Экологические мероприятия в школе: темы, сценарии. Экологический праздник

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии
  • ;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой
  • ;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся
  • ;
  • воспитание бережного отношения к природе
  • ;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.
  • Планируемые достижения учащихся:

    • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру
    .
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди
  • .
  • Учиться защищать природные ресурсы
  • .
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий
  • .

    Оборудование:

    • аудиозапись голов птиц;
    • выставка книг “Природа – твой дом”
    ;
  • оформление стенда “Охрана окружающей среды”
  • ;
  • индивидуальные творческие задания
  • ;
  • анкеты
  • ; ;
  • цветные карандаши
  • ;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”
  • ;
  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений
  • .

    Ход мероприятия

    – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Кадр 1 Лес

    – Жил был лес.

    Кадр 2 Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

    (На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

    Кадр 3 Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Кадр 4 Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Кадр 5 Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Кадр 6 Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Кадр 7 Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Кадр 8 Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Кадр 9 Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Кадр 10 Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Кадр 11

    – Почему в лесу никто не живет?

    – Человек разрушил жизнь леса.

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    – Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Группы готовят краткое сообщение о породе своего дерева, используя школьный гербарий.

    Кадр 12. Деревья

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    – Не хватает птиц и зверей

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

    Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Кадр 13 Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 4

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Кадр 14 Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

    Вопросы к кроссворду

    1. Как называется верхний плодородный слой земли?
    2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
    3. Синоним слова звери.
    4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
    5. Житель планеты, наделенный разумом.
    6. Назови синоним слова атмосфера.
    7. Как называется солнце на языке астрономов?

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

    Кадр 15 Охрана природы

    – Нужно ли охранять природу?

    – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Кадр 17 Итог урока

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип).

    Задание 6

    Заполни анкету.

    Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

    Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

    1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

    – Природу;
    – Сказки разных народов.

    2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

    – самолётам;
    – всем живым существам.

    3. Какую книгу называют “Красной?”

    – атлас мира;
    – книгу редких животных и растений.

    4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

    – в заповеднике;
    – в цирке.

    5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

    – в берлогу медведя;
    – в мусорный бак или забирать с собой.

    Завершение путешествия

    Чтение стихотворения Любови Сироты

    Скворечник

    Он сказал с неподдельной любовью:
    "Мне природа – родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово –
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок...”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас – за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни –
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И – мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы...
    ...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа – но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе

    Цель : воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

    Задачи:

    • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
    • Формировать культуру поведения в природе.
    • Обогащать представления об окружающем мире.
    • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
    • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
    • рационально относиться к компонентам неживой природы.
    • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор,
    • Красная книга,
    • плакаты с предупредительными знаками,
    • картинки с изображением животных,
    • карточки с заданиями,
    • чай из лекарственных трав,
    • сообщения уч-ся,
    • плакат "Правила гигиены".

    Ход мероприятия

    Ребята, что такое глобус?

    Вступление

    Держа в руке глобус, ученик рассказывает

    Самая прекрасная, родная,
    Разноцветная, веселая, живая,
    Ты для нас, как мать, одна на свете,
    Мы твои заботливые дети.

    Но порой, под нашими руками
    Красота твоя бесследно исчезает.
    Задыхаются от грязи океаны,
    Звери, птицы, травы погибают.

    Где бы мы ни жили на планете,
    За твою судьбу мы все в ответе.
    Мы твои помощники, друзья,
    Мы, Земля, с тобой одна семья.

    Мне радостно слышать вас и обидно.

    Учитель:

    Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

    Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

    Как же я была прекрасна в то время!

    Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

    Учитель

    Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

    (С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

    СЛАЙД № 1

    Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

    Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

    Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

    И что угрожает нашей планете Земля?

    На все эти вопросы ответите вы сами.

    Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

    Задания для групп.

    1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

    2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

    3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

    (Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

    Выступают ботаники

    У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

    Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

    Выступают зоологи

    Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

    Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

    Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

    Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

    Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

    Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

    Выступают географы

    Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

    Пресных вод приходится очень мало.
    Поэтому воду нужно беречь.
    Человек, запомни навсегда:
    Символ жизни на Земле - вода!
    Экономь её и береги -
    Мы ведь на планете не одни!

