Какова роль труда в возникновении человеческого сознания. Роль труда и языка в развитии сознания

Теоретические подходы к интерпретации сущности сознания.

Самые ранние трактовки:

¨ описание сознания как условия протекания психических процессов (Вундт);

¨ количественная концепция сознания: сознание – то, что уменьшается, увеличивается или частично утрачивается во сне или обмороке;

¨ сознание – социализированная и индивидуализированная психика, т.е. сознание – это совокупность знаний, которые дает общество;

¨ сознание – условие объединения внутренней психической жизни;

¨ отечественная психология: сознание – качественно особая форма психики.

Психологический анализ сознания осуществляется на границе философии и психологии в рамках проблемы «бытие – сознание». Тезис Маркса: сознание есть осознанное бытие, т.е. это не совокупность знаний о мире, а продублированное бытие, помещенное в рамки человеческого ума. Осознанность – результат глубинного изменения человеческой жизнедеятельности.

Гегель выделил две формы существования: сливаться с жизнедеятельностью и противостоять ей. Человек не только осуществляет свои физиологические жизненные основы, но еще и понимает, знает, осознает то, что он существует, осознает то, что он делает. Человек может отделять в представлении свое «Я» от жизненного окружения, что делает его субъектом деятельности.

Сознание – есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам и его действия и состояния, т.е. мир плюс «Я».

Сознание тесно связано с миром (бытием). Оно имеет только то, что есть в мире и больше в сознании ничего быть не может. Бытие является важным моментом существования сознания. Практически действуя субъект втягивает в себя объективную реальность и наделяет ее ценностями и смыслами своей жизнедеятельности. Индивидуальное сознание вычерпывается из социального бытия, т.е. из общения с уже сформировавшимися субъектами. Это можно обозначить формулой: бытие – посредник – индивид.

Человеческое сознание является продуктом собственной активности в предметном мире и зависит от общественных условий и способов трудовой деятельности.

Сознание - высший уровень отражения человеком действи­тельности (материализм)

Человеческая форма психического начала (идеа­лизм).

Сознание присуще человеку как общественно-историческому существу. Но у человекообразных обезьян есть предсознательные элементы.

Сознание изучается в философии, нейрофизиологии, лингвистике, социологии, этнографии, психиатрии…

Трудность изучения – сознание проявляется только в самонаблюдении.

Единственный признак сознания – благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления (внутренние и внешние), составляющие содержание конкретных психических функций.

Структуры сознания:

1. имеют социокультурный характер

2. формируются в филогенезе

3. находятся под влиянием индивидуальных особенностей

4. формируются в раннем онтогенезе в процессе общения со взрослыми

Сознание характеризуется наличием:

1. субъективного смысла

2. значения

3. чувственного содержания

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально . Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания . Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции» , которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют САМОСОЗНАНИЕМ . Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции» или самосознания, является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Гипотеза о происхождении и развитии сознания принадлежит А.Н. Леонтьеву. Согласно его определению, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются «её объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т.е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мнению А.Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

Важно отметить, что сознание человека возникло и получило свое дальнейшее развитие в общественный период существования человека , т.е. о возникновении и развитии сознания мы начинаем говорить приблизительно с того момента, когда пралюди стали объединяться в первые сообщества и группы и стали осуществлять совместную деятельность , которая требовала кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. В силу этого, первоначально возникло и получило развитие так называемое «общественное сознание» , ставшее сосредоточением знаний и опыта людей в познании и изменении окружающего мира, а затем уже на этой основе возникло «индивидуальное сознание» , как внутреннее индивидуальное выражение этих общественных знаний, опыта и взаимодействия. Именно исходя из такого предположения мы говорим об общественной природе сознания человека .

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменениями практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило возникновение новой формы деятельности – коллективного труда . Всякий совместный (или коллективный) труд предполагает разделение труда между его участниками. Вследствие этого, впервые некоторые действия перестают приводить к непосредственному удовлетворению потребности (биологически значимому результату), а приводят лишь к некому промежуточному результату , вследствие чего такие операции представляются биологически бессмысленными (роль загонщика в охоте).

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью . Т.о., для субъекта деятельности цель деятельности отделяется от её мотива, и, соответственно, в деятельности выделяется её новая единица – действие .

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия , т.к. для того, чтобы человек побуждался совершить какое-либо действие, которое приводит лишь к промежуточному (биологически не значимому) результату, он должен понимать связь этого результата с мотивом (биологически значимой потребностью), т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по мнению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву деятельности.

Для успешного выполнения действий необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. В силу того, что действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, то познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненно необходимым. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка .

Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также «приказы» адресованные партнеру по совместной деятельности. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает . Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Т.о., в слове стали фиксироваться результаты познания .

Если учесть, что усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых, или осознаваемых, содержаний, то станет ясно, что процессы развития труда и языка (а, следовательно, и сознания) шли параллельно, тесно переплетаясь друг с другом .

Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания («со-знание» – совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Т.о., смыслы и языковые значения оказались, по А.Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания и обусловили его общественную природу .

Человек – носитель индивидуального сознания и проявляется это в форме индивидуальной деятельности.

В зарождении и развитии сознания биосоциальной основой являются труд и речь (язык) = чем больше развиты различные формы деятельности у человека и, как следствие, сформирована речь, тем лучше работает сознание, а отсюда и лучше развиты все психические процессы (мышление, воображение, память…), творчество, интуиция. Человек переходит от чувственного восприятия к рациональном у, т.е. не аффективные реакции, а формулировки и понимание «удач-неудач». Примером такого перехода может быть списывание учеником на подоконнике школьного туалета домашнего задания. В школе такой ученик не считается успевающим. Но при определенных условиях и личностных установках в дальнейшем сильно развиваются ВПФ и рационализм, что дает возможность ему быть успешным в жизни.

У человека в отличие от животных новая форма поведения может возникнуть на основе речевого формулирования (разные формы нейро-лингвистического программирования (НЛП) – от убежденности и самовнушения до гипноза).

Нейрофизиологи утверждают, что содержание сознания – наши мысли – на 99% предопределены мыслями других людей.

Базовая роль в возникновении такого явления, как сознание, а, следовательно, и самого человека, в полной мере принадлежит труду. Говоря о предпосылках возникновения самого труда, стоит отметить биологические виды изменений, которые в свое время произошли у предков человека по причине:
Перехода обезьяны от стандартного обитания на деревьях на землю, являющихся переходом к прямохождению;
Постепенный переход от пищи чисто растительной к комбинированной мясо-растительной, за счет чего существенному развитию подвергся головной мозг;
Активное применение огня, за счет чего процесс усвоения пищи местного характера существенно ускорился и улучшился.

Труд, как фактор возникновения биологических предпосылок и сознания

Именно труд считается фактором, который исполнил главную роль в первичном возникновении сознания человечества. Труд стартовал с изготовления первых орудий труда, которые поначалу были примитивными. Впоследствии роль труда в появлении человеческого сознания детально раскрыл Энгельс, посвятив этой тематике свою работу под названием «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека». Он также считал, что множественные биологические предпосылки сознания были «подстегнуты» именно трудом, который смог сделать из обезьяны Человека Разумного, Homo Sapiens.

Воздействие труда на формирование сознания человека

В древние времена сознание являлось точкой опоры человечества и позволяло ему, под воздействием определенных факторов, каждый раз достигать новых успехов. В то время полезные лайфхаки не были столь распространены, и людям приходилось самостоятельно, путем проб и ошибок, развивать в себе нужные качества и особенности. Сами того не ведая, древние люди, под воздействием труда, постепенно развились в невероятно умных и разносторонне развитых личностей, коими мы являемся сегодня. Ученые выяснили, что труд повлиял не только на развитие прямохождения человека, но также оказал определенное воздействие на:
Структуры головного мозга древнего человека и возможность абстрактно мыслить;
Все органы чувств;
Развитость рук;
Речевые способности.

Поначалу лишь труд, а впоследствии, вместе с ним и понятная членораздельная речь, выступили в качестве двух важнейших и ценнейших факторов, которые позволили в кратчайшее время превратить мозг животного, — обезьяны, в мозг разумного человека.

Какие функции выполнял язык? Среди них были функции:
Точного выражения мыслей;
Последовательной передачи этих мыслей;
Закрепления полезных мыслей и последующего накопления знаний, а также передачи их из поколения в поколение.

