Творческое мышление как двигатель прогресса! Мышление и творчество.


Теоретическая часть

Введение

1.1 Понятие творческого мышления

1.2Критерии и методы изучения творческого мышления

1 Мышление и речь

Заключение

Практическая часть

Задание 1.

Задание 2


Теоретическая часть


Введение


В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

На современном этапе развития происходит переосмысление роли ценности приобретаемых знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе - возникновение порядка из хаоса.

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Понимание природы творческого мышления позволяет глубже познать процессы развития, дает возможность выявить объективные закономерности творческого мышления и создать систему развития творческих способностей в обучении. Проблема способностей - это, прежде всего комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимание всех отраслей этой науки.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Творческий климат создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям. Необходимо воспитывать готовность к восприятию нового, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей. Для обучения творческому мышлению необходимо владеть знаниями о нем.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение творческого мышления.

Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие задачи:

дать общую характеристику понятия творческого мышления;

рассмотреть критерии и методы изучения творческого мышления;

изучить и рассмотреть интеллектуальные возможности человека;

раскрыть взаимосвязь мышления и речи;

рассмотреть способы формирования творческого мышления.


Глава 1. Творческое мышление как разновидность мышления


1Понятие творческого мышления


Творческое мышление - мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Выделяют следующие характеристические черты творческого мышления:

эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;

мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

системность - способность охватывать объект как целое;

разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;

антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;

способность к обобщению материала, позволяющая поднимать от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе.

Творческая задача - это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы - информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача - это творческая задача, для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Таким образом, для развития творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей деятельности.

Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как его наиболее развернутую форму. Понимание творческого мышления как его высшей формы имеет ряд теоретико-методологических достоинств и позволяет преодолеть некоторые трудности современной психологии творческого мышления:

отпадает необходимость искать «неуловимые» проявления творческого мышления, поскольку оно выражается не в каком-то одном виде мышления, а во всех его видах и формах;

четко видна сущность творческого мышления, его широта и содержательность;

появляется возможность связать творческое мышление именно с мышлением, а не искать его корни в феноменах способностей, одаренности и прочее - творческое мышление изучается в рамках понятийного аппарата своей психологической области;

творческое мышление становится универсальным психическим свойством, присуще в потенциале всем людям, что позволяет говорить о реализации гуманистических принципов.


2 Критерии и методы изучения творческого мышления


Критерии творческого мышления:

Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;

Фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

Фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании;

Фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.

Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области науки, искусства или практической деятельности.

Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности.

Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.

Некоторые из названных методов были примечены для изучения связи уровней развития интеллекта и креативности. Обнаружилось отсутствие жесткой связи между этими уровнями. У разных людей креативность и интеллект могут быть выражены в самой разной степени, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю личность человека.


Глава 2. Интеллектуальные возможности человека


При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операционных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение ее в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком - это цель эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей.

Часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.

Интеллект - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его позновательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

В развитии интеллекта индивида существенную роль играют, как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее, взаимодействие этих факторов. Генетические факторы - наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представоляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления - негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект - способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мыления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами.

Доказательственность мышления характеризуется способность использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность - несвязанность субъекта внешними ограничениями.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта - умственные анномалии. Они выражаются в нарушении всей психической системе личности - ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушения интеллекта:

Неадекватность мотивов совершаемых действий;

Нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;

Нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;

Дефекты мыслительных операций (обощения, классификации).

Таким образом, творческая одаренность понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности - это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего).


1 Мышление и речь


Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления - обучение умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Речь - главное приобретение человечества. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления. Слово - символ, который позволяет оперировать различными объектами. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь - это использование языка в целях общения людей.

Речь является инструментом мышления. Л.С. Выготский внес существенный вклад в изучение проблемы взаимосвязи речи и мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», которое позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что будучи лишенным значения, оно не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление. Речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса не отделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь как средство общения возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. Но дальнейшее развитие мышления и речи осуществлялось в тесной взаимосвязи, которая на разных этапах выступала в различных формах.


Глава 3. Способы формирования творческого мышления


Различным аспектам формирования и развития творческого мышления посвящены труды многих ученых. Так, Дж. Гилфорд определил способность творческого мышления (креативность) семантической спонтанной гибкостью, которая определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:

оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне, стремление найти свое собственное решение;

творческого человека отличает семантическая гибкость -способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта;

наличие обратной адаптивной гибкости - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны;

способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно там, где нет предпосылок к формированию новых идей.

Прямое обучение творческому мышлению невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относят:

лимит времени;

состояние стресса;

состояние повышенной тревожности;

желание быстро найти решение;

слишком сильная или слишком слабая мотивация;

наличие фиксированной установки на конкретный способ решения;

неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;

страх или повышенная самоцензура;

способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят:

конформизм;

неуверенность в себе, а также слишком сильную уверенность;

эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;

отсутствие склонности к риску;

доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;

высокую тревожность как личностную черту;

сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность способная быть самой собой, слышать свое «Я», по определению К.Роджерса.

К методам стимуляции творчество обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя и барбитуратов, наркотических веществ; применения гипноза; применение методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении. Более широкое распространение получила методика мозгового штурма А.Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На ее основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом.

Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей, является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания, о которой имеет смысл поговорить подробнее.

Важная задача педагога уменьшить «антитворческий» эффект любого обучения. Для решения этой нелегкой задачи целесообразно обратиться к опыту педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников. Известный педагог-новатор, народный учитель Виктор Федорович Шаталов на протяжении всех лет работы при каждом удобном случае напоминал учащимся о том, что если в первые 5-6 минут не возникало хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом. Но по прошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшим образом вчитаться в условие неподдающейся задачи. Появится мысль - работай над ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли - оставь задачу. Снова переключайся на другую работу, а спустя час-полтора вернись к этой же задаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность догадки.

Свойство нашего мышления таково, что если в него заложен раздражитель, то поиск будет идти постоянно, даже если мы сознательно не нацеливаем себя на него. Этот процесс нахождения пути решения идет скрыто, самопроизвольно, но от этого ничуть не менее активно.

Кандидат психологических наук Л.М.Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества:

Излишняя строгость общения в тоне и лексике.

Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much - учитель говорит слишком много).

Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.

Частое указание на недостатки, подчеркивание застенчивости.

Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.

Л.М. Митина дает советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу:

С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним.

Целесообразней исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности.

Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.

Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его.

Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения, который является аналогом научного творчества: ставится проблема, осуществляется поиск путей ее решения, а результат решения проблемы - новое знание.

Проблемное обучение - это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. По степени проблемности различают три основных уровня проблемного обучения: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение; проблемное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися; творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формировании проблемы и поиск ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.

Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности.

Отдаленным показателем эффективности проблемного обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.

Итак, вопрос возможно ли обучение творческому мышлению обсуждается и в педагогической и в психологической литературе. Известно, что прямое обучение творческому мышлению невозможно. Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным.


Заключение


В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию компетентного специалиста в своей области, деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество - это новые идеи, новый опыт, новые перспективы.

Исходя из этого, творческая одаренность (креативность) расценивается обычно, как способность порождать оригинальные идеи: выдвигать новые гипотезы, новые комбинации, отказываться от стереотипных способов мышления.

Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. О глубоком интересе к этому предмету можно судить по уходящему в глубь веков стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхности явлений. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление - способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.


Практическая часть


Задание 1

Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке. Это пример кратковременной памяти, т.к. кратковременная память <#"justify">Задание 2


На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три группы для лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение.

группа - психиатрия, психология, психотерапия. Эти три слова поставлены в одну группу, так как они являются однокоренными словами и легки для запоминания.

группа - класс, ссора, режиссер. Эти три слова поставлены в одну группу, так как у них у всех есть удвоенное -С-, это дает возможность для лучшего запоминания.

группа - лейтенант, шейка, рейсфедер. Эти три слова поставлены в одну группу, так как в корне каждого слова присутствует -ЕЙ-, что позволяет легко запомнить их правописание.

Слово псалом можно отнести ко второй группе, где скомплектованы слова с удвоенной -С-, и запомнить его как исключение с написанием одной -С-.


Список используемых источников


Бадагина, Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2011. - 195с.

Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 13-16.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2010.- 368 с.

Зиганов М.А. Мнемотехника: Запоминание на основе визуал. мышления: На базе курса Шк. рационал. чтения: М.: Образование, 2010. - 100с.

Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления // Школьные технологии. - 2014. - № 1. - С. 3-10.творческое мышление интеллектуальный

Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640 с.

Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 429 с.

Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.

Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островского; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2012. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

– сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике - узнайте из видео.

Приветствую вас, дорогие читатели блога сайт! Сегодня мы затронем творческое мышление. Я убежден, что в каждом человеке лежат способности к творчеству. Только у кого-то они закопаны очень глубоко. Постараюсь доказать вам, что потратить время на поиск своих креативных возможностей стоит того.

Что лежит в основе творческого мышления?

Данный способ мыслить является процессом, в ходе которого рождается принципиально новый продукт: какой-то субъективно новый результат.

Особенностями творческого мышления являются:

  1. Устремленность к необычному, оригинальному. Творческий человек не станет решать задачу одним и тем же излюбленным способом. Он поищет новые пути.
  2. Одного единственного метода действий недостаточно: креативность проявляется в поиске всех возможных решений.
  3. Тенденция к поиску максимально эффективному выходу из ситуации. Анализ и сравнение возможных путей.
  4. Способность искать, находить, применять подсказки, грамотно использовать дополнительную информацию для решения проблемного вопроса.

Видно, что отличие креативного мышления от репродуктивного именно в создании нового результата, постоянном поиске истины, жажде к познанию.

Зачем заново изобретать велосипед?

Я никогда не представлял, что креативность связана с анализом всевозможных решений, поиском наилучшего. С созданием необычного ответа – да. С сопоставлением, построением сложных логических цепочек – нет. Однако данное мышление в психологии обладает именно этими возможностями. Это приближает его к и способу мыслить. Получается, что эти виды взаимосвязаны, один невозможен без другого. Как странно! Ведь мы привыкли их противопоставлять: «Мол, за логику отвечает левое полушарие, а за творчество и всякие там фантазии – правое». Да, это так. Но наш мозг требует баланса, гармоничного развития обеих сторон.

Творчество является двигателем нашего развития. Сейчас считается, что наиболее успешными становятся люди, всегда подходящие к своему делу творчески. Однако зачем постоянно искать новые тропы, если можно пользоваться старыми, проторенными?

В современной жизни мы сталкиваемся с большой конкуренцией. Многим людям хочется выделиться из толпы, ведь чем жизнь необычнее, тем она интереснее. Сколько сейчас фотографов? А сколько писателей-блоггеров? А как сосчитать танцоров, актеров, театральных любителей, музыкантов? Как отличить истинного творца от позера?

Не только умение мыслить нестандартно, не просто остроумие и находчивость, даже не создание новых шедевров делает человека по-настоящему творческим. Именно стремление к познанию отличает истинную креативность.

Может ли мышление быть нетворческим?

Конечно, может. Именно такой тип пытаются зачастую воспитать в наших школах. Когда воспроизведение заученной информации становится важнее собственного мнения, когда хорошая память замещает умение придумывать новые способы решения проблемы, когда от ребенка требуют складирования знаний, а не учат их применению – тогда убивают нашу креативность.

На самом деле, творческий характер мышления очевиден. Процесс мышления – это обработка реальности, субъективный процесс, направленный на переработку, преобразование окружающего мира. В этом определении уже заложены творческие черты.

Л.С. Выготский, ведущий советский психолог, подчеркивал, что творчество является обязательным условием жизни людей, проявляется оно каждый день. Заметьте, я сейчас не говорю о великих гениях, которые создают шедевры мировой культуры. Это всего лишь узкое понимание творчества. В широком понимании творчество должно быть доступно каждому из нас!

Развитие – это главное

Если вы считаете себя абсолютно нетворческим человеком и не можете определить сферы, где могли бы применить креативность, попробуйте использовать следующие советы.

  1. Тренируйте свой мозг с помощью упражнений на развитие творческих навыков. Найти подобные задания не составит труда. Но одно из них все-таки приведу:

Откройте любую книгу, выберите два случайных слова. А теперь попробуйте найти между ними взаимосвязи. Думайте, сравнивайте, сопоставляйте. История может получиться абсолютно безумной, но это занятие может оказаться не только забавным, но очень полезным для активизации работы мозга.

  1. Читайте художественную литературу. Представляйте главных героев визуально, вступайте в диалог с автором, пробуйте анализировать поступки персонажей и, конечно, сравнивайте себя с понравившимися героями.
  2. Начните вести дневник, записывайте все важные события, понравившиеся мысли. Прочитать его впоследствии, погрузиться в мир воспоминаний – будет большим удовольствием.
  3. Учитесь доверять своей интуиции. Часто самое правильное решение невозможно объяснить логически.
  4. Не бойтесь показаться странными. Общество любит серых людей, которыми легко управлять. А вот творческие люди всегда выделяются.
  5. Помните выражение: «Талантливый человек талантлив во всем»? Расширяйте свой круг возможностей, учитесь новому, обязательно пробуйте то, что раньше не пробовали.

Если вы уже знаете, в чем вы можете быть талантливы, но пока не решаетесь действовать, советую прочитать книгу Джулии Кэмерон «Путь художника» и последовательно следовать всем инструкциям автора. С ее помощью вы действительно можете привнести в свою жизнь больше творчества.

Развитие творческого мышления – увлекательный процесс. Но будьте готовы к сложностям на своем пути. Смелость, настойчивость и целеустремленность – вот достойные черты креативного человека. Вспомните, как Коперник за свое открытие пошел на костер. Нет, к костру я вас не призываю, но наберитесь терпения, запаситесь временем. Тогда ваши труды обязательно увенчаются успехом.

Креативные способности могут проявляться во всех видах деятельности, не только в мышлении.

Одним из важнейших элементов творческого мышления является воображение. Не зря в истории науки так часто использовался метод мысленного эксперимента. Воображать и творчески мыслить неразрывно связаны. Вспомните известных писателей-фантастов: Жюль Верна, который предсказал появление электрических двигателей на подводных лодках, Олдоса Хаксли, который на сорок лет опередил генную инженерию! Как бы это ни казалось невероятным, но именно с помощью воображения и готовности выйти за пределы понятного были совершены многие открытия.

Творческий человек любознателен, стремится объединять информацию из различных областей. Он любит забавляться, придумывая странные идеи. При этом его видение мира никогда не стоит на месте.

Желаю вам открытости новому опыту, любопытства и удачных идей. Поделитесь в комментариях, считаете ли вы себя креативной личностью и в чем проявляется ваше творчество.

Два видео достойных вашего внимания.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Глава 5. Творчество

Контрольные вопросы

1. Что такое память?

2. Какие типы памяти Вы знаете?

3. Как связаны внимание и память?

4. Назовите два закона запоминания?

5. Как происходит процесс запоминания?

6. Чем отличается память человека от электронной памяти компьютера?

7. Как влияют на память эмоции?

8. Чем определяется уровень эмоционального развития?

9. Что такое эффект реминисценции?

11. Как создается установка на запоминание?

12. Что такое метод смысловой догадки?

13. Сформулируйте основные правила концентрации внимания.

