Инструменты реализации политики лиги наций. Международный суд

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

    будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

    станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

    обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г. 14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

    построение мира через сотрудничество;

    гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

    предоставления гарантий странам членам:

    коллективные действия в случае нарушения устава и войны

    сохранение независимости и территориальной целостности держав

    если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

    стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

    санкции не имели всеохватывающего характера

    решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

    ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

    Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции .

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г. и исключен 1939 г. в связи с советско-финской войной. Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак, Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов. По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция. Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов. Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности. Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Были в ее работе и достижения . Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамери- канская конвенция о международных договорах 1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Лига Наций и история ее создания

2. Главные задачи Лиги Наций

3. Минусы Устава Лиги Наций

4. Структура Лиги Наций

5. Функции Лиги Наций

6. Влияние Лиги Наций на Международные отношения

Заключение

Введение

Актуальность темы исследования: заключается в том что изучение вопроса истории Лиги наций дает возможность понимания более глубокой проблемы, а именно, как может неразработанность правовых основ крупной международной организации привести к невозможности ее противостояния на практике опять же крупным международным конфликтам.

Цель работы: изучить историю создания и функционирования организации - Лига наций.

Цели и задачи исследования:

Основные цели данного исследования заключались в том чтобы:

1) изучить процесс создания данной организации на Парижской мирной конференции на основе проектов Устава организации;

2)рассмотреть внутреннюю структуру Лиги наций;

3)проанализировать влияние Лиги наций на международные отношения;

4)рассмотреть порядок работы, изложенный в Уставе Лиги наций;

5)изучить деятельность Лиги наций в области разрешения международных споров;

6)проанализировать работу организации, направленную на предупреждение международных конфликтов.

Степень научной разработанности проблематики и источниковая база исследования. Наиболее последовательно требования к специалистам по международным отношениям были выделены Афанасьевой О. А., Зайцевой О. Г., Ивановым Л. Н., Илюхиной Р. М. , Кольским А. Однако возникает вопрос о дальнейшем структурировании данных.

1. Лига наций история ее создания

нация международный конфликт

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором -- прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

Будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

Станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

Обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

2. Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

3. Минусы Устава Лиги Наций

Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась.

Санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

(СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.)

Количество комитетов не была лимитирована -- их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

4. Структура

Лига наций включала в себя государства -- члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

5. Функции

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств -- членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

6. Влияние Лиги наций на международные отношения

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов.

Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги.

Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне, по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Лига Наций сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом -- Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Уроки и опыт Лиги наций были использованы при создании Организации Объединенных Наций. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения. Лига наций строился как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за сохранение мира. Изучая опыт Лиги наций, следует учитывать расхождение оценок ее деятельности, данных разными авторами на разных исторических этапах. Обобщая существующие концепции, не тяжело увидеть прежде всего две тенденции: стремление одних изобразить действия Лиги в розовом свете и противоположное старание других -- всю историю этой международной организации красить одной черной краской, концентрируя внимание лишь на ее недостатках и ошибках. Последняя тенденция четко прослеживается в публикациях советских авторов, которые анализировали действия Лиги наций главным образом под углом зрения того, в какой мере они противоречили или отвечали интересам советского государства. Беспомощность Лиги наций в условиях развязывания второй мировой войны подорвала доверие мировой общественности к этой международной организации как инструмента мира и общей безопасности.

К январю 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 г. было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединённых Наций, а её социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

Заключение

Создание Лиги наций оказало огромное влияние на развитие мировой дипломатии и стало у истоков новых принципов международных отношений, таких как: принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран и суверенитета государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства; принцип неприменения силы; принцип гласности в международных отношениях и т. д.

Создание Лиги наций было новым опытом в международной дипломатии, которая ранее служила интересам нескольких великих держав, доминировавших на мировой арене. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения, ведь Лига наций строилась как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за его сохранение. Сам Устав Лиги наций был огромным шагом вперед дипломатии и международного права в целом. Принципы организации деятельности Лиги наций были абсолютно новыми и положили начало новой системе гражданской международной службы, основные аспекты которой действуют до сих пор.

