Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда. Тематическая беседа «блокада ленинграда

Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.

Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Дети под музыку заходят в зал


Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Воспитатель 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Владимир Сорокин
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.


Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой.Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Другая Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ребенок: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ребенок: От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.


Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» - поют дети подготовительной группы.


Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Ребенок: Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…


Стих читают воспитатели
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...

Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась.
С моей соседкой. Бредила едой.

И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы,
И малым детям раны бинтовала...

И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942.
Ольга Бергольц.
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ребенок: Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулеза кишечника.
Ребенок: На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет
Души и сердца.
Ребенок: Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время,
Возвышает
Образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
Ребенок: В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Ребенок: Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Воспитатель 2: Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.

Проект совместной деятельности педагога и родителей.
Детям о блокаде Ленинграде

Никто не забыт, ничто не забыто

Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель

Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:»
Не надо, Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда-не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Цель проекта:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Расширять представления детей о родном городе.Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев. На примере подвига ленинградцев в дни блокады пытаться сформировать у детей систему общечеловеческих ценностей. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи проекта: -

Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематик
- активизировать словарь - развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
- охарактеризовать трагическое течение Великой Отечественной войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;

Ожидаемые результаты:
Для детей:
- сформированные знания детей о своём родном городе
- бережное и ответственное отношение к историческим и культурным памятникам
- патриотическое отношение к Родине. На примере жителей блокадного Ленинграда представления о героизме. Уважение к защитникам и жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ
- расширение кругозора, проявление интереса к жизни родного города и его горожан
- развитие и укрепление тонкой моторики рук, развитие речи, расширение словарного запаса, формирование психических функций детей.

Для родителей
: - повышение психолого-педагогической культуры - участие в совместной деятельности с детьми
- взаимодействие в вопросах развития тонкой моторики рук детей, формирования речи и психических функций
. - проявление интереса к деятельности

Срок реализации проекта: 2 недели.

Вид проекта:
Информационный

Аннотация: 27 января 1944 года в городе Ленинграде прогремел салют в честь окончания фашистской блокады. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные полному освобождения города. Очень трудно рассказать шестилетнему ребенку о блокаде, избежав трагических подробностей? Ведь дошкольники еще не осознают всю мощь смертельных опасностей, подстерегающих человека в подобных ситуациях. Для ребенка понятия «тяжелый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают и не оставляют в душе. Наш проект был направлен на формирование представления об истории нашего города, о реальных героях. У многих родителей не хватает времени познакомить, рассказать, прочитать, сводить в музей. Важно было организовать работу с родителями так, чтобы они принимали активное участие в проекте, способствовали формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей; совместно с педагогами знакомили детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. По результатам проведённого анкетирования родителей (анкеты прилагаются) было выявлено, что дети имеют очень скудные представления о самом городе и о его жизни. Что указывает на существенную потребность в организации взаимодействия родителей и детей в свободное от посещения ДОУ время, для ознакомления с историческими и культурными памятниками нашего города. Учитывая специфику ДОУ (дети поступают на 1-2 года), вновь поступившие дети имеют очень скудные знания и представления о ВОВ и о блокаде Ленинграда.

1 этап - организационный

1. Беседа с детьми о городе Санкт-Петербург:

Вспомнить, кто основал город Санкт-Петербург; - Напомнить, как город назывался во время ВОВ;

Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.

Ребята, как называется наш город? (ответы детей). Правильно, Санкт-Петербург. Город этот очень старый, построен он был в 1703 году. А вы помните, кто его построил? Правильно, Петр I. Молодцы ребята. Давайте рассмотрим картины, на которых изображен город Санкт-Петербург.

А вы знаете, что такое война? (ответы детей). Да, война это очень страшное время. Вот и наш город Санкт-Петербург пережил войну. А кто знает, как назывался город, когда шла Великая Отечественная война? Назывался он - Ленинград. Ленинград оказался в очень трудном положении во время войны. Фашистские войска окружили город, и людям некуда было бежать, и негде было скрыться от бомбежек. Тысячи людей были заперты в городе. Не выйти из города, ни войти, не привезти запертым людям продовольствие. Такое положение города называется - блокада.

Мы вам приготовили картины, на которых изображен город Ленинград во время ВОВ. Посмотрите, какие страшные разрушения пережил город! Как много разрушенных домов, зданий, улиц.

