Классный час день заповедников и национальных парков. Методическая разработка (4 класс) на тему: Внеклассное мероприятие "Заповедные места Земли"

Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Природоведение" href="/text/category/prirodovedenie/" rel="bookmark">природоведения и биологии мы с вами очень часто употребляли выражения «Природа – наш дом родной», «Берегите природные богатства», «Планета в опасности». Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

Прослушивание фонограммы песни «Как прекрасен этот мир».

Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень не похожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

(слайд 4)Для защиты и охраны редких и исчезающих видов животных и растений создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ) (слайд 5-9). Различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, памятники природы, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

(слайд 10) Сегодня в России насчитывается 101 заповедник общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны) и 40 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны), а сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.

Охраняется в заповедниках

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

И тревога за жизнь неустанна

Чтоб не сгинуть в космической мгле

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

А себя мы прощаем, и себе мы прощаем,

А грядущее нас не простит.

(слайд 11-17)Рассказ о Воронинском заповеднике.

Заповедник "Воронинский" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Основными целями деятельности заповедника являются сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственный природный заповедник "Воронинский" создан 12 августа 1994 г. с целью сохранения и мониторинга природных лесостепных комплексов. Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона на юго-востоке Окско-Донской равнины, имеет площадь 10390 га и протяжённость с севера на юг около 50 км. Он располагается на территории двух административных районов Тамбовской области , Инжавинского и Кирсановского, и состоит из двух относительно больших участков и восьми малых, расположенных в долинах реки Ворона и её притоков.

Климат района умеренно-континентальный. Средняя температура июля +20,4°С, января -11,3°С. Средняя температура воздуха + 4,7°С. Годовое количество осадков - 510 мм.

Главная водная артерия территории заповедника - река Ворона, правый приток Хопра. Общая протяжённость реки 454 км, из них 234 - по Тамбовской области и более 90 км - по заповеднику. В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озёра: Симерка (площадь 40 га), Кипец (70 га), Рамза (200 га) и около ста мелких озёр.

Лесопокрытая территория составляет 77,2% площади заповедника. Это, в основном, дубравы - 35,9%, осинники - 20,8% и черноольшанники 14,4%. Травяные сообщества (14,6%) представлены низинными болотами, пойменными лугами, остепнёнными лугами и небольшими участками луговых степей. Всего в настоящее время найдено и определено около 600 видов растений, что составляет 60% потенциальной флоры. Среди них редкие и исчезающие виды, занесённые в Красные книги различных уровней: рябчик русский, ятрышник шлемовидный, пальчатокоренник мясо-красный, шпажник тонкий, несколько видов ковылей.

В заповеднике представлена типичная фауна южной лесостепи. Здесь встречаются 25 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих (самые крупные - лось, кабан, косуля, волк). Среди них "краснокнижные" виды - украинская минога, скопа, орлан-белохвост, змееяд, выхухоль. Территория заповедника является важным остановочным пунктом на пути птиц, совершающих регулярные сезонные перелёты, и включена в список ключевых орнитологических территорий международного значения в Европейской России.

Вот такой прекрасный и удивительный заповедник есть у нас в области.

В заповеднике существуют особые правила поведения.

(слайд 18)Правила поведения в заповеднике

В заповеднике запрещается: - рвать цветы, собирать грибы и ягоды, ломать ветки,

Бегать, кричать, шуметь,

Разводить костры, устраивать пикники,

Мусорить,

Вести хозяйственную деятельность

Все это негативно сказывается на жизни животных и растений.

По территории заповедника следует передвигаться тихо и спокойно, чтобы не мешать зверям и птицам и не нарушать их ритм жизни.

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Итак, ребята, чему было посвящено наше сегодняшнее мероприятие?

- Какие опасности подстерегают нашу планету?

- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды ?

- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?

Есть одна планета-сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

(Я. Аким)

Литература:

1. Даль словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 4. – М.: Мир книги, 2004.

2. Заповедники. Т.9. – М.: Мир книги, 2003.

3. , и др. Биология: Словарь для студентов и абитуриентов/ Под ред. . – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2002.

Приложение 1.

Сценарий игры ко Дню заповедников и национальных парков

«Заповедные тропы»

Участники: школьники 10-13 лет

Количество участников: 20 чел.

Материалы и оборудование:

- небольшой мячик,

- фломастеры,

- листы А5 с буквами «К», «И», «В», «А», «Ч» (по 4 штуки каждого),

- кусочки скотча для прикрепления листов под стульями,

- загадки,

- 9 листов с отгадками и буквами «П», «А» (3 шт.), «Н», «Я», «Р», «В», «И»;

- пять карточек с разной информацией о северном олене

- пять листов с изображениями животных (в том числе один северный олень), на обратной стороне изображения северного оленя написано «заповедник Костомукшский», а на остальных – стоит смайлик с высунутым языком

- 24 крупных детали паззла с буквами (на паззлах одного цвета написаны буквы «К» (2 шт.), «А» (2 шт.), «Л» (2 шт.), «Е», «В», «Ь», «С», «И», «Й»; а на паззлах другого цвета: «В», «О» (2 шт.), «Д», «Л», «З», «Е», «Р», «С», «К», «И», «Й».

- медиапрезентация

Предварительная работа: под стульями подклеены буквы слова «КИВАЧ» (по 4 штуки каждой буквы). Стулья стоят в кругу.

Дети входят в зал, рассаживаются на стульях.

На экране заставка (1 слайд презентации).

Ведущий : Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое виртуальное путешествие, посвященное Всероссийскому Дню заповедников и национальных парков.

Все мы с вами – одна большая команда необычного виртуального корабля. Я – капитан корабля, а вы все – члены экипажа.

Итак, наша команда в сборе.

Вы помните, что наше путешествие посвящено всероссийскому Дню заповедников и национальных парков. День заповедников и национальных парков отмечается ежегодно 11 января (по новому стилю, по старому - 29 декабря 1916 года) в день образования первого в России Баргузинского заповедника.

Слайд 2. Посмотрите на Слайд 3 . Сколько лет исполнилось Заповеднику в этом году? Угадайте: что за животное нарисовано на эмблеме заповедника?

Версии детей. На марках изображен юбилейный год - 1966, значит, по новому стилю, если посчитать, получится 100 лет. Пояснить детям, что такое старый и новый стиль.

Целых сто лет, ребята, исполнилось первому в России Баргузинскому заповеднику. Животное на его эмблеме - соболь, заповедник был создан для сохранения этого редкого зверя. А с 1997 года день образования Баргузинского заповедника отмечается в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков.

Заповедники и национальные парки относятся к особоохраняемым природным территориям. А для чего выделяются особоохраняемые природные территории?

Версии детей

Особоохраняемые природные территории выделяются для сохранения и восстановления численности какого-либо вида животных или растений; или для сохранения целых ландшафтов и территории в нетронутом состоянии, для уменьшения воздействия людей на ценные природные объекты и т. д. (Слайд №4)

Мы с вами сегодня отправимся в виртуальное путешествие по некоторым охраняемым природным территориям Карелии, мы можем с вами путешествовать по воде, воздуху и по земле. И по дороге мы можем встретить разных животных. И мне хотелось бы проверить, готова ли моя команда путешественников к этим встречам?

Я буду кидать вам мячик и называть одно из трёх слов «воздух», «земля», «вода». Задача того, кто поймал мяч назвать животное, связанное с этой стихией. При слове «земля» называем тех, кто бегает или ползает по земле или под землей; при слове «воздух» - называем того, кто летает; а при слове «вода» - того, кто плавает. Задание понятно?

Игра.

Молодцы, вы хорошо готовы к путешествию. В настоящий момент в России насчитывается 103 заповедника и 47 национальных парков, вместе с другими заповедными териториями и они занимают 11% от общей площади России. В республике Карелия насчитывается 142 особо охраняемых природных территории, из них два заповедника и часть заповедника, принадлежащего Мурманской области , три национальных парка, 1 природный парк и 34 заказника, 102 памятника природы. (Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2015 году) Слайд №5.

Это, конечно, может быть очень длительное путешествие, а потому нам необходимо хорошо проверить готовность наших двигателей к полёту.

Повторить ещё два раза.

Итак, наши двигатели разогрелись. Вы готовы к путешествию? Тогда мы начинаем наш полёт!

Мы с вами сегодня совершим виртуальное путешествие только по пяти охраняемым природным территориям Карелии: двум заповедникам и трём национальным паркам.

И, чтобы узнать, какой заповедник ждёт нас первым, нам придётся немного потрудиться. Слушайте меня внимательно, я буду громко считать, а вы будете выполнять сложное задание: На счёт «раз!» все наклоняются под стул, на счёт «два!» - ищут под сиденьем стула лист-подсказку, на счёт «три» - достают этот лист и поднимают высоко над головой. Всё поняли?

«Раз!» «Два!» «Три!»

Ребята поднимают над головой листы с буквами.

Как много букв! Что-то нам трудно здесь разобраться. Давайте, попробуем упростить себе задачу. Вам сейчас нужно оглядеться вокруг, найти тех, у кого такая же буква, как у вас. Нашли? Эти люди вам не интересны… Вас интересуют только те, у кого другие буквы.

А начнём мы с первой буквы алфавита – буквы «а». У кого буква «а»? Ваша задача – взять за руку по одному человеку с любой другой буквой, потом вы вдвоем уже берёте к себе в кампанию третьего человека, втроем – четвертого и т. д.. Таким образом, у нас должны получиться четыре цепочки из пяти человек с разными буквами. Задание понятно? Начали.

Ребята собираются в цепочки.

Замечательно! Вы молодцы. А теперь посмотрите на свои группы в цепочке и попробуйте составить название нашего карельского заповедника.

Составляют слово «Кивач».

Получился заповедник «Кивач»! Замечательно. Размещаем на карте Карелии заповедник «Кивач». (Слайд №6)

Это первый заповедник, в который мы с вами прилетели во время нашего путешествия. Заповедник «Кивач» - это самый популярный и часто посещаемый заповедник Карелии. Кивач - один из старейших заповедников России, создан 11 июня 1931 года при Академии наук СССР для охраны природы русского севера.

Но большинству людей этот заповедник известен всего по одной причине. Чем известен этот заповедник?

Ожидаемый ответ – водопадом .Слайд №7

Действительно, на территории заповедника расположен водопад Кивач. Водопад Кивач длительное время считался наиболее крупным равнинным водопадом России и вторым по величине равнинным водопадом Европы после Рейнского (р. Рейн, Швейцария). В настоящее время былая мощь водопада утрачена. Из-за построенной выше по течению Гирвасской плотины сейчас Кивач значительно потерял в размерах и мощности, но не утратил своей красоты.

Название Кивач происходит от слова «kivi», означающего «камень». И это не единственный водопад с похожим названием у нас в Карелии. Есть у нас ещё и водопад с названием «Кивакка». Слышите сходное звучание? «Кивач», «Киви», «Кивакка»? Но, чтобы увидеть этот водопад, нам с вами придётся перелететь на другую особоохраняемую территорию Карелии – далеко на север нашей республики в национальный парк. А как он называется, вы узнаете, выполнив одно задание.

Каждой группе выдаём по два листа (с одной стороны написана буква, с другой стороны слово-отгадка для загадки), один такой же лист – у ведущего. Загадываем загадки по порядку.

Нам с вами нужно разгадать написанные на этих листах загадки и повесить на место отгадки.

Для примера ведущий читает одну загадку, ответ на которую находится у него в руках. И прикрепляет букву на нужную загадку.

После этого ведущий прочитывает первую загадку, группы совещаются, находят отгадку, прикрепляют букву на место и так все буквы.

Что за слово у нас получилось? Паанаярви. Действительно, так называется национальный парк в Лоухском районе Республики Карелия.

Размещаем изображение на карте (Слайд №8)

Паанаярви - самый живописный парк Карелии, основан 20 мая 1992 года. На территории парка находятся несколько гор, являющиеся самыми высокими горами Карели. Водопады, скалы, озёра, а в частности главное озеро парка – озеро Паанаярви. (Слайд №9)

Главной целью создания национального парка «Паанаярви» явилось сохранение уникальных природных комплексов озера Паанаярви и реки Оланга.

А вот мне интересно, Кивач – это заповедник, а Паанаярви – это национальный парк. А какая между ними разница?

Версии детей

В национальном парке природные явления в первую очередь открыты для наблюдения посетителями. Большая часть национального парка открыта для посещения, для чего предусматриваются специальные зоны отдыха и туристические стоянки.

Заповедник является научным учреждением, где серьезно изучается флора, фауна и другие природные явления. Посещение заповедника строго ограничено экскурсиями по экологическим тропам или вовсе запрещено для посещения туристами.

Но мы с вами в нашем виртуальном путешествии можем легко попасть на любую территорию, а потому предлагаю воспользоваться этим и посетить ещё один заповедник. Но чтобы узнать, как он называется, нам придётся сначала узнать животное, которое является символом этого заповедника.

Каждая группа получает карточку с информацией (информация разная), их задача обсудить и понять, о каком животном идёт речь.

Отдельно расположены пять изображений разных животных, в том числе северного оленя. На обратной стороне изображения северного оленя написано «заповедник Костомукшский», а на остальных – стоит смайлик с высунутым языком.

Если ваша группа догадалась, о каком животном идет речь, то, пожалуйста, положите свой листочек с заданием возле выбранного изображения животного.

Проверяем, находим название заповедника.

Этот заповедник называется «Костомукшский».

Отмечаем на карте (Слайд №10)

Заповедник «Костомукшский» основан 14 декабря 1983 года. Логотип заповедника - изображение северного лесного оленя, отражающегося в озере на фоне сосновой шишки. (Слайд №11) В заповеднике «Костомукшский» созданы комфортные условия для проживания северного оленя, а сосна – самая распространенная древесная порода на территории этого заповедника.

Наша республика – издавна славится своими лесными богатствами. Но часто это уже не коренные, т. е. древние естественные леса, а леса, которые уже сильно подвержены воздействию человека. Но в Карелии ещё сохранились коренные девственные леса, т. е. леса, которые ещё не затронула промышленная деятельность человека. И такими лесами гордятся два национальных парка Карелии.

Их названия нам с вами предстоит узнать.

Раздаём детям по одной детали паззлов каждому, на каждой детали одна буква. На столах уже сложены две последние буквы каждого слова. Цвет паззлов для каждого слова свой, чтобы не запутались. Дети пытаются собрать паззлы. Получаются два названия – «Водлозерский» и «Калевальский».

Отмечаем на карте (Слайд №12)

(Слайд №13) Водлозерский – это национальный парк, на территории которого сохранен крупнейший в Европе массив коренных лесов тайги. Средний возраст древостоев 200-240 лет, отдельные экземпляры сосны и ели достигают 500-летнего возраста.

(Слайд №14) Национальный парк «Калевальский» - самый молодой парк Карелии, основанный в 2007 году. Главной целью создания парка было сохранение девственных лесов Северной Фенноскандии (это физико-географическая страна/понятие, располагающаяся на Северо-Западе Европы, названа в честь населяющей её скандинавов, финнов и карелов).

(Слайд №15) А наше путешествие подходит к концу, я предлагаю всем занять свои места. И давайте подведём некоторые итоги. Сколько особоохраняемых природных территорий мы с вами сегодня посетили?

Пять

Какие заповедники мы посетили?

Кивач и Костомукшский

Какие национальные парки мы посетили?

Паанаярви, Водлозерский, Калевальский

Чем отличаются национальные парки от заповедников?

В национальных парках приветствуется туризм, посещение территории, а заповедники - научные учреждения, с закрытой для туристов территорией.

Молодцы. Узнали ли вы для себя сегодня что-то новое?

Выслушиваем детей.

Материалы для проведения игры доступны по ссылке: http://file. sampo. ru/6ndkft/

Сценарный план проведения тематической беседы, посвященной

Дню заповедников и национальных парков

В рамках Года Экологии в России

Участники мероприятия: учащиеся МБУДО «ДШИ «Берёзка»

Ответственный: Сазонова М.П.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами собрались здесь сегодня, в первый учебный день после каникул, неслучайно. Наступил новый, 2017 год, и в нашей стране он официально объявлен Годом Экологии. Мы знаем, что обязанность каждого из нас - бережно относиться к окружающей среде, заботиться о сохранности наших богатых природных ресурсов, делать все для того, чтобы жизнь человечества не наносила вред живой природе.

В российском праздничном календаре вчера была особая дата. Кто знает, чем знаменит день 11 января? Это День заповедников и национальных парков. Праздник этот сравнительно «молодой» - впервые его начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны диких животных и Всемирного фонда дикой природы.

А почему именно 11 января принято отмечать этот праздник? Дело в том, что в этот день, сто один год назад, в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский, название которого произошло от реки Баргузин. Главной целью его создания стала охрана баргузинского соболя и других животных на Байкале. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в так называемое «заповедное ожерелье», включающее в себя, помимо Баргузинского, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк. В Баргузинском заповеднике обитают , чёрношапочный , - всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются , и другие виды рыб.

Озеро Байкал… величайший водный заповедник, «колодец планеты», хранящий в себе до 70 процентов мировых запасов чистейшей питьевой воды. Это самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, оно по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров! (это притом, что на Земле всего только шесть озер имеют глубину более 500 метров).

Давайте посмотрим краткий видеосюжет об удивительном озере.

Демонстрация видеосюжета 1

Ведущий: А теперь обратимся к названию нашего праздника. В нем есть слова «Заповедник» и «Национальный парк». А как вы думаете, в чем разница между заповедником и национальным парком?

Заповедник – это участок земли или водного пространства, охраняемый государством. Но заповедник – не просто охраняемая территория, а научное учреждение, при котором ведутся серьезные исследования о живой природе. Конечно, внутри заповедника строго запрещена любая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Национальный парк – это также территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. Но от заповедника у национального парка есть существенное отличие: в парке разрешен допуск посетителей для отдыха. Первый в мире национальный парк основан еще в конце 19 века в США, а к 1982 году в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий.

А интересно, сколько же в нашей стране заповедников и национальных парков? Как вы думаете? На сегодняшний день в России насчитывается более 100 заповедников и более 35 национальных парков. И те и другие в сумме занимают около 3% всей площади России, Совсем немного, на первый взгляд, правда? А сохраняют они при этом 80% богатства растительного и животного мира!

На всей территории Российских природных заповедников запрещается использование земли, воды, недр, растительного и животного мира, так как они имеют особую ценность как образцы живой природы, типичные именно для этих мест, сохраняющие генетический фонд растительного и животного мира. Таёжные лесные массивы, чистые реки, суровые ледники – всё это позволяет сохранить допустимую для жизни человека экологическую обстановку в России.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент замечательного видеофильма о дикой природе таежных лесов Приморья.

Демонстрация видеосюжета 2

Иногда под воздействием различных факторов природным зонам, чрезвычайно важным для жизнедеятельности человека, наносится серьезный урон. Возьмем, к примеру, лес. Порой мы не задумываемся, насколько велико значение леса для жизнедеятельности человека. А, между тем, неслучайно в старину на говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть», «Лес - богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Лес – это источник пищи, энергии, строительного материала, сырья для производства. Кроме того, в воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений, благотворно влияющих на живые организмы; леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения.

Горько отзываются в нашей памяти лесные пожары в Центральной России летом 2010 года, вызванные аномальной жарой и отсутствием природных осадков. Стихийное бедствие понесло за собой удручающие последствия: погибли более 50 человек, были уничтожены более 1200 домов. За минувшее лето от пожаров пострадали, в общей сложности, около 130 населенных пунктов. Разрушительной силе огня противостоял срочно организованный Штаб по предупреждению и ликвидации лесных пожаров; жители населенных пунктов отчаянно боролись с пламенем, защищая свои дома. В тушении пожаров оказались задействованы ведущие активистские объединения городов и областей. Непосредственное участие в тушении принимал коломенский поисковый отряд «Суворов» во главе с его руководителем Ольгой Стружановой, которая предоставила нам эти кадры:

демонстрация видеосюжета 3

Казалось бы, стихийные пожары мало зависят от воли человека. Однако не стоит преуменьшать роль «человеческого фактора». Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Зачастую одна-единственная непотушенная сигарета может стать причиной трагедии.

Конечно, для нас с вами огромное значение имеет экологическая ситуация в нашем городе, ведь именно от неё зависит наш комфорт. Экология Коломны признается достаточно приемлемой для жизни людей, если сравнивать её с общей экологической ситуацией, наблюдаемой в Московской области. При этом с каждым месяцем экология Коломны претерпевает целый ряд серьезных негативных влияний со стороны многочисленных промышленных предприятий, а также увеличения количества автомобилей на наших дорогах. Выхлопные газы от транспортных средств загрязняют воздух в несколько раз активнее и мощнее, нежели выбросы заводов и промышленных комбинатов. Пагубное влияние на экологию Коломны имеет и загрязнение Москвы-реки и реки Оки. Но, надо отметить, что вопросам экологии Коломны в последние годы уделяется немало внимания. Выделяются дополнительные финансовые средства на строительство новых очистительных систем, строго контролируются выбросы в атмосферу вредных веществ. Но экология Коломны зависит и от каждого из нас. Ведь нет ничего проще, чем воспользоваться лишний раз общественным транспортом, а свой автомобиль оставить в гараже, не жечь листья на своем дачном участке, пользоваться пореже химическими средствами, разрушающими озоновый слой планеты и так далее.

