Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках введения фгос для учащихся начальных классов «театральный кружок. Программа театрального кружка в начальной школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Составитель: Базулина Елена Александровна

учитель начальных классов

высшей кв. категории

Ульяновск-2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа кружка «Театр в начальной школе» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

Образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

Программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Цель : воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

    опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

    помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

    через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

    научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

    игра

    беседа

    иллюстрирование

    изучение основ сценического мастерства

    мастерская образа

    инсценирование прочитанного произведения

    постановка спектакля

    посещение спектакля

    работа в малых группах

    актёрский тренинг

    экскурсия

    выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых по программе «Литературное чтение».

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

    текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

    промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

    итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

    правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

    виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

    чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

    наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

    владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

    действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

    произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

    произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

    произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

    строить диалог с партнером на заданную тему;

    подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня ( Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности) : Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

    потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

    целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

    этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

    осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

    планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

    анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

    пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

    понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

    проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

    включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

    работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

    обращаться за помощью;

    формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество;

    слушать собеседника;

    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    осуществлять взаимный контроль;

    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

    выразительному чтению;

    различать произведения по жанру;

    развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

    видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

    сочинять этюды по сказкам;

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: 1 час в неделю в 1-2 классах, 2 часа в неделю в 3-4 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры,которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Ожидаемые результаты

п/ п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Театр

беседа

I уровень

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (33 часа)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

15

15

1-15

Игры на развитие внимания и воображения.

6

12

16-18

Просмотр спектаклей в театрах города.

19-21

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Раздел «Наш театр»

12

12

22-33

Инсценирование русских народных сказок

Итого 33

Итого

33

33

2 класс (33 часа)

п/ п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

4

3

1

Дорога в театр.

В театре.

3-4

Как создаётся спектакль.

Раздел «Основы актёрского мастерства»

3

1

2

5-7

Мимика. Пантомима.

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

6

6

8-10

Просмотр спектаклей в театрах города.

11-13

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Раздел «Наш театр»

20

20

14-23

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

24-28

Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

29-33

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

Итого 33

Итого

33

4

29

3 класс (68 часов)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

21

15

6

1-6

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

Древнегреческий театр.

Театр «Глобус».

Театр под крышей.

Современный театр.

Театральный билет.

Театр кукол.

13-15

Музыкальный театр.

16-17

Цирк.

18-19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

20-21

Зритель в зале.

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

12

12

22-27

Просмотр спектаклей в театрах города.

28-33

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Основы актёрского мастерства

4

1

3

34-37

Театральный этюд.

Наш театр

31

31

38-52

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

53-68

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

Итого 68

Итого

68

16

52

4 класс (68 часов)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

4

4

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

3-4

Театральные жанры.

Основы актёрского мастерства

20

3

17

Язык жестов.

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

10-11

Интонация.

12-13

Темп речи.

Рифма.

Ритм.

Считалка.

17-18

Скороговорка.

19-20

Искусство декламации.

21-22

Импровизация.

23-24

Диалог. Монолог.

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

6

6

25-30

Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.

Наш театр

38

38

31-42

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

43-68

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

Итого 68

Итого

68

7

61

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр».

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

5. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

6. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

7. Как развивать речь с помощью скороговорок?

8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

9. Сборник детских скороговорок.

Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!» (изпрограммы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

    Картинки из спичек

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

    Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

    Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

    Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

    Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Тренинг согласных звуков

    Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] – хлопки в ладоши;

[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] – щелчки;

[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

    Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок, )

    Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

    Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

    У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

    Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

    Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Программа театрального кружка в начальной школе

(художественно-эстетическое направление)

Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Театральный кружок Петрушка» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование». В. А. Горский, Москва «Просвещение» 2011г., «Методический конструктор». Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение"

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр .

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

    способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

    пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

    активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 класс).

Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.

Задачи:

Формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

Развивать воображение, выразительность речи;

Пополнять словарный запас, образный строй речи;

Формировать способность строить диалог друг с другом;

Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Ожидаемые результаты программы

В результате освоения этой деятельности школьники

Приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;

Овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;

Приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);

Научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

Литература:

    ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

    Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.

    Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.

    Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

    Ершова А.П. Уроки театра в школе.

    Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.

    Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.

Тематическое планирование (33 часа)

п/п

Дата

Тема

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». Инструктаж по технике безопасности.

2-3

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декломации. Импровизация. Импровизация. Диалог. Монолог.

4-5

Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы «Советы здоровья». Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Хотелось ли вам сыграть эту пьесу? Главная мысль пьесы. Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении? Упражнения и игры на развитие воображения?

6-7

Распределение ролей и чтение произведения учащимися: определить количество действующих лиц в пьесе; эмоциональное состояние персонажа; его характер. Развитие речевого дыхания и артикуляции.

8-9

Отработка чтения каждой роли: прочитать чётко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правильное дыхание; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за «него» и почему именно так. Упражнения и игры на внимание.

10-11

Отработка чтения каждой роли, репетиции за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок.

12-15

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.

16-17

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку, голову на указательный палец руки, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребёнком. Развитие дикции на основе скороговорок.

18-19

Обучение работы над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформление, декор деталей, подача бутафории, помощь друг другу при управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Генеральная репетиция.

Показ пьесы детям и родителям.

Выбор пьесы «Как снеговики солнце искали» Т. Н. Караманенко. Беседа о прочитанном. Понравилась ли пьеса? Кто из героев понравился? Чтение пьесы вслух. Определение места и времени действия. Характеристика действующих лиц и их взаимоотношений. Распределение ролей. Читка по ролям за столом.

23-24

Читки по ролям, глубокий детальный разбор пьесы.

25-26

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

27-28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

29-30

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция. Звуковое оформление пьесы.

Показ пьесы детям.

Показ пьесы родителям.

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

для учащихся начальных классов

«Театральный»

Рабочая программа составлена на основе пособий:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)  способствует внешней и внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлѐнность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

    пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

    активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. На основе пособий:

    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

    Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

    Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

Составлена с учѐтом запросов родителей и интересов ребѐнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть

реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Цель программы : воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей,

развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой и с окружающими.

Задачи программы :

    владеть навыками общего коллективного творчества

    развивать эстетические способности

    совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа. - знакомить детей с различными видами театра (кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал».

Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

Основные виды театральной деятельности учащихся.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:

      Театральная игра .

Задачи . Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

      Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 3 . Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи . Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа курса «Искусство сцены» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Данная программа рассчитана на 135 часов:

    класс –33 часа

    класс – 34 часа

    класс – 34 часа

    класс – 34 часа

с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социальнохудожественного развития детей.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:

    принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

    принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

    принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

^ Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

^ Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Предполагаемые умения и навыки

    Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

    Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

    Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

    Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

    Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

    Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

    Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

    Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

    Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

    Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

    Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные

      этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

      эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

      умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

      самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

      самооценка на основе критериев успешности деятельности;

      осознание ответственности человека за общее благополучие;

      уважительное отношение к чужому мнению; Регулятивные

      определять общую цель и пути ее достижения;

      предвосхищать результат;

      выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

      использовать речь для регуляции своего действия; вносить изменения в способ действия, в план действия.

Познавательные

      знать театры родного города, их особенности;

      знать традиции и обычаи коренного народа;

      знать некоторые виды театров (кукольный, настольный);

      знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

      знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);

      уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

      иметь представление о театре, о театральной культуре; иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

      умение вступать в диалог;

      участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

      умение договариваться и находить общее решение;

      формулировать свои затруднения;

      проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

      договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

      строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • иллюстрирование

    изучение основ сценического мастерства

    мастерская образа

    мастерская костюма, декораций

    инсценирование прочитанного произведения

    постановка спектакля

    посещение спектакля

    работа в малых группах

    актѐрский тренинг

    экскурсия

    выступление

класс

количество часов

1 класс

    Театральная игра - 3

    Культура и техника речи - 5

    Основы театральной культуры - 10  Создание спектакля – 15

33 ч.