Несмотря на различные недостатки организации деятельности Лиги, впервые внедренная в практику идея решения мировых конфликтов мирными средствами, все-таки перевешивала эти недочеты. Гуманные и справедливые цели были не просто провозглашены, но и подкреплены юридически.

В процессе создания Лиги наций многим государствам пришлось пожертвовать своими интересами ради мирного послевоенного устройства планеты. В итоге, в ходе выработки Устава, страны как никогда ощутили нужность компромиссов и взаимных уступок в решении международных проблем, что привело к выработке новых, гуманных и более справедливых юридических принципов международного права.

Лига наций сделала попытку придать международным отношениям новые для человечества формы, основанные на взаимоуважении, гуманизме и неприязни к войне.

Однако, стоит отметить, что правовые принципы Лиги наций оказались довольно тяжело претворяемыми в жизнь, ведь государства по-прежнему продолжали делить мир на сферы влияния. Облик международных отношений изменился, но внутри он остался прежним и неизменным.

Тем не менее, несмотря на существенные пробелы в законодательстве, новая международная организация стала неотъемлемой частью послевоенного мира, а ее принципы, пройдя через процесс уточнения и усовершенствования, будучи дополнены новыми правовыми нормами и принципами, легли в основу современного международного права.

Список используемой литературы

1.Афанасьева О. А. Краткий очерк истории Лиги наций. М. , 1945.

2. Зайцева. О. Г. Международные межправительственные организации. М. , 1983.

3. Илюхина Р. М. Лига наций. М. , 1982.

4. Кольский А. Лига наций. М. , 1934.

5. .Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2005,М,2010

6. Порохня В.С. Россия в Мировой истории, М,2003

7. Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика, М, 1976

8. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945),М,2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Страны, принимавшие участие в Парижской мирной конференции. Цель создания и статьи Версальского мирного договора и Лиги Наций. Принципы нового мироустройства. Решение международных кризисов Лигой наций. Регулирование торговых и гуманитарных отношений.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2012

    Международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения 1919-1920 годов. Решение о роспуске Лиги Наций. История возникновения Организации Объединённых Наций. Гармонизация отношений между государствами.

    презентация , добавлен 25.11.2015

    Понятие и нормативно-правовые основы, структура и взаимодействие участников, предпосылки и причины создания Лиги Наций. Эволюция миротворческой деятельности ООН как новой попытки установить международную стабильность, мир и порядок, оценка эффективности.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Цели, официальные языки и символы Лиги Наций. Агентства и комиссии, созданные для решения международных проблем. Ограничение распространения опиума. Урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров. Защита прав и интересов молодежи.

    презентация , добавлен 20.12.2016

    Лига Наций: история создания и результаты работы. Подписание устава ООН. Деятельность Организации Объединенных Наций, структура, основные цели и задачи. Понятие "Прав человека". Дипломатия периода второй мировой войны. Роль ООН в современном мире.

    реферат , добавлен 23.04.2014

    История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

    реферат , добавлен 15.10.2013

    Содружество наций - организация, появившаяся вследствие распада колониальной империи. Основные вехи в истории развития Содружества наций до и после Второй мировой войны. Особенности структуры, членство и основные сферы деятельности Содружества наций.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    История возникновения миротворческого института ООН, правовая база, задачи, принципы и механизмы его деятельности. Миротворческие операции ООН на современном этапе. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов и конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2010

    Предпосылки заключения Вестфальского мирного договора. Лига Наций как звено Версальской системы и ее гарант. Содержание устава Организации Объединенных Наций. Суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела и самоопределение народов.

Лига Наций и ее историческая роль.

Цель создания Лиги Наций, ее задачи и роль в новой послевоенной системе международных отношений, разногласия держав Антанты по поводу ее Устава.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир.

Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

     будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

     станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

     обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии а Эфиопии. Неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций .

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Тем не менее много важных положений Устава не были воплощены в жизни вследствие позиции главных участников организации, прежде всего Англии и Франции, интересы которых во многом не совпадали. Предусмотренные санкции ослаблялись также возможностью такой интерпретации Устава, которая давала возможность каждому члену самостоятельно решать вопросы об участии в общих действиях организации. А реалии свидетельствовали о том, что среди членов Лиги не властвовало убеждения, что любая война, где бы она не началась, была для них угрозой. Слабость Лиги как инструмента поддержания мира предопределялась уже самим Уставом организации. Решения и Ассамблеи, и Совета принимались по принципу единогласия. Исключением являлось лишь голосование по процедурным вопросам и о принятии в члены Лиги, когда решения принимались двумя третями, то есть квалифицированным большинством. Учитывая наличие острых разногласий между членами Лиги, понятными становятся преграды на пути к принятию организацией срочных, неотложных решений из политических, военных и других важных вопросов. Важным недостатком Устава являлось и то, что обязательную силу имели лишь решение Ассамблеи и Совета по административным вопросам, которые касались самой Лиги. Даже санкции фактически были добровольными, поскольку решения имели характер рекомендаций.

Начало ХХ века было ознаменовано всплеском небывало­го оптимизма, когда казалось, что высокий уровень развития цивилизации сделал невозможным ведение новых войн. Одна­ко, разразившаяся мировая война, показала всю утопичность этих настроений, запомнившись современникам как самый масштабный и жестокий конфликт в истории человечества. Результатом этой войны стало не только неслыханное для той поры количество жертв, но и распад четырех империй, воз­никновение на карте Европы новых государств, значительный спад экономики, голод, вспышки эпидемий и огромное коли­чество беженцев, искавших пристанища по всему свету. Все это привело к интенсивному поиску путей прекращения вой­ны и неповторения подобных конфликтов впредь. За период с 1914 по 1918 годы появилось более 50 проектов, направленных на предотвращение будущих войн и разработанных отдельны­ми лицами, общественными объединениями, а затем и прави­тельственными комиссиями различных стран. Именно в этих документах получила развитие идея о единой международной организации, способной обеспечивать постоянный мир и без- опасность. Таким образом, учреждение Лиги Наций являло собой готовность мирового сообщества к созданию междуна­родной организации многоцелевого характера, способной на практике реализовать идею поддержания всеобщего мира.

Конечно, всем нам известен печальный итог деятельно­сти Лиги, не сумевшей справиться со своей первоочередной задачей - предотвратить новую мировую войну. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что все начинания Лиги потер­пели неудачу, поскольку ряд принципов и идей, заложенных в ее Статуте, впоследствии получили закрепление и развитие в рамках ООН. Так, например, основные органы Лиги Наций - Ассамблея, Совет и Секретариат - были сохранены в ООН.

К тому же на базе соответствующих органов и отделов Лиги были сохранены и воссозданы такие международные органи­зации, как ЮНЕСКО, Международный Суд ООН, ЭКОСОС, МОТ и др. Нельзя забывать и о том, что в Статуте Лиги были закреплены новаторские для своего времени идеи, способство­вавшие развитию основополагающих принципов междуна­родного права.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо помнить, что в начале ХХ века еще не существовало импера­тивных норм jus cogens в привычном нам понимании. Вместо них были основные права государств, признаваемые между­народным сообществом. К этим правам относились: 1) право на существование и самосохранение; 2) право на равенство; 3) право на независимость; 4) право на уважение; 5) право на международное общение.

Отметим, что Статут не содержал никаких специальных глав или статей, посвященных исключительно правам госу­дарств либо принципам межгосударственного сотрудниче­ства. Несмотря на это, в ряде статей нашли свое прямое или косвенное закрепление идеи, оказавшие влияние на развитие общепризнанных принципов международного права. Рассмо­трим их более подробно.