    СЛАЙД № 2

    Признаки грозной беды.

    1. Вырубка лесов. Ботаники

    2. Гибель животных. Зоологи

    3. Загрязнение воды. Географы

    4. Загрязнение воздуха.

    5. Накопление мусора.

    6. Отравление почвы.

    Учитель

    Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

    Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

    Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

    Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

    Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

    Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

    Интересно, а как вы приводите себя в порядок?

    Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

    Вспомним правила гигиены здоровья.

    А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

    (Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

    Итак, отправляемся в путешествие.

    СЛАЙД №3

    1. Станция "Лесная почта"

    Каждой группе дается задание.

    На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

    Письмо №1

    На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

    Правильно ли поступила девочка?

    Письмо №2

    Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

    Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

    Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

    А я и не знал об этом.

    Что сказала бабушка внуку?

    Письмо № 3

    Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

    Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

    Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

    Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

    СЛАЙД № 4

    2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

    Добрый врач, бывалый врач
    Чуть услышит стон и плач
    В ранний час и полночь
    Поспешит на помощь.

    Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)

    Дерево, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

    СЛАЙД № 5

    Физминутка

    Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

    Кто задорный и веселый,
    Верность правилам храня,
    Бережет нашу природу
    От коварного огня?

    Кто поджег траву у дома,
    Подпалил ненужный сор,
    А сгорел гараж знакомых
    И строительный забор?

    Кто из вас в реке купался
    И на пляже загорал?
    А когда домой собрался
    Мусор за собой убрал?

    На привале кто в лесу
    Жег засохшую сосну?
    А потом так поспешил
    Что костер не затушил?

    Кто, гуляя на лугу,
    Зря не топчет там траву,
    Насекомых кто не лови
    И цветы совсем не рвет?

    Кто животных, птичек любит?
    Кто кормушки мастерит
    Кто природу охраняет?
    За порядком кто следит?

    СЛАЙД № 6

    3. Станция "Маленькие тайны природы"

    Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

    Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

    Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

    Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

    Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

    Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

    Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

    Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

    Чтение примет на плакате!

    СЛАЙД № 7

    4. Станция " Музыкальный калейдоскоп".

    Наши ученые вспомнят песню: зоологи - песни, в которых поётся о животных

    • Ботаники - о цветах, растениях,
    • Географы - о погоде, воде, воздухе

    Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

    ("У природы нет плохой погоды"; "Что мне снег, что мне зной"; "Снег кружится, летает, летает"; "Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай"; "От улыбки в небе радуга проснётся"

    СЛАЙД № 8 *

    5. Станция "Природные синоптики".

    На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.

    • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
    • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
    • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

    Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

    Игра " Закончи чистоговорку на экологическую тему".

    Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
    Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
    Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
    Я-я-я - Наука экология.

    Итог занятия

    • Что угрожает нашей планете?
    • Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
    • Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)
    • Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)
    • Как их можно устранить?

    Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

    СЛАЙД № 9

    Земля - наш дом

    (3 ученика рассказывают стихотворения)

    Я речь свою веду о том,
    Что вся Земля - наш общий дом, -
    Наш добрый дом, просторный дом, -
    Мы все с рожденья в нем живем.
    Земля не спит и каждый день
    Глядит в глаза своих детей.
    Тебе и мне глядит в глаза,
    И нам с тобой молчать нельзя.
    Ещё о том веду я речь,
    Что мы наш дом должны сберечь.
    И мы докажем, что не зря
    На нас надеется Земля.
    Ребята понравилось вам мероприятие?
    Давайте украсим нашу планету цветами!
    Вы хорошо работали, Спасибо вам!

    Мы Вас чаем угощаем, и здоровья всем желаем! (Чай из лекарственных трав)


    • Усвоить, что экология - это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Ход мероприятия

    Учитель

    - Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа - это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Слайд 1 Лес

    Жил был лес.

    Слайд 2 Птицы

    Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Слайд 3 Звери

    - Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Слайд 4 Человек

    Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Слайд 5 Вырубка леса

    Стал человек тогда вырубать лес.

