Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная Литургия

Причастен воскресный

Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Аллилуиа (трижды).

Причащение

После причастна и после приобщения священнослужителей, отверзаются св. двери, и диакон (или иерей), взяв св. потир и вознося его к людям:

Со страхом Божппм и верою приступите.

Л. Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам .

Посем, если будут причащающиеся, иерей читает молитву причащения:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд, или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

Желающие причаститься благоговейно приступают к Св. Чаше, сложив крестообразно руки на груди, и, поклонившись Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах под видом хлеба и вина, с верою и любовью принимают Его Тело и Кровь.

Священник же, причащая, произносит: Причащается раб Божий (раба Божия) (имя) честнаго и святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих, и в жизнь вечную .

И лобызают край св. Чаши, и отходят.

Обычно во время причащения лик поет:

Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Аллилуиа (трижды).

Поставив св. Потир на престоле, священник, благословляя людей, возглашает:

Св. Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Л. Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть .

Священник, возложив св. Дискос на главу диакона, который переносит его на жертвенник, сам берет святой потир, произнося тайно: Благословен Бог наш. Посем, обратясь к народу, возглашает:

Св. Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Л. Аминь . Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою; яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Диакон, выйдя из алтаря и став на амвоне:

Д. Прости, приимше Божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.

Л. Господи, помилуй.

Д. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Л. Господи, помилуй.

Д. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Л. Тебе, Господи.

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Воскресный тропарь После настоящего Трисвятого, которое, в отличие от всех других Трисвятых на суточных службах, можно бы назвать великим, на воскресной ут{с. 715}рене, как и на всякой праздничной, следует тропарь, подобно тому как тропарь или кондак поются после каждого

Из книги Дидахи, или учение Господа, переданное через апостолов автора Автор неизвестен

Причастен Последней изменяемой частью литургии является причастен (??????????) - стих, большей частью псалмический, поющийся во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе,

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

Воскресный день В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Прокимен, Апостол, аллилyарий и причастен Рядовые - по дню седмицы и святого Минеи (если есть).…В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Беседа VI, говоренная к народу в храме Святых Маркеллина и Петра в третий воскресный день пришествия Господня . Чтение Св. Евангелия: Мф.11:2–10 Во время оно, Иоанн же слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих. Рече Ему: Ты ли еси грядый, или иного чаем; и

Из книги Проповедь под горой автора Сербский Николай Велимирович

Беседа VII, говоренная к народу в церкви Святого Апостола Петра в четвертый воскресный день по Рождестве Христове. Чтение Св. Евангелия: Ин.1:19–28 Во время оно, послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят его (Иоанна), ты кто еси? И исповеда, и не отвержеся: и

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Беседа XIV, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра во второй воскресный день после Пасхи. Чтение Св. Евангелия: Ин.10:11–16 Во время оно, рече Иисус фарисеям : Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59 Во время оно, рече Иисус народу иудейскому и Первосвященникам: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне; иже есть от Бога, глаголов Божиих

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Беседа XXXIV, говоренная к народу в храме блаженных Иоанна и Павла в третий воскресный день по Пятидесятнице. Чтение Св. Евангелия: Лк.15:1–10 Во время оно, бяху приближающеся к (Иисусу) Нему вси мытарие и грешницы послушати Его. И роптаху фарисее и книжницы, глаголюще, яко Сей

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Из книги автора

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день) ...Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас... (Еф. 4:6) ...Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... (Рим. 8:14) ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... (Мф. 18:10) Все люди - сыновья царские,

Из книги автора

Тропарь Воскресный 1, 3, 5, 7 гласа:Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость.2, 4 , 6, 8 гласа: Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от

Из книги автора

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Из книги автора

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни) I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского

Из книги автора

Причастен Стих, который поётся во время причащения


ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)".

