым хвостиком, очень доверчивый, ловко прыгает с ветки на ветку, свободно перемещается вверх и вниз по стволу дерева, быстро бегает по земле. Днём белка кормится, собирая ягоды, грибы, плоды деревьев. Может разорять птичьи гнёзда, поедая яйца и птенцов. Белка делает запасы на зиму, припрятывая в дуплах и зарывая между корней жёлуди, шишки, орехи, развешивая на ветках грибы, но часто забывает о своих кладовых и пользуется запасами мышей и бурундуков. Ночью спит на дереве в гайне – шарообразном гнезде из веточек, лыка и мха, выстланном изнутри шерстью и перьями. Испуганная белка звонко цокает.


Ёж

В лиственных лесах, на полянах и опушках, можно встретить ежа. У него всё тело, кроме мягкого пушистого брюшка и вытянутой мохнатой мордочки с блестящими бусинами глаз и чёрным всегда влажным носом, покрыто иглами. Обычно весь день ёж проводит в гнезде, которое сооружает из листьев и веток где-нибудь под корнями дерева. К вечеру ёжик просыпается и ночью бродит по лесу, питаясь насекомыми, лягушками, улитками и мышами. Вопреки распространённому убеждению ёж не накалывает на иголки еду, но иногда переносит в гнездо наколотые на иглы сухие листья. Отъевшись за лето, ёжик всю зиму спит в своём гнезде. Весной самцы ежей поют, их песня представляет собой монотонное пыхтение.


Лисица

Лисицу можно увидеть в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Её ни с кем не спутаешь. Уж больно приметны рыжая лисья шубка и длинный пушистый хвост с белым кончиком. Зимний мех гуще и длиннее летнего. Лисица – очень сообразительный зверь. Зимой она выкапывает на слух бегающих под снегом мышей – мышкует. Летом ловит лягушек, мелких птичек и зверьков. Готовясь вывести детёнышей, лисицы роют хитрые длинные норы с несколькими выходами. А иногда поселяются в тех, что выкопал барсук или другой зверь. Лисы – заботливые родители. Самец опекает самку с детёнышами. Голос у лисицы звонкий, она тявкает.


Серый волк

Этот крупный зверь похож на собаку, чьим предком он является. Только морда у волка шире, лоб выпуклее и хвост (охотники называют его «поленом») обычно опущен. У лесных волков шерсть серая, у тундровых – почти белая, у степных – рыжеватая. Волк избегает густых лесов. Логова устраивает только для разведения потомства, в зарослях кустарника или расщелинах. Главная добыча волка в лесах – лоси, косули, олени, кабаны. Но не брезгует серый хищник и мелкой добычей: зайцами, птицей, птичьими яйцами. Волки очень умны, ловко уходят от опасности, искусны в охоте, которую ведут стаями. Это молчаливые животные, но осенью и зимой волки часто воют.


Рысь

Эта крупная лесная кошка на высоких ногах, с длинными кисточками на ушах, очень осторожный зверь. Живёт она в густых лесах, подальше от жилья человека. Рысь – великолепный охотник, подолгу стерегущий добычу в засаде. Днём она обычно отлёживается в своём логове под вывернутыми корнями дерева, в яме или расщелине, а с наступлением сумерек ищет добычу. Питается рысь мелкими зверьками, птичками, но может нападать на крупных птиц и на оленят. Рысь – молчунья, однако весной она громко и резко мурлыкает и кричит. В ночной тишине эти звуки производят на человека жутковатое впечатление.


Лось

Одно из самых крупных животных в наших лесах – лось. Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде и высокой, в виде горба, холке. У взрослых самцов вырастают большие рога, похожие на лопату. Поздней осенью лось сбрасывает рога и ходит без них до весны. Летом, когда лосей донимают жара и гнус, они отдыхают днём, а ночью выходят пастись. А зимой, наоборот, кормятся днём, а ночью спят в снегу. Кормится лось ветками деревьев и кустарников. Голос его можно услышать в конце лета по утрам и вечерам. В это время самцы стонут – глухо и протяжно мычат.


Кабан

Встретил перекопанную почву в лесу или на поле – знай: здесь паслось кабанье стадо. От своего потомка – домашней свиньи – кабан (вепрь) отличается уплощённым с боков телом, густой и длинной серо-чёрно-бурой щетиной и чёрным пятачком. У старых кабанов вырастают большие клыки, которые торчат из-под рыла. Маленькие поросята у кабанов полосатые. Кабаны живут большими семьями. День проводят на лёжке, а с наступлением вечера в поисках корма бродят по лесу и полям, роют землю и поедают корешки, семена и плоды растений, личинок и жучков. Купаются в глубоких лужах или ямах, наполненных водой и грязью. Дикие кабаны, как и домашние свиньи, хрюкают. Разъярённый кабан очень опасен.


Бурый медведь

С виду медведь неуклюж – большой, грузный, косолапый. На самом же деле это очень подвижный и грозный лесной зверь, который быстро бегает, прекрасно плавает и лазает по деревьям. Один удар могучей медвежьей лапы способен переломить спину зубру. Хотя медведь – хищник, по большей части он питается травами, ягодами, плодами, зёрнами и корешками растений. Зимой косолапый спит в берлоге, под защитой бурелома или вывороченных древесных корней. Иногда, не успев откормиться за осень, он просыпается и бродит в поисках пищи – становится шатуном. В феврале в медвежьих берлогах рождаются медвежата. Медведь молчалив, но порой так зарычит, что душа уходит в пятки.