Несмотря на то, что вступить в Лигу могли любые госу­дарства, самоуправляющиеся доминионы и колонии (ст. 1), принцип суверенного равенства государств не был напрямую закреплен в ее Статуте. Ведь уже в преамбуле к Статуту указы­валось, на необходимость исполнять налагаемые договорами обязательства лишь во взаимоотношениях между «организо­ванными народами».

Изучение ряда статей позволяет прийти к выводу, что в Статуте скорее говорилось о суверенном равенстве государств- членов Лиги. Например, в нем была закреплена признанная сегодня формула участия в международных организациях: «одно государство - один голос» (ст. 3, 4). Предусмотренное в статье 5 требование единогласного принятия решений, позволяло учитывать мнение каждого государства-члена Лиги, так­же указывая на их формально-юридическое равенство.

Подтверждением сказанного является и то, что не вхо­дившие в Лигу государства находились в заведомо неравном положении по сравнению с ее членами. Так, Лига Наций не могла приступить к урегулированию международного кон­фликта до тех пор, пока государство-член не обращалось к ней с этой просьбой (ст. 11). Следовательно, если пострадавшей стороной являлось не входившее в Лигу государство, между­народная организация оставалась безучастна к его просьбам о вмешательстве в конфликт. При этом Статут допускал воз­можность интервенции Лиги в конфликты, сторонами которо­го выступали лишь третьи государства (ст. 11).

На неравное положение членов Лиги и не входивших в ее состав государств также указывает статья 17, из текста которой следует, что: «В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги...оно приглашает­ся подчиниться обязательствами, лежащим на ее [Лиги] членах...на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановле­ния статей 12-16 с соблюдением изменений, сочтенных Сове­том необходимыми». Таким образом, с одной стороны, здесь указывается на суверенное равенство государств и невозмож­ность распространения положений договора на третьи страны - ведь Статут не требует, а приглашает их к сотрудничеству в разрешении спора. С другой же стороны, не вызывает сомне­ния изначально неравное положение третьих стран, согласив­шихся принять на себя возлагаемые Статутом обязательства, по сравнению с членами Лиги. Более того данная статья пред­усматривала ведение коллективных санкций в отношении тре­тьего государства, отказавшегося подчиниться положениям Статута, не давая ответа на вопрос о допустимости этих же санкций к члену Лиги, который являлся бы агрессором по от­ношению к третьему государству, принявшему на себя возла­гаемые Лигой обязательства.

Статут не содержал четко обозначенных обязательств не­вмешательства организации во внутренние дела государств. Более того, статья 11 наделяла Лигу правом вмешиваться в любой конфликт, при условии, что он несет угрозу междуна­родному миру, тем самым предоставляя Лиге возможность для интервенции в дела любого государства. Вместе с тем в ряде статей Статута косвенно говорится о невмешательстве во внутренние дела, но не всех государств, а лишь членов Лиги. Так, статья 10 посвящена территориальной целостности и по­литической независимости членов Лиги от внешней агрессии, поэтому можно предположить, что она допускала сепара- ционные движения внутри этих государств. Помимо этого, в соответствии со статьей 15, Совет не мог заниматься разреше­нием споров, относимых международным правом исключи­тельно к внутренней компетенции государства, а закрепившая доктрину Монро статья 21 фактически указывала на принцип невмешательства в дела целого континента.

Один из старейших принципов международного права - принцип территориальной целостности также не был прямо закреплен в Статуте Лиги Наций. В упоминавшейся выше ста­тье 10 содержалась обязанность уважения и защиты от внешней агрессии территориальной целостности лишь членов Лиги, а не всех государств.

