Что означает грамматическая основа предложения. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.


Зависимость грамматической основы от вида предложения

В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.




Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

    В двусоставных предложениях грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое .

    В односоставных предложениях есть только один главный компонент - он и будет грамматической основой (назывные предложения (с подлежащим ), а **определнно-личные , неопределнно-личные, **обобщнно-личные и безличные (со сказуемым ).

    В первую очередь нужно найти подлежащее в предложении. Подлежащее обозначает, о ком или о чм идт речь. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Следует помнить, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи (местоимением, прилагательным, причастием, числительным) неопределнной формой глагола (инфинитивом)...)

    Далее нужно определить сказуемое . Сказуемое отвечает на вопросы глаголов и обозначает действие, совершаемое подлежащим. По своему составу сказуемое может быть простым и составным (именным и глагольным) и сложным.

    Для того, чтобы правильно определить грамматическую основу предложения, нужно внимательно прочитать его и определить, простое это предложение или сложное, которое может состоять из двух и более простых предложений. Если предложение простое , то у него будет одна грамматическая основа. Если оно сложное , то несколько .

    Сначала опредилите, простое или сложное предложение перед вами. Простое предложение - это односоставное, а сложное, это двухсоставное. Далее определяем подлежащие в первом предложении (при варианте сложных предложений)с помощью вопросов кто?, Что?, потом выделяем сказуемое с помощью вопросов что делал? что сделал?, что такое?. После этого проделываем ту же процедуру в следующем предложении.

    В простом предложении выделяем подлежащие и сказуемое только один раз.

    Подробнее посмотрите на предложенной картинке -

    Пример из головы - Собака съела мясо, которое купила хозяйка. Подлежащие в первом предложении - Собака, сказуемое - съела; подлежащие во втором предложении - хозяйка, сказуемое купила.

    Прежде всего надо понять, что такое грамматическая основа. Грамматическая основа предложения является его ядром и определяет основной смысл преложения.

    Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Попробуем определить грамматическую основу предложения на простом примере:

    Я отвечаю на этот вопрос.

    В этом предложении подлежащим выступает я, а сказуемым - отвечаю.

    Грамматической основой этого предложения есть словосочетание я отвечаю.

    Гляжу с момента моего окончания школы ничего не изменилось в это вопросе. Это радует. В качестве основы предложения выступают подлежащее и сказуемое. Самый распространенный случай - в предложении есть и подлежащее и сказуемое. Сказуемое глагол, а подлежащее существительное или местоимение. Например: Я сделал уроки. Сказуемое сделал, подлежащее местоимении я. На часто бывают и такие предложения: Проснулся. Сделал уроки. В них как мы видим нет подлежащего. Бывает что и нет сказуемого, например: Утро. Для начала определяем ест ли в нашем предложении подлежащее и сказуемое, потом определяем какими частями речи они являются, от них выстраивает связь к остальным словам.

    Грамматическую основу найти в предложении не составит труда, если знать, что это такое.

    Подлежащее + сказуемое. сколько найдете таких сочетаний, столько основ и будет в предложении. Должно быть или одно подлежащее или одно сказуемое.

    Грамматической основой предложения является его важная структурная часть. И вот эта часть по сути и определяет важный и весь смысл данной фразы.

    И такую грамматическую основу именно в лингвистике называют как- предикативное ядро.И такие грамматические явления имеются во многих мировых языках.

    вот это вам в помощь самые простые правила о том,как научиться выделять такую основу:

    И вот несколько примеров,каким образом и какие части речи могут выражать подлежащие.

    Нужно всегда анализировать предложение,чтобы понять его суть и смысловую нагрузку.И тогда будет несложно определять его грамматическую основу.

    Грамматическая основа-это главная часть предложения и практически в каждом предложении, данная основа состоит из двух главных членов предложения. Грамматическую основу предложения, иногда называют предикативным ядром или предикативной основой.

    К главным членам предложения, относятся сказуемое и подлежащее, в некоторых случаях,в предложении может быть только один главный член.

    Для того, что бы выделить грамматическую основу предложения, необходимо выделить сказуемое и подлежащее данного предложения.

    Тут вс просто как в английском. Есть в предложении подлежащее (отвечает на вопрос кто и что), затем сказуемое (что делал, что сделал), Определение (для чего, для кого), и дополнение (это остальное). Вот таким образом можно разобрать предложение

    Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого . Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, - для пятиклассников .

    Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое - с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощнного преставления вызывает недоумение.

    Подлежащее называет то или что, о чм идт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:

    Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции

    числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное

    сказуемое согласуется со словами множество, часть, большинство, меньшинство, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе ! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.

    Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще один глагол - простое глагольное сказуемое, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остатся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:

    Приведнные ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:

    А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).

    В неполных предложениях грамматическая основа теряет подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте , потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.

    Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.

    От неполных предложений нужно отличать односоставные . В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определнно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:

    Тебе передали книгу

    • это неопределнно-личное предложение, которое можно трансформировать в Кто-то передал тебе книгу, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо кто-то может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).

    Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.

    Грамматическая основа предложения или предикативное ядро состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставных предложениях) или одного из них (в односоставных предложениях).

    Соответственно, чтобы выделить грамматическую основу предложения необходимо найти подлежащее (отвечает на вопрос Что? / Кто? и обозначает о чм или о ком идт речь) и связанное с ним сказуемое (как правило, глагол, обозначающий действие подлежащего или его характеристику).

В предложении, как единице связанной речи, все слова различаются по функциям и делятся на основные и второстепенные. Основные члены выражают ключевое оглавление высказывания и являются его грамматической основой. Без них предложение не имеет смысла и не может существовать.

Инструкция

1. Дабы выделить грамматическую основу всякого предложения , нужно обнаружить и подчеркнуть его основные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.

2. Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно неизменно стоит в исходной форме (именительном падеже либо инфинитиве) и, как водится, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее примерно всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» правда не неизменно лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не последователь резких мер. Прилагательным либо причастием: «кто?» сытый голодного не понимает; «кто?» отдыхающие ожидали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до крупна вышли в поле. Составным названием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.

3. Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от метода выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и трудным.

4. Примитивное глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло своевременно. Комбинированное именное сказуемое состоит из 2-х частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» — сказуемое). Комбинированное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Трудное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат неизменно «что делал?» хотел трудиться юристом. Последняя часть предложения («хотел трудиться юристом») является трудным сказуемом, так как только все слова в целом дают надобную информацию о подлежащем.

5. Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите примитивное оно либо трудное, состоящее из 2-х и больше примитивных. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от числа примитивных предложения , входящих в состав трудного. Скажем: мы припоздали, так как лил ливень. «Мы припоздали» и «лил ливень» — грамматические основы сложноподчиненного предложения .

6. Обнаружьте в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово либо словосочетание, которое на них отвечает. После этого от обнаруженного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и обнаружьте сказуемое.

7. Если есть только один из основных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не надобно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-собственные, неопределенно-собственные, обобщенно-собственные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Разумного человека распознаешь сразу». «Темнее».

8. При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

На уроках русского языка школьники обязаны овладеть не только навыками грамотного письма, но и знанием видеть конструкцию предложения, выделять его члены. Для этого нужно обучиться выделять основные и второстепенные члены. Как обнаружить подлежащее в предложении? Каковы его основные знаки?

Инструкция

1. Раньше каждого, вы обязаны знать, что все члены предложения делятся на две группы: основные и второстепенные.Основные члены — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.Для того, дабы обнаружить подлежащее, испробуйте поставить к слову вопрос. Оно отвечает на вопрос именительного падежа («кто?» либо «что?»). Скажем, в предложении «Скоро придет весна» на вопрос «что?» отвечает слово «весна». Именно о ней говорится в предложении.Помните, что подлежащим является основный член предложения, тот, что обозначает, о ком либо о чем говорится в предложении. Эти слова традиционно выражаются формой именительного падежа.

2. Подлежащим могут быть имена существительные(почаще каждого), местоимения, причастия, числительные и даже неопределенная форма глагола. Так, в предложении «Жить — родине служить» подлежащим будет слово «жить». Оно является неопределенной формой глагола.Обратите внимание, что в данном предложении между основными членами стоит тире. Это происходит, в том числе, и когда подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.В предложении «Мы отменно передохнули» основным членом предложения, отвечающим на вопрос «кто?» является местоимение «мы».

3. В предложении, в котором есть глагол, подлежащее обнаружить проще. Им является слово, обозначающее того, кто делает действие.Разглядите предложение: «Дети с радостью кинулись к реке».Вы видите, что в нем есть глагол «кинулись».Определите, кто делает это действие. Это слово и будет являться подлежащим. Следственно, слово «дети» отвечает на вопрос именительного падежа, указывает на того, кто делает действие и является основным членом в этом предложении, а именно, подлежащим.

4. Подлежащим может являться и неделимое сочетание слов. Скажем, в предложении «Мужчина с ребенком плыли по реке» подлежащим является словосочетание «мужчина с ребенком».Обратите внимание на глагол «плыли». Он употребляется в форме множественного числа. Следственно и подлежащим будет не одно слово, о словосочетание. Это дозволяет сказать, что действие делает не одно, а два лица.

Видео по теме

Из школьной программы вестимо, что безличными именуются односоставные предложения, в которых указывается на действие либо состояние, возникающее и существующее самостоятельно от носителя состояния либо изготовителя действия.


Безличные предложения дюже колоритны, коротки. Весомое значение они имеют в диалогах художественных произведений. Зачастую употребляются в разговорной речи. В тексте нередко такого рода предложения ми выражены состояния природы, окружающей среды, самочувствие человека, его психическое и физическое состояние. Безличными предложения ми легче сформулировать неосуществимость, неотвратимость действий, отрицание. Также, по словам Дитмара Розенталя, этим синтаксическим конструкциям присущ оттенок инертности, пассивности.По словам иного вестимого лингвиста, Александра Пешковского, с поддержкой безличных предложений дозволено выразить: — легкость действия. Такая конструкция помогает автору показать, что действие происходит само по себе, без усилий человека («Сеялось вольготно…»); — состояние, с которым человек сам не может совладать («Ей не сиделось на месте»);- внезапность поступка. Когда люди сами от себя не ждут таких действий («Вот к ним иду…», — само собою сказалось у Брыкина»);- время, когда действие совершается само по себе, супротив свободы человека. Какие-нибудь поводы, изредка неясные (отсель и безличная форма выражения), останавливают его, принуждают поступить по-иному («Ты что, не мог сказать?», — спросила Таня. «Да как-то не сказалось», — ответил он ей»);- работу памяти, ее прояснения и другие особенности организма («Внезапно голова заработала дюже ясно. Вспомнилось: ехал по выцветшему полю.»);- сердечные процессы, связанные с деятельностью воображения («Теперь вот грезится: заболевать бы недельки на две, на три»);- надежду человека во что-либо, не имеющую под собой оснований. Человек верит, т.к. хочет, дабы это исполнилось («Верилось отчего-то, что весна будет ранняя»);- работу мысли, совершающуюся самостоятельно от того, хочет человек думать об этом либо нет («А еще подумалось, что сейчас все пойдет по-иному»).Таким образом, всеобщее значение безличных предложений — заявление самостоятельного действия (знака), не соотнесенного с деятелем.

Видео по теме

При разборе предложения вначале нужно обнаружить его основу . Таким образом становится внятна конструкция фразы, а также нередко и то, где и как надобно расставлять знаки препинания. Следственно любому человеку, желающему писать грамотно, желанно уметь определять эту основу .

Инструкция

1. Определите, что собой представляет грамматическая основа. Почаще каждого она представлена подлежащим, выражающим объект либо субъект действия, и сказуемым, описывающим действие. Такие предложения именуются 2-х комбинированными. Односоставной основа становится в том случае, если в ней отсутствует один из 2-х элементов.

2. Обнаружьте в предложении подлежащее. Оно должно обозначать то, о ком либо о чем идет речь. Также оно должно отвечать на вопрос «кто?» либо «что?». Подлежащее может быть выражено разными частями речи. Почаще каждого это существительное, стоящее в именительном падеже. Также подлежащим может оказаться местоимение, причем не только личное, но и неопределенное, вопросительное либо негативное. Оно также должно стоять в именительном падеже. Если полагаемое подлежащее — это часть неразделимого словосочетания, скажем, «Уральские горы», то каждая фраза становится частью основы предложения.

3. Выделите в анализируемой фразе сказуемое. Оно должно обозначать действие, делаемое подлежащим либо над ним. Почаще каждого данный член предложения выражен сказуемым, о в этой роли встречаются и отглагольные прилагательные. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в лице, числе и роде.

4. При выполнении письменного задания подчеркните подлежащее одной, а сказуемое — двумя чертами.

5. При нахождении нескольких подлежащих и сказуемых проанализируйте конструкцию предложения. Если вы видите перед собой два и больше само­стоятельных в смысловом плане сочетания членов предложения, то речь идет о трудном предложении с сочинительной либо подчинительной связью. В случае, когда несколько сказуемых относятся к одному подлежащему и напротив, то перед вами примитивное предложение с расширенной основой. Впрочем такие повторяющиеся элементы все равно обязаны соединяться союзом «и» либо разделяться запятыми.

Видео по теме

Грамматической основой предложения называют его наиглавнейшую структурную часть, которая в существенной степени определяет толк каждой фразы. Грамматическую основу в лингвистике часто именуют предикативным ядром. Зачастую встречается и термин «предикативная основа». Это грамматическое явление существует во многих языках.

Инструкция

1. Определите, подлинно ли фраза, которую вам нужно разобрать, является предложением. Часть фраз в русском языке являются единовременно и предложениями, и высказываниями, но есть и такие, которые дозволено отнести только ко 2-й категории. В первом же случае во фразе дозволено выделить члены предложения либо же определить их синтаксические позиции. Как водится, высказывания, состоящие из нескольких слов, являются предложениями.

2. Обнаружьте подлежащее. Данный член предложения обозначает предмет, действие которого описывается в самой фразе. Подлежащее грамматически само­стоятельно, оно отвечает на вопросы именительного падежа. Впрочем подлежащее может быть выражено и иной частью речи, которая в данном случае будет исполнять функции существительного. Следственно определите действующий объект, пускай даже он выражен не вовсе привычной частью речи либо существительным не в именительном падеже. Скажем, в предложении ««ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет «ВКонтакте». В то же время в предложении «Общественная сеть «ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет теснее слово «сеть».

3. Определите сказуемое. Оно обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы глаголов. Помните, что сказуемое не неизменно может быть выражено глаголом. Глагольное сказуемое может быть простым либо составным. Во втором случае в грамматическую основу входят оба глагола, то есть стоящий в индивидуальной форме и в инфинитиве. Сочетание подлежащего и сказуемого и является предикативным ядром.

4. Один из основных членов предложения может отсутствовать. При этом высказывание остается предложением, если дозволено определить позицию недостающего члена предложения. Изредка это дозволено узнать только по контексту. Скажем, участники диалога могут обговаривать чьи-то действия и отвечать на вопросы друг друга одним словом. Собеседникам ясно, о ком либо о чем идет речь, они могут только называть действия субъекта. В этом случае грамматическая основа есть, но она состоит из одного члена предложения. Скажем, если прежде собеседники разговаривали о общественных сетях, то один из них может задать вопрос, какая предпочтительнее. Результат «ВКонтакте» является предложением, от того что есть подлежащее и подразумевается сказуемое.

Обратите внимание!
В некоторых случаях частью грамматического ядра являются синкретные члены предложения. Они грамматически связаны и с подлежащим, и со сказуемым и могут единовременно являться подлежащим и, скажем, обстоятельством.

Полезный совет
Будьте исключительно внимательны в случаях, когда в предложении встречаются фразеологические циклы. Подлежащее может быть выражено таким циклом, и тогда в грамматической основе будет не два слова, а несколько, причем поделить их немыслимо.

Грамматическому разбору предложений уделяется крупное число времени на уроках русского языка, его непременно включают в программу итогового контроля. Школьникам нужно уметь верно определять грамматическую основу предложения, чай в случае ошибки все задание будет считаться невыполненным.

Вам понадобится

  • -предложение;
  • -линейка;
  • -карандаш.

Инструкция

1. Наблюдательно изучите предложение. Помните, что определение грамматической основы — это первая стадия, с которой начинается его обзор. В любом предложении есть основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них. Такие предложения именуются двусоставными и односоставными, соответственно. В трудных предложениях зачастую присутствуют две грамматические основы либо огромнее.

2. Обнаружьте в постигаемом предложении подлежащее и подчеркните его. Дабы не перепутать подлежащее и дополнение, следует помнить о том, что подлежащее отвечает на вопросы «кто? что?». Оно может быть выражено как существительным либо местоимением, стоящими в именительном падеже, так и другими частями речи: прилагательным, числительным, глаголом. В случае, если местоимение в предложении стоит в другом падеже, то с крупной вероятностью оно будет являться дополнением. Подлежащее может состоять из одного либо нескольких слов и подчеркивается при разборе одной горизонтальной линией.Ему горячо. (Подлежащего в этом предложении нет, сказуемое — горячо). Стены украшали прекрасные картины. (Картины — подлежащее, украшали- сказуемое). Сильнейший из детей стремительно прибежал к финишу. (Сильнейший из детей- подлежащее, прибежал — сказуемое).

3. Обнаружьте сказуемое и подчеркните его. Для этого нужно задать вопросы от подлежащего «что делает? какой он?». Почаще каждого сказуемое выражается глаголом, но, как и в случае с подлежащим, могут быть использованы другие части речи: существительное, прилагательное, наречие. Глагольное сказуемое может быть представлено одним либо несколькими словами. При разборе оно подчеркивается двумя параллельными горизонтальными линиями. Ученики не обнаружили тетради. (Ученики — подлежащее, не обнаружили- сказуемое). Умственная игра — шахматы. (Шахматы- подлежащее, игра — сказуемое). Стемнело. (Предложение состоит из одного сказуемого). Мне необходимо выйти на следущей остановке. (Комбинированное сказуемое — надобно выйти)

Совет 7: Как определить грамматическую основу предложения

Для того дабы осознать грамматическую конструкцию предложения, нужно раньше каждого обнаружить его основу. Для этого используйте способы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сумеете, скажем, верно расставить знаки препинания.

Инструкция

1. Узнайте, что собой представляет грамматическая основа. Это основные члены предложения — подлежащее и сказуемое, которые традиционно и составляют стержневой толк предложения. В некоторых случаях предложения могут содержать в себе только подлежащее либо только сказуемое, а также несколько слов, исполняющих идентичные функции основных членов предложения.

2. Обнаружьте подлежащее. Почаще каждого оно выражено существительным либо местоимением. В этом случае оно непременно стоит в именительном падеже и отвечает на вопрос «кто?» либо «что?». В редком случае роль объекта либо субъекта действия в предложении играет числительное либо даже целое словосочетание. Если вы видите в предложении имя собственное в именительном падеже, крайне видимо, что это будет подлежащее.

3. Определите сказуемое в предложении. Оно обозначает действие предмета, тот, что является подлежащим. В большинстве предложений сказуемое — это глагол, координированный с подлежащим в числе и роде. Также данный член предложения может выражаться глагольными словосочетаниями, отглагольными прилагательными и даже существительными. Глагол должен отвечать на вопрос «кто делает?» либо «что делает?», грамматически координированный с первой частью основы предложения.

4. Подметьте в предложении обнаруженную основу. Подлежащее подчеркните одной постоянной горизонтальной чертой, а сказуемое — двумя.

5. Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую конструкцию предложения. Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с ином грамматически и по смыслу, то это указывает на примитивное предложение. Наоборот, если они самостоятельны и имеют независимое значение, то перед вами предложения с двумя либо больше основами, между которыми есть сочинительная либо подчинительная связь.

Видео по теме

Обратите внимание!
Будьте внимательны, если в предложении есть слова «быть», «являться», «казаться». Подчеркнув только их, легко ошибиться и пропустить еще одну часть сказуемого.

Полезный совет
Слова «дозволено», «надобно», «невозможно», «нужно» входят в комбинированное сказуемое.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Ответы к заданию.

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?

Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое . Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое . Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.

Солнце встало . Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.

В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.

1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):

Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок будет учиться без усилий.

Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.

Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.

Сегодня я читаю

Мой ребенок учится без усилий.

Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.

Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок учился без усилий.

Вы восхищались достижениями учеников этой школы.

2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).

Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да) . Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.

Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).

Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).

Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется .

3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

Я кататься с ледяной горки – и он за мной.

Мы работать , а они отдыхать.

4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.

Никиту как ветром сдуло с веранды.

Человечество постепенно сходит с ума.

Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого . В нем можно выделить:

* основной компонент – глагол в начальной форме,

* вспомогательный компонент – чаще всего глагол , но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.

Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.

1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.

Я хочу хорошо сдать экзамены.

Он не боится экспериментировать.

Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.

2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом ), а не другой частью речи.

Сравните.

Она стала актрисой (составное именное сказуемое).

Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).

3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.

Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).

Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).

Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).

Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).

4. Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.

Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).

Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.

Удачи в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого? Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .

В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

Любить – значит понять и простить .

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.