Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий

Лет десять тому назад, прочтя книгу "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий ", я впечатлился и решил всерьез заняться этой практикой. В то время меня интересовало чисто православие и никаких других направлений духовного становления, будь то входящая в моду оккультная литература или всевозможные медитации, я не рассматривал. Помню, выбирал свободный от работы день, ходил с утра до вечера и, перебирая пальцами деревянные четки, бубнил себе под нос: "Господи Иисусе, сыне Божий, помилуй меня грешного... Господи Иисусе, сыне Божий, помилуй меня грешного..." И понемногу молитва с умной (производимой умом), опускалась куда-то вглубь в область солнечного сплетения, она становилась все тише, и наконец, совсем затихала и начинала звучать совершенно иным таинственным тонким и музыкальным журчанием, откуда-то из объемной сердечной глубины. Уже тогда я разделял умную молитву и сердечную, вроде бы в книге было об этом указание. И самое замечательное воспоминание осталось от удивительного чувства, однажды и неожиданно пробужденного в груди, после длительного погружения в сердечную молитву . Это была неведомая мне доселе сладость, - легкая, тончайшая, ароматная, - так бы её охарактеризовал. Потрясающее чувство, которое твердо убедило меня в том, что Иисусова молитва - вполне эффективна и с помощью неё можно чего-то добиться. Но вот чего? Этот вопрос так и остался неотвеченным на восемь долгих последующих лет, потому что я не стал совершенствоваться в молитве, а переключил внимание на познание религии, и она не дала мне четких ответов, куда идти и зачем идти. Как ни пытался я докопаться до истины, покупая и прочитывая все новую литературы, я упирался в какие-то непроходимые заторы, уводящие от любви, свободы и благодати в скорбь, богобоязненность, ущемление и будто опустошенность. Именно эти оттенки позже я часто наблюдал на лицах иноков и ревностных стяжателей церкви.

Несмотря на то, что на страницах своего блога в последствии я неоднократно высказывал свое критическое отношение к церкви, я очень благодарен Православию за те начальные школьные классы, которые прошел, посещая христианские храмы. И конечно же, я бесконечно благодарен Господу за то, что не позволил задержаться в полутемных, прокуренных ладаном, "казематах", где люди, превращаясь в покорных рабов, боязливо шепчутся и преклоненно молят неизвестных идолов на иконах подать им чисто земных благ. Молят земное о земном, что собственно, в свое время, и я покорнейшим образом делал. Но цель данного повествования не в этом.

ПРАКТИКА ЦВЕТОК РОЗЫ

Прошли годы, я много читал, и однажды натолкнулся на книгу Робина Шармы "Монах, который продал свой Феррари". В ней была описана практика "Цветок Розы", которой якобы, по мнению автора книги, более четырех тысяч лет. Практика заманчива тем, что предлагала источник счастья и достижение вполне конкретных результатов в виде всяческих положительных изменений в жизни, в частности, укрепления своего сознания. Она где-то походила на Иисусову молитву, однако, что самое печальное, и я тогда не понимал, сколько подмен в себе скрывал этот набирающий популярность на Западе подход к самореализации в сугубо материальном плане. Достижение успехов в земной жизни через так называемую духовность. Красивая обертка, вкусная конфета, но конфета переварилась и вышла из организма, а спасением и вечной жизнью как не пахло, так и не пахнет. Налицо откровенная подмена!

Добавлю, она сильно перекликается и с духовной практикой "Цветок лотоса", о которой ниже в повествовании, с существенной разницей в том, что одно направлено на материальное, а другое на духовное.

РАСКРЫТИЕ СЕРДЕЧНОГО ЦЕНТРА

Затем на моем пути повстечались несколько заезжих "гуру" боевых искусств, работавших в стилях тайцзи, тайчи и цигун. И у одного и у второго, помимо основной физико-энергетической базы, присутствовали как разновидность, упражнения по проработке сердечного центра. Этим упражнениям не уделялось особого внимания, скорее они шли как этакое дополнение к основной и актуальной боевой методике, за которую мы, заинтересованные адепты, платили деньги, за обучение. Впрочем, я снова почувствовал то глубинное зарождающееся чувство где-то в области солнечного сплетения, словно манящее и зовущее Домой.

Не скажу, что основательно прорабатывал эти упражнения, меня больше интересовал тогда боевой аспект тренировок. Но это направление позволило познакомиться с массой интересных людей в той или иной степени сталкивающимися с различного рода энергетическими практиками, где иной раз фигурировало понятие "раскрытое сердце".

"ДВАЖДЫРОЖДЕННЫЕ" ДМИТРИЯ МОРОЗОВА

Удивительная книга, неслучайно, как я уже понимаю, встреченная у меня на пути, погрузила в совершенно иной мир, в героические эпохальные времена Махабхараты, когда приходил на Землю Бодхисатва Кришна. Вряд ли смогу описать странное переживание, испытанное мной по прочтении этой поистине уникальной книги, да и наверное незачем. Важно другое, на её страницах вновь отчетливо и ясно было сказано об Атмане, сокрытом глубоко в груди каждого человека и непроявленного в трехмерном мире. В моем случае, это было очередное подтверждение или свидетельство присутствия внутри меня чего-то очень важного и первоочередного, хотя я совершенно не понимал, сколь велика важность и первоочередность сокрытого во мне.

Замечу, что книги этой почти нет в продаже, и, по-моему, очень зря.

Для чего я это вспоминаю? Каждому человеческому сознанию нужны доказательства правдивости того, что лежит за гранью его осознания. Все мы, наверное, догадываемся, что внутри нас присутствует некий скрытый и таинственный элемент - Душа , но "что она?" или "кто она?" и "где она?" - на эти вопросы ни в одной священной книге, к сожалению, нет вразумляющего пояснения. Поэтому, когда ты вдруг его находишь, это располагает. Хотя бы для того, чтобы проверить.

