Что вы узнали о волшебных сказках. Волшебная сказка

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного".. 1

Тигр творческого воображения, сказки, возможно, являются отправной точкой для изобретения собственной жизни, которая не сводится к пересечению этапов либидо, а затем к разрешению комплекса Эдипа, а это не не останавливайтесь внезапно, когда соглашаетесь с нормализованными фигурами взрослого, из которых Беттельхайм является кульминацией сказок.

Вселенная сказок - это норы мечты, почти все из которых содержат эту ловушку снаружи, где наше воображение может исчезнуть. Они говорят о природе, зоне неопределенности и богатых опытах леса или гор, любопытства к миру, о животных или металлах, о любопытстве, которое насыщается полным безразличием к проблемам. бессознательная семья.

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста - ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Эта другая жизнь бессознательного состоит из утечек: чистые способы избежать появления человеческой личности, социальных или семейных ролей, строгого разделения родов и видов. Сказки также открывают другие способы бытия и другие способы ощущения. Красота маленькой девочки из многих рассказов исходит из того факта, что она стоит в пределах доминирующей и властной мысли.

К сожалению, большинство традиционных сказок близко, завершая все, что они открыли, чтобы все было в порядке. К счастью для девочек, к счастью для всех, сказки - это не просто урок судьба или инициация, а скорее презентация. Истории в соответствии с Бернардом Аукутуриером.

Герой волшебной сказки - мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

Рассказывать детям историю - это драматическая игра глубокой уверенности через посредничество языка. История воспроизводится в этих двух регистрах. Возникновение страдания, которое придает драматическое значение повествованию из тем страха быть съеденным, хрустом, рваным или разрезанным на куски, преследуемым, пойманным, запертым, брошенным, потерянным, так как многие темы входят в сферу без сознания, которые относятся к тревоге преследования и уничтожению, а также к мучению потери матери.

Возвращение к основам творческой уверенности в эмоциональной безопасности. Действительно, очень важно, чтобы герой истории, которому дети идентифицируют себя, выживает и торжествует над агрессором. «Двадцать пять лиг под морю», иллюстрация Альфонса де Невилла.

"Герой фольклора - "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод". 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Наука: необычная сказка

Золушка - хороший натуралист. Белоснежка не занималась химией. Капитан Немо - исключительный инженер. Ведьма сильна в квантовой физике. Доктор Франкенштейн интересуется искусственным интеллектом. Возможно, рассказывая детям историю, мы никогда не рассматривали этот вопрос с этой точки зрения. Что у науки есть с фантазией? Каковы два разных мира? На самом деле, хорошо, те, которые мы рассматриваем простые истории для детей, скрывают частые предложения, загрязнения, ссылки на мир науки и техники.

Однако, ставя под сомнение, что Джанни Родари, «одна из детских рифм, сказок и историй, для детей написана всю свою жизнь». Родари известен за рубежом специально для произведения «Грамматика фантастики», единственного теоретического тома, в котором он излагает константы фантастических механизмов, трюки, которые приводят слова и действия в движение. Именно в этой работе вводится концепция «фантастического бинома», с которой два термина настолько далеки, что воображение должно хорошо работать, чтобы найти связь и жить вместе.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

И это двигатель каждой истории. Наука. Но давайте еще немного в этом мире, царапая немного патины. Мы хотим поговорить о, например, о плохом волке, который так вас пугает в красном капуцине и волках и семи детях? Обычно она одевается, потому что ее не узнают, но разоблачить ее легко, потому что у нее «ревущий голос и черные лапы». Уже потому, что, объясняет писатель, животные имеют собственный голос, который изменяет тембр и регистр видов в частности. Ученые часто расшифровывают сложность «грамматики» природы, полагаясь на математико-статистические модели, такие как цепи Маркова.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев - темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки - шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки - привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

И чем больше исследований идет, тем больше мы находим сходство между лингвистической структурой животных и человеческой речью. Затем анализ отпечатков пальцев позволяет ученым определить количество животных, присутствующих в этом районе, определить, какие районы населены, и проверить, где волк находится под угрозой исчезновения.