А сейчас какой наш город? Город сейчас красивый, много зданий и больших и маленьких, очень красивые памятники. А как вы думаете, почему город выстоял во время такой страшной войны?

Людям в такое страшное время было очень тяжело, было мало еды, не было тепла. Вы видели на картинах, что в домах даже стекол на окнах не было. Но жители Санкт-Петербурга думали не только о себе, они думали и городе. Они спасали памятники, прятали их, чтоб фашистские войска их не разбомбили. Чтоб мы с вами смогли приезжать в город и любоваться архитектурой, чтоб мы радовались, видя все это великолепие.

Цель: вспомнить о городе Санкт-Петербург, рассмотреть понятия блокада, война, познакомить детей с разрушениями, которые принесла война.

2 .Взаимодействие с семьёй
Беседа « Героическое прошлое нашего города» В летописи Великой Отечественной войны блокада Ленинграда - одна из самых трагических и самых героических страниц. Нет подвига, подобного подвигу Ленинграда! Ни голод, ни холод, ни болезни, ни постоянные бомбежки и обстрелы не сломили ленинградцев и защитников города. 900 блокадных дней и ночей, когда из еды только хлеба «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Как нам объяснять сейчас это нашим малышам-дошколятам? Педагоги часто говорят о том, что тему «блокады» очень сложно объяснить малышам. Как рассказывать детям, что такое война, голод, страх бомбежки. Героическая защита Ленинграда — это великая народная эпопея, которая потрясает людские сердца и сейчас, спустя много лет. И мы с Вами в этом городе живем, здесь растут наши дети, и они имеют право знать его историю. Начинать говорить детям о войне, о блокаде надо в семье. Только родные и близкие ребенка смогут правильно и тактично донести до сознания малыша смысл этого исторического и трагического события в истории нашего города, нашей страны.
Анкета для родителей
Вопросы:

Как Вы считаете, ваш ребёнок имеет достаточное представление о СПб и его жителях? - Как вы считаете, надо ли вашему ребёнку знать о ВОВ и о блокаде Ленинграда? - Есть ли в Вашей семье жители (дети) блокадного Ленинграда? - Считаете ли Вы патриотическое воспитание важным в развитии личности ребёнка? - Готовы ли Вы участвовать в выставках рисунков, поделок, оформлении семейных газет посвящённых СПБ?

Полученный результат:

Повышение психолого-педагогической культуры родителей - проявление интереса родителей к деятельности детей в детском саду и вызвать желание принять активное участие в реализации проекта

обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города - формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества

2 этап - ознакомительный

Используемые материалы: книга Н.Ходза «Дорога жизни» (рис.1); книга Д. Колпаковой и В. Сусловой « Был город - фронт, была победа»; карта блокады Ленинграда картины, иллюстрации, фотографии военного города; подборка стихов, песен о войне.

Цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда; проявление творческого потенциала в рисовании.

1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий Военного города, карты блокады Ленинграда,

Занятие начинается с вопросов о пройденном материале.

Мы с вами узнали, что такое блокада Ленинграда. Я для вас приготовила карту. Посмотрите, на этой карте изображен город Ленинград в блокаде, (разрушены железные дороги; показать морской путь, по которому доставляли продовольствие в город: сначала по реке Волхов на маленьких катерах, затем груз перекладывали в большие баржи и везли по Ладожскому озеру к пристани Осиновец, где продовольствие грузили в поезда и везли в Ленинград).

Рассматривание картин и иллюстраций на которых изображён блокадный Ленинград (разрушенные здания; раненные, голодные люди; бои на на окраинах города; машины, которые везут в город продовольствие…)

2. Знакомство с книгами Н. Ходза «Дорога жизни», Д. Колпаковой и В . Суслова «Был город - фронт, была блокада».

Рассказать о том, как появились эти книги, что хотели показать авторы для кого книги предназначены; пояснить необходимость каждого человека знать о подвигах свершенных во время ВОВ; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну; рассказать о лишениях, которые пережили люди, замкнутые в городе, оказавшиеся в ловушке, им было не выбраться из города, также не было сухопутных путей привезти продукты в город. Авторы этих книг глубоко переживали все страшные годы блокады

3 Чтение стихов о блокаде Ленинграда

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Роберт Рождественский

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой

Пол- Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут… ……
. Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.

Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.

Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.

Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой

Но были они - ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
В целях подготовки к заключительному этапу совместно с сотрудником библиотеки, детям домой были розданы стихи, которые они учили в течение недели с родителями.

4 Прослушивание музыкальных произведений Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича; прослушивание песен военных лет.

Полученный результат:

Закрепление знаний о городе Санкт-Петербург;

Дети познакомились с понятиями: война, блокада, лишения и др.

Проявление сочувствия и сострадания к людям, находившимся во время блокады в городе;

Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»

Знакомство с книгой Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город - фронт, была блокада». - Разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного города.

4 этап - творческий

Цель: закрепление полученных знаний, вызвать сострадание к людям, которые погибли в блокадном Ленинграде; разучивание стихов, песен посвящённых блокаде Ленинграда; подготовка и проведение музыкального занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, посещение с родителями музея « Блокады Ленинграда», возложение цветов к памятнику Матери Родины на Пискарёвском мемориальном кладбище; принять участие в торжественном концерте в детской библиотеке №8, Калининского района; принять участие в районной выставке детских работ « Блокадный Ленинград».

1. Продуктивные виды деятельности

С детьми проводится беседа в форме вопросов по пройденному материалу и предлагается в рисунке изобразить картину блокадного города

«Корочка хлеба»

Цель: повторить изученный материал, закрепить знания о ВОВ, вызвать чувство сострадания, сочувствия к людям, пережившим войну.

Ребята, а вы хлеб любите? Вот и все люди любят хлеб. А мы с вами же знаем, что во времена Великой Отечественной войны людям не хватало ни хлеба, ни других продуктов. И как доставляли продукты. Но ребята, вы знаете, что продукты доставить было очень трудно, и не всегда они доходили до Ленинграда: некоторые проваливались под лед на дороге жизни, другие бомбили и топили немцы.

И в такие трудные дни жителям блокадного Ленинграда доставалось очень мало хлеба. Всего 125 грамм. Как вы думаете, это сколько. Столько человек получал на весь день. И ни супа, ни второго не было. Вы сейчас не всегда съедаете суп или кашу. А люди в то время мечтали о ложке супа или сладкой каши. А им доставался только маленький кусочек хлеба на весь день, а тем кто не работал и того меньше. Жители блокадного Ленинграда собирали все до последней крошки, на сколько им не хватало еды.

«Цветок жизни»

Цель: знакомство с памятниками Ленинграда, посвящёнными блокаде города.

Ребятам было предложено рассмотреть книгу с изображением памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне. Обратить внимание детей на красивый памятник «Цветок жизни». Этот памятник был создан в память о детях, погибших на войне, которые не сне смогли пережить блокаду Ленинграда.
Рисовать картину блокадного города предлагалось под песни военных лет, происходило непринужденное знакомство с военными песнями.

Задание детям: «Ребята, мы с вами много говорили о войне и блокаде города Ленинград. Давайте вспомним, что такое война? Что вы узнали нового во время занятий?

2 Проведение музыкального утренника, посвящённого снятию блокады Ленинграда. Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма; знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики. На музыкальном занятии дети пели военные песни, читали разученные стихотворения, маршировали под звуки военного марш. Прослушали фонограмму «Реквиема», звучание метронома.

3 Экскурсия в библиотеку

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма; формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца; любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества; развивать умение эмоционально воспроизводить в стихах своё отношение к происходящим события воспитывать культуру поведения библиотеке.

4 Совместно с родителями составление творческих рассказов «Блокадный Ленинград»
5 Посещение с родителями Пискарёвского мемориального кладбища

Возложение цветов к памятнику погибшим во время блокады ленинградцам, к вечному огню. Посещение с родителями музея «Блокады Ленинграда» один из символов современного Санкт-Петербурга.
(В 1941-1944 годах Пискарёвское кладбище стало местом массового захоронения жертв блокады Ленинграда и воинов, погибших на фронте.)

6 Стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Подбор литературы для чтения детям дома, вопросы для обсуждения прочитанного произведения.