Каждый может внести свой вклад в экологическую обстановку своего родного города, а объединенные усилия многих могут серьезно повлиять на состояние всей планеты. С 2010 года вступил в силу городской проект «Парки, сады и скверы г. Коломны», в котором приняли участие учебные учреждения города – школы, колледжи, институты.

А теперь послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь, о каком известном парке города Коломны идет речь:

В далеком 1949 году, когда огромная страна только-только начала приходить в себя после ужасающей Второй мировой воины, началось строительство ЭТОГО ПАРКА . Первые четыре тысячи деревьев были высажены весной, а впоследствии ПАРК был украшен более 30 тысячами кустарников и 8 тысячами деревьев со всех уголков нашей необъятной страны. Рядом с липами, березами, кленом появились лиственницы, каштаны, пирамидальные тополя. Зацвели яблони, груши, рябина, калина, сирень, жасмин. Совсем не зря местные жители называли ПАРК не иначе, как «Зеленое чудо города». Ну, что, догадались?

Да, речь идет о ПАРКЕ МИРА, любимым местом отдыха коломчан. В 1966 году начались масштабные работы по благоустройству и реконструкции Парка Мира в Коломне . В обустройстве парка принимали участие все горожане – от мала до велика, и уже через три года обновленный парк культуры и отдыха радушно встречал своих гостей. Примечательно, что при строительстве фонтана использовался опыт строительства фонтана в московском парке "Сокольники". Всего же за двадцать лет с конца сороковых по конец шестидесятых на территории парка Мира было посажено 8200 деревьев сорока пород и более 30000 кустарников со всех уголков страны (например, Сибири, Дальнего Востока, Украины). В результате уже более 60 лет сюда приходят дети и взрослые, более 60 лет Парк Мира в Коломне дарит людям покой и радость.

Ну вот и подходит к концу наша встреча, но перед тем как попрощаться, я хотела бы вам сказать, что 11 января в праздничном календаре – это не только День заповедников и национальных парков. 11 января – это еще и самая «вежливая» дата в году. В этот день отмечается Всемирный день «спасибо».

Всем известно с детства, что «спасибо» - слово «волшебное». Слово «спасибо» - устоявшееся сокращение от фразы «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность.

Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем как бы на ходу, не задумываясь об их смысле. А между тем, слова "спасибо" и "пожалуйста" обладают магическими свойствами. Психологи считают, что слова благодарности – это знаки внимания, способные согреть своей теплотой.

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово-светлячок!

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Беседа

Назовите местные экологические проблемы вашего города. Что сделано и что планируется сделать для их решения?

2. Экологические проблемы России и попытки их решения:

· Опасность радиационного загрязнения окружающей среды. Чернобыльская авария показала опасность использования примитивных ядерных реакторов. Позднее была увеличена степень защиты реакторов от взрыва. Подземные атомные взрывы для решения народнохозяйственных целей были проведены на севере Пермской области в районе озера Чусовское. Строители хотели с помощью взрывов прорыть канал из Печёры в Каму, но из этой затеи ничего не вышло. Было проведено десять ядерных взрывов, из которых семь подземных и три приповерхностных взрыва. В результате возникли несколько огромных ям, наполненных радиоактивной водой. На севере области возросло количество людей, больных раком.

· . Огромный вред окружающей среде от использования минеральных удобрений и средств от вредителей растений, когда большая их часть попадает в водоёмы вместе со сточными водами. Было запрещено использовать самые вредные средства против вредителей растений.

· Загрязнение водоёмов стоками промышленных отходов и канализационными стоками. Чтобы этого избежать сегодня строят и используют пресную воду по замкнутому циклу, предлагают закачивать вредные стоки в шахтные пустоты.

· Засоление почвы в результате обильного орошения речной водой. Засоление почвы в результате обильного полива речной водой в древности произошло в Верхней Месопотамии. Озеро Арал в значительной степени высохло, и ветер разносит по окрестностям соль со дна озера. Это произошло в результате сокращения стоков рек, впадающих в озеро из-за того, что значительная часть воды ушла из рек в оросительные каналы. С целью удешевления строительства эти каналы были построены в виде канавы в песке, поэтому окружающие канал земли превратились в болото в пустыне. Чтобы уменьшить потерю воды нужно строить каналы с железобетонным дном или в форме железобетонной трубы. Полив недистиллированной речной водой в пустыне неизбежно приводит к засолению этой пустыни. Чтобы решить эту проблему в Израиле и Америке применяется капельное орошение при поливе овощей, когда пластмассовая трубка подходит к каждому растению, из которой вода сочится «капля за каплей».

· Строительство гидроэлектростанций в низменных районах, которое привело к затоплению самых плодородных земель. В Голландии земли отвоёвывают у моря, а в России их затопляют. Примером могут служить «энергетические каскады» на Волге и Каме. Чтобы избежать этого, сегодня рекомендуют строить гидроэлектростанции только в горах.

· Экологические проблемы в лесной отрасли. Много брошенной древесины остаётся на лесных делянках. В результате молевого сплава, когда деревья весной плывут сами собой до устья небольшой речки, и сплава в плотах много древесины тонет и отравляет воду продуктами гниения. Сегодня в России запрещён молевой сплав древесины.

· Крушение танкеров с нефтью или прорывы трубопроводов . Чтобы этого избежать, сегодня используются танкеры с двойным корпусом.

1. Атмосфера планеты Земля состоит из этого газа больше, чем наполовину.
2. Процесс, при котором зеленые растения, поглощая воду и углекислый газ, при участии солнечной энергии производят кислород.
3. Источник загрязнения атмосферы (средство передвижения).
4. Газ, необходимый для дыхания человека.
5. Организмы, частично нейтрализующие вредное воздействие загрязненной атмосферы.
6. Устройство в конструкции автомобиля, поглощающее угарны газ.
7. Вид органического топлива.
8. Защитное приспособление, позволяющее дышать в условия загрязненной атмосферы.
9. Более экологичное, по сравнению с бензином, топливо.

Какие существуют способы снижения выбросов угарного газа? В некоторых странах Европы заменяют автомобили электромобилями. Электромобили более дороги в эксплуатации, но жители идут на это, чтобы дышать более чистым воздухом.

В Дании, например, большая часть жителей городов ездит на велосипедах на работу, в магазин - полезно и для здоровья, и для чистоты воздуха.

Во многих странах в конструкции автомобилей предусмотрены специальные устройства - фильтры, которые задерживают часть вредных газов.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Газ в составе атмосферы, доля которого составляет 78 %? (азот)
2. Погодное явление, способствующее очищению атмосферы? (дождь)
3. Есть ли в составе атмосферы ядовитые газы? (да)
4. Что такое озон? (газ в составе атмосферы, поглощающий ультрафиолетовое излучение)
5. Верхняя граница атмосферы проходит на высоте а) 10 км, б) 130 км, в) 500 км? (500 км)
6. Как называется газ, увеличение концентрации которого ведет к возникновению парникового эффекта? (углекислый газ)
7. Как называется густой туман, состоящий из смеси загрязняющих веществ, часто наблюдаемый в больших промышленных городах? (смог)
8. В каком агрегатном состоянии находится вода в атмосфере? (твердом, жидком, газообразном)
9. Почему дожди называют "кислыми"?


«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

    показать значимость природы в нашей жизни;

    привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

    способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

    приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

    способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;

    повысить уровень экологической культуры;

    воспитывать бережное отношение к природе;

    развивать познавательный интерес ребят;

    развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

    Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный в , в лесостепной зоне Среднего . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части на территории и частично (охранная зона) в . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда и , отдельных и сообществ и , типичных и уникальных .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка ( ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более , что составляет 55 % видового состава . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки (на северо-востоке , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

голубь… (воркует);

глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

журавль… (курлычет);

воробей… (чирикает);

ворона… (каркает);

индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

свинья… (хрюкает);

олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

комар… (пищит, крыльями);

кузнечик… (стрекочет);

шмель… (жужжит, гудит);

пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

А

К

А

З

Н

И

К

2 К

Р

А

С

Н

А

Я

3 П

Р

И

Ш

В

И

Н

4 Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

5 Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

9 Б

6 Б

Е

Р

Е

З

А

А

7 Д

У

Б

Р

8 Н

А

Л

И

М

10 Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

У

11 У

Т

К

И

К

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

    У меня очень много игрушек сделано из нее.

    • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

      Предметы из нее мало весят.

      При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

      Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

    Этим мы пользуемся каждый день.

    Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

    С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.