Итоги аграрной. Аграрная реформа столыпина

П.А Столыпин (1862-1911). В 1906-1911 гг. Столыпин - председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы, - «Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не узнаете нынешней России», «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Делал ставку на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор. В 1911 г. он был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен).

Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило, в будущем, свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его программы - переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, развития частной собственности на селе и достижения, на этой основе, экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян . Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает".

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.

Крестьянский банк.

С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Разрушение общины и развитие частной собственности.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита: ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тысяч домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.

Переселение крестьян в Сибирь.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Масштабы данного мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Кооперативное движение.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно.

В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и т.д.

Агрокультурные мероприятия.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

Результаты реформ.

Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.

Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости продукции, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По расчетам И.Д. Кондратьева в США, в среднем на ферму, приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу . Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.

В России начало XX века характеризуется крупным распадом империи и созданием государства - Советского Союза. Большинство законов и идей не воплотились в реальность, остальным не суждено было продержаться долго. Одним из реформаторов в тот момент являлся Петр Столыпин.

Пётр Аркадьевич был родом из дворянской семьи. Служил в министерстве внутренних дел, награждён самим императором за успешное подавление крестьянского восстания. После роспуска Государственной Думы и правительства молодой оратор занял пост премьер-министра. Первым делом был затребован список неосуществлённых законопроектов, по которым стали создаваться новые порядки управления страной. В результате появилось несколько экономических решений , которые называли столыпинскими.

Законы Петра Столыпина

Остановимся на истории происхождения плана по развитию экономики страны - столыпинской аграрной реформы.

Предыстория земельных отношений

Сельское хозяйство в то время приносило около 60% чистого продукта и было основной отраслью экономики государства. Но земли разделялись несправедливо между классами:

  1. Помещики владели большей частью посевных полей.
  2. Государство имело в основном лесные участки.
  3. Крестьянскому классу досталась земля, почти непригодная для обработки и дальнейшего засева.

Крестьяне начали сплачиваться, в итоге получились новые территориальные единицы - сельские общества , имеющие административные права и обязанности перед своими членами. В образующихся селениях были старосты, старшины и даже местный суд, который рассматривал мелкие правонарушения и иски людей друг к другу. Все верховные посты таких общин состояли исключительно из крестьян.

Представители высших слоёв общества, проживающие в этих сёлах, могли стать членами общины, но без права пользования землёй, принадлежащей поселковой администрации, и обязаны были подчиняться правилам крестьянских управлений. Следовательно, сельские чиновники облегчали работу центральным властям страны.

Большая часть земельных наделов принадлежала общинам , которые могли перераспределить между крестьянами участки в произвольной форме, что привело к появлению новых сельских хозяйств. Менялся размер участка и подати в зависимости от количества рабочих. Нередко землю забирали у стариков и вдов, не имеющих возможности полноценно за ней ухаживать, и отдавали молодым семьям. Если крестьяне меняли постоянное место жительства - переезжали в город - они не имели права продавать свои участки. При увольнении крестьян из сельской общины наделы автоматически переходили в её собственность, поэтому земля сдавалась в аренду.

Чтобы как-то уравнять проблему “полезности” участков, правление придумало новый способ возделывания земли. Для этого все поля, принадлежащие обществу, нарезались своеобразными полосами. Каждое хозяйство получало по несколько таких полосок, находящихся в разных частях поля. Этот процесс обработки земли стал заметно тормозить процветание сельского хозяйства.

Подворные владения землёй

В западных краях страны для рабочего класса условия были проще: крестьянской общине выделялся участок с возможностью передачи его по наследству . А также эту землю разрешалось продать, но только другим лицам рабочего слоя общества. Сельским советам принадлежали только улицы и дороги. Крестьянские объединения имели совершенное право покупать землю посредством частных сделок, являясь полноправными хозяевами. Зачастую приобретённые участки делились между членами общины пропорционально вложенным средствам, и каждый ухаживал за своей долей. Это было выгодно - чем больше площадь поля, тем меньше на него цена.

Крестьянские волнения

К 1904 году заседания по аграрному вопросу не принесли каких-либо результатов, несмотря на то, что сельские общины в который раз выступили за национализацию земель, принадлежащих помещикам. Через год был создан Всероссийский союз крестьян, который поддерживал те же предложения. Но это тоже не ускорило решения проблем по аграрному вопросу страны.

