Социальные проблемы подготовки молодежи к семейной жизни. Готовность молодых людей к семейной жизни

В настоящее время семья переживает сложный период, сопровождающийся увеличением количества разводов, снижением удовлетворенности браком, нарушением функций семьи и ее недееспособности. Особое значение в укреплении брачно – семейных отношений имеет подготовка молодых людей к семейной жизни, выполнению родительских и супружеских обязанностей, таким образом устойчивость брачно – семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности к семейной жизни. Что понимается под термином «готовность к браку»?

Готовность к браку понимается как система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально – положительное отношение к семейной жизни, ценностям родительства и супружества. (Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений, с. 3)

По мнению Сысенко В.А., нравственно – психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя ответственность по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям, уважение прав и достоинств других членов семейного союза, подготовленность к общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру (постконвенциональный уровень сформированности моральных суждений по Кольбергу), умение приспосабливаться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний, умение саморегулировать свое поведение и деятельность.

Подготовка к браку процесс длительный, требующий комплексного психолого – педагогического воздействия, учитывающего не только возрастные, но и половые различия. Поэтому, когда речь идет о половом воспитании, мы в первую очередь говорим о различном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Подготовка к браку включает в себя важнейшие компоненты жизнедеятельности семьи .

Нравственная подготовка к браку – это создание условий для формирования личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание черт характера, способствующих сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности за сделанный выбор, а также повышение значимости семьи как ценности.

Психологическая подготовка предполагает знания психологии личности, особенностей супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Анализ проблем в современных семьях приводит специалистов к заключению, что многие вступившие в брак юноши и девушки не готовы к сложностям совместной жизни, не обладают необходимым уровнем развития супружеской зрелости . Земска М. выделяет несколько компонентов супружеской зрелости под которой понимается – совокупная характеристика физической, психической и социальной зрелости личности (Трапезникова Т.М., там же, с. 33).

Физическая зрелость – предполагает такую стадию биологического развития организма, которая позволяет стать человеку отцом или матерью.

Психологическая зрелость – это степень умственного, эмоционального развития, при котором человек способен выполнять супружеские и родительские обязанности, способен отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность за себя и других людей.

По мнению Ковалева С.В. основными элементами подготовки к семейной жизни должны стать « повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, увеличение социальной престижности отцовства и материнства, повышение психологической готовности молодежи к браку, предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основные проблемы взаимоотношений между супругами, усиление антиалкогольной пропаганды, освещение вопросов наиболее рационального ведения хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи» (Ковалев С.В. Психология современной семьи, с.3)

Все эти задачи должны быть решены при подготовке к семейной жизни, однако это невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Необходимо, чтобы семья в полной мере осуществляла подготовку молодежи к семейной жизни.

Подготовка к семейной жизни осуществляется в нескольких направлениях (Ковалев С.В.):

1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающие из этого последствия для личной жизни.

2. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

3. Формирование адекватных брачно – семейных представлений

4. Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Чтобы добрачное воспитание было эффективным, в нем должны отразиться следующие принципы:

1. Принцип всеобщности – требует воспитательного воздействия на все категории молодежи (мужчины и женщины, ПТУ, институты и т. д.)

2. Принцип долговременности – предполагает многолетнюю, продолжительную воспитательную работу.

3. Принцип комплексности – ориентирует воспитание на все аспекты проблем, связанных с супружеством и семьей (право, анатомия и физиология, личная гигиена, беременность, наследственность, развитие ребенка, планирование рождаемости, социология, психология личности, функции семьи, современное состояние брака, половое воспитание, семейное воспитание.

4. Принцип всесторонних (параллельных) действий – предполагает одновременное применение воспитательных средств семьи, образовательного учреждения, СМИ, литературы и искусства и т.д.

5. Принцип невозбуждения сексуального желания означает, что половое воспитание не должно вести к сексуальной стимуляции, особенно у подростков.

6. Принцип правдивости включает изложение правды о половых отношениях в соответствии с возрастом ребенка и возможностями понимания.

7. Принцип выработки индивидуальных и социальных значений предусматривает выработку индивидуального эмоционального отношения к половым отношениям и социального значения половых проявлений.

8. Принцип активности требует от воспитателя использовать любые ситуации для выработки у ребенка правильных установок.

На современном этапе выделилось два основных подхода к вопросу подготовки молодежи к семейной жизни: (по материалам Уильям Хейнз). Изменения в обществе и половое воспитание.

1. Половое образование (сексуальное просвещение).

Половое образование учит детей анатомии половых органов, пропагандирует «безопасный секс». Оно изучает пол, сексуальное поведение и т. д. Вне нравственных рамок. Природа человека рассматривается как сугубо физическая, без учета психологических и духовных измерений.

2. Семейное воспитание – оно призвано способствовать естественному развитию и подготовки к супружеству и родительству. Их цель заключается в том, чтобы отвести сексуальности подобающее место в воспитании человека, в нем подчеркивается нравственное и духовное развитие личности. Важным измерением личностного развития становятся отношения, которые устанавливаются с другими людьми, особенно членами семьи. Предлагаемые программы по семейному воспитанию предполагают включение следующих вопросов для обсуждения: супружество, его самодостаточность и исключительность, подготовка к браку, семья, общение, достоинство и ценность человека, смысл любви, целомудрие, принятие решений, свобода и ответственность, финансовое обеспечение в семье, развод – причины и следствия, развитие подростка, решение конфликтов и примирение, дружба в семье, общественное измерение личной нравственности.

Эти два подхода противоположны друг другу и ни один не отвечает современным требованиям действительности, т. к. подход должен базироваться на современных представлениях о семье и в то же время учитывать состояние проблемы на данном этапе.

Исходя из этого западные педагоги и психологи разработали основные положения концепции полового воспитания (по Нойберту Р.)

1. Половое воспитание - это преимущественно нравственная подготовка ребенка к пониманию этой сферы жизнедеятельности человека.

Искажение представлений о взаимоотношениях полов возникает тогда, когда процесс половой социализации сознательно затягивается или игнорируется семьей и школой.

2. При раскрытии особенностей пола необходимо учитывать возрастные фазы полового развития. Психосексульное развитие. Вы можете дополнительно ознакомиться с терминологией по половому воспитанию.

3. Подготовка к семейной жизни – составная часть подготовки человека к самостоятельной жизни. Половое воспитание органически связано с формированием целостной личности.

Подготовка молодежи к семейной жизни - Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается.

83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм.

Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.

На современном этапе развития общества повышается мораль­ная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные семьи выдерживают жизненные испытания на проч­ность. «Не сошлись характерами…» Как часто звучат эти слова из уст людей, вынужденных разрушать семью, подавать на развод. И как часто за этой избитой формулировкой скрывается то, что в свое время молодых людей просто никто не готовил к семейной жизни, не рассказывал, как это должно быть.

Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отноше­ний, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.

В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значитель­но изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.

Счастливая семейная жизнь - это большой труд. Создать нор­мальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно го­товить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:

1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.

2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходи­мых для семейной жизни.

3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и со­циологии брака и семьи.

4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.

Следует четко уяснить, что подготовка школьников к семейной жизни - это не кампания, не одна-две лекции, тем более по «по­жарному» случаю, когда уже что-то произошло, а постоянно про­водимая, целенаправленно дифференцированная работа в зави­симости от пола и возраста молодых людей.

Одной из основ успешного проведения такой работы являет­ся взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.

Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:

  • устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, со­веты, запреты, разъяснения и т. д.);
  • письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
  • средства кино и телевидения;
  • личный пример;
  • собственный опыт.

Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних - личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и поло­вом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.

Но немаловажная роль принадлежит и школе. К сожалению, не всегда дети растут в благополучных семьях, где есть положитель­ный пример. Основную нагрузку здесь приходится нести классным руководителям. Однако и остальной педколлектив не должен оста­ваться в стороне от этой проблемы. Не только учитель, но и любой взрослый человек обязан помнить, что личный пример, собственные моральные качества, поведение в семье и на улице, бережное отноше­ние к чувствам детей имеют больший воспитательный эффект, чем самые привлекательные слова, произносимые «по долгу службы».

Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вооб­ще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.

Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми , а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей - все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, со­хранится, когда они станут взрослыми.

Снижение авторитета отца в семье, несомненно, оказывает, отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Доче­ри в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины как единственно правильную и чаще всего в будущем будут строить свои взаимоотношения с му­жем по такому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут при­обрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.

В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представ­ление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вы­растают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

При воспитании в неполных семьях (чаще всего без отцов) у де­вочек не формируется понятие мужественности и не складывается полное представление о роли мужчины в семье. Если к тому же отец оставил семью, и девочка знает об этом, а мать не может сдержать свои эмоции и по поводу и без повода «поливает отца грязью», воз­никает стойкое убеждение, что все мужчины «плохие», «эгоисты», «злодеи» и т. д. Ясно, что в будущем это убеждение существенно затруднит адаптацию молодой женщины в своей семье и может вызвать серьезные трудности в налаживании совместной жизни и правильном воспитании собственных детей. Поэтому, даже в тех случаях, когда муж действительно оказался никчемным человеком, мать должна проявить мудрость и такт, рассказывая о нем ребенку.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на форми­ровании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.

В возрасте 7-9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотноше­ний между мальчиками и девочками, повышается интерес к пред­ставителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек - к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Доверительные беседы, совместное за­нятие «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьезное отношение родителей к волнующим их проблемам.

Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнори­рует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отноше­ние к женщине вряд ли удастся.

Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополня­ли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.

Возраст от 12 до 18 лет - это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблю­дается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и же­лание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.

Современная молодежь отличается повышенной эмоциональ­ностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, катего­ричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко при­нимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необыч­ное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.

Это возраст растущих интеллектуальных возможностей лично­сти, когда человек уже способен усваивать сложные науки, новые формы поведения, овладевает самой разнообразной информацией.

В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения - получение ин­тимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стара­ются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.

У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина - это социально­психологические особенности юношей и девушек.

На этом этапе формирования личности подростка красной нитью семейного воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация понятий «настоящий мужнина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо приви­вать чувство собственного достоинства , чувство девичьей чести, стыдливости.

Все это довольно сложные понятия, не всегда одно­значные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда пере­дозировка чувства собственного достоинства превращает девушку, в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключи­тельности - в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдли­вости. Стоит «недодать» и для девушки может не остаться ничего святого, стоит «передать» - и возникнет почва для будущих семей­ных конфликтов.

В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной ха­рактеристике - как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выраже­ния, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.

«Не поздравил с днем рождения, не заметил новой прически, не ответил улыбкой на улыбку, не обратил внимания на усталый вид жены, не взял из рук тяжелую сумку, не похвалил пирог, не подал пальто, сошел с автобуса, не оглянувшись, как там она… На первый взгляд, все так мелко, так незначительно. Забудется, не оставив следа? Нет, останется след…»

В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.

В период полового созревания появляется и желание нравить­ся противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в по­вышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жиз­ни подростка.

К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобраз­ный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жиз­ни.

Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объ­яснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные бе­седы, в интересной форме рассказывать о положительных и отри­цательных качествах личности.

В школе часто проводятся тренинги, откровенные разговоры, круглые столы, диспуты на темы «Характер и его формирование», «Привычки: какие они быва­ют?», «Влияние характера и качеств личности на жизнь человека», а также занятия, на которых освещаются вопросы поведения, общения во время первого свидания, первого поцелуя и т. д.

Пробуждение в человеке способности и потребности любить - важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства от­крывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряжен­ное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюблен­ности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь - это близкие чувства, которые, одна­ко, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.

Итак, особенности любви:

  1. потребность в постоянном и длительном общении;
  2. положительные эмоции при встрече;
  3. общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схо­жего мировоззрения, устремлений;
  4. интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.

Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и на­дежным, то чувство, похожее на любовь, - влюбленность - очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близ­кими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счаст­ливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.

И в заключение хочется добавить - семейное воспитание, нача­тое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда лег­че, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, одна­ко необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.

Иллюзии, самообманы

Каждый человек понимает, что создание семьи, семейная жизнь — это вызов, к которому можно быть готовым, а можно — не вполне. Но в чем заключается этот вызов, у большинства даже семейных людей понимание смутное, поэтому и представление о готовности у каждого свое.

