Образование языковых семей. Языковые семьи и народы мира

Языки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).


Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы - черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

К середине XX в. сложилось множество классификаций человеческих рас - от двух (негроидной и монголоидной) до тридцати пяти. Большинство ученых пишут о четырех расах человека с такими центрами возникновения: Большие Зондские острова - родина австралоидов, Восточная Азия - монголоидов, Южная и Центральная Европа - европеоидов и Африка - негроидов.


Все эти расы, их языки и центры происхождения некоторыми исследователями соотносятся с разными исходными гоминидами. Предки австралоидов - яванские питекантропы, монголоидов - синантропы, негроидов - африканские неандертальцы и европеоидов - европейские неандертальцы. Генетическая связь тех или иных древних форм с соответствующими современными расами прослеживается с помощью морфологических сопоставлений черепных коробок. Монголоиды, например, похожи на синантропа уплощенным лицом, европеоиды сближаются с европейскими неандертальцами сильно выступающими носовыми костями, а широконосость роднит негроидов с африканским неандертальцем (В. Алексеев, 1985 г.). В палеолите люди были такими же черными, белыми, желтыми, как и в наши дни, с той же дифференциацией черепов, скелетов. Значит, межцивилизационные различия восходят к глубокой древности, к началу человеческого рода. К ним следует отнести и межязыковые различия.

Древнейшие находки представителей негроидной расы были обнаружены не в Африке, а в Южной Франции, в пещере Гримальди близ Ниццы, и в Абхазии, в гроте Холодный. Примесь негроидной крови обнаруживается не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции и Кавказа, но и у жителей северо-запада - в Ирландии (Л. Гумилев, 1997 г.).

Классические негроиды принадлежат к нигеро-кордофанской языковой семье, начавшей заселять Центральную Африку из Северной Африки и Передней Азии довольно поздно - где-то в начале нашей эры.

До прихода в Африку негроидов (фульбе, банту, зулусы) территорию южнее Сахары населяли капоиды, представители недавно выделенной расы, к которой относятся готтентоты и бушмены, принадлежащие к койсанской языковой семье. В отличие от негров капоиды не черные, а бурьые: у них монголоидные черты лица, разговаривают не на выдохе, а на вдохе и резко отличаются как от негров, так и от европейцев и монголоидов. Их считают остатком какой-то древней расы южного полушария, которая из главных районов своего расселения была вытеснена негроидами (Л. Гумилев, 1997 г.).. Затем много негроидов было перевезено в Америку работорговцам

Другая древняя раса южного полушария - австралоидная (австралийская семья). Австралоиды живут в Австралии и Меланезии. У них при черном цвете кожи огромные бороды, волнистые волосы, и широкие плечи, исключительная быстрота реакции. Ближайшие их родственники жили на юге Индии и относятся к дравидийской языковой семье (тамилы, телугу).

Представители европеоидной (белой расы, принадлежащие в основном к индоевропейской языковой семье, населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет.


Крупными по численности этнолингвистическими группами индоевропейской языковой семьи в Европе являются романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны), германская (немцы, англичане), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки, болгары, сербы). Они заселяют Северную Азию (русские), Северную Америку (американцы), Южную Африку (выходцы из Англии и Голландии), Австралию и Новую Зеландию (выходцы из Англии), значительную часть Южной Америки (испаноязычные и португалоязычные латиноамериканцы).

Крупнейшим представителем индоевропейской семьи является индоарийская группа народов Индии и Пакистана (хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, пенджабы, бихарцы, гуджары). Сюда же относятся народы иранской группы (персы, таджики, курды, белуджи, осетины), балтийской группы (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы..

Самая многочисленная раса – монголоиды. Они разделяются на подрасы, относящиеся к различным языковым семьям.

