Апостольский собор в Иерусалиме. Святой Яков - жизнеописание

5 ноября (23 октября по старому стилю) Православная церковь празднует память Апостола Иакова, брата Господня по плоти . Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего.

Святой апостол Иаков - старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией и называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, давшим обет не пить вина или крепких напитков, не есть пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы, и не стричь волосы, посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.

По преданию, когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник решил разделить свою землю между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились этому, и только Иаков принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

В начале земного служения Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Позднее, когда Иуда поверил во Христа Спасителя, он по смирению именовал себя лишь братом Иакова. Еще одной причиной, почему именно Иакова называют братом Божиим, было то, что он сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет.

Когда Христос начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую, за что Господь его особенно возлюбил. Предание гласит, что в продолжение страстей Христовых апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в этой самой пещере. Видя его праведное житие, Иакова нарекли праведным, и он был причтен к числу семидесяти апостолов .

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь также сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.

В 34 года святой Иаков был избран епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме и слово его было решающим. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова.

Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он - не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси - так называли христианство иудеи. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия.

Разгневанные иудеи сбросили апостола Иакова с крыши , но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями до тех пор, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года от Рождества Христова.

Святителя Иакова погребли на месте кончины - впоследствии над его могилою подле храма стоял памятник.

В первые века христианства пещера, где святой постился во время страстей Господних, была обращена в храм. Когда русский паломник Антоний посетил Константинополь в 1200 г., он нашел здесь мощи святого в приделе Халкопратийского храма, а главу - в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по некоторым данным, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов.

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (12:17; 15:13-21; 21:18) и в Послании к Галатам (1:18; 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже ). В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Апостольский собор в Иерусалиме

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году ). Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона » (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом? » — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных «. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! » Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении !» — и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости Они не ведают, что творят «. «Побьем его камнями «, — закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда ) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится «. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва ». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах ), надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.


Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским, два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела , что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста. Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («?Santiago y cierra, Espa?a!»), ставшие призывом объединиться против врагов.


В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino franc?s), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino ingl?s), португальский (camino portugu?s) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альб?ргов (albergues) . Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия».

В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

За последние несколько лет набирает популярность Путь святого Иакова — дорога пилигримов, которая ведет в крупнейший центр паломничества Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Но дело тут вовсе не в религии. Основная часть туристов проходит путь с целью проверить себя и преодолеть непростой челлендж. Рассказываем, кем был святой Иаков, откуда взялся этот путь и почему этот маршрут может быть интересным для путешественника.

Кто такой святой Иаков и история Пути

В Новом Завете упоминается несколько святых с таким именем, поэтому следует пояснить, что речь идет об Иакове Заведееве (или Иакове Старшем) — одном из 12 апостолов. После смерти Христа Иаков отправился в Испанию (в то время — одна из провинций Римской империи. — Прим. ред. ) и распространял христианство по всему полуострову. Впоследствии он стал главным покровителем страны. После паломничества по возвращении в Иерусалим в 44 году он был обезглавлен по приказу царя Иудеи Ирода Агриппы I.

По легенде, после смерти останки святого положили в лодку и отправили в Испанию. Как было описано в предании, тело Иакова было захоронено недалеко от города Ириа Флавиа в Галисии, который раньше служил приходом для христиан. Спустя восемь веков, в 820-830 годах, некий монах-отшельник Пелайо, который следовал за путеводной звездой, увидел свет в лесной чаще. Так он случайно обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. По указу короля Астурии Альфонсо III в 896-899 годах на месте захоронения святого была построена небольшая церковь, а город получил название Компостела (от латинского Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой». — Прим. ред.) . Церковь подвергалась постоянным нападениям со стороны арабского халифата, а в 997 году была полностью разрушена. Собор, который существует по сей день, был построен в 1075-1211 годах при короле Кастилии Альфонсо IV.

В начале XII века папа римский Каликст II дал паломникам право на индульгенцию, после чего Сантьяго-де-Компостела стал третьим центром христианства после Иерусалима и Рима.

В 1160-х был основан военный орден Сантьяго, который сопровождал паломников и охранял их от нападений со стороны мавров (так называли арабов, которые проповедовали ислам на территории Испании). Орден Сантьяго действует по сей день: в 2008 году главным командором ордена стал действующий король Испании Филипп IV, принц Астурийский, вступивший в орден в 1986-м.

Путь святого Иакова

Путь святого Иакова (Camino de Santiago) — это сеть маршрутов, которая ведет паломников в город Сантьяго-де-Компостела. Существует более десятка маршрутов: основная часть находится в Испании, а самым длинным считается французский путь, расстояние которого достигает более 800 километров.

Значительный вклад в дело восстановления паломнического маршрута внес священник Элиас Валинья Сампедро в 1980-х. А в 1993 году Путь святого Иакова вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время, чтобы получить сертификат о совершении паломничества, необходимо пройти пешком последние 100 километров на пути к святому городу или проехать на машине, велосипеде или лошади последние 200 километров. Вы также имеете право разбить дорогу на части, но нужно помнить о сроке визы.