Большинство людей, размышляя о своей готовности к семейной жизни, ограничиваются узким числом критериев, концентрируя внимание либо на своих достоинствах, либо на недостатках. Например, красивая женщина может считать, что ее красоты достаточно, чтобы быть хорошей женой. Религиозная девушка может думать, что ее религиозность — универсальный ответ на все вызовы семейной жизни. Мало зарабатывающий мужчина, не имеющий своего жилья, может на основе этого делать вывод о своей непригодности к браку. А богатый, наоборот, может считать себя прекрасной партией уже потому, что он богат. Есть и много других «тоннельных взглядов» на этот вопрос.

Все эти точки зрения неверны ввиду своей ограниченности. На самом деле, чтобы создать семью не только по названию, но и по сути, нужен вполне определенный и довольно широкий спектр достоинств. Мы рассмотрим его ниже. Но вначале давайте разберемся, для чего нам нужны все эти качества.

Вызовы и задачи семейной жизни

Для того, чтобы зарегистрировать брак, сыграть красивую свадьбу, съездить в путешествие, а через 6-12 месяцев разбежаться, никаких особых качеств не требуется. К такому браку готовиться не нужно. К какому же браку нужна подготовка?

Мы не будем здесь глубоко рассматривать цели брака и их обосновывать, так как эта сторона вопроса рассмотрена во множестве других наших материалов. Вспомним лишь некоторые черты такой семьи, которую можно считать настоящей, счастливой, исполнившей свое предназначение.

1. Полноценная семья не распадается, когда дети становятся взрослыми. (И тем более — не распадается до того).

2. В течение всей жизни семьи сохраняется любовь между супругами, меняется лишь характер этой любви.

3. Оба супруга ощущают большинство своих личных потребностей удовлетворенными.

4. Оба супруга в течение всей семейной жизни растут как личности и реализуют свои таланты как внутри семьи, так и вне.

5. Дети (если они рождаются) в такой семье счастливы, уверены в любви родителей к ним и выходят во взрослую жизнь психологически сохранными и готовыми к дальнейшему гармоничному развитию.

Не знаю, может ли кому-то этот набор черт показаться легкодостижимым, но на самом деле таких семей меньшинство. И именно потому, что оба супруга или один из них не обладают необходимым набором достоинств. Они не были готовы, регистрируя брак, и не удосужились начать готовиться потом, когда начались проблемы. Ведь гораздо легче обвинить во всем второго партнера и мечтать о том, что если в следующий раз более удачно выбрать супруга, то семья будет гораздо счастливее. Или бесплодно жалеть себя, непутевую, как будто вы не можете измениться в желательную сторону...

Осознать реальность и начать меняться — никогда не поздно. Но счастье вам, если вы поставите себе такую задачу еще до вступления в брак.

А еще лучше — до выбора партнера. Потому что, подготовившись к браку, вы новым взглядом посмотрите на то, какой спутник вам нужен на этом великом пути. Пока вы сами еще не готовы к браку, вы совершенно точно выберете того, кто вам не подходит. Того, с кем не получится создать семью, которую мы описали в пяти пунктах.

Ведь вы не ходите тащить повозку за двоих?

Основные и второстепенные критерии

Наша работа в группе сайтов «Пережить.ру» с тысячами тяжелых семейных и личных ситуаций, удачные и не очень попытки помощи людям, позволили нам с полной определенностью выявить основные категории качеств человека, влияющие на то, как складываются его личные отношения, и семейные в частности. Вот эти три основные категории.

1. Психологическая сохранность (психологическая категория).

3. Знания о строительстве семьи (информационная категория).

Ниже мы каждую из них рассмотрим подробно и покажем, почему при слабости хотя бы одного из супругов хотя бы в одном из этих трех пунктов шансы семьи резко снижаются.

Помимо этих трех основных критериев готовности человека к семейной жизни, есть и много второстепенных. В том числе:

— здоровье и внешность;

— доход и достаток;

— полезные навыки;

— дурные привычки;

— образование.

При внимательном рассмотрении этих критериев оценки готовности к семейной жизни легко обнаружить, что большинство людей, оценивая свою готовность к браку, смотрят именно на второстепенные вещи, мало внимания уделяя главным. А мы в этой беседе, наоборот, не будем подробно рассматривать второстепенное, ввиду его очевидности и субъективности, но уделим внимание главному и объективному.