Лето 1905 года отметилось страшным на то время событием - началом революции . Крестьяне, не имевшие лесов на общинных землях, самовольно рубили помещичьи заповедники, распахивали их поля и разворовывали имения. Иногда были случаи насилия по отношению к представителям правоохранительных органов и поджоги построек.

Столыпин в то время занимал в Саратовской губернии пост губернатора. Но в скором времени его назначили председателем Совета министров. Тогда Пётр Аркадьевич, не дожидаясь заседания Думы, подписал основное положение, позволяющее правительству принимать неотложные решения без согласования самой Думы. Сразу после этого министерство поставило на повестку дня законопроект аграрной системы. Столыпин и его реформа смогли мирно подавить революцию и дать людям надежду на лучшее.

Пётр Аркадьевич считал, что этот закон является важнейшей целью для развития государства . Это дало бы значительный рост экономической и производственной таблицы. Дата принятия проекта приходится на 1907 год. Крестьянам стало легче выйти из общины, за ними оставалось право на собственный земельный участок. А также возобновилась работа Крестьянского банка, который посредничал между трудящимся классом и помещиками. Был затронут вопрос о расселении крестьян, которым предоставлялось множество льгот и огромные земельные наделы, что в итоге аграрной реформы Столыпина принесло колоссальный экономический прирост и заселение безлюдных округов, подобных Сибири.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа достигла задуманной цели. Но, несмотря на рост экономики, улучшение идеологических и политических отношений, принятые законопроекты находились под угрозой провала из-за допущенных Столыпиным ошибок. При попытках наладить социальное обеспечение рабочего класса государства необходимо было проводить жёсткие репрессии к организациям, которые содействовали началу революции. И также не исполнялись правила трудового кодекса на предприятиях, такие как страхование от несчастных случаев и соблюдение норм продолжительности рабочей смены - люди сверхурочно перерабатывали по 3–5 часов в день.

5 сентября 1911 года великий реформатор и политический деятель Пётр Столыпин был убит. Через некоторое время после его смерти новое правление пересмотрело все созданные им законопроекты.

Премьер-министр Столыпин был жестоким политиком, который бескомпромисно боролся с революционным движением. Он продумал довольно стройную программу развития России. Центральное место занимал аграрный вопрос. Но кроме аграрной реформы им было разработано:

1. социальное законодательство

2. проект создания межгосударственного парламента

3. проект законодательства в сфере взаимоотношений между работодателями и наемными работниками

4. постепенное превращение России в правовое государство.

Взгляды Столыпина были прогрессивными для того времени и он видел как его программа приведет к передовой России. Он считал, что недопустимо уничтожать помещичье землевладение. Его надо поставить в условия экономической конкуренции, и тогда большинство мелкопоместных помещиков сами разорятся. В политической области он считал важнее для России не парламент, а местное самоуправление, приучающее граждан-собственников, нельзя сразу давать народу все права и свободы без предварительного создания широкого среднего класса, иначе люмпен, получивший свободу, приведет к анархии и кровавой диктатуре. Столыпин был русским националистом, но не допускающий оскорбления других народов. Он предполагал представление будущим народом России национально-культ. автономии. Но Столыпина не понимали. Он затронул интересы почти всех социальных слоев. Поддержки со стороны царя не было. 1911г. убит в результате террористического акта. Реформы не закончены, но основы аграрной реформы всё же были претворены в жизнь,

Реформа осуществлялась несколькими методами:

1. указ от 9 ноября 1906 разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 сделал выход обязательным

2. крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор

3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

4. для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды

5. поощрение переселения крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, но денег не хватало.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ограниченность и воспитать крестьянина как собственника, создав в деревне опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Увеличивалась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако соц.цели не были достигнуты. Из общины вьшло только 20-35% крестьян, т.к. большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили- из общины, чем бедняки. Бедняки уходили в города или становились батраками.

20% крестьян. получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте; вернулись в центральные районы. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, т.к. не удовлетворило нужды крестьян в земле. К сожалению, много не произошло из-за первой мировой войны.

И все же проведение реформы имело положительные последствия:

1. крестьянское хозяйство требовало промышленных товаров => производство промышленных товаров.

