Развиваемся с доской сегена. Досочки Сегена: методика и практические занятия в домашних условиях

Доски Сегена — детские игровые пособия, которые выполняются в различных конфигурациях. Они могут отличаться размерами, тематикой (еда, животные, транспорт, еда и др.), возрастной категорией. Как правило, доски Сегена изготавливаются из дерева. В деревянной доске вырезаются определенные окошки.

Ребенок должен в них вставить соответствующие вложения, которые идут в комплекте. Материал, из которого изготавливается вся конструкция, может быть разным: ткань, пластик и дерево.

Доска Сегена отличается не только материалом, но и сложностью. Простые варианты содержат соответственно простые фигуры. По мере усложнения в каждое окошко уже надо вставить комбинацию из отдельных фигурок. К примеру, квадрат можно собрать из двух треугольников.

При всем многообразии форм Сегена малыш может получить разные формочки: кошки, собаки, гусеницы и др.

Представленная методика преследует разные цели:

  • определение индивидуальных особенностей к осмыслению собственных действий;
  • способность обучаться, исследуя и совершенствуя собственные навыки;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • тренировка зрительной памяти, тактильной функции и мелкой моторики;
  • понимание базовых основ цветовой гаммы;
  • развитие речевого аппарата с последующей подготовкой к чтению и письму.

Инструкция указывает рекомендации:

  1. На начальном этапе малыш должен познакомиться с красочным изделием. Он должен ощупать все детали, все грани и углы доски. Тактильный контакт поможет заострить внимание и определить главные особенности ряда элементов.
  2. Повернув доску, надо сделать так, чтобы все фигурки выпали из нее.
  3. Взрослый должен показать ребенку принцип действия игры. Вкладыш надо вложить в отверстие, а потом сразу же перевернуть доску.
  4. На втором этапе малыш должен сам попробовать заложить вкладыши. Родители должны держаться и не подсказывать малютке. Он должен научиться самостоятельно принимать решения. Если просто анализировать и прислушиваться к родителям, то никакого развития не будет.
  5. Трехлетний ребенок уже готов к азам геометрии. Перед началом сборки доски каждую фигуру надо детально рассмотреть. Сначала определяются грани и углы. На вопросы мамы или папы малыш должен отвечать самостоятельно.
  6. По мере взросления потребуется усложнение такого задания. Лучший вариант — вкладыши, которые собираются из нескольких частей (принцип пазла). Сначала малыш знакомится с пособием, идущим в комплекте, а затем с деталями. Родитель может показать на собственном примере методику сбора. Потом надо отойти в сторону и дать ребенку пространство для маневра.

После того как малыш все сделал правильно, его надо обязательно похвалить. Все старания должны быть не напрасны.

После удачной сборки надо обсудить особенности получившейся картинки. Можно рассказать историю, в которой будут фигурировать элементы доски.

Особенности

Вышеописанная методика дает большое пространство для маневра. Родители должны понаблюдать за тем, как малыш собирает доску. Если он настойчиво пытается вставить фигурку в то отверстие, которое для этого не приспособлено, надо разобрать форму фигурки.

Начинать лучше с фигурок еды, машинок, животных и т. д. Дети мыслят образами, а потому запоминание будет идти легче. Если кроха начинает собирать доску по памяти, родители должны пойти на ухищрения. Когда он будет собирать, надо подсовывать ему те фигурки, которые не относятся к нужному отверстию.

В таком случае запустится внутренний анализ, и ребенок начнет соотносить элементы. Та или иная вставка отложится в памяти в виде какого-то образа. Игра не нуждается в излишней спешке. Если малыш делает что-то не так, его не надо критиковать. Надо помнить, что он только учится, а потому перетруждать его нельзя.

Сегодня знают практически все современные родители, а их маленькие непоседы обязательно имеют среди своих игрушек эти замечательные развивающие пособия для игры. Простые и понятные игрушки удивительно популярны не случайно, ведь само их появление было связано с уникальными педагогическими наработками. Впервые использовать для помощи в развитии интеллектуальной деятельности малыша досок со вставными деталями пришло в голову талантливому французскому психологу и педагогу 19 столетия Эдуарду Сегену. Как показала обширная практика, применение таких игровых материалов позволяло добиваться огромного прогресса в развитии гибкости и подвижности мыслительных операций.

Доска Сегена в традиционном понимании - это небольшая деревянная дощечка, в которой вырезаны отверстия разной формы. Внутрь этих выемок вставлены подходящие по контурам элементы. В самом простом варианте наполнение одного такого «окошка» состоит из одной монолитной детали, в усложненных вариантах единая деталь разбита на несколько частей. Чем больше частей во вкладыше, тем выше уровень сложности при работе с этим дидактическим пособием. Сегодня классические доски Сегена получили множество разнообразных модификаций и вариаций. В частности, ученица великого француза, Мария Монтессори, предложила свой вариант досок с вкладышами. В различных интерпретациях, доски Сегена стали тематическими и приобрели особенности специфических деревянных пазлов для малышей, где для каждой детали необходимо отыскать свое место.
Занятия с досками Сегена позволят сформировать у ребенка представления о формах и цветах, развить мелкую моторику, логическое мышление и зрительно-двигательную координацию, повысить устойчивость внимания и приобрести первые понятия о категориях «часть-целое».

Как правильно играть с досками Сегена

Особенность занятий с досками Сегена состоит в предельной простоте этого процесса. Предложить такие пособия можно уже самым маленьким ребятам - начиная от года или даже раньше. Реб енок еще не умеет говорить, но уже учится думать, а необходимость манипуляции с предметами и выработка точных движений в ходе занятия с досками служит дополнительным стимулом развития и речи, и мышления.

Процесс игры с досками Сегена при первом знакомстве ребенка с этим пособием должен выглядеть примерно так:
Взрослый показывает малышу дощечку с вкладышами, а затем - на глазах у крохи переворачивает ее таким образом, чтобы вставные элементы выпали из своих гнезд.

Затем взрослый показывает ребенку, что нужно сделать с вкладышами, вставляя каждый из них в нужную прорезь и - снова переворачивает дощечку, предлагая малышу самостоятельно отыскать отверстие для вкладыша каждой формы или размера.
Если на первом этапе малыш в силу своего малого возраста или других причин затрудняется отыскать правильное решение этой практической задачи, нужно помочь ему. Для этого - возьмите пальчик крохи и проведите им по контуру вкладыша, а затем - по очертаниям его отверстия - так ребенку будет проще понять, что и то, и другое имеет одинаковую форму. Дайте ребенку почувствовать форму с помощью тактильного восприятия, и он совсем скоро порадует вас своими успехами.

Доски форм Сегена были изобретены французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном, отчего и получили свое название. Сеген занимался олигофренопедагогикой и перед им встала задача диагностики детей с нарушением умственной деятельности без обращения к речевой функции. Поскольку, как правило, умственно-отсталые дети отличаются нарушением слухоречевого восприятия и попросту не понимают, что им говорят.

Суть методики

Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске, которые необходимо разобрать и собрать. При этом различают разный уровень сложности выполнения задания. Например, по подбору цвета, формы или сортировки картинок по предметной классификации (природа, животные и т.д.).

С целью исключения негативизма у ребенка вследствие непонимания задания сначала педагог показывает ребенку, как вынимаются фигурки из доски и в каком порядке картинки вставляются обратно. При этом используется наглядный способ демонстрации без обращения к речи, что особенно важно при работе с детьми-олигофренами.

Пособие Сегена позволяет оценить уровень имеющегося развития ребенка:

  • уровень развития зрительного восприятия;
  • степень зрелости наглядно-действенного и пространственного мышления;
  • навык составления сложных элементов;
  • уровень понимания предложенного задания;
  • уровень обучаемости;
  • насколько ребенок получает удовольствие от успешности выполнения им задания.

