Типы и формы занятий в дополнительном образовании. Организация работы группы на занятии. Демонстрация элементов боевой хореографии

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

"Детско - юношеский центр "ЭГО"

г. Магнитогорска

Алгоритм разработки и проведения учебного занятия в системе дополнительного образования

Методическая разработка

Составитель:

зав. методическим отделом

Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна

Представляет интервью с Донатой Миниати преподавателю немецкого учителя в начальной школе в Дрездене. Было проведено интервью, чтобы узнать сильные и слабые стороны школьной системы, отличной от нашей ситуации в контексте. Не применять несоответствующие сравнения и идеологические факторы, а инициировать конфронтацию, которая стимулирует критическое размышление, принципы, допущения, организационные формы, практики. Это также способ расширить горизонт, выйти из закрытых перспектив, от катастрофического псевдоформирующего каботажа последних лет, культивировать безнадежную надежду на то, что однажды вы вернетесь в школу с мужеством, рациональностью и общим видением.

г. Магнитогорск, 2015

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями образовательной программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

В эти трудные итальянские времена, с достоинством, учитель просит оптимизма воли и твердых ссылок на часто неудобную школьную идею. Показатели итальянской школы указывают на опустошительную и неравномерную картину: скудные ресурсы, тревожное рассеивание, сомнительные результаты, заметные различия в географических районах с хорошей практикой и другими деградирующими островами в случайной и запутанной картине.

Однако цифры не описывают потерю идентичности школьного учреждения, отсутствие направления и общий проект. Каждый учитель только с помощью своих часто неадекватных средств поддерживать вес решения о том, где, где и как привести своих учеников в будущее, которое омрачено.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Организация работы группы на занятии

Вокруг общества, которое по существу равнодушно, если не враждебно, к культуре и школе, где цифры все еще говорят нам, большинство людей не знают, как читать и понимать простой и немного текста, даже среди школьников, по крайней мере, читать книга в год.

Цифры, для других соседних стран, говорят что-то еще, как с точки зрения ресурсов, так и с результатами. Но даже в этих случаях цифры недостаточно, чтобы точно описать, как выглядит школа других, чтобы было ясно, поддерживает ли система образования институциональную идентичность, если школа и общество живы, обмен и школа назначаются понятных, общих целей и в соответствии с идеей общества. И даже если есть учителя, которые чувствуют себя удовлетворенными тем, как их работа организована и признана.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Демонстрация элементов боевой хореографии

Вхождение в школу других - это возможность познания, сравнение моделей, которые стимулируют критическое размышление, на принципах, предположениях, организационных формах, практике. И это также способ расширить горизонт, выйти из наших закрытых перспектив, от катастрофического псевдоформирующего каботажа последних лет, культивируя безнадежную надежду, что однажды вы вернетесь, чтобы думать о школе с мужеством, рациональностью и общим видением.

По этим причинам родилось интервью с немецким коллегой и другом, преподающим в Саксонии, Дрезден, в начальной школе по всему городу. Вопросы затронули существенные аспекты интереса, по мнению автора, с точки зрения учителей. Беседа заключалась в обмене информацией, необходимой для лучшего понимания содержания вопросов, что, возможно, приведет к статье «спекуляции» для журнала союза немецких учителей, членом которого он является член Х. учитель, опрошенный.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

«Из глубины времен»

Некоторые предварительные разъяснения. В школьном порядке, на котором проводится собеседование, основное внимание уделяется начальной школе в Саксонии. Германия, как федеральное государство, не имеет центральной системы образования. На центральном уровне существует институт, который занимается только исследованиями. Правительство каждого из шестнадцати земель имеет министерство, которое несет ответственность как за адрес, так и за управление людскими ресурсами. Материальные ресурсы и здания находятся в руках отдельных муниципалитетов.

Примерная модель занятия

в системе дополнительного образования

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики. При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

Начальная школа длится 4 года, от первого до четвертого. Есть два разных пути: один с профессиональным характером, с разными возможностями и разными конфессиями, в зависимости от земель и средней школы, до входа в университет. Обязанность составляет до 16 лет. Лизё продолжается до 19 лет с экзаменом на зрелость.