2. оживление финансовой сферы, укрепление рубля, рост доли российского капитала в экономике

3. рост производства в с/х товарного хлеба, экспорт хлеба => рост валюты

4. снизилась проблема переселения центра

5. повышение притока рабочих рук в промышленности

в 1909—1913г. наблюдается промышленный подъем. Ускорились темпы индустриализации, строительства ж/д, выросло в 1,5 раза производство, темпы роста промышленности за 5 лет — 10%.

Реформы Столыпина (1906—1911)

  • О введении свободы вероисповедания
  • Об установлении гражданского равноправия
  • О реформе высшей и средней школы
  • О реформировании местного самоуправления
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и полицейской реформе
  • Об улучшении материального обеспечения народных учителей
  • О проведении аграрной реформе

Столыпинская аграрная реформа 1906—1910 (1914,1917)

Цели Реформы Столыпина:

  1. Укрепление социальной опоры в лице крепких крестьян-хозяев

2) Создать условия успешного экономического развития

3) Ликвидировать причины, породившие революцию. Отвлечь от идеи отмены помещичьих земель

Мероприятия по реформе Столыпина

  1. Главное мероприятие- разрушение крестьянской общины(уклад жизни крестьян, земля собственность общины, чересполосица) — перевод земли в частную собственность в форме отрубов- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне, и хутор- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок. К 1917- 24% крестьян вышли из общины.10%вышли, чтобы стать крепкими хозяевами (но из них стало очень мало)

2) Приобретение крестьянами земли через крестьянский банк

3) Организация переселения малоземельных крестьян в пустующие земли (Сибирь, Кавказ, ср. Азия, Дальний Восток)

Итоги Реформ Столыпина

  1. Не была создана опора царя на зажиточных крестьянах.
  2. Не удалось предотвратить новый подъем революционной активности
  3. Вторая соц. война в деревни еще больше осложнила недовольство столып. реформой
  4. Удалось создать импульсивность экономического развития.
  5. Высокие темпы экономического роста.
  6. Освоение раннеосвоенных регионов политически и социально не было осуществлено.

На пороге XX века Российская империя представляла собой экономически отсталое, аграрно ориентированное государство. Цепь преобразований последней четверти XIX века, вызванных необходимостью модернизации промышленного производства, не принесла значительных результатов. К реализации были готовы столыпинские реформы. Кратко рассмотрим сущность преобразований, предложенных председателем правительства России П.А. Столыпиным.

Возросшее недовольство населения властью стало толчком к необходимому реформированию строя, существовавшего десятилетиями. Изначально мирные акции начали перерастать в откровенные широкомасштабные выступления с обилием жертв.

Наибольшего подъема революционный дух достиг в 1905 году. Власть была вынуждена не только продолжать искать пути выхода из сложной экономической ситуации, но и бороться с разрастанием революционных настроений.

Предпосылкой к быстрому развертыванию преобразований в аграрном секторе стал теракт, произошедший в Петербурге на Аптекарском острове 12 августа 1906 года. Жертвами стали порядка 50 человек, пострадали и дети председателя правительства П.А. Столыпина, сам он чудом не получил ранений. Срочное проведение реформ было необходимо, народ требовал коренных перемен.

Проект изменений, сформированный председателем правительства, преследовал следующие цели:

  1. Разрешение проблемы с недостаточным количеством посевных площадей для сельских жителей.
  2. Отлучение крестьян от общины.
  3. Сохранение помещичьего землевладения.
  4. Развития сельского хозяйства и переход его на буржуазные рельсы.
  5. Формирование класса крестьян-собственников.
  6. Снятие социальной напряженности.
  7. Упрочение позиций правительства за счет народной поддержки.

Столыпин понимал, что реализация аграрной реформы – необходимый и неизбежный шаг по преобразованию существующего порядка. Неслучайно акцент был поставлен на усмирение крестьянства через расширение возможностей для реализации их как фермеров, качественное улучшение условий жизни большинства недовольных.

  1. Ввиду опасности террористических актов для населения правительством вводилось чрезвычайное положение в ряде губерний, а также учреждались военно-полевые суды, деятельность которых была направлена на ускоренное рассмотрение преступлений и стремительное назначение наказаний виновным лицам.
  2. Начало работы Государственной Думы по планированию и реализации реформ в сфере сельского хозяйства.

Столыпин не планировал останавливаться исключительно на экономических и аграрных изменениях. В его замыслах было введение равноправия среди граждан страны, увеличение заработной платы учителей, организация обязательного начального образования, установление свободы вероисповедания, реформирование органов местного управления. Столыпин и его реформы кардинальным образом меняли внутреннюю ситуацию в России, ломали установившиеся веками традиции и взгляды.

Хронология реформ

Столыпин решил начать свой комплекс преобразований, состоящий из экономических реформ, с ликвидации общинного уклада. Деятельность крестьян, живших в деревнях, была организована общиной и находилась под ее контролем. Для бедняков это была серьезная поддержка, для середняков и кулаков – ограничитель возможности развития личного хозяйства.

Коллективный дух общины, ориентированный на совместное исполнение требуемых показателей в сельском хозяйстве, тормозил увеличение прироста урожайности. Крестьяне не были заинтересованы в продуктивном труде, не имели плодородных наделов и эффективных средств для обработки земли.

На пути преобразований

Началом революционной в своем роде столыпинской аграрной реформы стала дата 9 ноября 1906 года, когда община была упразднена, крестьянин мог свободно из нее выйти, сохранив при этом имущество, надел и средства производства. Он мог объединить разрозненные участки земли, образовать хутор (надел, на который крестьянин переселялся, выезжая из деревни и выходя из общины) или отруб (участок земли, выделяемый общиной крестьянину с сохранением места жительства в деревне) и начать работу в своих интересах.

Следствием первых изменений было формирование реальной возможности для самостоятельной трудовой деятельности крестьян и нетронутость помещичьего землевладения.

Создавался прообраз крестьянских фермерских хозяйств, ориентированных на собственную выгоду. Также проглядывалась и антиреволюционная направленность изданного указа 1906 года:

  • крестьяне, отделившиеся от общины, менее подвержены влиянию революционных настроений;
  • сельские жители ориентируют свой интерес не на революцию, а на формирование собственного блага;
  • появилась возможность сохранить помещичье землевладение в виде частной собственности.

Однако правом свободного выхода из общины воспользовались немногие. Статистика говорит о минимальных процентах крестьян, пожелавших отделиться от коллективного хозяйствования в пределах общины. В основной массе это были кулаки и середняки, имевшие финансы и возможности для увеличения доходности и улучшения своего жизненного положения, а также беднота, пожелавшая получить субсидии от государства за выход из общины.

Обратите внимание! Беднейшие крестьяне, покинувшие общину, спустя некоторое время возвращались назад из-за неумения наладить работу самостоятельно.

Заселение пустующих территорий страны

К началу XX века Российская империя, простирающаяся на многие тысячи километров, по-прежнему была недостаточно освоена территориально. Растущему в Центральной России населению уже не хватало земель, пригодных к распашке. Правительство Столыпина было вынуждено обратить свой взгляд на восток.

Переселенцы

Политика переселения за Урал была направлена прежде всего на безземельных крестьян. Важно обратить внимание, что это была ненасильственная акция, наоборот, государство старалось всячески простимулировать переселение всех желающих различными льготами:

  • освобождение крестьян от уплаты налогов на 5 лет;
  • предоставление в собственность значительных территорий (до 15 га на каждого члена семьи);
  • освобождение мужского населения из числа переселенцев от воинской повинности;
  • предоставление денежных кредитов для первоначального обустройства на новой территории.

Первоначально идея по переселению вызвала воодушевление в среде безземельных крестьян, покинувших общины. Не задумываясь, они отправлялись в дорогу за Урал. Стоит отметить, что государство оказалось не готово к такому подъему переселенческого духа и не смогло подготовить благоприятные условия для проживания на новых землях. Статистика констатирует возвращение порядка 17% от 3 миллионов переселенцев, уехавших в период с 1906 по 1914 годы.

Интересно! Достаточно перспективная идея столыпинской аграрной реформы не получила реализации в полной мере, поток крестьян, желающих переселяться, постоянно снижался.

Полезное видео: столыпинские реформы

Последствия реформ и оценка результатов

Планы изменений, реализованные в период политической деятельности П.А. Столыпина, оказали существенное значение для разрушения существовавших укладов и порядков в обществе и государстве.

Итоги реформ Столыпина поможет оценить таблица, в которой обозначены сильные и слабые стороны произведенных изменений.