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА "ЦВЕТОК ЛОТОСА"

Ну и наконец, когда мне неслучайно попалась первая книга Анастасии Новых, а сегодня мы уже догадываемся, что главным героем сквозь все её книги проходит образ самого Ригдена Джаппо , а значит и знания, отображенные в них, есть ни что иное как прямая передача, я был подготовлен, и духовная практика "Цветок лотоса" не выглядела чем-то экзотическим и непонятным. Мои заочные и поверхностные "свидания" с ней в последние десять лет, вполне закономерно увенчались окончательной и плодотворной встречей. У меня уже было сформировано доверие к ней, в отличие от многих, впервые услышавших о ней и для начала эмоционально поверивших. Есть разница, поверьте, поверить впервые или слышать отголосками десятилетие. К тому же добавим, прочувствованный практический опыт Иисусовой молитвы! Личный опыт - всегда весом.

Поэтому, лично меня не столько зацепили книги А. Новых, сколько чисто практическая сторона изложенных в них знаний. В дальнейшем я подсел на духовные практики и весьма плотно. Не к месту описывать изменения, призошедшие с той поры в жизни, а они действительно были, и их довольно много. Отмечу лишь, что я впервые уверенно пришел к пониманию, что обрел настоящий путь, духовную стезю, на которой наконец-то всё понятно и предельно ясно. Особенно хотелось бы прояснить один очень важный момент, с позиции практикующего человека и имеющего некоторый опыт. Но для начала приведу отрывок из книги "Птицы и камень", где Ригден Джаппо в доступной форме описывает суть Иисусовой молитвы и отличие от духовной практики "Цветок лотоса".

Вот возьми христианство, к примеру, то же Православие. В духовной практике для достижения состояния святости там используется древняя внутренняя молитва, называемая в христианстве как «непрестанная молитва», «умная молитва» или «сердечная молитва», но больше она известна как «Молитва Иисусова». Состоит она всего из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Или сокращенно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И, в принципе, она приводит к тому, что человек, постоянно повторяя ее «устами, затем умом, а после сердцем», постепенно погружается в то состояние, которое достигается в «Цветке лотоса». Многие люди с помощью нее пришли к пробуждению души.

Эта молитва очень сильная и действенная. Подробно она расписана в старинной книге «Добротолюбие». Для людей умных и сведущих в духовных таинствах данное произведение - вторая книга после «Евангелия». В ней излагаются советы и наставления двадцати пяти мужей, которые описывают практику по этой молитве. И хотя им всем и приписывают «святость», но, к сожалению, лишь немногие из них в действительности ее достигли, познав таинство внутренней молитвы. Старцы описывают три ключа этой молитвы: частое повторение имени Христа и обращение к нему, внимание к молитве или, проще говоря, полное сосредоточение на ней без посторонних мыслей, и, наконец, уход в себя, что считается церковниками великим таинством этой молитвы и называется ими «вхождением ума в сердце».

В принципе, это религиозный, более длинный путь к чистому знанию, то есть к тому же пробуждению в «Цветке лотоса», раскрытию души . Но на этом пути в христианстве, заметьте именно для начинающих, а не для людей, уже следующих этой молитве, применяется определённые религиозные правила. Им запрещают начинать практиковать без соответствующего руководства, то есть живого наставника. Мотивируют это тем, что якобы те, кто будет без наставника читать эту молитву, попадут «вдруг во власть каких-то неуправляемых психических состояний».

А фактически, ничего там страшного нет, поскольку начинающий проходит самый обыкновенный аутотренинг, самодисциплинируя себя, самые первые ступеньки в медитации, учится концентрировать свое внимание на молитве, убирая все посторонние мысли и постепенно увеличивая время ее исполнения. Так что, по большому счету, те этапы, что проходит начинающий, произнося эту молитву «устами, а затем умом», - это попросту вбивание ее в подсознание, чтобы легче было бороться со своим животным началом, концентрируясь именно на молитве и добиваясь тем самым «чистоты помыслов».

Многие приступают к данной внутренней молитве либо из-за страха «мук адовых», либо из-за личной корысти в будущем. Хотя те святые мужи, которых эта молитва действительно привела к открытию собственного внутреннего храма души, писали, предупреждая, что «боязнь муки адовой есть путь раба, а желание награды в Царствии, - при этих словах Сэнсэй глянул на Макса каким-то необычным, проницательным взглядом, у Макса даже мурашки по спине пробежали, - есть путь наемника. А Бог хочет, чтобы вы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с ним в душе и сердце». Бога можно постичь только с помощью внутренней, чистой Любви. В Иоанне в 4 главе 18 стихе упоминается: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви». Как писал в своих наставлениях Григорий Синаит в «Добротолюбии», в первой части на странице, - Сэнсэй прикрыл глаза, припоминая, - на странице 119 об Иисусовой молитве: «Эту одну возлюби и взревнуй стяжать в сердце твоём, храни ум всегда не мечтательным. С нею не бойся ничего; ибо Тот, Кто сказал: дерзайте, Аз есмь, не бойтеся, - Сам с нами». «Иже будет во Мне и Аз в нём, той сотворит плод мног», - как сказано в «Новом Завете» Иоанном в 15 главе 5 стиха.

Так вот, первые два этапа молитвы «устами и умом» - это всего лишь прелюдия. Самое же большое таинство у церковников считается «снишествие ума в сердце», когда «имя Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же оживотворит», когда молитва «опускается умом в сердце и сердце начинает её произносить». Это есть, в принципе, переход от словесного к чувственному, проще говоря - начало медитации. Ибо медитация есть не что иное, как работа именно на чувственном уровне без слов.

Сведущий человек, читая «Добротолюбие», отметая религиозную шелуху, поймет, в чем суть этого пути и взгляд его отыщет нужное. К примеру, Симеон Новый Богослов в 68-м Слове «Добротолюбия», излагая способы «вхождения в сердце», писал: «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: безпопечение о всём, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтобы помысл твой не клонился ни к какой вещи». Это есть первейшие основы к раскрытию души.

В «Добротолюбии» можно найти разные способы, с помощью которых познававшие таинство внутренней молитвы достигали «умом вхождение в сердце». Каждый человек по-своему индивидуален, так сказать у каждого своя ширина шага... Так вот, одни, сосредоточиваясь на сердце, пытались умом вообразить, как с каждым ударом сердца произносится молитва. Другие упражнялись в дыхании, произнося на вдохе: «Господи, Иисусе Христе», а на выдохе - «помилуй мя!» и опять-таки сосредоточивая эти слова на сердце. Третьи просто занимались самосозерцанием. К примеру, тот же Григорий Синаит упоминает так: «... низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там: и оттоле взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!” Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеивать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые». Или, к примеру, Никифор Монах во второй части «Добротолюбия» советует, если не получается с помощью дыхания во внутрь, то «... понудь себя, вместо всякой иной речи (мысли), это одно вопить внутри. Продержись терпеливо в этом делании только несколько времени, и тебе откроется через это вход в сердце без всякого сомнения, как и мы сами опытом это дознали».

Все это замечательно. Но они сосредоточивались на сердце. Поэтому в скором времени те, кто практиковал внутреннюю молитву, начинали чувствовать боль в этом органе. И на такой острый крючок многие попадались. В каком плане? Сердце - это мышца, мотор организма, там никогда не было души. Сердце должно работать автономно. И сосредоточение на этом органе - огромный риск. Риск в чем? Если у человека во время сосредоточения появляются хоть малейшие сомнения, если он упражняется в этой молитве ради праздного эксперимента, не меняя глобально свою внутреннюю жизнь, не приняв твердого решения следовать своей душе, то есть не пробуждая в себе истинной веры в Бога, а просто играет ею по прихоти своего хорошего настроения, то может схлопотать себе хорошенький инфаркт. Но истинно духовные люди со стойкой верой, искренней, чистой любовью к Богу, проходили и этот этап, хотя и не безболезненно для сердца, пока не уходили в глубь души, в область солнечного сплетения. Они ощущали, как их сознание словно опускается туда. И именно оттуда начинали чувствовать тепло, растекающееся из груди по всему телу и вызывающее приятные ощущения. Как писали святые мужи, «возгорался костерок, который охватывает изнутри тебя пламенем Любви Божьей». Проще говоря, начинал работать чакран солнечного сплетения. И человек чувствовал, как из груди исходила вибрация, теплая волна, которая как бы несла в себе эти слова из глубины души: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Человек ощущал в себе излияние Любви Божьей и сам усиливал эту Любовь своим последующим сосредоточением на ней. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Как написано в изречениях Феолипта Митрополита во второй части «Добротолюбия»: «Уединившись внешне, покушайся далее войти во внутреннейшее стражбище (сторожевую башню) души, которое есть дом Христов, где всегда присущи мир, радость и тишина. Мысленное солнце Христос дары сии, как некие лучи из Себя испускает, и как некую мзду подаёт душе Его приемлющей с верою и добротолюбием».

Сила Любви есть определенная энергия. Постоянное ее чистое сосредоточение, даже на сердце, все равно так или иначе будет локализовать эту силу в солнечном сплетении.

"Птицы и камень" А. Новых


"ЦВЕТОК ЛОТОСА" - ПРЯМОЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ!

Сегодня я могу подтвердить эти слова, и никакой критик или ученый религиозный авторитет не сможет переубедить меня в обратном. Иисусова молитва - всего лишь разновидность или, точнее, отголосок древнейшей практики "Цветок лотоса", так сказать, путь в обход. Не просто доверившись, а именно попробовав то и другое, практически каждый желающий элементарно, на практике может это проверить. Непрестанная - умная - сердечная молитва, - это дорога через ум. Духовная практика "Цветок лотоса" в своем начале подразумевает отказ от умственной активности, чем банально сокращает путь, объясняя на языке дилетантов и "чайников". А зачем нам сложности? Хватит, вы посмотрите на Библию, результат - около 300 ответвлений христианства, за неимением сути! Но вернемся к практикам, и цель у обоих одна - взращивание Любви, или стяжание Святого Духа. И какая разница, в принципе, с помощью чего, лишь бы в итоге мы смогли аккумулировать, накапливать в себе эту самую божественную Любовь, глубинные чувства .

А теперь внимание! Очень уместно будет привести здесь явный пример глубинного чувства, эпизод из программы "Смысл жизни - бессмертие " (второе интервью с И.М. Даниловым, или самим Ригденом Джаппо, в сентябре 2015 года). Чтобы не ходить вокруг да около, давайте возьмем и прочувствуем то, что собственно, все мы, люди, должны в себе накапливать, чтобы достичь пресловутых Царствия Божьего, жизни Вечной, спасения Души, просветления, нирваны, самадхи и так далее. И печальная ирония заключена в том, что для понимания сути, не нужно перечитать и заучивать тома религиозной литературы! Не нужно годами подметать церковный двор и прислуживать за "учителем"... нужно просто взять и прочувствовать:

СПАСЕНИЕ ДУШИ, ПРОСВЕТЛЕНИЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ДЕЛАТЬ?