Общая картина, полученная из интервью, с очевидными ограничениями беседы учителя, которая, конечно же, не хочет быть подробным анализом немецкой образовательной системы, по-прежнему сильно отличается от итальянского контекста. Как вы увидите, в некоторых отношениях он помнит об учебе в школе до реформы единой средней школы. Выбор - обычная практика, даже в начальных школах, и ценность знаков очень значительна, поскольку это прелюдия к ранней ориентации на последующие степени образования.

    учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

    согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

    определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

    определяются тип и структура занятия;

    его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы УДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Обучение учителей представляется очень структурированным, избирательным, и их набор основан на жестких правилах. Начальная школа имеет до дисциплинарной унитарной черты и, вплоть до четвертого класса, является ведущим учителем, преобладающим в обеих ключевых областях. Спорт, искусство и ручная деятельность имеют второстепенное значение, в то время как новые технологии, похоже, не имеют одинакового значения. В основном «традиционная» школа, которая следует за проверенными и консолидированными маршрутами, без обрезков.

Некоторые темы, как мы говорим в интервью, обсуждаются, например, интеграция студентов-инвалидов, а некоторые земли пытаются внедрить инновации. Школьное время, по-прежнему разделенное на «утреннюю школу» и после школы, под вопросом, оно касается расширения его в соответствии с моделью «полного времени», но с большой осторожностью, потому что нет никакого опыта в этом вопросе. И, как видно из части, посвященной отношениям школьного общества, восприятие состоит в том, что тюнинг показывает некоторую трещину, что существуют разные и противоречивые тенденции, как среди учителей, так и в обществе, и требования к реформам вместе с появлением школ «бесплатно».

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Однако, помимо этих проблем, которые требуют отражений и выбора, рамка по-прежнему выглядит солидно, школа адресована и управляется в некотором роде. Хотя в Германии кризис подорвал социальную идентичность учителей и их статус, они признаны и уважаются за их образовательные и образовательные задачи, а их вознаграждение относится к «европейскому» уровню.

Вы становитесь учителями после определенного университетского курса, который заканчивается государственным экзаменом. Итак, если есть вакансии, вы будете проходить двухгодичную стажировку, которая в конце будет проходить очередной государственный экзамен.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Существуют также конкретные уроки, теории образования и дидактические методы, хотя, на мой взгляд, недостаточно. В отличие от вашей страны, в Германии, которые закончили специальную форму, не могут стать учителем, если, фактически, не повторять путь и сдавать государственный экзамен.

Специализированные степени имеют доступ к другим профессиям или к академической карьере. Стажировка обеспечивает интенсивную практику в течение двух лет, с письменными уроками и моментами теории, в форме семинаров с опытными преподавателями. Для дидактической практики руководитель и некоторые опытные учителя находятся под руководством, которым они учат в своих классах. Они наблюдаются и оцениваются.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию

Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Важно подчеркнуть, что существуют конкретные и дифференцированные университетские пути для разных школьных орденов: начальная, профессиональная и средняя школа. Тем не менее, для выпускников как элементарных учителей исключается возможность получения докторантуры аспирантами по специальным предметам.

Будущие выбор потенциальных будущих учителей, как правило, носят личный характер, поскольку нет программирования на наличие рабочих мест; Другим фактором выбора является оплата, которая выше для учителей средней школы. Вы учите в начальной школе. Как прошел этот проход?

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Обычно этого не происходит, пути разделяются. В течение последних двадцати лет не было проведено вербовка, и увольнения окончили школу. Более того, период обучения в средней школе не полностью удовлетворил меня. Однако этот отрывок обязывал меня к завершенному двухгодичному обучению, чтобы получить необходимые дидактические навыки. Курс проводится в периоды приостановления лекций, преподаются опытными преподавателями и обеспечивает теорию и практику.

