Любовь и влюбленность в юношеском возрасте. Любовь и дружба в юношеском возрасте

И снова здравствуйте читатели блога потерянного романтика, сегодняшняя статья будет посвящена юношеской любви , самой чистой и искренней. Ведь нам кажется, что эта любовь раз и навсегда, отношения в таком возрасте основываются исключительно на чувствах людей и носят своеобразный характер.

На написание данного поста меня натолкнула новость, которую рассказал – он наконец-то нашёл себе девушку , которую (долго искал) полюбил по-настоящему. , что готов проводить с ней, всё своё время и всё равно ему мало. Вот это я понимаю отношения, хочется только порадоваться за него, ведь она действительно красавица и они замечательно смотрятся вместе. Эта новость ещё больше придала мне уверенности, что и я когда-нибудь найду свою вторую половинку.

В этой статье не хочется вдаваться в размышления, просто охота порадоваться за людей, кому удалось испытать эти чувства, когда ты ещё не знаешь особых проблем: финансовых, жилищных, семейных и так далее. Единственное, что волнует в первую очередь так это свой внешний вид, который не всегда соответствует нашим ожиданиям, и как выкроить из своего бешеного графика, дополнительное время, чтобы побыть вместе.

Так же очень важный момент, это мнение родителей, о таких . Как правило, они относятся к ним скептически, думая, что всё это не серьёзно, что их ребёнок ещё мал, практически не зависимо от возраста. Это очень большая ошибка, как и то, что . Не нужно бросаться из крайности в крайность, будьте сдержаны и терпеливы, придёт время, и вы всё узнаете, если эта юношеская влюблённость перерастёт в нечто большее.

Самое же главное для молодых людей это не терять голову от любви, ведь в данный момент нам кажется, что это на всю жизнь, что это именно тот человек, которого ты искал. Но нужно быть осторожным, так как под воздействием гормональной перестройки молодого организма, наши чувства могут нас обманывать и выдавать очень часто, желаемое за действительное. В этом возрасте даже небольшая симпатия, может показаться большой любовью.

Эти ощущения можно сравнить с костром, в который подлили бензин: сначала вспыхивает огромное пламя, которое так же быстро и угасает. После чего остаётся только пепел, из которого уже практически невозможно возродить прежний огонь. О последствиях же не правильного выбора спутника жизни, я думаю, говорить не стоит, всё понятно без слов. Может быть, в будущем напишу отдельную статью на эту тему.

В заключении хочется сказать: все рано или поздно испытывают юношескую любовь, так запомните это чувство, бесконечного и бескрайнего счастья, ведь оно уже может не повториться и желаю вам, чтобы именно эта любовь стала, любовью всей вашей жизни. Любите и будьте любимы. С уважением .

P.S. Итак, как и всегда напоследок новенькая песня: Влад Дарвин и Alyosha — Ты смысл жизни моей.

Любовь -- это достояние общественно развитого человека.

В наше время нередко можно услышать разговоры о том, что научно-техническая революция и ускоренный темп жизни привели к снижению эмоциональной сферы личности, к рационализации духовной жизни человека, в том числе и любви. Сторонники такой точки зрения считают, что «любовь -- это пустые разговоры», «любовь -- привычка друг к другу», «по любви женятся те, кто не может жениться по расчету» .

Но наша эмоциональная сфера сегодня не стала беднее. Дело в том, что к любви мы предъявляем все больше и больше требований. И в этом, кстати, видится одна из причин разводов.

Наиболее сложным для психолога является вопрос, который часто задают молодые люди: «Как зарождается любовь?» Специалисты (в частности, психолог Л. С. Алексеева) считают, что встреча будущих супругов оказывается подготовленной соответствующими состояниями человека и наличием у него предварительных «схем», или «эталонов» будущего супруга или супруги.

Вначале фиксируются внешние признаки, при этом наиболее информативными для оценки привлекательности другого человека являются телосложение, форма лица, глаза и губы (считается, что мужчины более взыскательны к внешности женщин). Фиксируется и то, насколько данный человек отличается от других.

Сформированное первое впечатление вызывает определенный отклик - потребность в установлении контакта с избранником для проверки его соответствия своему образу и избежания ошибок.

При непосредственном общении выясняются ценностные ориентации друг друга, взгляды, установки, отношения к нормам и правилам и т. д. Положительное начальное впечатление, совпадение взглядов и ценностных ориентаций вызывает появление «эмоции триумфа», которая всецело завладевает человеком. Свое эмоциональное состояние человек объясняет себе как возникшую любовь. Она пробуждает активность человека, обостряет его стремление к общению и взаимопониманию с возлюбленным.

Молодые люди часто принимают состояние влюбленности за любовь. Конечно, любовь начинается с увлечения, с симпатии, но не всегда влюбленность перерастает в любовь. Существенное отличие между этими близкими чувствами заключается в отношении к объекту любви.

Если человек испытывает сильное и яркое чувство, но сосредоточен главным образом на себе и своих переживаниях,-- то это, скорее всего, влюбленность. В любви же центр тяжести чувств сконцентрирован на любимом человеке, на его интересах, заботах, чувствах.

Юным, а порой и взрослым, очень важно разобраться в своем чувстве, понять, любовь это или увлечение. Попытки выделить критерии любви делаются давно. В последнее время к решению этой проблемы подключились психологи. Ниже приводятся отдельные критерии любви, которые можно обсудить. Возможно, в беседе выявятся и другие критерии любви.

Критерии любви-привязанности:

ь Появление положительных эмоций и чувств при встрече с любимым (любимой) или воспоминании о нем (ней).

ь Наличие постоянной потребности общения с любимым (любимой).

ь Проявление общих или сходных взглядов на окружающий мир, наличие схожего мировоззрения, общих интересов, идеалов, устремлений.

ь Интерес к духовной, профессиональной, общественной жизни друг друга, а также к привычкам друг друга, вкусам, настроению, к делам и т.п.

ь Сочувствие, сопереживание в трудные моменты жизни.

ь Проявление чувства ревности как естественного чувства взаимного обладания и близости двух любящих людей.

ь Наличие критерия «Ромео и Джульетты», т.е. готовности остаться с любимым (любимой), даже если все родные и окружающие против этого выбора.

ь Стремление любящих к браку и желание иметь детей.

Я предлагаю вам некоторые высказывания великих людей на данную тему. Какие из них вам наиболее близки?

В.Г. Белинский : «Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет... но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму»

Гегель : «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя...»

А.И. Герцен : «Любовь и дружба -- взаимное эхо: они дают столько, сколько берут»

Л. Дюма-сын: «Любовь без уважения не может ни далеко зайти, ни высоко подняться, это -- однокрылый ангел»

Д.И. Писарев : «Любить человека и не мешать ему в жизни, не отравлять его существования непрошеными заботами и навязчивым участием -- это такой фокус, который немногим по силам»

А. Сент-Экзюпери : «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении -- вот что значит любить»

Юношеская любовь имеет свои особенности. Большинство юных подготовлено к встрече с нею развитием своего организма, уровнем сознания. Из умных книг, хороших кинокартин, из рассказов старших товарищей, родителей, родственников большинство юношей и девушек уже знают, что любовь -- это удивительное, прекрасное чувство, это нравственная ценность. И они ждут ее, стремятся скорее ее испытать. Наступает время свиданий, объятий, поцелуев. В этот период первое увлечение, первая симпатия кажется многим настоящей любовью на всю жизнь.

Но, как известно, первая юношеская любовь очень редко заканчивается созданием семьи. По-видимому, эта любовь необходима для проверки биологической и социально-психологической зрелости личности. Память каждого человека сохраняет первую юношескую любовь, и спустя многие годы он вспоминает о ней без горечи и обиды.

Юношей и девушек особенно беспокоят внешние проявления их любви. Отсюда частые вопросы: «Как вести себя на первом свидании?», «Когда можно впервые поцеловаться?», «Может ли девушка назначить свидание?» и т. п. На эти вопросы молодые люди хотят получить точный ответ: что можно, а чего нельзя. Мать или отец вполне могут ответить на такие вопросы своих детей. Но эти ответы будут очень разными. Кто-то будет опираться на свой жизненный опыт, кто-то на культурные ценности своего времени, а кто-то посоветует пойти за голосом своего сердца.

Я предлагаю вам так называемую «Шкалу любви и симпатии», разработанную психологами Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной, которая поможет вам лучше понять себя.

Шкала любви и симпатии

Инструкция: Ниже даны 14 утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Варианты ответа : да, это так; вероятно, это так; вряд ли это так; это совсем не так.

Но и эта шкала не даст вам никаких однозначных ответов. Только вы сами можете ответить себе на этот вопрос. Да и так ли важно для вас навесить «ярлык» на собственные чувства, не лучше ли радоваться жизни и научиться проживать то, с чем вы соприкоснулись в данный момент.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Контрольная работа

по дисциплине «Социальная психология»

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Исполнитель: Власов Алексей

Научный руководитель: В.А. Маслякова,


Тюмень, 2014



Введение

1.1Психология любви в юношеском возрасте

2Любовь в юношеском возрасте

3Переживание любви в юношеском возрасте

2.1 Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений

2 Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы. Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я". Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии "зрелой идентичности", тогда как те, кому свойственна и "диффузная идентичность", как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются - это показатель возрастного развития.

Цель контрольной работы: изучение и анализирование литературных источников по психологической природе дружбы и любви в юношеском возрасте.

дружба любовь юношеский психологический


1 Психология любви в юношеском возрасте


Любовь в юношеском возрасте - юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.


2Любовь в юношеском возрасте


Юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка - «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, первым делом родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».


3 Переживание любви в юношеском возрасте


Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее "вопреки", чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь - это, чаще всего, незнакомое чувство.

Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви - высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее "бурю" эмоций, напряженные переживания. "Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом".

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

) эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

) мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как "состояние непреодолимого желания соединиться с любимым". Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытывают радость, если нет - она опустошает и приводит в состояние отчаянья.

Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

) Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;

) Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;

) Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

"По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях "предмет" любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других - имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может".



1 Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений


Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д.

Во все времена дружба всегда считалась высшей нравственной ценностью. Психологические закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковополовые и индивидуально-типологические вариации. Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. "На вопрос: "Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?" от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности". Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном "Я" рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир.

Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких случаях обычно кратковременны. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм суживает возможности межличностной коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.

Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. "Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита. Это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям". Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста - застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.

Обобщая все вышеизложенное в данной главе, можно сделать следующие краткие выводы:

любовь в юношеском возрасте - это одно из важнейших событий этого возраста. Память о нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря ярким и незнакомым переживаниям;

юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Поэтому и в любви и в дружбе развивается самосознание юноши, оформляются его жизненные планы;

юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты;

в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни;

дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста;

одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности;

Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.


2.2 Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста


Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: "Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову". А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить;

Искренность - одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что "в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта".

Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

Один из часто встречающихся запросов - переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: "Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства". В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл "работой скорби". Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:

) Этап отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: "Ничего такого не случилось", "Наконец он (она) от меня отвязался";

)Этап озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Подростки и юноши способны "собрать" команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к "брошенному" могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва;

)Этап переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.

)Этап депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.

)Этап адаптации. Когда консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

Диапазон проблем, возникающих после разрыва, довольно широк - от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании - это помощь в построении позитивной "Я"-концепции, преодоление непродуктивных переживаний.


3 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте


Эмоциональный фактор в подростковом и юношеском возрастах имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.

Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

Подросткам и юношам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

В работе Туревской Т.А. защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

защитные механизмы, реализующие функции отреагирования переживаний;

защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания;

защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.

Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию. В подростковый и юношеский периоды происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.А. ориентировалась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы подростка, юноши, и в которой присутствует эмоциональный конфликт.

Данные инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний; либо на смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемою входит организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.

Туревской Т.А. была проведена систематизация защитных механизмов:

) Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний.

При отреагировании тех или иных своих эмоциональных состояний субъект должен учитывать смысл, который его эмоциональная реакция будет иметь для другого и, соответственно, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, которые не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляет регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Были выделены три категории процессов отреагирования.

) прямые формы отреагирования;

) скрытые;

) трансформирующие.

В целом результаты экспериментального исследования показы-, что культурные формы отреагирования характеризуются использованием вспомогательных средств, которые направлены на регууляцию социального взаимодействия в процессе общения. Эти формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта.

) Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний. Защитные механизмы этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний. Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.

) Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний. Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. Процессы трансформации могут рассматриваться на модели юмора.

Юмор, как форма поведения, имеет сложное опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. В общем и целом, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Недаром способность "юморить" не проявляется у детей, имеет грубоватые "несмешные" формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты. Таким образом, эмоциональное развитие в юношеском возрасте связано с прогрессивной интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке. К юношескому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание переживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения. Вышеописанную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания. В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение трех показателей: - сформированности функций регуляции переживаний (специфических форм отреагирования, редукции или ослабления переживаний, а также трансформации); - ведущего типа (функции) регуляции переживаний; - степени зрелости защитных механизмов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие краткие выводы: - юношам и девушкам можно оказывать консультативную помощь по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных;

Важнейшими условиями эффективности консультативной помощи выступают искренность и эмпатия консультанта, доверительные отношения с клиентом;

Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим "работа скорби";

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания;

Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события;

Степень зрелости защитных механизмов можно выявить методикой Т.А. Туревской.

Заключение


В ходе выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы:

во-первых, эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни - любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление;

во-вторых, юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости, впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания;

в-третьих, переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных.


Список литературы


1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999.

2.Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток [Электронный ресурс]. URL: www.kaysen.net (дата обращения 01.12.2013).

Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989;

Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., 1997.

Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 1996.

Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998.

Туревская Т.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994.

Любовь в юношеском возрасте [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 01.12.2013).

Проблема любви и дружбы в юношеском возрасте [Электронный ресурс]URL:http://wiki.uspi.ru/index.php/Проблема_любви_и_дружбы_в_юношеском_возрасте/ (дата обращения 01.12.2013).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как бы родители ни отрицали тот факт, что их ребенок уже вырос и может испытывать чувство влюбленности, рано или поздно это придется признать. Любовь подростков — очень сложный период в жизни детей в возрасте 14 лет. Скорее всего, взрослые знают об этом не понаслышке, а на собственном опыте.

Подростковая любовь в 14 лет

Чувство влюбленности относится к обязательному этапу, который связывают со взрослением человека. Для кого-то эти эмоции остаются теплыми и нежными воспоминаниями на всю жизнь, а кто-то грустит из-за того, что отношения не сложились. Бывает и так, что подростковая влюбленность перерастает в настоящую любовь, которая длится не один десяток лет, а то и всю жизнь. О таких людях говорят, что они настоящие счастливчики.

Часто родители подростков начинают паниковать, когда замечают за своим ребенком признаки влюбленности. Происходит это из-за того, что людям свойственно забывать о своем прошлом опыте. Конечно, родителей в такой ситуации прекрасно можно понять. Им свойственно беспокоиться за безопасность своего ребенка. Но надо постараться понять его, так как именно сейчас у подростка начинается процесс получения опыта общения с противоположным полом.

Признаки влюбленности

Любовь подростков в 14 лет обычно сопровождается следующими признаками:

  1. Резкая смена настроения в течение дня.
  2. Рассеянность и забывчивость. В особенности это касается малозначительных вещей.
  3. Появление новых увлечений и интересов.
  4. Усиленное внимание к своему внешнему виду.
  5. Ухудшение успеваемости в школе.
  6. Постоянный контроль своего смартфона.
  7. Потеря заинтересованности к привычным занятиям и увлечениям.

Первая любовь в 14 лет и ее особенности

Так устроено, что чувство влюбленности строится на инстинктах. Мальчику нравятся девочки. И когда он заводит свои первые отношения, они безумно ему интересны. Эмоции, получаемые от общения с объектом обожания, напоминают состояние легкой эйфории. И пребывать в ней хочется как можно дольше.

Причем подросткам свойственно любить такое состояние гораздо больше человека, который способствует его развитию. А значит, чтобы не допустить потери ощущения «бабочек в животе», подростку свойственно идеализировать возлюбленного, чтобы отношения не сошли на нет. Такое положение дел является абсолютной нормой и практически все через него проходят.

Подростковая любовь — гормональная перестройка

Первая любовь в 14 лет часто возникает по вине биологических процессов организма. В этот период подросткам свойственно присматриваться к противоположному полу. Поэтому неудивительно, что именно в этом возрасте происходит первая влюбленность.

Большинство школьников захватывает предвкушение данного чувства. Они пока не знают, когда и где оно их поджидает, но очень ждут его. Поэтому первая любовь очень желанна и необходима каждому человеку. Чувство учит подростков переживать, испытывать страсть.

Родителям необходимо понимать, что если ваш ребенок не влюблялся или не страдал от безответной любви, а также не переживает из-за отсутствия возникновения данного чувства, то это не всегда хорошо. Ведь лучше прочувствовать первую любовь именно в этом возрасте.

Касаемо мальчиков

В 14 лет девочки любовь как чувство уже осознают. А мальчики, казалось бы, ведут себя абсолютно нелогично, а порой даже очень странно. Изначально им свойственно выражать свои чувства довольно грубо. Все дело в том, что они пока не знают, как справляться с этими эмоциями и что с ними происходит. Таким вот образом проявляется любовь в 13–14 лет.

От страха и неумения выражать свои чувства они могут выглядеть довольно глупо. Им свойственно щипать или толкать понравившуюся девочку или задавать ей массу глупых вопросов. Более того, на глазах возлюбленной он может вести себя очень вызывающе, стараясь привлечь внимание или выглядеть в ее глазах настоящим героем. А также подросткам мужского пола свойственно долго засматриваться на понравившуюся девочку. После чего подходить к ней и «случайно» прикасаться.

А что по поводу девочек?

Когда мальчики в 14 лет любовь как чувство могут еще не осознавать, то девочки очень даже все прекрасно понимают. Поэтому большинству уже отлично известно: если мальчик ее донимает, постоянно смотрит и пристает, то очевидно, что он влюбился. А девочки, на которых мальчишки не обращают внимания, пускай даже довольно странным образом, нередко обижаются и чувствуют себя обделенными вниманием. Нередко они сами пытаются обратить на себя внимание либо спровоцировать на это действие понравившегося парня.

Иногда происходит и так, что девочка, за которой активно ухаживает парень, отвечает ему полным игнорированием. Но в то же время не дает и отказа, неосознанно оставляя надежду. Но продолжает избегать общения с ним, потому что пока никто из них не понимает, как себя вести в состоянии влюбленности. А также отсутствует понимание того, как общаться на тему этих чувств.

Часто девочки бывают очень напористыми в попытках понравиться возлюбленному. Они громко смеются в его присутствии, могут обзывать или дразнить объект обожания. Стеснительным и скромным девочкам свойственно другое поведение. Они пытаются привлечь внимание возлюбленного новой одеждой или прической. А также могут «случайно» сесть с ним на занятии за одну парту.

Еще старше

Любовь в 14–15 лет приобретает уже совершенно другие формы. Подростки готовы говорить между собой откровенно. Они уже прекрасно понимают свои чувства и осознают эмоции. В этом возрасте становятся неуместными глупые «подкаты» в виде щипков или громкого смеха.

Девушки и парни серьезно обеспокоены вопросом о том, как подойти к человеку, а также на какую тему начать разговор, чтобы не показаться скучным или навязчивым.

Это очень важный этап в развитии подростка, когда он начинает осознавать, что понравившийся ему человек может быть неидеальным. Девочки в этот период учатся правильно принимать ухаживания, а парни — ухаживать.

Польза подростковой любви

Состоя в отношениях, подросток учится:

  1. Разговаривать не только о своих увлечениях и интересах, но и слушать своего собеседника. А также давать огромное количество времени партнеру, чтобы он высказался.
  2. Стараются не перегружать друг друга своими проблемами и жизненными неурядицами.
  3. Создавать беседу таким образом, чтобы она стала более доверительной. Для этого задаются вопросы о возможных проблемах и личных переживаниях.
  4. Учится говорить о чувствах, а не только о происходящих ситуациях и событиях.
  5. А также плавно переходить от разговора к объятиям и поцелуям.

То есть человеку в таких отношениях свойственно получать множество важных умений и навыков, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни.

Заявить о чувствах

Как признаться в любви девушке в 14 лет? В этом возрасте стеснительность берет верх. Часто это связывают со страхом, что объект обожания может отвергнуть чувства. Чтобы побороть чувство собственной неуверенности, необходимо продумать ситуацию в худшем варианте.

Следует рассмотреть возможные варианты отказа. И понять для себя, действительно ли так страшно будет получить отказ. Возможно, в вашей ситуации это покажется полным пустяком, которых в жизни может быть немало.

Конечно, отказ всегда слышать больно и неприятно. Более того, ваши чувства на этом могут закончиться. Иногда подросткам свойственно обманывать самих себя. Им кажется, что они боятся признаться в любви. А на самом деле за этим скрывается нежелание беспокоить человека, у которого скорее всего взаимных чувств нет.

Тут важно разобраться в ситуации и понять, что абсолютно любая реакция этого человека не зависит исключительно от тебя. А принимать признание или его отвергать — это исключительно выбор личности на основе ее чувств и эмоций. И вряд ли это решение кардинально поменяется после твоего признания. Но пока подросток не сделает первый шаг, чтобы заявить о своих чувствах, он не узнает ответа на свой вопрос.

Сейчас признание можно осуществить при помощи мессенджера или социальных сетей. Помимо этого, можно сделать это анонимно. А там уже все зависит от реакции девушки.

А можно ли назвать любовь подростков настоящей?

От психологов можно нередко услышать о том, что любовь в таком возрасте является лишь репетицией настоящего чувства. Несмотря на то что в подростках просыпаются потребность сближаться и поддерживать отношения на романтической ноте. На самом деле для них собственные интересы и переживания всегда остаются на первом месте. Поэтому принято говорить, что школьников привлекает не столько симпатичный объект противоположного пола, сколько эмоции, получаемые от чувств, которые он испытывает.

Такая стадия «любовного эгоизма» — совершенно нормальный процесс развития.

Следует отметить, что настоящая любовь в 14 лет — явление довольно редкое. Чаще всего такой возраст характерен для мимолетных увлечений и кратковременной влюбленности. Но это ничуть не сказывается на силе и качестве эмоций, которые свойственно переживать подросткам.

Поэтому родителям не стоит говорить детям о том, что это все временное явление, которое не относится к настоящей любви. А также делать акцент на том, что такие чувства не возникают в 14 лет и прочее. В такой ситуации необходимо серьезно относиться к чувствам своего ребенка. Но ни в коем случае не паниковать и не бить тревогу, а постараться поддержать подростка.

Реакция родителей

Как известно, чувство влюбленности затрагивает практически всех подростков. И для родителей наступает довольно сложный период, ведь в данный процесс нежелательно вмешиваться. Но несмотря на это, необходимо помнить, что чувства могут привести к печальным последствиям.

Пытаясь помочь, родители начинают активно узнавать у подростка о его личной жизни. Школьник, в свою очередь, воспринимает это как нападение на его личные границы свободы. На этой почве возникает немало конфликтов, которые проще предупредить, чем решать впоследствии. Не выдерживая долгого сопротивления, родители начинают идти на крайние меры и запрещают ребенку общаться с объектом обожания. А на испорченные отношения с собственным ребенком в данной ситуации мало кто обращает внимания, считая, что в скором времени все само по себе наладится.

- 49.49 Кб

Российская федерация

Министерство образования и науки

Тюменский государственный университет

Институт психологии и педагогики.

Контрольная

Психология развития и возрастная психология

Любовь в юношеском возрасте

Выполнила:

Клёнова Лариса

Проверил:

Семеновских Т.В.

Введение3

Что такое юность?4

Аспекты любви в юности с точки зрения разных авторов5

Общая характеристика юношеской любви……………………………………… …………………………………………….4

Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений……………………………………………………… ……………………….8

Соотношение любви и дружбы………………………………………… ……………...9

Что происходит в любви…………………………………………………………… …10

Анализ проблемы юношеской любви……………………………………… ………..12

Выводы……………………………………………………………… …………………17

Введение. Во введении необходимо показать проблему освещаемую (в контрольной) в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи Вашей работы.

Романтическая любовь в юношеском возрасте – одна из ключевых тем, пронизывающих всю жизнь юного человека. Ее ценность подчеркивается как всем обществом, так и отдельными референтными группами. Считается, что «любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовь открывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр тяготения» личного бытия на Другого - любимого человека» 1 . В то же время романтическая любовь связана с массой переживаний и вопросов (самоидентификации, собственной ценности и ценности другого, самой необходимости этого чувства и его места в структуре ценностей современного человека).

Цель настоящей работы – систематизировать подходы наиболее известных авторов к пониманию юношеской любви и вынести суждение о существенных аспектах этой проблемы. Это позволит рассматривать явление юношеской любви (ЮЛ) более полно и всесторонне, с учетом различных аспектов, влияющих на нее, и дать собственное определение ЮЛ.

Задачи работы:

  1. Провести обзор существующих подходов к проблеме ЮЛ
  2. Проанализировать проблему ЮЛ и сделать выводы о наиболее существенных ее аспектах

Обзор некоторых существующих подходов к проблеме юношеской любви.

Юность - возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю Ю., т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю Ю. (от 18 до 23 лет), которую иногда называют также периодом молодости. 2

Романтическая любовь в ранней юности оценивается как первая любовь, которая в силу присущих ей специфических особенностей (особой эмоциональности, наличии большого количества иллюзий, наивности, незрелости, романтичности) становится важным событием в жизни человека. 3

1) Общая характеристика юношеской любви

2) Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений

3) Соотношение любви и дружбы

4) Что происходит в любви

Рассмотрим эти аспекты более подробно:

  1. Общая характеристика юношеской любви

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость. Возраст юности в этом смысле весьма противоречив.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации-ухаживания, например во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны 4 .

Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Первая гипотеза: идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака.

Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон - всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же - живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза: выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Однако сводить романтическую любовь к идеализации также неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь - лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях, вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.

Кроме того, приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому как физическая слепота, лишая человека зрительных восприятий, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого. Велика и преобразующая сила самой любви. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится красивее не только в глазах

Третья гипотеза: в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала, по пословице: «Та и красавица, которую сердце полюбит». Видимо, и здесь есть доля истины. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие - в духе третьей гипотезы.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других - имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может. 5

2) Факторы, оказывающие влияние на близость установленных романтических отношений.

Проанализировав несколько источников я выделила два фактора:

1.Для появления любви в юности абсолютно необходимо научиться искренне и открыто устанавливать межличностные контакты. Молодые люди подходят к кризису интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах (Э. Эриксон). Нужно отметить, что неуверенность в своей идентичности, т.е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого, молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи. Успешному разрешению кризиса интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя. 6 По этой причине в эмоционально личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых. Характер любовных чувств и привязанностей личности зависит от ее общих коммуникативных качеств. 7

2.Особую значимость сохраняет в юношестве общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнерскими, в которых и взрослый ребенок, зачастую уже с собственной семьей, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.

«Интересными стали отношения с родителями. Вдруг появилось такое ощущение, что тебя пустили за ширму кукольного театра или дали прочитать рецепт пирога из сказки. Теперь ты видишь, как все делается. Ты видишь все возможности и трудности». Ж., 19 лет.

Если в семье доверительные отношения, между членами семьи пристутствует чувство уважения, то при появлении любовных чувств у юноши или девушки в этой семье они смогут получить должную поддержку и помощь. Ведь взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Они остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей. Но одновременно они хотят - и имеют на это полное право! - оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

3) Соотношение любви и дружбы

Дружба и любовь в юношеском возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. 8

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Обычно юноши, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки, снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом с которым обсуждаются, личные проблемы) обычно бывает друг своего пола„ то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной; близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет мажет довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьям, замыкается в себе. 9

4)Что происходит в любви

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Что происходит в любви………………………………………………………………10
Анализ проблемы юношеской любви………………………………………………..12
Выводы…………………………………………………………………………………17