Лесная куница

Прыгая с ветки на ветку, по лесу молнией передвигается длиннохвостый коричневый зверёк с большим жёлтым пятном на горле – лесная куница, или желтодушка. Длинный пушистый хвост помогает ей сохранять равновесие при лазании и прыжках. Куница одинаково хорошо чувствует себя на деревьях и на земле. Днём она отдыхает в дуплах, покинутых гнёздах белок или хищных птиц, а в сумерках выходит на охоту. Питается в основном белками и лесными птицами, которых убивает укусом в затылок. Некоторые куницы разыскивают гнёзда диких пчёл и поедают мёд. Поздним летом и осенью они припасают пищу на зиму. Испуганная куница издаёт неприятное, скрипучее шипение.


Выдра

На богатых рыбой реках и озёрах встречается выдра – длинный коротконогий зверь с толстым голым и мускулистым хвостом. Обтекаемое её тело отлично приспособлено для плавания. Лапы имеют специальные плавательные перепонки. Мех не намокает в воде. Увидеть выдру не просто. Она очень осторожна и охотится ночью. Питается рыбой, иногда поедает лягушек, грызунов, птиц. Живёт в норах среди прибрежных зарослей. На суше выглядит неуклюжей, но в воде передвигается стремительно, настигая даже самых быстрых рыб. Выдра – очень подвижный зверь, проводящий много времени в играх. Играя, зверьки издают длинные, неприятные на слух трели.


Бобр

Маленький ручеёк в лесу, превратившийся вдруг в большое озеро, – это работа бобров. Бобры – прирождённые строители плотин. Так они регулируют уровень воды в местах своего обитания. Ведь бобр – животное полуводное. Его плоский голый хвост, покрытый роговыми щитками, напоминает весло. Питаются бобры корой и тонкими ветками деревьев и кустарников. Живут они большой семьёй в прибрежных норах или хатках, которые сооружают на плотине либо на берегу из хвороста, обмазанного глиной. Осенью бобры запасают под водой много веток – чтобы хватило на всю зиму. Кормятся и работают в основном ночью. В случае опасности ныряют, подав сигнал тревоги – громко шлёпнув хвостом по воде.


Барсук

Барсука мало кто видит. А всё потому, что он ведёт ночной образ жизни. Барсук роет на склонах песчаных холмов, лесных оврагов и балок глубокие разветвлённые норы. Иногда это целые городища. Здесь барсук проводит основную часть светлого времени. А как только стемнеет, он выходит на охоту, бродит вокруг своей норы, ищет насекомых, мышек, лягушек, плоды и корешки растений – нагуливает жир, который обладает очень ценными свойствами. На севере барсук осенью погружается в спячку до весны. Весной у барсуков появляются детёныши. Ночью в лесу иногда слышится громкий и звонкий барсучий крик, похожий на крик гуся.


Гадюка

Отправившись в лес по грибы, по ягоды, можно встретить на опушке, вырубке, зарастающей гари или болоте гадюку, ядовитую змею, чей укус болезнен и очень опасен. Гадюки любят греться на солнце, устраиваясь на тропе, пнях, кочках и камнях. Иногда заползают даже на огород и луг. При встрече с человеком гадюка обычно пытается скрыться. Но если видит в нём угрозу – шипит, совершает броски. Поэтому резких движений при встрече с ней лучше не делать. По ночам гадюки охотятся на мышей, лягушек и насекомых. Гадюка – змея живородящая: яйца развиваются и детёныши вылупляются в утробе матери. Два-три раза в год гадюки линяют, скидывая старую кожу. Осенью они прячутся в норах и расщелинах, готовясь впасть в спячку.


Уж

Уж – существо безобидное. Он легко приручается. От прочих змей его отличают два больших, хорошо заметных светлых пятна по бокам головы («уши»). Живёт он рядом с водой – любит купаться и часто плавает. Питается уж в основном лягушками и грызунами. Летом ужиха откладывает в кучу прелых листьев, подушку мха или трухлявый пень несколько десятков яиц, покрытых не скорлупой, а мягкой кожистой оболочкой. Месяца через два из яиц вылупляются маленькие ужи. Первым делом они должны найти место для зимовки: на календаре уже конец лета или начало осени. Зимуют ужи большими группами глубоко под корнями деревьев или под каменными кучами.


Ломкая веретеница

Летом на лесной опушке среди опавшей листвы мелькнёт иногда проворная тварь. Тело как у змеи, тупой хвост. Это безногая ящерица – веретеница. Её легко отличить от змеи по подвижным векам. За желтоватую окраску её ещё называют медяницей. Зимой она спит в глубокой норке или под корнями пня. А в начале лета у этой безногой ящерицы появляются детёныши. Веретеницей её назвали потому, что формой тела она напоминает веретено, а ломкой – из-за способности сбрасывать хвост, характерной для многих ящериц. Ухватили её за хвост, а она раз! – обломила его и отбросила. Главное – уйти от опасности, а хвост что – новый вырастет.