Сибирские, центральноазиатские, среднеазиатские, поволжские и закавказские монголоиды образуют алтайскую языковую семью. Она объединяет тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую этнолингвистические группы, каждая из которых в свою очередь делится на этнолингвистические подгруппы. Так, тюркские монголоиды делятся на булгарскую подгруппу (чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены), северо-западную (татары, башкиры, казахи), юго-восточную (узбеки, уйгуры), северо-восточную (якуты) подгруппы.

К сино-тибетской языковой семье принадлежит наиболее распространенный в мире язык - китайский (свыше 1 млрд человек). Его используют в письме северокитайские и южнокитайские монголоиды (китайцы или хань), существенно различающиеся между собой антропологически и разговорной речью. К этой же языковой семье принадлежат и тибетские монголоиды. Монголоидов Юго-Восточной Азии относят к паратайской и австроазиатской языковым семьям. К монголоидам близки также народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской языковых семей.


Существуют еще подрасы, с которыми обычно соотносятся группы тех или иных языков, то есть система человеческих рас устроена иерархически.

К представителям перечисленных рас относятся 3/4 населения земного шара. Остальные народы принадлежат к малым расам или микрорасам со своими языковыми семьями.

На контакте основных человеческих рас встречаются смешанные или переходные расовые формы, нередко образующие свои языковые семьи.

Так, смешение негроидов с европеоидами породило смешанно-переходные формы народов афразийской, или семито-хамитской семьи (арабы, евреи, суданцы, эфиопы). Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи (ненцы, ханты, коми, мордва, эстонцы, венгры), образуют переходные формы между монголоидами и европеоидами. Очень сложные расовые смеси сложились в северокавказскую (абхазы, адыгейцы кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши народы Дагестана) и картвельскую (грузины, мегрелы, сваны) языковые семьи.

Подобное расовое смешение происходило и в Америке, только шло оно гораздо интенсивнее, чем в Старом Свете, и, в общем, не сказалось в языковых различиях.

Языковые семьи - это термин, применяемый при классификации народов по языковому признаку. В языковую семью входят языки, обладающие родственными связями между собой.

Проявляется в сходстве звучания слов, обозначающих один и тот же предмет, а также в сходстве таких элементов, как морфемы, грамматические формы.

Согласно теории моногенеза, языковые семьи мира образовались из праязыка, на котором разговаривали древние народы. Разделение произошло из-за преобладания кочевого образа жизни племен и их отдаленности друг от друга.

Языковые семьи подразделяются следующим образом.

Название языковой семьи

Языки, входящие в семью

Регионы распространения

Индоевропейская

Индия, Непал, Бангладеш, Пакистан, Фиджи

Индия, Пакистан

Страны бывшего СССР и Восточной Европы

Английский

США, Великобритания, Страны Европы, Канада, Африка, Австралия

Немецкий

Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Италия

Французский

Франция, Тунис, Монако, Канада, Алжир, Швейцария, Бельгия, Люксембург

Португальский

Португалия, Ангола, Мозамбик, Бразилия, Макао

Бенгальский

Бенгалия, Индия, Бангладеш

Алтайская

Татарский

Татарстан, Россия, Украина

Монгольский

Монголия, КНР

Азербайджанский

Азербайджан, Дагестан, Грузия, Иран, Ирак, Средней Азии

Турецкий

Турция, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Болгария, Румыния, США, Франция, Швеция

Башкирский

Башкорстан, Татарстан, Урдмутия, Россия.

Киргизский

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Афганистан, КНР

Уральская

Венгерский

Венгрия, Украина, Сербия, Румыния, Словакия, Хорватия, Словения

Мордовский

Мордовия, Россия, Татарстан, Башкорстан

Эвенкский

Россия, Китай, Монголия

Финляндия, Швеция, Норвегия, Карелия

Карельский

Карелия, Финляндия

Кавказская

Грузинский

Грузия, Азербайджан, Турция, Иран

Абхазский

Абхазия, Турция, Россия, Сирия, Ирак

Чеченский

Чечня, Ингушетия, Грузия, Дагестан

Китайско-тибетская

Китайский

КНР, Тайвань, Сингапур

Лаосский

Лаос, Таиланд,

Сиамский

Тибетский

Тибет, КНР, Индия, Непал, Бутан, Пакистан

Бирманский

Мьянма (Бирма)

