Чарли Чаплин (Charlie Chaplin) - биография, информация, личная жизнь. Без музыкального образования

О Чарли Чаплине знают все! Этот великий актер способствовал тому, что кино стало настоящим искусством. Созданный им образ маленького смешного человека в шляпе-котелке стал одним из символов мирового кинематографа.

Он был не только великолепным актером, но и проявлял свои способности как режиссер и сценарист короткометражных фильмов, в которых сам снимался. Он также выступал продюсером многих своих фильмов и писал музыку.

Все фото 2

Charlie Chaplin - один из самых любимых и известнейших образов за весь период киноиндустрии.

Биография

Великий артист родился в 1889 году 16 апреля в Лондоне. Его родители - Чарльз и Ханна - были эстрадными артистами и успешно развивали свой творческий потенциал. Они участвовали в музыкальных представлениях, танцевали и играли в постановках различных театров. Они были очень востребованы в своей сфере, их приглашали в крупные мюзик-холлы английской столицы. Чарльз-старший много гастролировал по Европе.

Семья не была стеснена в финансах, но не придавала деньгам большого значения. Родители поощряли еще маленького Чарли и его брата по материнской линии к занятиям творчеством. Это также стало определяющим фактором для того, что оба брата стали успешными в актерской карьере.

Будущий мэтр мирового кино в первый раз появился на сцене уже в возрасте 5 лет. Он часто заменял свою мать в некоторых постановках, так как у нее начались проблемы с голосом. Мальчик сразу же покорил сердца зрителей. Они забросали сцену монетами и купюрами, которые маленький мальчик сам собирал после представления, чем вызвал еще большее умиление зрителей. С этих пор Чарли Чаплин стал часто выступать.

Скоро значительные перемены произошли в жизни актерской семьи. У матери обнаружили серьезные проблемы с голосом, поэтому выступать она перестала. Отец пристрастился к спиртному и умер, когда ему было всего 37 лет. Жена не смогла вынести такой трагедии и была определена на лечение в психиатрическую клинику. Их сыновья попали в социальное учреждение. Там мальчикам пришлось самим искать средства к существованию.

С девятилетнего возраста Чарли стал принимать участие в танцевальных представлениях в составе «8 ланкаширских парней». Именно тогда артист впервые попробовал себя в комическом жанре и добился большого успеха. Для того чтобы заработать денег, помимо представлений мальчик продавал газеты, работал в типографии и помогал в приемной врача.

В 14 лет Чарли Чаплин получил первую роль в постановке «Шерлок Холмс». Впоследствии он работал с коллективом Фреда Карно. С ними он покорил сердца многих английских и американских зрителей.

Американская фирма «Кистоун» изъявило желание сотрудничать с актером. С этого момента жизнь его кардинально изменилась.

Не сразу кинокарьера стала успешной, но Чаплин быстро полюбился американским зрителям. Позже у него возникли проблемы с руководителями компании, и он прекратил сотрудничество.

С 1910-х годов Чарли начал сам писать сценарии и ставить фильмы с собственным участием. В поиске своего образа он начинал с ловеласа, но вскоре появился знаменитый «маленький бродяга». Именно это амплуа принесло актеру мировую известность и сделало его кумиром миллионов людей. Его фильмы приносили баснословные гонорары и огромное число всевозможных наград и премий. Легенда немого кино является обладателем двух "Оскаров", а английская королева посвятила его в рыцари.

Личная жизнь

У Чаплина было множество романтических отношений с самыми разными женщинами. Среди них танцовщицы и актрисы, такие как Хетти Келли, Эдна Первиэнс.

Официальных жен у него было 4. Первой его супругой стала Милдред Харрис. Актеру в то время было 29 лет, жена была моложе его на 13 лет. Через 2 года состоялся развод, сопровождаемый взаимными упреками. У пары был сын, который умер сразу после рождения.

Вторым для Чаплина стал брак с Литой Грей. Она снималась в некоторых фильмах мужа. От этого союза у актеров родились два сына - Чарльз и Сидни Эрл, который стал востребованным театральным актером. После развода Чарли Чаплин выплатил бывшей жене около $830 тыс.

Полет Годдар стала третьей женой артиста. Она снималась вместе с мужем в картинах «Великий диктатор» и «Новые времена». Они жили вместе 8 лет. После развода Полет жила в Швейцарии, ее новым мужем был Эрих Мария Ремарк.

Четвертой официальной избранницей Чаплина стала Уна О’Нил, которая была моложе его на 36 лет. После замужества женщина полностью посвятила себя семье, отказавшись от карьеры. Ее отец, известный американский драматург Юджин О’Нил был против этого союза и больше не общался с дочерью.

У пары родилось восемь детей - три сына и пять дочерей. В последний раз актер стал отцом в 72 года. Его дочь Джеральдина добилась огромного успеха в актерской карьере и продолжила дело своего знаменитого отца.

За свою жизнь Чаплин многократно подвергался разнообразной критике. Его даже считали пособником коммунистов. После фильма о Гитлере представители фашистского движения не раз угрожали артисту.

Последние годы легенда кинематографа прожил в Швейцарии. Там он умер во сне 25 декабря 1977 года.

125 лет назад родился 
Чарльз Спенсер Чаплин — человек, ставший синонимом 
кинематографа XX века. Кинопродюсер-первопроходец Мак Сеннет, первым давший Чаплину работу в кино, утверждал, что о Чаплине будут говорить и 100 лет спустя. Будут и через 500 — если будет кому. Но, к сожалению, в последние десятилетия чаплинской трогательности, пусть тщательно отремастированной и переизданной в формате Blu-ray, почти не осталось места в современном кино. Однако у нас есть его фильмы, в которых смех так часто шел рука об руку со слезами.

