Слои сознания и нулевой уровень. Сознание как высшая ступень развития психики

Что то мне внутри подсказывает,что этот блог - последнее моё проявление в пространстве Эспаво)))

Всех Люблю,Такими,Какие Вы есть!)))

Все-таки очень увлекательно изучать устройство работы сознания, ничего более интересного в последнее время мне не попадалось. Будь я ученым (а я ведь хотела когда-то!), ну точно написала бы кандидатскую. Тем более, что исследование практическое, а на уровне науки материал почти не изучен. Даже философия мало изучила эту тему, т.к. не смогла оторваться от поверхностного уровня. Пока на кандидатскую не замахнулась, небольшие заключения из личного опыта помноженного на теоретические основы.

1. Сознание устроено «слоями», сигнальными системами. От простого к сложному, от самого «пустого» сознания - к сложнейшему индивидуальному живущему во времени, взаимодействующему, имеющему отношения, историю и будущее. При этом чем глубже уровень, тем больше его объем, тем меньше в нем давление границ, тем больше ощущение свободы и любви. По всеми любимому Хокинсу это называется подъем, а я буду скорее говорить о погружении, но в общем это одно и то же))

Каждый более глубокий объем включает предыдущий как свое нереальное (приснившееся) содержание. Для перехода между уровнями содержание (реальность) текущего уровня должно быть либо прощено, либо распознано как иллюзия.

Очень важно, что речь не об уровнях ВАШЕГО сознания, которыми можно помериться друг с другом и за которые можно попереживать, что, мол, у меня меньше, чем у него. Сознание едино, ваше и мое - это мы все в его содержании, а не оно наша собственность.

2. Так вот, эти уровни:
3 сс - уровень человека, уровень ума. Привычный уровень 99% людей. Реально тело, личность, история, отношения, реальны другие люди, жизнь, смерть… Главное - реален живущий в теле, тот кто родился и умрет, кто имеет отношения с другими людьми, отдельный, самостоятельный. Реален я и другие люди. Любовь возникает между субъектом и объектом, в отношениях. Нереальны сны, фантазии, кино, игры и т.п. (4сс). Уровень авторства во всей красе.

2 сс - уровень животного, уровень материи. Личность, история, отношения персонажа отправляются туда же к кино и снам, как содержание фантазий ума. Когда я перешла с 3-его на 2-й слой, я была в шоке, что я точно как герой кино, столько же во мне реальности, сколько в Шерлоке или Шелдоне. Тело и все что с ним связано (органы чувств, восприятие, объекты физического мира) при этом продолжают оставаться реальными. Любовь воспринимается как чувство.

1 сс - уровень энергии. Распознание энергии как источника материи. С погружением на этот уровень уходит страх смерти тела, т.к. тело больше не кажется реальным, распознано как сон. Теперь осознание становится новым реальным субъектом в надличностном уровне. Все равно осознание/восприятие кажется по-настоящему существующим, даже несмотря на то, что не имеет источника внутри тела. То же и про материю, которая воспринимается. Любовь воспринимается как энергия.

0 - уровень самого сознания, содержанием которого может быть любая СС, может быть сон, бодрствование, может быть сон без сновидений. Это уже очень высокий уровень свободы, когда содержание не имеет большого значения, распознано как иллюзия. На этом уровне все воспринимается единым, либо как «внутри я и снаружи я, я-это я и другой - это я», либо вообще сознание в чистом виде в содержании не нуждается. Любовь выглядит как любовь сознания к своему содержанию и к самому себе!

И, наконец, прощение и осознание нереальности самого сознания. Это даже не слой, а осознание нереальности всего пирожка. Только тогда возможна полноценная ЛЮБОВЬ, которая уже не имеет ни объекта ни субъекта, которая только и является по-настоящему реальной.

3. На каждом слое сознания существует омрачение, состоящее в наделении его содержания реальностью. Сознание при этом отождествляется с одним из объектов, который выступает реальным субъектом. В этот момент в сознании возникает как бы ЦЕНТР, который выполняет функции согласно содержанию слоя. Этот центр безусловно реален и называется «я». Это центр НЕВИНОВНОСТИ, который всегдаотчаянно за нее борется. И это центр жизни, который страшно потерять. Страх и вина даже в самом тонком виде указывают на этот центр. Достаточно спросить «кто?» и ответ укажет на этот центр.

