Что относится к живой и неживой природе. Неживая природа: определение, признаки и классификация

Часто мы произносим слово «природа» , когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания.


Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия. Так что же такое природа?

Что означает слово «природа»?

Термин «природа» имеет древнерусские корни. По сути, понятие состоит из двух слов – приставки «при» и корня «род», что означает «при Роде». Род – это божество в древнерусской мифологии, выступавшее воплощением рода, единства потомков от общего предка. Именно от имени этого бога произошли такие понятия, как «родиться», «новорожденный», «роженица».

Некоторые историки связывают термин с латинским словом natūra , указывающим на рождение или миропорядок, то есть на внешний мир, который существует многие миллионы лет и не может изменяться в результате человеческой деятельности.

Современная трактовка слова «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками.


К ней можно отнести леса, моря, поля, речные русла, цветы и, в конечном счете, самого человека. Существует множество наук, которые занимаются изучением всего, что относится к природе. Это и география, и биология, и , и даже физика с химией.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере.


Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно.

Что такое природные явления?

Все природные объекты на Земле подвергаются определенным явлениям, которые также называют природными. Дождь, снег, ветер, течение воды в реке, затмение Солнца или звездопады – эти события относятся к природным явлениям, а их перечисление можно продолжать до бесконечности. Они могут быть как позитивными, так и достаточно негативными, наносящими существенный урон и разрушения.


В числе последних смерчи, наводнения, извержения вулканов, лавины, землетрясения, цунами. Но независимо от их проявления, в природе всё находится в гармонии и равновесии.

Называет все живое и неживое, созданное без его участия. Это весь окружающий мир. В статье рассмотрим, что такое природа, из чего она состоит и какое влияние оказывает на жизнь человека.

Значение слова

В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.

В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:

  • минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
  • растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
  • животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).

Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство - биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.

Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:

  • Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
  • Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
  • Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
  • В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.

Слово «природа»: разбор и синонимы к нему

Слово «природа» является существительным женского рода. Согласно новым морфемным и словообразовательным словарям, оно состоит из двух частей:

  • «природ» - корень и основа слова;
  • «а» - окончание.

Если рассматривать слово «природа» по его этимологии, то в составе выделяют три части:

  • «при» - приставка;
  • «род» - корень;
  • «а» - окончание;
  • основа слова - «природ».

Многие считают второй вариант более верным. Потому что само слово «природа» означает все, что было при роде, то есть на Земле, где жили люди - род. Однокоренными словами являются такие: родина, народ, родственник, родители, родник и подобные.

Синонимы к слову «природа»: сущность, мир, подобие, вселенная, первооснова, организм, натура, естество, субстанция, действительность.

Обычно рассматриваемое нами слово ассоциируется с такими понятиями: деревья, лес, воздух растения, охрана, любовь, небо, животные, растения, времена года, горы, облака и другое.

Жизнь на планете Земля

Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.

Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва - основа для строительства и выращивания культур.

На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды - основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.

Живая природа

К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.

Главными признаками живой природы являются:

  • рождение, развитие, рост - вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец - во взрослого человека;
  • размножение - способность воспроизводить себе подобных;
  • питание - любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
  • дыхание и движение - живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
  • умирание - окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево - живая природа, а срубленный ствол - неживая.

Биология выделяет такие объекты живой природы:

  • микроорганизмы - самые первые формы жизни на планете;
  • растения - мир флоры, который представлен в богатом разнообразии - от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
  • животные - наиболее многочисленная группа живой природы;
  • человек - считается высшей ступенью развития живой природы.

Что такое природа неживая и почему ее так называют? Рассмотрим ниже.

Кроме растительности и животных, человека окружают и другие объекты, созданные без его участия. Это камни, облака, реки, горы, ветер, листья, солнечные лучи.

Неживая природа является первоисточником, именно из нее и благодаря ей появилась жизнь на планете. Все организмы используют объекты неживой природы в процессе жизнедеятельности.

Признаками объектов неживой природы являются:

  • устойчивость к погодным условиям и другим изменениям окружающей среды;
  • слабая изменчивость;
  • отсутствие способности дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться и умирать.

Изучением таких объектов занимаются науки: физика, химия, гидрография, геология, астрономия и другие.

Объекты неживой природы классифицируются следующим образом:

  • твердые тела - минералы, горные породы, ледники, камни, скалы, кометы;
  • жидкие тела - роса, дождь, облака, лава, река;
  • газообразные тела - пар, туманности вселенной, некоторые планеты, воздушные массы.

Жизни живой и неживой природы тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой. Особенно необходимыми являются почва, воздух, вода, солнце.

Связь природы и времен года

Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность - последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.