В возрасте семи лет Чаплин ночевал на скамейках в парке, если не был в это время в работном доме. Его мать, певица, содержалась в сумасшедшем доме, а предполагаемый отец, артист мюзик-холла Чарльз Чаплин-старший, пил по-черному и умер, когда Чарли было десять. По одной из легенд, Чаплин вообще родился в цыганском караване, стоявшем близ Бирмингема, — свидетельства о рождении сам артист так и не нашел. Чаплин как будто бы пришел из ниоткуда. Детство его было адски трудным.

Его путь к успеху можно описать одним абзацем. Маленький Чарли не пробовал масла, был стеснительным, болезненным ребенком и рос в атмосфере супружеских измен, алкоголизма и безумия. Чтобы прокормить себя, он отплясывал со шляпой в руке на улицах Лондона. В девять лет он уже колесил по Британии с «Парнями из Ланкашира», группой сельских чечеточников, а в 14 получил первую роль в театре. На пробах он больше всего опасался, что его попросят прочесть несколько реплик, — он был неграмотным. В 21 год он отправляется с труппой Карно (в ее составе был также комик Стэн Лоурел) на гастроли в Америку и решает остаться там. Bсего спустя четыре года, в 25 лет, он уже был кинозвездой и получал астрономические по тем временам деньги — $1000 в неделю.

Несмотря на свои доходы, Чарли носил самую захудалую одежду и совершенно не интересовался собственным внешним видом или даже чистотой. Привыкший к нищете, он сделал своей второй натурой строжайшую экономию во всем, и успех никак не повлиял на него. Он никогда не покупал себе выпивку и никого не угощал. Его коллеги по театру прозвали его странным. И когда он наконец ушел из театральной труппы, чтобы полностью посвятить себя молодому тогда кинематографу, никто по нему особенно не скучал.

Чаплин преклонялся перед Максом Линдером, королем французских немых фильмов, слащавым кинокомиком, снимавшимся в комедиях с 1908 года. Когда Линдер после Первой мировой войны прибыл в Голливуд, Чаплин подарил ему свой портрет с надписью «Профессору Максу от его ученика». В короткометражке «Роман Макса» (1912) обувь его обладателя сама по себе влюблялась в женские туфли соседки по гостинице. Чаплин завел себе такие же высокие черные штиблеты на застежках и носил их десятилетиями после того, как они вышли из моды. Но в своих фильмах Чаплин обошел своего учителя на многие мили — он невероятно быстро двигался, вставлял в сцены больше гэгов, а сюжет двигал вперед при помощи жестов и языка тела. Секрет успеха Чаплина, наверное, заключался в том, что он объединил в образе своего Бродяги обоих цирковых клоунов, рыжего и белого — манерного, элегантно обтянутого Пьеро и неуклюжего Огюста в широких штанах и безразмерных ботинках.

Личность Чаплина очень сильно контрастировала с его милым экранным образом. Чаплин был эгоцентриком — бытует анекдот, что в ответ на замечание ассистента, что в кадре видны рельсы для операторской тележки, Чаплин ответил: «Если в кадре буду я, то публика ни на что другое смотреть не будет».

В короткометражке «Женщина» (1915) его Бродяга переодевается в женскую одежду, сбривает усы и становится уже даже не женоподобным, а полностью утрачивает какие-либо мужские черты — он флиртует, улыбается, очаровывает. Чаплин густо красил ресницы, подчеркивая свою красоту для всего мира. И мир отвечал ему взаимностью — особенно женщины и дети. Много говорилось о том, что Чаплин предпочитал женщин гораздо моложе себя. Его первой любви было 15 лет, когда они познакомились. В возрасте 53 лет Чаплин влюбился в 17-летнюю Уну О’Нил и вынужден был отвечать в суде по обвинению в аморальном поведении. Но сам Чаплин не придавал сексу основополагающего значения и предпочел в автобиографии совсем умолчать об этой стороне своей жизни.

Эпидемия чаплинита

До 30 лет его жизнь была тихой и без каких-либо скандалов, если не считать его безумной популярности. Задолго до битломании, в 1915 году, началась эпидемия чаплинита — по подобию комика изготовлялись игрушки, куклы и карты. Устраивались и конкурсы на лучших имитаторов кинокомика — по легенде, Чаплин принял участие в одном из них и был снят за недостаточную реалистичность.

Он отошел от слэпстиков, в которых ловко отвешивал толстым усачам пинки, и стал вплетать в свои комедии мрачные проблемы, тяготившие общество. Потеря родителей и опека сирот в «Малыше» (1921), социальное неравенство в «Огнях большого города» (1931), всемирный экономический кризис в «Новых временах» (1936), нацизм в «Великом диктаторе» (1940). Чаплин наглядно и без лишних слов совмещал понятные всем шутки с не менее понятными горестями, мастерски переходил от одной эмоции к другой, совершенно противоположной, и гордился тем, что его фильмы смотрят даже в тех регионах, где никогда не слышали об Иисусе Христе.

Ленин искал встречи с ним, Гитлер копировал форму его усов — сильных мира сего восхищала его безразмерная власть над зрительскими массами. Перед Чаплиным равны были все — и политики, и неграмотные индусы, и архитекторы школы Баухауз, восторгавшиеся полным отсутствием человечности в его образе. «Разве эти чаплинские усики не все, что у Европы осталось от лица?» — задавался вопросом Владимир Маяковский в 1923 году.