3 сс - центр взаимодействия, автор действий, центр отношений, центр СЮЖЕТОВ, центр обвинения. Находится в содержании мыслей в историях о жертве, палаче и спасателе. Главная его задача - перебросить куда-нибудь (на кого-то еще реального, даже на себя-жертву) вину и остаться чистым и невиновным.

2 сс - центр восприятия, чувств, ощущений, мыслей, жизни. Предполагается чаще всего в голове, в сердце, в животе. Интересно пронаблюдать, что центров может предполагаться несколько. И спросить, а кто же из них все-таки я? У меня лично доминантным был центр в голове. Может быть не у всех так?

1 сс - центром становится осознание, которое уже не имеет центра в виде точки, это скорее распределенный центр, такой «взгляд отовсюду».

0 сс - центр распределяется окончательно либо НА ВСЕ либо НА НИЧТО либо на и то и другое одновременно. То есть мы получаем самый размазанный центр, который можно по ошибке принять за Океан, потому что очень похоже. Остается только отследить, защищается ли этот океан, боится ли, виноват ли. Есть ли в нем хоть след напряжения. Если есть, то и его надо простить!

4. Провал на более глубокий слой происходит либо через прощение либо через исследование центра (осознания его нереальности). В случае исследования техника выполнения: направляем внимание туда, где должен находиться реальный центр. Допустим, во 2 и 3 сс он подразумевается все-таки в теле, а в 0 и 1 сс он рассеян. Поэтому техника хорошо подходит для 2 и 3 сс, а вот для 0 и 1 лучше прощение, особенно для 0, там вообще безальтернативно.

Так вот, допустим, возникает чувство обиды. Оставляем его как есть, не пытаясь исправить. Задаем вопрос: а кто обижен? И начинаем искать ответ прямо физически. Ведь на уровне подсознания подразумевается физический обиженный где-то в теле. Начинаем, никуда не убегая вниманием, перебирать все феномены внутри: вот тело, голова, вот мысли, вот ощущения, в конце концов вы упираетесь в пустое пространство с обратной стороны от воспринимаемых объектов и на этом финал, потому что на нем все и заканчивается. Великое откровение (правда великое!!) заключается в том, что вы никогда никого там не найдете. Но это нужно не просто принять на веру и бросить поиски. А именно ПРОВЕРИТЬ, перебрать все, разложить все перед взором внимания и убедиться, что не осталось уголка, куда внимание не заглянуло. И убедиться, что так НИКТО И НЕ НАЙДЕН, ИМЕННО ПОТОМУ ЧТО ТАМ НИКОГО И НЕТ!

После этого осознания происходит (только постарайтесь не моделировать)) расширение сознания, воспринимаемое именно как расширение, как «взгляд отовсюду». Потому что сознание, обнаружив отсутствие центра, то есть реальной «пробки» как бы растекается на следующий свой уровень.

Прощение еще проще. Возникшее то же чувство обиды означает, что простить можно и обидчика, и обиженного (за возникшее чувство, которого быть не должно, допустим). О прощении и даже не напишешь ничего, это просто движение души, теплое, нежное и любящее.

5. «Изнутри» слоя реальность объектов и субъектов трудно подвергается сомнению, т.к. прописывается не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Кажется, что потеря подсознательно реального означает мгновенную смерть, потому это так трудно. Следующий слой не видится, пока реально «дно» этого, оно как бы непрозрачно. Это вызывает большой страх, ведь нужно «сдать» реальное, не видя, что же будет взамен. Такая ИГРА ВСЛЕПУЮ, кот в мешке))) Но именно этого кота я бы купила)))

Лучший помощник в этой игре - любовь. Именно она проходит НАСКВОЗЬ все уровни сознания, потому что она вообще не отсюда) Именно поэтому она может стать опорой, для того, чтобы шагнуть на слой глубже, чтобы преодолеть страх, когда не видишь, куда же ты падаешь.

