Кружок музыкальный театр в детском саду. Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду. Функции педагога при групповой работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уже давно повсеместно и безоговорочно принято считать, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.

Кроме того, делая первый день Кристины на работе, адский ад является администратором школы, у которого нет проблем с презрением к подчинению. Основываясь на оригинальной концепции Роберта Лопеса и Джеффа Маркса. На открытии мы встречаем Принстон, в выпускной кепке и платье, который задается вопросом, что он теперь собирается делать после окончания школы.

На полуразрушенной улице в наружно-наружном городке Брайан и Кейт Монстер согласны с тем, что жизнь не относится к ним справедливо. Он безработный; она не замужем. Присоединение к хору - боевые товарищи, Ники и Род; Японская невеста Брайана, Сочельник, и, наконец, Гэри Коулман - да, это Гэри Коулман, который является суперментоном округа. Он помогает новому приезду Принстона получить квартиру.

Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности детей, ребенок начинает свободно фантазировать в области текста, в области компоновки пространства и в области музыкального оформления. Театр побуждает интерес к литературе: дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.

Никки клянется, что он встал у Рода, хотя Род протестует, что он не гей. Тем временем Принстон решает найти свою роль в жизни. Он сталкивается с Кейт Монстер, который заявляет, что ее целью является открытие школы, посвященной Монстрам. Принстон делает расистское заявление о монстрах, и он и Кейт исследуют представление о том, что каждый человек расист.

На ее преподавательской работе Кейт назначается важный урок. Принстон спрашивает Кейт о свидании той ночью. Они идут в клуб, где Брайан разминает толпу. Безупречные Безумные Медведи получают пьяницу Кейт и Принстон и отправляют их домой, где они «шумят». Между тем, спящий Род мечтает, что Никки влюблен в него; в реальной жизни Кейт выражает свою любовь к Принстону, и он дает ей удачный копейки.

Программа театрального кружка “ Маска ” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.

Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Брайан и Канун Рождества выходят замуж. На приеме Ники предлагает, чтобы Род был геем. Род подслушивает и защищает хвалу о своей девушке в Канаде. Он выкидывает Ники из квартиры. Принстон понимает, что он забыл о своей цели в жизни, и он расстается с Кейт, которая признает тонкую грань между любовью и пустой тратой времени.

Несколько недель спустя, Принстон в фанке. В городе Принстон зацепляется с Люси. Кейт Монстр видит их вместе и расстраивается, поэтому Рождественский вечер помогает объяснять возникшую ненависть. Кейт пишет Принстону записку с просьбой встретиться с ней над зданием Эмпайр-стейт. Люси читает записку и уничтожает ее.

Программа «Маска» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической. По функциональному предназначению - досуговой, общекультурной. По форме организации- групповой, студийной, кружковой. По времени реализации – краткосрочной.

Программа «Маска» предназначена для школьников от 8 до 15 лет и направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по эстетике.

Между тем, Никки негде жить, и просит Гэри о помощи. Гэри объясняет концепцию удовольствия от боли других людей. Кейт тщетно ждет Принстона на Эмпайр-стейт-билдинг. Она бросает свою удачливую копейку со стороны, и она попадает в череп Люси из 102 историй ниже. Принстон, Ники и Кейт вспоминают более простое время.

Встречая бездомных Ники на улице, Принстон решает помочь Кейт открыть свою школу-монстр, и они привлекают других, чтобы помочь собрать деньги. Взволнованная Кейт получает свою школу. Род появляется и торжественно выходит из шкафа. Он просит Ники вернуться назад, а в ответ Ники выдает кого-то, кто выглядит так же, как он сам: своего друга, которого он нашел для Рода!

Специфическая цель курса «Маска» – воспитание и развитие понимающего,

умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Программа «Маска» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Тем временем Кейт, тронутая великодушным действием Принстона, соглашается снова попробовать отношения. Новичок на улице заставляет Принстон, наконец, осознать свою цель: показать шоу о борьбе через двадцатые годы! Все согласны с тем, что это плохая идея. Увидев его печаль и разочарование, его друзья утешают его, обучая его тому, что все в жизни, хорошее и плохое, только сейчас.

С Филипе Кодезу, Максин Оливейра и Рейнальдо Дутра. Некоторое время назад уехавший, евангельский отец заново открыл своего сына, художника и королеву-перетащить. Не рекомендуется для детей в возрасте до 16 лет. С Марией Луизой Мендонсой, Эдуардо Московисом, Вирджинией Буковски и другими.

Игра есть непременный атрибут театрального искусства. Она, особенно на первом году обучения, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театральном коллективе является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, и конечный результат – спектакль. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Бланш укрывается в доме своей сестры и в шоке от пошлости ее шурина, Стэнли. Не рекомендуется детям до 14 лет. Направление: Маркус Виниций Фаустини. С Ансельмо Васконцелосом, Фелипе Кабралом, Ингрой Либерето и другими. Не рекомендуется для детей до 16 лет. До 19 ноября.

Премьера в четверг, 2 ноября. С Элиза Лусиндой, Эллен Олерией, Ренатой Селидонио и другими. Однажды актерский спектакль застрял в пробке, и он должен развлекать аудиторию. Не рекомендуется детям до 12 лет. С Ана Пинто, Джакака де Карвалью и Уго Гративоль.

Две женщины пытаются выжить в разгар войны, когда они встречают солдата, который делает их повседневную жизнь еще более страшной. С Жоао Теллесом, Луиза Сурро, Маркос Гуян, Милла Фернандес и Валлерия Фрейре. В дождливую ночь группа актеров Мамбемеса занимают театр, чтобы защитить себя, а затем начинают создавать тексты французского драматурга Жана Тардье.

Новизна программы состоит в том, что впервые большая роль в формировании

художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача курса «Маска» – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Основные формы работы

Актер играет Плинио Маркос в последние месяцы своей жизни. С Вил Синатра, Луис Сезар, Марко Безерра и Айседора Триндаде. Мюзикл натыкается на успехи Фрэнка Синатры и Ната Кинга Коула. В шоу Том делает подражание музыкальным именам, хроникам и шуткам с сегодняшнего дня.

С Следственной труппой Сценический Аррото. Группа друзей детства воссоединилась после обоюдного друга, который покончил жизнь самоубийством. Сеск Мадурейра: улица Эвбанка, 90, Мадурейра. В монологе Виниций Тейшейра интерпретирует несколько персонажей, чтобы затронуть темы смерти и конечности человеческого тела.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная

заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность и смелость.

На занятиях используются классические педагогические формы и методы работы, а так же просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом.

Репетируя новое шоу, актриса размышляет о ее траектории. С Литурго, Гилсон де Баррос и Андреа Маттар. Монолог исследует вселенную трансвеститов, транссексуалов и трансформаторов из разных бразильских государств, основанную на реальных историях. Не рекомендуется для детей до 14 лет. Таинственный трансвестит Лоис Лейн подходит к трем программистам, чтобы поговорить о таких вопросах, как принятие, искажение ценности и любовь.

Литература для учащихся

Не рекомендуется для детей в возрасте до 18 лет. С Александром Дантасом, Кэрол Гарсиа, Фабианна ди Меллу и другими. Эта часть следует за трансформацией отношения между пятью персонажами, жителями вымышленного города, которые посещают тот же курс драматургии.

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной

педагогики и психологии:

С Лукасом Ласердой, Бризой Родригес, Бруной Скавуцци и Карлосом Дарзе. Четыре актера по очереди занимают 40 персонажей в сценарии, который восходит к почти проигнорированному эпизоду истории: имплантация правительством концлагеря сертанехоса Сеара, чтобы они не смогли мигрировать в столицу во время засухи.

С Адриано Соарешем, Алариссе Маттаром, Амори Лоренцо и другими. Адаптированный из книги Джона Рида, пьеса рассматривает события, которые привели к захвату большевиков русской революцией. Одетая как невеста, женщина вытаскивает сувенирную сумку из прошлого и некоторые вопросы.

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Режиссер: Виктор Гарсия Перальта. Мишель Блуа играет двух персонажей, пожилых гомосексуалистов и квадриплегических, а также их невидимых желаний. Направление: Сауло Роча и Тайна Медина. Не рекомендуется детям до 10 лет. С Катариной Саиброй, Фабио Кардосо, Тьяго Ристоу и другими.

Жизнь супружеской пары трансформируется приходом третьего лица. С Мигелем Фалабеллой, старейшиной Гаттли и Магно Бандарцем. В комедии Бог спускается на Землю, чтобы предлагать новые законы и разъяснять недоразумения о нем. Направление: Мариях Валейрас и Ракель Янтас.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и

творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие

Смешивая фантастику и реальность, в пьесе представлены девять рассказов о персонаже, который, будучи одиноким ребенком из рабочей семьи, превратился в храбрый и свободный художник. Среди эмигрантов и иммигрантов, Медея вопросы вопросы, такие как феминизм и предрассудки.

С Гамильтоном Диасом, Лаурой Прадо, Лореной Сравнительно, Луаной Лемес и Марсело Кавальканти. Актеры по очереди исполняют около 15 ролей, чтобы рассказать историю Бразилии с колониального периода. С Фернандой Перонди, Гейсой Коста, Джеффом Бастосом и другими.

В пьесе Минха Носса Чиа де Театро из Куритибы известный итальянский писатель представляет свою новую книгу о похищении учителя. Не рекомендуется для детей до 12 лет. С Густаво Фалькао, Хелоиса Хорхе, Кловисом Гонсалвесом и Леандро Виейрой. В пьесе, в которой обсуждается расизм, показана за кулисами создания защиты человека после того, как его обвинили в изнасиловании молодой женщины.

развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности

4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

С Ренатой Кастро Барбоса, Изабель Кавальканти, Присцилла Бэр и другие. На родительском собрании в детском саду группа взрослых решительно сосуществует, чтобы решить вопрос о жизни своих детей. С Алисой Борхес, Тонико Перейрой, Карен Коэльо и другими. Силен, самая молодая из пяти сестер, испорчена и хранится в хорошем колледже, потому что она единственная «чистая». Однажды ее обвиняют в убийстве беременной кошки.

С Андерсоном Кунью, Даниэлой Фонтан, Диего де Абреу и другими. Во время кризиса Обыкновенный решает встретиться с его истинным отцом и покорить женщину, которую он любит. В монологе - написанном и режиссером Педро Косовски и в главной роли его отца - человека посадили в тюрьму на границе залива Акаба, в окружении наблюдателей. Затем он рассказывает свою историю и историю своего сына.

5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой

как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры, как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

С Сандрой Франсой, Антонио Мартинсом, Руаном Карлосом и другими. Театральные менеджеры, одинокая и разочарованная женщина решают продать свою душу. Из пьесы «Ромео и Джульетта» пьеса отражает любовь и женщин в современных эмоциональных отношениях. С Дэвидом Тор-Твиски, Ирис Соареш и Флавио Вилела.

С Беатрисом Рабелло, Густаво Гаспарини, Питером Брандау и другими. С Андре Гонсалвес, Амандха Ли и Родольфо Мескита. Столкнувшись с известием о том, что у него закончилась болезнь, священник оставляет свою рясу и оставляет ответы в других конфессиях. Адаптация и направление: Андре Паес Лем.

Основная задача данной программы заключается в гармоничной дозировке в учебно-

репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.

Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Педагог-режиссер - личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

С исчезновением патриарха конфликт между семьей усиливается и становится балансом между матерью, которая является раком, и дочерьми, которые скрывают маленькие секреты. В юмористическом шоу смешиваются кабаре, театры и мастурбаторы, чтобы подвергнуть сомнению эстетические стандарты, навязанные обществом. Открытие кармана Симона Маззера.

Изготовление атрибутов к сказке.7ч

С Джулиани Бодини, Сирией Коэнтро, Луисом Антонио Фортесом и другими. С Верой Фишер, Пьером Байтелли, Марио Борхес и другими. Александра Дель Лаго - опытная актриса, которая, глядя на себя в зеркало, чувствует себя старой и безуспешной. Анжелика влюбляется в Клеанто, но отец ипохондрика хочет, чтобы она вышла замуж за врача.

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства

перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.

В программе выделено два типа задач:

Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности,

интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра.

Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием

артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-

эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная программа актуальна , поскольку театр становиться способом самовыражения,

инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Маска» - проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра

предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

В основе формирования способности к театральному анализу лежат два главных вида

деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется прежде всего их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является театральное мастерство. В программе «Маска» предлагаются следующие формы работы:

практические занятия;

индивидуальные занятия;

общественные мероприятия;

концерты;

групповые занятия

Театральный кружок «Маска» , являясь предметом дополнительного образования, преследует следующие цели:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) социализация школьников, помощь в овладении навыком коллективного

взаимодействия и коммуникаций,

3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные

сведения о ней,

4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Задачи программы

1. Развить художественно-эстетическое развитие учащегося.

2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.

3. Раскрыть творческие возможности.

4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные,

кинестетические.

5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи,

темп, выразительность речи;

6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

7. Проявить талант через самовыражение.

8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.

Обучающие задачи:

формировать целостное представление об искусстве;

сформировать навыки творческой деятельности;

сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для

разных видов искусства;

сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;

работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на

практике полученные знания.

Воспитательные задачи:

способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

развивать способность активного восприятия искусства.

Развивающие задачи:

создать условия реализации творческих способностей;

развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической

площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второгои третьего года обучения.

ЦЕЛЬ:

воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

- в обучении:

научить основам психофизического тренинга;

научить основам верного дыхания;

научить оценивать сценические события;

- в воспитании:

воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;

воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого года обучения дети будут:

Знать:

Разнообразные игры, упражнения и их правила

Считалки, скороговорки, упражнения речевого тренинга.

Иметь представление

О средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;

О сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;

Об актерском этюде;

Будут уметь

Соблюдать правила игры,

Разрешать конфликты во время игр,

Ориентироваться в пространстве учебного помещения,

Бережно относиться к игровому реквизиту,

Передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.

Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность,

фантазия, воображение и др.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и

способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

ЦЕЛИ:

Развитие актёрской психотехники воспитанников;

Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

Воспитание партнерских отношений в работе.

ЗАДАЧИ

- в развитии:

развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;

развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

- в обучении:

научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;

научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за партнёров;

привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго года обучения дети будут:

Знать:

Основы актерской грамоты: способы и приемы тренировки памяти и внимания,

Как пользоваться микрофоном.

Иметь представление:

О литературном сценарии,

О сценическом воплощении роли,

О приемах организации игровой аудитории.

Будут уметь

Согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены;

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;

Пользоваться микрофоном;

Выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;

Четко и выразительно говорить, исполняя роль.

Придумать и показать несложный сюжет, миниспектакль в малой группе.

Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти, внимания и скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей. Именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению – это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи.

На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и

присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка спектакля.

ЦЕЛИ:

Развитие абстрактного творческого мышления;

Формирование профессиональных навыков и умений;

Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

- в обучении:

Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

Обучить кружковцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

- в воспитании:

воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

привить культуру исполнительского мастерства;

привить интерес к культуре речи.

К концу третьего года обучения дети будут:

Знать:

Уметь

Исполнить роль в постановке.

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,

Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

Четко и выразительно говорить,

Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

Будут сформированы

Навыки общения.

Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и

Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.

Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более

тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.

Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного – двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных проектных работ.

ЦЕЛИ:

Формирование профессиональных навыков и умений

Профориентационная работа с воспитанниками

Практическое знакомство с профессией “режиссер”

ЗАДАЧИ:

Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта;

Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах;

В обучении:

Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.

Познакомить с основными законами режиссуры и актерского мастерства;

В воспитании:

Привить интерес к профессии «режиссер» и «актер»;

Воспитывать чувство ответственности за свою работу;

К концу четвертого года обучения воспитанник должен:

ЗНАТЬ:

Понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “факты жизни”;

Правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

Организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

5-10 новых скороговорок;

3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

УМЕТЬ:

Владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

Применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в

самостоятельной работе над ролью;

Описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

Произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Маска”:

правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

выполнять организаторскую функцию;

Знать:

Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

Игры и упражнения актерского тренинга.

Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь:

Исполнить роль в постановке;

Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;

Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий;

Четко и выразительно говорить;

Изготовить несложные атрибуты, реквизит;

Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки;

Овладеют средствами творческого самовыражения

Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

Навыки общения;

Активное, деятельное отношение к окружающей действительности;

Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;

Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов приобретение обучающимися общественно-социальных знаний;

введение в мир театра, его историю, а так же театрально - игровую деятельность.

Второй уровень результатов

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); расширение знаний обучающихся в области театрального искусства, знакомство с актёрской грамотой; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов

получение школьником опыта самостоятельного общественного действии:

закрепление актёрских навыков обучающихся, углубление знаний в области проектно-исследовательской деятельности.

Условия реализации общеобразовательной программы.

Программа «Маска» рассчитана на школьников, увлекающихся театрально-игровой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия. Возраст обучающихся с 8 до 15 лет, в группе от 5 до 12 человек. Условия приёма детей - берем всех желающих.

Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет

развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.

Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

В программе используются следующие методы и формы:

1 . По источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

Наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы, индивидуальные

занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

Практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

Применение знаний через постановку спектаклей;

Закрепление через генеральные репетиции;

Творческая деятельность - показ спектаклей;

Проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали,

интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

Репродуктивный:

Разработка и показ этюдов по образцу;

Частично-поисковый:

Во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей;

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы: .

Исключения: умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

Тотального выражения: включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

Физического действия: выстраивание партитуры роли на основе простых физических

действий;

Психофизического жеста: помогает актеру в работе над ролью.

2. Принципы:

- наглядности: использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

Активности и сознательности обучения: создание творческой атмосферы в студии

предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

Сотрудничества: в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;

Организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;

Систематичности, последовательности: обучение ведется от простейших упражнений и

этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

Индивидуализации: учитывая психологические особенности обучающихся детей и

подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Организационные формы:

Коллективная - эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма

творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.

Индивидуальная - выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности - учебное занятие.

Форма групповой работы - групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Функции педагога при групповой работе:

1. контролирует;

2. отвечает на вопросы;

3. регулирует споры;

4. даёт направление творческой деятельности;

При работе с детским коллективом режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс

между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей

педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.

Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием, необходимо привести кружковцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.

Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте строго последовательны в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции, но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.

Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента,

действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.

Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной работе:

этюды на проявление человеческих эмоций;

этюды на выразительность жеста;

этюды на органическое молчание;

пластические этюды;

этюды по нескольким заданным словам или предметам;

этюды, основанные на стоп-кадрах;

этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и

фразеологизмов;

этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);

этюды на память физических действий;

импровизационные блиц-этюды и т.д.

Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у

воспитанников, так как импровизация является очень сложной сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования воспитанников. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова. Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

Разминка;

Речевой тренинг;

Психофизический тренинг.

Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.

Педагогу детского театрального кружка необходимо всегда оставаться актёром, всегда быть неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.

1-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

1 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Знакомство с

волшебным миром театрального

искусства. Урок-презентация.

мастерства. Что такое театр? Учимся быть артистами.

Техника безопасности на занятиях.

Игры на знакомство и внимание. «Представься

по-доброму », «Автограф» и т.д.

Ознакомительная беседа о театральном искусстве

Игры «Муравьи », «Кактус и ива»

Мастерство актёра. Подвижные

игры, игры на внимание, память,

Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с

расчленением опорно-двигательного аппарата на

биомеханические звенья и разминкой каждого звена в

отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых

обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так

и всего биомеханического аппарата в целом

Мастерство актёра. Этюдная

-

одиночные этюды по темам:

Этюды на эмоции,

На выразительность жеста,

На развитие органики.

Мастерство актёра. Введание

понятий «Актёрская оценка,

сценическое внимание».

Изучаются следующие теоретические понятия:

актёрская оценка – это способность

откорректировать своё поведение по отношению к

предмету, партнёру, событию.

сценическое внимание – активный познавательный

процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание,

обоняние, как необходимое условие органического

действия. Для тренировки этого важного в актёрской

работе процесса существует множество различных

упражнений, помогающих воспитанникам научиться

удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в

процессе сценического действия.

Мастерство актёра. Слуховое

внимание. Знакомство с актёрским

тренингом.

Игры на развитие слухового внимания, творческого

воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри

нас» и т.д.)

Сценическая речь.

Урок-презентация. Тема:

«Актёрская школа. Сценическая

Актёрский тренинг. Этюдная

работа. Упр. на развитие силы

Гигиенический и вибрационный массаж лица

Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом

процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

(упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий

массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

Знакомство с творчеством Агнии

Барто. Чтение отрывков.

Дыхание:

разные группы мышц;

Дыхательный тренинг.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихов Агнии Барто.

Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти.

Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со

свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

скороговорок.

Конкурс на лучшего исполнителя

скороговорок.

Работа над скороговорками : разучивание простых

Постановочная работа.

Чтение стихотворений, постановка

пластических этюдов. Подготовка

к итоговому уроку-концерту.

Пластические этюды, этюды пристройки.

Пластика.

Выполнение музыкально-ритмических упражнений под

музыку. - упражнения по коррекции осанки, коррекции

Упражнения на развитие гибкости и силы (различные

виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов,

прогибаний, поворотов; парные упражнения со

всевозможными видами сопротивления партнёра,

локомоторные упражнения; упражнения на развитие

прыгучести; статистические упражнения; волевая

гимнастика).

Упражнения, регулирующие мышечный тонус,

позволяющие снимать излишние мышечные напряжения,

т.е. развивающие качество, которое в театральной

практике называется свободой мышц.

Упражнения, совершенствующие координацию

движений, развивающие умение изолировать отдельные

движения, сравнивать между собой, сознательно

управлять ими и приспособлять к препятствиям

(противовращения различных частей тела, упражнения

циклического характера, поочерёдные упражнения).

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята»

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

Тема занятия

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика.

Итого:

2 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Учение

Станиславского.

Урок-презентация

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

Как родился театр? Для чего нам нужен театр?

Основные моменты театрального ритуала

Как входить в театр

Как сидеть во время действия

Что делать во время антракта

Как одеться в театр

Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку

Мастерство актёра. Знакомство с Игры на АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

понятием «мимика», «жест».

с помощью мимики и жестов.

Игры на АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ:

понятием «мимика», «жест».

Упражнение в изображении героев

с помощью мимики и жестов.

«Назови предыдущего», «Узелок на память», «Лавата»,

«Испорченный телефон».

Мастерство актёра. Этюдная

- упражнения на включение воображения -

«превращение комнаты в магазин, бассейн, космический

корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами,

оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы

(чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.),

подключая физические действия.

одиночные этюды по темам:

Этюды на эмоции,

На выразительность жеста,

На развитие органики.

Пластика. Объяснение новых

упражнений.

Продолжаем знакомиться с

понятием «этюд».

Игра «Мокрые котята».

Одиночные этюды. Творческие задания на развитие

пантомимики

Разминка. Разогревающие упражнения на разные

группы мышц.

Одну простую сказку хотим мы

показать. Цель: « Способствовать

объединению детей в совместной

деятельности. Учить средствами

мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты

персонажа сказки».

Разминка.

Игры на развитие двигательных способностей:

«Штанга», «Самолёты и бабочки».

Этюд на развитие творческого воображения.

Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи

зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея»

Творческая игра «Что это за сказка».

Мастерство актёра. Постучимся в

теремок. Цель: «Объяснение

новых упражнений.

Закрепление понятия «этюд».

Совершенствовать

выразительность движений,

развивать фантазию»

Игры на развитие двигательных способностей «Баба-

яга», «Гипнотизёр»

Театральная игра «Посмотри, что я делаю»

Одиночные этюды на память физических

действий.(сказка «Теремок»)

Повторение пройденного

материала. Характеристика

персонажей русских народных

Чтение по ролям сказок «Теремок», «Колобок», «Кот,

Петух и лиса». Анализ.

Сценическая речь Составляющие

дыхательного аппарата.