Но мир разлюбил Чаплина так же стремительно, как и полюбил. За свои социалистические пристрастия и открытую симпатию к коммунизму ему пришлось отвечать перед Комитетом по антиамериканской деятельности. В ресторанах люди нарочито отсаживались от него. А когда он отправился в Лондон, то на полпути через океан выяснилось, что его виза для обратного въезда в Штаты аннулирована. Голливудская колумнистка Хедда Хоппер письменно просила директора ФБР Дж. Эдгара Гувера предоставить ей дело Чаплина, чтобы атаковать суперзвезду: «Дайте материалы, и я ударю по нему». И хотя у Гувера лежало пухлое досье на Чаплина с отчетом о связях последнего с немецкими социалистами от искусства — эмигрантами Хансом Эйслером и Бертольдом Брехтом, суровый директор ФБР ей отказал.

Чаплин пробыл изгоем до конца жизни, уединившись в Швейцарии по соседству с Владимиром Набоковым (и, возможно, послужив прототипом для героя «Лолиты»). В это время он с удовольствием вспоминал ранние дни на студиях Keystone и Essanay, когда он был свободен, счастлив и мог легко делать все что угодно. Как говорил он сам: «Все, что мне нужно для комедии, это парк, полицейский и красивая девушка».

«Мсье Верду»
(1947)

Сценарий написал Орсон Уэллс, который хотел снять Чаплина в роли Анри Ландрю, серийного убийцы начала века, которому приписывали убийства более 300 женщин. В итоге Чаплин снял сам себя, выкупив сценарий у Уэллса за $1500, перенеся действие в современность. Черная комедия стала первым послевоенным фильмом Чаплина, и если в «Великом диктаторе» он пародировал Гитлера, то здесь вселенная Чаплина перевернулась — маленький Бродяга мутировал в профессионального двоеженца, жеманно оправдывающегося на суде тем, что его грехи на фоне оружия массового уничтожения смотрятся довольно скромно: «В сравнении с ними я дилетант».

«Огни рампы»
(1952)

Над адаптацией 1000-страничного романа о старом клоуне по имени Кальверо и юной балерине Чарли работал много лет. Фильм должен был стать прощальным поклоном артиста. Действие разворачивается в 1914 году, когда Чаплин снял свою первую картину, и изобилует цитатами из ранних фильмов Чаплина и ностальгией по временам мюзик-холла эпохи его родителей. Чарли пригласил сняться в фильме своего давнего соперника Бастера Китона, думая, что окажет тому большую услугу, но их совместная сцена вышла крайне неловкой. В результате «Огни рампы» получились последним, очень личным размышлением Чаплина о природе смеха и о смерти всех эмоций.

«Король в Нью-Йорке»
(1957)

25 декабря 1977 года умер Чарли Чаплин – личность поистине легендарная. Немое кино стало сегодня историей, но образы, созданные этим гениальным актёром, узнают даже дети.

Вконтакте

Однокласники

25 декабря 1977 года умер Чарли Чаплин – личность поистине легендарная. Ни мировая слава, ни два «Оскара» не смогли оградить от опалы властей этого великого режиссёра и актёра-комика, который вне экрана был активной политической личностью и стремился добиться пресловутого «мира во всем мире».

Карьера Чаплина длилась 75 лет

Сэр Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 в Уолворте (Великобритания) в семье артистов мюзик-холла.

Впервые он вышел на сцену в 5 лет, когда необходимо было заменить в программе мать, у которой возникли проблемы с гортанью. Маленькому Чарли удалось сорвать овации зрителей, которые забросали его монетами и купюрами.

Ещё сильнее покорил юный актёр публику, когда начал с детской непосредственностью собирать эти деньги со сцены прямо во время выступления.

С того момента и началась карьера Чаплина, которая, растянувшись на 75 лет, продолжалась до смерти великого комика.


Чарли Чаплин. (фото 1915 года).

Чарли Чаплин получил первую роль раньше, чем научился читать

Детство Чаплина прошло в беспросветной нищете. Отец ушёл из семьи, и Чарли с братом вынуждены были пойти в сиротскую школу.

Чарли Чаплин работал продавцом газет, мальчиком на побегушках в типографии, помощником врача и никогда не терял надежды, что когда-нибудь сможет зарабатывать актерством.



Чарли Чаплин брал уроки игры на скрипке.

Свою первую роль в театре Чарли Чаплин получил в 14 лет - роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Тогда Чаплин был неграмотным и очень боялся, что его попросят прочитать несколько абзацев вслух. Роль он выучил с помощью своего брата Сидни.

Чарли Чаплин стал самым молодым и самым дорогим актёром своего времени

23 сентября 1913 года Чаплин подписал контракт с кинокомпанией «Кистоун». Тогда его жалование составляло $150. В 1914 году он снимает свой первый фильм – «Застигнутый дождём», где выступил в качестве режиссёра, актёра и сценариста.

Заработки его растут в геометрической прогрессии. Уже в 1915 году он получает $1250, а в 1916 «Mutual Film» платит комику $10 тыс. в неделю. В 1917 году Чаплин подписал контакт на $1 млн. со студией «First National Pictures» и стал по тем временам самым дорогим актёром в истории.



Чарли Чаплин в фильме Детские автомобильные гонки (1914)

Получая баснословные гонорары, Чаплин хранил чеки в чемодане.