Как я уже сказала, каждый более глубокий слой доступен только после разотождествления сознания с содержанием предыдущего слоя Оно может случаться в виде временного пикового переживания либо окончательно, когда обратное отождествление уже не возвращается.

Хотя возможны и случаи, когда сознание «проскакивает» какой-либо слой и проваливается сразу на 2, допустим. В таком случае еще возможны возвраты для прощения того, что еще осталось восприниматься реальным на подсознательном уровне в «пропущенном» слое.

Часто вследствие пикового переживания (либо вообще теоретического постижения) формируется образ более глубокого слоя. Этот образ вносится в следующую сигнальную систему (которая является базовой в данный момент) и вокруг него начинаются танцы с бубном в разных вариациях (чаще всего «я постиг» или «я потерял»). В втором случае это может вызывать сильные страдания, поскольку возвращение на более поверхностный слой означает большую сдавленность границами. В целом, этот процесс совершенно нормальный и в большинстве случаев именно так и происходит: большее просветление - большее омрачение, возврат к непрощенным еще темам. Если отследили у себя такую тему, она тоже достойна любви и прощения.

6. Забавный эзотерический тест, который мне очень нравится: «Это сознание находится в теле или тело в сознании?» или еще «Это мое сознание или это я в сознании?» Кстати, мне было бы интересно, как это воспринимается у вас, не в теории, а по факту, конечно. Честно, для меня тело было реальным бессознательным носителем сознания до самого последнего времени. Почему-то именно физический слой зацепился))))

7. В принципе для «проваливания» все эти подробные знания не обязательны. Они скорее карта, чтобы определиться на местности и сориентироваться. Достаточно любви и прощения)))) И, кстати, совершенно точно, что без любви последний шаг не сделать.

Есть такая модель для работы (не с моделью, а с собой) как слои сознания. Часть слоёв всем известна - это так называемые маски, актёрские роли, которые человек играет, находясь в повседневных ситуациях. Набор убеждений и установок о себе, скрепленный решениями, выгодными ходами, логикой, пользой и характером. В течение дня все эти маски постоянно меняются: на работе человек один, дома - другой, с родственниками - третий, с друзьями - четвёртый, уставший - пятый, опаздывающий на работу - шестой и так далее. Это всё видимая область слоёв.

Есть ещё слои невидимые - бессознательное, подсознание, неосознаваемое и т.п. Несмотря на их невидимость, они не хуже видимых определяют жизнь, здоровье, благополучие и судьбу человека вплоть до таких мелочей и случайностей, про которые даже и думать не принято. Тем более в приличном обществе. Ну как может стыренная в детстве конфета и конфликт с родителями повлиять на спокойную пенсию губернатора Ивана Петровича? Чепуха же!

Тем не менее, они там все есть и все определяют поведение, беды, происходящее и вообще жизнь человека. Всё, что с человеком случилось, все действующие лица, все испытанные эмоции, чувства, мысли, ощущения, образы, все отношения и связи, всё то в эпизодах, что человек не смог увидеть в фокусе глаз и слуха или не обратил на это внимание тогда - это всё прекрасно хранится в этих слоях. Человек помнит всё до мельчайшей подробности, сам не отдавая себе в этом отчёт. Стоит только поковырять - и к–а–а–а–к полезет!

Собственно, механизм проработок (терапий) именно таков - нахождение в себе очередного слоя, вытаскивание его на свет божий, из бессознательного в фокус внимания сознательного, рассматривание со всех сторон, прочувствование, вынимание из слоя всех эмоциональных зарядов, всего, что там оставлено и не пережито, и его отпускание, расслабление от него. Если брать шире, то это механизм не только активных действий (проработок), но и пассивных - випассан, перепросмотров, дза–дзэна, медитаций–наблюдения. То есть, это то, что человек может активно или пассивно сделать со своей стороны, чтобы случилось осознание. Подготовить себя к его визиту. То самое осознание, в том самом расслабленном наблюдении, о которых уже шла речь.

Естественным образом, убрав более–менее видимое, будут убраны и беспокоящие следствия, которые данный слой вызывал: и эмоции ниоткуда, и черты характера, и стереотипные события, происходящие обязательно, но как бы случайно, и части внутреннего диалога, и предпочтения… Это снизит так называемый "нулевой уровень напряжений" - такой уровень внутреннего раздрая, который ощущается как расслабление. Ощущается он так потому, что человек к нему привык. Ниже уровня - чистое неосознаваемое и неслышимое нечто, что руководит человеком. Выше - какие–то периодические вызовы внешнего мира.

Возможно кто–то примет этот нулевой уровень за благословенную внутреннюю тишину, но не стоит создавать себе убеждение. Лучше посомневаться лишний раз. Слои утрамбовывались годами, и под детскими воспоминаниями лежат перинатальные, а под ними слои от прошлых воплощений. Немного погодя самые верхние, оказавшиеся "снаружи", начнут привлекать внимание и портить настроение сообразно тому, что было набито в них. Более того, так как слои не изолированы, а имеют связи, то убранное может резво потянуть за собой то, что с ним связано и лежит где–то глубоко в закоулках.

Такие действия меняют энергетику и поэтому связи мира с субъектом тоже поменяются. Жизнь меняется (ранее уже была речь об этом) и внезапно могут повстречаться люди и события, которые имеют к этому вытащенному наружу слою отношение. А человек пройдёт мимо них не заметив, а может быть даже наступит на ногу, пока будет куда–нибудь бежать. Будьте внимательны. Случайностей не бывает - они все следствие тех самых слоёв в подсознании, которые вы не видите или видите вполуха.

Ярослав Лазарев

Приложение

На частый вопрос по заметкам «Хорошо, а что с этим делать?» сообщаем:

В оптимальном, т.е. относительно сформированном виде структура сознания складывается из двух основных компонентов - это так называемые бытийный и рефлексивный слои сознания (в формулировках Л. С. Выготского - "сознание для бытия" и "сознание для сознания" соответственно). Первый направлен на отражение внешнего мира, второй обращен внутрь, па собственный субъективный мир. Основное направление возрастного развития как раз и определяется формированием указанных слоев сознания, их взаимопроникновения. Последнее особенно важно, так как оно обеспечивает целостность процесса отражения в единстве объекта и субъекта. Взаимодействуя с предметами внешнего мира, ребенок отражает как их свойства, так и свои собственные.

Неразрывное единство бытийного и рефлексивных слоев проявляется уже в актах восприятия, в процессе которого человек одновременно осознает и то, что он воспринимает, и то, что субъектом восприятия является он сам. В этом смысле можно сказать, что бытийный слой сознания является одновременно и сорефлексивным, а рефлексивный - событийным.

Отсюда понятно, что ни одно сколько-нибудь серьезное нарушение в сфере бытийного слоя сознания не может пройти бесследно для функционирования и развития рефлексивной его стороны, и наоборот. Сами эти нарушения могут касаться структурных компонентов, из которых в свою очередь складываются бытийный и рефлексивный слои сознания.

Основными элементами, образующими бытийный слой, являются чувственная и биодинамическая ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой совокупную сенсорную основу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в живом человеческом движении, являющемся основой предметных действий.

В свою очередь, рефлексивный слой сознания складывается тоже из двух компонентов - эго значения и смыслы. Значение часто трактуется как содержание понятия, выраженного в слове. В значениях в обобщенной форме фиксируется исторический опыт. Сфера значений связана с речемыслительной деятельностью человека. Наличие смысловой сферы указывает на несводимость индивидуального сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту и в силу этого оно пристрастно. Смысл - это внутренняя сторона значения, связывающая его с реальностью жизни конкретного человека. Смысловая сфера воспроизводит себя в эмоциях, отношениях, ценностях.

В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляя се внутреннюю сторону и управляя ей. Не менее тесные связи формируются между значениями и смыслами: значения могут осмысливаться, а смыслы - означиваться.

Чувственная и биодинамическая ткани сознания придают реальность объективной картине мира, который выступает для человека как нечто внешнее по отношению к сознанию, как объект его предметной деятельности. Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и внутренний субъективный мир личности. Связь бытийного и рефлексивного слоев осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Так, смыслы и значения - это всегда смыслы и значения конкретных образов и действий. При этом чувственная и биодинамическая ткани всегда включают в себя элементы рефлексии.