По-русски эта песнь читается так: "Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!" Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе - таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей - жизнь дающей; припевающе - воспевая; отложим - оставим; житейское попечение - заботу о житейском; яко да - чтобы; подымем - поднимем, прославим; дориносима - торжественно носимого, прославляемого ("дори" - слово греческое и значит копье, так что "дориносима" значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми - ангельскими чинами; аллилуиа - хвала Богу.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь - хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече "воздух" (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах "отложим попечение" ), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются "воздухом", после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника "Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог..." нужно вполголоса сказать: "и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ОСВЯЩЕНИЮ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией "Исполним молитву нашу Господеви" о "предложенных честных Дарех" , чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день ("дне всего" ) в совершенстве, то есть свято, мирно и без греха; послать нам Ангела хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить ("прощения" ) и забыть ("оставления" ) наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем); и чтобы люди ("мир" ) жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимноуничтожающей борьбе); и чтобы мы провели остаток жизни нашей ("прочее время живота нашего" ) в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении ("покаянии" ) о содеянных грехах; сподобились христианской кончины, то есть исповедавшись и приобщившись Святых Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти, постыдной для христианина, например, от пьянства, самоубийства, драки и другое. Мы просим кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит: "Мир всем!" Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе ("и духови твоему" ). Затем возглашается: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" , на что певчие поют: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную". Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом "Двери, двери! Премудростию вонмем!" поется (или читается) Символ веры , в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и "воздух" с честных Даров снимается. Слова "Двери, двери!" в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами "Премудростию вонмем" указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного". После Символа веры возгласом "Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити" обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить "святое возношение" или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: "Милость мира, жертву хваления" , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами" , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: "горе имеим сердца" , то есть будем иметь сердца устремленными вверх - к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: "Имамы ко Господу" , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.


ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ

Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника "Благодарим Господа!" Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней". Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея" . К этой песни, называемой серафимскою , певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: "Осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних! (в небесах) благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" Слова "победную песнь поюще..." взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4-24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6-8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: "Свят, Свят, Свят Господь Бог" .

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: "Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов" и "Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов" . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш" , а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися" . Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" . Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене" . Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: "И сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего" . Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: "А еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего" . Диакон по каждом возгласе говорит: "Аминь" . Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: "Преложив Духом Твоим Святым" . Диакон же трижды говорит: "Аминь, аминь, аминь" . В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это - самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили "во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение" , и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ("изрядно" ) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии" , на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: "Достойно есть..." (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо "Достойно есть" поется в честь Божией Матери задостойник , т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: "в первых помяни, Господи, Великого Господина..." , поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: "И всех и вся" , то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков" и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" .


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ

Оно начинается просительной ектенией: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся" , то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу "о принесенных и освященных честных Дарех" , чтобы (яко да ) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я ) во святый, пренебесный и духовный (мысленный ) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго ), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника "И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати" . Поется молитва Господня "Отче наш" . Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона "Вонмем!" завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: "Святая - святым" . Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только "святым", то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь" .


ПРИЧАЩЕНИЕ

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый "причастным" , а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением. Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите" . Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: "Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам" . Причащающиеся миряне, "со страхом Божиим и верою" приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением "Верую, Господи, и исповедую..." , в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя "Не препятствуйте детям приходить ко Мне" и "пийте от нея вси" в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами "Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое" (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть" . Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас ("Та бо нас спасла есть" ). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает "Всегда, ныне и присно, и во веки веков" , и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви "во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20).


БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ И ОТПУСТ

Поклоняясь Святым Дарам в последний раз как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа" . То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в таинстве причащения, весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению "Прости, приимше Божественных... Христовых Таин..." (с благоговением причастившись), призывающую "достойно благодарить Господа" . Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: "Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков" и прибавляет: "С миром изыдем" , этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: "О имени Господни" , то есть выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву , в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века" . Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков" и воздает благодарение Богу: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!" Обратясь к народу и имея в руке напрестольный крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: "Христос, истинный Бог наш..." В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; тут же он дает крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии.

Блгв. кн. Петр, в иночестве Давид, и кн. Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы

ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (глас 4).

Блажен муж

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)

Сподоби, Господи

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ныне отпущаеши

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Богородице Дево (после Ныне отпущаеши)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа (Псалом 33) (в конце вечерни)

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Бог Господь (в начале утрени после шестопсалмия)

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь, глас 4: (после Бог Господь)

Светлую воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мирови велию милость.

СТИХИРЫ ВОСКРЕСНЫЕ (поются клиросом)

Стихиры на Господи ввозвах : (поются после Блажен муж)

Животворящему Твоему Кресту, непрестанно кланяющеся, Христе Боже, тридневное Воскресение Твое славим: тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне, и иже на Небеса восход обновил еси нам, яко Един Благ и Человеколюбец.