Известно, то даже после того, как Чарли Чаплин сумел заработать свой первый миллион, он продолжал жить в более чем скромном гостиничном номере, а чеки, полученные им в студии, всю жизнь хранил в старом чемодане.

В 1922 году Чарли Чаплин построил собственный дом на Беверли-Хиллс. В доме было 40 комнат, орган и кинозал.

После фильма «Великий диктатор» Чаплина стали называть коммунистом.

В конце 1940 года Чаплин заканчивает съёмки своего фильма «Великий диктатор», который, по сути, являлся политической сатирой на нацизм в целом и на Гитлера в частности. Это был последний фильм, где Чаплин использовал образ бродяжки-Чарли.

Фильм отказывались показывать в кинотеатрах Англии и США, поскольку боялись нарушить хрупкий мир с Германией, а Чаплина обвинили в разжигании истерии.

Была даже назначена комиссия по расследованию антиамериканских действий актера. После того,как фильм посмотрел Гитлер, актёра назвали «подлецом».

Во время Второй мировой Чаплин выступил на одном из митингов и призвал как можно быстрее открыть второй фронт. Первое слово в его речи было «товарищи», после чего западная пропаганда стала называть актёра «коммунистом».

В США Чаплин был персоной нон-грата

В 1952 году Чаплин заканчивает работу над своей картиной «Огни рампы», которая повествует о творчестве и о судьбе творческого человека.

17 сентября этого же года он отправился на мировую премьеру своего фильма в Лондон, и обратно в США уже возвратиться не смог. Директор Федерального бюро расследований Эдгар Гувер сумел добиться от иммиграционных властей запрета на въезд Чаплина в страну.

К слову, в США Чарли Чаплин прожил более 40 лет, но так и не получил американское гражданство. Официальной причиной отказа на въезд в страну стало присутствие имени комика в списке Оруэлла. После этого Чаплин поселился в городе Веве в Швейцарии.



Кадр из фильме Огни рампы. Чаплин в роли Кальверо.

Последний ребёнок Чаплина родился, когда ему было 72 года

Чарли Чаплин пользовался успехом у женского пола. У него было 11 детей, а некая Джоан Берри в 1943 году через суд пыталась навязать ему двенадцатого, но экспертиза доказала, то её ребёнок не имеет никакого отношения к Чаплину.

Первой женой Чарли Чаплина в 1918 году стала 16-летняя Милдред Харрис. Брак продлился всего 2 года. В автобиографии Чаплин написал: «Милдред была не злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души - она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой».



Чарли Чаплин и его жёны.

В 1924 году Чарли Чаплин женится на 16-летней Лите Грей. Брак был заключён в Мексике, что позволило избежать проблем с американским законодательством, не разрешавшим вступать в брак в 16 лет.

После развода в 1928 году Чаплин выплатил Лите рекордную для того времени сумму - $825 тыс., что стало причиной расследования налоговых служб. По мнению Джойс Милтон, биографа Чаплина, эти отношения положил в основу романа «Лолита» Набоков.

Третьей супругой Чаплина стала актриса Полетт Годдар, снявшаяся в главных ролях в его фильмах «Новые времена» и «Великий диктатор». Расстались они в 1940 году, а вторым супругом Годдар стал писатель Эрих Мария Ремарк.



Чарли Чаплин с женой Уной.

Четвёртая супруга Чаплина Уна О’Нил была младше его на 36 лет. Когда Уна в 1943 году вышла замуж, её отец перестал с ней общаться.

В 1952, уезжая в Лондон, Чаплин выдал жене доверенность на свой банковский счёт, что позволило Уне вывезти имущество Чаплина из США. Позднее она отказалась от американского гражданства.



Чарли Чаплин с женой и детьми.

У Чаплина и О’Нил было трое сыновей и пятеро дочерей. Последний ребёнок родился, когда комику было 72 года.

Гроб с телом Чаплина был похищен

Чарли Чаплин скончался 25 декабря 1977 года в возрасте 88 лет. Через 2 месяца после похорон великого актёра мир облетела сенсационная новость - гроб с телом комика похитили с кладбища при англиканской церкви в Веве.

Об этом утром 2 марта 1978 года кладбищенский смотритель сообщил в полицию, а вечером неизвестные позвонили вдове Чаплина и заявили, что саркофаг с телом её супруга находится в «надёжном месте».



Могила Чарли Чаплина и его супруги.

Переговоры с грабителями, которые требовали 600 тысяч швейцарских франков, велись почти месяц. Полиция засекла преступников на 27-ом звонке. Злоумышленниками оказались 38-летний Ганчо Ганев и 24-летний Роман Вардас.

Котелок и трость Чарли Чаплина проданы более чем за $60 тысяч



Котелок Чаплина на аукционе в Лос- Анджелесе

В 2012 году котелок и трость Чарли Чаплина на торгах аукционного дома Bonhams в Лос- Анджелесе были проданы за $62,5 тыс.

Организаторы аукциона заявили, что именно эти аксессуары использовал великий комик на съёмках фильмов «Новые времена» и «Огни большого города».

Правда, доподлинно неизвестно, сколько всего тростей и котелков, снимавшихся вместе с Чаплиным, дошли до наших дней.

На вручении «Оскара» зал аплодировал Чаплину стоя 12 минутПервого «Оскара» Чарли Чаплину принёс фильм «Великий диктатор». В 1941 году актёр получил статуэтку за «Лучшую мужскую роль».