Во многих традиционных и современных философских учениях считается, что рассудок состоит из ряда накладывающихся слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Эти слои, в конечном счете, представляют собой строение нашего собственного разума и, следовательно, при правильном подходе, они могут быть разобраны, когда нам необходимо пересмотреть и скорректировать наши сокровенные мотивы, мечты, страхи, печали и заботы. Самопознание является ключом к постижению наших сокровенных мыслей и разложению по полочкам наших внутренних слоев. Потребуется время, чтобы познать себя, так что наберитесь терпения и практикуйтесь, чтобы достичь этой наивысшей точки сознания.

Шаги

Часть 1

Исследуем внутренний разум

Постигаем правильное мышление

Инструкции, представленные в этом разделе, помогут вам расслабиться, чтобы начать самоанализ. Если вы хотите постичь искусство правильно самоанализа, то читайте дальше.

    Найдите подходящее место. Погружение в глубины сознания не может происходить, выпивая кофе по дороге на работу. Тщательный самоанализ требует времени и концентрированности. Прежде чем начать медитацию, найдите безопасное, комфортное и тихое место, где вас не смогут потревожить в течение какого-то времени. При необходимости, выключите все отвлекающие звуки или свет.

    Очистите разум от отвлекающих мыслей. Освободитесь от всех проблем и забот, беспокоящих вас. Поймите, что все, что отвлекает вас от концентрации на самопознании это всего лишь мысль, которую можно отбросить в пользу более важной мысли. Не беспокойтесь ни о чем.

    • Вовсе не означает, что вы должны притвориться, что проблемы не существует. Наоборот, нужно распознать проблему и принять ее, чтобы начать думать и о других вещах.
  1. Медитируйте. Найдите удобное положение и закройте глаза. Восстановите дыхание, сделайте глубокий вдох. Держите спину прямо, чтобы не заснуть. Отпустите свои мысли, чтобы не осталось места для напряжения и беспокойства. Когда появятся беспокоящие мысли, просто признайте их. Осознайте, что они являются частью вашего подсознания и отложите их.

  2. Мысленно загляните внутрь себя. Отвлеките себя от эмоций. Осознайте, что весь ваш опыт, ваши ощущения и чувства, все это творения вашего внутреннего я. Все, что существует внутри вас и вне вас это продолжение вашего разума. Все, что окружает вас - всего лишь образы, созданные и интерпретируемые вашим внутренним я. Таким образом, исследуя слои своего разума, вы постигните более глубокое понимание мироздания.

    • Вы не пытаетесь исследовать или критиковать себя. Всякого рода чувства, вызывающие боль или дискомфорт свидетельствуют о том, что вы не освободились от эмоций.
  3. Если вы не в состоянии медитировать, то расширьте горизонты. Некоторые люди считают, что они могут достичь сверхъестественных состояний самосознания, если будут заниматься чем-то, что в нормальных условиях не приемлют. Преимущества такого метода имеют длительный эффект и помогут достичь самоанализа. Вы можете попробовать один из таких способов, вместо медитации. Однако убедитесь, что это безопасно. Ниже приведено несколько примеров:

    • Выполнить силовые упражнения
    • Отправиться в путешествие по девственной местности
    • Выступить перед аудиторией
    • Рассказать кому-то о тайных воспоминаниях или чувствах
    • Написать в дневнике о своих сокровенных чувствах
    • Совершить прыжок с парашютом или бандж-джампинг

    Распознаем слои нашего разума

    Инструкции этого раздела предназначены в качестве общего руководства для самоанализа. Заметьте, что нет двух одинаковых людей и что не все инструкции, описанные в данном отделе, могут подойти вам .

    1. Сосредоточьтесь на том, как вы себя позиционируете для окружающих. Первый, поверхностный слой разума вы используете, чтобы представить себя другим (особенно людям, которых вы не хорошо знаете). Этот слой часто используется для создания сложного фасада, который будет скрывать ваши истинные мысли и чувства за "достойным", "приемлемым" состоянием. Подумайте о том, каким вас воспринимают другие люди . Чтобы получить контроль над своими слоями разума, нужно распознать эти характеристики, затем только искать их источник.

      • Для начала, вам могут помочь эти мысли:
      • "Меня зовут..."
      • "Я живу в..."
      • "Я работаю в..."
      • "Мне нравиться тот-то, не нравится тот-то..."
      • "Я делаю то-то, не делаю того-то..."
      • "Мне нравятся эти люди и не нравятся те люди..."
      • ... и так далее.
      • Воспоминания, опыт и личные ценности вот, что вы найдете, выполняя этот шаг. Вы можете записывать каких-либо серьезные идеи, которые возникнут в ходе выполнения этих упражнений, особенно после того, как вы погрузитесь в глубины вашего сознания. Если вы не хотите записывать, то можете воспользоваться цифровым диктофоном.
    2. Изучите свои привычки и установившийся режим. Размышления о повседневных занятиях могут натолкнуть вас на неожиданные идеи, особенно если смотреть через интроспективную рамку сознания. Подумайте про себя: "что я чувствую, делая эту рутину? Почему я это делаю? Цель данного упражнения увидеть, насколько чувство ваше собственного я окунается в эти повторяющие действия.

      • Вот несколько примеров. Заметьте, что это на удивление бытовые мысли. Если вы похожи на большинство людей, то превалирующее большинство вашим мыслей будет о незначительных вещах.
      • "Когда я просыпаюсь?"
      • "Где я покупаю продукты?"
      • "Что я обычно ем в течение дня?"
      • "Чем я занимаюсь в каждый конкретный отрезок времени в течение дня?"
      • "С какими людьми я предпочитаю проводить время?"
    3. Задумайтесь о ваших мыслях относительно прошлого и будущего. Как вы попали туда, где находитесь сейчас? Куда вы идете? Это упражнение может быть очень поучительным. Впечатления, люди, цели, мечты и страхи обычно это не те мысли, которые волнуют нас в течение одного единственного момента. Скорее, они простираются из настоящего в прошлое и будущее, формируя наше я, в течение долгого времени. Таким образом, понимание "кем я был" и "кем я буду", поможет лучше разобраться в вашей сущности.

      • Вот несколько вопросов, на которые можно ориентироваться:
      • "Что я делал в ходе своей работы в прошлом? Что, в конечном итоге, я хочу делать?"
      • "Кого я любил? Кого я полюблю в будущем?"
      • "На что я потратил свое время в прошлом? Как я хочу распорядиться отведенным мне временем?"
      • "Как я ощущал себя в прошлом? Как я хочу ощущать себя в будущем?"
    4. Докопайтесь до своих истинных желаний и надежд. Теперь, когда вы разбили важные аспекты своего самосознания, у вас появился шанс лицезреть свою настоящую внутреннюю сущность. Постарайтесь найти те сокрытые слои вашего бытия, которые вы не демонстрируете остальным. Это могут быть размышления, которые смущают вас или поступки, в которых вы не хотите признаться другим. Все, что вы не показываете в своей повседневной жизни.

      • Например, вы можете воспользоваться этими примерами вопросов:
      • "Что я на самом деле чувствую относительно того, чем занимаюсь целыми днями?"
      • "Насколько я уверен относительно моих планов на будущее?"
      • "Какие воспоминания или чувства, которые я скрываю от всех, гложут меня большую часть дня?"
      • "Есть ли что-то, чего у меня нет, но я тайно хочу иметь?"
      • "Хочу ли я уметь чувствовать определенным образом?"
      • "Если ли у меня тайные чувства о близких мне людях?"
    5. Рассмотрите ваше восприятие мироздания. Как вы действительно смотрите на мир, ваше мировоззрение - является одним из самых глубоких слоев самосознания. В некотором смысле ваше мировоззрение является самой важной частью вашей личности, так как оно влияет на способ взаимодействия почти со всем, начиная от взаимодействия с людьми, животными, природой и, заканчивая взаимодействием с самим собой.