О необходимости добросовестного исполнения обяза­тельств говорится в преамбуле к Статуту, а также в ряде его статей. Так, согласно статье 1, одним из условий включения государства в состав Лиги являлось предоставление действи­тельных гарантий соблюдения взятых на себя международных обязательств. Предусмотренное статьей 8 ограничение наци­ональных вооружений зависело от необходимости исполне­ния международных договоров. Статья 18 была направлена на упразднение тайной дипломатии, поскольку содержала требование обязательной регистрации заключаемых членами Лиги международных договоров. Нельзя обойти вниманием статью 19, допускавшую пересмотр неприменимых догово­ров, а также международных положений, сохранение кото­рых угрожало бы всеобщему миру. Отметим, что на практи­ке данная статья ни разу не применялась, однако детальное ее изучение позволяет сделать вывод, что она ограничивает принцип pacta sunt servanda, ставя его в зависимость от инте­ресов государств-членов Лиги. Статья 20 указывала на недей­ствительность ранее заключенных договоров, несовместимых с положениями Статута. Эта статья не получила практического применения, по следующим причинам: 1) в ней отсутствовал ответ на вопрос о том, кто был правомочен определять степень соответствия ранее заключенных договоров положениям Ста­тута; 2) в статье 21 была предусмотрена возможность отступле­ния от положений статьи 20; 12 3) практика показала неготов­ность членов Лиги отказаться от заключения несовместимых со Статутом договоров. Несмотря на указанные недостатки, значение статьи 20 заключалось в том, что в ней была пред­принята попытка закрепить иерархию норм международного права, которая сегодня получила развитие в Уставе ООН.

Международное право первой половины ХХ века не зна­ло принципа неприменения силы или ее угрозы, а право на войну рассматривалось как естественное право государств. Возможно поэтому Статут не поставил под однозначный за­прет агрессивные войны, закрепив в своем тексте лишь прин­цип ненападения, который впоследствии трансформировался в принцип неприменения силы или ее угрозы. Вместе с тем несмотря на формальное деление войн на «допустимые» и «недопустимые», Статут сохранял за Лигой возможность вме­шательства в любой конфликт, независимо от того была ли это «допустимая» война, угроза войны, внешний или внутрен­ний конфликт, участвовали ли в нем члены Лиги или третьи государства (ст. 11). Отметим, что предусмотренные статьей 11 основания для вмешательства Лиги в конфликт могли бы стать вполне эффективной мерой поддержания всеобщего мира, если бы не компромиссный характер ее Статута. С од­ной стороны, он наделяет Лигу достаточно широкими полно­мочиями, а с другой, - содержит нормы, препятствующие их практической реализации.

Так, существенным недостатком статьи 11 было отсут­ствие у Лиги права самостоятельной инициативы в разреше­нии возникавших конфликтов. Организация не могла пред­принимать никаких шагов до тех пор, пока один из ее членов не обратился бы к ней с этой просьбой. Практика показала, что в случае, когда агрессором выступал член Лиги, последняя оставалась безучастной к просьбам пострадавшего третьего государства. Это обстоятельство, а также то, что Статут допу­скал возможность вмешательства Лиги (по просьбе ее члена) в конфликт, сторонами которого были только третьи государ­ства, с самого начала подорвали авторитет этой международ­ной организации как гаранта всеобщего мира.

Следующий момент, усложнявший практическое приме­нение статьи 11 - она обходила молчанием вопрос о том, какой орган Лиги должен был предпринимать меры по урегулиро­ванию конфликта. Логично было бы предположить, что это право закреплялось за Советом, поскольку многочисленный состав Ассамблеи, а также требование единогласного приня­тия решений, могли свести «на нет» любые попытки воздей­ствия на агрессора.

Помимо статьи 11, принцип неприменения силы был также закреплен и в статье 10 Статута, согласно которой «Чле­ны Лиги обязуются уважать и защищать от внешней агрессии территориальную целостность и политическую независи­мость всех Членов Лиги. В случае агрессии или угрозы ее со­вершения Совет определяет меры к обеспечению выполнения данного обязательства».

