Однородные члены предложения в русском языке. Однородные члены предложения 3 предложения с однородными

423. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены предложений. Поставь к ним вопросы.

Чем отличаются второе и третье предложение от первого? А второе от третьего?

Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими? Какой вопрос возникает?

Второе и третье предложение отличаются тем, что в них по два сказуемых.
Четвертое предложение отличается тем, что в нем три подлежащих. Возникает вопрос: может ли быть в предложении два или даже три сказуемых и как их можно называть?

424. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены в предложениях. Поставь к ним вопросы.

Сравни предложения. Чем они отличаются? Какой вывод ты можешь сделать?

Уточни в толковом словаре значение прилагательного однородный. Как ты думаешь, почему эти члены предложения так называются?

В предложениях 2,3,4 несколько сказуемых, они разделяются запятыми и соединяются союзом и. можно сделать вывод, что в предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем или несколько подлежащих при одном сказуемом. Предложение с несколькими подлежащими или сказуемыми называется предложением с однородными членами. В толковом словаре слово однородный толкуется так: одинаковый, относящийся к одной и той же группе (роду, разряду).

425. Прочитай отрывок из стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса». Из каких членов предложения состоит лесная песня? Прочитай ее с интонацией перечисления. Есть ли в этом отрывке друге однородные члены? Как надо прочитать это предложение? Спиши лесную песню.

Лесная песня состоит из подлежащих. В этом отрывке есть и однородные сказуемые: рассядемся, будем петь. При чтении этого стихотворения нужна интонация перечисления.

426. Прочитай текст про себя. Какие слова нужно читать с интонацией перечисления? Прочитай вслух, соблюдая интонацию перечисления.

Докажи, что древние русские имена говорят о богатстве русского языка. Встречал ли ты эти имена? Где? Расскажи. Как ты думаешь, какие фамилии образовались от этих имен?

По характеру ребенка: Бессон, Молчан, Несмеяна, Неулыба, Добр, Смирной. По тем чувствам, которые дети вызывали у родителей: Любим, Любава, Милава, Нечай. Эти имена встречаются в фамилиях, которые от них произошли: Беляй - Беляев, Молчан - Молчанов, Булгак - Булгаков, Смирной - Смирнов, Любим - Любимов, Нечай - Нечаев, Черняй - Чернов, Некраса - Некрасов.

427. Спиши предложения. Найди и обозначь главные члены. Есть ли среди них однородные? Покажи графически, какие члены предложения однородные. Прочитай предложения с однородными членами. Не забудь об интонации перечисления.

428. Спиши текст. Найди и подчеркни главные члены в каждом предложении. Покажи графически однородные члены.

Подчеркни знакомые орфограммы, объясни написание.

Рассмотри еще раз схемы предложений с однородными членами. Какой знак разделает однородные члены на письме?

429. Прочитай. Определи, какая схема соответствует каждому предложению. Спиши в порядке следования схем.

Ночью в полях под напевы метели дремлют березки и ели.

На дворе стоит бычок и жует свой язычок.

Выйдет солнышко опять, в окна к нам заглянет.

430. Запиши предложения по схемам.

Гуси и лебеди гнездятся на озере.

Гуси и лебеди плавают, плещутся, ныряют.

Летом так чудесно поют зарянки и соловьи.

431. Спиши текст. Поставь, где это нужно, запятую между однородными членами. Покажи графически однородные члены.

432. Составь и запиши предложения по схемам.

Волга и Ока текут в Каспийское море.

Белые лилии и желтые кувшинки цвели в пруду.

Яркие звезды мерцали, сияли, светили.

433. Составь и запиши предложения, в которые есть: 1) два однородных подлежащих при одном сказуемом; 2) три однородных подлежащих при одном сказуемом; 3) два однородных сказуемых при одном подлежащем; 4) три однородных сказуемых при одном подлежащем. Расставь правильно знаки препинания. Подчерки орфограммы.

434. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Перечисли знаки препинания, которые ты знаешь. Какие из них ставятся только в конце предложения, а какие - только внутри предложения?

Главная мысль текста : знаки препинания, как интонация, позволяют точнее понимать текст, помогают передать то, что нельзя передать только словами. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. В середине предложения можно ставить запятую, тире.

435. Что могут рассказать знаки препинания о смысле и интонации этих предложений?

Составь и запиши предложения по этим схемам. Какие это предложения по цели высказывания и по интонации?

436. Прочитай. На какие вопросы отвечают выделенные слова? К каким членам предложения они относятся? Какими членами предложения являются выделенные слова - главными или второстепенными? Какой вывод об однородных членах предложения ты можешь сделать?

Спиши текст, подчеркни в предложениях грамматической основы. Графически покажи однородные члены предложения.

437. Спиши. Подчеркни главные члены. Графически обозначь однородные члены предложения. Какие они - главные или второстепенные? Объясни, почему ставится или не ставится запятая между однородными членами.

Какие это предложения по цели высказывания и по интонации? Подчеркни орфограммы в словах и между словами. Объясни написания.

438. Прочитай. Какие знаки стоят в конце предложения? Какое предложение надо прочитать с интонацией перечисления? Почему? Какие знаки нужно поставить в этом предложении?

Спиши вторую и третью строфы. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Покажи графически однородные члены.

Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой.
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой.
- поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой -
На то мы Ваньки - Встаньки!

439. Диктант с подготовкой. Прочитай. Подчеркни и объясни орфограммы. Подчеркни простым карандашом главные члены предложений. Покажи однородные члены. Поставь, где это нужно, запятые. Закрой учебник. Напиши под диктовку.

§ 1 Понятие однородных членов предложения

В этом уроке расширим ранее знакомое понятие однородные члены предложения, а также вспомним, какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения.

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и произносятся с интонацией перечисления. Как правило, однородные члены предложения выражены одной и той же частью речи.

Рассмотрим предложение:

Желтые, красные, фиолетовые искры салюта сверкали в небе.

Данное предложение осложнено однородными определениями: желтые, красные, фиолетовые. Проверим это.

Согласно определению, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Найдем слово, от которого можно задать вопрос к словам желтые, красные, фиолетовые: искры (какие?) желтые, красные, фиолетовые.

Перед нами три слова, которые выражены одной частью речи - прилагательным. Прилагательные желтые, красные, фиолетовые относятся к одному слову искры, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления и являются однородными определениями.

§ 2 Однородные члены в предложении

Однородными могут быть все члены предложения как главные (однородные подлежащие или однородные сказуемые), так и второстепенные (однородные дополнения, однородные определения или однородные обстоятельства).

Например:

Мы (что делали?) гуляли, играли и плавали. Это однородные сказуемые, относящиеся к местоимению мы.

Растут (что?) деревья, цветы, травы. Это однородные подлежащие, которые связанные с глаголом растут.

Видел (кого?) рыбок, скатов, акул. Это однородные дополнения, вопрос к которым мы задаем от глагола видел.

Героях (каких?) сильных, отважных и умных. Это однородные определения, относящиеся к существительному героях.

Живут (где?) в норах и дуплах. Это однородные обстоятельства, связанные с глаголом живут.

§ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены связаны между собой при помощи перечислительной интонации или при помощи союзов. Рассмотрим правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Запятая ставится между однородными членами предложения, если они не соединены союзами или соединены союзами А, НО.

Например:

Города, деревни, поселки быстро пролетали за окном поезда.

Однородные подлежащие города, деревни, поселки связаны между собой интонацией перечисления (без союза) и на письме разделяются запятыми.

Солнце светит, но не греет.

В этом предложении светит, не греет - однородные сказуемые, соединенные союзом но. Следовательно, перед союзом но ставим запятую.

Рассмотрим следующее предложение:

Он не шел, а бежал домой.

Не шел, бежал - однородные сказуемые. Перед союзом а следует поставить запятую.

Запятая не ставится между однородными членами предложения, если они соединены одиночным союзом И.

Например:

Во время бури деревья трещат и ломаются.

В том случае, если однородные члены соединены повторяющимся союзом И, то перед ним ставится запятая.

Например:

И земля, и деревья, и небо - все уснуло зимой.

Следует запомнить также следующее правило:

Если союз и соединяет пары однородных членов, то запятые ставятся между парами.

Например:

Зеленели деревья и кусты, цветы и травы.

§ 4 Краткие выводы по теме урока

Подводя итоги урока, вспомним, что:

1.однородные члены произносятся в предложении при помощи интонации перечисления;

2.часто однородные члены предложения располагаются рядом, как бы следуя друг за другом;

3.между однородными членами ставятся запятые, за исключением случаев, когда они соединены одиночным союзом и.

Список использованной литературы:

  1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  2. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  5. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

Использованные изображения:

Человеческое мышление формируется с помощью языка () и оказывается с ним прочно связанным. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И

запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Составьте и запишите предложения с однородными членами.На снегу были следы(-а; 1-е; ед.ч.).......,(н.о.; 2-е;ед.ч.)....и(н.о.; 3-е; ед.ч.)..... .Люди

шли по главной(-а; 1-е;ед.ч.)...,по(н.о.; 3-е; ед.ч.)...и по(н.о.; 2-е;ед.ч.)... . куропатка,площадь,проспект,рысь,тетерев,улица.

1. Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же

вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-

ющие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-

ми, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-

ных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

2. Найдите противительный союз:

3. К какой группе относится союз или:

а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-

ческую функцию.

а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

б) Розово и зыбко явь отражается в снах.

в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

1. подлежащее;

2. сказуемое;

3. определение;

4. дополнение;

5. обстоятельство.

5. Определите, как связаны между собой однородные члены:

а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

1. союзная связь;

2. бессоюзная связь.

Я часто езжу на поезде.Мне нравится смотреть в окошко. "Жирный Шрифт"(За окном поезда мелькают поля.За окном мелькают реки.Мелькают леса.Мелькают деревни).

Обратите внимание, что однородные члены позволяют выразить в одном предложении смысл нескольких предложений.

воде.б) Напряженная артиллерийская дуэль.в) Леля, смеясь, взбежала на террасу.г) Какое чудесное утро: и роса выпала, и птицы поют!д) Ему не удалось убить ни лисицу, ни зайца.2. Найдите предложения с вводными словами:а) Мало-помалу мой глухарь, однако, успокоился. б) Ах, наконец, ты вспомнил обо мне. в) Наконец показался поезд. г) По-видимому, своим словам он придавал немалое значение.д) Несомненно, труд облагораживает человека.3. Найти предложения с обособленными определениями:1) Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность.2) Направлявшийся к стадиону трамвай был переполнен.3) За столом рылся в книгах приехавший из станицы счетовод.4) Освещенное луной и перекрытое тенями, лицо было страшно.5) Измученные, грязные, мокрые, мы наконец достигли берега. 4. Указать предложения с необособленными обстоятельствами:1) Несмотря на все мо старания, я никак не мог заснуть.2) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.3) Сняв уздечку с пегого мерина, Нестер почесал его под шеей. 4) Савка сказал последние слова улыбаясь, а у меня похолодело под сердцем.5) Младые грации Москвы сначала молча озирают Татьяну с ног до головы. 5. Чем осложнено данное предложение?Раненый грач вначале отчаянно защищался клювом, но, очевидно поняв бесполезность борьбы, стих, только испуганно смотрел на людей черными, как спелая черемуха, глазами.1) однородными членами;2) вводными словами;3) сравнительным оборотом;4) обособленным обстоятельством;5) обособленным определением.6. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания (запятой):Солнцем (1) озарив просторы (2) день заиграл (3) разноцветными красками (4) ласкавшими взгляд.1) 1, 2, 4.2) 2, 3.3) 4.4) 2, 4.5) 1, 2, 3, 4.7. В каких случаях конструкцию с как следует обособить?1) Я ощущал это как величайшее счастье.2) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на велосипеде.3) Лодка грузно качалась на волнах как тюлень.4) Небо как голубой шатер.5) Светло почти как днем.8. Укажите предложения, где перед и следует поставить запятую:1) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.2) Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.3) Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред.4) Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.5) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.9. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:1) Его поведение _ кажется _ всем странным.2) Пароход отойдет _ конечно _ не раньше рассвета.3) Ночь была лунная _ мягкая.4) Ой ты Волга _ родимая Волга _ кто не любит твоих берегов!5) Ты _ значит _ ждал меня.10. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:1) Все забрал бы с собой - и леса твои, и поля твои.2) Ночью все вокруг: река, поля, лес было тихо и прекрасно.3) И по меже, и по рву под межою - всюду пестрые цветы.4) Это был красивый, деревянный дом.5) Убаюканный сладкими, надеждами он крепко спал.

1. Однородные члены предложения – это члены предложения, которые
связаны с одним и тем же словом в предложении и обычно отвечают на
один и тот же вопрос. Так же это одинаковые члены предложения,
объединённые друг с другом сочинительной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены
предложения.