Ящерица

Эти юркие создания попадаются тебе повсюду, шныряя тёплыми днями в саду, в огороде, в лесу среди камней и растений. Многие относятся к ящерицам с опаской, кое-кто считает их вредными и даже ядовитыми. Однако ящерицы не просто безобидны – они приносят огромную пользу, поедая великое множество различных садовых вредителей. Если у вас в саду или на огороде поселились ящерицы, не прогоняйте их, не ловите, чтобы полюбоваться или поиграть. Самые обычные в южных районах прыткие ящерицы размножаются, откладывая яйца в почву. В средней полосе и севернее встречается живородящая ящерица.


Тритон

Тритоны – близкие родственники лягушек, но, в отличие от них, имеют хвост. Ищите тритонов в мелководных водоёмах, по влажным, тенистым местам в укромных уголках леса или старого сада. Летом они бойко плавают в воде, периодически поднимаясь к поверхности за воздухом. На суше тритона встретишь очень редко – разве что сразу после тёплого июльского дождя на лесной тропинке. Самки тритонов откладывают на листьях водных растений яйца, из которых через две-три недели выводится потомство. Тритоны – полезные земноводные. Они уничтожают личинки комаров, в том числе малярийных. Зимуют тритоны под толстым моховым покровом, в трухлявых пнях, корневых ходах, норах грызунов и кротов, подвалах и погребах.


Прудовая лягушка

В самых разных водоёмах широколиственных и смешанных лесов живёт прудовая лягушка. Её часто называют зелёной из-за ярко-зелёной окраски со светлой полосой вдоль спины и некоторым количеством чёрных пятен. Прудовая лягушка теплолюбива. И зимняя спячка у неё долгая, и весной она оживляется только после по-настоящему тёплых дней. В конце мая самка прудовой лягушки откладывает две-три тысячи икринок, из которых появляются головастики – будущие лягушата. Питается прудовая лягушка жуками, комарами, муравьями и другими ползающими и летающими мелкими насекомыми.


Травяная лягушка

В лесу и на полях, в зарослях кустарника и на сырых лугах, в болотах, по берегам рек и озёр, даже в населённых пунктах встречается травяная лягушка. Сверху она оливковая или красновато-коричневая, с тёмными пятнами на спине и боках. Весной у самцов горло голубое, и они светлее самок. Пробудившись после зимней спячки, лягушки во множестве собираются в лужах, канавах, лесных водоёмах, в старицах рек, где самки откладывают икру. Сумерки оглашаются лягушечьими хорами – громким кваканьем. Самка травяной лягушки откладывает больше тысячи икринок, из которых выводятся головастики. Питается травяная лягушка жуками, гусеницами, моллюсками, дождевыми червями и пауками.


Жаба

Серая жаба, крупная, медлительная, обитает в лесах и рощах, в парках и садах, на огородах. Кожа у жаб сухая, пупырчатая и может быть покрыта едкими выделениями. Поэтому после прикосновения к жабе руки лучше вымыть, чтобы эти едкие вещества не попали в рот или глаза. А вот то, что от этого появляются бородавки, – полная чепуха. Едкая слизь – единственная защита этих очень полезных животных, которые избавляют от вредителей сады и огороды. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными, часто истребляя тех, которых не едят птицы.


Снегирь

Зимой всё вокруг окрашено в строгие белые и чёрные тона. Но вот на голый кустик сирени или боярышника прилетели яркие, нарядные красногрудые птички. Это самцы снегиря – оперение у самочки не такое яркое, грудка у неё зеленовато-серая. Всё лето снегири жили в лесах, где выводили птенцов. Осенью они сбились в небольшие стайки и отправились на поиски рябины и других ягод, поближе к жилищам человека. Так всю зиму и странствуют по паркам, скверам, садам и огородам, выискивая корм.


Ремез

В зарослях кустарников, по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов снуёт маленькая, невзрачная синичка – ремез. Отыскивая пищу, она проворно лазает по веткам, подвешиваясь вниз головой или спиной. И очень часто издаёт тонкий свист тсии-тсии , который далеко слышен. Из растительного пуха, шерсти зверей и пёрышек птиц ремез плетёт необычное гнездо-рукавичку, утыканное снаружи берестой, почечными чешуйками и цветочными серёжками ивы и тополя. Гнездо обычно крепится к концу поникшей над водой ветви ивы, берёзы или тростника. Ремез – единственная из наших синиц – на зиму улетает в тёплые края, далеко от тех мест, где выводила птенцов.


Малый пёстрый дятел

В морозный зимний день, распушившись, приподняв ёршиком красные пёрышки на голове, ползает по деревьям малый пёстрый дятел, рябой шарик, оживлённо простукивающий клювом щели и трещины в коре: не спрятались ли там лакомые для него насекомые? Обычно он молча прыгает по стволам, но весной часто заявляет о себе громким кии-кии-кии . Птица эта предпочитает держаться смешанного и лиственного леса, пойм рек, встречается в садах и парках. Гнёздышко устраивает в дупле, которое выдалбливает в сухих и трухлявых деревьях. Летом в гнезде появляются крикливые птенцы, требующие, чтобы их побыстрее накормили.


Скворец

В нашей стране скворец – вестник весны. Как только появляются первые проталины, птицы прилетают в родные места и сразу же объявляют о своём прибытии песней: щебетом, бульканьем, щёлканьем, свистом, звуками, подслушанными у других птиц, у животных. Скворец – лесная птица, но охотно селится рядом с человеком, в деревнях и даже больших городах, в скворечниках, вывешенных на балконах многоэтажек. Скворца узнает каждый: оперение чёрное, клюв длинный, жёлтый. В поисках пищи птицы быстро шагают по земле и всюду протыкают клювом почву, летают прямо и быстро. После вылета из гнезда молодые скворцы собираются в большие стаи и кормятся по полям, лугам и речным поймам.