2 класс

    Театральная игра - 4

    Культура и техника речи - 4

    Основы театральной культуры - 10

    Создание спектакля – 16

34 ч.

3 класс

 Театральная игра - 6

Культура и техника речи - 10

Основы театральной культуры - 4

Создание спектакля – 14

4 класс

Театральная игра - 6

Культура и техника речи - 1

Основы театральной культуры - 7

Создание спектакля – 20

        КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование занятий 1 класс.

Дата проведения

Тема занятия

Виды упражнений

Кол-во часов

Вводное занятие.

Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Театр – экспромт «Колобок».

Разговор без слов (мимика, жесты).

Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1 час

Разговор без слов. (жесты, мимика).

Игра «Театр – экспромт «Теремок».

1 час

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика для губ. Театральная игра «Крокодил».

1 час

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика для губ и щѐк. Театральная игра «Море волнуется».

1 час

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «театр», «кукольный театр»,

«драматический театр».

Театральная игра «Люди и пальцы».

1 час

Постановка спектакля «Репка». Распределение ролей, разучивание реплик.

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения

1 час

Упражнение на изображение разных эмоций

1 час

Выступление перед учащимися класса и родителями на классном празднике.

1 час

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Радиотеатр», «Музыкальный театр».

Театральная игра «Определи игрушку».

1 час

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями актѐр, аншлаг, бутафория, декорации.

Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Чистим зубки», «Месим тесто» и др.)

1 час

Постановка сказки «Теремок». Распределение ролей, чтение сказки по ролям.

Артикуляционная гимнастика для губ: ―Улыбка‖,

―Заборчик‖, ―Бублик‖, ―Хоботок‖, ―Веселый пятачок‖ и т.д.

1 час

Репетиция сказки «Теремок».

Артикуляционная гимнастика для языка: ―Лопаточка‖, ―Вкусное варенье‖, ―Маляр‖, ―Лошадка‖, ―Грибок‖,

―Гармошка‖ и т.д.

1 час

Репетиция спектакля. Подготовка оформления спектакля.

Игры и упражнения на речевое дыхание: ―Мыльные пузыри‖, ―Веселый пятачок‖, ―Удивленный бегемот‖,

―Фыркающая лошадка‖ и т.д.

1 час

Репетиционное занятие по технике речи, мимическим и сценическим действиям.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

1 час

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями «Исполнитель», «Зритель», «Афиша».

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

Выступление со спектаклем перед учениками класса, родителями на классном празднике.

1 час

1 час

Основы театральной культуры. Знакомство с понятиями бенефис, грим, зритель.

Театральная игра «Весѐлые гномики».

1 час

Постановка русской народной сказки «Лиса и журавль». Чтение сказки по ролям. Распределение ролей.

Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Грибочек», «Киска».

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

1 час

Репетиция сказки «Лиса и журавль». Индивидуальная

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»,

1 час

подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.

    Репетиция спектакля. Подготовка оформления

спектакля.

    Выступление со спектаклем перед учениками 1

классов.

    Основы театральной культуры. Знакомство с

понятиями реквизит, репертуар, премьера.

    Основы театральной культуры: устройство

зрительного зала и сцены.

    Театрализованная игра «Русские народные игры со

словами».

    Чтение по ролям весѐлых стихов. Подготовка к инсценировке.

    Инсценированное чтение стихов.

    Посещение театра. Просмотр спектакля.30 Обсуждение просмотренного спектакля.

Изображение различных эмоций.

    Мини – сценки на школьные темы. Чтение по ролям.

    Репетиция мини – сценок.

    Выступление с мини – сценками на классном

празднике.

«Лошадка», «Пароход гудит».

Игра «Найди и покажи эмоцию» 1 час

1 час

Артикуляционная гимнастика «Слоник пьѐт», 1 час«Индюки болтают», «Орешки».

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»

«Блинчик». Театральная игра «Кто самый ласковый?»

Творческие игры со словами. Артикуляционная 1 часгимнастика «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка».Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», 1 час«Блинчик».

