Как развить глазомер художнику упражнения. Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды

Как развить глазомер, как находить пропорции- разбираем, учимся выполняя простые упражнения. Итак, представте, что вы рисуете натюрморт. Все вроде- бы хорошо, да вот размеры, да и форму предметов вы никак уловить правильно не можете, все получается не так, как есть в натуре. То ниже, чем должно быть, то толще, чем в реальной форме. Или предметы вообще искажаются до неузнаваемости. Это к примеру, что- бы понять, чем мы будем сегодня заниматься.
Сегодня мы будем с вами учиться находить пропорциональные соотношения на анализе простых форм. И для этого нам понадобятся самые простые, самые обычные предметы из домашнего обихода. Можете брать любые предметы, которые захотите, с одним условием- они не должны быть сложны по своей структуре, форме.

Например, достаточно взять несколько бутылок, различных по размеру и по форме, можно взять обычные стеклянные банки- они также различны по размеру. Прибегать к свето- теневой передаче здесь не нужно. Сейчас мы не рисуем натюрморт, мы работаем с объемами и учимся находить их пропорции. Предметы размещаем на предметной плоскости на одной (или практически на одной) линии. Посмотрите как делаю:

Например, берем самые обычные банки из- под краски, ставим их рядом, одну из них я размещаю сверху второй.

Теперь нужно передать только их объемы, учитывая существующие размеры, которые находим на анализе соотношения их размеров между собой.

1. Компонуем предметы в плоскости листа. Находим крайние точки- ширину и высоту всей композиции. Замечание: моя композиция имеет горизонтальное расположение, так- что, понятно, что и планшет я располагаю горизонтально. У вас может быть по- другому.

2. Находим место каждого предмета в композиции, находим основные пропорциональные соотношения. Посмотрите как это достигается:
Форма предметов находится по трем точкам, которые условно образуют определенный угол. Вот как раз и нужно развивать умение находить основные конструктивные моменты в любой композиции, прибегая к анализу форм при помощи условных трех точек, которые образуют условные углы. Так находятся пропорциональные соотношения предметов в композиции, так образуем конструкцию каждого предмета, и уже только в последствии, когда нашли основное, находим детали.

Два предмета в этой композиции практически одинаковы- это тоже нужно попытаться передать, что может оказаться не так просто по- началу. Пробуйте.


Как развить глазомер- рисуем еще. Берем стеклянные банки различных размеров, я ставлю еще один произвольный предмет- рисуем. Так- же точно, находим характер композиции- опять горизонтальная. Не забываем о предметной плоскости- ее можно, а то и нужно показать, ведь все наши предметы не висят сейчас в пространстве, а располагаются на четкой горизонтальной плоскости.

Дальше находим размеры композиции в пространстве листа. Если по простому- находим общий объем, который занимают наши предметы в листе- определяем высоту и ширину всей композиции- для этого прибегаем к нахождению этих пропорциональных соотношений.

Дальше дробим общий объем на боее частные- предметы композиции. Ищем- сколько и где отведено место каждому предмету в листе. Находим конструкцию- форму каждого предмета. Все это достигается за счет применения навыков нахождения пропорциональных соотношений, за счет инструмента- трех характерных точек, которые образуются имеющимися условными углами. Их наши глаза должны учиться замечать- таким образом развивается глазомер.

То, что начерчено в рисунке- не обязательно изображать, здесь только показан ход работы, какие условные углы, что способствовали передаче формы на листе, находились, использовались в построении. У вас могут быть совсем другие предметы в композиции, просто поймите принцип работы нашего глазомера при поиске пропорций предметов. Если вы это усвоите, сможете очень просто понимать как научиться рисовать правильно абсолютно любые предметы.

Прибегать к помощи сподручных средств- линейке, карандашу для поиска пропорций нельзя. Таким образом можно себя только проверять, и только после того, как поработает глазомер- ваша наблюдательная перспектива.

Как развить глазомер. Наблюдательная перспектива


Как развить глазомер- работаем еще. Здесь показано, как выбраны предметы, практически равные по размерам, но несколько отличающиеся по форме. Ход работы тот- же. Найдете правильно пропорциональные отношения в композиции- найдете и объемы, и характерные особенности этих объемов.

Учимся вести поиск пропорциональных соотношений при помощи условных конструктивных трех точек.

Выполнять это задание можно любым матералом. Сначала можно использовать уголь, сангину, при этом, в работе не "заморачиваться" деталями, просто ищите основные объемы в листе.

Дальше переходите на графитный карандаш. Когда найдете основные объемы, поработайте и над конструктивным началом имеющихся форм в композиции. Можете немного заштриховывать теневую часть предметов, дабы рисунок казался более живой, объемный. Выделяйте ближние к нам части. На изломах или пересечениях форм делайте акценты. В этих несложных заданиях можно и немного уделить внимание линейной перспективе . Где например: разбирая конструкцию предмета мы замечаем, что в его основе лежит цилиндр. А цилиндр, как геометрическая фигура может быть запросто помещена в среду, которая называется- перспектива. Берем и рисуем конструктивное начало предмета с учетом перспективы.

Но главная задача этих упражнений- понять метод поиска пропорциональных соотношений в любой композиции и развитие глазомера- нашей, имеющейся практически у любого человека, наблюдательной перспективе. Все люди без исключения ею обладают, разве- что не в одинаковой степени у них она развита.

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте разберемся, что же представляет собой глазомер и зачем, собственно, его развивать художнику. Если обратиться к истокам этого термина, то станет ясно, что глазомер, прежде всего, медицинское понятие, тесно связанное с физиологией человека, а именно с анатомией глаза. Оно означает способность определять расстояния без каких-либо специальных механических или электронных приспособлений.

С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Художник, который не может верно подобрать пропорции — это вовсе не художник.

Дело в том, что изображать мир на бумаге чрезвычайно сложно (без опыта), именно поэтому способность к живописи считают талантом. Наверняка, каждый сталкивался с ситуацией, когда в школе на уроках изобразительного искусства кто-нибудь из детей рисовал непропорциональные рисунки: так, человек мог оказаться больше дома, а кошка выше дерева. При этом, логически ребенок понимает, что в реальной жизни все наоборот, а вот изобразить на бумаге не может.

Глазомер для художника сродни слуха для музыканта или голоса для певца. Вроде бы у всех есть эти качества в глобальном смысле: мы издаем звуки, слышим их, отличаем дальние предметы от ближних, но далеко не каждый может красиво петь, сочинять композиции и писать картины. Поэтому, развитие глазомера очень важно, если вы решили всерьез заниматься живописью.

Способы развития глазомера

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. Существуют определенные методы развития глазомера.

Если изучить программу любой художественной школы, то там можно найти специальные комплексы простых и, в некотором роде, даже примитивных упражнений, которые позволяют развить чувство пропорции. Все они предназначены для новичков и имеют практическую направленность — выполняются на бумаге.

Вторым способом выступают специальные методики, которые не требуют применения изобразительных средств. В основном, это упражнения, предназначенные непосредственно для глаз и мышления. Они помогают улучшить уже имеющиеся навыки верно определять расположение и пропорции предметов.

Третий способ больше подходит уже более опытным художникам — это комплексные методики, целью которых выступает идентичное изображение реальных групп объектов на бумаге. Теперь рассмотрим эти способы подробнее.

Простые упражнения для начинающих художников

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

Упражнения для глаз

Попробуйте мысленно прикинуть сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Так же пробуйте определить в нестандартных ситуациях: скажем, в общественном транспорте или на высоком этаже здания, какие предметы находятся выше, а какие ниже , и соответственно ближе и дальше. А что будет, если мысленно поставить дерево на дом? Будет ли он выше, чем соседняя новостройка? Казалось бы, эти упражнения далеки от рисования, но на самом деле, их регулярное выполнение улучшает зрительное восприятие и память.

Сложные упражнения

Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать . Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной . Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

И напоследок

Почерпать больше интересной и полезной информации о глазомере можно из литературы. Например, из книг "Практическая перспектива" М. Н. Макаровой , "Уроки рисования с натуры" Виноградовой Г., "Основы рисунка" Шембеля А. Ф., а так же различных учебных пособий и хрестоматий.

Глазомер — это умение определять размер, расстояние одного предмета или линии по соотношению к другим, не используя при этом сторонних предметов типа линейки или еще чего-нибудь. Глазомер — отсюда и не сложно догадаться, что мерить мы будем глазами.

Как развить глазомер? Есть много техник и способов, сегодня я приведу несколько из них. Первое, что нужно знать — это свой рост, длину и ширину пальца, расстояние шага, с помощью чего вы потом и будете определять некоторые из нужных вам размеров.

Действительно, развить глазомер — это один из шагов в своей практике рисования , который просто необходим. Так как в дальнейшем вы будете рисовать более сложные рисунки, такие как , и так далее. Там без хорошего глазомера, можно сказать, что никуда…

Так что не считайте практику развития глазомера ненужной для себя, не ленитесь, и, уверяю Вас, это вам очень пригодится.