    Слайд 6 Пожар в лесу

    Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Слайд 8 Воздух

    - Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Слайд 9 Засорение отходами

    Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Слайд 10 Просьба леса

    Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    Слайд 11

    Учитель

    Почему в лесу никто не живет?

    Человек разрушил жизнь леса.

    Учитель

    Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    Ученики отвечают:

    Экология.

    Экология - наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Учитель

    Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    Учитель

    У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай - и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.


    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом - одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Слайд 12. Деревья

    Учитель

    Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    Учитель

    Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    Ученики отвечают:

    Не хватает птиц и зверей

    Учитель

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Учитель

    Цель игры: первым вытащить змею из-под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Слайд 13 Звери в лесу

    Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок - задание.

    Задание 4

    Слайд 14 Кроссворд

    Вопросы к кроссворду

    1. Синоним слова звери.

    Учитель

    Природа - главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы - главная цель экологии.

    Слайд 15 Охрана природы

    Учитель

    Нужно ли охранять природу?

    Ученики отвечают:

    Учитель

    - Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак - напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Слайд 16 Итог

    (Музыкальный клип).

    Завершение путешествия

    Скворечник


    "Мне природа - родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово -
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок.”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас - за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни -
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И - мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы.
    .Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа - но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    Учитель

    Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа - твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    Список литературы

    Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. - Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Пояснительная записка

    Все мы дети природы. Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений стратегии воспитания. Сейчас экологическая тема очень актуальна. Поэтому экологическую грамотность нужно воспитывать.

    Просмотр содержимого документа
    «Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе»

    К.А.Алексеева

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ №4

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

    Цели и задачи:

      формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

      анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

      развитие индивидуальных способностей учащихся;

      воспитание бережного отношения к природе;

      формирование познавательных интересов во внеурочное время.

    Планируемые достижения учащихся:

      Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

      Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

      Учиться защищать природные ресурсы.

      Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

    Ход мероприятия

    Учитель

    – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Слайд 1 Лес

    – Жил был лес.

    Слайд 2 Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Слайд 3 Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Слайд 4 Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Слайд 5 Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Слайд 6 Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Слайд 7 Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Слайд 8 Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Слайд 9 Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Слайд 10 Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Слайд 11

    Учитель

    – Почему в лесу никто не живет?

    Ученики(примерные ответы детей)

    – Человек разрушил жизнь леса.

    Учитель

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    Ученики отвечают:

    – Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    Учитель

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    Учитель

    – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Слайд 12. Деревья

    Учитель

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    Учитель

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    Ученики отвечают:

    – Не хватает птиц и зверей

    Учитель

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Учитель

    Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

    Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Слайд 13 Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 4

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Слайд 14 Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

    Вопросы к кроссворду

      Как называется верхний плодородный слой земли?

      Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

      Синоним слова звери.

      Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

      Житель планеты, наделенный разумом.

      Назови синоним слова атмосфера.

      Как называется солнце на языке астрономов?

    Учитель

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

    Слайд 15 Охрана природы

    Учитель

    – Нужно ли охранять природу?

    Ученики отвечают:

    Учитель

    – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Слайд 16 Итог

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип).

    Завершение путешествия

    Чтение стихотворения Любови Сироты

    Скворечник

    Он сказал с неподдельной любовью:
    "Мне природа – родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово –
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок...”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас – за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни –
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И – мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы...
    ...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа – но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    Учитель

    – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    Список литературы

    Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. -Л.: Детская литература, 1961.

    Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

    Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

    Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.

    Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.

    Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997

    Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

    Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

    Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. М.: 1993.

    Семенов Г. Солнышко на ножке. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1996.

    Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.

    Сладков Н.И. Лесные тайнички Л.: Детская литература, 1970.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.

    Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

    Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

    Экологическое воспитание детей. Краснодар: 1995. Ярославль: 1997.

    Пояснительная записка

    Все мы дети природы. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений стратегии воспитания. Сейчас экологическая тема очень актуальна. Поэтому экологическую грамотность нужно воспитывать.

