Найди глаголы с частицей не. Частица "не": слитное и раздельное написание с разными частями речи

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО -

(в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть)

не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. НЕ пишется слитно или раздельно? 1. Глаголы, которые без не не употребляются. 2. Глаголы с приставкой недо- со значением неполноты, недостаточности. 1.Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без нене употребляются, например: небрежный, невзрачный, неприязненный. Правописание не с наречиями - 1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, неотвязно, недоумевающе.


Пиши такие слова слитно. Мы не досмотрели фильм до конца., Маша не доела кашу. - Здесь значение «не до конца».Няня недосмотрела, и малыш упал с качелей. Ехать навстречу (сущ.) с товарищем.Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку. Он тоже (= И) был на собрании. Я тоже (= И) хожу в школу. Слесарный цех тоже (= И) выполнил план. Он говорил тоже, что и вы (ЖЕможно опустить). Успех в учёбе зависит также (= И) от умения организовать работу.

Я также (= И) прочёл эту книгу. Я это знаю также, как и вы (ЖЕможно опустить). Я пришёл в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную мне книгу. Чтобы мне прочитать по этому вопросу? Сравните:Хозяйка недосмотрела за котом, и он успел выбежать из квартиры. Глагол оправдывать употребляется без не, поэтому нет причин писать не и глагол слитно.

В глаголе недооценивать приставка недо-. Поэтому он пишется слитно. Важно! В предлогах несмотря на и невзирая на слова несмотря и невзирая пишутся слитно.

Ср.: Недосмотрел за ребёнком и Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедают и Он обычно не доедает свою порцию. Волков бояться – в лес не ходить. Но в русском языке есть слова-исключения. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.

Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие. Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса). V. Работаем с алгоритмами. 2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные. А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с непишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти). От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю. И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит. Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул.

Не очень здоровится); но, в соответствии с общим правилом (см. выше): не поздоровится. Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется с не раздельно, например: 1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки; 2) В книге не хватает нескольких страниц.

Ср. также раздельное написание не основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письмо, что-то не доделать, ни до чего не доспорились. Справочник по правописанию и стилистике. В тех же случаях, когда написание опирается не на правила, следует обращаться к нормативным словарям (см. приложение в конце книги). Примечание 2.Частицакак будто пишется без дефиса в два слова, например: Тише! Как будто стучат.

Ср.: …но таки упек своего товарища (Гоголь); …я таки запер ее и в этот раз (Достоевский). 5.Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все жетаки, мы быде так не поступили. Тургенев). Но: Не купите ли-с? (Данилевский); как же-с (частица -с присоединяется дефисом также к предшествующей частице).

3.Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. 5.Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве не правда чувствуется в его словах? При раздельном написании логическое ударение падает на частицу не. При решении таких вопросов необходим более широкий контекст.

С ложью правда не дружит. Не с деепричастиями пишется по тем же правилам, что и с другими формами глаголов. В некоторых глаголах недо - часть корня:недомогать,недоумевать.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Русский язык слывет сложным и непостижимым для изучения иностранцами. Да что иностранцами! Граждане, родившиеся и выросшие в России, никогда не говорившие на другом языке, тоже испытывают некоторые сложности. К сожалению, приходится констатировать, что общий уровень грамотности в стране стал заметно ниже. Части населения, это впрочем, совершенно не мешает радоваться жизни. Однако в ряде случаев грамотное изложение своих мыслей на бумаге просто необходимо. Чтобы написанный вами документ производил хорошее впечатление, вспомним несколько простых правил русского языка, в частности, как пишется «не» с глаголами.

Необходимо:

— учебник русского языка;
— словарь.

Инструкция:

  • В основной своей массе отрицающая частица «не» с глаголами пишется раздельно . Здесь не имеет значения, стоит ли глагол в начальной форме инфинитива (окончание у слова на суффикс –ть ,-ти , -чь ), склоняется ли, или выражает различное время - настоящее, прошедшее или будущее. Действительно, какая разница: «не смотреть », «не смотрю » и «не буду смотреть »! Это же правило действует, если глагол существует в форме деепричастия. Например, «не смотря ». Казалось бы, вот и прекрасно! Все пишем раздельно! Нет, из каждого правила имеются исключения, а российские правила, похоже, состоят только из исключений.
  • Существуют глаголы, в которых отрицательная частица входит в состав слова, является его неотъемлемой частью, и без нее вообще не употребляется. Например, в таких словах, как «негодовать », «несдобровать », «невзлюбить », не с глаголами пишется слитно. Для таких исключений существует простая проверка: если от отрицательной формы глагола нельзя произвести утверждающую, то частица пишется слитно. В самом деле, ведь нет же слова «годовать » или «навидеть »!
  • Как ни странно, но такой простой глагол, как «доставать » тоже имеет свои характерные особенности. Если этим словом обозначается физическое действие - «добираться, дотягиваться », то отрицательная частица пишется раздельно, как и с любым другим нормальным глаголом. Например, «не достает головой до верха ». Если же в слово вкладывается смысловое значение «быть необходимым», «нуждаться в чем-либо », «находиться в недостатке » - частица «не» пишется слитно, как в выражении «недостает умения », «недостает экспрессии ».
  • Часть людей переносит это правило на глагол «хватает ». Действительно, «нуждаться » и «не хватать » практически идентичны по смыслу. Но вот «хватать » пишется с «не» только раздельно.
  • Или вот несколько устаревший глагол «взирать ». Варианты его сосуществования с частицей «не» также напрямую зависят от вкладываемого смысла. Если хотят употребить глагол в прямом значении «не глядя», то «не» пишут раздельно, как и с другими вариантами. Например, «критиковать, не взирая на лица ». Если же хотят противопоставить действие в значении «вопреки », то частица «не » присоединяется, например, «жить, невзирая на тоску ».
  • Некоторая ловушка подстерегает пишущего при употреблении приставки «недо ». Если в виду имеется не полностью совершенное действие, например «недочитанная книга», то отрицающая частица пишется слитно. Чтобы развеять сомнения, можно попытаться противопоставить приставки «недо » и «пере ». Например, «недолезть - перелезть ».
  • В некоторых случаях возникает проблема с правильным написанием, когда имеется отдельное существование частицы «не » рядом с приставкой «до » в глаголе. Например, «доехать », «доесть », то есть совершить действие до конца. В этом случае частица «не» пишется отдельно, как в обычном случае. Правописание «не» с глаголами подчиняется сложным и интересным правилам. Вслушивайтесь и вдумывайтесь в глубинный смысл слов, и вы откроете для себя массу интересного.

Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

Когда «не» пишется отдельно от глагола

Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.

Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.

Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

Например: не смотря; не видя .

Когда «не» пишется слитно с глаголом

Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

  • при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
  • при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.

Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.

Например: критиковать, не взирая на лица .

Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

Например: жить, невзирая на трудности .

Глаголы-исключения

К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .

Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

Глаголы с приставкой "недо-"

Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .

Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.

Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.