Упражнение 1: как развить глазомер с помощью линий

Сперва мы будем рисовать линии, . Итак, тут вроде все понятно, берем бумагу, рисуем отрезки и набиваем руку до тех пор, пока у нас не получится так, как на рисунке. Хотя, кое-что забыл… Сперва нужно наметить точки начала и конца этих линий, это важный момент, таким образом вы дадите сигнал своей голове, что нужно рисовать линию именно по этому пути.

Делаем такое упражнение до тех пор, пока вас не удовлетворит результат. Это не сложная задача, не жадничайте бумаги, возьмите старую и ненужную, если жалко использовать хорошую. Рисуйте столько, сколько посчитаете нужным, и когда вы достигнете тех линий, которые удовлетворят, можно приступать к следующему упражнению.

Упражнение 2: делим линии на ровные части

А здесь мы будем наши линии резать на ровные кусочки. Сначала на две части, потом на четыре и так далее, я думаю, исходя из рисунка, вы сами все поймете. И когда у вас получится это, можно усложнить себе задачу и делить наши линии нечетно: на три, пять, семь и т.д.

Упражнение 3: делим линии на ровные нечетные части

Это намного сложнее, так как проще поделить линию на две части, чем на три.

Когда вы будете делить линии на три части, можете сначала обозначить центр линии, а потом слева и справа сделать отметки, но так, чтобы получилось три ровных части и так далее. Чтобы поделить на 5 частей, можно сначала делить на 4. Пробуйте, старайтесь, и у вас обязательно получится!

, «Как научиться стрелять в движении» , «Как правильно стрелять утку, зайца» , «Как компенсировать отдачу» .

Тренируем глазомер

Под тренировкой глазомера я подразумеваю развитие способности не только визуально определять расстояние до цели без помощи специальных приборов, но и четко сфокусировать взгляд на одном из множества предметов. Разберем, нужно ли это, чтобы правильно, а значит метко, стрелять на охоте.
Начнем с распознавания предмета. Например, из пролетающей стаи уток опытный охотник всегда выделит селезня и выстрелит, естественно, в него. Среди бегущих копытных животных для поражения также выбирают только самцов или молодь. И самое главное, стреляя в стаю, в стадо животных, целиться надо в конкретную особь, а не «пулять в кучу». В последнем случае поражение цели весьма проблематично. Дичь вы не добудете, а вот ранить многих птиц, животных - почти сто процентная гарантия. В последующем подранок будет мучиться и в конечном итоге погибнет. Такая стрельба - не гуманна и не эффективна и противна самому понятию «охота».
Насколько умело живые существа при защите используют отвлечение внимания хищника, агрессора, рассеивая зрение, можно увидеть на поведении косяка сельди, когда его атакует кит. Или наблюдая, как птицы отпугивают всей стаей хищника. «Мельтешение» множества тушек перед глазами нападающего, не позволяет ему поймать ни одной особи.
Иными словами, чтобы метко выстрелить, из множества целей охотник должен выбрать для себя одну и в нее прицелиться.
Даже на охоте с гладкоствольным, а не только нарезным оружием, немаловажно обладать умением визуально определять расстояние до цели. Дело в том, что стрельба дробью на расстоянии 10 - 15 метров, нецелесообразна, если только вы не стреляете мелкой дробью (номер 7 и больше). Выстрелив с близкого расстояния, вы размолотите тушку дичи. Также нет смысла стрелять дробью (но не картечью) на расстояние больше 60 метров: только слегка раните птицу или зверя.
Визуально научиться определять расстояние до предмета можно без особого труда. Во время прогулки, походов по магазинам, прочим делам выберите какой-нибудь предмет у вас на пути, определите наугад расстояние и проверьте правильность предположения. Не надо тут же переходить на широкий метровый шаг. Прохожим это покажется смешно, а полицейским — подозрительно. Просто считайте пары шагов (пара обычных шагов - это полтора метра) под левую или правую ногу, как вам удобнее. Так, между прочим, и тренируйтесь.

Важно определить расстояние до цели

К слову, умение визуально определить расстояние до предмета окажется полезным, когда вы будете подбирать дичь (сбитую утку, подстреленного зайца и пр.). Заметив, где упал добытый вами трофей, мысленно проведите линию от себя, через добычу и до какого-нибудь заметного предмета на местности, прикиньте расстояние до трофея. После стрельбы попросите напарника пройти по указанному направлению определенное расстояние. Или же сами со своей или противоположной стороны ранее мысленно проведенного отрезка пройдите по намеченному направлению к месту падения добычи.

Вопрос «с помощью какого полушария вы рисуете?» только на первый взгляд звучит странно. Дело в том, что сравнительно недавно появился специальный термин «правополушарное рисование». Методика, которая завоевала признание, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека, заложенный в нём природой. За короткое время даже тот, кто держал в руках кисть лишь в детстве, открывает в себе художника, начинает не просто делать робкие наброски, а рисовать настоящие картины, работать гуашью и маслом. И всё это - правое полушарие.

История - обратимся к Леонардо да Винчи

Многие из великих людей искусства, в частности, художников, а также научных деятелей, смогли реализовать свой талант именно благодаря правому полушарию. Один из самых ярких примеров - Леонардо да Винчи, который шагнул далеко вперёд по сравнению со своими современниками.

В середине 20-го века методика полушарного рисования получила научное подтверждение, благодаря наблюдениям, опытам и выводам биолога и психиатра Роджера Уолкотта Сперри. За свою большую исследовательскую работу в области головного мозга, он был награждён высшей наградой - Нобелевской премией в 1981 году.

Открытие Сперри позволило учёным успешно изучать внутренний мир человека, дало ответы на многие вопросы. Он доказал, что работа правого и левого полушарий мозга разительно отличается друг от друга. Левое полушарие (линейное) отвечает за логическое мышление и речь. Благодаря ему, человека осознаёт информацию, которая передаётся ему устным или письменным способом. Правое же полушарие - это творческая деятельность и интуиция. Не случайно, именно такой способ мышления демонстрируют маленькие дети, которые ещё не способны выстраивать логические связи.

По мере того, как ребёнок учится говорить и читать, а затем идёт в школу, где ему требуется усваивать огромное количество информации, у него развивается левое полушарие. Но оно же со временем и загоняет его в рамки логических стереотипов. Если говорить об искусстве, наиболее распространены такие шаблоны: «чтобы чему-то научиться в этой сфере - нужно иметь врождённый талант», «раз я не учился рисовать с детства, то теперь уже поздно», «раньше у меня ничего особенного не получалось, если я теперь возьму кисть - преподавателей ждёт разочарование».

Что даёт новая методика

Между тем практика доказывает - если пробудить потенциал правого полушария, любой человек может рисовать прекрасные картины. Преимуществ у занятий под руководством опытных наставников много. В результате уроков правополушарного рисования для новичков:

  • Активизируется деятельность правого полушария головного мозга. В ходе тренинга пробуждается подсознание, а вместе с ним - творческое мышление, интуиция и чувства.
  • Вы словно возвращаетесь в детство. Отступают стереотипы, вы больше не испытываете страха перед неудачей, не ограничиваете себя рамками. Хотите творить - и у вас это получается! Правополушарное рисование для новичков пробуждает веру в собственные силы.
  • Благодаря тому, что творческая часть мозга получает толчок к развитию - вы чувствуете себя более уверенно и в других областях жизни. Перестаёте бояться сложных задач, находите нестандартные способы их решения. Во многих случаях - дети после тренинга начинают лучше учиться, в них просыпается интерес к определённым предметам.
  • Курсы правополушарного рисования позволяют расслабиться, получить положительные эмоции. Не случайно о рисовании говорят, что это «антистрессовое занятие».

Тренинг даёт удивительные результаты. Причём ограничений по возрасту нет. На занятия могут приходить и дети, и взрослые. Единственное пожелание: ребёнок должен уметь сосредотачиваться. А это, как правило, достигается годам к семи. Правополушарное рисование для взрослых тем более не представляет труда.

Методика, апробированная в странах Европы и Америки, была усовершенствована в России. Теперь на уроках правополушарного рисования используют гуашь и масляные краски. Это позволяет с самого начала увидеть результат, реализовать своё чувство цвета. Чувства и эмоции, за которые отвечает правое полушарие головного мозга, проявляют себя в полной мере.

Сначала участники тренинга под руководством преподавателя рисуют гуашью несколько небольших работ. Это даёт веру в свои силы, позволяет снять психологические барьеры, рисование начинает восприниматься как увлекательнейшее занятие.

В следующий раз за 3 часа предстоит нарисовать картину масляными красками. Это уже самостоятельная работа, когда учащийся сам выбирает сюжет, смешивает краски, наносит их на холст. При этом он применяет полученные ранее знания.

Приносить с собой ничего не надо, стоимость всех расходных материалов входит в общую цену курса, и преподаватель заранее подбирает оптимальные для занятий краски, кисти, холсты.

Многие предпочитают записываться на тренинг в школу правополушарного рисования вместе с друзьями или членами семьи. Это способствует тому, что занятия проходят в непринуждённой дружеской обстановке. Можно задавать вопросы, смотреть на работы других учащихся, устраивать небольшие перерывы. А итогом тренинга становятся первые работы, которыми вы сможете гордиться.

По окончании занятий можно посещать мастер классы правополушарного рисования, чтобы приобретать новые навыки и знания в этой области.