Как учитель «педагога» для этого школьного ордена, у меня есть час освобождения от преподавания, чтобы подготовить уроки. Можете ли вы кратко указать, какие предметы преподавать, сколько занятий и сколько часов? Каково ваше рабочее время в школе? Преподаватели на полный рабочий день обучают 28 часам начального образования, а средняя школа и часы Обершуле сокращаются до 26. Занятия продолжаются 45 минут, а затем 15-минутный интервал, где у учителей есть обязанности по наблюдению. Многие учителя выбирают часть времени, потому что они не держат лобный ритм, хотя на самом деле они занимают время, оставшееся до подготовки уроков.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Частичная занятость довольно распространена, и это право, если кто-то хочет иметь детей до 18 лет, иначе это просьба, которую может быть отказано в учреждении. Те, кто просят об этом, могут решить, сколько часов у них есть. В этой связи стоит подумать об этом. После падения стены и до 3 лет назад для учителей в Саксонии произошло 69-процентное сокращение учебных часов из-за сокращения школьного населения.

Сколько учителей вы обычно имеете в каждом классе? В каждом классе есть больше учителей, но в первом и втором есть превалирующий, который учит фундаментальным предметам. В-третьих, у преобладающего учителя меньше часов, а на четвертом немецком языке и математике возложены две разные фигуры. В моей школе 220 учеников, делятся на 8 классов, в которых работают 9 учителей и более старшие и вице-президенты, которые также являются преподавателями, хотя и с меньшим количеством часов. Школы с менее чем 200 студентами не имеют вице-президента.

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

    научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

    природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

    Сколько часов посещения запланировано? Часы посещения в разных количествах зависят от классов. Теоретически они должны использоваться для групповой и вспомогательной деятельности, но часто используются для дополнений. В моем классе у меня сосуществование нашего лидера, но редко, потому что он занимается другими видами деятельности. Однако в часы ручной работы один работает в двух разных группах, один из которых превращается в лабораторию, оборудованную экспертом-преподавателем этого предмета, которая очень «технична» и практична.

    Существуют ли другие часы, посвященные встречам с коллегами и семьями? В моей школе каждые две недели проводится собрание всех учителей, где обычно организуются общие мероприятия, например, празднества, но это зависит от школы и школы, а не является особым обязательством. Перед началом занятий, в конце августа, одна неделя посвящена общему программированию. С родителями класса собрание проводится ежегодно, и один раз в год каждый родитель получает индивидуально; является учителем, который решает необходимость любых других переговоров.

    последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

    доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

    сознательности и активности;

    наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

    индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

    заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

    обеспечение отбираемой информации.

Методы организации занятия в

детском творческом объединении в ОУ ДОД :

    репродуктивный;

    словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

    методы практической работы;

    Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

    исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

    методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

    проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

    метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

    наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

    использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

    психологические тесты;

    создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

    психологический театр;

    деловая игра.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

    цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

    учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

    образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

    ведущие виды деятельности участников занятия;

    структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

    мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

    формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

    диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

    приемы управления вниманием, активизация детей;

    типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

    образцы корректирующих упражнении;

    приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

    диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные формы занятий

    Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

    Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

    Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

    Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

    Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

    Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью;

    Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

    Утренник, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Нетрадиционные формы занятий

    Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

    Социадрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

    Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей.

    Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

    «Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

    Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

    Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

    Психологическое занятие - проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Примерный план занятия

Дата «__»_____________года

Номер занятия

Раздел

Тема занятия

Цель, задачи занятия

Оборудование, дидактический материал

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог ДО должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

Литература

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

2.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.

3.Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

4.Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

5.Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65

Приложение №1

Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования

Буровой Светланы Витальевны

Тема: «Венецианский карнавал» - введение в образовательную программу сценического движения и хореографии «Магия движения».

Цель: Формирование устойчивого интереса у воспитанников к искусству хореографии и сценического движения через приобщение к истории танца посредством погружения в атмосферу венецианского карнавала.