Доски Сегена можно использовать не только для работы и диагностики умственно-отсталых детей, но и в качестве развивающего пособия для малышей. Поскольку использование такой доски вместе с мамой помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи, а в будущем и обучение чтению и письму. Использование досок Сегена позволяет малышу получить первые представление о форме и цвете.

Существует огромное многообразие досок Сегена:

Французский педагог и психолог Эдуард Сеген еще в середине 19-го века создал уникальный способ развития и обучения ребенка, который затем активно совершенствовался и оброс множеством вариантов. Одну из интересных версий предложила ученица профессора – знаменитая Мария Монтессори . Речь идет о так называемых досках Сегена, известных как рамки-вкладыши .
В классическом виде пособие представляет собой деревянные доски с разнообразными фигурными вырезами, в которые необходимо вставить подходящие вкладки. Пособия могут быть разной степени сложности. Наиболее простые варианты досок предполагают, что одна вкладка полностью закроет прорезь в доске-основе. С таким вариантом доски Сегена можно заниматься даже с годовалым карапузом. В более сложных досках контур выпила нужно заполнить, правильно сложив несколько деталей-вкладышей разных форм.
Ценность методики занятий, придуманных Сегеном, заключается в том, что она предельно проста, и заниматься по этому пособию может даже самый маленький ребенок, который еще не освоил в полной мере речь. Взрослый может ограничивать свои пояснения во время урока лишь небольшой демонстрацией и несколькими словами.
Занятие с досками Сегена проходит следующим образом: воспитатель или родители показывают малышу доску с яркими цветными вставками. Затем переворачивают игрушку, и вкладыши высыпаются из своих гнезд. Затем крохе можно будет показать на примере одной из фигур, как подобные вкладыши вставляются на свои места, и снова высыпать вставленные детали на стол или поверхность, на которой Вы занимаетесь. Теперь предложите ребенку самому попробовать справиться с заданием. Если Вы хотите добиться нужных результатов, то Вам не нужно разжевывать ребенку подробно, как и почему Вы вставляете вкладыш в нужное отверстие этого своеобразного сортера. Ведь главная цель методики раннего развития при помощи досок Сегена – научить ребенка самостоятельно думать.
Для большей наглядности перед началом собирания этой головоломки можно провести детским пальчиком по контурам каждого из выпилов, а затем попросить обвести точно так же по очертаниям вкладышей. Подобное упражнение поможет ребенку внимательнее взглянуть на каждый элемент пособия.
Подобные занятия обычно очень нравятся даже самым маленьким детям, увлекают их надолго и довольно легко удаются. Обычно для появления у ребенка желания участвовать в учебно-игровом процессе бывает достаточно лишь нескольких несложных объяснений и одной или двух вставленных фигур, а малыш уже на лету схватит принцип, и сам потянется за фигуркой. Работа с досками Сегена позволяет развить зрительное и тактильное восприятие крохи, помогает сформировать представление о форме и цвете. Если Вы предложите малышу более сложный вариант рамки-вкладыша, где отверстие придется закрывать несколькими фрагментами, это будет способствовать развитию комбинаторных способностей ребенка, улучшит зрительно-моторную координацию, станет отличной тренировкой пространственного мышления и мелкой моторики рук.
Внимательно проследите, по какому принципу отыскивает малыш нужное для того или иного вкладыша отверстие. Если он действует довольно хаотично, наугад определяя форму предмета, пытается силой вставить деталь в явно не подходящий для него выпил, то Вам следует больше внимания уделить изучению форм.

Достаньте вкладки из доски-основы, дайте возможность ребенку внимательно их изучить, поиграть с каждой из деталей, расскажите, как называется или что напоминает та или иная фигура, которую нужно вставить. Для занятий с самым юным учеником лучше приобрести доску Сегена с яркими образными вставками с изображением животных или сказочных персонажей. Яркие цвета и узнаваемые образы пособия быстрее запомнятся ребенком, и он раньше перейдет к следующему этапу решения поставленной задачи: расстановка вкладышей по памяти. Если Вы видите, что ребенок проявляет склонность к такому приему складывания головоломки, то прибегните к небольшой хитрости: постоянно предлагайте начать складывать вкладыши в прорези с разных фигурок. Такой подход к упражнению позволит не только тренировать при игре память крохи, но и будет стимулировать его логическое мышление, постепенно ребенок начнет соотносить конкретную форму вкладыша в руке с той или иной выемкой и подносить кусочек к ней, чтобы проверить, окажется уже не обязательным.
Малышам 3 лет можно предложить доски Сегена с вкладышами в виде геометрических фигур . На занятиях с такими методическими пособиями младший дошкольник в занимательной игровой манере изучит основные геометрические фигуры, запомнит их свойства. Можно выделить отдельное занятие, на котором обсудить с малышом основные свойства фигур, которыми он играет. В каких-то из них есть углы, можно их посчитать, у какой-то из фигур стороны будут одинаковой длины и т.п. Объяснение должно строиться также не на полном и исчерпывающем теоретическом объяснении, а на простых вопросах и коротких пояснениях. Побуждайте ребенка доходить до ответов самостоятельно.
Примерно в этом же возрасте ребенок уже готов успешно сложить доску Сегена, в которой изображение в прорези будет составлено уже из нескольких элементов-вставок. На первом занятии, когда Вы только показываете ребенку новую игрушку, можете продемонстрировать, как из кусочков собирается целая фигура, сначала это можно сделать отдельно на столе, а затем собрать и разобрать этот же элемент внутри прорези. Теперь пришел черед Вашего маленького ученика. Не торопите ребенка, возможно, это задание вначале потребует немного больше времени. Чем собирание рамок с одиночными вкладышами. В любом случае на Ваших импровизированных уроках должна царить непринужденная, доброжелательная атмосфера, ведь полученное в раннем детстве представление о том, что думать и находить верное решение головоломки, интересно и весело, поможет ребенку в более взрослом возрасте, сформирует позитивный познавательный настрой.
После успешного выполнения задания, с ребенком можно побеседовать об изображенных на доске Сегена предметах, их свойствах, о том, из каких фигур он составил целое изображение внутри прорези.
Важны все этапы овладения успешными приемами складывания досок Сегена, ведь они развивают различные области мышления от наглядно-действенного до образного и логического. Ребенок овладевает важными основами разных способов решения познавательной задачи, и каждый ему пригодится в будущем: и метод проб и ошибок, и запоминание нового, и аналитический способ познания.

Развивающая методика, впервые предложенная еще в 19 веке французским психологом и педагогом Эдуардом Сегеном, сейчас активно используется многими родителями. В первоначальном варианте доски Сегена представляли из себя деревянные брусочки с выпиленными в них отверстиями разных размеров. В каждое из отверстий помещалась подходящая фигура. Позже появилось множество модификаций данной методики, также она была адаптирована под различные возрастные категории.

Суть методики в том, что отыскивая и вставляя в выемку ту фигурку, которая подойдет по размеру и форме, ребенок учится самостоятельности мышления, у него формируется зрительное восприятие и моторные навыки.

Доска Сегена подходит для самых маленьких детей – начинать играть с нею можно уже в возрасте 1 года. Очевидное достоинство этой развивающей методики в том, что использовать ее можно, даже когда ребенок еще не научился понимать значений слов. Задание дается ему не в вербальной, а в зрительной и тактильной форме. Взрослый переворачивает доску, рассыпая фигуры, после чего берет одну из них и показывает, как можно ее вставить на место. Ребенок, повторяя движения взрослого, попытается сделать то же самое, а вот уже дальше начинается самостоятельный поиск решения. Родитель может помочь немного, поводив пальчиком малыша по выемкам, чтобы он почувствовал их форму. Разложить же фигурки по отверстиям ребенок должен сам – в этом и состоит самый главный положительный момент, подталкивающий малыша к развитию.

Купить доску Сегена можно также и детям более старшего возраста. Так, например, для ребят 3 лет отлично подойдут доски, состоящие из нескольких вырезанных фрагментов одного изображения.

Покупка доски Сегена станет полезным подарком, который доставит малышу массу удовольствия.