Образование синода при петре 1. Общая оценка реформ

Таблица «Реформы Петра 1» кратко излагает особенности преобразовательной деятельности первого императора России. С ее помощью можно сжато, лаконично и четко обозначить основные направления его шагов по изменению всех сфер жизни российского общества первой четверти XVIII века. Пожалуй, это лучший способ для того, чтобы учащиеся среднего звена усвоили этот непростой и достаточно объемный материал, который очень важен для анализа и правильного понимания особенностей исторического процесса в нашей стране в последующие столетия.

Особенности деятельности императора

Одной из самых сложных, трудных и вместе с тем интересных тем является «Реформы Петра 1». Кратко таблица по данной теме демонстрирует все необходимые школьникам данные.

Во вводном уроке следует сразу обозначить, что деятельность Петра Алексеевича затронула все слои общества и определила дальнейшую историю страны. Именно в этом и состоит уникальность эпохи его правления. Вместе с тем он был очень практичным человеком и вводил новшества, исходя из конкретных потребностей.

Это можно наглядно продемонстрировать при более подробном освещении темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по поставленной проблеме наглядно показывает широкий размах, с которым действовал император. Казалось, он ко всему успел приложить руку: реорганизовал армию, органы внес существенные изменения в социальную структуру, экономическую сферу, дипломатию и, наконец, способствовал распространению западноевропейской культуры и образа жизни среди российского дворянства.

Преобразования в армии

В среднем звене очень важно, чтобы школьники усвоили основные факты темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по этой проблеме помогает учащимся ознакомиться с данными и систематизировать накопленный материал. Почти все свое правление император вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Необходимость в сильных и мощных войсках встала с особенной остротой в самом начале его правления. Поэтому новый правитель сразу приступил к реорганизации армии.

Один из самых интересных разделов в изучаемый теме - это «Военные реформы Петра 1». Кратко таблица может быть изображена следующим образом.

Значение военных новшеств

Из нее видно, что шаги императора диктовались конкретными потребностями современного ему времени, однако и многие его нововведения продолжали существовать еще очень долгое время. Главная цель реформ состояла в создании постоянной и регулярной армии. Дело в том, что раньше существовала так называемая поместная система набора войск: т.е. помещик являлся на смотры вместе с несколькими слугами, которые тоже должны были служить вместе с ним.

Однако к началу XVIII столетия этот принцип изжил себя. К этому времени уже окончательно оформилось крепостное право, и государство стало набирать солдат в службу из крестьян. Еще одной очень важной мерой было создание профессиональных воинских училищ для подготовки офицеров и командного состава.

Преобразования властных структур

Практика показывает, что одной из самых сложных тем является «Политические реформы Петра 1». Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует, насколько глубокий характер носила преобразовательная деятельность императора в органах управления. Он полностью изменил центральную и местную администрацию. Вместо которая раньше выполняла совещательные функции при царе, он создал Сенат по образцу западноевропейских стран. Вместо приказов были созданы коллегии, каждая из которых выполняла определенную функцию в управлении. Их деятельность строго контролировалась генерал-прокурором. Кроме того, был создан особый тайный фискальный орган контроля над бюрократическим аппаратом.

Новое административное деление

Не менее сложной является тема и «Государственные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает кардинальные перемены, которые произошли в организации местного управления. Были созданы губернии, которые заведовали делами определенной области. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, - на уезды. Такая структура была очень удобна для управления и отвечала задачам рассматриваемого времени. Во главе губерний стоял губернатор, а во главе провинций и уездов - воевода.

Изменения в промышленности и торговле

Особое затруднение нередко вызывает изучение темы «Экономические реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает сложность и неоднозначность деятельности императора в отношении купцов и торговцев, который, с одной стороны, стремился создать наиболее благоприятные условия для развития экономики страны, но вместе с тем действовал почти крепостническими методами, которые никак не могли способствовать развитию рыночных отношений в нашей стране. Петра Алексеевича не была столь эффективна, как преобразования в других сферах. Вместе с тем это был первый опыт по развитию торговли по западноевропейскому образцу.