      • Для определения вашего мировоззрения, воспользуйтесь примерами вопросов общего характера о человечестве, о мире, как, например:
      • "Считаю ли я, что в основном люди хорошие? Или считаю, что они плохие?"
      • "Верю ли я, что люди могут преодолеть свои недостатки?"
      • "Верю ли я в существование высшего разума?"
      • "Верю ли я, что в жизни каждого есть свое назначение?"
      • "Смотрю ли я в будущее с надеждой?"
    6. Подумайте о вашем восприятии себя самого. Наконец, позвольте своим мыслям обратиться внутрь, пока не обнаружите, что действительно думаете о себе. Этот слой разума является одним из самых глубоких. Не часто мы тратим время в раздумьях о своем отношении к самому себе, однако подобные глубокие мысли могут больше, чем что-либо еще повлиять на когнитивные особенности характера и качество нашей жизни.

      • Не бойтесь докопаться до истины, которая может поразить вас. Такое глубокое погружение в дебри собственного сознания, как правило, очень поучительно, хотя и чрезвычайно волнительно. После сеанса такой медитации вы научитесь лучше понимать себя.
      • Вот несколько советов, которые вам пригодятся. По мере того как вы будете отвечать на ниже следующие вопросы, держите в уме ответы, которые вы давали на предыдущие.
      • "Слишком ли часто я критикую себя? Восхваляю себя?"
      • "Есть ли качества, которые мне нравятся или не нравятся в себе и в других людях?"
      • "Хочу ли я обладать определенными качествами, которые есть у других?"
      • "Хочу ли я быть личностью, которой являюсь?"

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания - формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - замечал К. Маркс.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений , познание и переживание . Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции - создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют затем как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Рис. 4.1.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу - при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка проходит сложный, опосредованный путь. Психику младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную. С самого начала существует устойчивая ее связь с психикой матери. В пренатальный и в постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Однако ребенок является сначала только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную благодаря сознанию информацию.

Другой момент - это сама деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и прочем организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает его из органической реактивности, бессознательности и втягивает в человеческую культуру, в сферу сознания людей. 3. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка»; она «вкладывает» свою любовь (отношение) в его психику, поскольку материнский образ является для детских чувств и восприятия действительным центром всех актов, благ и неприятностей.

Следующий этап развития можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобиться ей. Это представляет собой, по-видимому, первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.

Первичное отношение сознания (а не предметное) - это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образец социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Такова отправная точка жизненного пути человека, развития сознания. И именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но реализация смысла культурного символа, образца влечет за собой активизацию рационализированного им слоя сознания, который может относительно самостоятельно развиваться благодаря рефлексии, анализу (мыслительная деятельность). В некотором смысле осознание противоположно рефлексии. Если оно постигает целостность ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое - например, ищет причину затруднений, анализируя ситуацию, исходя из цели деятельности. Таким образом, осознание - это условие рефлексии, но последняя, в свою очередь, необходима для более высокого, глубокого и верного понимания ситуации в целом.

Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа , которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания невозможно до конца реализовать и поэтому сознание периодически возвращается к себе.

Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания - осознавание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.

Рис. 4.2.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), - это:
    • биодинамические свойства движений, опыт действий;
    • чувственные образы.
  2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя:
    • значение;
    • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.

Смысл - субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций - со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности - с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков - с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.

Центром сознания является сознание собственного Я. Сознание:

  • рождается в бытии;
  • отражает бытие;
  • творит бытие. Функции сознания:
  • отражательная;
  • порождающая (креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная (основная, она характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать:
    1. отражение мира;
    2. мышление о нем;
    3. способы регуляции человеком своего поведения;
    4. сами процессы рефлексии;
    5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем. Выраженное в слове значение содержит:

  1. образ;
  2. операционное и предметное значение;
  3. осмысленное и предметное действие.

Слова не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые и выражаются посредством самого языка.

В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Исследования психологов показали, что в зону ясного сознания попадают незамедлительно те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления, дающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Первое привлекается к объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты, когда имеется недостаток информации. Недаром известный психиатр К. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.

Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать.

Выделяют:

  1. подсознательное : те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
  2. собственно бессознательное : такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, - такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.