Карта психологического развития ребенка для психолога доу. Карта психологического развития ребенка с овз

Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.

Ф.И.О .______________________________________________________________________________
Возраст _____________

Контакт (речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- контакт избирательный;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Обучение ребенка на двух языках - дополнительная работа для родителей, требующая большего терпения и приверженности. Точно так же, как учить ребенка играть на пианино - их нужно постоянно и систематически практиковать. Это особенно верно, если ребенка нужно учить не только понимать и говорить, но и читать и писать.

Поскольку ребенок обычно использует два языка в разных ситуациях, эти языки не перекрывают друг друга. Связывание ребенка с другим человеком четко показывает, когда и с кем должен использоваться один или другой язык. Родители чаще всего ошибаются. Многие исследователи считают раннее двуязычие, этнически смешанные семьи и иностранцы родители и другие члены не имеют никакой информации о закономерностях формирования двуязычия и не применять метод «один человека - один языка». Такие родители переносились смешанным использованием языков, наиболее низкооплачиваемым друг друга родных языков, а не контролировать свой язык или не обращать внимание на это сделано ошибках языка, заранее какие-либо консультаций, не планирует друг с другом, как будет разговаривать с ребенком, который будет основным языком семьи, каким учебное заведение будет посещать ребенок.

Эмоционально-волевая сфера:
- активен / пассивен;
- деятелен / инертен;
- бодрый / вялый;
- работает с удовольствием / из подчинения.

Неадекватное поведение:
- двигательная расторможенность;
- агрессивность;
- избалованность;
- колебания настроения;
- конфликтность;
- страхи.

Состояние слуха:
- норма;
- тугоухость;
- глухота.

В результате, семья формируется спонтанно двуязычие, язык обвитый друг с другом, создавая очень благоприятные условия для развития феномена языковой интерференции. Следует отметить, что большинство детей в двуязычных семьях платят два или даже три языка, но ни один из них не платят очень хорошо. Эти утверждения подтверждаются отдельными беседами с родителями.

Довольно часто бывают случаи, когда родители, которые приписывают себя, например, типу польской семьи, чаще всего говорят с поляками, а также с русскими, которые плохо говорят русские. Они не могут объяснить такое лингвистическое общение с ребенком. Во многих семьях ребенок разговаривал на нескольких языках одновременно с момента своего рождения, общался со взрослыми в семье. В таких семьях язык личных традиций родителей и бабушек и дедушек очень очевиден с точки зрения национальности.

Состояние зрения:
- норма;
- близорукость;
- дальнозоркость;
- косоглазие;
- атрофия зрительного нерва;
- слабовидение;
- слепота.

Моторика:
1. Ведущая рука:
- правая,
- левая.
2. Развитие манипулятивной функции рук:
- отсутствует хватание;
- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
- ограничена;
- недостаточная мелкая моторика;
- сохранная.
3.Согласованность действий рук:
- отсутствует;
- норма;
- тремор;
- гиперкинезы;
- нарушение координации движений.

Часто родители по своей собственной инициативе или неправильно призывать окружающих хотят, чтобы их дети говорили только польский, литовский или английский - это язык сами родители не платят хорошо. В таких случаях общение с ребенком часто затрагивает отношения между семьей и ребенком, чье словесное взаимодействие ограничено и неестественно. Если родители сами хорошо не платя второй язык, общаться с ребенком, есть хороший шанс, что ребенок будет изучать язык только поверхностно, то понимать абстрактные идеи, сложные идеи, которые важны для знаний и развития языков в мире.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- плохое переключение внимания;
- внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Не делайте таких ошибок, когда, например, отец, который всегда говорил с ребенком по-английски, только вдруг начал говорить по-литовски. В этом случае «роли» не следует изменять, т.е. на вашем родном языке - вам нужно поговорить с ребенком всем на своем родном языке, пока ребенок не научится им обоим. В сознании ребенка язык первоначально ассоциируется с говорящим, а затем формируются две лингвистические системы, и ребенок начинает думать об этом.

Очень часто родители глупы, безответственно желают отдать своего ребенка в детский сад в Литве, хотя они говорят только по-русски в семье. Родители очень категоричны и не хотят понимать, что ребенок психологически обеспокоен, ему трудно адаптироваться к окружающей среде, где он говорит с ним на иностранном языке. Следует напомнить, что для большинства маленьких детей нетрудно выучить иностранный язык, но он не понимает, почему он не может говорить на языке своей матери или отца.

Реакция на одобрение:
- адекватная (радуется одобрению, ждет его);
- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
- адекватная (обижается);
- нет реакции на замечание;
- негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:
- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
- отсутствует оценка неудачи;
- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Поэтому проблема двуязычия в семье чрезвычайно актуальна, не учитывая ее значимости, дети не только могут говорить на одном языке или на другом языке, но и отставать от своих сверстников. Родители должны отметить, что двуязычие - это полная наука, которая требует усилий и решительности родителей ребенка, которые просуществуют в течение нескольких лет, только тогда они дают результаты. Хотелось бы пожелать родителям не бросить оружие, а поднять крылья своих детей, присоединившись к двум из их миров родителей.

Мы убедились, что не забыли литовский. Матильда Бучинскайте, мать Мэтта, Морта, Винко и Ун рассказывает. Судьба нашей семьи неожиданно ворвалась в Америку. Мы пошли на несколько месяцев, чтобы «перезимовать», но обстоятельства возникли так, что мы пробыли там пять лет.

Работоспособность:
- крайне низкая;
- снижена;
- достаточная.

Характер деятельности:
- отсутствие мотивации к деятельности;
- работает формально;
- деятельность неустойчивая;
- деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).

В то время Мэтью было восемнадцать, и Мортала пошла в американскую школу, не говоря ни слова по-английски. Очень беспокоился об этом, но через месяц у нее появился странный язык. Со своим учителем она работала в рамках интенсивной адаптивной программы, везде в классе добавляли картинки со словами, которые Морта быстро поняла бы на языке.

А в следующем году малыши отправились в детский сад. Вместо того, чтобы писать «петух, старушки», они пишут «кукуо». Мы решили, что дома мы все говорим только по-литовски. Мы много говорили, возможно, даже больше, чем просто желая услышать и использовать только литовские слова. Мы пытались читать литовские книги, но мы быстро прочитали все письма из Литвы. Нам повезло, что в этом городе жила еще одна литовская семья. Литовский Алма говорил на очень правильном и красивом языке, так как жизнь в Литве работала учителем, поэтому общение с ней было настоящим удовольствием.

Патопсихологическое обследование

Уровень развития деятельности:
- проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
- проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

1. Адекватность употребления игрушек:
- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

2. Характер действий с предметами-игрушками:
- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
- процессуальные действия;
- цепочка игровых действий;
- игра с элементами сюжета;
- сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:
- низкий, ограничен;
- несколько снижен;
- соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)______________________________________
____________________________________________________________________________________

Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
- представление о цвете отсутствует;
- сличает цвета;
- различает цвета (выделяет по слову);
- узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).

2. Восприятие величины:
- представление о величине отсутствует;
- соотносит предметы по величине;
- дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
- называет величину (N – в 3 года).

3. Восприятие формы:
- нет представления о форме;
- соотносит предметы по форме;
- различает геометрические формы (выделяет по слову);
- называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):

Способы выполнения задания:
- действие силой;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
- примеривание;

Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
- действия неадекватны / адекватные.

Способы выполнения:
- без учета величины;
- целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 - 6 колец):
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- без учета величины колец;
- с учетом величины колец;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши

Способы выполнения задания:
- целенаправленные пробы;
- перебор вариантов;
- примеривание;
- зрительное соотнесение.

Почтовый ящик
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
- перебор вариантов;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 - 3 - 4 - 5 - 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Временные представления:
- части суток (N с 3 лет);
- времена года (N с 4 лет);
- дни недели (N с 5 лет);
- понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Количественные представления:
- порядковый счет (устно и пересчет предметов);
- определение количества предметов;
- выделение нужного количества из множества;
- соотнесение предметов по количеству;
- понятия "много" - "мало", "больше" - "меньше", "поровну";
- счетные операции.

Память:
1. Механическая память:

- снижена.

2. Опосредованная (вербально-логическая) память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.

Мышление:
1. Уровень развития мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.

2. Элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов:

"Четвертый - лишний":
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин со скрытым смыслом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность событий (серия сюжетных картин):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"___" ___________20__ г. Педагог-психолог


© Все права защищены

Диагностика познавательных процессов

К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Познавательные процессы помогают человеку воспринимать информацию, перерабатывать, хранить и воспроизводить ее. Согласитесь, что все это очень важно в учебном процессе! Уровень развития познавательных процессов у школьника влияет на эффективность и успешность его обучения.
Важно отметить, что такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие ребенка 6-8 лет, развиваясь, становятся все более произвольными, то есть зависящими от воли, устремления ребенка, и регулируемыми.

Определение мотивов учения у первоклассников

Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург)
Выяснить, с какими мотивами ваш ребенок начинает школьный путь, поможет тест, предложенный психологом М. Р. Гинзбургом.
Хотя ничего сложного в тесте нет, я рекомендую заранее подготовиться к нему: познакомиться с текстом, который будете читать ребенку, подготовить картинки и таблицу для ответов, разобраться, как рассчитывать результат.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе

Говоря о готовности к школе, нельзя забывать о такой важной характеристике как мотивация или желание ребенка стать школьником. От того, насколько это желание выражено и что за ним скрывается, зависит, насколько быстро и безболезненно ребенок поймет и примет роль ученика, примет и будет выполнять новые для него правила школьной жизни, насколько успешным станет процесс познания нового. Бывает так, что пришедший в школу первоклассник может иметь неплохие способности, но при этом желание учиться, то есть трудиться, выражено слабо. Вряд ли такой школьник будет успешен. Важно помнить, что желание учиться, быть успешным учеником должно стать желанием именно ребенка, а не родителей. Желания родителей недостаточно для успеха ребенка, важно наличие такого внутреннего желания, подкрепленного действиями, у самого школьника.

Оценка временных представлений

Временные представления у ребенка формируются в процессе его жизнедеятельности: соблюдение режима дня, наблюдение за природой, восприятие последовательности событий как в реальной жизни, так и при чтении сказок, рассказов, просмотре фильмов и т. д.
Дошкольник должен знать названия и последовательность времен года, месяцев, дней недели, ориентироваться во времени суток.
Читая с ребенком рассказ или сказку, просматривая фильм, спросите, какое событие было раньше, позже, «до» или «после».
Предложите по картинкам определить времена года, части суток. Пусть ребенок обоснует свой ответ, используя знания о признаках времени года или времени суток.