Козодой

Весенним и летним вечером в редком старом лесу разносится длинная, монотонная сухая трель: тр-уэрр-уэрр-уэрр-уэрр . Это далеко слышное в сумерках дребезжание – песня козодоя, который уселся на сук сухого дерева. Закончив песню, он взлетает, широко взмахивает крыльями и точно подпрыгивает, вздрагивая в воздухе. Увидеть молчащего козодоя непросто. Прильнув к стволу, совершенно неподвижный, сидит он, сливаясь с корой благодаря крапчатой окраске. Странным названием птица обязана старому немецкому поверью, приписавшему ей способность доить коз. Ведь козодои вечно кружат около пасущегося скота, присаживаясь у ног коров, коз или овец. Только вот привлекает их не молоко, а насекомые, собирающиеся около животных и их помёта.


Большая синица

В январскую стужу, стоит появиться солнышку, начинает петь большая синица, постоянно попадающаяся на глаза в парках, садах и по окраинам лесов, очень подвижная и заметная: брюшко ярко-жёлтое, разделённое чёрной полоской, белые щёчки. Перелетая с ветки на ветку, она издаёт звонкое пинь-пинь-чэржжж, циррерреререре, ци-ци-ци . Громкая её песенка состоит из многократно повторяемых слогов: пиньтю-пиньтю, циньцитя-циньцитя, дзинь-ту-дзинь-ту . Гнёздышко своё большая синица устраивает в дуплах и щелях на стволе, разных искусственных гнездовьях, под крышей домов. В парках больших синиц часто изгоняют из гнездовий воробьи. Зимой синицы слетаются к кормушкам, помогающим пернатым пережить зимнюю бескормицу.


Сова

Бесшумно парит над сырыми лесными полянами, топями и полями болотная сова. Она больше охотится днём, чем ночью. Полёт её лёгкий и плавный, с редкими, глубокими взмахами крыльев. Часами кружит она над землёй, высматривая мышей. Завидит добычу, остановится в воздухе, часто взмахивая крыльями, и круто падает вниз, хватает поживу. Болотная сова – перелётная птица. Зиму она проводит на юге нашей страны. Весной, прилетая на места гнездования, болотные совы устраивают воздушные игры – летают друг за дружкой, часто издавая глухое, повторяющееся бу-бу-бу . В отличие от других сов, которые обходятся без гнёзд, болотная сова устраивает себе гнездо на земле, посреди густых кустов или зарослей травы.


Беркут

Беркут – самая большая хищная птица нашей страны. Размах его крыльев превышает два метра. Беркута зовут золотым орлом за золотистые перья на затылке взрослой птицы. Это настоящий птичий король. Зрение у него преострое. Зайца беркут видит на расстоянии до четырёх километров. Он самый стремительный из орлов. Преследуя добычу, покрывает больше ста километров в час. Гнездо беркут устраивает высоко на дереве или на скале. Обычно оно служит много лет паре птиц, которая его поправляет и надстраивает, так что оно со временем достигает двух-трёх метров в диаметре. Часто между его сучьями вьют гнёзда воробьи, которых беркуты не замечают. Беркут неговорлив. Лишь иногда услышишь его негромкое кьев-кьев-кьев , напоминающее лай небольшой собачки.


Мухоловка-пеструшка

На светлых лесных опушках, в парках распевает подвижная птичка с контрастной, чёрно-белой окраской. Это самец мухоловки-пеструшки. Самочка – серенькая, малоприметная. Поющий самец обычно заметен: он предпочитает сидеть на отдельной веточке или на крыше искусственного гнездовья. Во время пения часто опускает крылья и распускает хвост, быстро потряхивает крыльями. Как бы порывается взлететь, расправляет крылья и сейчас же их снова складывает. Выводит он громкую короткую трель: ци-кру, ци-кру-ци, цикру-цикру или три-крути-крути-три . А у гнезда перед самкой часто тихо щебечет цюй-цюй-цифируфлит или пиль-пиль-филили-лилилилю .


Кукушка

Кто не слышал в лесу раз за разом повторяемого звучного ку-ку ? Это даёт о себе знать самец кукушки. Кукование звучит днём и ночью, особенно на утренней и вечерней заре. Обычно самец кукует сидя на ветке в верхней части кроны. Во время пения он опускает крылья, приподнимает и распускает хвост. Кукушка не строит гнёзд. Самка подбрасывает своё яйцо в гнездо какой-нибудь мелкой птички (зарянки, камышёвки, славки). Первым обычно вылупляется кукушонок и норовит выкинуть всё, что находит рядом, избавляясь от других птенцов. Аппетит у него отменный: от зари до зари маленькие птички таскают еду огромному в сравнении с ними подкидышу. При кормлении подросшего кукушонка им приходится засовывать голову глубоко в его открытый рот.


Ворон

Ворон – крупная птица с большим и крепким клювом, который помогает защищаться от врагов и добывать пищу. Ворона легче услышать, чем увидеть, – уловить свист крыльев могучих птиц, их перекличку в полёте – глухое кро-кро или резкое крук-крук . Зоркие вороны летают над лесом и полями, высматривая добычу. Питаются они главным образом падалью. Уйдёт от охотников раненый зверь и погибнет в лесу – тут же вороны слетаются на пир. На крик нашедших добычу спешат сородичи, собирается целая стая. И вдруг все разом взмыли в воздух, покружили и расселись по деревьям. Это пришёл на готовое кто-то посильнее – волки, а то и сам хозяин лесов, медведь. Теперь сиди и жди, когда насытятся звери.


Клёст-елóвик

В феврале, когда леса в снегу и трещат морозы, приступает к постройке гнезда красивая птица с красным оперением – клёст-елóвик. Гнездо своё – довольно крупное и хорошо утеплённое – строит он на высоких и густых хвойных деревьях, чаще на елях. Клюв у клёста толстый, с перекрещивающимися концами – таким проще доставать семена из еловых шишек, которые служат клёстам основным кормом. По ветвям клёст передвигается медленно, иногда с помощью клюва. Поёт обычно на вершинах деревьев. Поющий клёст часто устраивает «танцы», может с песней летать вокруг дерева. Голос у него звонкий. В полёте почти беспрерывно звучит длинное тиктиктиктиктиктик или звонкое клё-клё-клё .


Щегол

Самая красивая птичка светлых лесов и садов – щегол. Словно яркая бабочка порхает он среди ветвей. Мало того, что красив, – он ещё очень подвижен, даже вертляв, мастер подвешиваться в разных возможных и невозможных положениях на самых тоненьких веточках или даже на шишках репейника, нередко переругиваясь с собратьями на своём, щеглином, языке: рэрэрэрэрэ . Сидя на вершине дерева, щегол держится щёголем, подтянутый, гордый своей красотой, и песенку исполняет громкую и красивую: пюи-пюи, сти-глик, пикель-ник .


Сорока

Сороке не по душе чащобы. Весной держится она у края леса, в кустарниках. Под осень перебирается в деревни, ближе к человеку. Особенно приметен её длинный ступенчатый синевато-зелёный хвост. Оперение голени и подхвостье – чёрные, а нижняя часть груди, брюшко и полосы на плечах белые, за что и прозвана белобокой. Но больше пёстрого наряда привлекают внимание сорочья суета и стрекотанье. Своё большое шарообразное гнездо сорока строит в глубине куста или дерева. Обычно шумливая, около гнезда держится тихо. Всеядная эта птица нападает на мелких певчих птах, расклёвывает в их гнёздах яйца и птенцов. Повадится сорока-воровка летать на двор – будет не только таскать яйца из курятника, но может и цыплят извести.


Пеночка-тенькóвка

Ранней весной, когда ещё только набухают почки на деревьях, в вершине кроны раздаётся мелодичный свист: тень-тянь-тинь-тюнь-тень , как будто капли плюхаются в воду. Это поёт одна из самых маленьких наших птичек – пеночка-тенькóвка, или, как её называют в народе, кузнечик. Маленькая-то она маленькая, а голос громкий, слышен издалека. Целыми днями копошится она в вершинах высоких деревьев, склёвывая мелких насекомых. А с наступлением лета устраивает на земле, под кустиком или в кочке, гнёздышко-шалашик с боковым входом.


Певчий дрозд

Громче и затейливее всех в весеннем лесу заливается певчий дрозд. Даром что наряд скромный: всё оперение буроватооливковое, лишь на брюшке беловатое с охристым оттенком. Заметен дрозд своим пением. Всю весну и половину лета поёт сутками, особенно утром и вечером, смолкая лишь в полной темноте. Песня у него мелодичная, неторопливо и чётко выводимые свистовые фразы с обязательным двукратным повторением: фИлипп-фИлипп, приди-приди, чайпить-чайпить, витью-витью .


Тетерев

Красив тетерев. Мало кто сравнится с ним в наших лесах: оперение чёрное с синим отливом, брови ярко-красные, хвост как лира – крайние перья сильно загнуты в стороны (оттого его называют косачом), подхвостье ярко-белое, на крыльях белые зеркальца. И всё же весной тетерева ищут по голосу. Как только потеплеет и удлинится день, самцы собираются на поляне или моховом болоте, где раньше сходит снег. Здесь они поют – токýют. Издают что-то вроде бульканья или бормотания, ходят, даже бегают друг за другом, развернув хвост, раздув и опустив шею, распустив до земли крылья. Бормотание прерывается громким кукáррр и шипящим чуффышшшш . На токý тетерева часто подпрыгивают и хлопают крыльями, а иногда дерутся, как домашние петухи.


Зарянка

Весной в густых смешанных и хвойных лесах с перелётных птиц появляется зарянка – небольшая, очень доверчивая птичка с малиновой грудкой и большими, немного печальными глазами-бусинками. Вы узнаете её не только по цветной грудке, но и по характерному потрескивающему тик-тик-тик и тонкому свисту сиип или тсии . Её мелодичные, щебечущие и журчащие трели начинаются растянутыми звуками и иногда длятся довольно долго, но чаще прерываются небольшими паузами. Весной зарянка поёт весь день до темноты. Она часто наведывается на дачные участки. Любит весной прыгать по грядкам и собирать мелких насекомых и червячков, а осенью с удовольствием лакомится садовыми ягодами.