Объяснение новых упражнений.

Объяснение новых упражнений,

закрепление пройденного

материала.

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч»,

«Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее)

дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

Подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на

разные группы мышц;

Дыхательный тренинг.

Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти

Работа над скороговорками : разучивание простых

скороговорок с постепенным увеличение темпа («От

топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу

вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок

съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа.

Постановка музыкальной сказки,

по мотивам русской народной

Читка по ролям. Застольный период. Знакомство с

музыкой к сказке. Понятие: «Характер героя».

Выгородка. Совершенствование умение детей передавать

образы героев сказки. Репетиционный период

Итоговое занятие.

Русская народная сказка на новый лад.

Учебно-тематическое планирование

3-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

3 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Техника

безопасности

«Театральные правила»

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог

знакомит воспитанником с планом работы на учебный

Мастерство актёра.

Многообразие выразительных

средств в театре.

Презентация. Просмотр отрывков из спектаклей.

Объяснение новых упражнений.

Разбор этюдов.

Одиночные этюды

Значение поведения в актерском

искусстве.

Одиночные этюды

(Подготовка к конкурсу чтецов)

Работа актёра над собой

Индивидуальная работа над ролью, над образом.

Сценическая речь. Дыхание,

Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный

строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с

различной интонацией.

Работа над текстом

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Речевой тренинг.

Требования к сценической речи.

Чтецкая выразительность.

Участие в конкурсе чтецов

Пластика. Координация движений

Исполнение элементарных танцевальных движений под

Движение и музыка.

Просмотр выступлений исвестных танцевальных коллективов. Анализ танцевальных номеров,

оценка, делимся впечатлениями. Что больше всего

запомнилось.

Постановочная работа

1. Выбор пьесы, миниатюры

2.

Распределение ролей.

3.

воплощением

иное действие)

4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен

5. Изготовление декораций, реквизита. Запись

пантомим

6.

оформлении (прогоны).

7. Генеральная репетиция

Итоговое занятие.

Показ спектакля.

Учебно-тематическое планирование

4-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

Вводное занятие.

Мастерство актёра

Сценическая речь

Постановочная работа

Пластика

Итого:

4 год обучения

Тема занятия

Вводное занятие. Техника

безопасности

«Театральные правила»

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог

знакомит воспитанником с планом работы на учебный

Мастерство актёра. Работа

актёра над образом

Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и

шумовое оформление. Вспомогательная роль этих

выразительных средств. Стержень театрального

искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды.

Специфика актёрских задач

Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я –

фантастическое животное. Форма (законченность) и

внешняя характерность.

Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в

своих ролях.

Миниатюры на свободную тему.

Творческий проект. Возможности актера «превращать»,

преображать место, время, ситуацию, партнеров с

помощью своего поведения. Компоненты поведения

(интонация, мимика, жест). Выразительность действий по

наблюдениям в жизни, этюдах, художественной

литературе, кино, театральном искусстве, живописи

Сценическая речь. Дыхание,

Беседа о выразительных возможностях звучащей речи.

Правила логического чтения текста: речевой такт,

логические паузы, знаки препинания (точка, точка с

запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и

восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки).

Логические ударения в речевом такте, логическое

ударение в смысловом отрезке, главное и

второстепенное ударения.

Работа над текстом.

некоторых особенностях звука: направлении (фокусе),

резонировании, высоте (диапазоне), силе.

Выработка ровности, плавности и длительности выдоха

со звуком.

Упражнения, развивающие слух учащихся.

Пластика. Координация

движений

Равновесие. Движение каждой части тела по

отдельности в разных плоскостях. Движение в

пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом.

Движение и музыка

Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие

фантазии, попытки создания образа. Импровизация

Просмотр спектакля саратовского ТЮЗа. в записи (электронный носитель)

Обсуждение по плану (примерно):

1. «Образ» спектакля, идея, жанр.

2. Персонажи и актёрская игра

4. Своё мнение – что понравилось, не понравилось,

не понял, показалось лишним и т.п.

Постановочная работа.

8. Выбор пьесы, миниатюры

9. Знакомство детей со сценарием, обсуждение.