5 этап - Рефлексия

Ребята высказали свои впечатления о том, что дал такой проект им. Дети говорили, что важно помнить о тех днях, уважать ветеранов, которые боролись за победу и сохранили для нас город. Родители принимали активное участие на всех этапах проектной деятельности. Совместно с родителями оформление выставки детских работ «Никто не забыт- ничто не забыто»,

You have no rights to post comments

Живые собачки! В блокадные годы!
Детишкам подарок, конечно, от Бога!
Светлели их лица, слеза высыхала,
А няня детсада беззвучно рыдала...

(О Иване Наркевиче и его дрессированных собачках читайте ниже).

Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Сколько из них было школьников, сколько дошкольников? Ответить на эти вопросы невозможно. Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе постоянно менялось. Ведь в первую очередь ленинградцы отправляли на Большую Землю детей. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными.

Великая любовь к Родине и к детям, мужество, самопожертвование ленинградцев проявились в заботе о детях города-фронта. В блокадном Ленинграде не было чужих детей, все дети были родными. И горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы МПВО, сандружинницы, водители на Дороге Жизни и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде. И дети города-фронта были спасены.

Музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» работает с 1 июня 1972 года. Он был создан в Высшем педагогическом училище №5 г. Санкт-Петербурга.

Www.pedkol-5.spb.edu.ru/Muzei.html

А вот - статья из газеты "Московский литератор", которую невозможно читать без слёз:

Светлана Гладыш

КРЕЩЁНЫЕ БЛОКАДОЙ

8 сентября 1941 года прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. С этого дня начали свой страшный отсчет 900 блокадных дней. Обыкновенные люди - мужчины, женщины, дети - вошли в бессмертие, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, жили достойно и выстояли.

"ЖИЛ-БЫЛ КОТ"

На экране - безусый, линялый, сшитый из тряпок кот. Кот старый, потертый, бережно хранится за стеклом в музее Ленинградского педагогического училища № 5. Что за честь выпала коту?

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи-четыpе года, но некотоpые из pебятишек никогда не видели живую кошку. Им было всего тpи-четыpе года, но когда выла сиpена, малыши в пеpвую очеpедь заботились о Коте. В бомбоубежище его довеpяли нести самым хpабpым или... самым слабым.

Дети блокады... Они не пpинимали непосpедственного участия в обоpоне гоpода, но то, что они pождались, pосли, плакали и смеялись с удвоенной силой кpепило веpу ленингpадцев в Победу. А в том, что она пpидет, не сомневались даже те, кто едва научился деpжать в pуке каpандаш - чтобы pисовать Победу.

"Нам всегда не хватало кpасной кpаски, - говорит с экpана боpодатый человек, окpуженный детьми - детьми уже сегодняшнего Ленингpада. - Мы все pисовали Победу и белые булки".

Боpодач - поэт Илья Фоняков, в блокаду он выpос в этом детском садике. Хpоника тех лет пеpемежается с документальными кадpами миpной поpы. И, навеpное, потому, что я смотpю этот необыкновенный фильм здесь, в музее училища, где снимались все послевоенные встpечи с детсадовцами-блокадниками - так обнажены неpвы, так физически ощутима близость пpоисходящего на экpане.

Вглядываюсь в пpекpасное лицо Елизаветы Леонидовны Щукиной - инспектоpа детских садов. "Мама" - называли ее дети и pодители. Появился человек, он деpжит за pуку чеpноглазого семилетнего мальчика. Мужчина слегка пpихpамывает. Это - Игоpь Андpеевич Хицун, тот самый малыш, с котоpым минутой pаньше мы встpетились в том стpашном вpемени. Осколок бомбы угодил в ногу тpехлетнего Игоpька. Ребенок, не понимая, что пpоизошло, спpашивал у нянечки: "А ножку мне скоpо пpишьют?" Ведь так быстpо сшили целого Кота!

Фильм - не только жестокие своей пpавдой стpаницы блокадного детства. Это - живая нить между пpошлым и настоящим. И голос девочки-студентки за кадpом pвется от волнения: "Это - моя мама. Она жила в блокаду в детском садике. Мама не любит pассказывать об этом. А я хочу, должна знать все".

Десять минут длится фильм. Десять минут... pаствоpили в пpостpанстве десятилетия, и слабая pучка pебенка издалека коснулась моей ладони - как напоминание. Как пpедостеpежение.

"Жил-был кот" снят не пpофессионалом. Автоp каpтины - полковник Миpон Боpисович Ривчун, врач - знал вкус блокадного хлеба. После войны пpеподавал в московском областном медицинском училище, где оpганизовал любительскую киностудию. Абсолютно все свободное вpемя Миpон Боpисович и ученики собиpали по кpупицам бесценные кадpы хpоники; искали тех, кто остался жив и помнил. Не одно поколение выпускников Ривчуна вложило свое сеpдце в этот фильм, котоpый впеpвые появился много лет назад, на одном из фестивалей любительских фильмов в Москве.

Сейчас это - истоpический документ, хpанящийся в музее педагогического училища № 5. У музея стpогое, пожалуй, суховатое название: "Дети и дошкольные pаботники осажденного Ленингpада".

Каждый сентябpь пеpеступает поpог училища новое поколение будущих воспитателей детских садов. Вместе с ними пpисутствует на лекциях безусый линялый Кот - из музея его "пеpевели" в учебный кабинет. Пpиходит день, когда появляется небольшая коpобочка с кинолентой, и пеpвокуpсники пpиступают к одному из самых коpотких занятий в учебном плане - уpоку, котоpый длится десять минут… и девятьсот дней.

"НЕЗАМЕТНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО" ИВАНА НАРКЕВИЧА

Весной сорок второго на улицах Ленинграда появилась невероятная компания - высокий, красивый и бледно-прозрачный мужчина, в сопровождении двух тощих и веселых... собачек. Пережить "голодную, лютую, темную зиму" уже было чудом: для людей страшнее и мучительнее бомбежек оказался "наш хлебный суточный паек".

"Мама выпаривала клей из стульев, варила кожаные ремни, мы все сосали опилки. Вспомнить страшно и забыть нельзя", - говорила наша тетя Валя.

Иван Иванович Наркевич, потомственный цирковой артист, по инвалидности невостребованный в солдатский строй, сам себе определил место на войне - помогать детям жить. И, наверное, поэтому следующим чудом, ниспосланным свыше, было то, что уцелели его четвероногие помощники и друзья.

Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка - страшно", - они беззаботно играли.

Я хочу ее погладить, можно? - тянется худенькая ручка к собаке.
- Ой, какая умница, на задних лапках стоит...
- А вы к нам, дядя Ваня, еще придете?

Но проклятая война напоминала о себе недетскими вопросами.

А кушать собачки часто просят? Наша Муся все время есть хочет. Кричит и кричит, глупая, - жаловался на сестренку восьмилетний Витя.

Слушайте, слушайте! Они рычат, они лают! - Девочка Валя, забыла, когда живую зверушку видела.

Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу. Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям, ведомый заповедью: "Благослови детей и зверей"...

Когда закончилась война... да нет, пожалуй, раньше, - после прорыва блокады, о Наркевиче говорили и писали много. Ленинградские газеты обозначили его подвиг как "незаметное гражданское мужество". Потом вспоминали о нем все реже и реже, а к восьмидесятым и вовсе забыли.

Англия и Америка, Франция объявили бы такого человека национальным достоянием, у нас же заслуги Наркевича в перед Отечеством оцениваются государством в 26 рублей - такова была пенсия Ивана Ивановича в восемьдесят девятом, накануне 45-летия Победы. Из оной суммы ухитрялся Наркевич уплатить ежегодный налог на собак в сумме 65 рублей.

Жизни без собак Иван Иванович не представлял себе вовсе. И потому от дома призрения отказался, хотя и шел ему девятый десяток.

Мир не без добрых людей: достойно и с любовью ухаживали за Наркевичем в последние годы студентки ленинградского педагогического училища № 5 (того самого, где Кот).

Несколько лет назад в городе на Неве торжественно открылся памятник птичке Чижику-пыжику, что "на Фонтанке водку пил".

Что ж... Будь я скульптором, то подарила бы городу иной памятник - Ивану Наркевичу с четвероногими артистами и ленинградским детям - детям, многие из которых не дожили до января сорок четвертого.

Ленинград - Санкт-Петербург - Москва

Беседа с презентацией

«Блокада Ленинграда»

1. Организационный момент Воспитатель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию.

2. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о нашем прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название- Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения нашего города - ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Это название носил наш город в годы Великой Отечественной войны. И пережившие блокаду называют себя ленинградцами.

Вы уже, я думаю, много знаете о нашем городе из рассказов родителей, учителей, воспитателей детского сада. Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории нашего города- годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил наш город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

3. Беседа, показ презентации.

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…. НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Звучит музыка «Вставай страна огромная….» слайд 1 Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва- столица, а Ленинград- город вождя Владимира Ленина, город Октябрьской революции.

Слайд №2 На этих снимках вы видите как выглядели эти города до войны. До войны по данным переписи населения 1939 года проживало 3 миллиона 15 тысяч человек.

Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом, ибо невозможно этот город прокормить»

Судьба нашего города в годы ВОВ – это настоящий пример стойкости, мужества и героизма всего населения - от мала до велика.

Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.

Слайд 3 - Бомбежка города. Вой сирены

Слайд 4 - надпись на стене. На улицах появились надписи: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» разрушенные дома.

Слайд №5 Уже в июле- августе месяце началась эвакуация жителей города, в основном детей. Только за это время в тыл было отправлено около 600 тысяч женщин, детей, стариков. Эвакуировали и на самолетах и в дальнейшем - по Ладожскому озеру.

Слайд 6 Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, она длилась с 8 сентября 1941 до 27 января 1944, целях 872 дня.

Слайд 7 К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется» Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь. Да, было большим соблазном взять хоть одну карточку, ведь работников не досматривали, не проверяли. Но блокадники даже и не думали забрать себе хоть немного карточек и пожить лучше остальных!

В самом начале блокады, немцы обстреляли и сожгли Бадаевские склады, Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Вот что вспоминают блокадники: «Через несколько дней после пожара жители блокадного города начали приходить сюда и собирать землю. Её несли домой в ведрах, мешках и даже наволочках, потом варили, процеживали и пили на вид мутную, но на вкус очень сладкую воду» «Пока земля стояла сухая, мы даже брали комочки этой земли, скатывали шарики, клали в рот и сосали, пока чувствовался вкус сахара».

Слайд 8 На город стал надвигаться голод. Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. –

Слайд 9 Единственным путем, который связывал город с Большой землей было Ладожское озеро.

Слайд 10 Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди- главным образом дети. До поздней осени шли баржи. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы. Когда на Ладоге появился лёд по дороге пошёл конно-санный обоз. Для машин лед был еще очередь хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они как и люди тоже были блокадниками Люди, чтобы облегчить жизнь животным сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивали сани сзади. Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики.

Слайд 11 Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой.

Слайд 12 В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили. Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге.

Слайд 13 Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Продовольствия в городе не хватало, в декабре ввели карточки с самой маленькой нормой за все месяцы блокады- 125 детям, и 250гр рабочим.

Слайд 14 Такие объявления висели во всех булочных города. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» так писала Ольга Бергольц- великая поэтесса нашего города.

Слайд 15 Да и этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

Слайд 16 Вот один из рецептов блокадного хлеба Но сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом - овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.

За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года продукты закончились, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем древесина. Отсюда и байки о том, что в хлеб добавляли опилки.

Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.

Слайд17 В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки.

Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод- город остался без света и питьевой воды. нет угля в котельных- поэтому батареи холодные, а чтобы топить печь уже нет дров. У ленинградцев появились печурки времянки слайд18 , но они не держат тепла, кончишь топить и все опять холод как на улице. В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно.

Слайд 19-20 В лютые морозы водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил совсем не было. Если не могли далеко идти собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары.

Слайд 21 У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.

Слайд 22-23 В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Только за первые 3 месяца 1942 фашисты выпустили по Ленинграду 15 тысяч снарядов. За годы блокады в городе было потушено 39 тысяч пожаров.

Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил, выживал, но и работал, помогал всей стране.

Слайд 24 Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах им помогали старики и дети. На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпусками мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал. Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.

Слайд 25 Вот эту девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем и выполняла полторы нормы! далеко не каждый взрослый мог это. Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой», с её загадочной улыбкой. Дети не только работали на заводах, они тушили бомбы-зажигалки, оповещали об артобстрелах, помогали раненным, работали в госпиталях.

Слайд 26 Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год. Большинство школ было разбомблено. В самые суровые дни блокадной зимы 1941-1942 годов о городе работало 39 школ, позже их число увеличилось до 80. В классах был мороз. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Бывало чернила замерзали и превращались в ледяшку. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Нередко занятия проходили в бомбоубежищах. После уроков ребята направлялись в госпиталя, ухаживать за раненными, обходили дома, подъезды, квартиры- помогали совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы.

Слайд 27 В городе также работали детские сады и ясли. Были созданы детские дома, ведь многие дети остались сиротами - родители погибли при бомбежках или умерли от голода.

Слайд 28 Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в запиской книжке. Дневник стал одним из символов блокады, мужества ленинградцев. и впоследствии стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнберском процессе. Сегодня дневник хранится в музее Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей…. 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня… Осталась одна Таня…..Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но 1 июля 1944 года Таня умерла от туберкулеза кишечника, а незадолго до смерти ослепла.

Город жил… Слайд 29 - Ленинградцы выходили на улицы расчищать снег, сажали огороды, разбирали завалы после бомбежек. С 24 января 1942 года повысилась норма хлеба, рабочим 400грамм, детям 250 грамм. Немного стало легче…

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1943. Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Слайд 30 По Ладожскому берегу, отвоеванному у немцев, всего за 18 дней проложили железнодорожный путь, длинной тридцать три километра, Позже его назвали Дорогой победы.7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал пришёл первый поезд с Большой земли!!! Железнодорожникам было так же трудно как и шоферам машин на ладожском озере, немцы постоянно обстреливали дорогу, поэтому она могла работать только ночью. Поезда шли с потушенными огнями, сначала все в одном направлении, потом в обратном. ни на одной станции не горели семафоры, их заменили люди. через каждый километр специальные сигнальщики подсвечивали поездам фонариками.

Но главное - городу уже не грозил голод.

Слайд 31- Открылись первые блокадные столовые

Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….

Слайд 32 Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях. В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе осталось дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой. и чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки и полы застилали сеном.. Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда»

Слайд 33 В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!

Слайд 34 Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. Звучит музыка Ленинградской симфонии В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли- Ленинград нам не взять, не победить.

Слайд 35 Выживать во время блокады было трудно, но…. Детям устраивались ёлки, организовывались выставки, проходили футбольные матчи.

Слайд 36-37 Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. И вот наступил этот долгожданный день. Блокада полностью снята 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда. Закончились эти старшие, суровые 872 черных для нашего города дня. Но до окончательной победы оставалось чуть больше года.

Слайд 38 В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 39 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.

Как минимум три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). И мы с Вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир, что пережил наш город. Мы должны быть достойны называться Петербуржцами, Ленинградцами. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех ленинградцев минутой молчания.

4 .Обсуждение увиденного.

Воспитатель: «Вы посмотрели, послушали, и узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»

Воспитатель наводящими вопросами помогает учащимся найти ответы на поставленный вопрос:

просит их вспомнить, что им помогает преодолевать трудности, которые встречаются у них в жизни;

Просит подумать почему же в это страшное время в городе всё-таки работали театры, концертные залы

«А сейчас, давайте мы все вместе напишем пожелания для жителей нашего города и, может быть, даже самому городу.» (Учитель на доске записывает лучшие пожелания детей. Кто-то из детей зачитывает с доски результат работы).

5. Подведение итогов, Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, 1. Что для вас было новое в нашей беседе, 2. Что запомнилось и произвело на вас наибольшее впечатление. А дома вы свои впечатления выразить в рисунках. И потом мы сделаем выставку ваших работ.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город- демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга. Вы видите как кравив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание.

Проект в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий - информационный

Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, посещение музея школы №91).

Заключительный этап:

Подведение итогов, тематическое мероприятие «Непокоренный город», выставка детских коллективных работ «900 дней».

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие:

Аппликация «900 дней»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Посещение музея школы №91 ,Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда». Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду. Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника». Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни». Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. Чтение художественной литературы: Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий». Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями: Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

Заключительный этап:

Проанализировать результативность.

Выставка детских коллективных работ «900 дней».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:

Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

Родители приняли активное участие в проекте.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.