Некоторые туристы проходят часть, а затем возвращаются через месяцы или годы, чтобы завершить начатое и дойти до конца. Но чтобы почувствовать дух паломничества и пройти проверку на прочность, лучше попытаться преодолеть весь путь целиком, не разбивая его на части. Обычно в день паломники проходят от 15 до 40 километров. Поэтому особо стойким хватит 20-25 дней, чтобы осилить все 800.

Дорога специально отмечена желтыми стрелками и ракушками (символ паломников Пути святого Иакова), и нужно быть внимательными: все обозначения — на испанском языке. В некоторых случаях можно очутиться на развилке: например, можно увеличить путь на 10-20 км и увидеть маленькие деревушки, а можно выбрать укороченный путь — все на ваше усмотрение. Во всех городах и почти во всех деревнях есть хостелы для паломников. Также многие жители предлагают ночлег и еду путешественникам всего за несколько евро. Много денег тратить не придется.

Существуют также туры по Пути святого Иакова: вам предложат проехать маршрут на автобусе вместе с гидом, а переночевать сможете в больших городах в отелях — все включено. Или вы также можете попробовать сделать это с коучем, который на протяжении всего путешествия будет вас мотивировать идти до конца.

Как выбрать маршрут?

Сначала определите для себя, с какой целью вы хотите пройти Путь святого Иакова. Если ваша цель — проверить себя (или даже похудеть), то попробуйте пройти Путь французских королей (863 км). Начальной точкой является город Сен-Жан-Пье-де-Порт, а вся дорога проходит через пять регионов Испании: Наварра, Ла-Риоха, Кастилья, Леон и Галисия.

Можно также пойти по первоначальному маршруту пилигримов (320 км), который начинается в городе Овьедо и проходит через крупные города Тинео и Луго.

Если вы хотите пройти путь из религиозных соображений и намерены получить сертификат (или даже индульгенцию), то вполне достаточно пройти 100 километров пешком. Начать можно из города Туи. Кстати, это является частью португальской дороги. Но не забудьте получить паспорт паломника (его выдают в начале в приюте для паломников. — Прим. ред.) и проставлять печати в городах и деревнях, через которые проходите. После того как вы дойдете до Сантьяго-де-Компостела, рядом с собором в офисе пилигримов вам вручат именной сертификат. Но чтобы получить отпущение всех грехов, нужно пройти путь в Священный год — когда День святого Иакова (25 июля) выпадает на воскресенье. Ближайшие даты: 2021, 2027.

Что нужно брать с собой

Вот список вещей, которые вам пригодятся: шорты (1-2 пары), длинные брюки (главное, чтобы были удобными), 2 футболки, рубашка с длинными рукавами, нижнее белье, 2 пары носков, удобные кроссовки, босоножки, солнцезащитный крем (маст-хэв), очки, фонарик, шляпа или кепка, легкое полотенце, швейцарский нож, зарядка для телефона и GoPro, средства личной гигиены — только самое необходимое. Если вы хотите уединиться с природой и не планируете оставаться в хостелах, то вам понадобится спальный мешок.

Самому древнему паломническому маршруту Европы - пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима».

Мощи ап. Иакова хранятся под спудом в капелле собора Апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на площади Обрадойро. Обычно она закрыта - католики молятся у стены, такая у них традиция, но для православных капеллу открывают

В Испании любой католик вам расскажет предание: когда апостол Иаков (Зеведеев), старший брат Иоанна Богослова, сын Грома (как называли его испанцы), был казнен в Иерусалиме в 44 году по Рождестве Христовом внуком Ирода Агриппой (Иаков стал первым из апостолов, принявшим мученическую кончину за проповедь Христа), ученики тайно положили тело апостола в лодку и пустили по Средиземному морю. Та чудесным образом пристала к испанскому берегу, в месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостела.

В начале IX века живший в этой местности монах-отшельник Пелайо ясным солнечным днем увидел в небе яркую звезду, пошел на ее свет и обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола. Обретение мощей святого Иакова произошло в опасную для Испании пору: мавры покорили почти весь Пиренейский полуостров, у христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. Поэтому чудесное обретение мощей Иакова восприняли как знак свыше и обещание помощи. На месте обретения была поставлена небольшая церковь, веком позже - базилика святого апостола Иакова. С тех пор осталось немало свидетельств чудесной помощи Иакова в защите многочисленных христианских государств, существовавших в IX-XI веках на территории Пиренейского полуострова, - Арагона, Наварры и Кастильи, - от мавров. Вскоре святой Иаков (по-испански Santiago) стал небесным покровителем испанцев, а как апостол, предпринявший, по преданию, далекое путешествие из Святой земли в Испанию, - покровителем паломников. Сантьяго-де-Компостела, где были обретены и покоятся мощи апостола Иакова, уже с XII века считается, после Иерусалима и Рима, главным паломническим центром всех западных христиан. В средневековом искусстве сохранилось много изображений апостола Иакова в образе путника в украшенной ракушками шляпе (и сегодня ракушка - символ паломников, идущих по пути апостола), с посохом и сумой.