В 1948 году Чаплин ещё раз был удостоен «Оскара». На этот раз - за лучший сценарий («Месье Верду»). В 1962 году Чарли Чаплин стал доктором Оксфордского университета, а в 1975 - Елизавета II вручила ему орден кавалера Британской империи.

В 1970 на Аллее славы в Голливуде была заложена звезда Чарли Чаплина. А его фото сегодня входят в коллекции самых знаковых фотографий именитых фотохудожников.



Звезда Чарли Чаплина на Аллее славы в Голливуде.

В 1972 году 82-х летнему Чарли Чаплин вручили почетный Оскар «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством». Зал аплодировал великому комику стоя в течение 12 минут.



Чарли Чаплин на получении премии Оскар в 1972 году.

На протяжении своей кинокарьеры Чаплин снялся в 82 фильмах. Чаплин на своих фильмах заработал около $10,5 млн.

В 1889 году, а именно в апреле на свет появились два человека, которые прославились не только в Европе, но и по всему миру. Это были Чарли Чаплин и Адольф Гитлер. Сэр Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин родился 16 апреля 1889 года, в г. Лондон, Великобритания, а Адольф Гитлер — 20 апреля в Рансхофене, Браунау-ам-Инн Верхняя Австрия, Австро-Венгрия. У этих двоих мужчин были не только внешние сходство, как невысокий рост и маленькие усики, у них были сходство и в жизненных позициях. Оба были вынуждены всеми силами (какими придётся!) бороться за выживание. Просто у одного была роль гуманиста, а второго сделали злодеем, при этом оба были использованы глобалистами в своих целях.

Мы неслучайно акцентировали этот аспект, поскольку, когда в наши дни активизировался международный терроризм при поддержке мировых ТНК, когда на Западе не стремятся поддержать действия России и Ирана в борьбе с террористами в Сирии, не понимая полностью, какую угрозу он несёт, то возникает некая аналогия с прошлым. Почему, поясним далее.

Судьба щедро одарила Чарли Чаплина (16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) талантами. Он был блистательным комиком и создателем ряда бессмертных комедийных образов, талантливым сценаристом, режиссёром, продюсером, музыкантом (свободно играл на фортепьяно, виолончели, скрипке и сочинял музыку). За 75-летнюю карьеру он снял 14 полнометражных фильмов, участвовал в съёмках и выступал в роли режиссёра, сценариста или продюсера в 70 короткометражных кинолентах. Бернард Шоу называл Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии». Всё это безусловно так.

При подготовке статьи про Чарли Чаплина, мы знакомились с его историей, листая путеводитель Петра Вайля «Гений места» (далее остановимся на некоторых моментах этой истории), и нам вспомнилась одна старая хасидская притча про деньги, которая вполне относится к жизненному кредо Чаплина (которое он не отрицал и в своей автобиографии).

Вот эта притча. Она называется «Притча о стекле».

«Однажды к мудрецу пришёл человек и спросил: «Отчего, как только у нас появляются деньги, мы сразу же портимся?» Мудрец сказал тому человеку: «А ты подойди к окну и скажи, что там видишь?» Человек посмотрел в окно и отвечал: «Вижу бабу, которая идёт с мешком, очевидно, на рынок. А ещё вижу извозчика и его лошадь». «Ну а теперь подойди во-он к той стене — продолжал мудрец, — что ты ТАМ видишь?». «Зеркало» — отвечал человек. «Ну а в зеркале ты что видишь?» «Ну что я могу видеть в зеркале? Вижу свою физиономию!» «Ну вот, — усмехнулся мудрец.

Сквозь обычное стекло мы способны увидеть весь мир, но стоит только нанести на стекло немного серебра — и мы видим уже только себя! »

А история про Чарли Чаплина вот какая (согласно путеводителя Петра Вайля).

Чарли Чаплин (Charles Chaplin)

Приводится в нём такое высказывание, которое характеризует Чаплина как личность.

Чаплин, оказывается, говорил с раздражением (повторяя своё высказывание, вероятно, не один раз):

«Я не нахожу в бедности ничего привлекательного и поучительного. Она меня ничему не научила и лишь извратила моё представление о ценностях жизни».

Совсем не то думал о сём предмете, например, философ Блез Паскаль.

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо»

Но хотел ли «смотреть на небо» Чарли Чаплин? Вот в чём главный вопрос. Думается, что нет.

Миф, который сложился вокруг имени Чарли Чаплина — далёк от его действительного образа, который он, кстати, и не скрывал. Но разве часто и много читаем мы записки актёров и прочие мемуары?.. Чаплин был одержим идеей «заработать миллион». Бог золота держал его цепко за воротник.

Кстати говоря, Чаплина сильно раздражало то, что в Европе и особенно в России из него сделали некий «достоевский» образ страдальца за всех униженных и оскорблённых.

«Русские ценят во мне только сентиментальность, и им от меня не надо более ничего» — обижался Чаплин.

Смех Чаплина был злым, и сам он был злой, и он не скрывал этого.

У Чаплина есть такой фильм — «Золотая лихорадка» (1925). Именно про этот фильм он как-то сказал:

«Это картина, благодаря которой я хочу остаться в памяти людей».

Благородно? Сейчас посмотрим.

В основу сюжета «Золотой лихорадки» легли реальные события. Это — жуткая страница истории освоения американского «Запада». История с экспедицией Доннера.

150 золотоискателей были отрезаны от мира — лавиной на горном перевале Сьерра-Невады. Они умерли от голода и холода. Но перед тем, как умереть, они потеряли человеческий облик. Среди них начался каннибализм, а иные из них пытались есть свои мокасины — голод сводит человека с ума.