Афро-азиатская

Арабский

Арабские страны, Ирак, Израиль, Чад, Сомали,

берберийские

Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Нигер, Египет, Мавритания

Из данной таблицы видно, что языки одной семьи могут быть распространены в самых различных странах и частях света. Да и само понятие «языковые семьи» введено для облегчения классификации языков и составления их генеалогического древа. Самой распространенной и многочисленной является индоевропейская семья языков. Народы, говорящие на языках индоевропейской семьи, можно встретить в любом полушарии Земли, в любой на любом материке и в любой стране. Существуют такиже языки, которые не включает в себя ни одна языковая семья. Это и искусственные.

Если говорить о территории России, то тут представлены самые различные языковые семьи. Страну населяют люди более 150 различных национальностей, которые могут считать своим родным язык практически из каждой языковой семьи. Распределяются территориально языковые семьи России в зависимости от того, с какой страной граничит тот или иной регион, какой язык наиболее распространен в граничащей с регионом стране.

Некоторые народности издревле занимали определенную территорию. И на первый взгляд может показаться странным, почему в этом регионе преобладают именно эти языковые семьи и языки. Но ничего странного в этом нет. В древности миграции людей обуславливались поиском новых охотничьих угодий, новых земель для земледелия, а часть племен просто вела кочевой образ жизни.

Немалую роль играют и принудительные переселения целых народов во времена СССР. Наиболее полно в России представлены языки из индоевропейской, уральской, кавказской и алтайской семей. Индоевропейская семья занимает Западную и Центральную Россию. Представители проживают преимущественно на северо-западе страны. Северо-восток и южные регионы занимают преимущественно алтайские языковые группы. Кавказские языки представлены в основном на территории, лежащей между Черным и Каспийским морями.

Всемирная история. Том 1. Каменный век Бадак Александр Николаевич

Образование языковых семей

Образование языковых семей

Время, о котором идет речь, явилось важным этапом и в развитии языков. По всей вероятности, в неолитический период и особенно во время энеолита происходит оформление многих из нынешних языковых семей.

В западной части полосы, которая была занята южными племенами скотоводов и первыми земледельческими племенами, образовалась семито-хамитская семья языков. Ее центром, скорее всего, явилась Сахара, или, точнее, северная часть Африки. Произошло это еще в то время, когда указанная территория была пригодна для обитания.

Со временем племена, говорившие на языках семитохамитской семьи, расселились в разные стороны: не позже V–IV тысячелетий до н. э.

Аравийский полуостров заселили семиты, которые составили скотоводческое население Передней Азии.

В долине Нила осели и перешли к земледелию, возможно, еще в начале неолита, близкие по языку к семитам египтяне.

В североафриканских степях расположились племена берберо-ливийской группы языков.

Пастухи и охотники, говорившие на языках кушитской группы, заняли саванны и нагорья северо-восточной части Африки и верховья Голубого Нила.

Наконец, к югу от Сахары распространились племена, которые говорили на других языках той же группы.

Области, где расселялись последние две группы, уже вплотную примыкали к областям обитания носителей языков, которые принадлежали к языковым семьям Центральной и Южной Африки. Народы, что сейчас говорят на языках семито-хамитской семьи языков, относятся к самым разнообразным антропологическим типам - от европеоидов средиземноморцев до негров. Это является свидетельством того, что число расселившихся носителей этих языков было сравнительно небольшим. Со временем они были бесследно поглощены массой местного, особенно оседлого населения. Тем не менее, языки их при скрещивании остались в победителях.

Второй очаг пастушеских племен определяется в Центральной Азии. Азия являлась центром распространения близко родственных между собой тюркских и монгольских языков.

Тем не менее, не только пастушеские племена образовывали определенные, широко распространенные семьи. Их возникновение было неизбежно всюду, где было возможно расселение племен.

