Растительный и животный мир умеренных поясов урок. Умеренный континентальный климат: характеристика, растительный и животный мир

Слайд 2

Степи

равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствиедеревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов)

Слайд 3

Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.

Слайд 4

Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль,типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.

Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).

Слайд 5

Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Слайд 6

Слайд 7

Степной орёл

Слайд 8

Жаворонок

Слайд 9

Лиственные леса

лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

На долю лиственных лесов в Европе приходится 24 %.

Слайд 10

Леса этого типа высокие, 25-40 м, представлены в основном двумя ярусами деревьев, ярусом кустарников и травянистым покровом, в котором можно также выделить два - три яруса по высоте трав. Характерной чертой лиственного леса является преобладание видового разнообразия трав над разнообразием деревьев.

Слайд 11

Лиственные леса делятся на

широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата;

мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы.

Слайд 12

Слайд 13

Осина и вяз

  • Слайд 14

    Акация шёлковая

    Слайд 15

    рододендрон короткоплодный

    Слайд 16

    Фауне лиственных лесов свойственна сезонность, это связано с сезонными изменениями климата и с тем, что в зимний период лес, лишённый листвы, не обеспечивает надёжное укрытие лесным обитателям. В лиственном лесу обитают в основном перелётные птицы, также характерны виды птиц, живущие в дуплах и кронах деревьев.

    Животное тропического леса - тапир.

    Тропический лес очень богат животными.
    Возле водоемов в чаще тропического леса можно встретить животное, напоминающее немного лошадь, немного свинью и еще больше — носорога. Это — тапир
    Тапиры — плотно сложенные звери с коренастым телом, покрытым коротким, густым, обычно бурым или черным волосом.
    Высота крупного тапира около 1,2 м, длина 1,8 м, а масса до 275 кг.
    Верхняя губа, вытянута в небольшой хоботок, используемый для обрывания листьев и молодых побегов.
    Глаза мелкие, округлые уши торчат в стороны.
    Ноги короткие, передние — четырехпалые, задние - трехпалые. Каждый палец оканчивается маленьким копытцем.
    Хвост очень короткий, как бы обрубленный.
    Кормятся тапиры водными растениями и листьями лесных кустарников. Они хорошо плавают, ныряют, могут удивительно долго оставаться под водой.
    Животные преимущественно ночные; дневную жару пережидают, лежа в чаще. Тяготеют к одиночному образу жизни и редко встречаются группами, в которых более трех особей. В природе врагов у них мало — ягуар и пума в Америке, тигр и леопард в Азии.
    Живут тапиры приблизительно 30 лет.
    Численность тапиров по всему миру сильно сократилась из-за охоты на них и расчистки лесов под сельскохозяйственные угодья.
    Все виды тапиров внесены в международную Красную книгу.

    Животное умеренного пояса - енот-полоскун.

    Слово "енот" произошло от индийского слова "arakun", который означает — "он царапает своими руками".
    Енот-полоскун — хищное млекопитающее рода еноты семейства енотовых.
    Ростом с собаку средней величины. Длина тела 45—60 см, хвоста 20—25 см; масса 5—9 кг. Телосложение плотное, коренастое; лапы короткие, с настолько развитыми пальцами, что следы напоминают отпечаток человеческой ладони. Голова широкая с короткой заострённой мордой и округлыми ушами.
    Мех у енота густой, коричневато-серый. По бокам головы он несколько длиннее и образует «баки». На морде характерная маска — чёрная с белой оторочкой. На хвосте 5—10 широких чёрных или бурых «колец».
    Он легко приспосабливается и научился, как и многие другие звери, а особенно птицы, обитать вблизи человеческого жилья и питаться пищевыми отходами или едой, оставленной людьми без присмотра.
    В естественной среде обитания енот питается мелкими животными, в основном живущими в воде, которых он вылавливает, прочесывая дно на мелководье когтями передних лап. На суше енот роет землю в поисках дождевых червей, личинок и разных насекомых. Еноты прежде чем съесть пищу смывают с нее грязь и песок за это им и дали прозвище - полоскун.
    Енот хорошо лазает. В лиственных лесах забирается на деревья, где находит не только пищу, но и защиту от возможных врагов.
    Хвойных лесов енот не любит.
    Детеныши рождаются в норе, устроенной в дупле дерева, подчас на значительной высоте. В пять-шесть месяцев они начинаю вести самостоятельную жизнь.
    С приближением осени енот добавляет к своему рациону плоды, желуди и ягоды. Самка водит с собой малышей, которым уже исполнилось три месяца, и не отпускает их от себя, зовя резким криком.