Его кажущаяся смерть, в которой жизненно важные функции настолько уменьшены, что кажется нулевым. Как в случаях молнии, катаклизма и отравления. И здесь мы, вероятно, сталкиваемся с отравлением цианидом, учитывая симптомы, описанные братьями Гримм, яд, вызывающий головокружение, слабость, дезориентацию, коллапс. Он не вызывает кислород в тканях, и поэтому кожа может сохранять красный цвет.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

А как насчет рыцарей, сильных и доблестных, которые спасают принцесс над своими белыми лошадьми. Возможно, никто никогда не думал, что они должны разделиться между гимнастикой и библиотекой. Он должен знать, что теория игр проходит в самых сложных ситуациях и статистических данных, чтобы точно оценить опасности. Вам нужно знать немного логики и математики, «чтобы не быть брошенным носом от первого тролля, который проходит», и физика обязательна, поскольку для стрельбы из лука или кинжала вам нужно знать о механике, баллистике и динамичный.

Начиная, например, с предприятиями Шервуд Форест и Робин Гудом. «Волшебное и научное» место в то же время, лес, если деревья считаются зеленым легким планеты. Или, за фейнами Хенселя и Гретеля или Джан Бурраски, говорит тема правильного питания. На самом деле есть истории, которые с большим нетерпением рассматривают горячие темы сегодняшних научных дискуссий. Как и в случае с Франкенштейном, который возник из пера Мэри Шелли два столетия назад, в годы первых электрохимических экспериментов. Это потрясающе, говорит Коуро Борга, как в книге, которая находит место на книжных полках детей, возникают сомнительные вопросы о жизни, ее начале и конце, что делает человека живым.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана - солдатских сына" .

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время - он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами - "солдатскими сыновьями". Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, "барских и купеческих детей за пояс заткнули". В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. "Молодецким посвистом" и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: "Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные". Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Все вопросы, вокруг которых сегодня возникают острые споры об абортах, эвтаназии, искусственном оплодотворении. И, наконец, не говоря уже о том, что ученый-научный фантаст часто является ключевым героем, способным сочетать проблемы с кулаком или восстанавливаться после ситуации, когда кажется, что нет надежды или еще невозможно создать мощные антидоты. Однако, когда дело доходит до реальности, а не от фантазии, роли, похоже, обращаются вспять: За последние пятьдесят лет, - говорит Коуро Борга, - мы больше узнали о природе того, что мы знали в первые пять тысяч лет человеческой цивилизации.

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. "Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится". 3

Это необыкновенная история. Остерегайтесь, однако, что наука терпит неудачу, хмурится и бежит. Он сочетает в себе потрясающий эксперимент, затем иногда проскакивает над кожурой банана. Но это, если хотите, тоже хорошо: эмпирическое знание. Каждый ответ хорош, пока не будет заменен более эффективным, более эффективным.

Сколько раз мы читали или рассказывали нам истории о Красной Шапочке, Белоснежной и Семь гномов, Хенселе и Гретеле, Золушке и многих других. Повествовательные истории, которые до сих пор украшают детей, даже лучше, чем телевидение. И мы все должны сделать это для братьев Гримм: Джейкоба и Вильгельма, пары немецких авторов, которые обязались собрать все истории народной традиции, чтобы переписать их и опубликовать в антологии, которая станет точкой отсчета в немецкой литературе.

А другой брат "день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий". Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. "Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются" 4 . Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: "Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось - из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…" 5 . Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Путь к немецким сказкам - это путь, который ведет нас к открытию всех мест, связанных с братьями Гримм. Это особенность этого маршрута: с одной стороны, есть места, где два автора жили и изучались; из других мест, где установлены сказки. Естественно, посещение всех городов займет много дней: за их знаменитой славой они действительно очаровательные места с «волшебной и нереальной атмосферой». Разумеется, наиболее рациональное объяснение состоит в том, что это места, которые они дороги и хорошо известны.