Трудовая деятельность развивалась в непосредственной связи с развитием языка, а также, постепенным расширением знаний древних людей о мире.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


В т.ч. и в России. Но в отечественной историографии имеются и совершенно самостоятельные работы, во многом перекликающиеся по теме и идеям с трудами французских историков, но возникшие совершенно независимо и имеющие черты глубокой оригинальности. К вопросам, связанным с изучением общественного сознания русские исследователи стали обращаться еще в дореволюционное время. В качестве одного из...

Философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на...

И сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент. Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного...

Лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений. 1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых...

Для постижения сущностных особенностей человека важное значение имеет выяснение его происхождения.

Традиционный взгляд на проблему ведет свое начало от учения об эволюции органического мира Жана Батиста Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина, основанной на триаде «изменчивость - наследственность - естественный отбор». Взгляды Дарвина, несмотря на ограниченность, обусловленную состоянием науки того времени, дали значительный толчок развитию научной мысли и вызвали неослабевающий интерес человечества к проблеме собственного происхождения из животного мира.

Опираясь на эволюционную теорию, Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» выдвинул трудовую гипотезу антропосоциогенеза . Труд не отменил действия биологических механизмов изменчивости и наследственности. Однако он преобразовал характер и направление действия естественного отбора, «введя» такой принципиально важный момент, как способность формирующихся людей создавать и использовать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными, сплачиваться в коллективы и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адаптироваться к ней. В силу этого естественный отбор постепенно терял свое значение

По мнению ряда специалистов, одним из аспектов выступает диалектическая связь основных взаимодействующих компонентовпроцесса антропосоциогенеза : экологического (внешнеприродного), антропологического (анатомо-морфологического) и социального. Связующим звеном первых двух компонентов является главным образом перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а антропологического и социального фактора - формирующиесятруд, сознание иречь .

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер.

Различные школы, признавая роль труда , отводят ему различное место в процессе становления человека, но даже если признавать труд в качестве центрального антропогенетического фактора, это значит лишь, что в связи с ним формируются ичленораздельная речь , и общежитие, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.



Советский психолог Выготский показал, чтоязык , понимаемый в узком смысле как специализированная информационно-знаковая деятельность (речь), с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, с другой - сам обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметы и смыслы, а участвует в создании предметной среды и социального единства людей. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов - называние - был священным, ритуальным действием, сплачивавшим участников, тем самым способствуя созданию социальности. Кроме того, с помощью называния внешняя среда расчленялась впервые на роды практически значимых предметов, выделялись такие важнейшие практические категории как жилище, одежда, утварь и т.д. А это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном смысле слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Огромную роль в процессе антропосоциогенеза сыграло и радикальное изменение системы брачных отношений.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

В философии, ценностные ориентации , эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции;

противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Смысл человеческого бытия . Это традиционная философская проблема, в ее решении можно выделить несколько подходов:

теоцентристский – проблема смысла жизни решается путем признания подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу, например, это:

ранние философские системы, прежде всего восточные

в неотомизме (от Фома Аквинский) Шарден говорит: «Смысл человеческого бытия – в Боге». В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – омега. У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция – вид божественного промысла.

русские религиозные философы серебряного века считали, что смысл жизни - постоянное стремление к Богу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Однако Бердяев увязывал концепцию творчества как оправдание человеческой жизни с религиозностью.

Космоцентричные

Федоров – философия общего дела. Федоров считал, что каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, п.ч. ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечно.

материалист Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса.

социоцентризм – смысл жизни человека – служение обществу. Эта псевдомарксистская концепция, самый пошлый ее вариант – смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию.

антропопоцентристский вариант: смысл жизни – в самом человеке, а не вне его. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (Хорни, Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием «самость» - архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни - в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е. по Сартру, сущность человека – есть результат его индивидуальной жизни.

Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание".

Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству", - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.

Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека. Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400 см 3).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42-- в височной доле.

Уточнилось осязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать звуки членораздельной человеческой речи.

Развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию.

Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появилась вертикальная походка, формирование подвижных и приспособленных к захвату верхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложные трудовые операции.

Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Труд - это процесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми - членами данного общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе.

Зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому, что животные используют свои "орудия труда" реже, чем первобытные люди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человека качественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены.

"Орудийная" деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.

Человеческий труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи.

Участники коллективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде и нападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ее участников.

Каждый член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте, побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направление стада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.

Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие.

Разделение деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций.

Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящего вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.

Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и становится идеей.