Пассивная речь. Теоретические вопросы изучения активной речи у детей младшего школьного возраста с рас

По С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии (глава 11)

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии.

Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.

Виды речи:

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.

Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога.

Диалогическая(разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь.

Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи –эгоцентрической.

Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Т.е. сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.



Следует отметить, что существует еще один вид речи - кинетическая речь . Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции:обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов.

Людмила Таюрская
От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребёнка Задачи этого возраста :

1. Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

2. Расширять активный словарь .

3. Формировать грамматический строй речи .

4. Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

5. Важное значение имеет ориентировки в окружающем. Нужно развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате этого развивается смысловая сторона речи , артикуляция, функции общения и обобщения.

В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях ; у детей формируют дидактически направленную деятельность. Это зависит от типа занятий : при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками - рассматривание.

Наблюдения значительно расширяются и углубляются. Например, при наблюдении за транспортом (легковые, грузовые, автобусы и т. д.) . Показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль и т. д.) .

При наблюдении за живыми объектами детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками; как и что они едят, где живут. Например, птичка – у неё есть пёрышки, крылышки, клюв, на лапках коготки. Когда она ходит – коготки стучат, ходит она редко. Чаще птичка прыгает. Много летает. Когда летает, расправляет крылышки. Птичке дают зёрнышки, она их клюёт. Птичка живёт в гнёздышке.

На повторном занятии нужно активизировать речь детей . Следует задавать вопросы. При неполных ответах нужно дополнять речь детей .

В процессе наблюдение нужно констатировать не только то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей . Для развития речи используются картинки : с изображением отдельных предметов , предметов в действии и сюжетные. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Это закрепление имеющихся у детей представлений , знаний, так и для получения новых.

Занятия протекают по- разному. Водном случае следует рассказ воспитателя. В другом случае дети рассказывают что изображено, а воспитатель обобщает и также задаёт вопросы.

Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Нужно привлечь внимание детей к картинке и читать текст или рассказывать своими словами. На следующих занятиях побуждать детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Книги способствуют установлением контактов как между взрослыми и детьми, так и между детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память , заставляет ребёнка размышлять. Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок, и др.

Особенно важно систематически организовать рассказывание. Вначале один и тот же рассказ повторяется несколько раз как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в два – три дня. Затем следует усложнение. Оно увеличивает количество действий, даётся более подробное описание отдельных персонажей; описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым , способствует всестороннему развитию речи .

Занятия с использованием сюжетных игрушек (кукол, животных) влияют на развитие детей во многих направлениях : обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь.

На таких занятиях, как правило, разыгрываются сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязных между собой, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъём после сна, кормление и т. д.). При развёртывании сюжетов даётся много названий разных предметов , показываются действия с ними и раскрываются их значения, а также закрепляются навыки детей в самообслуживании , нормы поведения.

На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных дети встречаются со множеством различных предметов , материалов. Их обучают выполнять элементы различных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально – ритмические движения, возводить элементарные постройки). В результате накапливается словарь : существительные, глаголы, прилагательные, наречия ; происходит усвоение грамматического строя речи . Пассивный словарь постепенно переходит в активный . Закрепляются навыки, приобретённые ранее и формируются новые. Навыки, связанные с процессами приёма пищи, раздевания, одевания и т. д.

Наряду с называнием предметов детей учат обозначать словами различные действия с разными предметами – налить суп, чай, компот и т. д. Называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, тёплая) ; разные действия с одним предметом – застегнуть , расстегнуть пуговицу и т. д.

Во время одевания, умывания и др. детей приучают помогать друг другу, формируя положительные отношения между собой. В результате этого усваивается разнообразный словарь (не трогай это полотенце, оно Танино и т. д.) . Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей . Во время игры дети произносят много различных слов.

Постепенно в сознании ребёнка слова отдаётся от действия. В конце третьего года жизни дети , играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают её в своей активной речи : «Поехал к бабушке… на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался… Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке… » В этот возрасте дети мало задают вопросам к взрослым. Поэтому надо больше ставить вопросов, обращённых и к детям, и к игрушкам. Это создаёт условия для подражания.

По-прежнему сохраняется приём поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф) .

Необходимо внимательно следить за речью ребёнка. Если он говорит неправильно, его нужно остановить и попросить произнести слово правильно : «Саша, скажи, как следует : голубок, а не губулёк. Повтори чётко : голубок». В случае отказа настаивать не надо.

Для активизации речи побудительные слова , которые нацеливают ребёнка на высказывания : «Скажи, повтори, спроси, расскажи.» Важными являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей .


Развитие речи активно идет уже в первый год жизни ребенка. Сначала малыш гулит, потом начинает повторять одинаковые слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба». Ребенок разрабатывает артикуляционный аппарат, высовывая язык, складывая губы в трубочку и резко выпуская изо рта струю воздуха (говорит «брр»). Уже на этом этапе родители могут внести свою лепту в развитие речи ребенка. Почаще разговаривайте с ребенком, читайте ему короткие стишки, пойте детские песни, повторяйте произносимые ребенком звуки и демонстрируйте различные движения губами и языком. Поскольку малыши обожают подражать взрослым, ребенок воспримет такие занятия, как веселую игру. Когда ребенок начинает говорить? На то, когда ребенок начнет говорить, влияют два основных фактора. С точки зрения физиологии таким фактором является готовность артикуляционного аппарата к произнесению слов. А с точки зрения психологии – это потребность ребенка выражать свои желания словами. Ведь если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? Многие родители сталкиваются с тем, что их второй ребенок начинает говорить позже, чем начал первый. Чаще всего это связано как раз с тем, что родители хорошо изучили потребности ребенка на своем первенце и теперь предугадывают желания второго малыша, то есть у ребенка просто-напросто отсутствует стимул разговаривать
Так или иначе, большинство детей начинают говорить в возрасте от 1 до 1,5 лет. Причем вовсе не обязательно, что первыми словами ребенка будет «мама» или «папа». Чаще детей интересует кто-то, кто не всегда находится рядом, например, «баба» или «деда», а то и вовсе какой-нибудь понравившийся им звук (например, «ба-бах») или животное («ав-ав», «мяу»). После того как первые слова произнесены, начинается стремительное развитие речи, и уже к двум годам большинство детей способны разговаривать простыми предложениями («Дай пить», «Где мама?», «Пошли гулять» и т.д.). Как научить ребенка говорить? Если ваш ребенок упорно не начинает говорить, задумайтесь над тем, соблюдены ли необходимые для этого условия. Во-первых, готов ли артикуляционный аппарат ребенка? Конечно, знать этого наверняка вы не можете, но никогда не будет лишним больше читать ребенку, больше с ним разговаривать, ненавязчиво подталкивать его к повторению за вами слов. Главное, чтобы этот процесс доставлял радость самому ребенку и воспринимался им как игра. Во-вторых, задумайтесь над тем, есть ли у ребенка стимул разговаривать. К примеру, если малыш показывает пальцем на игрушку и требовательно мычит, подайте ему эту игрушку несколько раз, при этом, называя её (например, «кубик» или «мячик»). Когда же ребенок в очередной раз захочет, чтобы вы дали ему игрушку, сделайте вид, что не поняли, чего хочет малыш, - это может послужить для ребенка стимулом к тому, чтобы заговорить. Нужно ли беспокоиться, если ребенок долго не начинает говорить? Бывает и так, что первое слово дети произносят только к двум годам, и в этом нет никакого отклонения от нормы. Но чтобы убедится в том, что ребенок развивается нормально вам нужно удостовериться в том, что он воспринимает пассивную речь. Пассивная речь – это умение ребенка понимать то, что ему говорят. Пассивная речь развивается у ребенка раньше, чем активная. Так, уже в годовалом возрасте малыш сможет показать пальчиком на предмет или человека, если вы спросите у него «где дверь?» или «где мама?». Понимание ребенком пассивной речи свидетельствует о том, что повода для беспокойства у вас нет, и нужно просто запастись терпением. Последнее дается родителям нелегко, ведь так хочется услышать из родных уст согревающее душу слово «Мама»!

Развитие речи активно идет уже в первый год жизни ребенка. Сначала малыш гулит, потом начинает повторять одинаковые слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба». Ребенок разрабатывает артикуляционный аппарат, высовывая язык, складывая губы в трубочку и резко выпуская изо рта струю воздуха (говорит «брр»). Уже на этом этапе родители могут внести свою лепту в развитие речи ребенка. Почаще разговаривайте с ребенком, читайте ему короткие стишки, пойте детские песни, повторяйте произносимые ребенком звуки и демонстрируйте различные движения губами и языком. Поскольку малыши обожают подражать взрослым, ребенок воспримет такие занятия, как веселую игру. Когда ребенок начинает говорить? На то, когда ребенок начнет говорить, влияют два основных фактора. С точки зрения физиологии таким фактором является готовность артикуляционного аппарата к произнесению слов. А с точки зрения психологии – это потребность ребенка выражать свои желания словами. Ведь если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? Многие родители сталкиваются с тем, что их второй ребенок начинает говорить позже, чем начал первый. Чаще всего это связано как раз с тем, что родители хорошо изучили потребности ребенка на своем первенце и теперь предугадывают желания второго малыша, то есть у ребенка просто-напросто отсутствует стимул разговаривать.

Пожалуй, родители ждут от ребенка первых слов даже больше, чем первых шагов, потому что развитее речи - это более индивидуальный процесс, чем развитие крупной моторики ребенка. Если подавляющее большинство детей делает первые шаги к концу первого года жизни, то с первыми словами все не так однозначно и предсказуемо. Развитие речи активно идет уже в первый год жизни ребенка. Сначала малыш гулит, потом начинает повторять одинаковые слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба». Ребенок разрабатывает артикуляционный аппарат, высовывая язык, складывая губы в трубочку и резко выпуская изо рта струю воздуха (говорит «брр»). Уже на этом этапе родители могут внести свою лепту в развитие речи ребенка. Почаще разговаривайте с ребенком, читайте ему короткие стишки, пойте детские песни, повторяйте произносимые ребенком звуки и демонстрируйте различные движения губами и языком. Поскольку малыши обожают подражать взрослым, ребенок воспримет такие занятия, как веселую игру. Когда ребенок начинает говорить? На то, когда ребенок начнет говорить, влияют два основных фактора. С точки зрения физиологии таким фактором является готовность артикуляционного аппарата к произнесению слов. А с точки зрения психологии – это потребность ребенка выражать свои желания словами. Ведь если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? Многие родители сталкиваются с тем, что их второй ребенок начинает говорить позже, чем начал первый. Чаще всего это связано как раз с тем, что родители хорошо изучили потребности ребенка на своем первенце и теперь предугадывают желания второго малыша, то есть у ребенка просто-напросто отсутствует стимул разговаривать. Так или иначе, большинство детей начинают говорить в возрасте от 1 до 1,5 лет. Причем вовсе не обязательно, что первыми словами ребенка будет «мама» или «папа». Чаще детей интересует кто-то, кто не всегда находится рядом, например, «баба» или «деда», а то и вовсе какой-нибудь понравившийся им звук (например, «ба-бах») или животное («ав-ав», «мяу»). После того как первые слова произнесены, начинается стремительное развитие речи, и уже к двум годам большинство детей способны разговаривать простыми предложениями («Дай пить», «Где мама?», «Пошли гулять» и т.д.). Как научить ребенка говорить? Если ваш ребенок упорно не начинает говорить, задумайтесь над тем, соблюдены ли необходимые для этого условия. Во-первых, готов ли артикуляционный аппарат ребенка? Конечно, знать этого наверняка вы не можете, но никогда не будет лишним больше читать ребенку, больше с ним разговаривать, ненавязчиво подталкивать его к повторению за вами слов. Главное, чтобы этот процесс доставлял радость самому ребенку и воспринимался им как игра. Во-вторых, задумайтесь над тем, есть ли у ребенка стимул разговаривать. К примеру, если малыш показывает пальцем на игрушку и требовательно мычит, подайте ему эту игрушку несколько раз, при этом, называя её (например, «кубик» или «мячик»). Когда же ребенок в очередной раз захочет, чтобы вы дали ему игрушку, сделайте вид, что не поняли, чего хочет малыш, - это может послужить для ребенка стимулом к тому, чтобы заговорить. Нужно ли беспокоиться, если ребенок долго не начинает говорить? Бывает и так, что первое слово дети произносят только к двум годам, и в этом нет никакого отклонения от нормы. Но чтобы убедится в том, что ребенок развивается нормально вам нужно удостовериться в том, что он воспринимает пассивную речь. Пассивная речь – это умение ребенка понимать то, что ему говорят. Пассивная речь развивается у ребенка раньше, чем активная. Так, уже в годовалом возрасте малыш сможет показать пальчиком на предмет или человека, если вы спросите у него «где дверь?» или «где мама?». Понимание ребенком пассивной речи свидетельствует о том, что повода для беспокойства у вас нет, и нужно просто запастись терпением. Последнее дается родителям нелегко, ведь так хочется услышать из родных уст согревающее душу слово «Мама»!

Пожалуй, родители ждут от ребенка первых слов даже больше, чем первых шагов, потому что развитее речи - это более индивидуальный процесс, чем развитие крупной моторики ребенка. Если подавляющее большинство детей делает первые шаги к концу первого года жизни, то с первыми словами все не так однозначно и предсказуемо. Развитие речи активно идет уже в первый год жизни ребенка. Сначала малыш гулит, потом начинает повторять одинаковые слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба». Ребенок разрабатывает артикуляционный аппарат, высовывая язык, складывая губы в трубочку и резко выпуская изо рта струю воздуха (говорит «брр»). Уже на этом этапе родители могут внести свою лепту в развитие речи ребенка. Почаще разговаривайте с ребенком, читайте ему короткие стишки, пойте детские песни, повторяйте произносимые ребенком звуки и демонстрируйте различные движения губами и языком. Поскольку малыши обожают подражать взрослым, ребенок воспримет такие занятия, как веселую игру. Когда ребенок начинает говорить? На то, когда ребенок начнет говорить, влияют два основных фактора. С точки зрения физиологии таким фактором является готовность артикуляционного аппарата к произнесению слов. А с точки зрения психологии – это потребность ребенка выражать свои желания словами. Ведь если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? Многие родители сталкиваются с тем, что их второй ребенок начинает говорить позже, чем начал первый. Чаще всего это связано как раз с тем, что родители хорошо изучили потребности ребенка на своем первенце и теперь предугадывают желания второго малыша, то есть у ребенка просто-напросто отсутствует стимул разговаривать. Так или иначе, большинство детей начинают говорить в возрасте от 1 до 1,5 лет. Причем вовсе не обязательно, что первыми словами ребенка будет «мама» или «папа». Чаще детей интересует кто-то, кто не всегда находится рядом, например, «баба» или «деда», а то и вовсе какой-нибудь понравившийся им звук (например, «ба-бах») или животное («ав-ав», «мяу»). После того как первые слова произнесены, начинается стремительное развитие речи, и уже к двум годам большинство детей способны разговаривать простыми предложениями («Дай пить», «Где мама?», «Пошли гулять» и т.д.). Как научить ребенка говорить? Если ваш ребенок упорно не начинает говорить, задумайтесь над тем, соблюдены ли необходимые для этого условия. Во-первых, готов ли артикуляционный аппарат ребенка? Конечно, знать этого наверняка вы не можете, но никогда не будет лишним больше читать ребенку, больше с ним разговаривать, ненавязчиво подталкивать его к повторению за вами слов. Главное, чтобы этот процесс доставлял радость самому ребенку и воспринимался им как игра. Во-вторых, задумайтесь над тем, есть ли у ребенка стимул разговаривать. К примеру, если малыш показывает пальцем на игрушку и требовательно мычит, подайте ему эту игрушку несколько раз, при этом, называя её (например, «кубик» или «мячик»). Когда же ребенок в очередной раз захочет, чтобы вы дали ему игрушку, сделайте вид, что не поняли, чего хочет малыш, - это может послужить для ребенка стимулом к тому, чтобы заговорить. Нужно ли беспокоиться, если ребенок долго не начинает говорить? Бывает и так, что первое слово дети произносят только к двум годам, и в этом нет никакого отклонения от нормы. Но чтобы убедится в том, что ребенок развивается нормально вам нужно удостовериться в том, что он воспринимает пассивную речь. Пассивная речь – это умение ребенка понимать то, что ему говорят. Пассивная речь развивается у ребенка раньше, чем активная. Так, уже в годовалом возрасте малыш сможет показать пальчиком на предмет или человека, если вы спросите у него «где дверь?» или «где мама?». Понимание ребенком пассивной речи свидетельствует о том, что повода для беспокойства у вас нет, и нужно просто запастись терпением. Последнее дается родителям нелегко, ведь так хочется услышать из родных уст согревающее душу слово «Мама»!

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: - устной, - письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя.

Активная и пассивная форма речи

Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.

Виды речи

Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.

Внешний – это устный и письменный способы общения.

В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.

Устная речь

В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.

Диалог

Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).

Разговор считается самым простым, естественным, а также удобным способом находить взаимосвязь, выражать свои мысли.

Особенности диалога:

  • Условная краткость, лаконичность реплик;
  • Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
  • Фразы имеют недоговоренный характер;
  • Активно применяется мимика, жестикуляция;
  • Обратная связь, обмен эмоциями;
  • Оценка ситуации «онлайн»;
  • Использование характерной бытовому стилю лексики;
  • Возможность непредвиденной концовки.

Монолог

Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).

Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, психологии приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.

Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, оратора или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:

  • Связного изложения мыслей;
  • Логичного, доходчиво построения речи;
  • Соблюдения литературных норм и правил языка;
  • Учета индивидуальных особенностей аудитории;
  • Постоянного самоконтроля;
  • Обдуманных мимики, жестикуляции.

Активное и пассивное восприятие устной формы речи

Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.

Если слова собеседника находят отклик в нашем сознании, мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.

Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.

Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, типа темперамента, а также других факторов.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент!

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или эмоций (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Альтернативные виды речи: кинетическая

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.