    Животное полярного пояса (Арктики)- Морж.

    Морж- один из крупнейших представителей ластоногих.
    Верхние клыки моржа чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз; очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Наружных ушей нет, глаза маленькие.
    Очень толстая кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая. Конечности более приспособлены для движения на суше, чем у тюленей, и моржи могут ходить, а не ползать, подошвы мозолистые. Хвост зачаточный.
    Морж-самец огромен: он может весить 1 500 килограммов, в то время как масса самки редко достигает 1000 килограммов.
    Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает.
    Маленькие моржи вскармливаются матерью в течение двух лет, а в течение следующих двух лет они остаются под её защитой.
    Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.
    Моржи живут преимущественно у берегов и редко предпринимают значительные путешествия. Они общительны и в основном встречаются стадами; мужественно защищают друг друга: вообще моржи в воде представляют опасных противников, так как могут опрокинуть лодку или разбить клыками. Сами, без причины, они редко нападают на лодки.

    Животное полярного пояса (Антарктики) — Пингвин.

    Пингвины — это птицы, однако их крылья не приспособлены для полета: слишком короткие. С помощью крыльев пингвины плавают, как рыбы при помощи плавников. В семействе пингвиновых 18 видов.
    От всех прочих птиц пингвинов отличает особое строение тела. Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами.
    Водятся пингвины только в южном полушарии.
    Гнездятся чаще всего большими колониями, насчитывающими нередко десяток тысяч пар или более. В колониях императорского пингвина порой насчитывается 300 тысяч особей.
    В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно. Кормом птенцам служит полупереваренные и отрыгнутые родителями рыба и ракообразные. Детеныши находят убежище от холода в нижних складках родительского живота.
    Оперение пингвиньих птенцов обычно темно-бурое, со временем они приобретают характерную черно-белую окраску, как у взрослых.
    Предки пингвинов жили в умеренном климате — когда Антарктида еще не была сплошным куском льда. Климат на планете менялся. Материки дрейфовали, Антарктида сместилась на Южный полюс и покрылась вечным льдом. Животные оттуда ушли или вымерли, а пингвины, приспособившись к холоду, остались.

    // Сентябрь 20, 2011 // Просмотров: 176 685

    ФИО (полностью)

    Моисеева Антонина Федоровна

    Место работы

    МБОУ- лицей № 10

    Должность

    Учитель географии

    Предмет

    география

    Класс

    Тема и номер урока в теме

    Биосфера. Номер урока в теме 3

    Базовый учебник

    Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

    Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

    Планируемые образовательные результаты:

    предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

    Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

    метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

    личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

    Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

    Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.

    Опорные понятия, термины : биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

    Необходимые технические средства

    1. Интерактивная доска
    2. Учебник
    3. Атлас
    4. Карта полушарий. Физическая карта России

    Используемые ЭОР:

    http://rutube.ru/tracks/3470758.html

    Структура и ход урока:

    1. Организационный момент.(1 мин)

    Прозвенел звонок и смолк

    Начинается урок.

    Пожелайте друг другу удачи .

    Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

    Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

    «Снова пришел долгожданный миг –

    Нам пора в дорогу.

    Он зовет нас, в загадочный мир,

    Таинственный мир природы»

    Какой раздел мы сейчас изучаем?

    Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

    Послушайте отрывок.

    (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайцаКоську»)

    Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

    1. Назовите явление.(Смена времен года.)

    2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

    3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

    4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.

    Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

    - Ну а теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока

    Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

    1. Месторасположение на карте.

    2. Климат природных зон умеренного пояса.

    3. Растительный мир умеренного пояса.

    4. Животный мир умеренного пояса

    Этап 2. Изучение нового материала. 10мин

    На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

    Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

    Природная зона

    Где находится

    Климатические условия

    Почвы

    Растения

    Животные

    степи

    Центральная часть Евразии-поперечное простирание, центральная часть С. Америки-меридианальное простирание, юг Ю. Америки

    Климат жаркий и сухой, отличается резкими перепадами темпер. дня и ночи, зима суровая.

    черноземы

    Лиственные леса

    Евразия-юго-западная часть, С. Америка-восточное побережье.

    Умеренно теплый с мягкой зимой и значительным количеством осадков

    Бурые лесные

    тайга

    Евразия-севернее от лиственных лесов и степей, С. Америка-севернее лиственных лесов и степей

    Умеренно теплое лето и холодная зима, избыточное увлажнение

    подзолистые

    1 группа. Даёт характеристику зоны степей

    2 группа тайги

    3 группа лесов

    Обсуждение результатов работы.

    Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

    Мы словно деревья».

    Мы словно деревья в чаще лесной,

    Ветвями качаем под ветром зимой,

    Весною мы выше и выше растём,

    И тянемся к солнышку ночью и днём,

    А осенью листья встряхнём постепенно.

    И кружит, и кружит их ветер осенний.

    5. Первичная проверка понимания (3 мин)

    Игра « Отгадай природную зону»

    1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.(тайга)
      2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.(экваториальные леса)
      3. Какая ширь здесь и приволье!

    Куда ни глянь – полей раздолье.

    Южнее полосы лесов

    Лежит ковер из трав, цветов.

    Здесь простор ветрам и птицам,

    Грызунам, волкам, лисицам.

    Здесь суховеи любят петь.

    А зовется это … (Степь).

    1. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(лиственные леса)

    6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8мин)

    Задание 1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.

    Базовый уровень

    – как приспособились растения и животные к жизни в степи?

    Повышенный уровень

    Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги

    Высокий уровень

    На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.

    Задание 2. Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках . Обсудите полученные результаты.

    (работа в парах)

    ? ? ?

    Вывод:А) пища б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения

    ИТОГ УРОКА

    А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

    Базовый

    А)Тест (индивидуальная работа)

    Б) Повышенный - кроссворд

    В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
    1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
    2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
    3. сильные ветры
    .

    Рефлексия 2 мин

    Учиться оценивать свою работу на уроке.

    Я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит

    Самоанализ и самооценка ученика

    • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
    • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
    • Что нового узнали на уроке?
    • Что вспомнили?
    • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

    Домашнее задание:

    Базовый уровень: стр 136 игра

    Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Тест

    1. Тайга - это:

    а) смешанные леса;

    б) хвойные леса;

    в) широколиственные леса.

    2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

    а) арктических пустынь

    б)тундр

    в) тайги

    г) лесов

    3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

    пихта

    берёза

    кедр

    тайга

    липа

    сосна

    смешанный и широколиственный лес

    дуб

    клён

    4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

    а) теплее;

    б) почва богата питательными веществами;

    в) больше выпадает осадков.

    1. Растительный мир зоны степей представлен:

    а) злаками и разнотравьем

    б) мхами и лишайниками

    в)кустарниками

    Кроссворд « Леса умеренного пояса»

    По вертикали:
    1. Крупное травоядное животное.

    2. Хищный зверь.

    4. Травоядное животное, грызун.

    6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.

    По горизонтали:
    3. Ценный пушной зверь.

    5. Дикая свинья.

