Общественные отношения. К общественным отношениям относятся связи между

«Общество как динамичная система» - Суждения об обществе. Строение общества. Сущность понятия «Общество» в широком и узком смысле. Понятие «социальный институт». Функции общества. Постоянное развитие. Общество. Институты общества. Сущность понятия «Общество». Установите соответствие. Обществоведы. Общество как система сферы общества. Термины.

«Общество 11 класс» - Приобщение к здоровому образу жизни. Этический акцент - рассмотрение правил и норм. Ценностные ориентиры. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновать свою точку зрения. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание 11 класс». Укрепление здоровья.

«Общество 8 класс» - Совокупность социальных общностей. -Рабочие -крестьяне -интеллигенция. Социальная роль. Структура советского общества 80-е годы. Критерии деления. "Сильная рука". Социальный климат. Виды семьи. Социальные функции. Оплата труда. Новые социальные группы. Различие уровня жизни и доходов. Государственная политика.

«Проблемы современного общества» - 1. Кто был первый на схеме развития человека? Растут противоречия между экономически развитыми странами и развивающимся странам. Кроманьонец. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей. Роботизированные производства, гигантские супермаркеты и т.д. – таковы признаки современного общества.

«ЕГЭ «Общество»» - 14 530 войн. Установите соответствие групп и критериев. Общность лиц, объединённых потребностями. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме. Распределите следующие понятия. Установите соответствие. Кузнечное дело. Среда - это природа.

«Общество как система» - Понятие «общество» в узком смысле. Общество в широком смысле. Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество. Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса. Включает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ.

Всего в теме 18 презентаций

Понятие общество. Составные элементы общества. Методы исследования исторических процессов. Общественные отношения, их виды, содержание, направления.

Понятие ‘‘общество”. Когда мы говорим об обществе, то представляем, в первую очередь, "Общество книго­любов”, Международный Красный Крест, "Педагогическое общество”, "Общество садоводов” или какую-нибудь еще целевую организацию, деятельность которой направлена на решение определенных проблем. Эти общества имеют свои цели, планы, правила совместной работы (уставы). Люди добровольно вступают в них и решают стоящие перед обществом задачи.

Например, понятно, что "Общество садоводов" занимается выращиванием садовых культур. Работа этого объединения включает отбор садовых растений, которые можно выращивать в данной местности, скрещивание, при необходимости - доставку растений из других регионов, создание новых полезных сортов, сбор урожая, хранение, удовлетворение спроса населения на овощи и фрукты.

Для достижения определенных целей люди могут объединяться в мелкие по численности группы. В качестве примеров таких групп можно привести спортивную команду, класс в школе, производственную бригаду, коллектив цеха, армейское подразделение и др. Наиболее распространенной формой совместной жизнедеятельности людей является семья. Здесь нужно помнить, что эти группы людей могут действовать только в определенной сфере и в определенном месте (территория, учреждение, дом).

Понятие общество применяется также и в более широ­ком и сложном значении: казахстанское общество - все граждане Казахстана, весь народ.

Место Казахстана среди других стран мира, территория, природные богатства, города, население, политика, экономическая и социальная жизнь полностью охватываются указанным выше термином. В таком контексте понятие "общество" применимо в отношении любой страны мира. Например, российское общество, американское общество, французское общество и т.д.

Применительно ко всему земному шару это будет звучать как человеческое сообщество. Здесь масштаб этого понятия намного шире, выражает в совокупности все население планеты Земля, миллиарды людей, живущих в сотнях стран мира, человеческую цивилизацию.

Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во- первых, понятие общество используется в очень широком значении - от небольшой группы людей до населения всего земного шара. Во-вторых, общество относится не к отдельному человеку или его деятельности, а именно к совместной деятельности многих людей. В-третьих, рассматривая деятельность людей, мы замечаем, что она обязательно протекает в определенной природной среде, в тесном взаимодействии с природой. Учитывая, что человек тоже является частью природы, можно вывести конкретное определение понятия общество. Таким образом, общество - форма объединения людей как части материального мира в тесной взаимосвязи с природой и друг с другом

Составные элементы общества. Оно состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, которые постоянно обновляются и изменяются. Например, политическая структура всего человеческого сообщества определяется Организацией Объединенных Наций (ООН), которая состоит из независимых государств, объединений независимых государств - конфедераций, федераций и территорий с неопределенной национально-государственной структурой. Они, в зависимости от типа государственного устройства, подразделяются на более мелкие административные единицы- области, республики, земли, штаты, кантоны, которые, в свою очередь, подразделяются на города, районы, села и т.д.

С точки зрения национально-этнической структуры, человечество составляют сотни наций и тысячи этнических групп, представители белой, желтой и черной рас, говорящие более чем на 3 тыс. языках и диалектах, придерживающиеся трех мировых религий и множества других верований. В жизненной практике анализ и исследование развития общества часто проводятся с учетом различных признаков: государственных, нацио­нальных, языковых, религиозных.

Общества могут заниматься различными видами деятельности-политикой, хозяйством, торговлей, охраной природы, культурной и духовной деятельностью. Социальной основой любого общества, его первичной ячейкой является семья.

Общественные отношения. Каждый человек взаимо­действует с обществом в десятках и сотнях направлений. В одно и то же время человек может быть связан с несколькими коллективами - семьей, трудовым коллек­тивом, профсоюзом, политической партией, детским садом, школой, футбольной командой, садоводческим обществом, жилищно-строительным кооперативом и т.д.

Вместе с тем каждый человек - представитель опреде­ленной социальной группы, класса, нации, религии, расы, гражданин какого-либо государства, представитель чело­вечества. Люди не могут жить вне указанных групп, следовательно, человек всегда действует совместно с этими группами, вступает с ними во взаимодействие.

Приведем пример взаимодействия человека и общества. Возьмем обычного рабочего фабрики. Он на станке изготавливает какое-либо изделие, продукцию. За эту работу фабрика выплачивает ему заработную плату. Хотя эти отношения между рабочим и фабрикой являются основными, существует еще много других связей между ними. Рабочий устанавливает с администрацией, профсоюзом и другими органами фабрики отношения, касающиеся размера зарплаты, отпуска, рабочей одежды, питания, лечения, культурной жизни.

Еще шире отношения этого рабочего с людьми и организациями вне его профессиональной деятельности. Чтобы добраться с работы домой,

он пользуется услугами транспортных организации, покупая продукты - с работниками торговли; его дети воспитываются в детских садах или обучаются в школе. Таким образом, по многим причинам он вступает в отношения с десятками учреждений. Также человек поддерживает связи с членами своей семьи, друзьями, родственниками.

Экономические, политические, социальные, культурные отношения между людьми или социальными группами называются общественными отношениями.

Если рассматривать общественные отношения в сфере духовной или материального производства, то можно заметить, что эти отношения очень тесно связаны между собой. Первые являются результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения культурно­духовных ценностей, а вторые - основой производства необходимых обществу материальных благ. К тому же эти процессы во взаимосвязи обеспечивают развитие общества.

Ни одно общество не может существовать изолирован­но. В любом существуют внутренние и внешние (с другими обществами) связи. Отношения между сообще­ствами людей в процессе их духовной и практической деятельности тоже являются общественными отноше­ниями. Можно привести очень много примеров отношений между компонентами и подсистемами, составляющими общество.

Содержание общественных отношений. По содержа­нию общественные отношения делятся на материальные и духовные. Общество все необходимое для своего существования черпает в природе и находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Производство материальных благ является основой существования и развития человеческого общества, поэтому производ­ственные отношения определяют характер всех других общественных отношений - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Общественные отношения в зависимости от направлен­ности бывают:

а) между отдельными людьми;

б) между обществом и индивидом;

в) между различными обществами;

г) между обществом и природой.

1. В чем состоит суть отношений между отдельными людьми, между обществом и человеком, между обществом и природой? 2. Как вы думаете, какие факторы позволяют характеризовать общество как единое целое? 3. Кратко сформулируйте понятие общество. 4. Какие общественные отношения могут возникнуть между вашей школой и предприятием, находящимся поблизости?

Занятие №11

Тема: Современные цивилизации

Цели: показать целостность и противоречивость современного мира, значение глобализации и глобальные проблемы современности на примере проблем войны и мира в современных условиях, экологического, экономического, политического кризисов, терроризма, показать, что человек стоит перед лицом угроз и вызовов 21 века; уметь объяснить понятия «глобализация», «глобализм», «антиглобализм»; выявить роль естественных наук в решении глобальных проблем; воспитывать понимание ответственности каждого перед человечеством.

Ход урока:

Вводное тестирование:

Тест 1

1. В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

а) дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношерстное общество.

б) за каждым из трех сословий французского феодального общества были закреплены определенные права и обязанности.

в) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.

2. Общество в широком смысле - это...

а) естественная среда обитания;

б) способы и формы взаимодействия людей;

в) природа и культура в единстве;

г) весь окружающий мир.

3. В отличие от природы общество...

а) обладает свойствами системы;

б) находится в развитии;

в) выступает в качестве творца культуры;

г) развивается закономерно.

4. Подсистемой общества выступает...

а) природно-географическая среда;

б) экономическая сфера;

в) мировоззрение личности.

5. Определите правильность следующих утверждений.

А. Природа - это основа, на которой возникло и развивается общество.

Б. Общество - это постоянно меняющаяся система.

6. Рост образовательного уровня населения страны отражает прежде всего проявление... сферы жизни общества.

а) экономической; б) социальной; в) политико-правовой; г) духовно-нравственной.

7. Связь всех сфер жизни общества...

а) вытекает из целостности общества как системы;

б) достигается политической борьбой;

в) обеспечивается идеологической работой;

г) устанавливается законодательным путем.

8. К общественным отношениям относятся связи между...

а) географической средой и разделением труда;

б) различными нациями;

в) человеком и техникой;

г) природой и обществом.

9. Отношения

а) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности;

б) полной зависимостью общества от природы;

г) исключительно благотворным влиянием человека на природу.

10. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло

важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...

а) экономическая сфера;

б) духовная сфера;

в) социальная сфера;

г) политическая сфера.