Преобразования в общественной структуре

Более простой представляется тема «Социальные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует те принципиальные изменения, которые произошли в российском обществе изучаемого времени. В отличие от своих предшественников, император ввел принцип отличия в военной и государственной сферах в зависимости не от родовой принадлежности, а от личных заслуг. Его знаменитая «Табель о рангах» ввела новый принцип службы. Отныне человек, для того чтобы получить повышение или чин, должен был добиться каких-либо успехов.

Именно при Петре была окончательно оформлена социальная структура общества. Главной опорой самодержавия стало дворянство, которое заменило родовую аристократию. Преемники императора также опирались именно на это сословие, что говорит об эффективности принятых мер.

Завершить изучение данной проблемы можно подведением итогов. Какое значение в истории России имели реформы Петра 1? Таблица, краткое содержание по данной теме может послужить эффектным средством подведения итогов. Относительно же социальных преобразований следует отметить, что меры правителя соответствовали запросам своего времени, когда устарел принцип местничества, и страна нуждалась в новых кадрах, которые бы обладали необходимыми качествами для выполнения новых задач, вставших перед страной в связи с Северной войной и выходом России на международную арену.

Роль преобразовательной деятельности императора

Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание которой является важной составляющей при изучении истории России первой четверти XVIII века, должна быть разбита на несколько занятий для того, чтобы школьники имели возможность как следует закрепить материал. На заключительном занятии необходимо подвести итоги по пройденному материалу и обозначить, какую роль сыграли преобразования первого императора в дальнейшей судьбе России.

Меры, предпринятые правителем, вывели нашу страну на европейскую арену и ввели ее в число ведущих европейских государств. Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание наглядно показывает, как страна вышла на мировой уровень развития, получив выход к морю и став одним из главных членов европейского концерта держав.

Сословные (социальные) реформы Петра I – хронологическая таблица

1714 – Указ 23 марта 1714 «О единонаследии»: запрет дробления дворянских имений, они должны целиком передаваться одному наследнику. Этот же указ устраняет разницу между поместьями и вотчинами, которые отныне наследуются одинаково. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. Запрет производить в офицеры дворян, не служивших рядовыми в гвардии.

1718 – Отмена холопства и состояния вольных гулящих людей посредством распространения податной и рекрутской повинности на оба эти состояния.

1721 – Разрешение «купецким людям» приобретать населённые имения к фабрикам. Указ о получении потомственного дворянства недворянами, дослужившимися в армии до обер-офицерского чина.

1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие. «Табель о рангах» ставит бюрократическую иерархию, принцип заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Административные реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве.

1703 – Основание Петербурга.

1708 – Раздел России на восемь губерний.

1711 – Учреждение сената – нового высшего распорядительного органа России. Учреждение фискальной системы во главе с обер-фискалом для контроля за всеми отраслями администрации. Начало соединения уездов в провинции.

1713 – Введение на местах ландратов (дворянских советов при губернаторах, губернатор – лишь председатель их).

1714 – Перенос русской столицы в Петербург.

1718 – Учреждение (взамен старых московских приказов) коллегий (1718-1719) – новых высших административных органов по отраслям дел.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции. Упразднение ландратов, перенесение дворянского самоуправления из губернии в уезд. Учреждение уездных земских канцелярий и выборных земских комиссаров при них.

1720 – Преобразование городского самоуправления: учреждение городских магистратов и Главного магистрата. Магистраты получают более широкие права по сравнению с прежними ратушами, но избираются менее демократично: лишь из «первостатейных» горожан.

Финансовые реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение гербовой бумаги (с особым налогом на неё).

1701 – Новые налоги: «драгунские» и «корабельные» деньги (для содержания кавалерии и флота). Первая широкая перечеканка монеты с уменьшением содержания в ней драгметалла.

1704 – Введение налога на бани. Установление казённых монополий на соль и дубовые гробы.

1705 – Введение «бородовой» подати.

1718 – Уничтожение большинства казённых монополий. Указ о переписи (первой ревизии) населения с целью подготовки к введению подушной подати.

1722 – Завершение первой ревизии и введение по её результатам подушной подати.

Экономические реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Основание казённых железоделательных заводов в Верхотурском уезде на Урале, отданных потом во владение туляку Н. Демидову.

1701 – Начало работ по устройству водного сообщения Дона с Окой через реку Упу.

1702 – Постройка канала, установившего водное сообщение между верховьями Волги и Невой (1702-1706).

1703 – Строительство чугуноплавильного и железоделательного завода на Онежском озере, из которого затем вырастает город Петрозаводск.

1717 – Отмена принудительных наборов рабочих для постройки Петербурга.

1718 – Начало строительства Ладожского канала.

1723 – Основание Екатеринбурга – города для управления обширным уральским горнозаводским округом.

Военные реформы Петра I – хронологическая таблица

1683-1685 – Набор для царевича Петра «потешных солдат », из которых позже образуются два первых регулярных гвардейских полка: Преображенский и Семёновский.

1694 – «Кожуховские походы» потешных солдат Петра I.

1697 – Указ о постройке «кумпанствами», во главе крупными светскими и духовными землевладельцами пятидесяти кораблей для Азовского похода (первая попытка создания сильного русского флота).

1698 – Уничтожение стрелецкого войска после подавления третьего бунта стрельцов .

1699 – Указ о наборе трёх первых рекрутских дивизий.

1703 – Верфь в Лодейном поле спускает на воду 6 фрегатов: первая русская эскадра на Балтийском море.

1708 – Введение нового порядка службы казаков после подавления восстания Булавина : установление для них обязательной военной повинности России вместо прежних договорных отношений.

1712 – Роспись содержания полков по губерниям.

1715 – Установление постоянной нормы рекрутского призыва.

Церковные реформы Петра I – хронологическая таблица

1700 – Смерть патриарха Адриана и запрет выбирать ему преемника.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – передача церковных имений в управление светской администрации.

1714 – Дозволение старообрядцам открыто исповедовать свою веру при условии платежа двойного оклада.

1720 – Закрытие Монастырского приказа и возврат духовенству недвижимых имуществ.

1721 – Учреждение (на место прежнего единоличного патриаршества) Священного Синода – органа для коллегиального управления церковными делами, который, к тому же, тесно зависит от светской власти .

Эпоха Петра Великого в жизни русской церкви полна историческим содержанием. Во-первых, уяснилось и приняло новые формы как отношение церкви к государству, так и церковное управление. Во-вторых, внутренняя церковная жизнь была отмечена борьбой богословских взглядов (например, знакомый нам спор о пресуществлении между великорусским и малорусским духовенством и другие несогласия). В-третьих, оживилась литературная деятельность представителей церкви. В своем изложении мы коснемся только первого из указанных пунктов, потому что второй имеет специальный церковно-исторический интерес, а третий рассматривается в истории литературы.

Рассмотрим сперва те меры Петра I , которыми устанавливались отношения церкви к государству и общий порядок церковного управления; затем перейдем к частным мерам относительно церковных дел и духовенства.

Отношение церкви к государству до Петра I в Московском государстве не было точно определено, хотя на церковном соборе 1666–1667 гг. греками было принципиально признано главенство светской власти и отрицалось право иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным покровителем церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала (не было ее, строго говоря, и при Никоне). Громадный нравственный авторитет московских патриархов не стремился заменить собой авторитет государственной власти, и если раздавался со стороны русского иерарха голос протеста (например, митрополита Филиппа против Ивана IV), то он не сходил никогда с нравственной почвы.

Петр I вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его братья и сестры. С первых же шагов своей сознательной жизни он сошелся с "еретиками немцами" и, хотя остался православным по убеждениям человеком, однако свободнее относился ко многим обрядностям, чем обыкновенные московские люди, и казался зараженным "ересью" в глазах старозаветных ревнителей благочестия. Можно с уверенностью сказать, что Петр от своей матери и от консервативного патриарха Иоакима (ум. 1690) не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Адриане (1690–1700), слабом и несмелом человеке, Петр встретил не более сочувствия своим новшествам, вслед за Иоакимом и Адриан запрещал брадобритие, а Петр думал сделать его обязательным. При первых решительных нововведениях Петра все протестующие против них, видя в них ересь, искали нравственной опоры в авторитете церкви и негодовали на Адриана, который малодушно молчал, по их мнению, тогда, когда бы следовало стать за правоверие. Адриан действительно не мешал Петру и молчал, но он не сочувствовал реформам, и его молчание, в сущности, было пассивной формой оппозиции. Незначительный сам по себе, патриарх становился неудобен для Петра, как центр и объединяющее начало всех протестов, как естественный представитель не только церковного, но и общественного консерватизма. Патриарх же, крепкий волею и духом, мог бы явиться могучим противником Петра I, если бы стал на сторону консервативного московского мировоззрения, осуждавшего на неподвижность всю общественную жизнь.

Понимая эту опасность, Петр после смерти Адриана не спешил с избранием нового патриарха, а "местоблюстителем патриаршего престола" назначил Рязанского митрополита Стефана Яворского, ученого малоросса. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Нет нужды предполагать, как делают некоторые, что уже тотчас после смерти Адриана Петр решился упразднить патриаршество. Вернее думать, что Петр просто не знал, что делать с избранием патриарха. К великорусскому духовенству Петр относился с некоторым недоверием, потому что много раз убеждался, как сильно не сочувствует оно реформам. Даже лучшие представители древней русской иерархии, которые сумели понять всю национальность внешней политики Петра I и помогали ему как могли (Митрофан Воронежский, Тихон Казанский, Иов Новгородский), – и те были против культурных новшеств Петра. Выбрать патриарха из среды великорусов для Петра значило рисковать создать себе грозного противника. Малорусское духовенство держало себя иначе: оно само подверглось влиянию западной культуры и науки и сочувствовало новшествам Петра I. Но поставить малоросса патриархом было невозможно потому, что во время патриарха Иоакима малорусские богословы были скомпрометированы в глазах московского общества, как люди с латинскими заблуждениями; за это на них было воздвигнуто даже гонение. Возведение малоросса на патриарший престол повело бы поэтому к общему соблазну. В таких обстоятельствах Петр I и решил остаться без патриарха.

Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе; верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру I, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Понятно, что они более отвечали желаниям преобразователя, и Петр I ценил их более, чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов-архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и, наконец, при Петре – епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более, чем к отвлеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, – поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны – помогла ему сблизиться с Петром I во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомясь с Феофаном впервые в Киеве в 1706 г., Петр в 1716 г. вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападок со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником.

Феофану и принадлежит разработка и, может быть, даже самая мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр I. Более двадцати лет (1700–1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие "Святейшего Правительствующего Синода". Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром I. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было и целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была, словом, взята с общего типа организации коллегии.

Говоря о положении Синода в государстве, следует строго различать роль его в сфере церкви от роли в общей системе государственного управления. Значение Синода в церковной жизни ясно определяет Духовный регламент, по выражению которого Синод имеет "силу и власть патриаршую". Все сферы ведения и вся полнота церковной власти патриарха присущи Синоду. Ему передана и епархия патриарха, бывшая под его личным управлением. Этой епархией Синод управлял через особую коллегию, получившую название дикастерии, или консистории. (По образцу этой консистории были постепенно устроены консистории и в епархиях всех архиереев). Так, в церковных делах Синод вполне заменил патриарха.

Но в сфере государственного управления Синод не вполне наследовал патриарший авторитет. О значении Синода в общем составе администрации при Петре существуют у нас разнообразные мнения. Одни полагают, что "Синод во всем был сравнен с Сенатом и наряду с ним непосредственно подчинен государю" (такого мнения держится, например, П. Знаменский в своем "Руководстве к Русской церковной истории"). Другие же думают, что при Петре, на практике, государственное значение Синода стало ниже значения Сената. Хотя Синод и стремится стать независимо от Сената, однако последний, рассматривая Синод как обыкновенную коллегию по духовным делам, считал его себе подчиненным. Такой взгляд Сената оправдывался общей мыслью преобразователя, положенной в основу церковной реформы: с учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от лица государя, как прежде, а от государства, управление ею было введено в общий административный порядок и Сенат, управлявший делами церкви до учреждения Синода, мог считать себя выше Духовной коллегии, как верховный административный орган в государстве (такой взгляд высказан в одной из статей проф. Владимирского-Буданова). Трудно решить, какое мнение справедливее. Ясно одно, что политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов (о начале Синода см. П. В. Верховского "Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент", два тома. 1916; также Г. С. Рункевича "Учреждение и первоначальное устройство Св. Пр. Синода", 1900).

Так учреждением Синода Петр I вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом. Но эти же восточные греческие иерархи при царе Алексее уже решили в принципе тот же вопрос и в том же направлении. Поэтому церковные преобразования Петра, являясь резкой новинкой по своей форме, были построены на старом принципе, завещанном Петру Московской Русью. И здесь, как и в других реформах Петра I, мы встречаемся с непрерываемостью исторических традиций.

Что касается до частных мероприятий по делам церкви и веры в эпоху Петра I, то мы можем лишь кратко упомянуть о главнейших из них, именно: о церковном суде и землевладении, о духовенстве черном и белом, об отношении к иноверцам и расколу.

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские (даже суд о преступлениях против веры и церкви не мог совершаться без участия светской власти). Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701 г. восстановлен (закрытый в 1677 г.) Монастырский приказ со светскими судами. В таком ограничении судебной функции духовенства можно видеть тесную связь с мероприятиями Уложения 1649 г., в которых сказалась та же тенденция.

Такую же тесную связь с древней Русью можно видеть и в мерах Петра I относительно недвижимых церковных имуществ. Земельные вотчины духовенства при Петре сперва подверглись строгому контролю государственной власти, а впоследствии были изъяты из хозяйственного ведения духовенства. Управление ими было передано Монастырскому приказу; они обратились как бы в государственное имущество, часть доходов с которого шла на содержание монастырей и владык. Так пробовал Петр разрешить вековой вопрос о земельных владениях духовенства на Руси. На рубеже XV и XVI вв. право монастырей владеть вотчинами отрицалось частью самого монашества (Нил Сорский); к концу XVI в. правительство обратило внимание на быстрое отчуждение земель из рук служилых людей в руки духовенства и стремилось если не вовсе прекратить, то ограничить это отчуждение. В XVII в. земские челобитья настойчиво указывали на вред такого отчуждения для государства и дворянского класса; государство теряло земли и повинности с них; дворяне становились безземельными. В 1649 г. в Уложении явился, наконец, закон, запрещавший духовенству дальнейшее приобретение земель. Но Уложение еще не решилось возвратить государству те земли, которыми владело духовенство.

Заботясь о поднятии нравственности и благосостояния в среде духовенства, Петр с особым вниманием относился к быту белого духовенства, бедного и малообразованного, "ничем от пахотных мужиков неотменного", по выражению современника. Рядом указов Петр старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям и преследовал дурные его элементы (бродячее духовенство). Вместе с тем Петр старался лучше обеспечить приходское духовенство уменьшением его числа и увеличением района приходов. Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов.

К монашеству Петр I относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. Человек с практическим направлением, Петр плохо понимал смысл современного ему монашества и думал, что в монахи большинство идет "от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть". Не работая, монахи, по мнению Петра, "поедают чужие труды" и в бездействии плодят ереси и суеверия и занимаются не своим делом: возбуждают народ против новшеств. При таком взгляде Петра I понятно стремление его к сокращению числа монастырей и монахов, к строгому надзору за ними и ограничению их прав и льгот. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр I высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в "Объявлении о монашестве" (1724). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр I и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

В эпоху Петра I отношение правительства и церкви к иноверцам стало мягче, чем было в XVII в. К западноевропейцам относились с терпимостью, но и при Петре к протестантам благоволили больше, чем к католикам. Отношение Петра к последним обусловливалось не одними религиозными мотивами, но и политическими: на притеснения православных в Польше Петр I отвечал угрозами воздвигнуть гонение на католиков. Но в 1721 г. Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными – и с протестантами и католиками одинаково.

Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно религиозную секту, он относился к нему довольно мягко, не трогая верований раскольников (хотя с 1714 г. и велел с них брать двойной податной оклад). Но когда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведет к консерватизму гражданскому и что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Петр изменил свое отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра I репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви; в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась, и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 г. раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом.

В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Ι Великий, получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем (с 1682). Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.

Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но, из-за отсутствия достаточной поддержки, они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили успешнее.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, преступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

  • Административные : включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства, для более эффективного сбора налогов;
  • Судебная реформа : также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача - прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа : лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
  • Военная реформа : создание флота, регулярной армии, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые : включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
  • Промышленная и торговая реформы : добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы, господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные : сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные : новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород, европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно приуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю (25 лет военной службы);
  • Развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги (дополнительные обязанности для всех слоев населения);
  • Введение новых налогов.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ.
Финансовая реформа.
Проводилась все время правления Петра. Новое множество налогов, крупные продажи дегтя, соли, алкоголя. Копейка становится основной и прочно укрепляется. Результаты: увеличение казны.
Реформа государственного управления. 1699 - 1721гг. Создание Ближней канцелярии (позднее Правительствующий Сенат) Результаты: система государственного управления стала более совершенной.
Губернская реформа. 1708 - 1715гг., 1719 - 1720гг. Россия делится на 8 губерней: Московскую, Киевскую, казанскую, Ингермандландскую, Сибирскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую. Потом губернии разделят еще на 50 провинций. Результат: произошла централизация власти.
Судебная реформа. 1697г, 1719г, 1722г. Образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц - Коллегия, Гофгерихты, нижние суды. Был отменен суд присяжных. Результаты: вседозволенности губернаторов, воевод вносили изменения в показания присяжных, что было не самым лучшим выходом.
Военная реформа. с 1699г - до смерти Петра. Введение рекрутской повинности, создание флота, табели о рангах, новые военно-промышленные предприятия. Результат: регулярная армия, созданы новые полки, дивизии, эскадры.
Церковная реформа. 1700 - 1701г. 1721г. Восстановление Монастырского приказа. В 1721г. принят Духовный Регламент, который лишил церковь самостоятельности. Результаты: церковь полностью подчинилась государству. Упадок духовенства.

Северная Война.
Алгоритм войны:
Причина: между Шведской империей и коализацией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями. Первоначально войну Швеции объявил Северный союз. В состав Северного союза входили: Россия, Дания (позднее выбыла), Саксония. Страны - союзницы на стороне России: Ганновер, Голландия, Прусия. Страны - союзницы на стороне Швеции: Великобритания, Османская Империя, Гольштейн. Главнокомандующие на стороне России: Петр I, Шерементьев, Меньшиков. Главнокомандующие на стороне Швеции: Карл XII.Начало войны: 1700г. Общее кол-во солдат России: 32 тысячи. Общее кол-во солдат Швеции: 8 тысяч. Потерянное вооружении стран: Россия - 8 тыс. людей, 145 пушек и все запасы продовольствия. Швеция - 3 тыс. людей.В самом начале войны Россия была в убытке. И первый поход на Швецию был провален. Петр стремился отвоевать ранее забранные Швецией Российские земли. И открыть выход к морю (соответственно, прорубив окно в Европу). Еще одна причина поражения России - большенство солдат были наемные, и убегали на сторону Швеции. Осталось всего лишь два полка - Семеновский и Преображенский. Но Российской армии все таки удалось одержать победу. Молодой король Швеции, после выигрыша над Россией отправился на войну с Польшей. Дальше следовала Полтавская битва. К которой РИ была готова, Швеция была в замешательстве. К этой битве Петр основательно приготовил свои войска. Окончательно РИ одержала победу над Швецией около деревни Лесная. Разбили обоз из Риги с продовольствием для Швеции. Земли и выход к морю были открыты. Победа осталась за нашими войсками.