Так, на востоке Азии распространились сино-тибетские языки, к которым относятся и современные языки Тибета, Китая, Бирмы, а также Вьетнама.

Видимо, на территории южной части Восточной Европы и отчасти Средней Азии создалась индоевропейская семья языков. Сейчас в состав этой семьи входят славянские, индо-иранские, балтийские, романские, германские, кельтские и др. языки.

Там, где еще в период мезолита расселились однородные по своему культурному и этническому типу племена лесной зоны от Зауралья до Прибалтики, возникла финно-угорская семья языков. Сейчас в их число входят венгерский, мордовский, марийский, финский, эстонский, карельский и др. языки.

Каждая из перечисленных семей языков отличалась своеобразными чертами грамматического строя и словарного запаса.

Например, в семито-хамитских языках главную роль играют согласные, составляя костяк корня, в то время как гласные внутри корня имеют подчиненное значение и передают грамматические отношения. Кроме того, для языков семито-хамитской семьи характерно богатое развитие внешней флексии (окончаний и приставок).

Еще более богатая флексия существует у индоевропейских языков, для которых также типична сложная система склонений и спряжений.

Финно-угорские, тюркские и монгольские языки грамматические отношения выражают с помощью агглютинации, т. е. «приклеивания» отдельных показателей к основе. Каждый из этих показателей выражает какое-нибудь одно грамматическое отношение.

Сино-тибетские языки свои грамматические отношения выражают главным образом путем определенного расположения слов (каждое из которых, в сущности, является корнем) внутри предложения.

В пределах языковых семей развития языков в каждом случае шло своими особыми путями. Поэтому в дальнейшем в грамматическом строе языков мира наблюдается большое разнообразие. Вместе с тем все эти языки в равной степени приспособлены для передачи мыслей любой сложности и являются полноценным средством передачи человеческого мышления.

Наряду с грамматическим строем отличают и словарный состав языков разных семей.

За весь период своего многотысячного существования в условиях разрозненных общин каменного века люди создали большое количество разнообразных родовых и племенных языков. Преодоление этого разнообразия и создание меньшего числа языков, которые понятны большому числу людей, явилось важным шагом, способствовавшим взаимопониманию и культурному прогрессу всего человечества. В этом процессе огромную роль сыграли появление и рост рабовладельческих обществ и государств, а также начало образования народностей вместо отдельных мелких племен.

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Из книги Цена Победы в рублях автора Кустов Максим Владимирович

Избранные приказы НКО, относящиеся к денежному содержанию военнослужащих, их семей и к начислению военнослужащим денежных премии Приказы о денежном содержании военнослужащих и их ceмейПриказ с объявлением указа Президиума Верховного совета СССР «О порядке

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Традиции знатных семей Таковы, по нашему мнению, особенности и влияние «Этрусской истории», известной Варрону. Находясь в тесной взаимосвязи с Etrusca disciplina и в естественном или намеренном согласии с направлением латинского летописания, она объединила всевозможные

Из книги Скандальные разводы автора Нестерова Дарья Владимировна

Ава Гарднер. Разрушительница семей Ава Гарднер появилась на свет в Брогдоне, штат Северная Каролина, в 1922 году. Детство девочки прошло в деревне. Она даже и не помышляла о том, чтобы стать актрисой, а тем более кинозвездой. В возрасте 18 лет Ава приехала в гости к старшей

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

«ОБЩЕСТВО СЕМЕЙ» Члены тайного союза во главе с Бланки, Бернаром и Барбе продолжали дело анархии и организовали позднею осенью 1834 г. «Общество семей». Они объявили войну и всем имущим, проповедовали уравнение капитала и труда - словом, они приняли системы коммунизма и

Из книги Конфуций. Первый учитель Поднебесной автора Каидзука Сигэки

Глава 2 Противодействие олигархии трех семей Формируя и укрепляя свою политическую позицию, Конфуций доказал, что у него был талант выгодно использовать существующее положение дел. В качестве активного государственного деятеля он не был оппортунистом, склонявшимся