Первый критерий: психологическая сохранность

Речь не об отсутствии у человека серьезных психических заболеваний, этот случай мы не рассматриваем, поскольку психиатрия — область медицины и от самого человека тут мало зависит. Речь о более тонкой материи — психологических нарушениях.

Все мы имеем те или иные психологические нарушения в той или иной мере. Вопрос в степени нашего отклонения от нормы. Чем она больше — тем больше у нас проблем в личных отношениях. Какие, например, это могут быть нарушения?

Например, низкое самопринятие, инфантильность, ложное чувство вины, слишком жесткие или слишком слабые личные границы. Каким образом эти и другие психологические проблемы отравляют нашу личную жизнь и семейные отношения?

1. Мы страдаем в личных отношениях.

2. Наши страдания мешают нам видеть страдания близкого человека и вообще понимать его.

3. Наши страдания заставляют нам причинять боль близкому человеку.

4. Наше непонимание не позволяет нам удовлетворять потребности близкого человека.

5. Теряется трезвое видение ситуации и путей ее разрешения.

6. Мы искажаем, нарушаем саму систему и иерархию семьи.

Это лишь некоторые, наиболее общие последствия наших психологических проблем для семьи. Есть и множество других. В результате мы не можем полноценно выполнять свою семейную роль. В нашей семье все страдают, и, что особенно печально, страдают и становятся наследниками наших психологических проблем наши дети.

Самой распространенной психологической проблемой является низкое самопринятие (не путать с самооценкой). Низкое самопринятие — плод того, что в детстве мы не получили достаточно принимающей любви от родителей. Человек с низким самопринятием испытывает в любых личных отношениях сильные эмоции (далеко не всегда радостные), принимая их за любовь. Но на самом деле любви там мало, больше любовной зависимости.

Зависимый человек встречает в личной и семейной жизни огромные проблемы. Начиная с того, что часто он выбирает себе в супруги кого-то проблемного, кому нужна помощь и с кем будет тяжело. Например, человека, также склонного к зависимости (любовной, алкогольной и пр.) Или гуляку, человека, неспособного хранить верность. В браке зависимый человек склонен к ревности, подозрениям, тревогам. Ему всегда не хватает внимания партнера. Он редко чувствует себя счастливым. Воображая, что он весь себя отдает семье (и действительно, уделяя семье много времени и внимания), он не дает подлинной принимающей любви ни супругу (супруге), ни детям, из-за чего все чувствуют себя обделенными в главном и не развиваются как личности должным образом либо деградируют (например, жених, еще только склонный к выпивке, становится явным алкоголиком).

Второй критерий: мировоззрение

Мировоззрение — это представление человека об этом мире и своем месте и пути в нем. Важнейшая составляющая мировоззрения — осознанное или подсознательное представление о смысле своей жизни .

Личность человека иерархична: более базовые вещи влияют на все остальное. Например, от понимания человеком смысла своей жизни прямо зависит видение им смысла своей семейной жизни.

Возьмем, например, такое популярное мировоззрение, которое можно выразить известным рекламным слоганом одного газированного напитка: «Возьми от жизни все!» Суть его в том, что человек стремится получить от жизни максимум разнообразных, по возможности приятных, ощущений. Может ли человек с таким мировоззрением создать настоящую семью?

Конечно, нет!

Нормально — стремиться быть счастливым. Но стремиться «взять все», накушаться разных ощущений, эмоций — совсем другое. Стремление «взять все» не может родить ничего доброго. Да, из стремления к приятным ощущениям может родиться ребенок. Но воспитать ребенка душевно здоровым и счастливым новоявленный родитель, исходя из «взять все», не сможет. Он даже, скорее всего, не сможет остаться в семье — ведь ему еще много чего нужно взять в других местах. И неизвестно, что хуже, присутствие такого человека в семье или его уход.

Чем более высока главная жизненная цель человека, тем более высокую цель человек может поставить для своей семейной жизни. И только с самой высокой целью семья может быть полноценной — такой, какую мы описали выше. То есть любовь (в правильном ее понимании) должна иметь в жизни человека наивысший приоритет.

И совершенно определенно можно сказать, что человек, у которого любовь в правильном ее понимании на первом месте, старается вести целомудренную жизнь. Потому что внебрачные связи уменьшают его способность любить. Длительные или частые интимные связи и тем более сожительства понижают нашу готовность к созданию семьи.