    7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.

    8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках .

    Кроссворд «Леса умеренного пояса»

    Леса умеренного пояса - это леса растущие в регионах с умеренным климатом, например, восточная часть Северной Америки, Западная и Центральная Европа и Северо-Восточная Азия. Умеренные леса встречаются на широтах примерно между 25 ° и 50 ° в обоих полушариях. Они имеют умеренный климат и вегетативный сезон, который длится от 140 до 200 дней в год. Осадки в умеренных лесах, как правило, распределяются равномерно в течение всего года. Навес умеренного леса в основном состоит из широколиственных деревьев. В полярных регионах, умеренные леса сменяют .

    Умеренные леса впервые появились около 65 миллионов лет назад, во время начала кайнозойской эры. В то время, глобальная температура снизилась и в районах выше от экватора с более умеренным климатом зародились леса. В этих регионах температура была не только прохладнее, но также и показывала сезонные колебания. Растения развивались и адаптировались к изменениям климата.

    Сегодня, в лесах умеренного пояса, которые находятся ближе к тропикам (где климат изменился не так сильно), деревья и другие виды растений больше напоминают растительность из . В этих регионах можно повстречать умеренные вечнозеленые леса. В районах, где климатические изменения были более интенсивными, лиственные деревья эволюционировали (они сбрасывают каждый год листья, когда погода становится холодной в качестве адаптации, что позволяет деревьям выдерживать сезонные колебания температуры в этих регионах).

    Основные характеристики лесов умеренного пояса

    Ниже приведены основные характеристики лесов умеренного пояса:

    • растут в регионах с умеренным климатом (на широтах между примерно 25°-50° в обоих полушариях);
    • испытывает различные сезоны, с вегетативным периодом, который длится от 140 до 200 дней;
    • полог леса состоит в основном из лиственных деревьев.

    Классификация лесов умеренного пояса

    Умеренные леса делятся на следующие места обитания:

    • Умеренные лиственные леса - растут в восточной части Северной Америки, Центральной Европе и части Азии. Для них характерны температурные колебания от -30° до +30° C в течение всего года. Они получают около 750-1500 мм осадков в год. Растительность широколиственных лесов включает в себя разнообразные широколиственные породы деревьев (например, дуб, бук, клен, гикори и т.д.), а также различных кустарники, многолетние травы, мхи и грибы. Умеренные лиственные леса встречаются в средних широтах, между полярными регионами и тропиками.
    • Умеренные вечнозеленые леса - состоят в основном из вечнозеленых деревьев, которые обновляют свою листву на протяжении всего года. Умеренные вечнозеленые леса встречаются в восточной части Северной Америки и в бассейне Средиземного моря. Они также включают в себя субтропические широколиственные вечнозеленые леса на Юго-Востоке Соединенных Штатов, южной части Китая и Восточной Бразилии.

    Некоторые из животных, которые населяют умеренные леса включают в себя:

    • Восточный бурундук (Tamias striatus) - одним из видов бурундуков, который обитает в лиственных лесах восточной части Северной Америки. Восточные бурундуки - это мелкие грызуны с красно-коричневым мехом, украшенным темными, светлыми и коричневыми полосами, которые расположены вдоль спины животного.
    • Белохвостый олень (Odocoileus virginianus) - вид оленей, которые населяет лиственные леса на востоке Северной Америки. Белохвостые олени имеют коричневое пальто и белый с задней стороны хвост.
    • Американский черный медведь (Ursus americanus) - один из трех видов медведей, которые обитают в Северной Америке, два других и . Из этих видов, черные медведи самые маленький и робкие.
    • Зарянка (Erithacus rebecula) - маленькая птица из семейства мухоловковые (muscicapidae ). Диапазон обитания зарянок довольно обширный и включает в себя: Северо-Западную Африку от Марокко до восточного Туниса и побережья Средиземного моря, а также большую часть Евразийского континента.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .