Эмоциональная оценка как процесс. Влияние оценки на эмоциональное состояние младших школьников Эмоциональная оценка

Когнитивный компонент

В качестве когнитивной составляющей выделяют две формы ``Я-концепции"" -- реальную и идеальную.

Реальная ``Я-концепция"" - это представление личности о себе, о том, ``какой я есть"".

``Я -- идеальное"" - это представление личности о своих желаниях: ``каким бы я хотел бы быть"". В ``Я-идеальном"" отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.

Эмоционально-оценочный компонент

Эмоционально-оценочный компонент является ядром ``Я-концепции"", к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.

Степень адекватности ``Я-концепции"" связана с адекватностью самооценки личности. Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка ``Я"" постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях.

Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.

Уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным - завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний - результат заниженной самооценки личности.

Определяющим компонентом ``Я--концепции"" является самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний. Самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию.

Становление и развитие ``Я-концепции"" ``Я-концепция"" личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения и осуществляется на протяжении всей жизни. Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития ``Я-концепции"" предложил американский психолог Гордон Олпорт.

1 Первая стадия -- ощущение своего тела. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть ``мое"" и что ``не мое"". Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов чувств. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

2 -- ощущение самоидентичности, ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее значимой отправной точкой для возникновения чувства целостности и непрерывности ``Я"" с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром.

3 -- формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок. Признание сверстников также становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.

4 расширение границ самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение ``мой"".

5 в возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ ``Я"". Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между ``Я -- хороший"" и ``Я -- плохой"". В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания значимых для него других людей.

6 (6 - 12 лет) осознанное рациональное управлением собой. Индивид на этой стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем. Ребенок еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и другие люди всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7 в подростково-юношеском возрасте происходит оформление ``Я-концепции"", целостного чувства ``Я"" (постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). Однако и в зрелом возрасте это стремление развивается, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.

8 стадия связана с уникальной способностью человека к самопознанию и самооценке.

Эмоциональный тон ощущений.

Результатом воздействия визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вкусовых психологических релизеров на те или иные органы чувств являются ощущения. Ощущения не только несут информацию о количественных и качественных характеристиках поступающих на внешние рецепторы раздражителей, но и всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным тоном, сигнализирующим человеку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности. Положительный эмоциональный тон побуждает человека к сохранению воздействия раздражителя, а отрицательный - к его прерыванию. Так, эмоциональный тон тактильных ощущений, возникающих у человека, пришедшего зимой домой с холодной улицы, и прислонившегося к теплой печке, вызывает желание прижаться к ней сильнее, а эмоциональный тон ощущений, возникающих при соприкосновении с огнем, - желание скорее отдернуть руку.

Соответственно, если человеку от природного объекта поступают положительные релизеры, то он стремится сохранить возникающий положительный эмоциональный тон ощущений и продолжить взаимодействие с этим природным объектом, а если поступают отрицательные - избегать с ним контактов.

Таким образом, ощущения выступают в процессе формирования отношения в качестве своеобразного «фильтра»: положительные способствуют дальнейшему формированию положительного отношения, а отрицательные его «блокируют».

Несколько иначе обрабатывается воздействие поведенческих (витальных) релизеров. В этом случае важнейшую роль играет механизм сравнения, на основе которого устанавливается параллелизм с человеком. Иногда сам факт такого параллелизма уже способствует положительному отношению к природному объекту.

Например, достаточно увидеть забавную, переваливающуюся походку пингвина, украшенного при этом строгим фраком и белоснежной манишкой, так напоминающими одежду благородных английских лордов, чтобы испытать чувство умиления.

«Она (обезьяна) спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где устроила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом - полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мышками.

Ва! - удивленно воскликнул Фон. - Она спит, как человек.

Да-да, - подхватили члены совета, - она спит, как человек!»

После того, как параллелизм установлен, витальные проявления или поведение природного объекта, как правило, оцениваются по аналогии с человеком. Для этой оценки используются критерии, в основе которых лежат этические нормы человеческой этики.

Например, маленькая болонка «смело» бросается на подбежавшего к хозяйке огромного дога, заливается лаем, пытаясь запугать «врага» и «спасти» хозяйку. Такое самопожертвование, преданность, с точки зрения человеческой этики, является образцом поведения настоящего друга.


Если витальные проявления или поведение природного объекта соответствуют этическим нормам, предъявляемым к человеку, им дается положительная эмоциональная оценка, если не соответствуют - отрицательная.

Следует отметить, что между человеческими этическими принципами, по которым оценивается поведение (витальные проявления) природного объекта, и экологической целесообразностью нередко возникает противоречие. В этом случае даже экологически целесообразное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмоциональную реакцию. Например, у некоторых птиц, в частности, у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая второго на гибель. Это экологически целесообразно, так как двух птенцов журавли выкормить не в состоянии и один из них является «запасным» на случай патологического развития
второго зародыша. Но, с точки зрения человеческой морали, речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать формированию отрицательного отношения к стерхам.

_____________________________

1 ДарреллДж. Гончие Бафута. С. 318-319.

Следует отметить, что в некоторых случаях витальные проявления или поведение природного объекта являются безотносительными к этическим нормам: например, кошка умывает лапой мордочку - данный поведенческий акт не может быть оценен как «нравственный» или «безнравственный», как соответствующий или несоответствующий этическим нормам.

Эмоциональная оценка, возникающая под воздействием поведенческих (витальных) психологических релизеров, играет в формировании субъективного отношения к природному объекту ту же функцию, что и эмоциональный тон ощущений, возникающих под воздействием остальных релизеров перцептивного канала: положительная вызывает стремление продолжить взаимодействие с данным природным объектом, отрицательная - избегать с ним контактов.

Таким образом, механизмами обработки поведенческих (витальных) релизеров является сравнение витальных проявлений и поведения природного объекта с человеческими витальными проявлениями и поведением и их эмоциональная оценка с точки зрения человеческих этических критериев.

В результате действия описанных механизмов обработки психологических релизеров перцептивного канала, природный объект становится для человека привлекательным или непривлекательным. К привлекательному природному объекту, у человека формируется влечение, т. е. еще недифференцированная, неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с ним.

Такое влечение закладывает основы дальнейшего формирования положительного отношения к данному природному объекту. Во-первых, оно делает человека сенситивнее, чувствительнее к воздействию релизеров перцептивного канала, а во-вторых, способствует функционированию других каналов. Сформировавшееся влечение к природному объекту может выразиться как в поиске и сборе информации о нем (тогда дальнейшее формирование отношенияидет по когнитивному каналу), так и в целенаправленном стремлении к практическому взаимодействию с ним (тогда отношение продолжает формироваться уже по практическому каналу).

Со времен романтичных психологов Юнга и Фрейда, в психологической теории горячие чувства боролись с холодным разумом. И побеждало то одно, то другое.

А еще мир делился на бесчувственных мужиков и истеричных женщин.

Но, как недавно выяснилось, эмоциональная сторона психики состоит из двух относительно независимых блоков. И вообще, все несколько более запутанно…


Эмоциональные фонтаны .

Какая странная волна адреналин хлестнула в вены!

Ах, как приятно осознать, что ты еще не все продал...

А. Иващенко

Первый блок - эмоции, которые человек чувствует и переживает. Эти эмоции - результат выбросов различных нейромедиаторов в мозг.

Чем больше выбросило - тем сильнее чувства. И тем дольше они будут рассасываться. А количественный состав нейромедиаторов определит эмоциональную картину.


Интересно, что при всем ассортименте нейромедиаторов и при всем разнообразии внешних и внутренних поводов для эмоций, для каждого человека характерен свой уровень эмоциональности. Одни реагируют ярко на любой пустяк, другие невозмутимы в большинстве ситуаций.


По яркости реагирования людей можно разделить на 4 типа:


    Неконтролируемой эмоциональности


    Сильной и контролируемой эмоциональности


    Неуверенной эмоциональности


    Эмоциональные сухари


Неконтролируемая эмоциональность


Людей этого типа легко опознать по мимике. У них все эмоции написаны на лице. И это яркая мимика. Такие люди в буквальном смысле - фонтан эмоций. И почти всегда эмоциональные проявления можно оценить как “слишком”. Слишком веселый, чересчур грустный и т.д.


Обосновывая свои поступки люди с неконтролируемой эмоциональностью часто ссылаются на то, что просто “не могут поступить” вопреки своим чувствам.


Интересные факты


    Люди такой Неконтролируемой эмоциональности практически не могут контролировать проявление своих эмоций.


    У них регулярно бывает так много эмоций, что они не в состоянии успокоиться час и более.


    Иногда, они используют специальные приемы, что бы успокоиться.


    Веление эмоций должно быть реализовано “вот прямо счаз!”


Сильная и контролируемая эмоциональность.


Основной признак Сильной и контролируемой эмоциональности - однозначная привлекательность. Это тот случай, когда может не быть классической красоты внешности, правильных черт лица, но человек все равно симпатичен.

Все дело в том, что эмоциональная составляющая - важная часть любого контакта. “Правильная” эмоциональность творит чудеса. Но если у всех остальных типов “правильная” эмоция - дело случая, то у людей Сильной и контролируемой эмоциональности это норма.

Управление эмоциями происходит тонко. На сознательном и подсознательном уровне. Это может быть и бессознательная подстройка к партнеру и сознательное приведение себя заранее к “правильному” эмоциональному настрою.


Мне, как представителю, Неуверенной эмоциональности такое управление видится недостижимым и непонятным мастерством.


Как правило, изменение эмоционального состояния по внешним причинам ощущается заранее, до того, как эмоции захватили хозяина. И в этот момент, их можно притормозить или усилить. Или даже перенести на потом!


Такое управление эмоциями относится как к положительному спектру, так и к отрицательному.


Интересно, что в процессе конфликтов, такие люди чувствуют грань, когда негативное эмоциональное давление будет слишком сильным и приведет к обратным последствиям.


Еще один интересный нюанс - накопленная потребность в выделении эмоций и регулярная эмоциональная разрядка.

Я пока не представляю себе, как такой механизм работает на физиологическом уровне, но по заявлениям носителей Сильной эмоциональности и наблюдениям со стороны, он имеет место быть.

Сильная эмоциональность не может находиться долго в скучном, сером спокойном эмоциональном состоянии. Она требует времени, места и компании, когда эмоции могут выйти наружу.


Возвращаясь к эмоциональной привлекательности, хочется сказать, что по моему мнению, именно таких людей любит судьба. Ну как судьба… просто на них хорошо реагируют окружающие. И все, что можно получить “за красивые глаза” - они получают.

Все эти эзотерические “полюби мир и он полюбит тебя”, “в мире всего полно” и даже мультяшное “поделись улыбкою своей” - истории про Сильную эмоцию.

У них это действительно так.

А вот если вы не они, то может все и не так радужно… Возможно, что когда вы приходите со своей скромно-замученной улыбкой к людям, они думают нечто вроде: “Так, счас быстренько этого куда-нибудь сплавлю, а то уже обед…” И нужно мотивировать материально или еще как.


Что бы была понятна разница в реакциях, расскажу одну историю. Одна моя знакомая с Сильной эмоцией рассказывала про то, как она ловит такси. Когда она поднимает руку, практически всегда останавливается первая машина, и практически всегда она на ней уезжает куда надо. А если она ловит машину в городе, где движение плотное, то водители бросаются к ней через три ряда с риском совершить ДТП.


Мимически Сильная эмоциональность похожа на Неконтролируемую. Мимика яркая, но ощущение, что лицо живет своей жизнью и выдает истинные эмоции хозяина не возникает.


Неуверенная эмоциональность .


В целом, людей с неуверенной эмоциональностью можно отнести к спокойным…

Или к неспокойным…


Т.е. по количеству эмоций они явно спокойные. Но по поводу этих самых эмоций они часто испытывают беспокойство и неуверенность. Хотя правильнее сказать часто вообще “сидят на измене”.

А как может быть иначе, если ты все время не дотягиваешь до эмоционального контекста окружающих? Все веселятся, и ты вроде как тоже, но совсем не в той степени. Народ вокруг ржет, а ты так… немного ухмыляешься…

Или напротив, у людей горе, или ужас. А ты вроде как и переживаешь, только совсем не в той степени. И думаешь не столько о горе, сколько “А как я выгляжу? Достаточно расстроенным? Или нужно сильнее и как бы это из себя выдавить…”


Но хуже всего, если вдруг вылезает монстр под названием “недовольная ухмылка”. Вообще это самая частая эмоция, которая читается на лице Неуверенной эмоциональности. И проблема с ней в том, что существует очень мало ситуаций, в которых эта ухмылка на 100% уместна. Если народ радуется, то у всех возникает вопрос: “Чем же ты, @$#%” недоволен?” А если грусть-пичаль-неприятности, то еще хуже:”Какого $@# ты, @$#%, улыбаешься?”


Юмор у Неуверенной эмоции - язвительные комментарии, стеб и все такое. Тоже, знаете ли, на любителя. И надоедает, когда ничего другого. В компании может и не плохо, когда кто-то метко шутит про окружающих, если только это не касается тебя лично. Со временем, объекты шуток потихонечку кончаются, и “рядовой Шутник” начинает постигать прелести самоиронии и одиночества.


Одно спасает, поскольку эмоций в целом не много, то и ситуация ощущается не как всемирная трагедия, а так… вялотекущая депрессуха и непроходящая мизантропия.


Эмоциональные сухари

Вот тип эмоциональности, про который писать легко и просто.

Это люди, у которых все “норм”.

Бывают, конечно, и радости и горести, но что уж тут поделать? Бывает…


Сухарей очень легко узнать по их поведению в компании - сидят весь вечер с одним и тем же спокойно-никаким выражением лица.

Могут поржать. Но улыбка на лице появляется как мыло из диспенсера. Строго отмеренная экономная доза. Если кнопку не трогать, то само не появится.


Мини резюме про выделению эмоций


Выделение эмоций - регуляция через выбросы нейромедиаторов. Сила эмоциональности пропорциональна количеству, продолжительности действия неромедиаторов.

Наблюдение за людьми показывают, что со временем уровень эмоциональности если и меняется, то не сильно и не быстро.

На данный момент нет однозначных наблюдений, на основании которых можно заявить о том, что тем или иным способом можно уровень эмоциональности поменять.

С возрастом, люди учатся контролировать проявления своей эмоциональности и держать себя в социально удобных форматах.


Вот теперь пора перейти ко второй стороне эмоциональной системы человека.


Эмоциональные оценки


Мышление человека работает с отражениями объектов, ситуаций, сущностей во внутренней картине мира.

И каждый объект в этой внутренней картине мира, обладает своей уникальной эмоциональной окрашенностью.

Эта окрашенность - результат предыдущего жизненного опыта взаимодействия с этим объектом в мире реальном. Как правило, это результат не одного эпизода, а то, что “накопилось” за всю историю “общения”. Эдакий “осадочек” от неоднократно пропавших и нашедшихся ложечек.


Так вот по степени яркости этой окрашенности, людей можно расставить между двумя принципиально отличными полюсами: сугубые логики-формалисты и нелогичные этики.

С практической точки зрения, важна не столько точная позиция между этими полюсами, соклько то, к какому из полюсов человек ближе. Даже легкое доминирование одного из полюсов накладывает неизгладимый отпечаток на образ мысли и мотивы принятия решений.


Теория


Эмоциональная окрашенность образов возникает под влиянием лимбической системы. Изучение силы этой окрашенности привело к пониманию того, что у логиков формалистов доминирование формальных критериев происходит за счет отсутствия или сильного недостатка эмоционально-этических атрибутов.

Т.е. Лимбическая система выдает слишком мало информации. Логики просто не в состоянии принять в расчет информацию, которой не обладают.

Это можно назвать эмоциональной слепотой.

И это точно не собственный выбор человека и не дефект воспитания.


Этические и логические задачи


Для того, что бы лучше определить суть этико-логической дихотомии рассмотрим два типа задач.


Логическая или формальная задача содержит только формальные условия и формальные методы решения. Например, необходимо рассчитать размер выплаты по кредиту. Решение очевидно. В известную формулу подставляют три исходные цифры и получают искомый размер ежемесячной выплаты.


Пример этической задачи - выбор украшения в подарок. Тут хорошо бы и вкусы человека знать и правильно понять какие эмоции какие сережки вызывают.


Как показывает практика - логикам очень сложно с задачами, где необходимы корректные эмоциональные оценки. Истории про “Я же ей машину купил, не понимаю, чего она еще хочет!” как раз из этой серии.


У Этиков обратная картина.

“-Девушка была симпатичная. Никак не ожидал, что она мне такой кредит впарит.

А ты договор не смотрел? Там же все написано.

Ну… мне тогда показалось, что там не так много получается...”


Можно заметить, что аналогичное разделение, на логическое и этическое, присутствует практически во всех видах деятельности. Одни занятия предполагают отличное ощущение эмоций, другие - чисто формальные критерии.

Вот небольшой список для примера:


Этические виды деятельности

Логические виды деятельности

Сфера обслуживания

Финансы

Искусство

Педагогика

Строительство

Связи с общественностью

Наука

Туризм

Энергетика

Подбор персонала

Добывающая промышленность

И т.д.


Можете попробовать определить какой тип задач доминирует в ваших обязанностях на работе самостоятельно.


Немного истории


Первым, различие в значении эмоций для разных людей, обнаружил и описал Юнг в работе “Психологические типы”.

Поскольку Юнг только начал собирать статистику по этому явлению, у него не было достаточно информации, что бы выделить два отдельных эмоциональных процесса, которые описывает данная статья. И он их не разделял.

Большинству последователей Юнга это тоже не удалось.

Первым автором, выделившим две составляющих, была автор Соционики Аушра Аугустинавичуте. Этика эмоций, по сути, описывает блок ответственный за эмоциональное состояние, а этика отношений за эмоциональные оценки. Но полноценного разделения она тоже не сделала.

Эмоцию, как процесс переживания с разделением на четыре степени описал Александр Афанасьев в работе “Синтаксис любви”.

Здесь представлено развитие идей одновременно обоих авторов.


Проведенные исследования в Санкт-Петербургском соционическом клубе показали, что эмоциональные блоки следует однозначно разделять. А процессы эмоциональных состояний корректнее вынести за рамки соционической модели. Модель от этого только выиграет.


На выборке участников клуба, удалось найти все комбинации Этики/Логики и Эмоции разной силы.


Суть соционических типов коррелирует с эмоциональной окрашенностью, с Этикой/Логикой.


А вот выделение Эмоции в отдельную сущность и вывод из модели наконец объяснило тихих Гамлетов (и вообще любых типов с многомерной черной эмоцией) и шумных Габенов и им подобных.


Наблюдения об устойчивости типов эмоциональности .


Если ориентироваться на описания соционических авторов, дискуссии в соционическом сообществе и мои личные наблюдения - можно говорить о врожденной стабильности типа чувствительности к этическим атрибутам.


С выделением эмоций пока такой статистики нет. Но предположу, что скорее всего тут тоже будет наблюдаться высокая стабильность или смещение не более чем до соседнего типа.


P.S. Послесловие


Походу, популярный текст не очень получился.


Фактология, лежащая в основе статьи, - результат 3х лет работы Санкт-Петербургского открытого Соционического клуба по проверке и уточнению Психософии.

Благодарю всех участников клуба за вклад в эту работу, особенно тех, кто специально собирался на встречи, посвященные психософской эмоции и отдельно Романа Орехова за приверженность интеллектуальному направлению в деятельности клуба!


Приглашаю всех интересующихся психологией врожденных индивидуальных различий на встречи клуба.

Эмоции и оценка

Ещё в начале XIX в. В. фон Гумбольдт отметил, что язык как деятельность человека пронизан чувствами. В настоящее время лингвистика вновь обратилась к его учению, призывавшего изучать язык в тесной связи с человеком. В свете этой концепции вполне осуществимо и лингвистическое осмысление системных эмотивных средств.

Во все времена люди испытывали, испытывают и будут испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть. Накоплен огромный эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об универсальности эмоций, сам перечень которых отражает общечеловеческий опыт осмысления психической деятельности человека: "Некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование, и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их культуре, языку или образовательному уровню ".

Язык не есть зеркальное отражение мира, поэтому, очевидно, мир эмоций и набор языковых средств, их отображающих, не могут полностью совпадать.

Таким образом, учитывая наличие в эмоциональном опыте человечества группы ведущих универсальных эмоций, можно предположить существование универсальных эмотивных смыслов и в лексической семантике, что обусловлено семантикой отражения, так как опыт человечества в познании эмоций, как и какоголибо другого фрагмента мира, закрепляется в языковых единицах. В лингвистической литературе используются различные обозначения этих универсальных эмоций: доминантные эмоции, ключевые эмоции, эмоциональный тон, ведущие или базовые эмоции и др. В то же время психологи отмечают, что словарь эмоций в разных языках далеко не одинаков, хотя нет ни одного переживания, которое было бы доступно для одной национальности и недоступно для другой, т.е. сами эмоции универсальны, а типологическая структура эмоциональной лексики не совпадает в разных языках, имеет национальную специфику, так как отражение их в каждом языке самобытно.

Эмотивная лексика традиционно изучается с учетом таких категорий, как оценочность, экспрессивность, образность, причем связи её с оценкой оказываются особенно тесными. Сопряжение эмоций и оценки не утрачивают актуальности.

Итак, эмоциональность и оценочность категории, безусловно, взаимосвязанные, а вот на счет характера их связи имеются различные точки зрения.

Согласно первой точке зрения, оценочность и эмоциональность нерасторжимое единство. Так, например, считает Н. А. Лукьянова: "Оценочность, представленная как соотнесенность слова с оценкой, и эмоциональность, связанная с эмоциями, чувствами, не составляют двух разных компонентов значения, они едины ". Этого же мнения придерживается и В. И. Шаховский. Вольф, наоборот, разводит компоненты "эмоциональность " и "оценочность ", рассматривая их как часть и целое.

Ещё одна позиция: оценочность и эмотивность компоненты хоть и предполагающие друг друга, но различные. Различие этих компонентов подтверждает тот факт, что отдельным подклассам эмоциональных явлений функция оценки свойственна не в одинаковой степени. По мнению сторонников этой позиции, оценочность не в равной степени свойственна эмоциональной лексике. Так, долгое время в параметре оценки не рассматривалась лексика эмоций типа " любовь ", "грусть ", но в последние годы исследуется характер оценочности и подобных слов. В результате выделены типы оценочных слов: общеоценочная лексика типа "нравится / не нравиться, одобрение / не одобрение "; часто оценочные слова или интерпретирующие "эмотивный аспект " оценки слова, типа "любовь ", "презрение ". Вторые содержат наряду с оценочной модальностью обозначение эмоции.

Благодаря фундаментальным исследованиям Вольф, Кубряковой, Телии, мы имеем сегодня достаточно полное представление о системе оценочных значений в том числе и о структуре оценки эмотивной лексики.

Хотя положение о том, что эмотивная лексика включает в свое значение оценочный компонент, и что оценочная структура различных классов эмотивной лексики неодинакова, можно считать общепризнанным, но избирать оценочные слова в качестве центрального критерия при выборе материала эмоциональной лексики, как это предлагает Н. В. Гридин, нам представляется нецелесообразным, так как функциональная природа оценки различна. Это проявляется в несовпадении типологии оценок в трудах различных авторов.

Подобным образом различаются эмоциональность и экспрессивность. Английские лексикографы (например, Хорнби или Фаулер), правда, не разграничивают эти понятия. Многие считают, что экспрессивность всегда достигается за счет эмоциональности. Такое расширенное понимание опровергается конкретным материалом. Наличие эмоциональной коннотации почти всегда влечет за собой экспрессивность, но обратное неверно.

источник неизвестен

Ещё в начале XIX в. В. фон Гумбольдт отметил, что язык как деятельность человека пронизан чувствами. В настоящее время лингвистика вновь обратилась к его учению, призывавшего изучать язык в тесной связи с человеком. В свете этой концепции вполне осуществимо и лингвистическое осмысление системных эмотивных средств.

Во все времена люди испытывали, испытывают и будут испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть. Накоплен огромный эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об универсальности эмоций, сам перечень которых отражает общечеловеческий опыт осмысления психической деятельности человека: "Некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование, и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их культуре, языку или образовательному уровню".

Язык не есть зеркальное отражение мира, поэтому, очевидно, мир эмоций и набор языковых средств, их отображающих, не могут полностью совпадать.

Таким образом, учитывая наличие в эмоциональном опыте человечества группы ведущих универсальных эмоций, можно предположить существование универсальных эмотивных смыслов и в лексической семантике, что обусловлено семантикой отражения, так как опыт человечества в познании эмоций, как и какого-либо другого фрагмента мира, закрепляется в языковых единицах. В лингвистической литературе используются различные обозначения этих универсальных эмоций: доминантные эмоции, ключевые эмоции, эмоциональный тон, ведущие или базовые эмоции и др. В то же время психологи отмечают, что словарь эмоций в разных языках далеко не одинаков, хотя нет ни одного переживания, которое было бы доступно для одной национальности и недоступно для другой, т.е. сами эмоции - универсальны, а типологическая структура эмоциональной лексики не совпадает в разных языках, имеет национальную специфику, так как отражение их в каждом языке самобытно.

Эмотивная лексика традиционно изучается с учетом таких категорий, как оценочность, экспрессивность, образность, причем связи её с оценкой оказываются особенно тесными. Сопряжение эмоций и оценки не утрачивают актуальности.

Итак, эмоциональность и оценочность - категории, безусловно, взаимосвязанные, а вот на счет характера их связи имеются различные точки зрения.

Согласно первой точке зрения, оценочность и эмоциональность - нерасторжимое единство. Так, например, считает Н. А. Лукьянова: "Оценочность, представленная как соотнесенность слова с оценкой, и эмоциональность, связанная с эмоциями, чувствами, не составляют двух разных компонентов значения, они едины". Этого же мнения придерживается и В. И. Шаховский. Вольф, наоборот, разводит компоненты "эмоциональность" и "оценочность", рассматривая их как часть и целое.

Ещё одна позиция: оценочность и эмотивность - компоненты хоть и предполагающие друг друга, но различные. Различие этих компонентов подтверждает тот факт, что отдельным подклассам эмоциональных явлений функция оценки свойственна не в одинаковой степени. По мнению сторонников этой позиции, оценочность не в равной степени свойственна эмоциональной лексике. Так, долгое время в параметре оценки не рассматривалась лексика эмоций типа " любовь", "грусть", но в последние годы исследуется характер оценочности и подобных слов. В результате выделены типы оценочных слов: общеоценочная лексика типа "нравится / не нравиться, одобрение / не одобрение"; часто оценочные слова или интерпретирующие "эмотивный аспект" оценки слова, типа "любовь", "презрение". Вторые содержат наряду с оценочной модальностью обозначение эмоции.

Благодаря фундаментальным исследованиям Вольф, Кубряковой, Телии, мы имеем сегодня достаточно полное представление о системе оценочных значений в том числе и о структуре оценки эмотивной лексики.

Хотя положение о том, что эмотивная лексика включает в свое значение оценочный компонент, и что оценочная структура различных классов эмотивной лексики неодинакова, можно считать общепризнанным, но избирать оценочные слова в качестве центрального критерия при выборе материала эмоциональной лексики, как это предлагает Н. В. Гридин, нам представляется нецелесообразным, так как функциональная природа оценки различна. Это проявляется в несовпадении типологии оценок в трудах различных авторов.

Подобным образом различаются эмоциональность и экспрессивность. Английские лексикографы (например, Хорнби или Фаулер) , правда, не разграничивают эти понятия. Многие считают, что экспрессивность всегда достигается за счет эмоциональности. Такое расширенное понимание опровергается конкретным материалом. Наличие эмоциональной коннотации почти всегда влечет за собой экспрессивность, но обратное неверно.