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Театрализованная игра « Мокрые котята». 1 час

1 час

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими 1 часрадость, грусть, страх.

Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, 1 часкоординацию движений.

Чистоговорки, скороговорки.

Пальчиковые игры. Работать над дикцией. 1 час

Чистоговорки, скороговорки.

Планирование занятий 2 класс.

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво часов

Вводное занятие. Задачи кружка. Техника безопасности на занятиях.

Упражнения на развитие внимания, воображения.

Игровое занятие.

Игра «Мы рисуем из спичек». «Озвучь текст». Скороговорка.

Основы театральной культуры: театральный словарикпремьера .

Знакомство со сценарием сказки «Муха – цокотуха» (на новый лад) Обмен впечатлениями.

Игры: "Угадай: что я делаю?‖, "Превращение предмета‖, Разнообразные игры на превращение.

Чтение сценария по ролям. Распределение ролей.

Игры: "Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!‖, "Поварята‖,

Репетиция сказки «Муха – цокотуха».

Игра: "Летает – не летает‖.

Прогонная репетиция сказки. Обсуждение костюмов и реквизита.

Разнообразные игры на превращение.

Генеральная репетиция сказки.

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок» «Театральные жмурки»

Выступление перед родителями на родительском собрании.

Что возьмем в театр. Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр.

Игровой тренинг

«Я не возьму в театр…»

Когда нужно приходить в театр

Сценка-игра "Идем в театр‖.

В театре. Перед спектаклем. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком»

Театральные профессии

Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра»

Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля.

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование.

Основы театральной культуры: аплодисменты, антракт.

Упражнения «Шар», «Телефон»,

«Летает-не летает»

Создание спектакля. Знакомство с бутафорской и гримерной.

Упражнение «Гномы».

В мастерской художника и костюмера. Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов.

Основы театральной культуры: костюм.

Тренинг «Гномы», «Хоровод»

Знакомство со сценарием сказки « Терем – теремок» С. Маршака. Обмен впечатлениями.

Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки»



    Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час отдельных картин с деталями декораций и реквизита. Импровизация «Подарок»

    Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция всей Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я 1 час пьесы целиком в костюмах. делаю»

    Работа над спектаклем «Терем - теремок ». Репетиция всей Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» 1 час пьесы целиком в костюмах.

    Работа над спектаклем «Терем - теремок». Подготовка Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я 1 час

оформления спектакля. делаю»

    Генеральная репетиция спектакля. 1 час

    Выступление перед учащимися 2 классов. 1 час

    Знакомство с профессиями актер и режиссер. Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», 1 час

дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» Главное в профессии – воображение.

    Знакомство с театральными костюмами и профессией Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» 1 час художник-костюмер.

    Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля. 1 час

    Обсуждение просмотренного спектакля. Игра «Вопрос-ответ» 1 час

    Делаем афишу и программки. Изготовление афиш и Дидактическая игра «Волшебная корзинка» 1 час

программок к спектаклям

Импровизация «Подарок»

    Итоговое занятие. Праздничный концерт Отрывки из спектаклей. 1 час

Планирование занятий 3 класс.

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

часов

Вводное занятие.

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

1 час

Изобрази героя. Совершенствование умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

1 час

Наши эмоции. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике:

радость, грусть, страх, злость.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

1 час

Изображение различных эмоций. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций.

1 час

Работа по графическим карточкам.

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

1 час

Настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседа о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение

1 час

Игровой урок. Развивать правильное речевое дыхание

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» и другие.

1 час

В мастерской бутафора. Знакомство с понятием реквизит.

Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

1 час

Знакомство с пьесой. Распределение ролей.

1 час

Работа над спектаклем «Красная шапочка»..

Разучивание реплик.

1 час

Работа над спектаклем «Красная шапочка».

1 час

Работа над спектаклем «Красная шапочка».

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

1 час

Работа над спектаклем «Красная шапочка».

1 час

Работа над спектаклем «Красная шапочка».

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.

1 час

Генеральная репетиция спектакля.