Важной составляющей мировоззрения человека является его представление о своей способности к изменениям и желание развиваться . К сожалению, многие люди путают себя с персонажами компьютерных игр, удел которых пройти определенный путь приобретений, потерь и дел и завершить игру точно такими же, как и начали.

Но жизнь человека бессмысленна без совершенствования самого себя, своей личности. Все жизненные кризисы, неизбежные на нашем пути, а в семейной жизни их будет много, ставят нас перед необходимостью меняться, преодолевать свои слабости ради счастья обоих. Если у человека хватает самокритичности, позитивного настроя, то он меняется, через это изменение преодолевает кризис — в результате семья сохраняется и выходит на новый уровень любви.

А человек-камень, компьютерный человечек меняться не хочет. Поэтому он не проходит испытания кризисами, и в его семье сначала умирают имевшиеся зачатки любви, а потом приходит конец и семье.

Третий критерий: знания о строительстве семьи

Бедой многих людей, особенно женщин, является слепая вера в созидательную веру эмоций. Им кажется, что взаимные чувства их всему научат в семейной жизни.

Это так же наивно, как думать, что если человеку очень хочется построить себе дом, то он чисто интуитивно, ничего не изучая, за счет одного своего желания, сообразит, как его построить. То есть страстное желание построить хороший дом поможет ему составить проект дома, придумать, как устроить фундамент, определить пропорции строительного раствора и даст ответ на сотни других вопросов, возникающих в процессе строительства.

Но никто так дома не строит, потому так дом построить невозможно. Если человек очень хочет построить себе дом, не являясь строителем, он много чего читает, изучает, советуется. В общем, приобретает знания о строительстве домов.

А несчастные строители семейных домов зачастую ограничиваются пересудами с подругами и приятелями — такими же неграмотными в вопросе семейного строительства, как и они сами. Плачевный результат закономерен.

На самом деле, построить семью ничуть не проще, чем построить дом. И, как в строительстве домов, в семейном строительстве есть свои правила, закономерности, навыки, которым нужно учиться. Иногда мы выносим верные представления о семье из семьи своих родителей, но мало кому так везет, и даже этих знаний может оказаться недостаточно.

Стремление будущих супругов отвергнуть весь опыт человечества и заняться в своей семье безграничным творчеством по принципу «А мы все сделаем по-своему. Как договоримся между собой, так и сделаем» неизбежно приведет к разочарованиям. Безусловно, каждый человек и каждая семья уникальны. Но духовные законы едины для всех. Хоть письменный договор составьте, хоть кровью его скрепите, но если там будет написано, что кирпич должен падать вверх, он все равно полетит вниз.

У людей, которые строят семью не на знаниях, а на эмоциях, особенно у тех, которые строят ее в форме сожительства, есть расхожий штамп: «Мы вместе, пока у нас сохраняются чувства». Тот, кто из этого исходит, уже проиграл, потому что не знает, что чувствами можно управлять, и как именно ими управлять. Представьте себе, что два человека выехали на санях, запряженных парой лошадей, по дороге, ведущей из Петербурга в Москву. Но поводья они в руки не берут, а говорят горделиво: «Мы едем из Петербурга в Москву, покуда нас лошади везут в Москву».

Глупо. Смешно. Грустно.

Знания о том, как сохранять любовь, как сделать, чтобы через испытания она прошла не убитой, а окрепшей — в этом суть всех знаний о строительстве семьи. Но ввиду сложности человеческой природы, объем необходимой информации довольно существенен и не приобретается чисто опытным путем.

Что делать? (Как готовиться?)

После всего сказанного выше, естественным будет вопрос: «И что делать? Как готовиться?»

Прежде всего, нужно привыкать познавать себя . Это не так просто. Узнать себя труднее, чем кого-то постороннего. Но при достаточном желании все получится. Главное тут, помимо желания, не бояться узнать что-то о своих недостатках. То есть нужно иметь самокритичность и избегать самооправданий, потому что самооправдания — смертельный враг движения вперед.

