Древняя русь в 9 12 веках. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность

Вопрос.

История – одна из важнейших гуманитарных наук в программе высшей школы, содержание которой являются изучение процесса возникновения и развития человеческого общества, на всей территории земли. Овладение знанием по истории общества формирует … чувства, обогащает интеллект студента.

История – процесс развития природы и общества (в широком масштабе). Наука предполагает достоверность изложенных событий и объективность ист. личности. Основателем является Геродот древнегреческий философ (история как наука дисциплины).

Отеч. История:

Усвоение основных закономерностей логики и истории развития России;

Понимание истоков самобытности многих процессов и многоаспектности развития событий;

Целостное и взвешенное осмысление исторического пути, пройденного нашей страной с начала образования древнерусского государства по современный период времени.

Периоды развития:

· Первобытное

· Древнейший мир

· Средневековье

· Новое время

· Новейшая история

Ист. Источники:

Письменный (законы, договоры, летописи, дневники, письма и т.д)

Устный (былины, сказки, поговорки)

Вещественный (орудия труда, предметы быта, останки каменных сооружений)

Лингвистический (язык)

Этнографический (обряды, обычаи).

Вспомогательные ист. Источники:

· Генеалогия ()

· Геральдика()

· Дипломатия (документы дипломного характера)

· Метрология (магнитное измерение)

· Ономастика (географические названия)

· Нумизматика (денежное обращение)

· Палеография (почерк)

· Сфрагистика ()

· Хронология (время)

· Этимология (происхождение)

Историография – историческая наука в целом. Совокупность исслед-й., посвященным опред-му., ист. Периоду с использованием ист. источников и литературы

Происхождение восточных славян

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).



Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие. Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был названКиев.
Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян. Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей

Вопрос

7 в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства (каганата) распространялась до Днепра и Черного моря. В начале 8 в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян – союзников хазар – было взято в плен. С севера в русские земли проникают “варяги” (норманы, викинги). В начале 8 в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору. В такой сложной обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности. 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Вопрос


Первые древнерусские князья:

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрялстроительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246)-сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)

Причины крещения Руси

· Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам

· Стремление к укреплению государства: один монарх - одна вера

· Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

· Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина

· Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов

· Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

· 882 - Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь

· 912-945 - правление Игоря, сына Рюрика

· 945-969 - правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены

· 964-972 - Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь

· 980-1015 - Княжение Владимира Красное Солнышко

· 980 - Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)

· 987 - Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры

· 987 - Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II

· 988 - Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)

· 988 - Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне

· 988 - Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)

· 989 - Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество

Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси

Киевская Русь стала полностью централизованным государством

Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом

Православная церковь стала опорой власти

Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига

Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой.

Киевская Русь 9-12 вв. Первые русские князья

Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати - таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии - варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Норманнская теория. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные правительством Анны Иоанновны в 18 в.
По их мнению, в конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам. (Иду на вы).
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.
Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы.
Далее знамениты Владимир Мономах, Юрий Долгорукий.

ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХП в.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Раннефеодальная монархия IX - нач. XII вв.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.)

Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" - "со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). Именно он и предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его. Он собрал большую рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменские словени, кривичи, чудь, меря, весь. Ударную силу Олегова войска составила варяжская дружина.

Олег взял главный город кривичей Смоленск, затем Любеч. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купеческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревавшие киевские правители пришли на встречу. Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам "есть роду княжа", а Игорь является сыном князя Рюрика. Аскольд и Дир были убиты, а Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: "Да будет Киев матерью городам русским".

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чисто военная победа. И экономически, и политически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточнославянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение. Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 г.

Во время этой войны князь Олег проявил себя решительным и коварным военачальником, незаурядным организатором. Овладев киевским престолом и проведя здесь около 30 лет (умер Олег в 912 г.), он отодвинул в тень Игоря. На этот счет среди историков нет единства. Одни считают, что Олег явился вначале просто регентом при малолетнем Игоре, а потом узурпатором его власти. Другие полагают, что в ту пору на Руси, как и в других странах Восточной Европы, еще не существовало прочной наследственной власти, а во главе государства вставал наиболее сильный вождь, за которым шла дружина. Таким и оказался Олег после смерти Рюрика.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории - "уставил дань" новгородским словенам, кривичам, другим племенам и народам. Олег заключил с варягами соглашение и обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северян и радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками хазар оставались вятичи.

На рубеже IX - X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от венгров. В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. По пути венгры обрушились на русские земли. Олег был разбит и заперся в Киеве. Венгры предприняли осаду города, но безуспешно, и тогда между противниками был заключен мирный договор. С тех пор стал действовать венгеро-русский союз, который просуществовал около двух веков.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В, 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этой купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. Полюдье. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). Во времена Игоря государство Русь еще больше расширилось. В его состав вошло племя уличей, с которым вел безуспешную войну еще князь Олег. Теперь уличи, как и другие княжения, обязались платить Киеву дань.

Как же собиралась дань с подвластных великому киевскому князю княжений?

Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассальных владений назывался полюдьем. Таким же образом поначалу собирали дань князья и короли в некоторых соседних странах, где был еще невысок уровень государственного развития, например в Швеции. Название "полюдье" происходит от слов "ходить по людям".

Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Путь шел через земли древлян, их главный город Искоростень; затем княжеский караван направлялся на север к городу Любечу на Днепре, а оттуда попадал в землю дряговичей, здесь же неподалеку жили и радимичи. В верхнем течении Днепра княжеский объезд, вступал в землю кривичей и достигал их главного города Смоленска. Далее путь шел по зимней Десне на северские земли, а затем через Чернигов киевский князь возвращался назад в Киев. Весь путь, таким образом, был круговой, его длина составляла около 1200-1500 км. В день княжеский караван, состоящий из конных дружинников и большого санного обоза, в среднем делал по 7-8 км. Но это с учетом остановок в пути, ночлегов. День же конного пути обычно приравнивался к 30 км.

Из чего состояла дань? Конечно, на первом месте стояли меха, мед, воск, лен. Еще со времен Олега основной мерой дани подвластных племен являлись меха куницы, горностая, белки. Причем брались они "с дыма", т. е. от каждого жилого дома. Кроме этого в состав дани входили продукты питания, даже одежда. Короче говоря, брали все, что можно было взять, примеряясь к той или иной местности, к виду хозяйства.

Была ли дань фиксированной? Судя по тому, что частью полюдья было и кормление князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, а они, как правило, не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. Примером этого может служить трагическая смерть князя Игоря.

В первую же зиму после утверждения русско-византийского договора Игорь отправился в полюдье. Путь его поначалу лежал в земли древлян. С древлянами у Игоря были старые счеты. Именно они восстали и попытались отложиться от Киева, едва он вступил на престол. Именно их он обложил данью более тяжелой, чем это сделал Олег.

Во время сбора дани в 945 г. воины Игоря творили над древлянами насилие. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам, оставшись с "малой" дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

Княгиня Ольга. В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. Согласно одному преданию, она происходила из простого варяжского рода и жила поблизости от Пскова. Игорь увидел ее во время своего пребывания в псковской земле и пленился ее красотой. В ту пору еще не существовало строгой иерархии при подборе супруги наследнику. Ольга стала женой Игоря.

Интересно, что при распространенной практике многоженства в славянской языческой среде, особенно среди богатых славян, Ольга была единственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был скрытым христианином и руководствовался в своей семейной жизни правилами христианской морали.

С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы в Киеве были зверским образом убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли.

В первом же бою киевская рать разгромила древлян. Летопись рассказывает, что бой ритуально начал малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись в стольном городе Искоростене. Несколько месяцев осаждали киевляне древлянскую столицу и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревянные постройки города. Древляне были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам.

В то же время Ольга упорядочила взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать новое восстание свободолюбивого и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани (уроки) и места, куда она должна была свозиться (погосты).

Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение было проведено и в других землях. Отныне взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли.

Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле.

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь, сама, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I . Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Отгон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) - сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.)

Что необходимо знать по этим темам:

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Занятия. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманнская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город.

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

  • Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.

Как возникло государство Древней Руси в 9-12вв.
Процесс возникновения древнерусского государства длился достаточно долгое время. Государственная община образовалась из непосредственного стремления народа к упорядочению различных вопросов в ней. С момента зарождения, власть могла решить не только боевые задачи, но и неясности в судебных делах. Поначалу государственная власть не претендовала на участие домовитой жизни простого общества. Народ стал осознавать полезность вышестоящей власти.
На востоке Руси объединились два центра славян Новгорода и Киева (в политических интересах), в одно целое государство. Но с твёрдостью утвердилось соединение лишь в начале 863 г. До этого момента управление государством было наполовину самостоятельным, в большей части подчинялись хазарам. Вскоре в Киев пришёл первый князь Рюрик (отсюда пошла династия Рюриковичей). Он и заложил фундамент государства на Руси. Заключил князь договор на правление делами и на право собирать дань с местной знатью. Как раз после прихода к власти государя открылась дорога от Киева до Царьграда.
Правление государством передавалось не только по наследству (как правило, от отца к сыну). Но и власть на Руси могла передаваться «по старшинству». Например, если князь умирал, то на его место непосредственно становился не старший из сыновей, а родной брат, который стал старшим в их роду. Таким образом, появлялись династии, которые стали стержнем в государственной системе власти.
В основном Древнюю Русь в 9-12 вв. населяли свободные общинники (их называли простолюдинами). Землевладельческая община – вервь (это название пошло от слова верёвка, они отмеряли свои границы с её помощью), включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Например, если обнаружили труп в пределах общины, то обязательно нужно было найти и сдать убийцу государству либо заплатить за него. За распоряжение землёй общинники также платили налог (дань) князю, которого, в свою очередь, они и считали верховным собственником всей территории земли.
Несколькими путями шло образование государства у славян. Они либо подчинялись одному союзу княжеств (например, Словении), либо одному из племенных союзов (Руси), кроме народов Болгарии. Они же объединились между славянским союзом племенных княжеств с народом тюркской расы. Общим рубежом для всех славян считалось то, что они не входили в ареал распространения древней цивилизации. Поэтому жизнь у славянского народа развивалась неспешно, своеобразно.
Для государства самым главным было рассмотрение политических ситуаций, таких как: слабый культурный контакт с соседними развитыми государствами, их агрессивное стремление; давление со стороны кочевников; продвижение жизни общества; ограничение пользования морскими торговыми путями. Государство Руси постепенно становилось во главе общественной жизни (иначе говоря, верховным законодателем).
На Руси очень медленно развивались товарно-денежные отношения. Государственная власть много вкладывали на военные расходы, тем самым ограничивая материальные ресурсы народа. Вскоре появилось распределение народа на «бедные» и «богатые». Некоторые стали боярами и купцами, имея свои земельные владения, а остальная часть населения были крестьянами, которые служили (как рабы) вышестоящим. Мужчины, стоявшие во главе племенных княжений, обернулись в бояр, старшую княжескую дружину. Дружиной на Руси считались воины, которые были привязаны к князю. Менее знатные люди состояли в младшей дружине, которая тоже держалась рядом с князем. Все они были слугами государя. Они выполняли различного рода задания: принимали участие в суде и расправе; собирали дань; управляли страной; помогали в военных делах. Такие дружины являлись рычагом управления государственной власти и были очень выгодны для правления страной.
С самого зарождения, власть на Руси показала в себе мощную организующую силу, которая не принимала всерьёз своим начинаниям какие-либо сопротивления со стороны общества. Такое пристрастие, как принуждение и произвол, было в корне заложено у основания государственной власти. Также идея правопорядка и законности не стали общезначимой ценностью для князя. Он не привык нуждаться в обеспечении своей деятельности. Государь сам управлял войском и держал оборону страны от нападения. Практически во всех походах, которые завоёвывал, он участвовал как верховный военный начальник. И всегда стоял впереди войска.
Заметим, что хоть общество в Древней Руси и считалось довольно примитивным, зато стремительно развивалась экономическая сфера, земледелие, разведение домашнего скота.

К причине образования государства у восточных славян в 9 веке можно отнести стремление

обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков власть была сконцентрирована в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления

и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства,

во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.



Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление

системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель. В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника, Русь была поделена между братьями.

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод

законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников

не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья. По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами против литовских племен. Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам) земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной

переходной экономикой.

Трое братьев Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины. Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между

братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правил он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей. Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;2) антинорманнская теория.

Норманская (старая) теория:

Была придумана в России в 18 веке приглашёнными немецкими учёными: Миллером, Байером и Шлёцером.

Норманская теория опирается на "повесть временных лет": в 858-859 гг славянские и финоугорские племена объединившись изгнали варягов. Однако вскоре последовавших меж тем войн, наиболее дальновидные славяне решили для наведения порядка пригласить варягов. На призыв откликнулся вождь скандинавского племени "Русь", Рюрик, который в 868 г. прибыл в Новгород вместе с дружиной и покорил впоследствии Изгорск, Белоозеро и Полск. Воеводы Рюрика, Аскольд и Дир, захватили Киев и остались там.

В 879 г. после смерти Рюрика Аскольд и Дир попытались провести независимую от Новгорода политику, но были убиты соратником Рюрика, Олегом..

В 882 г. Олег совершил набег на Киев и восстановил единство варяжской общины.

Норманская теория ненаучна, т.к. современная наука доказала, что нельзя научить народ государственности, а тем более создать государство путём захвата без наличия в самом государстве необходимых предпосылок, поэтому принято опираться на новую норманскую теорию. Cовременные датские и шведские учёные утверждают, что государство восточных славян возникло в ходе длительного развития, но варяги оказали на этот процесс огромное влияние, дав формирующемуся государству прявящую династию и название.



Сторонники антинорманской теории делают упор на факторы внутреннего развития., по данным археологии к началу 9 века у восточных славян уже наблюдались все необходимые для образования государства предпоссылки: совершенствование орудий труда, отделение ремесла от земледелия, развитие торговли, рост городов. Всё это привело к возникновению внутри славянского общества имущественного расслоения, которое повлекло за собой деление славян на группы, отличающиеся между собой по имущественному статусу. Для урегулирования отношений между группами должен был возникнуть аппарат управления, аппарат принуждения, налоговая система и правовая система. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства.

Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытнообщинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125).

Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Датой введения на Руси христианства 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

причины феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.

Время перехода к раздробленности 1132 г., год смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.

При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.

Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.

Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.

Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.

Ккиевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения.. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины.

С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.

Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.

Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.

Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.