Но какова бы ни была реальность, потому что нас ждет мир сказок. Ханау - это родина братьев Гримм. Не многие знают, что в двух сказках был третий младший брат Людвиг Эмиль, который вырос и получил образование после смерти своих родителей. Он стал художником, и он был иллюстратором басен из второго издания сборника. Иаков и Вильгельм посвящены практически каждой культурной деятельности в городе: фестиваль, Бридер Гримм-Мерченфестшпиль, литературная премия, Брюдер Гримм-Литертурпрейс и различные мероприятия, организованные городской библиотекой.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: "Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток". 6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения - водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Их целью, между литературными произведениями и языковыми исследованиями, было дать Германии «идентичность» поскольку он был раздроблен во множество принципов и малых государств, поэтому неудивительно, что братья рассматривают самых важных персонажей в истории немецкой литературы: им посвящена рыночная статуя. Двое парней остались там, пока они не переехали в Кассель для средней школы. Амтхаус, дом, где они жили, теперь превращен в музей Брюера-Гримма-Хауса Штайнау, музей, посвященный их жизни и творчеству.

Первый этаж зарезервирован для их работы как лингвистические исследователи, а также показывает карты, факсимиле средневековых рукописей и ранние издания их произведений. Специальная комната посвящена работе Людвига Эмиля как художника и его сотрудничества со своими братьями.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент 7 . Водовоз выступает как "спаситель" царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: "Стали молодые жить-поживать, да добра наживать".

Различные реликвии семьи Гримм также можно найти в замке Штайнау. Марбург - город известен своим Филипп-университетом, старейшим протестантским университетом, ныне действующим сегодня. Здесь братья Гримм изучали закон после средней школы, и здесь они стали заниматься лингвистической филологией и собирать сказки о Марбургский художник Отто Убельходе иллюстрировал многие рассказы Гримма, вдохновленные окрестностями города, и вы можете отправиться на поиски мест, которые стимулировали его воображение: в Амонау есть башня Рапперсвиль, Кристенберг очень похож на деревни, происходящие из Золушки, Гензеля и Гретеля, а Мелнау служил для установки фрау Холле.

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату - Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем - красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет - платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван - крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику - волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, "облапил ее богатырскими ногами", а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Этот небольшой городок сохранил свою средневековую структуру. Один из этих домов - Дом басен, музей, посвященный рассказам двух братьев. Профессиональный рассказчик рассказывает сказки в «зале для прослушивания», очаровательных взрослых и детей. А насчет сказок, посмотрите на Граббруннен, фонтан, откуда аист берет маленьких детей, рожденных согласно легенде. Наслаждайтесь панорамой, которая протекает через долину реки Швальм и небольшой горный хребет Кнюльгебирге, возможно, самый красивый район сельской местности Гессе.

Столько, чтобы считаться родиной многих известных басен, одним из которых является Красный Каппуцетто. В маленькой деревне Зигенхайн вы найдете музей сказочных костюмов. На противоположной стороне старого города вы можете полюбоваться замком Фридрихштейна.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван - солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка "Два Ивана - солдатских сына" сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:

"В некоторое время вышел Иван - солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется - оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. - Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная". 8

Добрые чувства Ивана - крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.

Волшебные сказки. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Вол­шебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно силь­ной, страшной потому, что главные противники его - не обы­чные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая побе­ды над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны, и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

19
Под стать такому герою женские образы - Елена Пре­красная, Василиса Прекрасная, Царь-девица, Марья-Моревна, прекрасная королевна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебст­вом, умом и смелостью. Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу бежать от морского царя, найти Кощееву смерть. выполнить непосильные задания. Сказочные героини иде­альным образом воплощают народные представления о жен­ской красоте, доброте, мудрости.

Противостоят главным ге­роям персонажи резко отрицательные - коварные, завис­тливые, жестокие. Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо одноглазое. Они чу­довищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в проти­воборстве с силами светлыми и добрыми. Тем выше цена победы главного героя.