Путь апостола Иакова - паломничество к его мощам в Сантьяго-де Компостела - самый древний паломнический маршрут Европы. Самый-самый древний - паломничество в Святой град к Гробу Господню, но это уже Европа-Азия. Поклониться мощам апостола стали ходить (только пешком) с X века - тогда и появляется путь, который уже в самом начале имел несколько маршрутов, заметно отличных друг от друга. Но главная магистраль проходит по северному побережью Пиреней, начинаясь в городе Памплоне. Длина пути - около 800 км.

Пути апостола Иакова был посвящен и самый первый в мире путеводитель, написанный, по преданию, римским папой Каллистом II в XII веке. Его и сейчас можно считать образцом жанра: автор заботился как о бытовой стороне маршрута, так и о, например, культурологической и настолько профессионально описывал местные достопримечательности, что современные искусствоведы, специализирующиеся на романском стиле, до сих пор используют этот путеводитель как справочник. Составленный грамотной и заботливой рукой, путеводитель называл города, через которые было удобнее добраться до места, наиболее безопасные дороги, церкви с местными святынями и рекомендациями, от чего какие мощи помогают (а говорят, только православные этим увлекаются), монастырские гостиницы для отдыха, реки, откуда нельзя пить воду и поить лошадей, лодочные переправы, где меньше берут денег за проезд.

С X века путь апостола Иакова почти не изменился, разве что стал намного более комфортным и безопасным. Сегодня по нему можно передвигаться на велосипеде или лошади. Чтоб не заблудиться, повсюду поставлены специальные указатели с изображением звезды с расходящимися лучами в форме раковины - символом паломников, идущих по пути. Нет никаких проблем с тем, как поесть-отдохнуть: вдоль всего пути построены бесплатные «ночлежки» с душевыми и бесплатными же медпунктами. На двухъярусных лежаках есть матрацы и подушки (без белья). Кого только здесь не встретишь: французы, итальянцы, немцы, британцы, даже кубинцы. На всех остановках - рестораны, предлагающие «меню пилигрима». Дешево и вкусно. Идут паломники с восхода солнца до полудня - потом слишком жарко. Амуниция: обязательный головной убор, солнцезащитные очки и максимально удобная обувь - с носками, чтобы не набить мозоли.

Но вся эта информация для нас - на перспективу: православные по Европе паломничают недавно, поэтому в организованном виде, через агентства, «пути апостола Иакова» пока не освоили. Но к самим мощам апостола в Сантьяго-де Компостела вас доставят. Мощи апостола покоятся в небольшой капелле (часовне) собора его имени. Обычно она закрыта (у католиков так принято - хранить особо чтимые святыни под спудом и молиться рядом), но если попросить, даже в неурочное время - например, группа запоздала, всегда откроют, даже если придется специально идти за ключом.

А еще в соборе Апостола Иакова каждый день в 12 часов дня под высокие готические своды взмывает огромного размера кадило и долго раскачивается. Служители собора объяснили, что это - символ нашей молитвы. В их словах мне послышалось что-то знакомое, а, вот: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» - Псалом 140, стих 2. Ну да, чего удивляться, Псалтырь - это наш общехристианский источник.

Собор апостола Иакова - памятник романского искусства, хотя и с подновленным барочным фасадом, - расположен на площади Обрадойро в старом квартале города. Вокруг дворцы, церкви и монастыри: смесь романского стиля с барокко и неоклассицизмом, по «камням» можно прочитать историю любого испанского города. За зданием собора - два монастыря XVI века: Сан-Мартин-Пинарио и Сан-Пелайо, здесь можно попробовать пирожные и лимонное печенье, которые собственноручно выпекают монахини.

В Средние века пилигримы в Сантьяго-де Компостела шли со всех стран Европы, принося с собой новые культурные и религиозные традиции: например, считается, что грегорианские хоралы появились в северных монастырях Испании (в Риохе и Наварре) именно благодаря первым паломникам, пришедшим навестить мощи святого Иакова. Когда-то путь Сантьяго не только стал главной христианской артерией старого континента, но и объединил христиан всей Европы.

Католикам, прошедшим путь апостола Иакова, по традиции в соборе, после специальной службы для паломников, выдается свидетельство: «паспорт пилигрима». Еще в 70-е годы XX века такой паспорт получили всего 13 паломников. А в 1999-м - 150 тысяч. Сотни тысяч людей со всего мира каждый год выбирают этот путь: кто ищет чудес, кто - себя; кто хочет пройти теми же дорогами, по которым шли их предки десять веков назад; кто просто осматривает достопримечательности. Наверняка не все, идущие путем апостола, практикующие христиане. Но традиции своей веры чтут, а не воюют с ними. Может, поэтому каждый год число желающих пройти по пути апостола Иакова растет?

Адрес: Испания, город Сантьяго-де-Компостела, площадь Обрадойро, собор Апостола Иакова.
Мощи апостола Иакова находятся в специальной капелле (часовне) собора. Собор открыт с 9.00 до 19.00.
В соборе есть музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.
Как добраться: самолетом - аэропорт Сантьяго-де-Компостела Lavacolla находится в 11 км к востоку от города. На поезде - до Мадрида от станции Chamartín; 42,20 евро).