И вот что пишет Чарли Чаплин в своих мемуарах. Как говорится, слово автору:

«Именно эта трагическая ситуация подсказала мне одну из забавнейших сцен в «золотой лихорадке». Страдая от голода, я сварил свой башмак и обсасывал гвозди, словно куриные косточки, а шнурки заглатывал как спагетти. Люди умирали с голоду, они стали есть кожаные подошвы и шнурки от башмаков и всё такое… И я подумал: В этом есть что-то смешное».

Знаете, по поводу вышесказанного есть замечательная цитата из Достоевского, из его романа «Подросток». Эта цитата про то, что своих и чужих легко можно распознать — по смеху.

«Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте свою подноготную. Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а вы смотрите лучше его, когда он смеётся. Смех есть самая верная проба души» (ниже остановимся на фильме Чаплина «Великий диктатор», в которой спародировал Гитлера и показал зловещную сущность фашизма в комичной форме).

Да, ценности Чаплина — ценны буквально (как заметил Пётр Вайль).

В 1922 году, разбогатев, Чарли Чаплин обосновался в районе Беверли-Хиллс, где выстроил себе огромный дом. Это был дом в сорок комнат, с кинозалом и органом, с колонным портиком и круглой башней — эклектичный, помпезный и дико безвкусный (как утверждают очевидцы).

По словам Чаплина, бедность ничему не научила его (охотно верим).

Но размышляя о подобном доме, невольно задаёшь себе вопрос:

«А чему научило Вас богатство, Чарли? И откуда это богатство?»

ЧАРЛИ ЧАПЛИН И АДОЛЬФ ГИТЛЕР

Гитлер всегда высказывался очень кратко и неясно о своих родителях, постоянно переоценивал и затемнял своё происхождение. В 16 лет он бросил реальное училище в Штейре и решил стать художником. В 15 лет будущий фюрер сочинял пьесу, писал стихи и новеллы, а также сочинил либретто для оперы Вагнера по легенде Виланда и увертюру. Адольф прекрасно рисовал пейзажи и натюрморты, но проваливал экзамены, где нужно было писать портреты. Ему посоветовали стать архитектором.

В сентябре 1908 года Гитлер сделал повторную попытку поступить в Венскую художественную академию, но провалился уже в первом туре. После провала Гитлер несколько раз менял место жительства, не сообщая никому новых адресов. Уклонялся от службы в австрийской армии. Он не хотел служить в одной армии с чехами и евреями, воевать «за габсбургское государство», но в то же время был готов умереть за германский рейх. Устроился на работу как «академический художник», а с 1909 года и как писатель.

Был участником Первой Мировой войны. 13 октября 1918 года Гитлер был тяжело контужен под Ипром в результате газовой атаки и временно ослеп. О капитуляции Германии и свержении кайзера узнал, находясь в госпитале. Эти известия произвели на него огромное впечатление. Он был уверен, что всё это могло произойти только из-за чьего-то предательства. Позже Гитлер утверждал, что именно тогда он понял, какая роль ему уготована историей, и поклялся возродить великую Германию.

Гитлер в 1918 году, после госпиталя вернулся в Мюнхен. Он тут же вошёл в ряды Немецкой рабочей партии и очень скоро стал её лидером.

В 1934 году Адольф Гитлер принял на себя полномочия главы государства и главнокомандующего вооружёнными силами. Титул президента упразднялся; отныне Гитлера следовало называть фюрером и рейхсканцлером.

В 1940 году Германия оккупировала многие страны.

Чарли Чаплин родился на улице Ист-лэйн, в районе Уолворта в семье артистов мюзик-холла. Вскоре после его рождения семья переехала на Уэст-сквер, по Сент-Джордж-роуд, в Лэмбете. Его родители — Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (по сцене Лили Герли) — были эстрадными актёрами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах. Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. Братья Сид и Чарли (вместе с матерью) оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. В 1896 году Ханна потеряла рассудок и позже была помещена в психиатрическую клинику. Чарли стал выступать на сцене, и зарабатывать деньги.

Поначалу Чаплин пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако успех ему приносит именно отход от этого стиля. Вскоре он стал знаменитым киноактёром и начал формировать и оттачивать свой экранный образ — образ безобидного на вид бродяги — маленького человека.

В 1918 году бродяга Чарли был известен уже во всем мире! А сам Чаплин получил возможность снимать фильмы так, как считал нужным. Первая мировая война ещё не закончилась, когда на экраны вышла его комедия «На плечо!».

А Чарли Чаплин в 1940 году снимает свой фильм «Великий диктатор» с довольно таки явной политической подоплёкой.

Так параллельно шли по жизни столь разные люди, но столь внешне похожие, которые соединились в едином образе в данном фильме.

Поэтому на вопрос: почему Адольф Гитлер выбрал для себя именно такой стиль усов? Ответ понятен — это проявление чьего-то матричного управления (о том, что это такое — читайте статью «Матричное управление — пора осваивать магию» — http://inance.ru/2015/09/matrix/). В современном мире развитых информационных технологий и обилия разнообразных образов скрытый ранее вид управления проявляется всё чётче и явственнее. Управление матрицами и через них — коллективным бессознательным народов Земли сегодня уже видно многим, тогда как в далёком прошлом было прерогативой посвящённых жрецов, хотя они и не называли этот вид управления так.

Известно, что Чарли Чаплин обзавёлся усами ещё в 1914 году. Гитлер же на два года позднее — на Первой мировой войне. И есть версия, что будущий фюрер был большим поклонником английского комика и под влиянием его образа обзавелся «зубной щёткой» (так называются эти усы — наше прим).

Интересно, что в 1940 году Чаплин снялся в фильме «Великий диктатор» в роли Аденоида Хинкеля, который был пародией на Гитлера. Фильм даже послали фюреру. Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал:

«Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Но прямая реакция фюрера так и осталась неизвестной. Зато известно, что фильм очень не понравился Сталину.

И вот тут возникает вполне резонный вопрос: а почему Сталину не понравился фильм, высмеивающий его врага? Вот здесь необходимо понимание смыслового подтекста этого фильма (об читайте статью « Символы в управлении обществом» — http://inance.ru/2016/05/simvol/), и тогда станет понятно, почему Сталин критически отнёсся к этому фильму. Смысловой подтекст в своих произведениях отразил и русский классик А.П.Чехов, которого волновал «проклятый вопрос» о правде человеческих отношений.

СМЫСЛОВОЙ ПОДТЕКСТ ФИЛЬМА «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР»

Прежде чем рассказать об этом фильме, о его двойном смысле, необходимо пояснить, что такое чеховский «подтекст».

Особая природа конфликта потребовала от Чехова новых способов организации сценического действия. Отсутствие в драме событий создало зависимость иного рода — зависимость от настроения, неуловимого и не мотивированного логикой причинно-следственных отношений.

Чехова интересуют переживания героя, не декларируемые в монологах («Чувствуют не то, что говорят» — К.С. Станиславский), но маскирующиеся в одежды «случайных реплик» и уходящие в подтекст, что составляет так называемое «подводное течение» пьесы. В его основе разрыв между прямым значением реплики, диалога, ремарки и смыслом, который они обретают в контексте.

Чехов не всё раскрывал в душевной жизни героя, многое уводил в «подводное течение» повествования, в «подтекст», активизируя восприятие и воображение читателя, заставляя последнего вместе с автором участвовать в психологическом анализе:

«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам» (Т.15, стр.151).

А теперь о фильме, в котором есть и чеховский «подтекст», и понимание, что такое символы в управлении обществом, а также — матричное управление.

Премьера «Великого диктатора» состоялась 15 октября 1940 года. Год как шла Вторая мировая война. Комедия стала самым успешным фильмом Чаплина. Она получила множество наград, включая пять премий «Оскар». «Великий диктатор» принёс огромные прибыли Чарли, размер которых не известен по сей день. А Гитлер дважды посмотрел картину, что косвенно указывает на то, как он отнёсся к этой картине. И можно задать интересный для размышлений вопрос: А как этот фильм повлиял на поведение самого фюрера, как изменился Гитлер, что почерпнул из творчества Чаплина?

«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения» (https://kinoyurco.com/ct/yur_id_10486.php).

То есть, спустя годы, Чарли Чаплин признаётся, что воспринимал фашизм несерьёзно, с определённой долей комизма, что, конечно, вызывает массу вопросов.

Значимость кинематографа в сфере пропаганды общеизвестна, и яркий тому пример этот фильм, в котором соединились искусство кинематографа и политическая пропаганда.

Политические взгляды Чаплина, несомненно, проявились в его фильме, созданном как сатира на политические режимы (по его мнению) того времени в Германии и Италии. Ещё в 1931 году в разговоре, когда речь зашла о Б. Муссолини, Чаплин сказал:

«Современные диктаторы — это паяцы, которых дергают за верёвочку промышленники и финансисты» (Садуль, Ж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время / Ж. Садуль. — М. : Прогресс, 1965. — 318 с.).

В 30-е годы 20-го века Голливуд оставался верен себе и продолжал разработку обычных для него тем и жанров, которые приносили прибыль. Что касается антифашистской тематики, то на неё практически было наложено табу.

И вот в это время Чарли Чаплин выпускает первый (!) звуковой фильм, в котором использует своё сходство с Гитлером, при этом неслучайно он использует привычный экранный образ бродяги, маленького человека, который впервые появился в комедии «Детские автомобильные гонки», премьера которой состоялась 7 февраля 1914 года. Вместе с тем Чаплин придумал и костюм бродяги. Итак, этот фильм имеет две стороны медали.

(Сразу скажем, что мы высказываем свою точку зрения, поскольку почитатели таланта великого комика будут с нами не согласны. При этом мы хотим сказать, что никто не оспаривает величие Чарли Чаплина, как актёра, просто делаем акцент на ряд смысловых подтекстов сюжета фильма).

Чаплин этим фильмом доводит до нас мысль, что Гитлер также смешон, как и его герой-бродяга, то есть для него проявление фашизма не более как комизм, что это не страшно.

Заметки на полях о фашизме

Фашизм в обеих модификациях (фашизм олигархически-диктаторского типа и либеральный фашизм) — это система человеконенавистничества, которая препятствует становлению культуры, в которой индивид может состояться как настоящий Человек.
Это определение легко подтверждается жизнью, если посмотреть на деградацию культуры и образования как в фашистской Германии, в современной либеральной России, так и в странах Запада, прежде всего Западной Европы и США.

Фашизм — это один из типов культуры общественного самоуправления, возможный исключительно в толпо-«элитарном» обществе.
Организационно-политическая суть фашизма как такового вне зависимости от того, как его называть, какими идеями он прикрывается и какими способами он осуществляет власть в обществе, — в активной поддержке толпой «маленьких людей» — по идейной убеждённости их самих или безыдейности на основе животно-инстинктивного поведения — системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:

  • представляет неправедность как якобы истинную «праведность», и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует
  • неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека;
    под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики, а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.

Чаплин, представляя фюрера смешным для публики, деятельно работал на становление какой культуры в обществе? Культуры становления человечности или культуры маленьких людей и олигархических групп над ними, то есть фашистской культуры?

Донося до зрителя идею комичности фюрера, Чаплин не только готовил американское общество войне (что там клоуна победить — это же легко), но и продвигал саму культуру фашизма, поскольку осмеянное зло не перестаёт быть злом, его просто меньше опасаются, а значит, могут проще пустить в свою жизнь. И это было выгодно не только глобальным силам, взращивавших Гитлера, но и местным олигархами, хорошо нажившихся на войне. Вспомним, как поднялась экономика США в результате ВОВ.

Заметки на полях

Первая мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были нужны разнообразные товары, которые уже не производила их промышленность, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной большой индустриальной не воюющей страны — у США. За годы войны экспорт американских товаров вырос в 1,5 раза.

Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 годы более чем в два раза, для сравнения отметим, что за период между войнами, т. е. 20 лет мирного развития производство выросло только на 30%. Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к концу войны — 62%. С 1938 года по 1990 год промышленное производство США выросло в 10,1 раза (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/konot/16.php).

Изменив имя диктатора (в фильме его зовут Аденоид Хинкель), а также имена его ближайших соратников, всё остальное Чарли сделал абсолютно узнаваемым: усики, военная форма, эксцентричное поведение, жесты и интонации.

Благодаря этому фильму, Чарли Чаплин стал ещё богаче, как и финансово-олигархический капитализм (а по сути — фашизм) Запада.

Поэтому неслучайно глобалисты поставили памятник Чарли Чаплину на берегу Женевского озера в Швейцарии в честь заслуг Чарли перед ними, что подтверждает это видео:

Аналогично в те годы выпускались такие фильмы и в Германии. Немецкий фильм «Триумф воли» (1935) был насквозь пропагандистский — почти два часа на экране длится рассказ о съезде НСДАП в Нюрнберге. Как раз в этом фильме Геббельс произнёс фразу:

«Может и хорошо обладать властью, основанной на диктатуре, но гораздо лучше завоёвывать и не терять сердца людей».

Этот фильм стал одним из наиболее выдающихся документальных фильмов в истории — его пропагандистская мощь чувствуется и сегодня. К прямому цитированию «Триумфа воли» прибегнул Джордж Лукас в одной из сцен «Звёздных войн IV ». Если бы только этот фильм вышел не под названием «Триумф воли», а под названием — «Апофеоз безволия», какой бы это был тогда антифашистский фильм!

Свой мощный киноответ на фашизм в Советском Союзе появился в 1965 году, когда на экраны вышел «Обыкновенный фашизм » Михаила Ромма . Использовав кинохронику Третьего Рейха, фотографии из немецких архивов и даже кадры из «Триумфа воли», Ромм показывает фашистскую Германию не как круги ада или бесконечные ряды казарм, а как процветающую капиталистическую страну. Вот немецкие школьники, вот эстрада, вот заводы и фермы. По немецким улицам ходят обыкновенные люди, в немецких домах живут обыкновенные семьи. Однако над этой обыкновенностью царит суть фашизма, геббельсовская «унификация», власть олигархии над толпою маленьких людей.

И Ромм, несмотря на его эмоциональный и даже предвзятый закадровый комментарий, пытается показать, что фашизм зародился и расцвёл не в обществе убийц и садистов, а в самом обыкновенном западном обществе. И следовательно, он может зародиться в любой момент, в любом месте — стоит только забыть о прошлом. И нельзя к таким явлениям относиться с юмором. Как видим, М.Ромм оказался прав.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

25 декабря 1977 года актёр, веселивший своим творчеством десятки миллионов человек в XX веке, скончался во сне в своём доме в Швейцарии. 1 марта 1978 года его преданное земле тело было похищено. Преступники надеялись получить хорошее вознаграждение, но были арестованы полицией. Останки Чарли Чаплина нашли только спустя почти два месяца на берегу Женевского озера. Их перезахоронили, спрятав под бетоном… двухметровой толщины. Случайно ли это? История странная с этими останками.

Чарли Чаплин на вручении ему «Оскара»

Чаплин — один из самых знаменитых и таинственных. Даже Голливуд не смог переварить столь уникальную фигуру, и гений был вынужден покинуть Америку и обосноваться в тихой Швейцарии. Но что ему было до этого, ему, которого признавали даже тогда, когда не признавали кино в принципе?

В начале ХХ века Чарли Чаплина называли самой известной фигурой в мире. Сегодня, в начале века ХХI, мы вспоминаем, что оставил он миру. 11 детей, бесчисленное количество любовниц, в поисках которых был неутомим до самой смерти, скандальную историю с ворами, похитившими гроб с его телом. Но вспоминаем его образ «маленького человека» с тросточкой и котелком.

Маленькие люди были во все времена, даже когда деревья были большими. Маленькие люди могут порождать фашистскую культуру, забывая о своей миссии на Земле — состояться в качестве Человеков.

В конце нашей статьи обращаем внимание наших читателей ещё раз, что нисколько не умаляем великий талант Чарли Чаплина, предвидя, наверно, критические комментарии в наш адрес.

Наш рассказ о том, как маленькие люди (что Чарли Чаплин, что Адольф Гитлер, что их восторженные почитатели) могут влиять на мироустройство и мировоззрение общества и могут отдалять становление человечности на Земле.