Последовательность работы над сказкой. Практические рекомендации. Чтение и первое обсуждение сказки

ГЛАВА 1

Путешествие "туда" и "обратно "

В этой главе речь пойдет только о тех произведени­ях, в которых ряд событий отчетливо разделяется на три главные части: сначала изображается повседневная жизнь героя, потом его приключения в необычном (вол­шебном) мире и, наконец, снова его домашняя жизнь. Поэтому получается, что вся цепь событий образована путешествием героя "туда" и "обратно", т. е. происхо­дит движение по кругу.

Настоящее исследование было проведено, чтобы узнать способность, которую сказки должны умилостивить в начале детства горизонт значения. На первом этапе было проведено теоретическое исследование, где были найдены основы сказок и их связь с горизонтом смысла. Четыре интервью были проведены с профессионалами, которые работали с детьми дошкольного возраста, используя сказки в качестве инструмента. Достигнуты следующие результаты: сказки, оказывают глубокое влияние на развитие ребенка, позволяют человеку давать смысл и руководство событиям своей жизни, дают ему открытость и более высокий критический уровень.

Для начала ваша задача будет заключаться в том, чтобы увидеть в произведении связь между разверты­ванием истории и сменой мест действия, между мес­том действия и поступком персонажа.

1. ДВА МИРА ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

"СВОЙ" И "ЧУЖОЙ" МИРЫ. ГРАНИЦА

Прежде всего необходимо выделить главные собы­тия повести-сказки. Как это сделать?

Ребенок напрямую связан с персонажами сюжета и элементами фантазии, которые появляются в нем, что является более простой и менее опасной идентификацией с сюжетом. Ключевые слова: Сказки, горизонт значений и раннее детство. Одна из фундаментальных аксиом психологии утверждает, что первые годы жизни ребенка имеют ключевое значение для будущего развития каждого человека. Для этого развития необходимо создать горизонт значения, который основывает и осмысливает весь его опыт. Авторы разных течений, таких как Юнг, Беттельхайм, Пирсон и Хиллман, согласны с этим.

Из своего читательского опыта вы, конечно, знаете, что всякая история завершается каким-либо результа­том. Подумайте: без каких происшествий, без каких поступков персонажей не было бы этого результата? Это и будут главные с о б ы т и я.

Далее следует изучить места, где эти события про­исходят. Каждое такое место обязательно специально описывается. Сравните эти описания друг с другом. Для того чтобы их сравнить, нужно внимательно вчитаться в текст, увидеть в каждом описании выделенные авто­ром подробности. Поэтому особое внимание обратите на повторяющиеся детали: то, что повторяется, - всег­да для автора наиболее важно.

Настоящее исследование направлено на то, чтобы выявить преимущества рассказывания традиционных сказок у детей дошкольного возраста, внести свой вклад в формирование горизонта смысла. Горизонт значения - это ссылочная структура, в которой события повседневной жизни находят сюжет, который их объединяет. Таким образом, ребенок может приспособить все переживания своей жизни, так что вместо хаотической последовательности событий, не связанных друг с другом, можно основываться на опыте, что его жизнь имеет смысл, ориентацию, горизонт, сюжет.

Беттельхайм, проводит обширные исследования в своей работе психоанализа сказок, говорит, что самая важная задача и в то же время самая сложная задача - помочь ребенку найти смысл в жизни, найти горизонт смысла. То, что вы даете ценность, смысл и направление всему своему опыту.

Все места главных событий, вместе взятые, образу­ют "художественное пространство" повести-сказки. Рассматривая эти описания и сравни­вая их друг с другом (мысленно или с помощью рисун­ков), вы убедитесь в том, что составные части изобра­женного пространства неоднородны. По своему харак­теру они разделяются на две группы, которые можно условно назвать "своим" и "чужим" миром.

Во время роста требуется много опыта, чтобы ребенок мог увидеть этот смысл и смысл в своей жизни. По мере развития ребенка он учится шаг за шагом, чтобы лучше понять самого себя и окружающий мир и связать его значимым образом. Беттельхайм в своей терапевтической практике осознал важность того, чтобы дети с раннего возраста имели доступ к материалам, которые формировали в них способность устанавливать горизонт смысла, который придавал смысл и направление их жизни.

Беттельхайм понял, что идеальный материал для обеспечения жизни ребенка - это традиционные сказки, которые обрабатывают архетипических персонажей. Подобным образом, исследования Юнга и его ученики по архетипам способствовали глубокому обогащению наших знаний о ценности сказок, чтобы обосновать горизонт значения. Каждый день появляются новые методы, способствующие развитию детей, однако их распространение часто не выходит за рамки публикаций или публикаций, и, наконец, люди, которые ближе к детям, не понимают преимуществ, которые они могут получить от простых деятельности.

Поскольку две эти главные части "художественного пространства" во многом не только различны, но пря­мо противоположны, возникает вопрос: как выглядит и что представляет собой разделяющий их рубеж, или граница (тоже особая часть пространства, не принад­лежащая ни одному, ни другому миру)? Как эта грани­ца преодолевается?

    Представьте себе (вообразите) места действия (или части изображенного пространства), где происходят важнейшие события выбранной вами повести-сказки. Назовите каждое место действия и запишите их в той последовательности, в которой они представлены в сказке.

    На протяжении истории истории были основным средством для людей, чтобы понять их опыт. Изобретая истории, чтобы понять или объяснить некоторые вещи, которые выходят за рамки нашего понимания, происходит с самого начала истории человечества. Это больше, с самого начала каждой человеческой жизни. Как люди, мы склонны создавать истории.

    Ребенок, которому были рассказаны или прочитаны устные рассказы, помимо телевидения, имеет базовое признание и знакомство с тем, что представляет собой повествование. Вы можете понять концепцию перспективы в жизни. Ребенок в этих обстоятельствах приобретает способность интегрировать свою жизнь как повествование, потому что он уже в бессознательном контейнерах организует события в значительном опыте. Для Хиллмана, связавшись с историями с раннего детства, человек может дать смысл и направление событиям своей повседневной жизни, в сюжете со значимой ориентацией в горизонте смысла.

    Какие места действия в повести-сказке опасны для героя? В чем заключается опасность, от кого или от чего она исходит? Сравните изображение раз­ личных мест, где герою угрожает опасность. Например, сравните дом и сад старушки колдуньи и сад и чертоги Снежной королевы, дворец принца и принцессы и замок разбойников из сказки Андерсена. Есть ли сходство между ними? В чем оно заключается?

    Хиллман считает, что лучшие истории - это мифы, легенды и традиционные сказки. Помимо рационалистических и ассоциативных теорий о разуме, где разум противопоставляется превосходящему воображение, его практика показала, что чем более утонченная и глубокая творческая сторона личности, тем легче интегрировать иррациональное, меньше потребности в репрессиях, а патология меньше. Через повествование символическое качество изображений проникает в бессознательное, помогая ребенку лучше понять опыт во всей его полноте.

    Сознание повествования позволяет ребенку найти свой собственный рассказ, в его ярких и темных сторонах. Юнгианское видение подчеркивает фантазию как доминирующую силу в жизни. Способность фантазировать - это творческая деятельность, которая позволяет ребенку интерпретировать отдельные события его жизни в разных архетипических повествованиях, которые помогают сдерживать опыт, освобождая его смысл.

    В каких местах действия герой чувствует себя в без­опасности? Сравните их изображение в тексте сказ­ки. Нарисуйте иллюстрации, соответствующие описанию нескольких мест действия такого рода в сказке. Есть ли сходство между ними? В чем оно проявляется?

    Можно ли назвать все места, где герою угрожает опасность, "чужим" для него миром? Дайте обоснование своего ответа, используя текст.

    Для Хиллмана фантазия - это попытка психики редизологизировать сознание в мире поверхностного содержимого. Повествование в сказках представлено как альтернативная и фантастическая реальность, которая порождает все возможности, за пределами фактической реальности. Истории, которые должны быть рассказаны Хилламном, - это традиционные, мифы и легенды нашей культуры, сказки, подобные тем, которые были составлены Братьями Гриммом и Лангом, с минимальным вмешательством современного рационализма, поскольку это проникнуто сужение сознания, в то время как повествование, о котором мы говорим, имеет тенденцию его расширять.

    Можно ли назвать места, где герой находится в без­опасности, "своим" для него миром, "домом"? Исполь­зуя текст, объясните, почему вы отвечаете на этот вопрос положительно (или отрицательно).

    Как изображена граница, разделяющая "свой" и "чужой" миры, в различных эпизодах сказки в связи с разными местами действия? Что побуждает героя переходить границу и что он должен сделать для это­го в разных случаях?

    Эти рассказы отражают основные мотивы западной психики. Фундаментальный сюжет, показанный Кэмпбеллом в его книге «Герой Тысячи Лиц», повторяется снова и снова. Дети дошкольного возраста обращаются к рассказам, чтобы объяснить почти все, что происходит вокруг них.

    Настоящее исследование попытается прояснить, что это горизонт значения, который является традиционными сказками и как они способствуют установлению горизонта значения, соотношению понятий и теоретической информации с интервью, сделанным профессионалам в тема.

    Настоящее исследование направлено на то, чтобы четко и точно информировать, полезный инструмент, который является сказкой в ​​познавательном и эмоциональном развитии ребенка, в его смысле жизни. Он стремится разъяснить, что это горизонт значения, который является традиционными сказками и каким образом они способствуют установлению горизонта значения.

    Еще раз вспомните последовательность событий выбранной вами сказки. Могли ли состояться главные события, если бы герой не покидал "своего" мира? Попробуйте решить этот вопрос для каждого собы­тия в отдельности.

ПОМОЩНИКИ И ВРЕДИТЕЛИ

Выполняя задание к этому разделу, присмотритесь, что делают персонажи, каким образом они участвуют в событиях, помогают или мешают (вредят) главному ге­рою. Как помогают и почему? Как вредят и почему? Это важные вопросы, которые помогут вам понять, чем самые разные по внешнему облику персонажи похожи друг на друга. Вы увидите, что при всем разнообразии действующих лиц существует небольшое количество "ролей", которые они играют в развитии действия по­вести-сказки. Вы научитесь различать одинаковые роли персонажей в самых разных сказках, а также определять, кто является главным героем повествования.

Настоящее исследование направлено на то, чтобы достичь глубокого знания потребности людей в том, чтобы найти горизонт смысла, который придает смысл их существованию. Как понимается горизонт смысла. В мире, все более сложном, когда телевизионные и видеоигры монополизируют умы детей, сказка возвращается, чтобы дать им пространство, необходимое им для размышления и осознания того, что их Жизнь имеет смысл и цель и таким образом может упорядочить хаос отдельных элементов, которые живут изо дня в день.

Пиаже исследовал мышление в раннем детстве и назвал его дооперационным этапом. Это этап важных познавательных достижений; Пиаже считал, что от двух до семи лет они замечательны не только для приобретения новых навыков, но и для отсутствия других. Имя, которое он использует, чтобы назвать этот период, подчеркивает то, чего не хватает, поскольку оно предшествует той стадии, на которой ребенок может мыслить логически. На этом этапе дети могут думать о символах, но еще не могут использовать логику; Он предположил, что символическая мысль начинается в заключительном подэтапе сенсорно-моторного периода, когда дети на первом этапе начинают генерировать идеи и решать проблемы посредством ментальных представлений, которые ограничены физически присутствующими вещами.

    Назовите участников основных событий в одной из повестей-сказок. Для кого из них место действия в каждом случае является "своим" миром, для кого – "чужим"?

    Какие особенности внешности, поведения, речи свидетельствуют о принадлежности персонажа к "своим" или "чужим" по отношению к главному герою? Нарисуйте персонажей "чужого" и "своего" миров выбранной вами сказки. Проверьте, насколько ваши рисунки соответствуют тексту.

    Некоторые из самых важных выводов Пиаже касаются отсутствия логики в мышлении детей. Волшебное мышление присутствует в этой фазе развития, так как его обычно называют мышлением, которое положено предполагать добровольные связи, часто сверхъестественные.

    Что-то очень важное, что развивается на этом этапе, - это самооценка, которую человек верит в себя, общий образ его способностей и характеристик. Он возникает на этом этапе, и он расширяется позже, особенно во время среднего детства. Согласно Эриксону, в его психосоциальной теории дети дошкольного возраста находятся в период инициативы против вины, что является третьим кризисом в развитии личности. Это подразумевает конфликт между смыслом цели или инициативой, который позволяет ребенку планировать и начинать осуществление деятельности, а также моральные резервы, которые ребенок может иметь в отношении этих планов.

    Кто из персонажей, по вашему мнению, главный ге­рой повести-сказки? Как вы это определили? Достаточно ли для этого увидеть, кто из героев участвует в наибольшем количестве событий? Допустим, вы это узнали. Чем можно объяснить, что одних персонажей мы встречаем только один раз, других видим участниками разных событий в различных местах действия? Если кого-то из персонажей вы встречаете дважды или трижды, значит, эти персонажи чем-то важны для действия. Чем именно?

    В раннем детстве дети сталкиваются с противоречивым давлением: они могут делать, и они хотят делать все больше и больше. В то же время они узнают, что некоторые из вещей, которые они хотят сделать, получают социальное одобрение, а другие - нет. Как вы решаете между своим желанием что-то сделать и своим желанием получить одобрение других?

    Этот конфликт устанавливает сигнал между двумя частями личности: частью, которая удерживает ребенка в полном импульсе и стремится попробовать новые вещи и попробовать новые навыки и часть, которая становится взрослым, и постоянно анализирует желательность мотивов и действия. Дети, которые учатся регулировать эти противоположные направления, развивают добродетель цели, мужество визуализировать и преследовать цели, не чувствуя себя подавленным виной или страхом наказания.

    Какие препятствия приходится преодолевать главному герою и что необходимо ему для успеха? Пытаются ли другие персонажи решить ту же задачу, что и главный герой? Если да, то почему им это не удается? Сравните две-три сказки.

    Кто помогает главному герою преодолевать препятствия? Укажите персонажей-помощников в разных повестях-сказках. Почему помощники могут сделать то, что не удается или не под силу герою?

    Ребенок зависит, в социальном отношении, от семьи. Он устанавливает свои социальные отношения, почти всегда с членами семьи или с людьми, с которыми он поддерживает ежедневные дела. Только спорадически вы выбираете других детей в качестве товарищей по игре. Дошкольный ребенок начинает иметь отношения с незнакомцами. Ребенок обращает внимание на взрослых раньше, на детей того же возраста или моложе его. Примерно через четыре года последние заслуживают внимания как социальных спутников, именно в это время ребенок развивает сильную тенденцию к общительности.

    Кто из персонажей выступает в роли вредителей, т.е. создает препятствия на пути главного героя или мешает преодолевать такие препятствия, которые су­ществуют сами по себе?

    В какой роли выступает в повести-сказке Андерсена персонаж, изображенный на иллюстрации (с. 16)?

    Вспомните персонажей прочитанных вами повестей- сказок. Подумайте, какие персонажи в разных повестях выполняют одну и ту же роль (действуют одина­ково). Есть ли в разных сказках персонажи, чем-то похожие друг на друга? Чем?

ДОЙТИ И ВЕРНУТЬСЯ

Здесь вам следует обратить внимание на цели, к которым стремятся персонажи, в особенности главные герои. Существует связь между тем, как совершается или развертывается путешествие, и целями персонажей. Попробуйте обнаружить эту связь, установить, каким персонажам принадлежит инициатива в развитии действия, понаблюдать за ходом времени на разных этапах путешествия.

    Имеет ли главный герой цель или его путешествие совершается независимо от его воли и планов? Отвечая на этот вопрос, вспомните, как начались странствия Кая и Герды.

    Укажите событие (ряд событий), которое можно считать достижением цели героя. Если инициатива не принадлежит главному герою, определите цель дру­гого "ведущего" персонажа и укажите событие, в ко­тором она достигается.

    Имеют ли персонажи (спутники главного героя, его помощники или враги) свои цели, каковы они и в каких событиях достигаются?

    Изменяется ли цель или остается неизменной, но меняется отношение героя к цели? Попробуйте с этой точки зрения понаблюдать за другими персонажами.

    Кто и каким образом отмечает в повести-сказке ход времени? Одинаково ли течет время в "своем" и "чужом" мирах?

    Изменяется ли главный герой в ходе путешествия? А другие персонажи? Опишите произошедшие в них перемены, если они есть.

    Сравните повесть-сказку и мультфильм, созданный на ее основе. Укажите сходства и различия в изо­бражении персонажей и мест действия.

    Попытайтесь кратко объяснить, что такое персонаж и какой персонаж следует считать главным в повес­ти-сказке. При этом используйте понятия: место дей­ствия, действующее лицо, путешествие, преодоле­ние препятствий, событие, цель.

ОТ НАЧАЛА К КОНЦУ ИСТОРИИ

В этом разделе ваша главная задача состоит в том, чтобы сравнить этапы путешествия одного героя и уви­деть повторяющиеся события. Затем нужно сравнить друг с другом путешествия героев разных повестей-ска­зок. В результате вы убедитесь, что истории разных ге­роев, придуманные разными авторами, строятся по од­ной схеме. Какой?

    Составьте географическую карту путешествия героя любой прочитанной вами приключенческой повести- сказки. Отметьте на карте все события и обозначьте путь героя. Проверьте, насколько получившаяся карта соответствует тексту сказки.

    Определите, какие места представляют "свой" мир для героя, какие "чужой", и сравните, как изображе­на граница между мирами в повестях-сказках Андерсена, Баума, Толкиена.

    Сравните, каким образом герой-путешественник (или несколько персонажей) преодолевает границу между "своим" и "чужим" миром на пути "туда" в повестях-сказках "Снежная королева", "Волшебник Изумрудного города", "Хоббит" и т.п.

    Сравните, как в тех же сказках преодолевается граница на пути "обратно".

    Чем, как правило, объясняются трудности перехода "туда"? В чем, как правило, заключается разница между переходами "туда" и "обратно"?

    Сравните события, которые происходят в "чужом" мире в сказках Андерсена, Волкова, Толкиена. В чем заключается сходство между ними, если оно есть?

    Сравните события, в результате которых герой отправляется в путешествие, в разных повестях-сказ­ках.

    Сравните заключительные (финальные) события тех же повестей-сказок. Есть ли сходство между ними и в чем оно состоит?

    Попытайтесь начертить такую схему путешествия главного героя, которая подходила бы для любой из прочитанных вами повестей-сказок.

4. ДВИЖЕНИЕ ПО КРУГУ

(НАРОДНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА)

Сейчас мы снова вернемся к приключенческим повестям-сказкам (таким, как "Снежная королева", "Хоббит" и др.), чтобы посмотреть, чем они похожи и не похожи на народную волшебную сказку. Так что мы и сами как будто движемся по кругу, возвращаясь для новых наблюдений и размышлений к тому, что уже знаем.

То, что "Снежная королева" похожа на волшебную сказку по своему общему строению и отдельным событиям и персонажам, не требует специальных доказа­тельств. Но вот вопрос: зачем Андерсену (и другим ав­торам) понадобилось обращаться к фольклору? Тут уже простая сообразительность не поможет: нужно снова перечитывать текст, наблюдать за персонажами и со­бытиями и рассуждать.

Если как следует разобраться в тексте, то можно ответить еще на один непростой вопрос: каким обра­зом в повести-сказке сочетаются старое и новое? Как уживаются друг с другом тот смысл событий, который связан с древним сказочным сюжетом, и новый смысл, связанный с событиями нашего времени, с новыми персонажами и новыми мотивами?

Итак, цель приведенных далее вопросов вам теперь понятна. Попробуйте шаг за шагом проследить соотношения с фольклором сказки Андерсена "Снежная королева", чтобы найти сходства и различия и попы­таться объяснить их смысл. В итоге вы убедитесь в том, что литературная сказка, в отличие от народной, реша­ет определенные нравственные задачи.

Сравните "Снежную королеву" с народными сказка­ми, которые вы подбирали, выполняя задание 1. В каких сказках повод для путешествия героя очеви­ден сразу, а в каких появление таинственного гостя из "чужого" мира не сразу воспринимается как при­чина будущего путешествия?

    Теперь сопоставьте завершающие, финальные собы­тия "Снежной королевы" и народных волшебных сказок. Как изменяются в том и другом случаях в конце путешествия облик героя и его место в жизни?

    Сравните цели и результаты путешествий Герды и героев народных волшебных сказок (т.е. смысл сюжета, последовательности событий). Для этого обратите внимание на следующие мотивы повести-сказки Андерсена: розовый куст, псалом о розах и младен­це Христе, молитва "Отче наш", слезы (Герды и Кая). В каких случаях появляется каждый из этих мотивов?

Сравните эти ситуации друг с другом. Каким обра­зом связаны между собой отдельные мотивы? Сопо­ставьте их роль в развитии действия. Почему в конце сказки говорится, что Кай и Герда поняли смысл ста­рого псалма?



Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

4. Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7. Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги на закрытых полках.

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесьпричтениипросебянешептатьтекст,нешевелить губами.

Выработка умения отвечать на вопросы
по прочитанному тексту

1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. (в опрос следует отметить галочкой.)

4. Проверьтесебя:закройтекнигуиответьте(просебя)навсевопросы.

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

1. Прочитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

6. Составьте рассказ про себя.

7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.

2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

4. Определите главную мысль рассказа.

Работа над сказкой

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Работа над рассказом

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается.

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?

Работа над стихотворением

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать к нему словесные картинки. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.

2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

Работа над басней

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Работа над эмоционально-психологическим содержанием
и выразительным чтением сказки

1. Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?

2. Выражает ли имя героя отношение к нему народа-сказочника? Какие средства для этого используются?

3. Выделите в тексте части, для которых характерна повествовательная интонация.

4. Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? Тревоги? Удивления? И т. д.

5. Представьте себе образ героя сказки и, читая его слова, передайте его характер при помощи интонации и тембра голоса.

6. Передайте с помощью интонации и тембра голоса изменения в речи и поведении героев, связанные с сюжетными событиями.

7. Найдите в тексте слова, на которые падает логическое ударение, выделите их голосом при чтении.

Выработка умения составлять план текста (рассказа)

Iвариан т

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

IIвариан т

1. Разделите рассказ на части.

2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

4. Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.

Выработка умения пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберитезаголовкикчастям(своимисловамиилисловамииз текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).