1 час

Выступление перед одноклассниками и родителями на классном празднике.

1 час

Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля.

1 час

Обсуждение просмотренного спектакля.

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

1 час

Театральная игра. Игры на развитие

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти,

1 час

произвольного внимания.

произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами.

Театральная игра. Игры на развитие воображения.

Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.

Сказкотерапия.

1 час

Театральная игра. Игры на развитие наблюдательности.

Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок.

Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

1 час

Работа над спектаклем:

    Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

1. Распределить роли персонажей между детьми

1 час

Работа над спектаклем:

«Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

2 этап - Репетиционный Цели:

1 час

Работа над спектаклем:

«Зайцы – моя слабость» - пьеса для школьного театра

3 этап - Завершающий Цели:

    Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

1 час

Работа над спектаклем:

4 этап - Прогон спектакля.

1 час


Планирование занятий 4 класс.

Дата прове- дения

Тема занятия

Виды упражнений

Колво

часов

Вводное занятие.

    Сценические этюды на воображение.

    Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

1 час

Сценическая речь.

Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям.

1 час

Репетиционные занятия - работа над спектаклем. 1 этап – Ознакомительный Цели:

    Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

7. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

    Распределить роли персонажей между детьми

1 час

Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова.

2 этап - Репетиционный Цели:

    Научить детей репетировать сказку по частям

    Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

    Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

1 час

Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова.

3 этап - Завершающий Цели:

    Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

    Научить детей чувствовать ритм спектакля

    Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

    Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой

1 час

Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова.

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

1 час

Работа над спектаклем. по басням И. А Крылова.

5 этап - Показ спектакля зрителям.

1 час

Посещение Камерного театра. Просмотр спектакля.

1 час

Обсуждение просмотренного спектакля.

Написание мини – сочинения по спектаклю.

1 час

Этюды на выразительность

Участие в сценке.

1 час

Игры на создание образов с помощью жестов и мимики.

Ритмопластика:―Голубая вода‖Креативная гимнастика ―Повтори за мной‖Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:―Волны шипят‖―Ныряние‖Танец – импровизация ―Лягушка и Капельки‖Игрыпутешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке» - (Са-фи-дансе)

1 час

Игры на развитие чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений.

Динамическое упражнение ―На дворе мороз и ветер‖ А.Ануфриева Логопедические упражнения: ―Горка‖Проговаривание стихотворения с движением‖ Мы слепили снежный ком‖

О. Высотская Ритмическая игра ―Метелица‖ р.н.п.

1 час

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды».

(Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

1 час

окружающей среды»

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям

1 час

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

1 час

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

1 час

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

1 час

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1 час

Работа над спектаклем «Экология и охрана

окружающей среды»

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

1 час

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

1 час

Премьера спектакля.

1 час

Просмотр профессионального театрального спектакля

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

1 час

Ваш мир театра

Беседа – викторина ―Театр‖ (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д.) Чем они похожи и чем отличаются?

1 час

Роль театра в культуре.

Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург, театральными жанрами.

1 час

История театра

Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.)

1 час

«В оперном театре»

Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере

«Снегурочка»Восприятие музыки Н.А. Римского – Корсакова ―Снегурочка‖

(Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан - море синее, Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы»)

1 час

Выразительное чтение.

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.

1 час

Мини - сценки на школьную тему.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

1 час

Мини - сценки на школьную тему.

1 час

Мини - сценки на школьную тему.

1 час

Мини - сценки на школьную тему.

Генеральная репетиция

1 час


Информационно-методическое обеспечение: - кабинет

    компьютер, проектор, принтер

    справочная литература

    интернет- ресурсы

    декорации, материал для декорирования

    театральные костюмы

Мониторинг эффективности реализации программы: - беседы с родителями;

Анкетирование

    опрос зрителей - наблюдение.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

    Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

    Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.

    Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

    Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

    Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

    Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.

    Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ (―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. - 192 с.

    Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (―Репертуар для детских и юношеских театров‖), 2008. – 160 с.

    Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

    Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (―Я вхожу в мир искусств‖), 2008. – 144 с.

    Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144