В трудные минуты на помощь главному герою приходят помощники. Это либо волшебные животные (Сивка-бурка, щука, Серый волк, Свинка-золотая щетинка), либо добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим раз­нообразием отличаются чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Спасаясь от преследования, герой бро­сает гребешок - и встает дремучий лес; полотенце, платок превращается в реку или в озеро.

Фантастичный мир тридевятого царства, тридесятого го­сударства многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские».

Таковы присказки, традиционные зачины, кон­цовки. Их назначение - отграничить сказку от обыденной жизни. «В некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были» - самые характерные зачины русской сказки, иногда они соединяются. Концовка, как и присказка, обыч­но носит шуточный характер, она ритмизирована, рифмова­на, произносится скороговоркой. Часто сказочник заканчи­вал свое повествование описанием пира: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Явно слушателям детского возраста адресована такая присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка».

Повествование в сказочной прозе ведется при помощи устойчивых формул. Одни из них ускоряют или замедляют дей­ствие, перекидывают своеобразные мостики от одной ситуа­ции к другой («близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие рисуют внешний облик, характер персонажа («Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды», «Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает»). Усиливает впечатление слушателей использование при­ема троекратного повторения: три раза герой бьется со змеем; проходит последовательно через три царства: медное, сереб­ряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу.

Волшебная сказка как бы вбирает в себя многие стилис­тические приемы других жанров фольклора. Здесь и посто­янные эпитеты, свойственные лирической песне («конь доб­рый», «леса дремучие», «травы шелковые», «уста сахарные»), и былинные гиперболы («бежит - земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»), и параллелизмы: «Тем време­нем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сох­нуть, трава блекнуть».

Среди персонажей волшебной сказки много детей. Их образы поэтичны, трогательны, что подчеркивается и фор­мой имени (Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец Ива­нушка, сестрица Аленушка), и всем тоном повествования. Терешечка, преследуемый ведьмой, «просит, ублажает» защипанного гусенка: «- Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на кры­лышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя покормят-напоят и чистой водицей обмоют.

Сжалился защипанный гусенок, подставил Терешечке кры­лышки, встрепенулся и полетел вместе с ним».

Оптимистичный конец сказок о детях кажется особенно оправданным и справедливым. Несмотря на то, что описа­ние внешнего облика героев волшебной сказки очень ус­ловно («такая красавица, что век бы очей не отвел», «купе­ческий сын был собою статный, рослый, кровь с молоком»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль игра­ют широко известные иллюстрации к русским народным сказкам. Сказочные образы вдохновляли таких крупных живописцев, как В.Васнецов, М.Врубель, графиков И.Билибина, Е.Поленову. Классические и современные издания русских народных сказок украшают работы талантливых ху­дожников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Рачева, Т.Мавриной и многих других.

20

Еще по теме 3.3.Волшебные сказки. Общая характеристика, особенности. Воспитательное значение:

  1. 13. Сказка Аксакова «Аленький цветочек». Фольклорная основа сказки. Авторское начало, связь сказки с содержанием повести «Детские годы Багрова внука». Художественное своеобразие сказки, ее воспитательное значение.
  2. 26. Сказки Мамина-Сибиряка для детей («Серая шейка», сб. «Аленушкины сказки»). Связь с фольклором, нравственный смысл, художественные особенности и воспитательное значение сказок.
  3. 27. Сказки В. М. Гаршина для детей («О жабе и розе», «Лягушка путешественница»). Связь с фольклором, традиции Андерсена в сказках Гаршина. Центральные образы, идеи, художественные особенности и воспитательное значение.
  4. 10. Повесть-сказка Погорельского «Черная курица». Характеристика центрального героя, воспитательная направленность сказки
  5. 7. В. А. Жуковский как детский писатель. Стихи, сказки для детей. Их связь с фольклором, особенности содержания и формы, воспитательное значение.
  6. 3.1.Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение.