Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Статистические доклады всемирной организации здравоохранения Чем занимается организация воз

ВОЗ – это крупнейшая международная медицинская организация. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с международной безопасностью и укреплением науки. Всемирная организация здравоохранения была создана после Второй мировой войны, когда в политической и социально-экономической жизни стран мира произошли большие изменения.

Структура ВОЗ .

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая состоит из делегатов, представляющих государства – члены ВОЗ, от каждой страны выделяется не более 3 делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны. Они должны обладать высокой квалификацией и специальными знаниями в области здравоохранения. Обычно делегатов сопровождают советники, эксперты и технический персонал. Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблеи определяют направления деятельности ВОЗ, рассматривают и утверждают перспективные и годовые планы работ, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначают Генерального директора ВОЗ, рассматривают вопросы сотрудничества с другими организациями, устанавливают санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы биологических и фармацевтических продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполком, который собирается на очередные сессии 2 раза в год – в январе и в мае. Исполком состоит из 32 членов – представителей государства, избираемых на 3 года.

Центральный административный орган ВОЗ – это Секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению Исполкома. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве.

Генеральный директор выполняет все поручения Ассамблеи и Исполкома, ежегодно представляет Ассамблее отчеты о работе организации, руководит повседневной деятельностью аппарата, составляющего секретариат, а также составляет финансовые отчеты и бюджетные сметы. У Генерального директора 6 помощников, один из них представитель Российской Федерации.

Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению.

ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации болезней, содействует их распространению.

Кроме того, ВОЗ организует проведение медицинских исследований, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. ВОЗ содействует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения.

Основными направлениями деятельности ВОЗ являются:

Укрепление и совершенствование служб здравоохранения;

Предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний и борьба с ними;

Охрана и оздоровление окружающей среды;

Охрана здоровья матери и ребенка;

Подготовка медицинских кадров;

Санитарная статистика;

Развитие медико-биологических исследований.

ЯНВАРЬ 2017

Тема номера – Статистика здоровья 1

Статистические доклады Всемирной организации здравоохранения

Глобальная обсерватория здравоохранения (ГОЗ) выпускает аналитические доклады о текущей ситуации и тенденциях в отношении приоритетных вопросов здравоохранения. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ на протяжении всего года предоставляет обновленные статистические данные в области здравоохранения. В ее онлайновой базе данных содержится подробная информация о более чем 1000 показателях здоровья. Она может быть использована для получения новейших статистических данных в области здравоохранения на глобальном, региональном и страновом уровнях.

Сайт Глобальной обсерватории здравоохранения:

Основным документом ГОЗ является ежегодный доклад «Мировая статистика здравоохранения», публикуемый с 2005 года. Доклад является авторитетным источником информации о здоровье людей в мире.

Он содержит данные из 194 стран по целому ряду показателей в отношении смертности, заболеваемости и систем здравоохранения, включая ожидаемую продолжительность жизни; заболеваемость и смертность от основных болезней; медико-санитарные услуги и виды лечения; финансовые инвестиции в здравоохранение; а также факторы риска и формы поведения, оказывающие воздействие на здоровье.

По данным доклада «Мировая статистика здравоохранения» за 2016 год ежегодно 2:

  • 303 000 женщин умирают от осложнений, связанных с беременностью и родами;
  • 5,9 млн. детей умирают в возрасте до пяти лет;
  • Регистрируются 2 миллиона новых случаев инфицирования ВИЧ, 9,6 миллиона новых случаев туберкулеза и 214 миллиона случаев малярии;
  • 1,7 миллиарда человек, страдающих «забытыми тропическими болезнями», нуждаются в лечении;
  • Более 10 миллионов человек умирают в возрасте до 70 лет от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
  • 800 000 человек совершают самоубийства;
  • 1,25 миллиона человек погибают в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • 4,3 миллиона человек умирают в результате загрязнения воздуха, вызываемого топливом для приготовления пищи;
  • 3 миллиона человек умирают в результате загрязнения окружающей среды;
  • 475 000 человек погибают насильственной смертью, из них 80% - мужчины.

Для решения этих задач необходимо вести борьбу с факторами риска, которые способствуют развитию заболеваний. Сегодня во всем мире:

  • 1,1 миллиарда человек курят табак;
  • 156 миллионов детей в возрасте до пяти лет страдают задержкой в развитии, а 42 миллиона детей в возрасте до пяти лет имеют избыточную массу тела;
  • 1,8 миллиарда человек пьют загрязненную воду, и 946 миллионов человек отправляют свои естественные надобности под открытым небом;
  • 3,1 миллиарда человек используют для приготовления пищи преимущественно загрязняющие виды топлива.

По данным Доклада, за период с 2000 года показатели ожидаемой продолжительности жизни резко возросли во всем мире, однако серьезные неравенства в отношении здоровья сохраняются как между странами, так и внутри стран.

За период с 2000 года по 2015 год ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на пять лет, демонстрируя самые высокие темпы роста с 1960-х годов. Эти достижения позволяют кардинально изменить ситуацию и преодолеть тот спад, который произошел в 1990-е годы, когда показатели ожидаемой продолжительности жизни снизились в Африке в результате эпидемии СПИДа и в Восточной Европе вслед за распадом Советского Союза.

Наибольший рост ожидаемой продолжительности жизни произошел в Африканском регионе ВОЗ, где она увеличилась на 9,4 лет и достигла 60 лет, чему способствовали, в основном, такие факторы, как рост показателей выживаемости детей, успехи в области борьбы с малярией, а также расширение доступа к антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции.

«Мир добился больших успехов в сокращении числа случаев неоправданных страданий и преждевременной смерти, вызванных болезнями, которые поддаются профилактике и лечению, - говорит д-р Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ. - Однако достигнутые успехи распределены неравномерно. Самое лучшее, что мы можем сделать для того, чтобы никто не был забыт, это оказывать содействие странам в продвижении вперед к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения на основе эффективной системы первичной медико-санитарной помощи».

Средняя ожидаемая продолжительность жизни для детей, родившихся в 2015 году, во всем мире составила 71,4 года (73,8 года для девочек и 69,1 лет для мальчиков), однако прогноз в отношении каждого конкретного ребенка зависит от места его или ее рождения. В докладе показано, что средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденных детей в 29 странах c высоким уровнем дохода составляет 80 лет или более, в то время как ожидаемая продолжительность жизни новорожденных в 22 странах, расположенных в Африке к югу от Сахары, ниже 60 лет.

Самую долгую жизнь женщины могут ожидать прожить в Японии, где средняя продолжительность жизни женщин составляет 86,8 лет. Самая высокая средняя продолжительность жизни мужчин - 81,3 года - наблюдается в Швейцарии. Самые низкие в мире показатели ожидаемой продолжительности жизни для обоих полов зарегистрированы в Сьерра-Леоне - 50,8 лет для женщин и 49,3 года для мужчин.

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, то есть число лет, прожитых в хорошем состоянии здоровья, для ребенка, родившегося в 2015 году, во всем мире, в среднем, составляет 63,1 года (64,6 года для девочек и 61,5 лет для мальчиков).

В докладе «Мировая статистика здравоохранения» этого года приводятся новейшие данные в отношении задач, касающихся здоровья, поставленных в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР), принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года. Доклад указывает на наличие существенных пробелов в данных, которые должны быть заполнены, чтобы можно было осуществлять надежный контроль за ходом работ по достижению ЦУР, связанных со здоровьем.

Например, примерно 53% случаев смерти во всем мире не регистрируются, хотя некоторые страны - включая Бразилию, Китай, Исламскую Республику Иран, Южную Африку и Турцию - добились значительного прогресса в этой области.

В то время как Цели тысячелетия в области развития были ориентированы на выполнение к 2015 году узкого круга задач в области здравоохранения, касающихся конкретных заболеваний, ЦУР охватывают период до 2030 года и носят гораздо более широкий характер. Например, в число ЦУР входит широкая цель в области охраны здоровья – обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте, которая призывает к достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Полный текст доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Публикации Всемирной организации здравоохранения

  • Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2015 г. Целевые ориентиры и более широкая перспектива – новые рубежи в работе с фактическими данными. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 157 стр.

Издаваемый каждые три года Доклад о состоянии здравоохранения в Европе представляет читателям, в том числе руководителям, политикам, специалистам общественного здравоохранения и журналистам, объективную картину показателей общественного здоровья и здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ, а также характеристики прогресса в деле улучшения здоровья и повышения уровня благополучия всех людей. В докладе показаны тенденции развития европейской политики Здоровье-2020, ход достижения ее целей и наряду с этим – определенные отставания, неравенства и недоработки, требующие принятия дополнительных мер.

В докладе за 2015 г. приведены данные, демонстрирующие непрерывное улучшение показателей здоровья в Регионе и сокращение некоторых неравенств в отношении здоровья между странами, в частности по ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности. Тем не менее, и по этим показателям разрыв между странами с наилучшими и наихудшими значениями все еще составляет, соответственно, 11 лет жизни и 20 здоровых младенцев на 1000 живорождений. Абсолютные различия между странами по-прежнему недопустимо велики, особенно по индикаторам, связанным с социальными детерминантами здоровья. Также из доклада четко видно, что Европейский регион по-прежнему сохраняет первое место в мире по уровням потребления алкоголя и курения.

  • Kai Michelsen, Helmut Brand, Peter Achterberg, John Wilkinson. Меры по интеграции систем информации здравоохранения: передовой опыт и трудности. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. – 33 стр.

В настоящем отчете рассматриваются наблюдаемые в государствах-членах Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли тенденции в отношении способов интеграции систем информации здравоохранения. В нем приведены результаты опроса, проведенного среди экспертов из 13 стран ЕС, а также анализа литературы, которые позволяют получить лучшее представление о том, что понимается под интеграцией с прагматической позиции.

В сводном отчете для дальнейшего изучения приводятся следующие варианты политики, связанные с необходимостью:

  • продолжить работу над "основными элементами" (наличие качественных данных, перечни и реестры данных, стандартизация, законодательство, физическая инфраструктура и кадровый потенциал) и более "концептуальными" наборами показателей;
  • определить, что следует понимать под "улучшением интеграции", и продемонстрировать конкретные преимущества интеграции;
  • выстраивать структуру лидерства в области наращивания потенциала для дальнейшей интеграции систем информации здравоохранения;
  • способствовать дальнейшему обмену информацией о работе в данной области.

Полный текст публикации на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

  • Методическое пособие для оценки информационных систем и разработки и укрепления стратегий информации здравоохранения. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 104 стр.

Качественная информация здравоохранения помогает процессу формирования политики в области общественного здравоохранения. В ходе совещания в декабре 2013 г. Постоянный комитет Регионального комитета предложил Региональному бюро ВОЗ разработать практическое пособие, призванное поддержать государства-члены в процессе создания и совершенствования их национальных информационных систем здравоохранения посредством разработки национальных стратегий в этой области. Это поможет странам в процессе реализации европейской политики Здоровье-2020. Наличие качественной информации, обеспечиваемое надежными информационными системами, способно помочь государствам-членам определить направления действий для решения приоритетных задач политики Здоровье-2020 и оценить эффективность конкретных мер и вмешательств.

Данное методическое пособие основывается на имеющихся методологических инструментах, разработанных созданной ВОЗ Сетью измерения показателей здоровья. Данное пособие охватывает все этапы процесса разработки стратегии информации здравоохранения – от анализа нынешнего состояния информационных систем и непосредственной разработки стратегии до ее реализации и оценки. Более того, в нем рассмотрены все различные элементы информационных систем здравоохранения, такие как стратегическое руководство, базы данных и ресурсы. Это позволит гибко применять данное пособие: государства-члены могут либо использовать его в полном объеме, либо выбирать конкретные этапы или элементы, требующие особого внимания или имеющие приоритетное значение в условиях их стран. Это методическое пособие разработано таким образом, чтобы его можно было приспособить к различным ситуациям в области развития информационных систем здравоохранения и подготовки соответствующих стратегий в странах Европейского региона ВОЗ.

Полный текст публикации на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

  • Global Reference List of 100 Core Health Indicators, 2015 (Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья, 2015 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. – 134 стр.

Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья является стандартным набором, состоящем из 100 индикаторов, которые могут применяться для обеспечения достоверной информацией по оценке ситуации и тенденций в области здоровья, как на глобальном, так и на национальном уровне. Он периодически обновляется и дополняется. В настоящей публикации представлен список основных индикаторов по состоянию на 2015 г.

  • Global Reference List of 100 Core Health Indicators, 2015: Metadata (Глобальный список 100 основных индикаторов в области здоровья, 2015 г.: метаданные)

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Рамочная модель и стандарты национальных информационных систем здравоохранения. Второе издание. – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2014 г. – 63 стр.

Сеть измерения показателей здоровья (СИПЗ) была создана в 2005 году для оказания помощи странам и другим партнерам в деле улучшения глобального здравоохранения путем укрепления систем, обеспечивающих получение информации по вопросам здравоохранения для принятия решений на основе фактических данных. СИПЗ является первым глобальным партнерством в области здравоохранения, ориентированным на два основных условия для укрепления системы здравоохранения в странах с низким и средним уровнем дохода. Во-первых, это необходимость усиливать все информационные и статистические системы здравоохранения в целом, вместо того, чтобы концентрироваться только на конкретных заболеваниях. Во-вторых, это сосредоточение усилий на укреплении руководящей роли стран в деле получения и использования медико-санитарной информации. Стало ясно, что для удовлетворения этих потребностей и развития глобального здравоохранения необходимо срочно налаживать координацию и расстановку партнеров в рамках согласованного плана развития национальных информационных систем здравоохранения.

Перед Рамочной моделью СИПЗ не ставится задача заменить существующие руководящие принципы, в которых содержится подробная информация об элементах информационных систем здравоохранения. Напротив, они будут нацелены на поиск соответствующих существующих стандартов и содействие их применению. Ожидается, что со временем этот активный подход будет развиваться, охватывая всё новые разработки, страновой опыт и вклад партнеров. Настоящее издание содержит обширную информацию о различных аспектах информационных систем здравоохранения, полученную с помощью консультативных совещаний и поездок в страны. Предполагается, что его редакция будет регулярно обновляться по мере развития СИПЗ и совершенствования информационных систем здравоохранения. Ожидается, что Рамочная модель СИПЗ будет способствовать укреплению консенсуса в отношении концепции, стандартов и процессов, которые должна обеспечивать информационная система здравоохранения.

Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Levels & Trends in Child Mortality. Report 2015 (Уровни и тенденции в детской смертности. Доклад 2015 г.). - ЮНИСЕФ / ВОЗ / Всемирный Банк / ООН. 2015 г. – 36 стр.

Настоящий доклад представляет последние оценки младенческой и детской смертности за 2015 г. на национальном, региональном и глобальном уровнях. В нем также представлен обзор о методах оценки детской смертности.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • Global Health Estimates: Proposals on the way forward. Summary of a Technical Meeting WHO, Geneva, 13-14 February 2013 (Глобальные оценки в области здравоохранения: Предложения по движению вперед. Резюме Технического совещания ВОЗ, Женева, 13-14 февраля 2013 г.). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2013 г. – 4 стр.

Глобальная, региональная и национальная популяционная статистика и индикаторы в области здравоохранения очень важны для оценки развития и прогресса в области глобального здравоохранения и его ресурсной базы. Растет спрос на своевременные данные, такие как повозрастные показатели смертности, смертность от конкретных причин, распространенность различных болезней и факторов риска, а также сравнительные оценки смертности и инвалидности от различных заболеваний. Но особенно высок спрос на комплексные оценки по всему спектру, в том числе по неинфекционным заболеваниям и травмам. Поскольку в настоящее время сохраняются большие проблемы и вопросы в сборе статистических данных о смертности и состоянии здравоохранения, необходимы корректировки исходных данных и общих показателей для проведения всеобъемлющих и сопоставимых оценок. Оценки временных рядов по смертности в детских и взрослых возрастах и по причинам смерти, включая смертность от ВИЧ-инфекции, туберкулеза, малярии, материнскую смертность и преобладающие причины детской смертности, публикуются в агентствах ООН. Более 60 экспертов со всего мира и сотрудников агентств ООН собрались на совещании ВОЗ по оценке существующего положения дел в статистических показателях здоровья для:

Подведения итогов по текущим и новым подходам, связанным с оценкой глобального здравоохранения;

Обсуждения и согласования путей, улучшающих существующую практику проведения оценок, включая наличие данных, укрепление потенциала стран, выбор моделей, совместное использование данных, методов и инструментов разработки проведения оценок.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • The utility of estimates for health monitoring and decision-making: global, regional and country perspectives. Report of a technical meeting (WHO, Glion sur Montreux, Switzerland 24–25 June 2015) (Применение оценок для мониторинга состояния здоровья и принятия решений: глобальные, региональные и страновые перспективы. Отчет о техническом совещании ВОЗ, Глион над Монтре, Швейцария, 24-25 июня 2015 г.) - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. - 27 стр.

В июне 2015 года Департамент ВОЗ по статистике и информационным системам здравоохранения пригласил специалистов в области медицинской статистики из разных стран и учреждений на двухдневное совещание по изучению опыта и достижения консенсуса для разработки глобальных оценок на основе использования статистических показателей. На совещании рассматривались следующие вопросы:

Изучение применения оценок здоровья для разработки и планирования политики здравоохранения в странах;

Предоставление консультации для ВОЗ по улучшению работы со статистическими данными по проведению глобальных оценок состояния здоровья, так чтобы они соответствовали потребностям стран;

Определение путей повышения возможностей использования национальной статистики для формирования собственных оценок с использованием стандартизированных методов и инструментов.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

  • ICD-11 Revision Conference. Report. Tokyo, Japan 12-14 October, 2016 (Отчет о Конференции по 11-му пересмотру Международной классификации болезней. Токио, Япония, 12-14 октября 2016 года). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. - 12 стр.

В октябре 2016 года ВОЗ и страны-члены достигли важного этапа в направлении завершения МКБ-11. Конференция по 11-у пересмотру МКБ состоялась в Токио, Япония, 12-14 октября 2016 года. На Конференции были рассмотрены рекомендации Объединенной целевой группы, которая является координационной группой для разработки МКБ-11, версии по статистике заболеваемости и смертности. Объединенная целевая группа предоставляет ВОЗ стратегические и технические рекомендации для завершения разработки МКБ-11. Основное внимание уделяется рекомендациям по подклассам МКБ-11, которые будут включены в качестве кодов по статистике заболеваемости и смертности для использования в международной отчетности. Кроме того, Объединенная целевая группа рассмотрела рекомендации по правильному структурированию этих кодов для составления таблиц и агрегации. Объединенная целевая группа также предоставила рекомендации для разработки справочного руководства, в которое включены правила кодирования заболеваемости и смертности. В данном докладе содержится краткое описание материалов конференции.

Всемирная Организация Здравоохранения – это специализированное агентство, деятельность которого сконцентрирована на вопросах общественного здравоохранения. Организация была учреждена 7 апреля 1948 года со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. ВОЗ входит в состав Группы развития Организации Объединённых Наций. Её «предшественник», Организация Здравоохранения, была агентством Лиги Наций. Конституция Всемирной Организации Здравоохранения была подписана 22 июля 1946 года 61 страной. Первое собрание Всемирной Ассамблеи Здравоохранения завершилось 24 июля 1948 года. В нём принимали участие Office International d"Hygiène Publique и Организация Здравоохранения Лиги Наций. С момента создания, ВОЗ играла ведущую роль в искоренении оспы. Приоритеты ВОЗ в настоящее время включают инфекционные болезни, в частности, малярию и туберкулёз; смягчение последствий неинфекционных заболеваний; половое и репродуктивное здоровье, развитие и старение; вопросы питания, продовольственной безопасности и здорового питания; злоупотребления веществами; а также публикации, общественная деятельность и работа в сфере интернета. ВОЗ ежегодно публикует Всемирный доклад о здоровье, главный межнациональный отчёт о состоянии здоровья в мире, а также отвечает за проведение Всемирного Дня Здоровья (7 апреля каждого года). Главной ВОЗ в настоящее время является Маргарет Чан. Представленный бюджет ВОЗ в 2014/2015 годах составил около 4 млрд. долларов США. Около 930 миллионов долларов предоставлено странами-членами ООН, а оставшиеся 3 миллиарда долларов США – добровольными спонсорами.

История

Учреждение

В ходе Конференции ООН 1945 года, доктор Сцеминг Сзе, делегат от Китая, поставил перед своими норвежскими и бразильскими коллегами вопрос о создании международной организации по вопросам здравоохранения под патронажем ООН. Поскольку к единому мнению по данному вопросу прийти не удалось, Альгер Хисс, генеральный секретарь конференции, выступил с рекомендацией использовать декларацию для учреждения такой организации. Доктор Сзе и другие делегаты лоббировали данный проект, благодаря чему была принята декларация по созданию всемирной конференции по вопросам здравоохранения. Использование слова «всемирная», а не «международная», подчёркивает глобальность целей организации. Конституция ВОЗ была подписана всеми странами-членами ООН (51 страна) и другими 10 странами, 22 июля 1946 года. ВОЗ стала первым специализированным агентством ООН, в которое вошли все члены ООН. Её конституция формально вступила в силу в первый Всемирный День Здоровья, 7 апреля 1948 года, когда она была ратифицирована 26м членом ООН. Первая встреча Всемирной Ассамблеи Здравоохранения завершилась 24 июля 1948 года, после чего был установлен бюджет в 5 миллионов долларов США (что на тот момент составляло 1,250,000 фунтов стерлингов) на 1949 год. Первым президентом Ассамблеи стал Андрийя Стэмпар, а генеральным директором ВОЗ был назначен Г. Брок Чишольм, который служил в качестве исполнительного секретаря во время планирования создания организации. Первостепенными задачами ВОЗ были контроль распространения малярии, туберкулёза и заболеваний, передающихся половым путём, а также улучшение материнского здоровья и здоровья детей, вопросы питания и гигиены окружающей среды. Первый законодательный акт ВОЗ касался составления точной статистики по распространению заболеваний. Логотипом ВОЗ стал посох Асклепия (змея, обвивающая палку).

Работа

ВОЗ организовала эпидемиологический информационный сервис через телекс в 1947 году. К 1950 году осуществлялось массовая вакцинация от туберкулёза (с использованием вакцины БЦЖ). В 1955 году была запущена программа по борьбе с малярией. В 1965 году был выпущен первый отчёт о сахарном диабете и создано Международное Агентство по Изучению Рака. В 1966 году ВОЗ перебралась в здание своей штаб-квартиры. В 1974 году была запущена Расширенная Программа Вакцинации, а также контрольная программа по онхоцеркозу – важное сотрудничество между Всемирной Продовольственной Организацией, Программой развития ООН и Всемирным Банком. В следующем году также была запущена Специальная Программа Исследования и Тренинга по Тропическим Болезням. В 1976 году Всемирная Ассамблея Здравоохранения проголосовала за то, чтобы утвердить резолюцию по профилактике заболеваний и реабилитации, с фокусом на медицинской помощи, предоставляемой общинами. Первый список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств был утверждён в 1977 году, а годом позже был провозглашен амбициозный лозунг «здоровье для всех». В 1986 году ВОЗ запустила свою глобальную программу по растущей проблеме с ВИЧ/СПИДом, а через два года – сконцентрировала внимание на предотвращении дискриминации лиц, страдающих ВИЧ/СПИДом. В 1996 году была создана программа ЮНЭЙДС (Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИДу). Глобальная инициатива по ликвидации полиомелита была учреждена в 1988 году. В 1958 году Виктор Жданов, заместитель министра здравоохранения СССР, обратился к Всемирной Ассамблее Здравоохранения с предложением ввести глобальную программу по борьбе с оспой, что привело к принятию Резолюции ВОЗ11.54. К тому моменту, оспа ежегодно уносила жизни 2 миллионов человек. В 1967 году Всемирная Организация Здравоохранения усилила программу по борьбе с оспой, увеличив ежегодные отчисления на программу на 2,4 миллиона долларов в год и введя новый метод эпидемиологического надзора. Первоначальной проблемой, с которой столкнулась ВОЗ, была проблема, связанная с неадекватным сообщением о случаях оспы. ВОЗ учредила сеть консультантов, помогающих странам осуществлять эпидемиологический надзор и способствовать сдерживанию распространения болезни. ВОЗ также способствовала подавлению последней вспышки заболевания в Европе (Югославия, 1972 год). По прошествии двух десятилетий борьбы с оспой, в 1979 году ВОЗ объявила, что заболевание было успешно искоренено – это было первым заболеванием в истории, уничтоженным волей человека. В 1998 году генеральный директор ВОЗ осветил результаты, которые добилась организация в вопросах детский выживаемости, снижении младенческой смертности, увеличении средней продолжительности жизни и снижении распространения опасных заболеваний, таких как оспа и полиомиелит, на пятнадцатой годовщине основания ВОЗ. Он отметил, однако, что многое предстоит сделать в вопросах, связанных со здоровьем матерей и что прогресс в этой области был достаточно медленным. Холера и малярия оставались неразрешенными проблемами с момента основания ВОЗ, однако наблюдалось значительное уменьшение их распространения за этот период. В 2000 году было основано Stop TB Partnership (движение против распространения туберкулёза) и были поставлены Цели развития тысячелетия ООН. В 2001 году была создана инициатива по борьбе с корью, благодаря которой общее количество смертей в результате заболевания уменьшилось на 68% к 2007 году. В 2002 году был основан Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией. В 2006 году организация ввела первый в мире официальный сбор средств по борьбе с ВИЧ/СПИД в Зимбабве, благодаря чему была сформирована основа для глобального плана по предотвращению, лечению и поддержанию мер по борьбе с эпидемией СПИДа.

Общие цели

Конституция ВОЗ гласит, что целью организации является «достижение максимально возможного уровня здоровья всеми людьми мира». К этой цели ВОЗ идёт благодаря исполнению своих функций, также определённых Конституцией: (a) действуя в качестве организующего и координирующего органа по вопросам здравоохранения во всем мире; (b) устанавливая и поддерживая эффективное сотрудничество с ООН, специализированными агентствами, министерствами здравоохранения различных стран, профессиональными группами и другими организациями; © помогая правительствами разных стран, при необходимости, решать вопросы по улучшению системы здравоохранения; (d) осуществляя соответствующее техническое сопровождение и, в экстренных случаях, оказывая необходимую помощь по требованию или согласию государств; (e) осуществляя обеспечение системы здравоохранения или помогая в обеспечении, по требованию Объединённых Наций, оборудованием специальных групп, например, людей из подопечных территорий; (f) устанавливая и поддерживая деятельность административных и технических служб, включая эпидемиологические и статистические службы; (g) стимулируя и поощряя работу по искоренению эпидемических, эндемических и других заболеваний; (h) способствуя, в сотрудничестве с другими специализированными службами, предотвращению случайных повреждений; (i) способствуя, в сотрудничестве с другими специализированными службами, улучшению питания, жилищных условий, санитарных условий, условий отдыха, экономических и рабочих условий и других аспектов гигиены окружающей среды; (j) способствуя сотрудничеству между научными и профессиональными группами, занимающимися вопросами улучшения состояния здоровья населения; (k) предлагая конвенции, соглашения и регламенты, а также выпуская рекомендации по вопросам всемирного здравоохранения. В настоящее время ВОЗ определяет свою роль в системе общественного здравоохранения следующим образом:

    Обеспечение лидерства по вопросам, связанным со здравоохранением и при необходимости – сотрудничество с другими организациями;

    Формирование исследовательских целей и стимулирование создание, перевод и распространение ценных знаний;

    Установление норм и стандартов и продвижение и мониторинг их осуществления на практике;

    Разъяснение этических и конструктивных альтернативных вариантов политики;

    Обеспечение технической поддержкой, катализирование изменений и строительство работоспособных институтов;

    Мониторинг и оценка ситуации в сфере здоровья и здравоохранения.

Инфекционные заболевания

В бюджете ВОЗ 2012–2013 годов указывается 13 областей, среди которых было поделено финансирование. Две из этих 13 областей связаны с инфекционными заболеваниями: первая – с уменьшением «экономического, социального груза и ущерба здоровью», связанного с инфекционными заболеваниями в общем; а вторая – с борьбой с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулёзом в частности. Что касается ВИЧ/СПИД, ВОЗ сотрудничает с сетью ЮНАЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу), при этом ВОЗ считает важным согласовывать свою работу с целями и стратегиями ЮНАЙДС. ВОЗ также старается участвовать не только в сфере здравоохранения, а также и в других сферах жизни общества, воздействуя также и на экономические и социальные эффекты заболевания. В сотрудничестве с ЮНАЙДС, ВОЗ поставила временную задачу на 2009-2015 годы по снижению количества страдающих ВИЧ/СПИДом в возрасте 15–24 года, на 50%; снижению детского инфицирования ВИЧ на 90%; и по снижению смертности, связанной с ВИЧ, на 25%. Несмотря на то, что ВОЗ отказалась от своего обязательства участвовать в глобальной кампании по искоренению малярии в 1970х, посчитав её «чересчур амбициозной», ВОЗ сохраняет своё обязательство по контролю малярии. Глобальная программа против малярии ВОЗ действует, отслеживая случаи малярии и будущие проблемы в схемах контроля малярии. К 2015 году ВОЗ обещает сообщить о создании жизнеспособной вакцины против малярии (RTS,S/AS01). В настоящее время для предотвращения распространения малярии применяются инсектициды и накомарники, а также противомалярийные препараты – в частности, для уязвимых групп населения, таких как беременные женщины и дети. В 1990-2010 годах, вклад ВОЗ в борьбу с туберкулёзом привел к 40% снижению количества смертей от туберкулёза. С 2005 года под патронажем ВОЗ было осуществлено лечение более 46 миллионов человек, и 7 миллионов человек было спасено. Деятельность ВОЗ в этой сфере включает сотрудничество с национальными правительствами и их финансирование, раннюю диагностику, стандартное лечение, мониторинг распространения и влияния туберкулёза и стабилизация поставок лекарств. ВОЗ также была первой, кто отметил подверженность туберкулёзу у жертв ВИЧ/СПИДа. В цели ВОЗ входит искоренение полиомиелита. ВОЗ успешно способствовала снижению количества случаев полиомиелита на 99% с момента запуска Глобальной Инициативы по Искоренению Полиомиелита в 1988 году, при участии Ротари Интернешнл, Центров контроля и профилактики заболеваний (CDC) и Детского фонда ООН (UNICEF), и других более мелких организаций. ВОЗ занимается прививанием маленьких детей и предотвращением повторного развития случаев полиомиелита в странах, объявленных «свободными» от заболевания.

Неинфекционные заболевания

Ещё одной из тринадцати приоритетных областей ВОЗ является предотвращение и снижение распространения «заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности в результате хронических неинфекционных заболеваний, психических болезней, жестокости и травм, а также зрительных расстройств».

Продолжительность и образ жизни

ВОЗ работает с целью «снижения заболеваемости и смертности и улучшения состояния здоровья населения во время ключевых периодов жизни, включая беременность, рождение ребёнка, неонатальный период, детство и подростковый возраст, а также улучшение сексуального и репродуктивного здоровья и продвижение активного и здорового старения для всех людей». ВОЗ также старается предотвратить или снизить факторы риска «состояний здоровья, связанных с использованием табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, нездоровым питанием и отсутствием физической активности и небезопасным сексом». ВОЗ работает с целью улучшения условий питания и продовольственной безопасности для обеспечения положительного воздействия на здоровье населения и устойчивого развития.

Хирургия и травмы

ВОЗ продвигает дорожную безопасность в качестве средства для уменьшения травм, связанных с дорожными происшествиями. ВОЗ также работает над глобальными инициативами в сфере хирургии, включая неотложную и жизненно важную хирургическую помощь, травматологическую помощь и безопасную хирургию. В настоящее время в качестве меры улучшения безопасности пациентов по всему миру используется карта контроля хирургической безопасности ВОЗ.

Неотложная медицинская помощь

Первичной целью ВОЗ является обеспечение естественной экстренной помощи и координация деятельности с государствами-участниками для «снижения неизбежной смертности и бремени болезней и инвалидности». 5 мая 2014 года ВОЗ объявила, что распространение полиомиелита является бедствием мирового масштаба, требующим немедленного внимания – вспышки заболевания в Азии, Африке и на Среднем Востоке считаются «экстраординарными». 8 августа 2014 года ВОЗ объявила, что распространение вируса Эбола является также бедствием мирового масштаба; вспышка, которая, как считается, началась в Гвинее, распространилась по другим близлежащим странам, таким как Либерия и Сьерра-Леоне. Ситуация в Западной Африке считается очень серьезной.

Политика в области здравоохранения

ВОЗ обращается к политике в области здравоохранения с двумя целями: во-первых, «для решения важных социальных и экономических вопросов в области здравоохранения путем принятия программ и осуществления политики, способствующей равноправию в сфере здоровья и интегрированию программ, поддерживающих малообеспеченные слои населения, учитывающих гендерную проблематику и обеспечивающих права человека», и, во-вторых, «продвижение более здоровой окружающей среды, интенсификация первичного предотвращения развития болезней и усиление активности во всех сферах общественной жизни для решения проблем, лежащих в основе экологических рисков для здоровья населения». Организация развивает и продвигает использование конструктивных инструментов, норм и стандартов для поддержки стран-членов в плане информирования о вариантах политики в области здравоохранения. ВОЗ осуществляет контроль над применением международных медико-санитарных правил и публикует ряд медицинских классификаций; три из них считаются «референтными классификациями»: Международная Статистическая Классификация Заболеваний (ICD), Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) и Международная классификация лечебных процедур (ICHI). Другие стандарты международной политики, производимые ВОЗ, включают Международный свод правил маркетинга заменителей грудного молока (принятый в 1981 году), Конвенцию против курения табака (принятую в 2003 году) и Глобальный кодекс практики межнационального рекрутинга персонала в области здравоохранения (принятый в 2010 году). Если говорить о медицинских службах, ВОЗ стремится улучшить «управление, финансирование, обеспечение персоналом и менеджмент», а также доступность и качество данных и исследований для отслеживания проводимой политики. Организация также стремится «улучшить доступ, качество и использование медицинских продуктов и технологий». ВОЗ, работая с благотворительными организациями и национальными правительствами, может улучшить использование и сбор исследовательских данных в этих странах.

Управление и поддержка

Двумя оставшимися из тринадцати идентифицированных областей политики ВОЗ являются области, связанные с ролью ВОЗ самой по себе:

    «лидерство, контроль и сотрудничество со странами, системой Объединённых Наций и другими партнёрами для обеспечения полномочий ВОЗ в продвижении глобальных целей здравоохранения»; и

    «развитие и поддержание ВОЗ в качестве гибкой, меняющейся организации, способной осуществлять свои полномочия более рационально и эффективно».

Сотрудничество

ВОЗ, наряду со Всемирным Банком, образует команду, ответственную за управление Международным Сотрудничеством Здравоохранения (IHP+). IHP+ представляет собой группу партнёрских правительств, агентств по развитию предпринимательства, гражданских обществ и других предприятий, ответственных за улучшение здоровья граждан в развивающихся странах. Партнёры совместно работают с целью улучшения международных принципов для содействия взаимопомощи и развития сотрудничества в секторе здравоохранения. Эта организация сотрудничает также с научными организациями, учёными и профессионалами для информирования о результатах своей работы, такими как Комитет экспертов ВОЗ по биологической стандартизации, Комитет экспертов по лепре и Исследовательская группа ВОЗ по межпрофессиональному обучению и практике сотрудничества. ВОЗ управляет Сотрудничеством по политике в области здравоохранения и исследовательских систем, которое было создано для улучшения политики в области здравоохранения и систем здравоохранения. ВОЗ также работает для улучшения доступа к исследованиям в сфере здравоохранения и публикациям в развивающихся странах, например, через сеть HINARI (Инициатива ВОЗ по обеспечению межсистемного доступа к материалам научно-исследовательских работ).

Просвещение и действия в области здравоохранения

Каждый год Организация организует Международный День Здоровья и другие празднества по теме здравоохранения. Международный День Здоровья отмечается 7 апреля каждого года, в день основания ВОЗ. Последними темами праздника были трансмиссивные болезни (2014), здоровое старение (2012) и лекарственная резистентность (2011). Другие официальные глобальны публичные кампании под эгидой ВОЗ – это Всемирный день борьбы против туберкулёза, Всемирная неделя иммунизации, Всемирный день борьбы против малярии, Всемирный день борьбы с курением, Всемирный день донора, Всемирный день борьбы против гепатита и Всемирный день борьбы со СПИДом. Являясь частью ООН, ВОЗ поддерживает работу по Целям Развития Тысячелетия. Среди восьми Целей Развития Тысячелетия, три – снижение детской смертности на две третьих, снижение материнской смертности на три четвёртых и приостановление и начало снижения распространения ВИЧ/СПИДа – непосредственно связаны с политикой ВОЗ; другие пять взаимосвязаны с и оказывают влияние на всемирную систему здравоохранения.

Работа с данными и публикации

Всемирная Организация Здравоохранения обеспечивает получение информации о здоровье и благополучии населения при помощи большого количества платформ, обрабатывающих информацию, включая Всемирную Службу Информации о Здоровье, содержащую данные о почти 400,000 респондентах из 70 стран мира, и Исследование по глобальному старению и здоровью пожилых (SAGE), содержащее данные о более чем 50,000 человек в возрасте от 50 лет в 23 странах мира. Портал по здоровью населения в разных странах (CHIP) был создан для обеспечения доступа к информации о системе здравоохранения в разных странах мира. Информация с этого портала используется для расстановки приоритетов относительно будущих стратегий или планов, их применения, мониторинга и оценки. ВОЗ публикует различные инструменты для измерения и мониторинга работоспособности национальных систем здравоохранения и кадров, работающих в сфере здравоохранения. Глобальная Обсерватория Здоровья (GHO) является основным порталом ВОЗ, обеспечивающим доступ к данным и анализу ключевых тем здравоохранения путем мониторинга ситуации в области здравоохранения во всем мире. Инструмент Оценки Систем по психическому здоровью ВОЗ (WHO-AIMS), Инструмент качества жизни ВОЗ (WHOQOL) и Оценка сервисной доступности и готовности обеспечивают руководство для сбора данных. Совместные усилия ВОЗ и других агентств, таких как Сеть показателей здравоохранения, также нацелены на предоставление высококачественной информации для помощи при принятии государственных решений. ВОЗ продвигает развитие науки в государствах-членах ООН с целью использования и проведения исследований, направленных на национальные нужды населения, включая Полицейскую сеть сбора данных (EVIPNet). Панамериканская организация здравоохранения (PAHO/AMRO) стала первой организацией, занимающейся развитием и проведением политики по исследованию в области здравоохранения, одобренной в сентябре 2009 года. 10 декабря 2013 года в онлайн вышла новая база данных ВОЗ, известная как MiNDbank. Эта база данных была запущена в День Прав Человека, и является частью инициативы ВОЗ по качеству прав, нацеленной на прекращение ограничений прав людей с психическими проблемами. Новая база данных представляет большое количество информации о психическом здоровье, злоупотреблении веществами, недееспособности, правам человека и о различных политических движениях, стратегиях, законах и стандартах обслуживания в различных странах. Она также содержит важные международные документы и информацию. База данных дает посетителям доступ к информации о здравоохранении в государствах-членах ВОЗ и других партнерах. Пользователи могут получить информацию о политике, законах и стратегиях, а также узнать о лучших практиках и историях успеха в сфере психического здоровья. ВОЗ регулярно публикует Всемирный доклад о здоровье, свою основную публикацию, включающую экспертную оценку по специфической теме о глобальном здоровье. Другие публикации ВОЗ включают Бюллетень Всемирной Организации Здравоохранения, Журнал Здоровья Восточного района Средиземного моря (контролируемый EMRO), Кадровые ресурсы здравоохранения (публикуемые в сотрудничестве с BioMed Central) и Панамериканский журнал общественного здоровья (контролируемый PAHO/AMRO).

Структура

ВОЗ является членом Группы развития ООН.

Членство

По состоянию на 2015 год, в ВОЗ входит 194 стран-членов: все страны-члены ООН принимают Лихтенштейн, а также острова Кука и о. Ниуэ (страна становится полноценным членом ВОЗ, ратифицируя договор, известный как Конституция Всемирной Организации Здравоохранения). По состоянию на 2013 год, ВОЗ имеет также два младших члена, Пуэрто-Рико и острова Токелау. Некоторые другие элементы имеют статус обозревателя. Палестина является обозревателем в качестве «национального освободительное движения», признанного Лигой Арабских Государств под Резолюцией ООН 3118. Святой Престол, как и Мальтийский Орден, также являются обозревателями. В 2010 году Тайвань была приглашена в ВОЗ под названием «Китайский Тайбэй». Страны-члены ООН назначают делегации для Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, высшего органа, принимающего решения в ВОЗ. Все страны-члены ООН могут вступать в ВОЗ и, в соответствии с веб-сайтом ВОЗ, «другие страны могут быть приняты в члены, если их заявление будет одобрено путём простого голосования Всемирной Ассамблеи Здравоохранения». Более того, организации-наблюдатели ООН, Международный Красный Крест и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца вступили в «официальные отношения» с ВОЗ и включены в качестве наблюдателей. Во Всемирной Ассамблее Здравоохранения они допускаются в качестве членов наряду с другими неправительственными организациями.

Всемирная Ассамблея Здравоохранения является законодательным и высшим органом ВОЗ. Ассамблея основывается в Женеве и встречается ежегодно в мае. Каждые пять лет Ассамблея избирает генерального директора и голосует по вопросам политики и финансов ВОЗ, включая проект бюджета. Она также получает отчёты от Исполнительного Совета и решает, какие области работы требуют дальнейшего рассмотрения. Ассамблея избирает 34 члена, технически квалифицированных в сфере здравоохранения, в Исполнительный Совет на срок три года. Основные функции Совета – осуществлять решения и политику Ассамблеи, давать советы и облегчать её работу.

Региональные офисы

Региональные подразделения ВОЗ были созданы в 1949-1952 годах, и основываются на статье 44 конституции ВОЗ, что позволяет ВОЗ «устанавливать [единую] региональную организацию для удовлетворения требований региональных организаций для того, чтобы удовлетворять нужды [каждой] конкретной области». Многие решения делаются на региональном уровне, включая важные споры по поводу бюджета ВОЗ и по поводу членов следующей ассамблеи, назначенных регионами. Каждый регион имеет Региональный Комитет, который встречается раз в год, обычно осенью. Представители присутствуют от каждого члена или ассоциированного члена в каждом регионе, включая те страны, которые не являются полностью признанными. Например, Палестина принимает участие во встречах Регионального бюро стран Восточного Средиземноморья. Каждый регион также имеет свой региональный офис. Каждый региональный офис возглавляется региональным директором, избираемым региональным комитетом. Совет должен одобрить такие назначения, однако по состоянию на 2004 год, он ни разу не отклонил решения регионального комитета. Точная роль Совета в этом процессе является предметом споров, однако практический эффект всегда был небольшим. С 1999 года региональные директора служат в течение пятилетнего срока. Каждый региональный комитет ВОЗ состоит из всех глав департаментов здравоохранения, во всех правительствах стран, входящих в регион. Помимо избирания регионального директора, региональный комитет также отвечает за установление руководящих принципов для применения внутри региона политики в области здравоохранения и не только, принятой Всемирной Ассамблеей Здравоохранения. Региональный комитет также служит в качестве прогрессивного наблюдательного совета ВОЗ внутри региона. Региональный директор является главой ВОЗ в данном регионе. Он управляет или следит за персоналом медицинских учреждений и другими экспертами региональных офисов и специализированных центров. Региональный директор также делегирует полномочия – параллельно с генеральным директором ВОЗ – среди всех глав офисов ВОЗ в различных странах, известных как представители ВОЗ, внутри региона. В ВОЗ работает 8,500 человек в 147 странах мира. В поддержку принципа свободы от табака, ВОЗ не нанимает курильщиков. В 2003 году Организация инициировала создание Конвенции против курения табака. ВОЗ также ведёт работу с «представителями доброй воли», людьми из мира искусства, спорта и других сфер общественной жизни, занимающихся привлечением внимания к инициативам и проектам ВОЗ. В настоящее время существует пять представителей доброй воли (Джет Ли, Нэнси Брикер, Пенг Лийян, Йохец Сасакава и Венский Филармонический Оркестр) и ещё один представитель, связанный с партнёрским проектом (Крейг Дэвид).

Офисы связи и офисы в странах

Всемирная Организация Здравоохранения работает в 147 странах мира во всех регионах. Она также работает в некоторых офисах связи, включая офисы связи с Евросоюзом, ООН и один офис Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. Она также работает с Международным агентством онкологических исследований в Лионе, Франция и с Центром ВОЗ по развитию здравоохранения в г. Кобе, Япония. Дополнительные офисы включают офисы в Приштине; на Западном берегу реки Иордан и в г. Газа; офис в Эль-Пасо на границе США и Мексики; офис Карибской программы координации в Барбадосе и офис в Северной Микронезии. Обычно имеется один офис ВОЗ в столице и дополнительные офисы в провинции. Национальное бюро ВОЗ возглавляется представителем ВОЗ. По состоянию на 2010 год, единственным представителем ВОЗ за пределами Европы была Ливийская Арабская Джамахирия («Ливия»); все остальные члены являются интернациональными. Национальные бюро обеих Америк называются представителями PAHO/ВОЗ. В Европе два представителя также служат в качестве глав Национального Бюро, и включают в себя страны за исключением Сербии; также имеется глава Национального Бюро в Албании, Российской Федерации, Таджикистане, Турции и Узбекистане. Основными функциями Национального бюро ВОЗ являются совещательные функции по вопросам здравоохранения и фармацевтической политики.

Финансирование и партнёрство

ВОЗ финансируется путём взносов от стран-членов и внешних вкладчиков. По состоянию на 2012 год, наибольшим ежегодным вкладом от стран-членов был вклад от США (110 миллионов долларов), Японии (58 миллионов долларов), Германии (37 миллионов долларов), Великобритании (31 миллион долларов) и Франции (31 миллион долларов). Совместный бюджет 2012–2013 годов составляет 3,959 миллиона долларов, 944 миллиона долларов из которых (24%) поступит от установленных взносов. Это представляет значительное снижение издержек по сравнению с предыдущим бюджетом 2009–2010 годов. Обязательные взносы остались теми же. Добровольные взносы составят 3,015 миллионов долларов (76%), 800 миллионов долларов из которых считаются высоко или средне гибким финансированием, при этом остаток связан с определенной программой или целями. За последние годы работа ВОЗ включала усиленное сотрудничество с внешними организациями. По состоянию на 2002 год, все 473 неправительственные организации (НПО) образовали некую форму сотрудничества с ВОЗ. Существует 189 партнёрств с международными НПО в формальных «официальных отношениях» – остальные считаются неформальными. Партнёры включают Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Фонд Рокфеллера.

Споры

IAEA – Соглашение ВАЗ 12–40

В 1959 году, ВОЗ подписала Соглашение ВАЗ 12–40 с Международным агентством по атомной энергии (IAEA). В соглашении указывается, что ВОЗ признаёт, что IAEA имеет ответственность за мирную ядерную энергию без ущерба относительно ролей ВОЗ в продвижении здравоохранения. Однако, следующий параграф гласит: «если любая из организаций предлагает запустить программу или активность по теме, в которой другая организация имеет или может иметь значительный интерес, первая компания должна консультироваться с другой для рассмотрения дела по обоюдному соглашению». Природа этого соглашения привела к тому, что некоторые влиятельные группировки и активисты (включая организацию Женщины в Европе за Общее Будущее) начали считать, что ВОЗ имеет ограниченные возможности в исследовании эффектов радиации на здоровье человека, вызванных использованием ядерной энергии и продолжительными эффектами ядерных катастроф в Чернобыле и Фукусиме. Они считают, что ВОЗ должна вновь стать «независимой».

Римская католическая церковь и СПИД

В 2003 году ВОЗ выступила с осуждением министерства здравоохранения Римской Курии, не принимающей использования презервативов, утверждая, что «неправильные заявления касательно презервативов и ВИЧ являются опасными перед лицом глобальных эпидемий, убивших более 20 миллионов человек, и в настоящее время воздействует на по меньшей мере 42 миллиона человек». По состоянию на 2009 год, Католическая Церковь продолжает оставаться в оппозиции к увеличенному использованию презервативов для борьбы с ВИЧ/СПИД. В это время, президент Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, министр здравоохранения Гайяны Лесли Рамсамми, осудила оппозицию Папы Бенедикта относительно контрацепции, утверждая, что он пытается «создать путаницу» и «препятствовать» принятым стратегиям в битве против заболевания.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – одно из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 г. – день ратификации Устава Организации 26 государствами – членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее – «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».

Возникновение сотрудничества разных стран в области здравоохранения обусловлено необходимостью международного согласования мер по санитарной охране территорий государств в связи с периодически возникающими эпидемиями и пандемиями. Наиболее отчетливо это проявилось в период классического средневековья, когда стали применяться конкретные меры против эпидемий в Европе (карантины, лазареты, заставы и т. д.). Малая эффективность санитарных и противоэпидемических мероприятий, проводимых на национальном уровне, заставляла искать решение проблемы на межгосударственной основе.

В этих целях начали создавать международные санитарные советы: в Танжере (1792-1914), Константинополе (1839-1914), Тегеране (1867-1914), Александрии (1843-1938).

В 1851 г. в Париже состоялась первая Международная санитарная конференция, на которой врачи и дипломаты 12 государств (Австрии, Англии, Ватикана, Греции, Испании, Португалии, России, Сардинии, Сицилии, Тосканы, Турции, Франции) разработали и приняли Международную санитарную конвенцию и Международный карантинный устав. В них устанавливались максимальный и минимальный карантинные периоды для оспы, чумы и холеры, уточнялись портовые санитарные правила и функции карантинных станций, определялась важность эпидемиологической информации в международном сотрудничестве по предотвращению распространения инфекций. В последующем такие конференции стали важной и плодотворной формой международного сотрудничества европейских стран.

Первая Панамериканская санитарная конференция состоялась в декабре 1902 г. в Вашингтоне. Конференция создала постоянно действующий орган – Международное (панамериканское) санитарное бюро, которое с 1958 г. известно как Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) - Pan-American Health Organization (РАНО).

Другим важным шагом на пути становления международного здравоохранения явилось создание в 1907 г. в Париже Международного бюро общественной гигиены (МБОГ) – постоянной международной организации, в задачи которой входило: «сбор и доведение до сведения стран-участниц фактов и документов общего характера, относящихся к общественному здравоохранению, особенно к таким инфекционным заболеваниям, как холера, чума и желтая лихорадка, а также сбор и распространение информации о мерах борьбы с этими заболеваниями». МБОГ занималось также разработкой международных конвенций и соглашений в области здравоохранения, контролем за их выполнением, вопросами гигиены судов, водоснабжения, гигиены питания, решением международных карантинных споров и изучением национальных санитарно-карантинных законодательств. Россия участвовала в учреждении МБОГ и имела в нем своего постоянного представителя. Так, в 1926 г. постоянным представителем нашей страны в МБОГ был назначен А. Н. Сысин.


МБОГ издавало еженедельный бюллетень на французском языке, в котором публиковались сведения о распространении в мире оспы, холеры, желтой лихорадки и других наиболее распространенных заболеваний. При непосредственном участии МБОГ в 1922 г. был создан первый международный стандарт – стандарт дифтерийного анатоксина, а в 1930 г. при Государственном институте сывороток в Копенгагене организован международный отдел, ответственный за сохранение соответствующего международного стандарта антидифтерийной сыворотки. МБОГ существовало до конца 1950 г. Опыт его работы и информационно-издательской деятельности впоследствии был использован при создании Организации здравоохранения Лиги Наций и ВОЗ.

Организация здравоохранения Лиги Наций (ОЗЛН) была создана после первой мировой войны в 1923 г. в связи с резким ухудшением эпидемической ситуации в Европе и широким распространением пандемий и эпидемий тифов, холеры, оспы и других инфекционных заболеваний. Сфера ее деятельности была значительно шире, чем круг вопросов, которыми занималось МБОГ. Цель Организации здравоохранения Лиги Наций состояла в том, «чтобы принять все меры международного масштаба для предупреждения и борьбы с болезнями».

Основными направлениями работы ОЗЛН были: координация и стимулирование научных исследований по наиболее актуальным проблемам общественного здравоохранения, создание международных стандартов биологических и лекарственных препаратов, разработка международной классификации болезней и причин смерти, унификация национальных фармакопеи, борьба с наиболее опасными и распространенными болезнями, а также создание и разработка организационных основ разветвленной системы глобальной эпидемиологической информации.

Придавая важное значение научным исследованиям, ОЗЛН учредила ряд Комитетов экспертов и комиссий по важнейшим направлениям своей деятельности (по вопросам биологической стандартизации, по санитарной статистике, по малярии, раку, лепре, чуме, по унификации национальных фармакопеи, по контролю за опиумом и другими наркотиками, по питанию и др.), в которых работали наиболее видные ученые различных национальностей. Группы экспертов и научные миссии направлялись в различные страны Латинской Америки, Восточной Европы и Азии с целью оказания помощи местным органам здравоохранения в организации карантинных служб, подготовке медицинского персонала и организации кампаний по борьбе с холерой и оспой.