Задачи:

    Знакомство учащихся с истоками историко-бытового танца, дефиле.

    Развитие у воспитанников координации движений, грации, ритмичности, пластики, артистизма и творческого самовыражения.

    Воспитание чувства прекрасного, культуры общения, сотворчества.

Оборудование, инвентарь: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, реквизит.

Ход занятия:

Этап

занятия

материала

Время

Организационно-методическое сопровождение

I . Подго-

товитель

ная часть

    Организационный момент

Добрый день! Я, Светлана Витальевна Бурова – педагог по сценической хореографии, приглашаю Вас на свое занятие тема которого «Венецианский карнавал». Сегодня мы с вами познакомимся с историей зарождения историко-бытового танца, дефиле. Попытаемся освоить основные элементы сценического движения, различные композиционные рисунки, которые используем в завершении занятия, для воссоздания духа и атмосферы венецианского карнавала.

Итак, предлагаю Вам путешествие в историю!

Задача: организация группы, обеспечение мотивации и принятие воспитанниками цели учебно-познавательной деятельности.

II . Основная часть

2.1.«Бал. Маскарад. Карнавал».

В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры , создавая технику танца , обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном.

Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров). Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.

Одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады . Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем.

Непосредственное отношение к истории бытового танца имеет карнавал. Идею карнавала подарили миру итальянцы и в первую очередь венецианцы. С давних времен карнавалы здесь праздновали шумно и весело. Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника.

2.2. Практическая часть.

Разминка.

Разминка по кругу нам поможет грамотно держать спину, красиво держать руки на поясе, тянуть носочек, быть грациозными и подтянутыми:

а) Танцевальные шаги – с носочка по линии танца, с носочка, против линии танца, «змейкой».

б) Упражнения для головы: наклоны, повороты, вращения.

в) Упражнения для рук, плечевого пояса: классический экзерсис по I , II , III позиции.

г) Упражнения для плечевого пояса: поднять, опустить, отвести назад, вперед.

д) Упражнения для пояса: наклоны из стороны в сторону, вперед, назад.

е) упражнения для ног: релеве (поднятие на полупальцы), деми-плие (полуприсед) по I и II позиции ног.

    Мимическая разминка.

2.3. Демонстрация и освоение элементов сценической хореографии.

«Реверансы» - (поклон) – сгибание ноги, отводя колени в стороны и отодвигая одну ногу немного назад, одновременно выполняется наклон головы.

«Стойка» – и.п. ноги в 6 позиции, отставляем правую ногу в сторону с переносом центра тяжести на опорную ногу.

«Поворот» – вращение на 180°. Повороты через открытую и закрытую позиции (положение ног).

«Шаг, шаг, поворот» - и.п. – ноги в 3 позиции, правая нога впереди. Движение вперед с правой ноги – 2 шага, поворот на полупальцах через открытую позицию.

«Графические построения» - основные виды построений: построения в шахматном порядке, построения по кругу, «прочес» (встречные движения через одного), «фонтан»(движение из одной точки в разные стороны по кругу или полукругу).

Отработка воспитанниками под руководством педагога основных элементов сценической хореографии.

Построение простейших композиций.

2.4. Композиция «Венецианский карнавал». Исполнение воспитанниками фрагмента хореографической театрализованной композиции «Венецианский карнавал».

Задача:

Применение объяснительно-иллюстративного метода, как универсального метода обучения, способствует погружению исторический контекст. Деятельность педагога и воспитанника состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а воспитанники воспринимают, осмысливают и запоминают ее.

Задача: подготовка организма занимающихся к восприятию двигательной нагрузки.

Разминка направлена на разогрев и подготовку всех групп мышц, развитие пластики, гибкости

Задача: развитие у воспитанников двигательных навыков, координации движений, грации, артистизма.

Метод показа. Разучивание нового движения педагог предворяет точным показом. В исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Ступенчатый метод освоения упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшения выразительности движения и т.д. Многократное воспроизведение знаний, умений и навыков по образцу через систему упражнений (использование репродуктивного метода).