14. В какой зависимости находятся запоминание и объем знаний в данной области?

15. Назовите основные правила работы студента на лекции.

16. Напишите график повторения лекций для длительного запоминания.

17. Назовите основные приемы запоминания.

18. Что такое мнемотехника?

19. Что такое эйдотехника?

20. Назовите основные приемы по усилению запоминания.

21. Назовите основные принципы запоминания.


Результаты интеллектуального творчества, креативного образования и менеджмента в скором времени будут более важны, чем наличие или отсутствие природных богатств.

Мыслящие и образованные студенты – самый ценные специалисты

Человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты.

Творческие способности есть у каждого, но их реализация зависит от степени усилий и устремлений индивида. Творческих способностей может быть несколько, и их сочетание является благоприятным для определенной творческой деятельности. В то же время, один и тот же набор способностей в разных условиях может давать различные результаты, разную творческую продукцию. Творческие способности проявляются, если индивиду дать необходимую мотивацию и соответствующую творческую среду. Вместе с тем, предпринятые к настоящему времени исследования свидетельствуют о том, что более чем у 80% выпускников вузов преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они владеют, в основном, репродуктивным уровнем мышления.

Таким образом, обнаруживается явное противоречие между требованиями социума и профессиональной практики в специалистах с творческим складом мышления и готовностью к творческому труду и реальным уровнем развития такого типа мышления у будущих специалистов.


В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы людей, способных мыслить и действовать на уровне современных требований, было как можно больше. В начале 50-х годов в США был реализован «Проект способностей», который предполагал развитие семи основных способностей, характеризующих творческую личность: восприимчивость к проблемам, изменчивость и гибкость мышления, оригинальность, способность к анализу и синтезу, проницательность. В университете Буффало (США), в результате проведения специальных курсов по решению проблемных задач, удалось не только существенно улучшить творческие способности студентов, но усилить и другие качества: способность быть лидером, упорство, инициативность.

Определение креативности (творчества)

Область креативности (творчества) сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку количество фактов, относящихся к данной проблеме, очень велико. На сегодняшний момент не существует даже общепринятого определения творчества. Тем не менее, образование, безусловно, процесс творческий, поэтому всё, что составляет основу творчества, так или иначе, относится и к умственному труду студента. Творчество - самый «человеческий» вид деятельности, его невозможно представить без творческого мышления. Только тогда, когда интеллектуальное творчество перестанет быть случайным процессом, когда ему будут учить в школе и вузе, когда оно будет доступно многим, можно будет говорить об образованном обществе. Творческая деятельность должна быть организована на прочной научной основе. Результаты интеллектуального творчества в скором времени будут более важны для общества, чем наличие или отсутствие природных богатств.

Единого общепризнанного определения творчества нет.

Креативность – способность индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов, шаблонов и традиционных схем, быстро разрешать не только стандартные, но и проблемные ситуации.

Рыночные условия предъявляют повышенные требования к таким качествам мышления и личности, как инициативность, способность к самостоятельному целеполаганию, анализу, синтезу и планированию, умению рисковать. В систему качеств, обеспечивающих высокую продуктивность творческого мышления, адекватную новым условиям, входят также личная ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления. Новое мышление невозможно без гармонического единства с нравственной, духовной стороной человека. Только в этом случае творческий процесс неизменно будет направлен в сторону созидания, а не разрушения.

Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям.

Новая идея – это всегда новый взгляд на взаимосвязи каких-либо явлений. Новые идеи возникают на базе назревших предпосылок в развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий. Так, например, условно-рефлекторная «дуга» И.П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи рефлекторного «кольца», выдвинутой П.К. Анохиным еще в 1935 году. Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

· оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.

· творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

· в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

· человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления был названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

По мнению Дж. Гилфорда креативность представляет собой определенный набор устойчивых черт, которые относительно независимы друг от друга.

