Воспитание положительных черт характера дошкольников. Формирование характера в дошкольном возрасте

Формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.
Воспитание волевого поведения у детей - важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.
Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях.
Учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.
Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию таких особенностей характера способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых нередко ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или. страха (спрыгнуть с горки, пройти по узкой дощечке через канаву и т. п.), проявить решительность в подвижной игре, сюжетной игре, когда ребенок, например, выполняет роль пограничника.
Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Так, ребенок, желая быть похожим на взрослого или под влиянием интереса к овладению новыми умениями, берет в руки нож, ножницы или пилу, не умея обращаться с ними и не думая об осторожности, что может привести к печальным последствиям. Воспитатель всячески поддерживает проявления смелости у детей, но одновременно сообщает им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их необходимо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правили перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.
Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, появления каких-либо «злых существ» (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.
Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.
У детей нередки проявления капризов и упрямства, хотя они не являются закономерностью дошкольного возраста. Это может выражаться в упорном нежелании ребенка без внешне видимых причин подчиниться предъявленному требованию, в негативизме, настаивании на выполнении своего желания.
Основная причина проявления капризов и упрямства - несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей, неустойчивость режима, большие отклонения в нем. У детей не вырабатывается четкое представление о том, чем и когда следует заниматься. Например, вчера после сна они продолжительно играли, а сегодня им сразу предлагают садиться за стол на полдник.
Часто капризничают дошкольники, избалованные излишним вниманием к себе, привыкшие к тому, что все их желания удовлетворяются, несмотря на то что они бывают неразумны, эгоистичны. «Хочу такую же куклу, как у Тани!», «Не пойду гулять в зимнем пальто!», «Я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!», «Только я буду качаться на качелях!» - подобные капризные заявления можно нередко слышать от избалованных детей.
Не следует принимать случаи капризов и упрямства за проявление настойчивости. Напротив, это - свидетельство недостаточного развития волевого поведения, неумения подчинить свои желания справедливым требованиям окружающих.
Капризничающего ребенка лучше всего оставить на время в покое, не добиваясь сиюминутного выполнения своего распоряжения, даже путем убеждения или доказательства неправильности его поведения. Находясь в возбужденном состоянии, он не сможет принять слова воспитателя, тем более согласиться с предъявляемым требованием. Однако это не значит, что педагог вообще не должен реагировать на детские капризы: просто его влияние будет отсрочено во времени. Убедившись, что ребенок уже не возбужден, воспитатель может спокойно повторить требование или выразить свое огорчение, одновременно разъяснив, как следовало бы поступить.
Капризных детей следует почаще ставить в условия, заставляющие их уступать, считаться с мнением или желанием других детей. Но чаще всего воспитатель использует предвосхищающую оценку: выражает уверенность в том, что ребенок поступит соответствующим образом. Это помогает ребенку выполнить предъявляемое требование без капризов, упрямства.
Педагог разъясняет детям, как плохо быть упрямым, к чему это может привести; использует художественную литературу, в которой описываются ситуации, ставящие упрямца в смешное положение, и тем самым вызывает отрицательное отношение к подобным поступкам.
Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д. Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказывает его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.
Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.
Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.
Большим достоинством человека является скромность. Эта черта характера понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию своих умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее внимание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы. Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.
Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные черты характера, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных черт личности (аккуратности, старательности, ответственности и т. д.).
Очень важно учить детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит старших дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства.
Немаловажное значение имеет воспитание у детей жизнерадостности. В основе этого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на характер и всю деятельность ребенка, его взаимоотношения со сверстниками.
Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в детском саду бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. В этих условиях дети спокойнее переживают отдельные огорчения и неудачи. Многое зависит от позиции самого воспитателя, общего стиля его взаимоотношений с детьми. Теплый, спокойный тон, добрый юмор, заботливое отношение к детям, хорошее настроение - все это влияет на детей, становится нормой жизни и общения в коллективе.

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

1. Становление характера ребенка

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый – биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент – это врожденная характеристика.

Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера – социальный.

Этот фактор включает в себя:

  • Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
  • Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.

2. Формирование черт характера дошкольника

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Материал по теме:

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком.

В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

3. Характер как отражение сложившейся системы воспитания

4. Психолого – педагогические условия успешного формирования характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов.

Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности.

Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд.В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий-тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги.

То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку . Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

https://studfiles.net/preview/1845845/

Особенности формирования характера в дошкольном возрасте

В первые годы жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, он все время находится как бы в полудреме и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть такая теория, что характер формируется в первые 3-4 года жизни, а потом его можно только переделывать.

Но, в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.

Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации - подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях.

Этот процесс, хотя он и происходит в уже более-менее сознательном состоянии, все так же не поддается какому-либо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.

Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если устройство личности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает поблизости.


В этом случае у ребенка просто не возникает ярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле это - быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыском своих родителей - проживет простую, но скучную жизнь.

Также формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие , как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.

Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее, недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойно, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников нужно ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки. Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.

Типы акцентуаций характера

Гипертимный тип (гипертимия — повышенное настроение с усилением двигательной и психической активности). Часто проявляется у детей. Они повышенно общительны, неугомонны, склонны к озорству, любят командовать сверстниками, у них недостает чувства дистанции по отношению к взрослым. Настроение таких детей и подростков приподнятое, они обладают хорошими способностями, но часто не доводят дело до конца, не любят кропотливый, скрупулезный труд, часто меняют род деятельности, любят прихвастнуть, показать себя в лучшем виде, чем они есть на самом деле, не терпят нравоучений и опеки, бурно реагируют на попытки родителей и воспитателей подчинить их своей воле.

Психастенический тип. Данная разновидность акцентуации характера несколько противоположна вышеописанной. Уже в дошкольном возрасте такие дети робки, нерешительны, пугливы, их движения неловкие и неуклюжие. Часто отмечается боязнь незнакомых людей, темноты, изменений обстановки. Они боятся ответственности, опасаются, как бы чего не вышло плохого и ужасного в будущем с ними или родителями, хотя уже наступившие невзгоды переносят вполне адекватно. Для борьбы со страхами и опасениями они совершают ряд ритуальных движений и действий, не любят ждать и откладывать на будущее, уже принятое решение стараются выполнить немедленно. В случае развития невроза он часто протекает по типу навязчивых состояний.


Истероидный тип. Главной, ведущей чертой данного типа акцентуации является эгоцентризм (в дословном переводе «Я в центре всего»). Указанная особенность поведения, а в дальнейшем и характера проявляется уже в первые годы жизни. Ребенок любым способом и любой ценой желает быть в центре внимания, чтобы им восхищались, восхваляли, почитали. Вся эмоциональная сфера подчинена этому стремлению. При этом эмоции наигранные, театральные, нередко фальшивые. Если не удается достичь восторгов и похвал за хорошие поступки, то может использоваться и обратное: нарушение поведения, участие в скандалах и драках, приписывание себе необычных приключений и похождений из прочитанного или услышанного от других. Возможен даже побег из дому, но чтобы родители в конечном итоге догадались, где он находится. Все поведение такого ребенка или подростка рассчитано на окружающих. Уязвимым местом психики является ущемление собственного «Я».

Шизоидный тип. Это полная противоположность истероидному типу акцентуации. Уже с раннего возраста дети предпочитают одиночество, не стремятся к сверстникам, больше общаются со взрослыми. Они замкнуты и сдержанны, живут в мире своих интересов, увлечений и фантазий. Им трудно найти друга и вступить в контакт в обществе. Такие дети стараются скрыть от других, особенно близких, свои увлечения и фантазии, в то же время легко раскрываются малознакомым лицам, если они чем-то импонируют. Обычно черствы и эгоистичны. Не могут переживать чужую радость и печали. Уязвимым местом является попытка других, в том числе родителей, вторгнуться в их мир увлечений и фантазий.

Лабильная акцентуация характера это постоянная смена настроения – иногда по 20 раз на день. Лабильные дети нервные и чувствительные.

Сенситивный тип акцентуации— характеризуется чрезмерно выраженной чувствительностью и впечатлительность, часто у них возникает чувство собственной неполноценности, также такой тип стеснителен, робок, и обидчив. С детства проявляются боязнь, пугливость, и даже трусоватость. А в школе испытывают страх перед скоплением сверстников, шумными компаниями, суматохой и драками на переменах, но, если он уже привык, даже страдая от некоторых одноклассников, переходить в другой класс они уже не хотят.

Люди с сенситивным типом акцентуации часто пугаются различных экзаменов, проверок и контрольных. Частенько стесняются или боятся отвечать перед классом. В 16-19 проявляются 2 основных качества сенситивного типа, "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности" (Ганнушкин, 1964).

Эпилептоидный тип акцентуации обстоятелен, консервативен, педантичен и скрупулезен как в работе, так и в личной жизни. Имеет низкую быстроту мышления, эмоциональную инертность, склонность к периодам тоскливо-злобного настроения с накоплением раздражения и поиском объекта, на который можно было бы его выплеснуть.

Уже в раннем детстве такие дети могут подолгу, часами плакать и их невозможно утешить, отвлечь. Они отличаются частыми капризами, склонностью специально доводить окружающих, хмуростью озлобленностью.

У них могут рано выявиться садистические наклонности – они любят мучить животных, а также исподтишка измываться над младшими, слабыми, беспомощными, короче теми, которые не могут дать отпор. В компании детей они притязают на абсолютное лидерство, даже на роль повелителя, который устанавливает свои правила в играх и , диктующего всем и все.

У таких детей необычайная бережливость к своим вещам и игрушкам, а попытка покуситься на их собственность вызывают крайне злобную реакцию. В школе скрупулезность к мелочам в ведении тетрадей, и учебе, но повышенная аккуратность может превратиться в самоцель и полностью заслонить саму учебу. В подростковом возрасте эпилептоидам свойственна повышенная забота о своем здоровье, и "страх заразы" сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение постоянным партнерам. Для них характерна взрывчатость , которые не только сильные, но и продолжительные.

Лабильный тип акцентуации характера — можно охарактеризовать непостоянством натуры. Люди, с лабильным типом акцентуации имеют чрезвычайно изменчивое настроение, которое может изменяться чересчур быстро и часто, даже от ничтожного повода. В детстве они не отличаются от сверстников, иногда у них появляется склонность к невротическим реакциям. Но, почти у всех лабильных детей много инфекционных заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой.

Их настроение характеризуется не только частыми и резкими переменами, но и их существенной глубиной. От настроения в данный конкретный момент времени у представителей этого типа зависит все: аппетит, сон, самочувствие, и трудоспособность, и желание побыть одному или пойти в шумное общество, в компанию. Они способны на глубокие чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. Главным образом это отражается на их отношениях к родным и близким, но только к тем, от кого они сами получают любовь, заботу и участие.

Привязанность к близким родственникам сохраняется, несмотря на частоту мимолетных ссор и легкость их возникновения. В подростковом возрасте люди лабильного типа чутки к различным знакам внимания, похвалам, благодарности, и поощрениям, а порицание, выговоры и осуждение, глубоко переживаются и могут вторгнуть его в беспросветное уныние. Такие люди к лидерству не стремятся. Они тяжело выдерживают потерю или эмоциональное отвержение от знакомых лиц.

Конформный тип акцентуации. Люди, которые к нему относятся, постоянно исполняют роль «вечного ребенка», они избегают ответственности за свои поступки, и предпочитают делегировать ее другим, если они совершили поступок, закончившийся неудачей, они все равно найдут крайнего, на кого бы эту неудачу можно свалить.

Человек, с этим типом акцентуации, постоянно готов подчиниться большинству, его отличает , шаблонность, склонность к благонравию и консерватизму. Основная черта характера и является и их основной проблемой постоянная и излишняя конформность к непосредственному, привычному окружению, и в тоже время недоверчивость к незнакомым. Их главная особенность, и жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", одеваться как все, иметь мебель как у всех, иметь увлечения они предпочитают также как у всех. Тоже относиться и с мировоззрению и суждениям.

Под "всеми" они подразумевают обычное близкое окружение. Они боятся, чем-нибудь выделиться. Конечно, в нормальном окружении - это хорошие люди и работники. Но, попав в плохую среду, благодаря своей конформности начинают одобрять и ее, и поступки окружающих, со временем они усваивают привычки и обычаи, манеру поведения, даже если это противоречит его предыдущим привычкам, и каким бы пагубным это ни было. Адаптация, у людей с конформным (инфантильно-зависимым) типом акцентуации происходит довольно тяжело, но когда она свершилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому, подростки с конформным типом акцентуации "за компанию" пристращаются к наркотикам и алкоголю, и могут быть втянутыми в групповые правонарушения.

Неустойчивый тип акцентуации имеет постоянную тягу к положительным эмоциям, даже зависим от них, он хочет развлекаться, получать удовольствие, его отличает праздность, слабость, слабохарактерность, трусость, безделье, в особенности в учебе, работе и выполнении своих обязанностей, он особо не усердствует. Нет желания учиться и работать, он прилагает усердие только при строгом контроле.

Люди с этим типом акцентуации отличаются тем, что имитируют только образы и модели поведения, сулящие незамедлительные наслаждение, постоянную смену легких впечатлений и развлечения. Свободно идут на мелкие преступления, чаще мелкие кражи, рано начинают курить и выпивать. Будучи подростками, стремятся выйти из-под опеки родителей, это связано все с теми же развлечениями, сменой впечатлений. Учебу люди с неустойчивым типом акцентуации легко забрасывают, а работают только в крайней необходимости. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения.

Они неспособны сами занять себя, поэтому люди с неустойчивым типом акцентуации скверно переносят одиночество и боятся его, рано тянутся к уличным подростковым группам и группировкам. Трусоватость и недостаточный уровень инициативы не дают им занять в них место лидера, они обычно становятся орудием таких групп. Увлечения у них практически целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, и азартными играми. Неустойчивых нужно постоянно контролировать, безнадзорность, попустительство, открывают возможность для праздности и безделья.

Астеноневротический тип акцентуации отличается замкнутостью, повышенной утомляемостью, в частности от общения, тревожностью, повышенной раздражительностью, тревогой и беспокойством за свою судьбу.

У подростков этого типа уже с детства могут обнаруживаться признаки невропатии - плохой аппетит, пугливость, беспокойный сон и капризность, плаксивость, ночные страхи, ночной анурез, заикание и т. п. У представителей астеноневротического типа часто встречается склонность к ипохондрии. Нередко у них наблюдается зависимость дурного настроения от плохого самочувствия, а также они характеризуются плохим сном ночью и соответственно разбитость утром и сонливость днем. У людей с астеноневротической акцентуацией характера часто возникает неврозы в виде неврастении.

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение. Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства. Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда. Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.