При беглом изучении данных статей может показаться, что содержание статьи 11 было шире по сравнению со статьей 10. Так, под действие статьи 11 подпадали не только внешние и внутренние военные конфликты, но и любые обстоятель­ства, угрожавшие всеобщему миру. К тому же она наделяла Лигу правом предпринимать активные действия для предот­вращения конфликтов (включая использование санкций), а не просто выносить рекомендации. Более того, статья 11 рас­пространяла свое действие на всех участников международных отношений, независимо от их членства в Лиге, в то время, как статья 10 была направлена на защиту интересов входивших в Лигу государств. Вместе с тем статья 10 была лишена главного недостатка статьи 11 - отсутствия у Лиги инициативы для вме­шательства в конфликт. Так, в соответствии со статьей 10 Лига должна была защищать сложившийся после Первой мировой войны status quo, независимо от наличия соответствующего обращения от ее члена.

Таким образом, закрепленный в Статуте принцип не­применения силы стал лишь полумерой, поскольку ведущие державы в то время еще не были готовы отказаться от «права на войну». Вместе с тем было бы неверно считать, что Лигой не предпринималось никаких попыток по запрету агрессив­ных войн. Определенное влияние на развитие принципа не­нападения оказали Женевский протокол о мирном урегули­ровании международных конфликтов (1924 г.), объявивший агрессивную войну международным преступлением; Декла­рация Лиги Наций об агрессивных войнах (1927 г.), также за­прещавшая агрессивные войны. Наибольшую известность получил Пакт Бриана-Келлога (1928 г.), закреплявший отказ от использования войны в качестве законного средства разре­шения международных споров. К тому же предпринимались попытки внесения в Статут поправок с целью исключения из него допускавших войну положений.

Важное значение в Статуте уделено принципу мирно­го разрешения международных споров. Согласно статье 12, все споры должны были передаваться на рассмотрение Со­вета либо третейскому разбирательству. При этом стороны конфликта не должны были прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета. В статье 13 содержался перечень споров, подлежавших обязательному третейскому разбирательству, а осуществление принятого судебного решения обеспечивалось возможностью применения предусмотренных статьей 16 санк­ций. Здесь же стоит упомянуть статью 19, предусматривав­шую право Ассамблеи предлагать ревизию международных договоров, сохранение которых угрожало бы всеобщему миру. Несмотря на отсутствие практики применения данной статьи, можно предположить, что она также могла бы использоваться для мирного разрешения международных споров (при усло­вии ликвидации имевшихся в ее тексте коллизий).

Оценивая практическую деятельность Лиги в данной сфере, мы можем выявить как успешные акции - разреше­ние польско-литовского конфликта (1920 г.), греко-болгарско­го конфликта (1925 г.), конфликта между Колумбией и Перу (1935 г.), так и действия, завершившиеся провалом - неспособ­ность повлиять на воюющие стороны во время гражданской войны в Испании (1935-1939 гг.), а также на судетскую пробле­му в Чехословакии (1938 г.).

Отметим также, что в рамках Лиги Наций был заключен ряд документов, закреплявших принцип мирного разреше­ния международных споров. Среди них резолюции Ассам­блеи от 26 сентября 1928 года «О мирном разрешении между­народных споров, о ненападении и о взаимной помощи» и от 26 сентября 1931 года «О всеобщей конвенции для развития средств предотвращения войны». К тому же создание Посто­янной палаты международного правосудия также оказывало определенное влияние на стороны конфликта, поскольку они более не могли ссылаться на затруднения, связанные с созда­нием суда или отсутствием компетентных для разрешения данного спора лиц.

Затрагивая вопросы защиты прав человека, отметим, что в Статуте ничего не говорилось о принципах национально­го, расового или религиозного равенства. Вместе с тем в нем нашли закрепление справедливые и гуманные условия труда, запрет работорговли (ст. 23), а также обеспечение свободы со­вести и вероисповедания в отношении туземного населения территорий, на управление которыми были выданы ман­даты (ст. 22). Отметим также, что в рамках Лиги Наций был детально разработан механизм защиты прав нацменьшинств, который, несмотря на свои недостатки, способствовал даль­нейшему развитию данного принципа. В частности, личные, имущественные и социально-культурные права представите­лей нацменьшинств получили закрепление в двусторонних и многосторонних договорах, контроль за соблюдением кото­рых осуществляла Лига Наций. К тому же, допускалось раз­решение споров, связанных с защитой прав нацменьшинств в Постоянной палате международного правосудия.

В Статуте Лиги ничего не говорилось о праве наций на са­моопределение, однако уже известная статья 10 Статута закре­пляла косвенный запрет на вмешательство Лиги во внутренние дела ее членов, допуская мирное изменение существовавших тогда государственных границ. К тому же в рамках Лиги На­ций была создана система мандатов, которая, несмотря на ее неоднозначную оценку, признавала временный характер управления подопечными территориями, с возможностью приобретения ими независимости мирным путем. Более того, факт публичного обсуждения в Лиге Наций колониаль­ных проблем сам по себе стал определенным сигналом на из­менение положения народов подопечных территорий.

Конечно же одной из основных целей создания Лиги На­ций было укрепление и развитие международного сотрудни­чества государств в различных сферах - в области ограничения вооружений (ст. 8) и поддержания международного мира и безопасности (ст. 10-13, 15, 16), а также в социально-экономи­ческой и гуманитарной сферах (ст. 23-25). Здесь примечатель­ным является тот факт, что несмотря на декларативный харак­тер статей, посвященных неполитическому сотрудничеству государств, именно в этой сфере Лиге удалось добиться наи­более значимых результатов, нежели в вопросах обеспечения коллективной безопасности. Так, в рамках проводимых Лигой международных конференций, были подготовлены проек­ты сокращения таможенных пошлин, установления свободы передвижения капиталов и др. Приняты конвенции о свободе транзита (1921 г.), об упрощении таможенных формальностей (1923 г.), об отмене запрещений и ограничений импорта и экс­порта (1927 г.), обсуждался разработанный А. Брианом план по учреждению Европейского федеративного союза с создани­ем общего европейского рынка (1929 г.). Некоторые принятые Лигой конвенции действуют до сих пор, другие, не вступив­шие в силу, - оказались забыты, однако все они имеют важное значение для становления и развития современного между­народного права, поскольку при создании ВТО, ЕС, ЕАЭС и других международных организаций, в полной мере исполь­зовался опыт Лиги Наций.

Завершая статью, можно прийти к выводу, что несмо­тря на противоречивое содержание Статута, в нем была предпринята попытка придать универсальное значение тем принципам и идеям, без которых немыслимо современное международное право. Свободное участие в деятельности международной организации, равенство прав и обязанно­стей членов Лиги, добросовестное исполнение обязательств, защита территориальной целостности и политической не­зависимости, отказ от тайной дипломатии, развитие меж­государственного сотрудничества в различных сферах - вот небольшой перечень принципов, закрепленных в Статуте и ставших сегодня императивными нормами. К тому же про­грессивному развитию современного международного права способствовали: косвенный запрет любых войн и вмешатель­ства во внутренние дела государства; введение международной судебной защиты индивидуальных прав нацменьшинств; соз­дание системы международного контроля над управляемыми территориями, а также международное управление спорны­ми территориями; создание постоянной международной су­дебной инстанции; стремление к сотрудничеству с третьими государствами в вопросах обеспечения всеобщего мира.

Все сказанное выше позволяет прийти к выводу, что для своего времени Статут Лиги Наций был в определенной мере прогрессивным документом, а содержавшиеся в нем идеи не только не утратили в наши дни своей актуальности, но и стали основой современного международного права, получив закре­пление и развитие в Уставе ООН.

Лига Наций и ее историческая роль.

Цель создания Лиги Наций, ее задачи и роль в новой послевоенной системе международных отношений, разногласия держав Антанты по поводу ее Устава.
Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир.

Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

·  будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

·  станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

·  обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии а Эфиопии. Неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций.

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.