Древа преслушания запрещение разрешил еси, Спасе, на древе крестнем волею пригвоздився, и во ад сошед, Сильне, смертныя узы, яко Бог, растерзал еси: темже кланяемся еже из мертвых Твоему Воскресению, радостию вопиюще: Всесильне Господи, слава Тебе.

Врата адова сокрушил еси, Господи, и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: род же человеческий от истления свободил еси, живот и нетление мiру даровав, и велию милость.

Приидите, воспоим людие, Спасово тридневное востание, имже избавихомся адовых нерешимых уз; и нетление и жизнь вси восприяхом, зовуще: Распныйся и Погребыйся и Воскресый, спаси ны Воскресением Твоим, Едине Человеколюбче.

На стиховне стихиры : (поются после Сподоби Господи)

Господи, восшед на Крест, прадеднюю нашу клятву потребил еси, и сошед во ад, вечныя юзники свободил еси, нетление даруя человеческому роду, сего ради поюще славим Животворящее и Спасительное твое Востание.

Повешен на древе, Едине Сильне, всю тварь поколебал еси: положен же во гробе, живущия во гробех воскресил еси, нетление и жизнь даруя человеческому роду. Темже поюще славим тридневное Твое Востание.

Людие беззаконнии, Христе, Тебе предавше Пилату, распяти осудиша, неблагодарнии о Благодетеле явившеся. Но волею претерпел еси погребение: самовластно воскресл еси тридневен, яко Бог, даруя нам безконечный живот, и велию милость.

Со слезами жены дошедша гроба, Тебе искаху, не обретша же, рыдающа с плачем вопиющя глаголаху: увы нам, Спасе наш Царю всех, како украден был еси? кое же место держит Живоносное Тело Твое? Ангел же к ним отвещаваше: не плачите, глаголет, но шедша проповедите, яко воскресе Господь, подая нам радость, яко Един Благоутробен.

На хвалитех стихиры : (поются после чтения канона)

Крест претерпевый и смерть, и воскресый из мертвых Всесильне Господи, славим Твое Воскресение.

Крестом Твоим Христе, от древния клятвы свободил еси нас, и смертию Твоею естество наше мучащаго диавола упразднил еси: востанием же Твоим радости вся исполнил еси. Темже вопием Ти: воскресый из мертвых Господи слава Тебе.

Твоим Крестом Христе Спасе, настави нас на истину Твою, и избави нас от сетей вражиих, воскресый из мертвых, возстави ны падшыяся грехом, простер руку Твою Человеколюбче Господи, молитвами святых Твоих.

Отеческих Твоих недр не разлучився, Единородный Слове Божий, пришел еси на землю за человеколюбие, Человек быв непреложен, и крест и смерть претерпел еси плотию, безстрастный Божеством: воскрес же из мертвых, безсмертие подал еси роду человеческому, яко Един Всесилен.

Смерть приял еси плотию, нам безсмертие ходатайствуя Спасе, и во гроб вселился еси, да нас от ада свободиши, воскресив с Собою: пострада убо яко человек, но воскрес яко Бог. Сего ради вопием: слава Тебе Жизнодавче Господи, Едине Человеколюбче.

Камение распадашеся Спасе, егда на лобнем Крест Твой водрузися, устрашишася адовы вратницы, егда во гробе яко мертв положен был еси: ибо смертную упразднивый крепость, умершым всем нетление подал еси воскресением Твоим Спасе, Жизнодавче Господи, слава Тебе.

Возжелеша жены видети Твое воскресение, Христе Боже, прииде предварши Мариа Магдалина, обрете камень отвален от гроба, и ангела седяща, и глаголюща: что ищете живаго с мертвыми: воскресе яко Бог, да спасет всяческая.

Где есть Иисус, Егоже вменисте стрещи, рцыте иудеи; где есть, Егоже положисте во гробе, камень запечатлевше; дадите мертва, иже живота отвергшиися: дадите погребеннаго, или веруйте воскресшему. Аще и вы умолчите Господне востание, камение возопиет, паче же отваленный от гроба. Великая Твоя милость, велие таинство смотрения Твоего Спасе наш, слава Тебе.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

Литургия

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4.

Мы завершаем рассмотрение Божественной литургии. Причастники приобщились Святых Таин, и по завершении Трапезы Господней христианам предстоит осуществление важнейшей миссии Церкви: свидетельствовать об абсолютно новом (ином) состоянии человека — о мире, который они получили от Христа.

"Да исполнятся уста наша хваления..."

Напомним, что по завершении причащения народа священник возвращается в алтарь, ставит Чашу с Дарами на престол и затем, повернувшись лицом к народу, благословляет его словами 27-го псалма: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое ". Хор после этого исполняет песнопение: "Видехом свет истинный ", радостно утверждая от лица всех участников литургии, что мы увидели свет истины, получили Духа Небесного, нашли веру истинную. Все это побуждает человека к исполнению главного своего предназначения — поклонению Нераздельной Троице, "Та бо нас спасла есть".

Во время пения священник кадит Святые Дары, находящиеся на престоле, затем берет Чашу и творит ею знамение креста над антиминсом, произнося тихо: "Благословен Бог наш". Потом, развернувшись с Чашей и встав в Царских вратах, возглашает: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков" . Эти слова должны напоминать нам о непреложном обетовании Спасителя пребывать с нами до скончания века (см.: Мф. 28 , 20). Священник приподымает Чашу и благословляет ею народ. А в ответ на это благословение все присутствующие в храме, за исключением причастившихся, полагают земной поклон перед Христом, являющимся нам в Святых Дарах. Хор завершает это действие утвердительным "Аминь", и священник переносит Чашу на жертвенник, произнося при этом слова из 107-го псалма "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя" , ставит ее на жертвенник, кадит и поклоняется Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.

Священнодействия благословения Чашей народа и перенесения Даров на жертвенник объясняются толкователями как момент последнего земного свидания Спасителя с учениками и Его славного Вознесения: и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24 , 51). Однако это также момент высочайшей, доселе невиданной славы для человеческой природы, прославленной и вознесенной во Христе на недостижимую прежде высоту — "одесную Отца" — как это утверждается в Символе веры.

Во время перенесения Святых Даров на жертвенник хор поет хвалебное песнопение благодарения и молитвы: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей...". Это песнопение всегда исполняется радостно, скоро, напоминая нам о пасхальности литургии как таковой — о том откровении Царствия Божия, с которым соприкасаемся мы всякий раз при служении Евхаристии.

"Мир мирови Твоему даруй..."

Вслед за песнопением "Да исполнятся уста наша..." диакон возглашает последнюю на литургии ектению, краткую и благодарственную: "Прости приимше божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа", "Заступи, спаси, помилуй...", "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим" . "Про́сти" — здесь слово, передающее внутреннее и внешнее состояние человека, с каким он и должен приобщаться страшных Христовых Таин. Но это же настроение — простое, строгое, с прямым (не лукавым) внутренним взглядом на себя и окружающий мир — должно быть естественным, постоянным для христианина, соединившегося со Христом. Только при таком условии внутреннего внимания к себе мы сможем провести день так, как просим у Господа: "свят, мирен и безгрешен", чтобы не прожить еще один день своей жизни, но предать всю нашу жизнь Богу.

Пока диакон произносит благодарственную ектению, иерей возвращается к престолу, сворачивает антиминс, берет в руки напрестольное Евангелие и, держа его вертикально, делает им знак креста над антиминсом, завершая ектению возгласом: "Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков" . При этом мы мысленно возвращаемся к недавно слышанным словам "Святая святым" — последнему литургическому возгласу перед причащением. Священник исповедует таким образом, что освящением нашим является один Бог-Троица, и как бы ставит словесную печать на всю литургию: совершилось наше освящение (и в этом смысле мы — святы), но святость не есть наше собственное достояние, а дарованная Богом возможность приобщиться в Небесном Царстве к ангельскому славословию: "Свят, свят, свят, Господь Саваоф".

С этого момента начинается священнодействие напутствия христиан, готовящихся выйти из храма по окончании литургии. Начало полагает священник возгласом "С миром изыдем" , на что хор отвечает ему: "О имени Господни". Как понимать этот краткий диалог? Иерей от лица Самого Господа предлагает христианам по завершении службы покинуть храм с миром, то есть не просто выйти из церкви, потому что то, для чего мы пришли (литургия) закончилось, но вынести с собой (в себе) нечто такое, чего нет за пределами храма. Причастник за литургией соединился со Христом, имеет Его в себе и теперь призывается Богом распространить дарованный мир Христов на все творение, освящая и преображая его, восстанавливая связь с Богом всей твари, нарушенную при прародительском грехопадении.

Словами "О имени Господни" стоящие в храме христиане подтверждают свою готовность исполнить то, к чему призывает их Церковь, и испрашивают себе благословения от Господа.

Перед чтением последней молитвы литургии диакон дает обычный возглас "Господу помолимся", хор отвечает "Господи, помилуй" , священник выходит из алтаря, спускается с солеи и встает почти среди народа — за амвоном. Таким образом, по месту своего совершения эта молитва получила название заамвонной. Приведем ее полностью: "Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего. Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, воинству и всем людям Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов..." .

После испрашивания благословения на всю Церковь, на народ Божий, любящий благолепие храмов, а также просьбы к Богу не оставлять нас по непреложному Своему обетованию, священник снова молит Его о даровании нам мира Христова. Несомненно получив по прошению своему этот Божественный дар, православное духовенство и народ призываются Богом к очень непростой миссии — это "даяние благо", этот "дар совершен свыше" донести до людей, находящихся вне храма, как благую и спасительную весть.

После заамвонной молитвы священник Царскими вратами заходит в алтарь и, после того как диакон подойдет к престолу, благословляет его на потребление Святых Даров. Естественно, если священник служит без диакона, то он потребляет Дары сам, но уже после закрытия Царских врат и совершенного окончания литургии, которому предшествует последнее богослужебное действие — отпуст.

Отпуст

Заключив заамвонную молитву обычным "Аминь", хор сначала трижды поет "Буди имя Господне благословенно отныне и до века" , а затем поется или читается 33-й псалом: "Благословлю Господа на всякое время...". К сожалению, в наше время этот псалом часто опускается, хотя это не совсем правильно, поскольку, по словам архимандрита Киприана (Керна), он с древности входил в состав литургии и даже распевался во время причащения как причастен, или киноник. Тем более его необходимо вычитывать, так как он в первую очередь благодарственный, а затем уже увещевательный, и его основное настроение лучше всего выражается девятым стихом: "Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж иже уповает Нань".

После 33-го псалма иерей преподает верующим благословение, с которого и начинается собственно отпуст: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков". "Аминь" ,— завершает хор. Затем священник прославляет Христа, единственную нашу надежду: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор отвечает: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь". Иерей, взяв с престола крест, выходит на амвон для произнесения богослужебного отпуста, который, согласно Уставу, варьируется по дням недели и по праздникам. Например, в воскресный день и на Пасху отпуст начинается так: "Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш...". Далее поминаются Пресвятая Богородица, святые апостолы, обязательно составитель литургии (святители Иоанн Златоуст или Василий Великий), святые храма и текущего богослужебного дня. Затем священник спускается с амвона, и народ подходит к нему, чтобы приложиться ко кресту и, таким образом, получить окончательно благословение на выход из храма.

Литургия совершилась и закончена. Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17 , 4), но надо отверзать затворенный ("Двери, двери...") храм и покидать его. Причастники, воспринявшие "внутрь себя" Царство Христово (ср.: Лк. 17 , 21), уносят его в своем сердце, но их, так же, как и всех остальных людей, встречает за порогом храма мир — не тот мир Христов, который они имеют в себе, а тот, который лежит во зле (1 Ин. 5 , 19). Христиане, как посланники Царствия Небесного, не могут не встретиться лицом к лицу с этим миром, который возненавидит их, потому что они ему не принадлежат (см.: Ин. 17 ,14). Но Господь знал об этом с самого начала и к каждому христианину обращены Его слова: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16 , 33).

Молитву пролию

Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

В память вечную

В память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник, в память вечную будет праведник от слуха зла не убоится. Аллилуиа.

Под твою милость

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Царице моя преблагая

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице,
приятелище сирых и странных предстательница,
скорбящих радосте, обидимым покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Псалом 41

Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.