8 первичных способностей, лежащих в основе креативности (по Дж. Гилфорду):

· чувствительность к проблеме (креативные люди видят проблемы там, где другие их не замечают);

· беглость (количество идей);

· оригинальность (необычные, новые, но применимые идеи);

· гибкость (умение переключаться из одной области понятий на другую);

· синтез;

· анализ;

· комплексность (число взаимосвязанных идей, которыми можно манипулировать одновременно);

· способность оценить идеи.

Основной вклад в креативность, по его мнению, вносит дивергентное мышление, включающее в себя беглость, гибкость и оригинальность. Дивергентное мышление - это умение мыслить одновременно в разных направлениях. Оно начинает работать в тех случаях, когда проблема имеет не одно верное решение, а несколько. В своё время, было предложено несколько альтернатив дивергентному мышлению как основе креативности. Медник (1962, 1964) рассматривал креативность как формирование ассоциативных связей, причем, чем более отдаленные ассоциации «связались» между собой, тем более креативным будет решение. Ассоциации ранжированы от наиболее общих (банальных) до уникальных. Его взгляды развивали Валлах и Коган (1965), которые также рассматривали креативность как ассоциативный процесс, но подчеркивали важность наличия у людей игровой установки при решении творческих задач. По их мнению, причина генерации множества отдаленных ассоциаций коренится в особенностях внимания - креативные люди могут заметить больше различных аспектов стимула, и, соответственно, предложить больше различных ассоциаций.

В обобщенном варианте человек с творческим мышлением должен обладать следующими качествами:

· Зоркостью в поисках проблем

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в схему уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечая ее. Творчески мыслящий человек должен уметь находить проблемы в ворохе окружающих его событий, искать объекты для совершенствования и углубленного изучения.

· Способностью различным образом кодировать информацию в ЦНС

Мозг людей обладает неодинаковой способностью пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, цифровым и др. В зависимости от области знаний, творческий человек должен обладать одним или несколькими типами кодирования информации.

· Способностью к свертыванию информации

Эта способность должна проявляться в первую очередь как умение составлять, анализировать и использовать формулы, функциональные зависимости, графики и диаграммы. Способность к свертыванию проявляется также в умении составить простую схему сложного процесса или объекта.

· Способностью к сцеплению и переносу

Способность к сцеплению - умение объединять вновь воспринятую информацию с ранее уже известной, включать ее в имеющуюся систему знаний.Способность к переносу - это по существу способность к нахождению аналогий, выработке обобщающих стратегий. Развитием способности к переносу можно считать "боковое мышление", которое, по аналогии с боковым зрением, врач де Боно определил, как способность ума видеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

· Гибкостью мышления

Это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.

· Легкостью генерирования идей

Является одной из составляющих творческой одаренности. При этом не обязательно, чтобы каждая идея была правильной.

· Беглостью речи

Словесно-речевой код является самым универсальным. Владение словом - способность понимать значения слов, речь собеседника; способность выражать ясно свои мысли, легко формулировать новую идею, проблемы, вопросы.

· Способностью доводить дело до конца

Имеется в виду не просто настройки на доведение до конца начатого, а именно доработка деталей, совершенствование первоначального замысла. "Мелочи создают совершенства, - писал Микеланджело о значении деталей и мелочей в любой работе, - а совершенство не мелочь…"

· Любознательностью

Живая и многосторонняя жажда знаний. Любознательность, иногда выходящая далеко за пределы конкретных интересов, относящихся к основной работе.

· Общительностью и умением ладить с людьми

Очень важна способность работы с коллегами, с подчиненными и руководителями, умение ставить вопросы для обсуждения, правильно планировать своё и чужое время, составлять планы первоочередных и перспективных дел.

Несмотря на внушительный перечень, вряд ли здесь перечислены все творческие способности, кроме того, у читателя может появиться мысль, что названные личные качества являются «даром природы». Такая мысль скорее неправильна, чем правильна, потому что творческие способности поддаются развитию, достигаются ценой упорного труда, в том числе и в учении.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!