Итоги реформ Столыпина также выразились в виде увеличения посевных площадей, роста количества закупаемой сельскохозяйственной техники. Использование удобрений и новых способов обработки земли стало стимулировать увеличение урожайности. Произошел грандиозный скачок в промышленной сфере (до +8,8 % в год), он вывел Российскую империю на первое место в мире по темпам экономического прироста в год.

Последствия Столыпинской реформы

Несмотря на то, что Столыпину не удалось создать на базе покинувших общину крестьян широкую сеть фермерских хозяйств, его экономические реформы стоит оценить по достоинству. Большая роль традиционности в обществе и методах ведения сельского хозяйства не позволила достичь высокой результативности преобразований.

Важно! Столыпинские реформы стали толчком к созданию крестьянских кооперативов и артелей, ориентированных на получение прибыли посредством совместного труда и объединения капиталов.

Столыпинские реформы в своей основе предполагали разительные изменения в экономике России. Правительство было нацелено на укрепление сельского хозяйства, отказ от общины, сохранение помещичьего землепользования, предоставления возможности для реализации потенциала крепких крестьян-собственников.

Прогрессивная сущность идей П.А. Столыпина не нашла широкой поддержки среди современников. Народники выступали за сохранение общинного землевладения и против популяризации капиталистических идей во внутренней политике, правые силы отрицали возможность сохранения помещичьих владений.

Полезное видео: вся суть столыпинской реформы за несколько минут

Вывод

К сожалению, участие Российской империи в военных кампаниях, возникновение свободомыслящих партий и укрепление революционных настроений не дали развить возможности для увеличения потенциала страны, ее выхода на лидирующие позиции в мире по всем экономическим показателям. Прогрессивные идеи Столыпина в большинстве не были реализованы.

в дореволюционной историографии преувеличение успехов сторонниками фермерского пути развития (А.А. Кофод, Б. Юрьевский) и критика стороннниками крестьянского общинного хозяйства (А.В. Пешехонов, Н.П. Огановский). В.И. Ленин дал характеристику реформе как попытке ("последнем клапане") создать условия для окончательной победы прусского (помещичьего)типа капитализма. Результаты реформы оценены как крах.

в советской историографии 1920-50-х гг. период проведения аграрной реформы рассматривался как окончательный этап победы капитализма в сельском хозяйстве. Основной целью реформы называлось создание социальной опоры в лице кулачества, а разрушение общины как вспомогательная предварительная задача (С.М. Дубровский, П.И. Лященко, А.В. Шестаков).

В конце 50-60-х гг. состоялся ряд дискуссий об особенностях рос. империализма, уровне развития аграрного капитализма. Проблема уровня развития аграрного капитализма и его зрелости в результате аграрной реформы поставлена в работах А. М. Анфимова. По его мнению, в сельском хозяйстве и к 1917 г. остались полукрепостнические отношения. В 1970-80-х гг. ряд работ по теме были написаны А.Я. Аврехом. Столыпин продолжал рассматриваться как реакционный уполномоченный российского дворянства, а аграрная реформа как проявление политики бонопартизма была направлена на раскол крестьян. Особая точка зрения была высказана В.С. Дякиным: объективно реформа затрагивала поместное землевладение и в перспективе помещики должны были потерять политические и экономические позиции. Первоочередной задачей реформы он считал разрушение общины и создание класса мелких земельных собственников.

Книга П. Н. Зырянова является последним достижением в советской историографии по данной проблеме. Он отмечал, что в ходе реформы произошло изменение целей: первоначально разрушение общины было одной из двух главных целей реформы, второй целью было создание слоя мелких собственников с устойчивым хозяйством. В дальнейшем, однако, эта последняя цель видоизменилась и «мелкий собственник был заменен массовым, хозяйство которого было заведомо не крепким, нуждалось в значительной финансовой поддержке". Зырянов также заключил, что «действительный ход реформы очень мало соответствовал первоначальным замыслам Столыпина. "Община отнюдь не разрушалась, она лишь несколько разгружалась от избыточных рабочих рук и освобождалась от тех своих членов, которые перестали быть крестьянами». Дело же «создания слоя верных правительству "крепких хозяев" шло туго».

В целом же, по мнению Зырянова, реформа потерпела крах, т.к. во-первых, не удалось создать сколько-нибудь широкий слой мелких собственников, во-вторых, не удалось значительно расшатать общину, она продолжала существовать, объединяя крестьян, по-прежнему предпочитавших действовать всем «миром», наконец, в-третьих, явно не удалась затея с переселением.