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и умений.

III . Заклю

читель-ная

6. Подведение итогов занятия.

Сегодня на занятии мы с вами познакомились и научились основным элементам сценической хореографии усовершенствовали пластику и грацию движений, я с удовольствием отмечаю, что на занятии вы были активны, самостоятельны, инициативны, спасибо вам за поддержку и творчество на занятии!

Рефлексия.

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Я предлагаю Вам с помощью игры «Маска, я тебя знаю» продемонстрировать свое впечатление от проведенного занятия с помощью жестов и мимики.

Что нового вы узнали?

(Ответы воспитанников).

Задача: анализ эмоционального и творческого состояния воспитанников по итогам занятия.

Мобилизация воспитанников на самооценку.

Приложение №2

Конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования

МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «ЭГО»

Сенова Сергея Павловича

Тема: «Элементы боевых искусств в народно-сценической хореографии».

Цель: Формирование устойчивого интереса у воспитанников к народно-сценической хореографии.

Задачи:

    Знакомство воспитанников с элементами боевых движений.

    Развитие у воспитанников двигательных навыков, координации движений, ритмичности, прыгучести, выносливости.

    Воспитание у детей патриотизма, активности, сотворчества.

Оборудование, инвентарь: магнитофон, диски, реквизит.

Ход занятия:

Материала

Дозировка

Организационно-методические указания

I . Подготовительная часть

Организационный момент

    1. Знакомство с педагогом (слайдовая презентация «Жизнь моя – танец!», фрагмент танцевальной композиции)

Задача: организация группы, объяснение задач, ознакомление с оборудованием

II . Основная часть

2.1.«Из глубины времен»

Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две:

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя.

Необходимые специфические двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации.

Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, естественно, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно поэтому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.

Практическая часть

2.2.Демонстрация элементов боевой хореографии:

«Бедуинский элемент» - скрестный шаг левой ногой в сторону, взмах правой ногой назад, опускаясь на правую, взмах левой назад с поворотом на 360 градусов, взмах руками справа влево в горизонтальной плоскости.

«Коза» - шагом и толчком левой в сторону, взмах руками вверх, прыжок с поворотом на 360 градусов согнув ноги углов, приземляясь с поочередным опусканием ног.

«Щучка» - толчком двумя ногами прыжок вверх согнувшись, руки вверх.

«Разножка» – толчком двумя ногами прыжок вверх согнувшись, ноги врозь, руки вперед в стороны.

«Пистолет»- с шагом и толчком левой ногой вперед, вверх согнувшись, согнув левую ногу назад, руки вверх.

2.3. Выполнение элементов боевых движений воспитанниками, в образе казаков и матросов.

Задача: активизация внимания, повышение эмоционального состояния занимающихся

Задача: развитие координационных способностей, пластичности, прыгучести, артистизма.

III . Заключитель-ная часть

3.1.Подведение итогов занятия.

Сегодня на занятии мы с вами познакомились и научились элементам боевых движений в народно-сценической хореографии, развили ритмичность, прыгучесть, я с удовольствием отмечаю, что на занятии вы были активны, самостоятельны, инициативны, спасибо вам за поддержку и творчество на занятии.

3.2.Рефлексия.

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Что нового вы узнали?

Смогли бы вы показать элементы боевой хореографии своим родителям и друзьям?

(Ответы воспитанников).

Мне приятного было сегодня с вами пообщаться, надеюсь на дальнейшее творческое сотрудничество. Желаю вам удачи!

Учебное занятие, вид, тип, форма, структура, условия эффективности учебного занятия в УДОД.

Теоретический материал

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия сегодня является необходимым. Это связано с рядом факторов:

возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:

отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;

существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.

В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:

Собственно обучающие занятия . Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

1 этап : организационный.

Задача : подготовка детей к работе на занятии.

2 этап : проверочный.

Задача : установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

3 этап : подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача : обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

4 этап : основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие :

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача : установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача : обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача : формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап : контрольный.

Задача : выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап : итоговый.

Задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

7 этап : рефлективный.

Задача : мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап : информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача : обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либоиз них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Условия эффективности учебного занятия

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

наличие благоприятной психологической атмосферы;

активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Организация работы группы на занятии

Даже свободная «фасилитаторская» манера общения с группой предполагает некоторые правила общежития, дабы не допустить анархии и перекосов. Мы же сегодня вынуждены ратовать за некую среднюю, «переходную» модель отношений.

Поэтому советы наши имеют такое направление: освобождение постепенное, новое в старом.

Ну вот, например, такой вопрос: должен ли педагог командовать на занятии? В прежние времена ответ был очевиден, он предписывался официальной педагогикой. Вот какие «ценные указания» из педагогических сочинений не такого уже далекого прошлого приводят Ф. А. Фрадкин и М. Г. Плохова в статье «Проблемы дисциплины в советской школе» (Советская педагогика, 1991.–№ 6): «Говорить много детям бесполезно, надо сразу прививать навыки дисциплины, организованности в процессе работы... Первое время хорошо приучить детей делать все по счету: «Раз!»– п однимают крышку парты, как один; «Два!»– встают; «Три!»– выходят из-за парты; «Четыре!»– стройной линеечкой идут из класса. Входят в класс обязательно линеечкой, чтобы не приобрести привычки бегать, шуметь в классе... Сбор тетрадей у очень многих хороших учителей организован так: при счете «Раз!» – на каждой парте тетради кладутся направо вместе; при счете «Два!»– т етради передаются конвейером с парты на парту начиная с задних, с первых парт собираются дежурными».

Такие методы ведь не изжили себя до сих пор, особенно в начальных классах школы. И сидит это «раз! два!» не только в педагогах, но и в детях, сидит пока в наших социальных генах. Поэтому-то, слыша рекомендации начинать в новой группе «пожестче », а потом постепенно «отпускать», мы понимаем, чем они вызваны, и в некоторой степени вынуждены с ними соглашаться. Но и потом, «отпуская», надо оставить несколько четких команд, без них будет трудно управлять в обычной группе. Опытные педагоги создают некий «устав», определенный свод правил, которые должны соблюдать взрослые и дети на занятиях. Обычно же никаких письменных «кодексов» у учителей нет, и часто они существуют, так сказать, негласно. Хотя, вероятно, лучше, если гласно. В уставе – то, что педагог считает важным в поведении, отношениях на занятии. Не надо, очевидно, в нем стараться охватить все.

В. Шаталов, например, делает основной упор на взаимоотношениях в классе, в частности на культе девочки. Девочки первыми сдают тетради, их тетради первыми проверяются. Девочки никогда не вытирают школьные доски (у них короткие юбки, зачем ставить в неудобное положение?). Класс убирают мальчики. Если поднято много рук, «при прочих равных условиях» предпочтение – девочкам. Кроме того, правило: при ответе товарища – абсолютная тишина.

Вводят педагоги свои традиции и ритуалы. У Ильина, например, – «историческая парта». Он рассказывает об ученике, сидевшем когда-то за этой партой. В таком-то году ученик подарил такую-то интересную мысль, учитель ее развил и вот что получил... Мощный прием: тебе, ребенку, говорят, что ты не уйдешь из школы навсегда, ты останешься для других. Это важно для детей. Да и не только для них.

Привлекайте ребят к организации процесса обучения, делегируйте им часть ответственности.

То, что Л, М. Фридман называет «ролевое участие». Здесь и «проверяющие» (тетради), и «учетчики» (заносят отметки на экран), и «ассистент» (отвечает за опорные конспекты – вывешивает, ремонтирует), и «организатор» (ведет график назначения «ведущих учителей»), и «главный консультант» с просто «консультантами» (помогают справиться с проблемами в знаниях).

Два слова о важных мелочах. О них знают, но или забывают, или машут рукой: условия у нас такие, что уж, мол, привередничать.