Приведем пример:
Старый плотник Василий и его ученик выполняют работу не торопясь,
основательно.

B данном предложении два ряда однородных членов: однородные
подлежащие Василий и ученик соотносятся с одним сказуемым –
выполняют;
однородные обстоятельства образа действия не торопясь, основательно
зависят от сказуемого (выполняют (как?) не торопясь, основательно).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи .

Приведем пример: Василий и ученик – имена существительные в
именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошла молодая дама лет тридцати двух, пылающая здоровьем, со
смеющимися губами, щеками и глазами.
В данном предложении среди однородных определений первое выражено
именным словосочетанием в родительном падеже (лет тридцати двух),
второе – причастным оборотом (пылающая здоровьем), третье –
сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с
с зависимым причастием (со смеющимися губами, щеками и глазами).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и
разноимённые члены предложения.
Приведем пример: Непонятно, кто и как разпространил по району
новость о рождении белого мальчика.
Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами
предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как, но
связаны они сочинительным союзом и).

3. Однородные члены соединяются сочинительными союзами и интонацией или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то
запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом,
после последнего однородного члена запятые не ставятся.

Знаки препинания при однородных члена х.

А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.

* , *, *
Приведем пример:
Протекла со страшной быстротой странная, пёстрая, густая жизнь.

Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы
(либо, или) – запятая между однородными членами не ставится.

* и *; * или *.

Приведем пример:
Она плакала и топала ногами;
Кое-где при дороге попадается белая береза или плакучая ива.

Примечание.
Союзы и, да и, да могут иметь присоединительное значение. Эти союзы
вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом
случае запятая перед союзом ставится.
Приведем пример:
Люди подшучивали над ней, и справедливо.
– Люди подшучивали над ней, и притом справедливо;
Что тут закажешь рисовать художнику, да ещё плохому.
– Что тут закажешь рисовать художнику, и притом плохому.

Противительные союзы (зато, а, но, однако=но, да=но) – запятая между
однородными членами ставится.
*, а *; *, но *; *, однако *; *, зато *

Приведем пример: На взгляд-то он красив, да молод;
Теперь озеро мерцало не сплошь, а лишь в нескольких местах;
Садик наш мал, зато уютен.

Д) Двойные и парные союзы (если не..., если не..., то; не
столько..., так; хотя..., но и; как..., не только..., так и; но и;
сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы...,
а) – запятая между однородными членами ставится.
Не только *, но и *; как *, так и *; хотя и *, но и *.

Приведем пример:
Радуга растянулась не только над окраиной города, но и далеко
вокруг;
Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить
вас с приятелем вашим;
Для Василия Василиевич хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея
Кузьмича.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее
слово является тем же членом предложения, что и другие однородные
члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

Обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого
целого:

За городом с горы былв видна деревня: квадраты кварталов, деревянные
здания, разлив садов, шпили костёлов;

Обобщающее слово обозначает родовое (общее понятие), а однородные
члены – видовые (более частные понятия):

Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки (Фадеев).

Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего
местоимениями и местоимёнными наречиями и существительными:

Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной (всегда –
местоимённое наречие); Здесь всё: и здание, и зелень – воспринимал
особо я (всё – местоимение).

Задание для самоконтроля
:
1. Найти однородные члены в данных предложениях.
Какими частями речи они выражены?
Объяснить правописание выделенных слов, разобрать их по составу
а) Посетители выставки с интересом осмотрели изделия из металла,
стеклянные вазы, национальные костюмы, вышивку, украшения из
перламутра, привезенные с далеких островов.
б) На совещание люди пришли обменяться опытом, понять допущенные
ошибки, наметить план дальнейшей работы.
в) Эдуард Шел быстро, размеренным шагом, не оглядываясь по сторонам.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Зависят от одного и того же слова
  3. Произносятся с перечислительной интонацией

Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.

Подробно в видео:

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Примеры

Обозначим однородный член знаком?.

Правило.

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
?,?,?

В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки .

соединительными союзамии, да(=и), или

Вдруг налетела буря скрупным И частым градом.

Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад.

противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, Адобротой .

или…или

либо…либо

не то…не то

1) и?, и?, и?

или?, или?, или?

Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь .

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только?, но и?

как?, так и?

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

Запятые нигде не ставятся!

Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа №1.

Прочитай еще раз Ловушку №1.

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа №2.

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и

Вариант ответа №3.

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа №4.

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.