Тест 2

1. Обществом в широком смысле слова называют...

а) совокупность форм объединения людей;

б) весь окружающий мир;

в) группы, в которых происходит общение;

г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Общественные институты Сферы жизни общества

а) семья; 1) политическая;

б) партийная система; 2) социальная.

в) государство;

г) образование;

3. Определите правильность следующих суждений.

А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.

Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.

а) правильно А; б) правильно Б; в) верны оба ответа; г) оба ответа неверны.

4. В отличие от природы общество...

а) является сложной саморазвивающейся системой;

б) развивается от низших форм к высшим;

в) создает духовные ценности;

г) полностью определяет жизнедеятельность человека.

5. В России после революции в октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...

6. Примером

а) природой и обществом;

б) климатическими условиями и сельским хозяйством;

в) людьми внутри классов;

г) человеком и техникой.

7. К элементам

а) университет; б) нация; в) плодородная земля; г) церковь.

8. Отношения между обществом и природой характеризуются...

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) отсутствием связи общественного развития с природой.

9. Общей чертой общества и природы является...

а) действие в роли творца;

б) наличие признаков системы;

в) сознательная и волевая деятельность;

г) возможность существовать независимо друг от друга.

10. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется...

а) определяющей ролью социальной сферы;

б) господством экономической сферы;

в) независимостью сфер общественной жизни;

г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.

Тест 3

1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи...

а) цивилизации и религии;

б) общества и природы;

в) способа производства и отношений собственности;

г) экономики и политики.

2. Определите правильность следующих высказываний.

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.

а) правильно А; б) правильно Б; в) оба ответа верные; г) оба ответа неверные.

3. Расширяясь , частное предприятие получило разрешение занять помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, которым ограничен доступ к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает...

а) политическую и социальную сферы жизни общества;

б) экономическую и социальную сферы;

в) политическую и духовную сферы;

г) все сферы жизни общества.

4. К фундаментальным институтам общества относятся...

б) здравоохранение;

в) производство;

г) армия и суд;

е) государство;

ж) образование (культура и наука);

з) религия.

5. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала...

а) экономическая сфера; б) духовная сфера; в) социальная сфера; г) политическая сфера.

6. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть...

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга;

г) определенный этап исторического развития.

7. Примером общественных отношений можно считать связи между...

а) природой и обществом;

б) социальными группами;

в) человеком и техникой;

г) географическими условиями и разделением труда.

8. К отношениям между элементами общества как системы не принадлежат связи между...

а) людьми в процессе создания культурных ценностей;

б) энергоресурсами страны и развитием производства;

в) политической сферой и сферой духовной жизни;

г) системой образования и экономическим развитием.

9. Отношения между обществом и природой характеризуются...

а) влиянием общества на среду обитания человека;

б) отсутствием связи общественного развития с природой;

в) господством человека над природой;

г) полной зависимостью общества от природы.

10. К элементам общества как системы не относится...

а) экономическая сфера; б) искусство; в) мораль; г) географическая среда.

Оцени свою работу сам! Критерии оценивания:

оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; оценка «4» - за 7-8 правильных ответов; оценка «3» - за 6 правильных ответов; оценка «2» - за 5 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1а) коллектив людей, б) этап исторического развития, в) философское значение, 2 б, 3 в, 4 б, 5 в, 6 г, 7 а, 8 б, 9 а, 10 б.

Тест 2: 1 а, 2 БААББ, 3 а, 4 в, 5 г, 6 в, 7 в, 8 а, 9 б, 10 г.

Тест 3: 1 б, 2 а, 3 г, 4 а в е ж з, 5 в, 6 г, 7 б, 8 б, 9 а, 10 г.

Изучение нового материала

«Нет дела, коего устройство было бы труднее… ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми» Н.Макиавелли (1469-1527гг.), итальянский мыслитель

Давайте определимся с понятием «цивилизация». Как бы вы написали статью в толковый словарь, если бы получили такое задание?

Чтобы дать более точное определение, выявим ее наиболее существенные черты.

Цивилизация - собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства (материального и духовного).

« На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовывались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба…каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле…а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми» (Тейяр де Шарден, франц. мыслитель)- прокомментируйте эти слова. (Человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты, т.е. речь идет о глобализации ). И в первую очередь о глобализации мирового хозяйства.

Приведите примеры, доказывающие процесс глобализации мировой экономики. (ВТО)

Все ли страны одинаково активно вовлечены в этот процесс? Чем это можно объяснить?

Глобальный, т.е. общечеловеческий. Подумайте, какие вызовы принес 21 век человечеству?

Все эти проблемы можно объединить в 3 группы: интерсоциальные (международные - война - мир, бедность, голод и т. д.), проблемы системы « Человек - общество» (проблемы социума - наркомания, пьянство и др.), проблемы системы « Природа - общество» (проблемы ресурсов, продовольствия, окружающей среды и др.)

Домашнее задание. Глобализация - плюсы и минусы. Вызовы и угрозы 21 века - тема по выбору учащегося - информацию в форме презентации.