Сорокопут-жулан

Случалось ли вам на окраине сада или лесной опушки, где много кустарников, натолкнуться на сухой куст, острые сучки которого унизаны жуками, кузнечиками и даже лягушками и ящерицами? Это собирал пищу про запас маленький пернатый разбойник – сорокопут-жулан. Голова у него большая, клюв крючковатый, хвост длинный, полёт волнообразный, а ещё он постоянно чем-то недоволен и резко так покрикивает: чек-чек . Сорокопут любит сидеть на вершине куста, откуда наблюдает за окружающей местностью. Зрение у него острое, слух тонкий. Стоит кому-то пошевелиться в траве, срывается сорокопут с ветки, и через несколько мгновений добыча у него в клюве.


Деревенская ласточка

Кто бывал в деревне, знает деревенскую ласточку – касатку. Хвост у неё вилообразный, крайние пёрышки намного длиннее средних. Это особенно заметно, когда она летает высоко или носится низко над землёй, раскрывая хвост веером. Песня касатки – весёлый щебет, заканчивающийся трескучей трелью церрр. Гнёздышко – чашу, вылепленную из комочков глины, которые склеены ласточкиной слюной, – касатка устраивает под крышей какой-нибудь постройки. Внутри оно выстлано перьями и волосом. Кормится деревенская ласточка летающими насекомыми, и потому в холодную сырую погоду, когда их мало в воздухе, ласточка летает низко, собирая насекомых с травы и даже с земли. В тёплые дни касатки охотятся довольно высоко, куда заносят их добычу восходящие потоки воздуха.


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках: «Следы зверей и птиц», «Любопытный Петербург, часть 8: Невский район» и другие. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.

На сайте

  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р).
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
  • Условия публикации:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Кто живет в лесу

    Дата публикации: 23.03.16

    МАДОУ «Мальвина»

    НОД по экологии

    Кто живет в лесу?

    (Средняя группа)

    Воспитатель: Костюк В.Т.

    Г.Ноябръск 2016 год

    НОД по экологии в средней группе

    Тема: Кто живёт в лесу?

    Вид деятельности: интегрированная(познавательная, игровая) Образовательные области: «Художественное творчество», « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»

    Цели и задачи:

    «Познание»

    Расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.

    Активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

    «Социализация»

    Формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;

    Воспитывать любовь к родному краю, животным леса;

    «Коммуникация»

    Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).

    «Физическая культура»

    Обогащать двигательный опыт детей

    Развивать мелкую моторику рук

    «Безопасность »

    Формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

    «Художественное творчество»

    Закреплять знания о красоте леса;

    Помочь увидеть красоту природы;

    «Здоровье»

    Формировать привычку здорового образа жизни

    « Труд»

    Формировать первичные представления о труде взрослых;

    «Чтение художественной литературы»

    Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;

    «Музыка»

    Приобщать к слушанию звуков леса.

    Оборудование: видеоматериал, компьютер, таз с водой, жир, полотенца.

    Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.

    Ход занятия:

    Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Вы любите животных? Дети перечисляют

    Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).

    Ребята к нам кажется, идут гости (заходит Красная шапочка с ноутбуком)

    Красная Шапочка: Здравствуйте ребята. Я узнала. Что вы много знаете про лес. И хотела, чтобы вы поделились со мной своими знаниями, потому что я живу в сказочном лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.

    Вы согласны?

    Воспитатель: Но чтобы отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова (закрывают глаза).

    Круг волшебный покружись

    Поскорей в лесу окажись.

    Открываем глазки. (Звучит музыка и включается видео)

    Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. Каких?

    Дети перечисляют

    Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава).

    В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнце не видно, можно заблудиться.

    Воспитатель: В каждом лесу есть не только деревья и другие растения.

    Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?

    Дети: звери, птицы, насекомые. Какие животные.

    Красная Шапочка: А в моём сказочном лесу живёт волк. Они крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.

    Кто из вас знает? (зайцы, утки)

    Ребята отгадайте загадку

    «У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»

    Кто это? заяц (видео зайца)

    Теперь я расскажу вам ребята про зайца. Смотрите вот он, какой заяц. Давайте посмотрите. Какая у него шубка цветом (белая). Он уже приготовился к зиме и сменил ее.

    Уши у зайца, какие? (длинные)

    А какой хвост? (короткий)

    Чем питается заяц (травой, корой). Кого зайчик боится (волка)

    Физминутка. Давайте поиграем в игру «Зайцы и волк».

    Воспитатель: Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Живет в лесу, а зимой спит в берлоге» (медведь) видео

    Скажите, какого размера наш медведь (большой)

    А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.

    Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)

    Ребята как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У них теплая, меховая шкура и под кожей толстый слой жира)

    Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Давайте с вами это выясним с помощью опыта.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Файруза Нуруллина
    Проект «Кто живет в лесу?»

    Тип проекта : познавательно - коммуникативный.

    Возраст детей : вторая младшая группа.

    Период выполнения проекта : недельный.

    Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

    Актуальность. Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще с раннего детства многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с животными.

    Однако, дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

    Цели проекта :

    Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

    Дать детям представление о диких животных;

    Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.

    Задачи :

    Развивать монологическую и диалогическую речь, лексику, грамматику, произношение;

    Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

    Пополнить и активизировать словарь детей;

    Развивать элементарные представления о животных;

    Способствовать уточнению представлений детей о лесных животных;

    Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;

    Укреплять здоровье детей;

    Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

    Формировать музыкальные способности детей.

    Подготовка к проведению проекта

    1. Подобрать методическую литературу по теме.

    2. Подобрать художественную литературу по теме.

    3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные, дидактические игры) .

    4. Составить перспективный план проекта .

    Выполнение проекта

    Социализация Дидактические и настольные игры :

    «Чей домик?» ;

    «Кто как кричит?» ;

    «Кого не стало?» .

    «Разрезные картинки» ;

    «Помогите найти маму» ;

    «Угадай животное» .

    Познание Беседы :

    «Кто живет в лесу ;

    «А как зимуют звери в лесу .

    Коммуникация, развитие речи Составление описательных рассказов :

    По картине «Три медведя» ;

    По игрушкам «Лиса» , «Медведь» , «Заяц» .

    Пальчиковые игры : «Зайка и ушки» ,

    «Подарок для заиньки» , «Волк и лиса» .

    Чтение художественной литературы Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка»

    Чтение рассказов :

    В. Бианки «Лис и мышонок» ,

    Е. Чарушина «Волчишко» .

    Художественно-эстетическая деятельность Разучивание песни : «Ежик» ,

    Музыкальная игра «Лиса и зайцы» .

    Драматизация сказки «Теремок» .

    Физкультурно-оздоровительная деятельность Подвижные игры : «У медведя во бору» ;

    «Зайчики и домики» .

    Физкультминутки : «Мишка косолапый» , «Звериная зарядка» .

    Безопасность Беседа «Как вести себя в лесу »

    Продуктивная деятельность Аппликация «Зайчик» ;

    Лепка «Мишка косолапый» ;

    Рисование «Раскрась животное» .

    Работа с родителями Выставка совместных работ на тему «Животные леса» ;

    Консультация для родителей .

    Продукты проектной деятельности :

    1) Изготовление альбома «Кто в лесу живет

    2) Оформление выставки «Животные леса»

    3) Консультация для родителей «Прививайте ребенку любовь к природе» .

    4) Презентация проекта (Приложение) .

    Список литературы :

    1.http://www.liveinternet.ru/users/arduvan/post132712077/

    2.http://allforchildren.ru/songs/animals.php

    3.http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1055

    4.http://www.baby.ru/blogs/post/70766827-58601162/

    5.«Большая книга про животных» , Москва, издательство «Белый город» , 2009

    6. «От рождения до школы» , Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др.

    Издательство «Мозаика-Синтез» , 2010

    7.«Утро радостных встреч» Л. Свирская, Москва, «Линко-Пресс» , 2010

    Конспект интегрированного занятия

    По ознакомлению с окружающим миром

    в средней группе

    «Кто живёт в лесу»

    Задачи:

    Расширить представление о жизни в природных условиях диких /

    животных заяц, ёж, лиса, медведь, волк/: как передвигаются, чем

    питаются, как спасаются от врагов.

    Формировать бережное отношение к животному миру, желание

    проявлять заботу о нём.

    Учить самостоятельно передавать образы животных в аппликации,

    используя «пушистые» материалы.

    Учить детей согласовывать свои действия, умение договариваться

    между собой, находить своё место в общей работе.

    Формировать интерес к коллективной работе.

    Демонстрационный материал: макеты деревьев, иллюстрации

    «домиков» животных, мягкие игрушки: лиса, заяц, медведь, волк, ёж,

    Хрюша, Степашка, посылка/мёд, орешки/ лист ватмана с

    изображением леса.

    Раздаточный материал: силуэт из бархатной бумаги животных:

    медведь, лиса, волк, ёж, заяц, «пушистый» материал: цветная вата.

    Ход занятия

    Ребята, сегодня мы отправимся с вами на прогулку в лес. Хотите узнать, какие

    животные живут в лесу?

    Тогда садитесь на поезд, и мы отправляемся в путешествие.

    /Звучит песня «Поезд» Железнова/

    Вот мы и приехали в лес. / Дети подходят к «домику». Лисы/ Отгадайте, кто

    живёт в этом «домике»?

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пушистый хвост-краса,

    Кто это? … /лиса/

    Какая лиса? Чем питается?

    Кто знает стихотворение о лисе?

    Как ходит лиса?/ Дети имитируют походку лисы/

    Интересно, а кто живёт в этом домике?

    Зимой беленький,

    А летом серенький,

    Никого не обижает.

    А всех боится. /заяц/

    Какой заяц? Как передвигается? Чем питается?

    Кто знает стихотворение про зайчика?

    Как ходит зайка? Покажите.

    А это чей «домик»?

    Лесом катится клубок,

    У него колючий бок.

    Он охотиться ночами

    За жуками и мышами. /еж/

    Какой ёжик? Чем питается? Как передвигается?

    Кто из вас знает стихотворение про ёжика?

    Ребята, а кто же живёт в этом «доме»?

    Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой под вьюжной вой

    Спит в избушке снеговой. /Медведь/

    Какой медведь? Чем питается?

    Прочитайте стихотворение о медведе.

    Покажите. Как ходит медведь.

    А кто живёт в этом «домике»?

    На овчарку он похож,

    Что не зуб, то острый нож!

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть! /Волк/

    Какой волк? Чем питается?

    Кто знает стихотворение про волка?

    Покажите, как ходит волк?

    Вот, ребята, мы с вами и познакомились с теми, кто живёт в лесу? Пришла

    пора возвращаться нам в детский сад. Садитесь в поезд.

    Вот мы и вернулись из леса. Ой, ребята, посмотрите, кто нас встречает?

    /Хрюша и Степашка/

    Почему вы такие грустные?

    Оказывается, они хотели с нами пойти в лес, но опоздали. Как же нам им

    помочь? /ответы детей/

    Давайте сделаем для них всех животных, которые живут в лесу, из пушистых

    материалов. А Хрюша и Степашка посмотрят, как вы будите это делать.

    /Звучит мелодия «Рассвет в лесу» Из сборника на едине с природой/

    Самостоятельное выполнение работ с детьми. Наклеивание их с помощью

    воспитателя, на лист ватмана с изображением леса.

    Хрюша и Степашка, вам понравилась работа детей?

    Кто же живёт в лесу?

    Раздаётся звук в дверь. Входит почтальон Печкин и приносит посылку.

    Ребята, посмотрите, кто же прислал нам посылку? /открываете её/

    Посмотрите, мёд, орешки!?/ Дети высказывают предположения/

    Конечно, это же медведь прислал нам мёд, а орешки – ёжик. А откуда же

    ёжик взял орешки? /из шишек/

    Спасибо, вам друзья, за угощение!

    Проект «Кто в нашем лесу живёт?»

    Тип проекта : Долгосрочный. Педагогический. С привлечением родителей. Практико-ориентированный.

    Продолжительности проекта : 3 месяца.

    Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

    Актуальность проблемы : Во время бесед с детьми, выяснилось, что дети имеют недостаточные представления о жизни диких животных: среде обитания, повадках, питании, образе жизни. В ходе беседы выяснилось, что знания у воспитанников очень скудные.Таким образом возникла проблема: «Узнать о многообразии диких животных в лесах Карелии, о их образе жизни».

    Цель : формирование представлений детей о многообразии диких животных Карелии в процессе поисково - исследовательской деятельности.

    Задачи:

    • Формировать у детей представление о многообразии диких животных;
    • Воспитывать бережное отношение к животным;
    • Развивать эмоциональную отзывчивость;
    • Развивать коммуникативные навыки;
    • Формировать навыки исследовательской деятельности;
    • Продолжать развивать умения сравнивать диких и домашних животных;

    Методы проекта : наблюдение, совместные творческие игры, диагностические процедуры, обучающие игры, познавательная деятельность(занятия),драматизация, презентация, выставочная деятельность.

    Этапы реализации проекта .

    Подготовительный этап

    Основной этап

    Заключительный этап

    Постановка целей

    Ознакомление детей с художественной литературой

    Альбом «Кто в нашем лесу живёт»

    Определение актуальности и значимости проекта

    Проведение бесед.

    Ознакомление с дикими животными Карелии.

    Создание карты «Жители нашего леса»

    Проведение диагностики с целью выявления знаний по данной теме

    Театрализованные игры.

    Подбор методической литературы

    Художественное творчество.

    Презентация «Дикие животные Карелии»

    Подбор наглядно-дидактического материала,художественной литературы.

    Работа с родителями

    Организация развивающей среды в группе

    Проведение занятий.

    Подбор репродукций художественных картин на тему «Лесные животные»

    Создание презентации.

    План работы.

    Участники

    Подготовительный этап

    Постановка целей. Определение актуальности и значимости проекта.

    Воспитатели

    Подбор методической литературы для реализации проекта.

    Воспитатели.

    Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

    Воспитатели

    Подбор репродукций художественных картин на тему: «Лесные животные»

    Воспитатели

    Проведение диагностики с целью выявления знаний по теме.

    Воспитатели

    октябрь-декабрь

    Организация развивающей среды в группе.

    Воспитатели

    Основной этап

    Беседы: «Кто живёт в лесу», «Как люди помогают диким животным пережить зиму?».

    Воспитатели.

    октябрь-декабрь

    Чтение рассказов и сказок о диких животных.

    Воспитатели.

    октябрь-декабрь

    Ознакомление с пословицами и поговорками о диких животных.

    Воспитатели.

    Заучивание наизусть стихотворений о диких животных.

    Воспитатели.

    Дети. Родители.

    Загадки о диких животных.

    Воспитатели.

    Театрализованные игры «Колобок», «Теремок».

    Воспитатели.

    Развивающая игра «Чей домик?»

    Воспитатели.

    Лепка «Заяц».

    Воспитатели.

    Занятие по развитию речи. Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

    Воспитатели.

    Занятие. Мир природы «Как зимуют дикие звери».

    Воспитатели.

    Художественная деятельность. Лепка. «Вот ёжик- ни головы ни ножек».

    Воспитатели.

    Художественная деятельность. Аппликация: «Белочка».

    Воспитатели.

    октябрь-ноябрь

    Заключительный этап

    Работа с родителями. Создание книги «Кто в лесу живёт?»

    Воспитатели.

    Дети. Родители.

    октябрь-ноябрь

    Работа с родителями. Сочинение сказок о диких животных.

    Воспитатели.

    Дети. Родители.

    октябрь-ноябрь

    Создание карты «Дикие животные Карелии».

    Воспитатели.

    Дети. Родители.

    Создание презентации «Дикие животные Карелии»

    Воспитатели.

    Презентация проекта «Дикие животные Карелии»

    Воспитатели.