Из книги О прекрасных дамах и благородных рыцарях автора Коскинен Милла

О том, как осуществлялась «шлифовка» девочек из благородных семей Большинство светских новостей, слухов, сплетен и мнений обо всем, что происходило в английском королевстве в Средние века, историки черпают из двух архивов, так называемых «писем Стоноров» и «писем

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Из книги Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом автора Ярославцева С И

Портреты семей во времени Зюзинское сельское общество, получившее во владение крестьянские наделы в 1861 г., сложилось из крестьян села Борисовское, Зюзино тож, и деревни Изютиной, Волхонка тож. В XX в. у села употреблялось только одно название – Зюзино, а у деревни только

автора Артизов А Н

№ 3 ЗАПИСКА Р.А.РУДЕНКО И И.А.СЕРОВА В ЦК КПСС О РЕАБИЛИТАЦИИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ПО «ДЕЛУ ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА»* * На первом листе записки имеются резолюции: «Согласен. Н.Хрущев. 10/IV-54 г.», «За - В. Молотов. 12/IV», «За - К. Ворошилов. 12/IV», «За - Булганин.

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 32 ЗАПИСКА Р.А.РУДЕНКО, С.Н.КРУГЛОВА, И.А.СЕРОВА И К.П.ГОРШЕНИНА 8 ЦК КПСС О ПОРЯДКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ СО СПЕЦПОСЕЛЕНИЯ ДАШНАКОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ 9 сентября 1954 г.ЦК КПСССогласно постановлению Совета Министров СССР от 29 мая 1949 года № 2214-856сс из Армянской ССР по решениям Особого

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Милосердие под грохот орудий. Помощь беженцам и членам семей военнослужащих Участие России в Первой мировой войне поставило перед властью и обществом вопрос об организации массового призрения фронтовиков, членов их семей, гражданских лиц, пострадавших во время боевых

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Образование и гибель Этрурии. Образование и подъём Рима После гибели Трои часть русов (троян) под предводительством Энея ушла на запад и обосновалась на Апеннинском полуострове. Местные народы Апеннинского полуострова относились к серым людям и в XII веке до с.л.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Сравнительное изучение языков и построение их генеалогической классификации очень важно для разработки вопросов этногенеза (происхождения народов) и этнической истории, которая рассматривает причины и условия формирования этнических общностей разных порядков, их развития и расселения, взаимодействия, дробления и слияния. Проблемы этногенеза и этнической истории всегда являются комплексными, так как комплексно само понятие этноса, определяемого на основании многих признаков. В разработке этих проблем, кроме антропологов, этнографов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей, в том числе истории, изучающие письменные памятники, географы и археологи, предметом исследования которых являются остатки хозяйственной и культурной деятельности древних народов. Роль археологии в освещении первоначальных этапов истории человечества очень велика, поскольку до нас не дошло никаких письменных источников.

Мы не знаем точно, когда возникли первые этнические общности, но многие ученые предполагают, что они столь же древни, как древни сами люди современного биологического вида Homo sapiens («человек разумный»), сформировавшегося, по новейшим научным данным, за 50-40 тыс. лет до нашего времени. В период позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века), длившегося несколько десятков тысяч лет и закончившегося приблизительно 16-15 тысячелетий назад, люди современного вида уже прочно освоили значительную часть Азии (за исключением крайнего севера и высокогорных областей), всю Африку и почти всю Европу, кроме северных районов, еще покрытых тогда ледниками. В ту же эпоху происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив или существовавший на его месте перешеек. Об этнической принадлежности человеческих коллективов эпохи позднего палеолита мы не имеет никаких прямых данных. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности», предложенной советским этнографом С. П. Толстовым, человечество говорило на заре своей истории на многочисленных языках, по-видимому, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную сеть («языковую непрерывность»).