Духовная практика "Цветок лотоса" основана на этом вот тончайшем глубинном чувстве, вернее на пребывании в нем, на углублении в него. На систематическом нахождении в этом чувстве, и наконец, на умении жить в нём. Безусловно, это подразумевает гораздо более серьезную внутреннюю работу над собой, заключенную в контролировании негативных эмоций и мыслей, т.д. Как практикующий человек, я твердо убежден, что устремлённому к истинно Духовному миру ничего помешать на этом пути не сможет. Также я убежден, что всё намного-намного проще, чем нам рисует наше сознание, поэтому пора начинать действовать, а не пребывать в бесполезных размышлениях на тему, "стоит - не стоит". Кому Домой, кто созрел, того не нужно упрашивать. Он взял и пошел. Очень хорошо об этом говорит Игорь Михайлович в своих трех сенсационных осенних интервью, перевернувших многих с ног на голову. И слава Богу.

В заключение, я считаю, в рамках данного интернет-проекта , помимо доказательств, острот и разоблачений, далеко не лишним будет более детальное изучение основополагающего человеческого вопроса - спасения Души . Предлагаю как аналитикам, так и всем заинтересованным людям подключаться и высказывать свои мнения, описывать практические советы и наработки, ведь на сегодня мы впервые, наверное, за последнюю тысячу лет получили предельно ясный, доступный и эффективный механизм достижения духовного освобождения, или спасения Души, просветления . В Исконных Знаниях, принесенных Ригденом Джаппо, или... архангелом Гавриилом, Имамом Махди, Святым Духом, Майтрейей, Калки Аватаром, Машиахом... есть вся необходимая для обычного понимания информация - что делать, как делать и зачем делать!

Очевидно одно, и нам и потомкам, данный драгоценный опыт пойдет только на пользу. Приглашаю к обсуждению!

Подготовил Роман Воскресенский (Украина)


Статьи из раздела:



Комментарии

Евгений 03.09.2018 13:27

Здравствуйте. У кого есть непосредственный опыт Иисусовой молитвы? Были какие-то проблемы и трудности в этом деле? Очень нужно поговорить по этому поводу! Я занимался практикой Иисусовой молитвы и она очень сильно воздействовала на меня, а затем ее эффект из полезного стал постепенно вредный и опасный - это также отразилось на всех сферах моей жизни и вылилось в огромную беспросветную депрессию, выйти из которой - для меня вопрос уже нескольких лет. Возможно кто-то сталкивался с подобными проблемами?

Anneta ✎ Евгений 04.09.2018 21:47

Евгений, привет!

Вот буквально недавно изучала работу молитвы (не по книгам/статьям, а на собственном опыте, то есть практиковалась). Опыт, правда, небольшой по времени, но довольно большой по результатам. И я понимаю, о чем вы говорите!

Самые первые разы чтения у меня прошли под молчаливое удивление сознания, не понимающего, зачем я это делаю и что вообще происходит. Соответственно, без особого сопротивления и эффекта. Но чуть позже, когда я поняла, что при помощи многократного повторения молитвы могу полностью избавиться от навязчивых мыслей, и когда я начала этим пользоваться - действительно столкнулась с серьезным сопротивлением. Это похоже на укрощение животного, которое рычит и рвется из стороны в сторону, а ты раз за разом жестко заставляешь его возвращаться к одному и тому же, к молитве... Соответственно, стоит такому контролю ослабнуть (а это происходило постоянно), зверь рвется наружу и начинает “отрываться”. До молитвы у меня могли быть длительные периоды относительно спокойного состояния, не наполненные Любовью Божией, но и без ярких эмоций. После начала ежедневной практики животное, едва дорвавшись до свободы, пускалось с места в карьер, устраивая то истерику, то депрессию, то агрессивно кидаясь на окружающих... В общем, атаки стали много сильнее, а главное - сознание ловило меня на самых больных местах, непроработанных шаблонах, и ловило жёстко.

А еще оно постоянно пыталось влезть в практику и навязать свои представления о ней. Самый простой вариант - перейти в режим повторения молитвы фоном, как бы на заднем плане сознания, а в это же время спокойно обдумывать другие мысли, крутить картинки, эмоционировать и т.д. А молитва так не работает... Либо предлагало возвести саму молитву в ранг волшебной палочки, которая одним взмахом должна успокаивать сознание. И вот прочитал ты ее два-три раза и ждешь: где же эффект? А его нету, потому что так молитва тоже не работает)) Работает только за счет полного на ней сосредоточения, когда отсекается все прочее...

Но в этом же и плюс - сознание не только ловило меня, но и выдавало себя с головой. Тут просто выручил дневник - все вот эти заскоки я записывала и разбирала, докапываясь до сути. Как до сути доберешься - оно отпадает, ты снова окунаешься в Любовь, а сознание потихоньку ищет другой крючок... Вот так итеративно процесс происходит.

Недавно я докопалась до одного очень важного момента... вспомнила, Кто я. Вернее, вспомнила те времена, когда я это точно знала. Вспомнила то чувство... И вот уже неделю с ним не расстаюсь))) С этой бескрайней любовью, в которой не жаль сгореть дотла... Сознание конечно и тут уже придумывало подставы. Но чувство оказалось сильнее) И дневник, конечно, снова под рукой)))

В общем, я очень понимаю, что за депрессия вас накрыла “от молитвы” (на самом деле, не от неё конечно). Думаю, это нормальная реакция сознания на попытку его подчинить. Но выйти из этой депрессии, выйти из под власти сознания - это же и есть цель практики. Просто практика, чем дальше идет, тем ярче высвечивает всех внутренних тараканов - зато есть возможность от них избавиться. Дневничок вам в помощь - тут на ргдн даже статья про него была, помнится. И молитва - искренняя, честная, такая, которая отсекает любую мысль, эмоцию и побуждение - она же и депрессию отсекает тоже. Она отсекает вообще всё - даже тело и то перестает ощущаться. Зато чувствуется легкость, умиротворение и чувство “отдыха” - не того отдыха, когда лежишь на диване с пультом от телика, а того, когда наконец все эти хочушки, напряги, изматывающие эмоции и бесконечные требования сознания утихают, и ты пребываешь в пустоте и блаженстве)))) Ну и еще множество инструментов есть. Загрузка сознания кучей работы, самонаблюдение, работа в группе, медитации, духовные практики... Всё работает по-своему, в конечном счете ведя к одному и тому же результату)

Admin ✎ Евгений 03.09.2018 14:40

Думаю, если внимательно изучить эту передачу, в ней можно найти все волнующие вас ответы. Повторюсь, если внимательно изучить, а не просмотреть или пролистать.

Впрочем, можно посмотреть и предыдущие передачи: https://allatra.tv/category/im-danilov, все ответы есть.

Рамиль 18.07.2018 13:18

Благодарю за интересную инфу. Но все же.

Я три месяца сижу на Иисусовой молитве, и сейчас я чаще нахожусь в благодати, чем не в ней. И даже пару раз был на пороге, ощущая Присутствие и, трудно описать, это глубокое не испытываемое даже в детстве ощущение родного дома. Сейчас зашёл в некий тупик. Понимание слов не даёт уже былого эффекта, как будто они утрали свою ценность и силу. Я почти повторяю ваш опыт. Откровенно говоря, я пытался выполнять цветок. Воображение у меня хорошее, но не было самоисполнения: внимание уходило на представление предмета, ранее невидимого. Я несколько раз пересматривал ролики цветения лотоса, но все равно оно мне какое то чужеродное. Буду несказанно благодарен за любую помощь в освоении техники. Пока я просто вниманием скольжу по ещё нераскрывшимся лепесткам. Это даёт некий эффект, но я не уверен, что это тот самый способ. Детали техники мне все ещё непонятны. Спасибо.

Александр Н ✎ Рамиль 19.07.2018 15:22

Здравствуй, дорогой друг Рамиль и все ребятки!

Я (хотел написать «думаю», но не буду, поскольку думаю не Я. Пусть будет - считаю)
с этой проблемой сталкивался каждый практикующий эту во Истину прекрасную духовную
практику (и я не исключение, и до сих пор сознание при первой же возможности
подкидывает всякие сомнения). Все от вечного желания той же системы - скорей,
побольше, быстрей, ну т.д. Так вот не нужно сильно привязываться к образам там лотоса,
раковины с жемчужиной (Душой), света или кому чего нравится. Главное чувства, которые
при этой практике возникают. Пусть на малое время, на мгновение (у кого как),
но качественное и со временем и постоянным пребыванием в НЕМ, все больше растущим и проявляющимся чувством
ЛЮБВИ.

Немного оторвусь и напомню: «… Ригден: Бесспорно. Что такое жизнь духовная? Жизнь — это череда событий, где каждое мгновение, как звено в цепи, как кадр в киноплёнке, на котором запечатлены все мысли и деяния человека. Бывает, смотришь хороший фильм и получаешь от него положительные впечатления, так как большинство кадров в нём светлые и яркие. А бывает, смотришь другой фильм, а он создаёт гнетущее настроение, потому что большинство кадров в нём тёмные и мрачные. Так вот важно, чтобы твой жизненный фильм был светлым и ярким, чтобы в нём было как можно больше хороших кадров. А каждый кадр — это и есть мгновение здесь и сейчас. Качество каждого кадра твоего жизненного фильма зависит исключительно от тебя, ибо ты делаешь свою жизнь светлой либо тёмной своими мыслям и делами. Прожитое тобой мгновение не сотрёшь, не вырежешь, и второго его дубля не будет. Духовная жизнь — это и есть насыщение каждого кадра Добротой, Любовью, благими помыслами и делами. Главное, держать в жизни чёткий ориентир на Духовное начало, заниматься духовными практиками, расширять свой кругозор Знаний, не поддаваться на провокации Животного начала, созидать в себе чувство настоящей Любви к Богу. И, естественно, почаще творить благие дела, жить по Совести. Это ежедневный труд, поэтапная победа над самим собой. Из этого всего и слагается твой путь, который за тебя никто не пройдёт и эту духовную работу за тебя никто не выполнит. Анастасия: Да, вы как-то сказали слова, которые крепко врезались в память: «Душу за тебя никто не спасёт и никто, кроме тебя, эту духовную работу не сделает». Расскажите, пожалуйста, для читателей, каким должен быть подход человека к духовным практикам, если он искренне хочет своего духовного спасения? Ригден: Человеку, стремящемуся слиться со своей Душой, важно относиться к каждой медитации, как к самому большому и важному празднику в жизни. Также при выполнении даже хорошо наработанной медитации нужно максимально погружаться в неё и каждый раз стремиться достичь нового уровня её познания. Тогда человек будет развиваться, а не топтаться на месте, для него каждая медитация будет интересной, новой по гамме чувств и увлекательной в познании и освоении. Многие ошибочно полагают, что достаточно просто научиться выполнять ту или иную технику медитации и всё — с ними должно произойти что-то хорошее, как в сказке. Нет, это заблуждение. Человек только тогда будет изменяться в хорошую сторону, когда он сам будет к этому стремиться, когда он возведёт духовное в главный приоритет своей жизни, когда будет ежесекундно контролировать свои мысли, отслеживать проявления Животного начала, максимально реализовывать добрые дела, жить одной лишь главной целью — прийти к Богу как зрелое Духовное Существо. Медитация — это всего лишь инструмент, с помощью которого нужно кропотливо и долго трудиться, чтобы сделать из себя что-то «хорошее». Кроме того, этот инструмент многогранен. Например, полностью постичь, то есть до конца познать даже духовную практику «Цветок лотоса» человек не сможет — жизни не хватит. Всякая медитация, как и Мудрость, не имеет границ в своём познании. Скучно делать медитацию лишь тем, кто ленится или превозносит себя в гордыни: «Я познал эту медитацию — хочу другую». Ещё раз повторяю, медитация — это инструмент, и кто искренне хочет достичь духовных высот и не ленится работать над собой, может постичь максимум ещё при этой жизни… » «АллатРа» А. Новых

RU">Отбрось все сомнения, все навязывающиеся мысли, нет никакого «Не вижу», «Не
получается» и т.д. Очень большое значение имеет искренняя Вера (добрая и
детская, а не навязанная сознанием), вера в то, что ты делаешь, в то что это
уже принесло результат (положительный:-)). Ты уже там, пусть сознание не
понимает и сопротивляется у него задача такая, просто нужно Вспомнить,
вспомнить путь.

Много ответов на этот вопрос с разбором ошибок привыполнении в книгах «Сенсэй», «Птицы и камень», «АллатРа», таже “Исусова молитва”, хорошо бы разобраться на примере строения электрона, перехода его из волны в частичку
и наоборот (чувствую но пока не осознаю) да и у автора данной статьи и блоге Семена приведены примеры.

Недавно вот появилась очень теплая и душевная статья на одном известном сайте «На шаг впереди меня»
(кому интересно https://allatravesti.com/na_shag_vperedi_menya ).
Там множество мудрых выражений. Мне очень лягла, как говорится, на Душу вот эта:
Я не тот, кто создаёт проблемы, и не тот, кто их решает. Я тот, кто совершает выбор — это проблема или нет . В самое яблочко как говорится.

Проблема перестает быть проблемой, когда перестаешь ей уделять внимание (не расходовать жизненный Аллат на поиск каких-то кажущихся тебе решений и выходов). Ведь в духовном мире все просто! Просто доверься ЕМУ и
ОН подхватит тебя…Всегда можно попросить помощи у Духовного мира. И потом сама
практика «Лотос» это как и в медицине «комплексное лечение». Я к чему это, помимо
фильтрации мыслей (получается далеко и далеко не всегда, но все равно стараюсь)
мне еще хорошо помогает прочувствовать то тепло и Живой источник Любви практика
«Кувшин» и даже формулы работы с подсознанием (автотренинг) от Аримана,
приведенные в книге «Сенсэй ІІІ», поменяй данные в сторону духовного и она будет в помощь. Очень сильно мотивирует
«Притча о том, как стать Мудрым и спастись» - из книги «АллатРа» да и другие. Да и простое, поначалу желание, а затем перерастающее в потребность сделать что-то доброе (не только пополнить
коллекцию переведенных бабушек через дорогу). Еще я в течении дня стараюсь ежеминутно, ежесекундно пребывать в «лотосе» (не сидеть в асане J )), а находится в чувствах, в этих прекрасных ЧУВСТВАХ ЛЮБВИ, когда хочется обнять все и всех, когда в постоянной, такой знаешь не эйфорийной и
эмоциональной, а тихой и спокойной радости нырять в этот источник, выныривать и
постоянно опять погружаться, словно на верху не комфортно, чувствую то тепло,
которое исходит и плавно растекается по моей телесной оболочке. Вот она ЖИЗНЬ…..
(Знаешь тяжело стало со временем выражать чувства словами… Вот сейчас пишу, а
тепло и вибрации лепестков чувствую такое… хотя и не вижу сам цветок или бутон). И потом у меня каждый раз бутон, цветок, Душа проявляется по разному, не было ни разу повторов. Повторюсь - искренне
и по детски ДОВЕРЬСЯ ЕМУ, доверься своей ДУШЕ и она подмигнет тебе и откроется
дверь в другой мир. (Я тоже только учусь).

Как пел В.С. Высоцкий: « Прочь влияние из вне,
привыкайте к новизне..».

А если посмотреть на это все со стороны простого материального мира. Возьмем обычную Матушку Землю. В природе тот же самый любой
цветок не сразу появляется распущенным и благоухающим ароматами и разными
переливами красок. Он сначала растет и СОЗРЕВАЕТ, а затем распускается. Расти
ему позволяет много факторов. Это и среда, в которой он растет, почва, воздух, удобрение
(в случае духовной практики - это Любовь) даже зависит от того микро и макро
мира, который его окружает, насекомые, дуновение ветерка, свет солнышка,
капелька росы, упавшая на листочек и т.д. И все это по задумке и Воле ЕГО ЕДИНОГО. И на это уходит какой-то период времени и у каждого по разному. Одному нужен всего
лишь час - другому годы. Просто не нужно ему мешать и торопить события. Твой «цветок
лотоса» (как и мой также, а то сознание многих может подкинуть всякие там
мыслишки) еще СОЗРЕВАЕТ и растет и тоже по ВОЛЕ Отца (Бога) + СИЛЕ Матери
Богородицы (Аллата, Святого Духа) и + (ну не знаю как написать, пусть будет
преданной Любви и искреннего желания и веры вырасти и распустится) Сына (тебя, меня
и еще миллионы или миллиарды наших братьев и сестер открывшихся в своих Душах
любовь). Давай, когда наши цветочки проявятся во всей своей Любви и Духовной
красоте, вместе дружненько и радостно посмеемся над придуманными нашими
сознаниями «проблемами постижения истины». Эй ребятки, нам самим без Вас Всех менее
радостна дорога домой, присоединяйтесь.

P . S . Огромное тебе спасиБо, Рамиль, пока писал этот комментарий испытал такую чувственную практику «цветок лотоса», такой поток чувств, тепла и вибраций. Случайности - не случайны.Так что практика она разная J )))))).

И конечно же огромное БЛАГОДАРЮ - ЕМУ, который помог сейчас вот в эту секунду соприкоснуться с ЕДИНЫМ, а значит еще на шаг стать ближе к дому. Потрясающее чувство. Попробуйте прочувствовать мои волны ЛЮБВИ. Обнимаю и целую ВСЕХ.

Василий 10.12.2015 10:52

Еще подобная практика описана в книга Грэгга Брейдена “Божественная матрица”. Там автор приводит данные любопытного эксперимента. (особенно если поменять немного понятие - Сердце -> Солнечное сплетение, и обратить внимание на ДНК - ведь это же спираливидная структура)

“В 1991 году сотрудники Института математики сердца разработали программу изучения воздействия чувств на организм. При этом основное внимание исследователей было направлено на то место, где возникают чувства, а именно - на человеческое сердце. Это новаторское исследование было опубликовано в престижных журналах и часто цитируется в научных работах.

Одним из наиболее ярких достижений Института стало открытие концентрирующегося вокруг сердца и выходящего за пределы тела энергетического поля, имеющего форму тора диаметром от полутора до двух с половиной метров (см. картинку выше). Хотя нельзя утверждать, что это поле является праной, описанной в санскритской традиции, возможно, оно зарождается именно из нее.

Зная о существовании этого энергетического поля, исследователи из Института задались вопросом: можно ли, генерируя с его помощью определенные чувства, изменить форму ДНК - основы жизни.

Эксперимент проводился в период с 1992 по 1995 год. Ученые поместили образец ДНК человека в пробирку и подвергли ее воздействию так называемых когерентных чувств. Ведущие специалисты этого эксперимента Глен Рейн и Ролин Маккарти поясняют, что когерентное эмоциональное состояние может быть вызвано по собственной воле «с помощью особой техники самоконтроля, позволяющей успокоить сознание, переместить его в область сердца и сосредоточить на позитивных переживаниях». В эксперименте участвовали пятеро испытуемых, специально обученных этой технике.

Результаты эксперимента неоспоримы. Человеческие чувства действительно изменяют форму молекулы ДНК в пробирке! Участники эксперимента воздействовали на нее комбинацией «направленного намерения, безусловной любви и особого мыслеобраза молекулы ДНК», - иными словами, не прикасаясь к ней физически. По словам одного из ученых, «различные чувства по-разному влияют на молекулу ДНК, заставляя ее то закручиваться, то раскручиваться». Очевидно, что эти выводы совершенно не вяжутся с представлениями традиционной науки.

Мы привыкли к мысли, что ДНК в нашем организме неизменна, и считаем ее вполне стабильной структурой (если только не воздействовать на нее наркотиками, химическими препаратами или электромагнитным излучением). Дескать, «что получили при рождении, с тем и живем». Данный эксперимент показал, что подобные представления далеки от истины.”
http://www.peremeny.ru/book/rd/79

И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. , протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» - казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа - апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.

Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным - требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы - созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.

Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди - особенно это бывает свойственно неофитам - горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Пища души

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией - прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва - это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно - душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода - это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву - ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность - не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва - это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.

Добрый плод молитвы - умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не стремиться сразу достичь каких-то состояний - просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве - верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, - внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» - это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.

Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону - произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва - это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Искушения

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты - от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.

Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.

Есть такой закон в физическом мире - чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, - нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно - это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок - все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать - такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия - вроде мне не хочется читать, не могу - все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень - когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться - наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать - молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается - молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя - смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить - сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца - и этого довольно.

Подготовила Екатерина Степанова

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе , в Царствие Божие . А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Иисусова молитва - текст на русском, как правильно молиться? Многие слышали о том, что читать Иисусову молитву разрешено только монахам. Но это не верно. Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы и другие святые отцы говорили, как важно и для мирян творить Иисусову молитву. При этом они учили, как правильно читать Иисусову молитву, поясняли, в чём ее великая сила.

Иисусова молитва может повторяться в короткой и длинной форме. В короткой форме текст Иисусовой молитвы чаще произносится не во время молитвенного правила, а во время выполнения каких-либо других дел. Вот длинная и короткая формы текста Иисусовой молитвы на русском языке:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!
Господи, помилуй!

Нам всегда легче разобраться в технике вопроса (сколько раз читать молитву? лучше утром или вечером?), чем углубиться в суть вопроса, а именно: ЗАЧЕМ нужно читать Иисусову молитву, ПОЧЕМУ ВАЖНО читать Иисусову молитву, в чём её ВЕЛИКАЯ СИЛА?

А между тем, если понять именно это, молитва сама и без всяких подсчетов будет звучать в нашем сердце постоянно. Именно к такой - умной Иисусовой молитве, бьющейся в сердце непрестанно ночью и днем, и стремились святые отцы в течение двух тысячелетий.

Игнатий Брянчанинов о Молитве Иисусовой для мирян

Чтобы растолковать нам, почему Иисусова молитва имеет такую великую силу, Игнатий Брянчанинов проводит параллель с молитвой мытаря. Многие знают эту молитву. С неё, кстати, начинается Утреннее молитвенное правило (утренние молитвы):

Боже, милостив буди мне грешному!

В Евангелии изображена сцена в Храме, когда эту короткую молитву мытаря услышал Бог. Потому что произнесена она была в искреннем раскаянии. А многословную молитву фарисея Бог отверг. Потому что она была тщеславной, восхваляющей свои добрые дела и осуждающей грехи других.

Игнатий Брянчанинов говорит, что в длинной молитве часто рассеивается наш ум, не позволяя нам сосредоточиться на том главном, что хотели бы сказать Богу в своей молитве. А искренняя, покаянная молитва - это всегда вопль, это крик души. Это первая причина , почему краткая Иисусова молитва, произнесенная со вниманием, имеет несравненно бОльшую силу, чем многословные, но невнимательные и рассеянные молитвы.

Вторая причина, почему Иисусова молитва имеет такую силу, очевидна. Произнося Иисусову молитву, мы молимся именем самого Бога. Во время такой молитвы весь человек освящается великим именем Иисуса Христа.