Организация здравоохранения Лиги Наций издавала «Еженедельный бюллетень» и «Ежегодник эпидемических заболеваний», в которых публиковались статистические данные о рождении, смерти и эпидемических болезнях населения мира. К концу 30-х годов система эпидемиологической информации ОЗЛН (и ее региональных организаций в Вашингтоне, Александрии и Сиднее, включая МБОГ) охватывала около 90% населения земного шара.

В 1946 г. Лига Наций, а вместе с ней и ее Организация здравоохранения прекратили свое существование.

После второй мировой войны ведущей организацией международного сообщества стала Организация Объединенных Наций (ООН), учрежденная в 1945 г. по инициативе стран-победительниц. В феврале 1946 г. конференция ООН приняла решение о необходимости создания специализированного учреждения ООН по вопросам здравоохранения. После соответствующей подготовительной работы в июне 1946 г. в Нью-Йорке была созвана Международная конференция по здравоохранению, которая разработала и приняла Устав новой международной организации здравоохранения – Всемирной организации здравоохранения – ВОЗ (World Health Organization – WHO, рис. 158).

Устав ВОЗ провозгласил основные принципы сотрудничества государств-членов Организации, необходимые «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Важное место среди них занимает определение здоровья:

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.

Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения».

К 7 апреля 1948 г. 26 государств – членов ООН прислали свои уведомления о принятии ими устава ВОЗ и его ратификации. Этот день - 7 апреля – считается датой окончательного оформления Всемирной организации здравоохранения и ежегодно отмечается ВОЗ как День здоровья.

Первая Всемирная ассамблея здравоохранения – высший орган Всемирной организации здравоохранения – собралась во Дворце Наций в Женеве 24 июня 1948 г. К концу ее работы число государств – членов ВОЗ достигло 55. Первым Генеральным директором ВОЗ был избран д-р Брок Чишолм (Chisholm, Brock, Канада). Местом штаб-квартиры ВОЗ стала Женева.

Согласно Уставу, ВОЗ имеет децентрализованную региональную структуру и объединяет в себе шесть регионов: Африканский (штаб-квартира в г. Браззавиль), Американский (Вашингтон), Восточного Средиземноморья (Александрия), Европейский (Копенгаген), Западной части Тихого океана (Манила), Юго-Восточной Азии (Нью-Дели).

В наши дни членами ВОЗ являются 140 государств. Годовой бюджет ВОЗ превышает 100 млн долларов. Ежегодно по линии ВОЗ осуществляется более 1500 различных проектов в области здравоохранения. Они направлены на решение актуальных задач: развитие национальных служб здравоохранения, борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, подготовка и усовершенствование медицинского персонала, оздоровление окружающей среды, охрана материнства и детства, развитие санитарной статистики, фармакологии и токсикологии, международного контроля за наркотиками и др.

Важное место в работе ВОЗ занимают и социально-политические вопросы, такие как защита человечества от опасности атомной радиации, роль врача в укреплении мира, всеобщее и полное разоружение, запрещение в кратчайшие сроки химического и бактериологического оружия и др.

Советский Союз был в числе государств-учредителей ВОЗ и активно участвовал в создании и осуществлении подавляющего большинства программ ВОЗ, направлял специалистов в качестве экспертов, консультантов и сотрудников штаб-квартиры ВОЗ и ее региональных бюро. Советский Союз был инициатором многих важных начинаний ВОЗ. Так, в 1958 г. по предложению советской делегации XI Всемирная ассамблея здравоохранения приняла программу ликвидации оспы на земном шаре (в 1980 г. она была успешно завершена).

На базе научно-исследовательских учреждений нашей страны работают научные и справочные центры и лаборатории ВОЗ, разрабатываются международные научные программы и проекты. Так, сотрудничество Института вирусологии им. Д. И. Ивановского РАМН с ВОЗ в области эпидемиологической информации позволяет еженедельно получать опережающую информацию об эпидемической ситуации и циркулирующих штаммах вируса гриппа в мире и оперативно выделять штаммы вирусов гриппа по мере их выявления в других странах.

В нашей стране регулярно проводятся семинары, симпозиумы, международные конференции, организуемые по линии ВОЗ. В 1963 г. на базе Центрального института усовершенствования врачей созданы постоянно действующие курсы ВОЗ по организации, управлению и планированию здравоохранения. Важной вехой в истории ВОЗ явилась Международная конференция ВОЗ и Детского фонда ООН (United Nations International Children"s Emergency Fund – UNICEF) no первичной медико-санитарной помощи, проходившая в Алма-Ате в 1978 г. Ее итоговые документы оказали существенное влияние на развитие здравоохранения в большинстве стран мира.

По инициативе СССР были приняты резолюции: о задачах ВОЗ в связи с резолюцией ООН о всеобщем и полном разоружении (1960) и декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961), о защите человечества от опасности атомной радиации (1961), о запрещении в кратчайшие сроки бактериологического и химического оружия (1970), о роли ВОЗ, врачей и других работников здравоохранения в сохранении и укреплении мира (1979, 1981, 1983) и др.

Дата основания: 1948
Число стран‑участниц: 194
Место расположения штаб‑квартиры: Женева, Швейцария
Директор: д-р Маргарет Чен

Функции ВОЗ:

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

Европейское региональное бюро (ЕРБ ВОЗ) является одним из шести региональных бюро ВОЗ, расположенных в различных частях мира. ЕРБ ВОЗ обслуживает Европейский регион ВОЗ, который включает 53 страны и охватывает обширную территорию - от Атлантического до Тихого океана. ЕРБ ВОЗ представляет собой коллектив научно-технических специалистов по различным аспектам общественного здравоохранения, базирующихся в головном офисе в Копенгагене (Дания), в 4 центрах-филиалах, а также в страновых офисах, расположенных в 29 государствах.

Представительство ВОЗ в Российской Федерации

Дата основания: декабрь 1998
Представитель: Д-р Мелита Вуйнович

Роль странового офиса ВОЗ состоит в том, чтобы отвечать на запросы данной страны в отношении предоставления поддержки в процессе формирования политики, направленной на устойчивое развитие здравоохранения, используя целостный подход к системе здравоохранения. Это включает осуществление общего руководства, построение взаимоотношений на местном уровне для осуществления технического сотрудничества, установление стандартов и заключение соглашений, а также обеспечение осуществления и координации мер в сфере охраны общественного здоровья при кризисах.

Страновой офис ВОЗ в Российской Федерации был основан в декабре 1998 г. в Москве с целью выполнения, в консультации с российскими руководящими органами, следующих задач:

  • Укрепление присутствия ВОЗ в Российской Федерации;
  • Координация помощи сектору здравоохранения на основе технического потенциала ВОЗ;
  • Помощь российским руководящим органам здравоохранения в мероприятиях по борьбе против туберкулеза и ВИЧ/СПИДа, а также предоставление поддержки в решении структурных проблем, связанных с основными лекарственными средствами;
  • Представление ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
  • Консультирование учреждений системы ООН и других организаций, правительств стран-доноров и финансовых учреждений, по вопросам оказания гуманитарной помощи и иной помощи в области здравоохранения;
  • Содействие составлению планов сотрудничества между ВОЗ и Российской Федерацией;

Приоритетные задачи для странового офиса изложены в двухгодичном соглашении о сотрудничестве (ДСС) между Европейским региональным бюро ВОЗ и страной, в которой работает офис. Офис выполняет соглашение в тесном сотрудничестве с национальными учреждениями и международными партнерскими организациями.

Основные приоритеты ВОЗ в Российской Федерации согласно ДСС

  • Реализация стратегического видения политики Здоровье-2020 в Российской Федерации;
  • Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  • Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; и
  • Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

В настоящее время в Российской Федерации осуществляются следующие программы ВОЗ:

  • Программа по борьбе с туберкулезом;
  • Программа по борьбе с ВИЧ/СПИД;
  • Программа по безопасности дорожного движения;
  • Программа по борьбе против табакокурения.

Контактная информация