Смену сезонов в течение года принято называть временами года - это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.

Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.

Природа в искусстве

Что такое природа в искусстве? Это образ, который зачастую наделяется человеческими качествами: волей, стремлением или противостоянием.

Тема природы наиболее широко начала раскрываться с эпохи романтизма. Она описывалась как инстинктивное начало, что-то, противостоящее человеку. Природа в искусстве воспринимается как начало всего живого, поэтому ее часто называют чистой и девственной, а также матушкой. Когда человек устает от цивилизации, то он находит умиротворение в природе.

С 20 века персонифицированный образ наделен отмщением. Природа описывается как ответная реакция Земли на деятельность человека в виде стихийных бедствий и катаклизмов. Природные явления сложны и многообразны, они говорят о способности природы учить человечество.

Природа и жизнь человека

Человек является неотъемлемой частью природы. Он существует только благодаря ей - атмосферному давлению, жидкости, кислороду, почве. Стоит убрать всего один компонент, и человек не сможет существовать.

Люди создают для себя предметы роскоши, а первоочередные потребности удовлетворяет с помощью природы. Именно она дает защиту, ресурсы, пищу. Человечество давно перестало жить в пещерах и охотиться, взамен люди строят дома и магазины.

Для человека природа - неиссякаемый источник информации. Благодаря знаниям ученые анализируют прошлое и пытаются прогнозировать будущее.

Но при стремительном развитии НТП человечество перестает считаться с природой. В современном мире существуют глобальные проблемы - потепление, нехватка лесов, истребление животных... Все это выводит экосистему из равновесия. Правительства стран составляют проекты по восстановлению природы, засаживают территории и более тщательно анализируют оставшиеся ресурсы.

Вместо послесловия

На вопрос: «Что такое природа?» можно ответить по-разному, ведь она такая неоднозначная, непостижимая и безграничная. Но можно утверждать одно: человек называет себя царем природы, а на самом деле является лишь ее частью, компонентом чего-то большего, песчинкой в океане вселенной.

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.

Ирина Баранова
Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель : Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы . Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек -часть природы ) .

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа » . А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа , и приводят примеры : солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе ? А что нельзя назвать природой ? (То что сделано руками человека) А машина есть в природе (нет потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа . Человек их только приручил , сделал их домашними, они и без него существовали в природе ).

Природа- это то , что существует без помощи человека, а «не природа » - это все то, что сделано руками человека.

Игра «Природа – не природа » .

Что относиться к природе нужно стоять , а если не природа- похлопать .

Воспитатель называет слова : автомобиль, дуб, одуванчик, компьютер, муравейник, снежинка , сосулька, мороженое, телевизор, туча, зонт, дождь, олень, книга, карандаш, сосулька.

Ребята, а для чего нужна природа ?

Значение природы для человека .

1. Восхищает красотой.

2. Дает тепло, свет, воздух, воду, пищу.

3. Дает разные материалы для хозяйства.

4. Дарит нам радость открытий

5. Охраняет наше здоровье

6. Учит нас доброте.

Воспитатель : Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир неживой природы и мир живой природы . На один мольберт выставляется картинка живой и неживой природы . Живая природа это то что движется , растет, развивается, умирает, размножается.

Игра «Живая природа- неживая природа »

Если живая –руки вверх , неживая –руки вниз .

Солнце, лягушка, ель, воздух, карась, ландыш, гранит, кактус, созвездие, облако, подосиновик, комар, льдина, сосулька, роза, вода.

Игра «Четвертый лишний»

Солнце, звезды, воздух, цветок- это неживая природа .

Растения, грибы, человек, звезды- это живая природа .

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения) .

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек- существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы . На земле он всех умней, Потому и всех сильней!

Но благодаря своему могуществу, человек, стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе .

Что значишь ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь,ты наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы ,

Что без природы твой конец ?

С. Кирсанов.

Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО «Живая природа» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО "Живая природа".

Комплексно-перспективное планирование во второй младшей группе по программе «Детство». Тема недели «Неживая природа» Итоговое мероприятие. НОД «Где ночует солнышко?» отв. Черепенина А. В. Комплекс утренней гимнастики №5 см. план воспитателя физо Комплекс.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

Конспект открытого просмотра НОД по экологии «Живая и неживая природа» с детьми старшей группы. Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы,.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание. ФЦКМ» в подготовительной группе «Живая природа» «Живая природа» Цель: 1) дать детям понятие, что природа - наш общий дом; 2) закреплять знания детей о растительном мире (лес - деревья,.

План проведения опытов 1 неделя - Мы - фокусники 2 неделя - Необычная скрепка 3 неделя - 2 магнита 4 недели - Как увидеть магнитные силы.

Вся природа красочна, уникальна и функционирует по алгоритму, неизвестному ни одной живой душе на Земле. Это порождает огромную загадку, которую многие не могут разгадать до наших дней.

Чтобы разобраться в отличиях живой природы от неживой, нужно знать, что именно относится к живой природе, как протекает жизненный цикл организмов и каково значение всего этого в биоритмах всей планеты.

Что относится к живой природе

Природа - это окружающая среда, которая возникла и находится в развитии без человеческого вмешательства. В ней органично соседствуют живые существа и неживые тела.

К живым объектам относятся:

  • человек;
  • животные;
  • птицы;
  • рыбы;
  • растения;
  • микроорганизмы (бактерии, вирусы и грибы - выживают в любых условиях).

Важно отметить, что тела неживой среды имеют первичный смысл, потому что вся жизнь существует благодаря именно дарам неживой среды.

Признаки

Чтобы разобраться, какие существа входят в состав живой и неживой среды, необходимо знать их сущность и отличительные признаки.

Все живое, обитающее на планете:

  • рождается;
  • дышит;
  • растет и развивается;
  • способно реагировать на воздействие окружающей среды;
  • питается;
  • размножается;
  • стареет;
  • умирает.

Все живое природа наделила органами дыхания: у человека и животных это легкие, у рыб - жабры, у растений - клетки, поглощающие углекислый газ.

Для питания растениям нужна вода и почвенные удобрения, животные едят траву, насекомых, некоторых других животных, человек нуждается в разнообразии рациона.

Все живое движется: человек передвигается посредством ног, животные ходят на лапах, а растения и цветы поворачиваются к солнцу.

Важный фактор для нормального функционирования всех видов объектов - комфортные условия обитания. Для каждого индивида важны определенные особенности в области климата. Например, особи тропических лесов не смогут выжить в арктическом поясе Земли, так как для комфортного существования им необходимо тепло.

Отличие от неживой природы

Живое вещество по определению В. И. Вернадского - это множество организмов, которые участвуют в различных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении жизненного цикла они образуют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, питая ее.

Отличительные признаки и схема живой и неживой природы:

Живое Неживое
состоит из клеток состоит из атомов и молекул
состоит из макромолекулярных органических соединений - биополимеров (белка и нуклеиновых кислот: РНК и ДНК) состоит из элементарных частиц атома
размножается самостоятельно размножается искусственным путем в лабораториях
способность к физиологическому развитию, приспосабливаться к изменениям в окружающей среде физиологическое развитие невозможно
могут мутировать не способны к мутации

По своим функциям неживые объекты полностью противоположны всему живому. У них отсутствует способность к рождению, росту, питанию, размножению, старению и смерти.

Примеры объектов неживой среды:

  • солнце;
  • воздух;
  • снег;
  • дождь;
  • ветер;
  • почва;
  • вода;
  • камни;
  • ветер;
  • космические объекты;
  • песок.

Некоторые тела неживой природы наделены функциями живой, что отражается в процессе начала и окончания их жизненного цикла.

Процессы, отражающие признаки жизнедеятельности живых существ:

  • рождение;
  • рост;
  • разрушение (смерть).

К телам, в которых наблюдаются эти процессы, относятся кристаллы, айсберги, вулканы, большие реки, возникшие из ледниковых пород.

Объекты неживой среды отличают особенности:

  • незначительная переменчивость;
  • устойчивое состояние;
  • отсутствие способности дышать и питаться;
  • отсутствие процесса размножения (однажды возникают, в дальнейшем не исчезают, но, под действием природных условий могут подвергаться разрушению или трансформироваться);
  • инертность (невозможность передвижения);
  • отсутствие возможности расти (в физиологическом плане).

Классификация

Согласно научным исследованиям в области биологии все живые организмы делятся на царства, типы, классы и виды.

К видам относятся:

  • клеточные (клетки);
  • неклеточные (вирусы).

Классификацию живых существ изучает научная отрасль - систематика.

Она включает в себя:

  1. Бактерии (прокариоты). Микроскопические и одноклеточные организмы с отсутствием ядра и органеллы. Сюда же относятся и примитивные одноклеточные водоросли - цианеи, а также археи, любящие экстрим. Археи живут в горячих источниках, соленых водах Мертвого моря, в кишечнике животных и почве. Бактерии живут везде - на земной поверхности, а также на вершинах гор.
  2. Протисты (эукариоты). Это микроорганизмы с ядром в клетках. Данная структура организма характерна для водорослей диатомеи, перидинеи, эвгленовых и других водорослей жгутиковой разновидности. Самыми известными из протистов являются диатомовые одноклеточные водоросли с 10 тысячами разновидностей, а также эвгленовые с 60 видами, обитающие в пресноводных водоемах.
  3. Грибы. Делятся на три категории - шляпочные, дрожжи и мукор. По своему составу грибные соединения богаты белковым составом, находятся посередине между флорой и фауной. В их состав входят споровые организмы, плесень. Бывают съедобные и ядовитые.
  4. Растения. Многоклеточные организмы, не способные к передвижению. Основу клеток растений составляет целлюлоза, а внутренняя часть содержит ядро и цитоплазму с органоидами. Наличие хлоропласта помогает растительному миру с помощью энергии солнца переводить неорганические вещества в органические (фотосинтез). Растительные объекты вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ.
  5. Животные. Это все организмы, которые питаются готовыми органическими соединениями (растениями или другими животными, а также их останками). Это одноклеточные живые существа (амеба, инфузория туфелька), огромные млекопитающие, птицы, рыбки, земноводные, а также насекомые. Благодаря наличию опорно-двигательной системы организм животного способен двигаться. Работа всего организма регулируется внутренними органами.

Человеческий организм относится к царству животных.

Природная среда наделена большим арсеналом неживых объектов. Все предметы и понятия, связанные с ними, активно исследуются в области химии, астрономии, физики, биологии, геологии, гидрографии, биологии, зоологии, ботаники и многих других научных отраслей. Изучением отношений и гармонии всех компонентов с человеческой сущностью занимается философия.

Классификация неживых тел включает:

  • твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

Твердые тела отличает устойчивая структура, отсутствие необходимости дышать, питаться и расти.

К твердым телам относятся:

  • горные породы;
  • минералы;
  • космические объекты;
  • ледники;
  • айсберги;
  • солнце;
  • луна;
  • град и снег;
  • песок и хрусталь;
  • камни и золото.

Жидкие тела отличает отсутствие четкой формы, наличие текучего состояния и отсутствие общих черт с живой природой.

В их состав входят:

  • дождь;
  • роса;
  • туман;
  • облака;
  • ручейки;
  • речки;
  • вулканические лавы.

Не менее важную роль в нормальном функционировании планеты играют газообразные тела.

В их состав входят:

  • газы;
  • воздушные массы;
  • водные испарения;
  • звезды.

Наибольший объект, состоящий из газовых частиц, - это атмосфера планеты Земля. Под влиянием условий окружающей среды в ней могут происходить изменения.

Жизненный цикл

В отличие от неживых, деятельность организма индивидов регулируется определенными биоритмами. Нарушение активного функционирования организма приводит к плохому метаболизму, вследствие чего объект сначала заболевает, затем гибнет.

Жизненный цикл всех живых особей протекает одинаково:

  1. Рождение, рост и развитие. Косточка постепенно превращается в дерево, маленький ребенок вырастает во взрослую особь.
  2. Размножение. Все рождает себе подобных существ.
  3. Смерть - это конец жизненного цикла. Причинами умирания могут быть заболевание, старость или убийство. Смерть характеризует остановку всех функций организма, в результате чего живой организм перестает дышать, двигаться, есть и пить.

После смерти происходит процесс разложения тела на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы, и живая особь постепенно становится объектом неживой природы.

Значение

Все неживые объекты имеют первичное значение, так как появились раньше. Важно также и то, что без неживых объектов будет невозможно существование жизни. Таким образом, все виды природы имеют тесную взаимосвязь между собой.

Важную роль во всей жизни на планете играют четыре важных объекта неживого происхождения:

  1. Солнце. Без солнечных лучей ничего не сможет вырасти и созреть, следовательно, не сможет существовать ни один живой организм.
  2. Воздух. Все живые организмы нуждаются в наличии воздуха. Если на планете произойдет массовое загрязнение воздуха либо окончательно нарушится озоновый слой, все живое погибнет.
  3. Вода. Без воды также не будет жизни. Не сможет выжить человеческий организм, погибнут животные, высохнут растения, а для рыб это вообще основная среда обитания.
  4. Почва. Это главная среда для произрастания растений, овощей и фруктов, зерна, всего, что необходимо для питания.

Со своей стороны все живые особи оказывают не менее важное влияние на неживые тела и явления. Обитатели водоемов, рек, морей, океанов способствуют поддержанию химического состава воды. Растения и животные после смерти, сгнивая, питают почву микроэлементами.

Все в мире тесно взаимосвязано, поэтому необходимо хранить и защищать окружающую нас среду, рационально использовать ее дары. Когда человечество будет жить в гармонии с природой, тогда она стократно отблагодарит его чистым воздухом, органически натуральными продуктами, и, как следствие, крепким здоровьем.

Видео

Из ролика можно узнать больше о строении и свойствах живых организмов, их связи с неживой природой.