Если детей немного, лучше общаться с ними в небольшом помещении.

Обратите внимание на свет. Дети должны вас видеть: лицо, глаза.

Есть еще целый ряд мелочей, например: полированные краешки столов рассеивают внимание; близко друг от друга поставленные столы способствуют возбуждению учеников, а далеко расставленные, наоборот, отчуждению– но это уже действительно информация не для наших условий.

Не можем хотя бы кратко не напомнить здесь о роли невербальных средств общения. Мимика и жест не только эффективнее открывают буквальное значение речи. Это средство управления, то есть с их помощью педагог способен транслировать тот смысл, который хочет, пусть он и не совпадает с буквальным. Именно в этом плане можно говорить, что поведение педагога сходно с деятельностью артиста.

А как быть, если по-настоящему не владеешь пантомимикой и голосом? Идти на выучку к актерам? В пединститутах вводят сейчас в курсе педмастерства занятия по речи и движению. Но они немногочисленны, ведут их нередко преподаватели кафедр педагогики, многие из которых сами нуждаются в подобных уроках. Среди педагогов немало людей малоэмоциональных, не просто обделенных от природы артистическими данными, но и тех, кого дети между собой называют «тормоз». По данным В. А. Кан-Калика, монотонное изложение снижает восприятие на 35 – 55%.

Ну а что в самом деле таким делать? Тренироваться. Если не с актером, то на курсах при пединститутах и ИПК. Самостоятельно. Начать хотя бы с простеньких упражнений, рекомендуемых Карнеги.

Всего четыре приема:

1. Акцентируйте (то есть выделяйте, делайте на них ударение) во фразе важные слова, подчиняйте им менее важные. Произнесите, советует Карнеги, любое предложение ровным монотонным голосом (он берет для примера слова Наполеона: «Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел...»). А теперь акцентируйте важные слова или те, что вам кажутся важными (преуспевал, хотел), и вы увидите, как зазвучит фраза, как лучше ее будет слушать и понимать аудитория.

2. Меняйте тон голоса: то повышайте, то понижайте его. Тот же маленький эксперимент. Сначала монотонно: «У меня есть только одно достоинство – я никогда не прихожу в отчаяние». А теперь повторите предложение, но вторую часть (после тире) – значительно понизив тон (можно почти шепотом). Внезапно меняя тон, мы добьемся выделения на общем фоне. Фразу и слова не просто лучше запомнят, но опять же будут слушать.

3. Меняйте темп речи, произнося быстро не очень значительные слова и медленнее – важные.

Нам нравится, каким «американским» примером (а теперь, возможно, и «нашим»?) иллюстрирует это правило Карнеги.

Произнесите быстро и небрежно «30 миллионов долларов», будто сумма небольшая, а теперь медленно, с «чувством», в потрясении огромностью суммы, «30 тысяч долларов»: и вам, и слушателям действительно покажется, что 30 тысяч больше. (А впрочем, большинство из нас эти доллары в глаза не видели, можно играть в миллиарды рублей.)

4. Делайте паузу до и после важных мыслей. Пример Карнеги. Без паузы: «Великая американская пустыня расположена не в Айдахо, Нью-Мехико или Аризоне. Она расположена под шляпой среднего человека. Великая американская пустыня – это скорее умственная, чем натуральная пустыня».

А теперь произнесите, сделав паузу перед «она», перед «под шляпой», перед «это скорее», перед «чем», и вы увидите, как заиграет фраза, каким великим смыслом наполнится.

Подготовка педагога к учебному занятию

Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим:

1 этап . Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

Насколько полно и качественно реализовано содержание?

Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)^

В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.

2 этап . Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),

обозначение задач учебного занятия,

определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного:

определение вида занятия, если в этом есть необходимость,

продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап . Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Конечно, необходимо отметить,что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своейработы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом формработы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

При подготовке занятия для педагога важны еще два момента.

Первый : подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен.

Второй : как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2 -3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.

В.С.Ротенберг и С.М.Бондаренко (Мозг. Обучение. Здоровье. -М .,1989) справедливо замечают, что поучение в лоб – не лучший вариант, и предлагают несколько «обходных» способов.

1. Занимательная история о том, что происходит с людьми, у которых нет нужных знаний, в ситуации, когда , они необходимы.

Курс орфографии, например, начать с пересказа глав книги Н. Панова «А все-таки она хорошая!», где рассказывается о сказочном городе, жители которого живут «без правил» и пишут как слышат (это не окуджавовское «каждый пишет, как он слышит»–з десь смысл переносный). В городе выше преступность, сплошные несчастные случаи.

2. Эффект незнания, причем комический.

Вот неправильно поставленная запятая: «Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос».

3. Постоянно включать в занятия старый материал, чтобы дети убеждались, что он нужен.

4. Викторины, олимпиады, инсценировки, различные игры, специальные «предметные» игры, и игровые паузы-»разрядки».

Все эти способы уступают главному – увлеченности, вовлеченности в предмет, когда ведет даже не утилитарный интерес, а интерес «вообще» (если научнее -в нутренняя мотивация). Внутренний мотив – такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение.

Советы педагогов, применяющих в своей работе элементы теории решения изобретательских задач

1. Старайтесь планировать тему так, чтобы материал не распался, сохраняя цельность и внутреннее единство. Планируйте всю тему сразу. Предлагается следующая «технология». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько занятий в теме. Распределите сначала главное : что на каком занятии будет изучаться; где труднее, что – легче; в зависимости от этого найдите формы работы, их сочетание. Тему, которая придется на пик вашей усталости лучше заранее спланировать на каникулах.

2. При планировании занятий старайтесь учитывать разный уровень учащихся. Основа будет везде одна (обязательные знания), но формы могут быть различные, разными будут задачи, упражнения.

3. Подумайте, кто из ребят, где, когда, с каким докладом может выступить.

4. Определяя цели занятия, разграничьте для себя обучающую и педагогическую цели. Естественно, разграничение условно. Обучающая цель – то, чему педагог хочет научить детей, что они должны на уроке узнать, понять. Педагогическая цель – то, чего педагог хочет добиться на данном занятии в плане воспитания и развития, учитывая особенности группы и отдельных учащихся.

5. «Проранжируйте» новый материал (что учащимся нужно к следующему занятию, что – несколько позже, может быть, в следующем году, а что – на всю жизнь). Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации.

6. Особо продумайте, в какие моменты учащиеся должны активно включаться, что они должны делать (здесь я задаю вопрос – диалог (дискуссия), здесь они должны посмотреть иллюстрацию и т. п.)

7. Определите необходимый реквизит (плакаты, картины, приборы, проектор и т. д.).

8. Подготовьте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к финишу за 5 минут до звонка». Опыт показывает, что такой досрочный финиш – беда многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать (в зависимости от предмета) и задачи, и упражнения, и игры, и любопытная, интересная информация «в русле» темы.

9. Наметьте исследовательскую цель на предстоящее занятие. Удалось ли опробование нового приема, новой формы? Какова реакция детей? Органичен ли прием для Вас? Вписался ли в занятие? И т. п. Целесообразность экспериментаторства тем выше, чем сильнее группа; и наоборот, в слабой группе необходима консервативная и четкая структура занятия.

Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию

1. Вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.

2. Планируя занятие (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу – я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте – я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент – я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).

3. Вспомните взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):

дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;

услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;

бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ;

чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; – реже хвалит за верный ответ;

не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;

реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому». Кроме того, общение с «хорошим» со стороны педагога более эмоционально-личностно окрашено («Правильно, молодец, садись. Вероника!»), чем с «плохими» («Правильно, садись» или: «Правильно, садись, Чернов»).

Литература

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

Культура современного урока /П од ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

Электронные адреса опыта

Цели учебного занятия

Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии

Методическое обеспечение учебного занятия

Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»