Косвенным подтверждением гипотезы С. П. Толстова служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранялись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми нелегко было провести четкие границы. Н. Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики. Однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. С. П. Толстов считает, что языковые семьи могли складываться в процессе постепенной концентрации отдельных языков небольших коллективов, их стягивания в более крупные группы, заселявшие значительные области земного шара. Другие советские и зарубежные лингвисты предполагают, что языковые семьи возникали обычно в процессе самостоятельного разделения одного языка-основы при расселении его носителей или в процессе ассимиляции при взаимодействии его с другими языками, что приводило к образованию внутри языка-основы местных диалектов, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками,

Очень важен для проблем этногенеза вопрос о времени образования языковых семей. Некоторые советские исследователи - археологи и этнографы - допускают, что формирование этих семей могло начаться уже в конце позднего палеолита или в мезолите (среднем каменном веке), за 13-7 тыс. лет до наших дней. В эту эпоху в процессе расселения человечества группы родственных языков, а возможно, языки отдельных наиболее крупных этнических общностей могли распространяться на очень обширных территориях.

Лингвист X. Педерсен в свое время выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупней- семей, которые считались не родственными. Он назвал эти языки «ностратическими». Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Эта макросемья, видимо, сложилась в верхнем палеолите "а территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей.

При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселялись по обширной территории Старого света; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее. В этом историческом процессе ностратические племена образовали ряд обособленных ареалов, где началось формирование особых языковых семей. Самая крупная из них индоевропейская языковая общность начала формироваться, по мнению советских лингвистов Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, в Юго-Западной Азии. В качестве возможных археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, авторы называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э.

К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили, по-видимому, носители картвельского праязыка, восточнее - дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась, вероятно, на северо-восточной периферии. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макросемьи теперь говорит свыше 3/s всего населения мира. Далеко не все звенья концепции о ностратической макросемье языков являются бесспорными, но в целом эта концепция получила довольно широкое признание.

Распространение ностратических языков шло, вероятно, как путем расселения древних людей современного вида, так и путем контактов между их различными племенными группами. Есть основание предполагать, что на юго-востоке Азии примерно в то же время складывалась другая древняя языковая макросемья (или ствол) - тихоокеанская, дифференциация которой привела к развитию китайско-тибетских, австроазиатских и австропезийских языков.

Другие ученые (в их числе многие советские языковеды) считают, что наиболее вероятным временем образования языковых семей являются более поздние периоды истории, соответствующие неолиту (новокаменному веку) и бронзовому веку археологической периодизации (VIII-II тыс. до н. э.). Образование древнейших языковых семей в это время было связано с выделением подвижных, преимущественно скотоводческих племен и их интенсивными переселениями, которые усиливали процессы языковой дифференциации и ассимиляции. Следует, впрочем, отметить, что реальные различия между обеими точками зрения не столь уж велики, так как образование разных языковых семей происходило неодновременно и представляло собой очень длительный процесс.

Раньше других сложились, вероятно, этнические общности, говорящие на языках, которые сохраняются в настоящее время у малых народов, живущих на периферии первобытной ойкумены - территории суши, заселенной людьми (греч. ойкео» - населять). Эти языки отличаются большим разнообразием фонетического состава и грамматики, нередко образуя между собой незаметные переходы, восходящие, быть может, к эпохе первобытной лингвистической непрерывности. К таким языкам, очень трудно поддающимся генеологической классификации, принадлежат уже известные нам языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийцев, папуасов Новой Гвинеи, бушменов и готтентотов, некоторых народов Западной Африки.

Ближе к центральным областям ойкумены складывались крупные языковые семьи, развивавшиеся как путем дифференциации первоначальных языков-основ, так и путем ассимиляции языков другого происхождения. В Передней Азии, в Восточной и Северной Африке по крайней мере с IV тыс. до н. э. получили распространение семито-хамитские языки, к которым принадлежали языки древних египтян в долине Нила, аккадов, вавилонян и ассирийцев в Месопотамии, древних евреев и финикиян на восточном побережье Средиземного моря, а также сложившиеся позднее языки североафриканских берберов, восточноафриканских кушитов, амхара и других семитов Эфиопии и, наконец, арабов, игравших в средние века огромную роль в социально-экономической, культурной и этнической истории Средиземноморья, Северной Африки, Передней и отчасти Южной Азии. Соседями семито-хаыитов в Африке были народы, говорившие на языках нигер-конго.(в том числе банту), которые постепенно распространились по всей южной половине Африканского континента. Севернее семито-хамитских языков складывались кавказские языки, на которых с глубокой древности говорило население Грузии и других стран Закавказья и Северного Кавказа.

Советский языковед академик Н. Я. Марр выдвинул гипотезу, согласно которой на кавказских (или яфетических, по его терминологии) языках говорили многие древние народы Средиземноморья и Передней Азии, в том числе этруски в Италии, пелазги на юге Балканского полуострова и шумеры в Месопотамии, создавшие в IV-III тыс. до п. э. одну из самых ранних цивилизаций мира.

В степной и лесостепной полосе Причерноморья, в особенности в бассейне Дуная и на Балканском полуострове, а также в Малой Азии многие советские и зарубежные исследователи ищут область формирования индоевропейских языков, которые в III-II тыс. до н. э. распространились по всей Европе до берегов Атлантики, Северного и Балтийского морей. В восточном направлении народы, говорившие на языках этой семьи, заселили огромные пространства на юге Восточной Европы, в Средней Азии и Южной Сибири, а также в Иране, достигнув на рубеже II и I тыс. до н. э. бассейна Инда и в дальнейшем распространившись по всему северу Индостана. Кроме языков, существующих в наши дни, к индоевропейской семье принадлежали многие языки, вышедшие из употребления, в том числе италийские (включая латинский) , уже упоминавшиеся иллиро-фракийские, тохарский (в Средней Азии) и хетто-лувийский (среди народов Малой Азии во II тыс. до н. э.). В Северо-Западной Индии индоевропейские племена вступили во взаимодействие с народами дравидской семьи, которые в III тыс. до н. э. создали высокую цивилизацию Хараппы и Мохенджо Даро, позднее же заселили всю южную половину Индостана и проникли на Шри Ланку. В Восточной Европе древние индоевропейцы уже в III-II тыс. до н. э. соприкасались с племенами, говорившими на финно-угорских языках, которые вместе с родственными языками самодийцев объединяются, как мы знаем, в уральскую семью. Область ее формирования, по мнению многих лингвистов, располагалась в Западной Сибири, откуда происходило заселение носителями этих языков европейского Севера, вплоть до Скандинавии и Прибалтики. Известный финский ученый А. Кастрен и некоторые другие лингвисты включали уральскио языки в более крупную языковую общность - урало-алтайскую, к которой они относили также алтайские языки, сложившиеся, несомненно, в Центральной Азии. Отсюда тунгусские народы в связи с развитием оленеводства распространились далеко на север, вплоть до берегов Ледовитого океана, а тюркские и монгольские кочевники-скотоводы совершали дальние переселения как на запад, вплоть до Восточной Европы и Малой Азии, так и на юго-восток, вплоть до Северного Китая. Близкие к древним алтайцам и родственным им корейцам предки японцев через Корею проникли в первых веках новой эры на Японские острова, где они встретили айпские и индонезийские племена южного происхождения.

Соседями древних тюрков, монголов и тунгусо-маньчжуров в Центральной и Восточной Азии были предки народов китайско-тибетской семьи, первоначально обитавшие скорее всего в Западном и Центральном Китае до гор Циньлина на юге. С III тыс. до н. э. различные племена этой семьи начали расселяться к югу и постепенно освоили территорию Тибета, Южного Китая и части Индокитая. Еще южнее обитали австроазиатские и австропезийские племена. Первые первоначально занимали, вероятно, юго-запад Китая и крайний север Индокитая, а вторые жили восточнее, у берегов Тихого океана: древнекитайские источники включали их в состав племен юэ, широко расселенных на юге Восточной Азии. Уже во II тыс. до н. э. австроазиаты распространились по всему Индокитаю и достигли Восточной Индии, где дали начало народам мунда, а австронезийцы, бывшие прекрасными мореходами, заселили Тайвань, Филиппины и всю Индонезию, где они ассимилировали более древние племена, возможно, близкие к папуасам. Из Индонезии еще в I тыс. до н. э. был заселен, по-видимому, Мадагаскар. Тогда же началось расселение австронезийцев по бесчисленным островам Океании. Отдельные группы этих смелых мореплавателей достигали, возможно, берегов Америки.

Ко времени превращения языков племен и соплеменностей в языки народностей уже сложилось большинство языковых семей, т. е. семей языков со сходным грамматическим строем и основным словарным фондом, восходящим к общим корням. По вопросу о начале и путях сложения языковых семей существуют две основные точки зрения. С. П. Толстов, развивая гипотезу советского языковеда Д. В. Бубриха, выдвинул положение о так называемой первобытной языковой непрерывности. По его мнению, человечество первоначально говорило на многочисленных языках, на границах коллективов постепенно переходящих один в другой, но уже в конце позднего палеолита - начале мезолита начавших концентрироваться в более крупные группы - языковые семьи. Часть советских специалистов считает, что это косвенно подтверждается остатками языковой дробности и непрерывности у аборигенов Австралии, у населения внутренних областей Новой Гвинеи и у некоторых других сравнительно изолированных древних этнолингвистических массивов. Иная точка зрения представлена так называемой ностратической теорией, по которой многие языковые семьи восходят к одному общему мезолитическому корню (В. М. Иллич-Свитыч), Большинство же советских и зарубежных ученых придерживаются мнения, что образование языковых семей в основном приходилось на эпоху разложения первобытного общества и было связано с характерными для нее процессами массовых миграций, перемещения и смешения населения. Эти процессы приводили, с одной стороны, к дифференциации языка некоторых крупных племен (языка-основы, или пра¬языка) при их расселении, с другой стороны, к неполной ассимиляции племенных языков, в дальнейшем давшей начало новому разделению языка-основы. Впрочем, все эти взгляды не исключают друг друга. Образование языковых семей могло зародиться в период расширения первоначальной ойкумены и значительно ускориться в бурную эпоху разложения первобытного общества.

Так или иначе, к концу первобытной истории уже существовали крупнейшие языковые семьи. В Северной и Восточной Африке и в Передней Азии сложилась семито-хамитская семья, к которой относятся языки древних египтян, народов семитской (аккадийцы, вавилоняне, ассирийцы, финикияне, древние евреи, арабы и др.), кушитской (сомалийцы, галла) и берберской групп. К северу от нее образовалась кавказская языковая семья, к югу, в срединной Африке, - семья банту, затем распространившаяся во всей южной части Африканского материка.

В Южной Азии выделились языковые семьи дравидов, мунда и мон-кхмер, в Юго-Восточной Азии и Океании - австронезийская (малайско-полинезийская) семья. В Восточной Азии сложилась китайско-тибетская семья, подразделившаяся на таи-китайскую и тибето-бирманскую группы. Центральная Азия стала очагом распространения языков алтайской семьи, носители которых, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские народы, широко расселились по Азиатскому континенту. В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся затем на север и запад.

Наконец, где-то в пределах между Балтийским морем и Средней Азией возникла крупнейшая в мире индоевропейская языковая семья, к которой помимо ряда уже мертвых языков древних цивилизаций принадлежат современные славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индо-арийские, а также армянский, греческий и албанский языки.

Языки племен, заселивших окраины первобытной ойкумены и в меньшей степени затронутых процессами языковой ассимиляции и дифференциации (в особенности австралийцев, американских индейцев, ряда малых народов Сибири, многих племен Западной Африки), не образовали крупных семей, однако и они в большинстве случаев составили особые, пока еще недостаточно изученные группы.

Возможно, что именно эти языки, удержавшие некоторые архаические черты, в том числе черты лингвистической непрерывности, сложились раньше других.