Оптинские старцы о ступенях Иисусовой молитвы

Преподобный Варсонофий говорил о трех ступенях возрастания при чтении Иисусовой молитвы:

  • 1-я ступень – это устная молитва , когда нужно прикладывать большое усилие, чтобы ум наш не рассеивался во время чтения Иисусовой молитвы.
  • 2-я ступень – это умно-сердечная молитва, когда молитва творится непрерывно, чем бы ты не был занят.
  • 3-я ступень – молитва творческая , которой под силу и горы передвигать. Такой молитвы удостоились не многие святые.

Как правильно читать Иисусову молитву? Сколько раз повторять?

Вот самое главное, что нужно понять, прежде чем приступить к постоянному творению Иисусовой молитвы: важно не количество повторений молитвы, а духовное настроение , в котором она произносится. Преподобный Лев из Оптиной пустыни учил, что молитву Иисусову нужно читать в простоте сердца.

Оптинские старцы советовали мирянам читать Иисусову молитву как можно чаще , каким бы делом они не занимались. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что молитву Иисусову по завету святых отцов можно произносить постоянно, и когда человек идет, и когда сидит или лежит, и когда ест, и когда занимается каким-либо рукоделием. При этом произносить молитву нужно со смирением.

Когда Феофана Затворника спросили, как приучить себя к Иисусовой молитве, он дал такой совет : нужно стать (можно сесть) перед иконами и, сосредоточив внимание свое в том месте, где находится сердце, начать произносить неспешно Иисусову молитву, постоянно помня о присутствии Бога. Читать так полчаса или больше. В самом начале такого делания будет очень трудно. Будут одолевать многие помыслы. Но со временем появится навык и молитва начнет произноситься, как дыхание.

Очевидно, что для духовного восхождения нужна внимательная, непрестанная молитва. В этом как раз и призвана помочь Иисусова молитва. Святые отцы говорили, что легче приучить себя к непрестанной Иисусовой молитве, если повторять постоянно одну ее форму . В самом начале нужно больше обращать внимания на слова: «помилуй», «помилуй мя грешного», произнося их с покаянием и простотой.

Важно помнить, что мирянину не следует искать умной или сердечной молитвы . Нельзя искать и ждать прилива особых чувств и духовных наслаждений. Старец Алексий Мечев говорил, что главная сила Иисусовой молитвы в её простоте. Читать её нужно совсем, совсем просто. Не следует думать и мечтать о «сердечном делании» молитвы, как у святых отцов и пустынников. Подвиг такой молитвы очень труден, опасен для новоначальных монахов и невозможен в миру.

Книги об Иисусовой молитве

  • Святитель Феофан Затворник. «О духовной жизни и молитве Иисусовой»
  • Преподобный Серафим Саровский. «Поучения о молитве Иисусовой»
  • Оптинские старцы о молитве Иисусовой. «Не оставляй Божественной молитвы»

Андрей Кураев об Иисусовой молитве «Господи, помилуй!» на русском и греческом языках

Иисусова молитва «Господи, помилуй!» на греческом языке звучит так: «Кирие, елеисон!». Из видео Вы узнаете, как точно переводиться греческое слово «элеисон» (помилуй) на русский язык.


Мне бы очень хотелось, чтобы эта статья «Иисусова молитва - текст, как правильно молиться?» оказалась полезной для Вас!

Желаю Вам радости и терпения в духовном возрастании!

Умная молитва – ровесница человека, ее происхождение святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным» В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении,иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умносердечной молитвы. Умная и сердечная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для человеческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки. Очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем ивсем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умносердечной молитвы, с помощью «которой молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим,устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут,связуемые под действием благодати «воедино о Господе»,восстановить свою целостность. Вне этого единства всецелая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойственна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную.

Речь идет о любви всею крепостию,то есть всеми силами человеческой души, о таком состоянии, когда к Богу устремлены все три основных вида жизненной энергии:мысль, чувство и воля. А такое гармоничное взаимодействие внутренних сил возможно только в исцеленной от ветхости, в преображенной благодатью душе. Это коренное перерождение нашего естества достигается путем очищения от страстей и полной перестройки действия сил души, поскольку в исходном своем состоянии душа,которая «трехчастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной», больна, поражена врожденным недугом. Это невольное наше наследие, следствие грехопадения праотцев. Единственной лечебницей, способной исцелить человека, как мы знаем, является Церковь, где через участие в таинствах и исполнение добродетелей, заповеданных Богом, вершится наше преображение. Однако и эти средства оказываются бесплодны, когда человек причастен к ним только внешне, по форме, когда действует по образу столь сурово обличаемых Христом фарисеев. Новозаветное учение открывает нам, что всякая добродетель в полноте своей осуществима не иначе как через подвиг внутренний, а сущность его составляет не что иное, как умное делание.

Духовная практика умносердечной Иисусовой молитвы, известная как священный метод трезвения и молитвы, или просто умное делание, – это тот предмет, исследованию которого посвящена настоящая работа, да и вся наша книжная серия. Понятие умное делание напрямую связано с судьбой первого человека, а в его лице с судьбой всего человечества. Адам при сотворении получил от Бога созерцательную способность – возможность непосредственного богообщения. Этот высочайший дар был утрачен в грехопадении, однако не окончательно – созерцательная способность может быть возвращена в процессе преображения души. Более того, ее обретение признается святыми отцами необходимой предпосылкой к стяжанию полноты благ Царства Небесного, которое по сути своей и есть пребывание души в Боге,созерцание Бога – богообщение, богопознание. А умное делание оказывается тем уникальным, незаменимым практическим средством, которое приносит двойные дары: с одной стороны, это вид оружия, обоюдоострый меч трезвения и молитвы, которым ведется мысленная брань, очищающая и исцеляющая душу, возвращающая ей способность богообщения; с другой – это своего рода инструмент, посредством которого человеческий дух вводится под действием благодати в непосредственное общение с Духом Божиим.