Основным источником информации для познания себя является наше общение с людьми. И особенно — то, что в общении с людьми вызывает у нас положительные и отрицательные эмоции. Что нас радует, а что, наоборот, угнетает или раздражает. Наблюдая за своими реакциями на события и обладая при этом определенными знаниями, можно будет сделать о себе вполне объективные выводы.

Если окажется, что у нас имеются существенные психологические проблемы , ими нужно заниматься. И самостоятельно, и с психологом. Рассчитывать, что психолог все сделает за вас, ни в коем случае не стоит. Максимум, если очень повезет, — он поможет вам узнать себя и укажет верное направление, куда двигаться, что менять в себе. Львиную долю работы в любом случае вам придется проделать самостоятельно.

Причем, чем существеннее проблема, тем больше времени уйдет на ее устранение. Например, проблема самопринятия, любовной зависимости, может потребовать и трех, и пяти лет, в зависимости от ее степени и вашего усердия. Но все-таки лучше потратить 3-5 лет и потом создать полноценную семью, чем поторопиться и потом несколько лет мучать себя и других людей в искаженной семье, а в итоге остаться на развалинах с еще большими душевными травмами.

Изменить мировоззрение очень сложно, но возможно. Прежде всего, конечно, нужно читать. Много и разное. Мой совет — ни в коем случае не упускать из своего круга чтения православную святоотеческую литературу (начать можно с книг Иоанна Лествичника , Аввы Дорофея , Никодима Святогорца , Иоанна Кронштадтского). Ничего более глубокого и стройного о смысле человеческой жизни не найдете.

Частой ошибкой в поиске верного смысла жизни является мнение, что окончательно наше представление формируется на основе нашего трезвого анализа прочитанной литературы. Это не так! Нам только кажется, что мы трезво все проанализировали и сделали выводы. На самом деле, как говорят психологи, «Структура мышления определяется структурой деятельности». То есть наш образ жизни оказывает решающее влияние на формирование нашего мировоззрения.

Поэтому усовершенствовать свое мировоззрение можно только усовершенствовав свое поведение.

Допустим, человек ведет довольно нецеломудренную жизнь, регулярно (пусть и не часто) меняет половых партнеров. И такой человек решил подготовиться к созданию семьи, почитать литературу о смысле жизни. Так вот, если в процессе попыток познания такой человек не изменит своего поведения, у него не получится исправить свое мировоззрение. Если в психологической книжке будет сказано о том, что лучше воздерживаться от секса до брака, он придумает объяснение, почему это неправда или к нему не относится. А православную литературу такой человек не сможет даже взять в руки — настолько его мышление изуродовано его сомнительным поведением. Поэтому единственный вариант для такого человека что-то понять о своей жизни — взять «мораторий» на половые связи хотя бы на несколько месяцев. И только потом уже начинать что-то серьезное читать и обдумывать.

Что касается третьей составляющей вашего будущего счастья — знаний о строительстве семьи , это самое простое. Стоит почитать сайт «Настоящая любовь» и качественную практическую психологическую литературу (не вузовские учебники, но и не попсу). Задачи — понять цель семейной жизни, устройство семейной иерархии, потребности супругов. Заранее узнать типичные трудности, которые возникают в семейной жизни и то, как они решаются. Кто предупрежден — тот вооружен.

Прекрасное подспорье в деле подготовки к семейной жизни — курс Заочной школы Любви . С его помощью за довольно короткое время можно хорошо проработать информационную составляющую и отчасти — психологическую.

 ( )
Незрелость человека, его неготовность к созданию семьи (Яцек Пуликовский )

отдела образования акимата г.Костанай»

г. Костанай

Республика Казахстан

Подготовка молодежи к семейной жизни

Семья - один из шедевров природы

Д.Сантаяна

Актуальность создания молодой крепкой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новаторство семейной жизни нашего времени - составная и важнейшая часть выхода из духовно-нравственного кризиса общества и кризиса социальной жизни страны. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. . Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. . Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь. . Педагоги и психологи утверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни. Семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность человека, выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей в любом возрасте. . Половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является одной из актуальных и сложных педагогических проблем. Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных отношений на детей. Анализируя опыт семейного воспитания детей, педагог показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» . По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит – формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В.А. В большинстве случаев ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта. . Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. . В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. . Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.

3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

4. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

5 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.

7. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - М., 2004. - 18с.

8. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.