    Данное внеклассное занятие воспитывает у учащихся экологическую культуру и бережное отношение к природе. Это занятие способствует развитию экологической и гражданской сознательности у учеников младших классов. Теоретический материал в данном внеклассном мероприятии используется в сочетании с мультимедийным сопровождением и увлекательными практическими заданиями. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру мероприятия включены загадки, кроссворды, собирание пазлов из картинок. В план занятия включены литературные (стихотворение Любови Сироты) и музыкальные произведения (прослушивание голосов птиц).

    Продолжительность мероприятия 40 минут. Это мероприятие можно использовать во 2-3 классах, как на класс, так и на параллель. Данное мероприятие проводилось в МОУ СОШ №4 во 2 «Б» классе в октябре месяце, учителем Алексеевой К.А.

    На мой взгляд, благодаря таким мероприятиям, дети намного лучше усваивают материал, им очень интересно. Они работают в паре, сообща, что свидетельствует о сплочении коллектива. Разные задания, которые используются в мероприятии им очень нравятся, дети остаются довольные и с удовольствием приходят снова на такие мероприятия.

    Открытое мероприятие по экологическому воспитанию

    (в начальной школе ФГОС).

    Подготовила и провела Честных Наталья Викторовна

    "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

    Цели и задачи:

      формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

      анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

      развитие индивидуальных способностей учащихся;

      воспитание бережного отношения к природе;

      формирование познавательных интересов во внеурочное время.

    Планируемые достижения учащихся:

      Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

      Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

      Учиться защищать природные ресурсы.

      Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

    Оборудование:

      аудиозапись голов птиц;

      индивидуальные творческие задания;

      цветные карандаши;

      мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

    Ход мероприятия

    Учитель: - Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

    Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!

    Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра!
    Если вам будет трудно, я помогу!

    Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

    Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

    ученик:
    Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»,
    Чтоб пожелать здоровья доброго.
    ученик:
    Я спешу сказать вам: «благости!»,
    Чтоб пожелать вам счастья нового.
    ученик:
    Я спешу сказать вам: «радости,
    Удач, успехов и везенья!»

    Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

    ученик:
    Я живу на земле, где тревожно и горько
    Пахнет лист тополиный, промытый грозой,
    Где в печи розовеет пшеничная корка,
    Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
    На земле, осчастливленной солнечным светом,
    Изнывающей в лунной несбыточной мгле,
    Непонятной безжизненным стылым планетам,
    Трижды грешной и трижды прекрасной земле!

    Учитель:
    А, давайте вспомним, как всё начиналось!

    Одну простую сказку,
    а может и не сказку,
    а может непростую,
    хочу вам рассказать
    Ее мы помним с детства,
    а может, и не с детства,
    а может и не помним,
    но будем вспоминать!
    (фонограмма звуки леса, слайды)

    (видео)

    ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,
    Создал Господь планету красивую
    Дал ей форму шара большого
    И посадил там деревья, цветы
    Травы невиданной красоты.
    Много животных там стало водиться
    Змеи, слоны, черепахи и птицы
    Вот вам подарок, люди владейте
    Землю вспашите, хлебом засейте
    Всем завещаю вам я отныне –
    Вы берегите эту святыню.

    Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

    Послушайте историю о лесе.

    Кадр Лес

    – Жил был лес.

    Кадр Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    Кадр Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Кадр Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Кадр Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Кадр Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Кадр Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Кадр Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Кадр Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Кадр Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    Ученик:

    Я - лес! Я - в беде!
    Взгляните, люди, на меня:
    Пылаю я в дыму огня.
    Меня взрывают, роют, жгут.
    Меня совсем не берегут
    Бутылки, банки, коробки.
    Погибну скоро я с тоски
    Услышьте голос мой родной
    Я плачу дождевой слезой
    Я задыхаюсь, не молчу
    Землетрясениями кричу.
    Я гневаюсь раскатом грома.
    Хочу быть чистым и здоровым!
    Очнитесь, люди!
    Учитель

    – Почему в лесу никто не живет?

    Ученик

    – Человек разрушил жизнь леса.

    Учитель

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    Ученик

    – Экология.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    Учитель

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    Учитель

    – У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Кадр Деревья

    Учитель

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    Учитель

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    Ученик

    – Не хватает птиц и зверей

    Учитель

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Кадр Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.