Распределение ролей.

10. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен,

событий в процессе работы над их сценическим

воплощением («Придумки» - как показать то или

иное действие)

11. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен

12. Изготовление декораций, реквизита. Запись

музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев,

пантомим

13. Репетиции всего спектакля целиком в полном

оформлении (прогоны).

14. Генеральная репетиция

Итоговое занятие.

Премьера

Методическое обеспечение

образовательного процесса:

Занятия проводятся: коллективные, малыми группами.индивидуальные. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о

специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

Основные виды деятельности:

Экскурсии;

Уроки сценической грамоты;

Игровые виды деятельности;

Вокально-хоровая работа;

Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;

Выразительное чтение;

Игра на детских шумовых инструмента;

Создание масок, костюмов, декораций;

Участие в постановке спектакля.

Основные методы и технологии

Основным методом развития творческих способностей является импровизация:

Хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на

заданную тему;

Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.

Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом

присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.

Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально

насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на

развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.

Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.

Методические условия реализации программы

Типы занятий:

комбинированный;

первичного ознакомления материала;

усвоение новых знаний;

применение полученных знаний на практике;

закрепления, повторения;

итоговое.

Формы организации учебного занятия:

тренинг;

соревнование

концерт;

экскурсия;

диспут;

творческий отчет;

круглый стол;

урок-лекция;

урок-репортаж;

урок-путешествие;

заочная экскурсия;

творческая мастерская;

урок-игра.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

Светлое, просторное репетиционное помещение;

Импровизированная сценическая площадка;

Наличие музыкальной аппаратуры;

Наличие методических пособий;

Наличие фонотеки с различной музыкой;

Стулья для воспитанников;

Возможности для документальной видео и фото съемки

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Собеседование.

3.Самооценка.

4.Отзывы детей и родителей.

5.Коллективное обсуждение работы.

6.Участие в концертах и конкурсах.

7.Анкетирование.

8.Тестирование

9.Творческая практика.

10. Сценарии постановок.

11. Постановки.

12.Коллективная рефлексия.

13.Самоанализ.

Способы фиксации результата.

1.Фото-видеоотчеты.

2 Грамоты, дипломы.

3.Сценарии.

6.Портфолио.

9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»

Основная цель работы группы каждого года обучения - СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО

ПРОДУКТА (тематической зарисовки, театральной миниатюры, учебного спектакля, "фестивального" спектакля).

Литература для учителя:

1. «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. М., 2006.

2. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.

3. Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.

4. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.

5. Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.

6. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.

7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..

8. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно- методическое пособие. СПб, 2006.

9. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.

10. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова. М., 1974.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

12. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004.

13. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.

14. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.

15. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

Литература для учащихся

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.

2. Анализ литературного произведения. Вологда, 2001.

3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.

4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М., 2004.

5. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.

6. Громцева С.Н., Маранцман В.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в У111 - Х классах. М., 1982.

7. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.

8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М., 1998.

9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.

10. Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1986. 2002

Татьяна Шелофаст
Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик»

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

(Б. М. Теплов)

Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально- игровая деятельность обо-гащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Программа кружка для среднего возраста предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности ср. группа - 20 мин. Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:

Упражнения;

Игры-импровизации;

Инсценировки;

Игры-хороводы;

Спектакли.

Объяснение

Рассказ и рассказ детей

Чтение воспитателя

Личный пример

Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Основной целью программы является:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Особенности программы

1. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.

2. Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

3. В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

4. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

5. Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей

Программа «Веселый балаганчик» включает в себя 4 основных раздела:

1. Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

2. Театральная игра - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

3. Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4. Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.

На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ , используемые в работе кружка:

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами,

Гимнастика для глаз,

Физкультминутка, динамические паузы.

Оснащенность занятий:

Наглядные пособия;

Предметные карточки;

Сюжетные карточки;

Серия тематических словарей в картинках;

Методические разработки;

Литература;

СД-диски;

Музыкальный центр;

Мультимедия;

Музыкальные инструменты;

Фланелеграф;

Игрушки;

Куклы разных видов театра;

Театральные костюмы.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).

2. Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).

3. Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).