    Физкультминута

    Звери и птицы благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 3

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Кадр Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе.

    Вопросы к кроссворду

    1. Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)

    2. Течет, течет - не вытечет,
    Бежит, бежит - не выбежит. (река) 3. Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья)

    4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)

    5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)

    6. Чем дышит человек. (воздух)

    7 Русская красавица
    Стоит на поляне
    В зеленой кофточке,
    В белом сарафане.(Береза)

    Учитель

    Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

    Кадр Охрана природы

    ученик: Илья
    На планете нашей голубой
    Есть то место, где живем с тобой,
    Родина моя – Тамбовские края
    Будем мы всегда беречь тебя!

    ученик:
    Здесь растут и елка и сосна,
    И березка белая моя,
    Дуб, осина, клен
    Все деревья в нем
    Край Тамбовский,
    Я в тебя влюблен

    Учитель:
    А какова же экологическая ситуация нашей области?

    ученик:
    Чтоб сохранить красу родной Земли,
    Чтобы сберечь растенья и цветы,
    Все исчезающие виды
    В книгу Красную сейчас занесены.
    ученик:
    Там сон-трава и медуница,
    Прекрасная кувшинка, горицвет,
    Венерин башмачок и ландыш,
    Весны чудесной вестник-первоцвет.
    ученик:
    Красная книга- книга тревоги,
    Знай, все растения в ней - недотроги.
    Рвать не нужно их, друзья,
    Охраняйте их всегда!

    Презентация (Красная книга Тамбовской области) Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области, большой тушканчик, бурый медведь, рысь и другие. А также редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролётом: дрофа, сокол-сапсан, степной орёл, скопа.

    Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. В «Красной книге Тамбовской области» оказались 228 видов растений. Вот лишь некоторые из них: купальница, ландыш, кувшинка, шпажник, рябчик русский.

    ученик: (видео « Вальс цветов»)
    С целым миром спорить я готов,
    Я могу поклясться головою
    В том, что есть глаза у всех цветов,
    И они глядят на нас с тобою
    В час раздумий наших и тревог,
    В горький час беды и неудачи
    Видел я: цветы, как люди, плачут
    И росу роняют на песок.
    Кто не верит, всех зову я в сад-
    Видите, моргая еле-еле,
    На людей доверчиво глядят
    Все цветы, как дети в колыбели.

    ученик:
    Цветы, как люди, на добро щедры,
    И, щедро нежность людям отдавая,
    Они цветут, сердца обогревая,
    Как маленькие теплые костры.

    ученик:
    Не рви цветов, не надо!
    Их нежный аромат,

    наполнит воздух сада,
    Они так красят сад!

    Давайте сохраним ромашки на лугу,
    Кувшинки на реке,
    Фиалки, ландыши для нас
    Весёлый май в садах припас.
    Но мы их рвать не будем.
    Пускай цветут на радость людям!
    Дерево, цветок, трава и птица,
    Не всегда умеют защититься,
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни!

    ученик:
    Берегите землю, люди!
    Нашу Родину и место, где живём,
    И посёлок наш, который все мы любим,
    Улицу родную, где растём!

    ученик:
    Берегите красоту родного края,
    Шелест листьев, трав весенних цвет,
    Край Тамбовский сравнить мы можем с раем,
    Ведь красивей места для меня уж нет!
    Люди, берегите вы всё это,
    Берегите всё, что дал вам Бог!
    Чтоб родной землёю этой,
    Каждый житель бы гордиться мог!

    Задание 4

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    ученик:

    Берегите Землю! Берегите!

    Жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинке солнечные блики...

    Берегите молодые всходы

    На зелёном празднике природы,

    Небо в звёздах, океан и сушу

    И в бессмертье верящую душу, -

    Всех судеб связующие нити.

    Берегите Землю! Берегите...

    Итог урока

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип). Живёт повсюду красота

    Учитель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.

    Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

    (дети прикрепляют листики)

    Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

    Песенка друзей природы
    1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем беречь любимую планету.
    Чтоб деревья землю украшали,
    Чтоб цветы повсюду расцветали.

    2. Мы свое призванье не забудем:
    Помогаем птицам, зверям, людям.
    Мы хотели б, чтобы птицы пели,
    Чтоб леса зеленые шумели.

    3. Пусть цветет цветочная поляна,
    Вырастают сосны-великаны.
    Будет чистым небо голубое,
    В этом мире мы нужны с тобою

    Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

    Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

    Ход игры

    Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

    За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

    Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

    Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

    1. Карточки-задания.

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

    Ответ:

    2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    3. Отгадайте загадки.

    Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды:

    С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

    Окраской - сероватая,

    Походкой - мешковатая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

    Длиннохвоста, белобока,

    И зовут ее... (сорока).

    Живет в дупле пустом,

    Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (Соловей.)

    Всех прилетных птиц черней,

    Враг личинок, друг полей,

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица - ... (грач).

    Хоть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Синичка.)

    4. Расшифруйте криптограмму:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

    Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес - наше богатство.

    5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

    Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

    Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

    6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

    7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

    Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

    Я - женьшень, чудесный корень.

    Если кто-то сильно болен,

    Разыщите корень мой,

    И поправится любой.

    Вам настойка из женьшеня

    Аппетит вернет и смех,

    Ведь женьшень обозначает

    Чудо - «корень-человек».

    На тропинке, на дорожке -

    Всюду чирьева трава,

    Или просто подорожник -

    Всем знакома, не нова!

    Привязал листок к нарыву.

    День-другой пройдет - и диво!

    Ты здоров без докторов.

    Вот простой листок каков!

    Липа - средство от простуды,

    Знают все о том повсюду.

    Хоть невзрачен липы цвет,

    Но полезней чая нет.

    При ангинах и простудах

    Пьют целебный липы чай.

    Говорят, когда болеют:

    «Ну-ка, липа, выручай!»

    Есть герань, гвоздика, кашка -

    Есть аптечная ромашка.

    Про ромашку надо знать.

    Белый крошечный цветочек -

    Для припарок, для примочек.

    Если воспаление,

    Отвар - успокоение.

    Семена мои целебны -

    При гастритах пьют настой.

    Корни - убивают яды

    И снимают в почках боль.

    У меня одна беда:

    Зацветаю я когда,

    То цветов моих краса

    Всем бросается в глаза.

    И в букеты рвут меня,

    Я боюсь их как огня!

    Я прошу вас, пощадите

    И пионы зря не рвите!

    В нас не только фитонциды,

    Что микробам так страшны,

    Мы содержим витамины,

    Что, бесспорно, всем нужны.

    И поэтому, чтоб реже

    Приходилось вам болеть,

    В каждом доме лук, чеснок

    Круглый год должны иметь.

    Тот, кто с нами крепко дружит,

    Никогда не занедужит.

    В доме много аромата,

    Если в доме сохнет мята.

    Мятная лепешка,

    Настоя мяты ложка -

    Нету больше тошноты,

    Нету в горле хрипоты.

    Валидол, зубная паста -

    Всюду мята, мята, мята!

    Собираем не напрасно

    Эту травушку, ребята!

    Перечислите, какую пользу приносят растения.

    8. Сделайте правильный выбор.

    Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

    ЗИМА Набухают почки.

    Листопад.

    …………… Прилетают грачи.

    ………….. Бабье лето.

    ВЕСНА Грибная пора.

    Сбор клюквы.

    …………… Уборка зерновых.

    ЛЕТО Сенокос.

    Птицы вьют гнезда.

    Рождество.

    ОСЕНЬ Ледоход.

    9. Отгадайте загадки.

    Очень прочен и упруг,

    Строителям - надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный,

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Он черный и блестящий,

    Друг наш настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него в домах светло.

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

    Без нее машина даже

    Километра не пройдет,

    Самолеты, вертолеты

    Не отправятся в полет,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения...

    А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

    Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

    11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

    Ответ: Красная книга.

    Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

    12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

    Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

    В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

    13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

    Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

    Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).