Преподобный сергий и андрей рублёв. Счастливая судьба Андрея Рублева




Задачи: Совершенствовать умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; Совершенствовать умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; развивать умения давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно- образное мышление, монологическую речь.; развивать умения давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно- образное мышление, монологическую речь.; приобщаться к системе духовных ценностей. приобщаться к системе духовных ценностей.


Икона – «окно» в Царствие Божие. Слово «икона» происходит от греческого «эйкон» - «изображение», «образ». Слово «икона» происходит от греческого «эйкон» - «изображение», «образ». Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания, из Священного писания, которым церковь которым церковь приписывает священный приписывает священный характер. характер.


Отец Александр Киселёв: «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию» «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию»

































Фильм А.А.Тарковского "Андрей Рублев" (1971) Анатолий Солоницын в роли А. Рублёва Анатолий Солоницын в роли А. Рублёва






«повеле ему при себе написати образ Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу» Сергий Радонежский имя в мируВарфоломей родился3 мая 1314 умер25 сентября 1392 почитаетсяв русском православии прославленв 1949 году в ликепреподобного главная святыня Троице-Сергиева лавра день памяти5 июля 25 сентября подвижничествотрудолюбие отшельничество пост скромность


О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто всё собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог. Г. Р. Державин «Бог»



31 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: «Что объединяет трёх ангелов в «Троице» Рублёва?» или Письменно ответить на вопрос: «Что объединяет трёх ангелов в «Троице» Рублёва?» или написать сочинение- рассуждение на тему: «Перед рублёвской «Троицей». написать сочинение- рассуждение на тему: «Перед рублёвской «Троицей».

Искусство эпохи Сергия Радонежского. Андрей Рублев

Богородичные иконы Андрея Рублева

К сожалению, в Успенском соборе не сохранился иконостас работы Рублева. Вернее, это была огромная бригада, в которой Рублев и Даниил Черный были знаменщиками, т.е. главными художниками, которые распределяли работу - что-то писали сами, поправляли работу и т.д. Этот иконостас был вынесен в XVIII в. императрицей Екатериной, которая, увидев черные иконы, просто повелела их вынести отсюда, дала деньги на барочный иконостас, и сегодня мы его и лицезреем в Успенском соборе Владимира. Слава Богу, старый иконостас сохранился. Он был отдан в село Васильевское и сейчас находится большей частью в Третьяковской галерее, а частично в Русском музее.

Богоматерь Владимирская византийского письма XII в. (слева) и Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева (справа)

Ну, здесь мы просто видим продолжение той же темы, которую разрабатывал Феофан Грек. И можно сказать, хотя это не тема сегодняшней этой беседы, но скажу мимоходом, что именно в это время, во времена Феофана Грека и Андрея Рублева, собственно, и формируется высокий иконостас. Скорее всего, идея высокого иконостаса принадлежала митрополиту Киприану, который проводит в это время литургическую реформу, изменяя устав со Студийского на Иерусалимский.

Но одна икона, которая до сих пор хранится во Владимире, очень хорошо показывает гений Рублева и другой характер русского исихазма. Это Владимирская икона Божьей Матери, Владимирская Запасная так называемая. Мы знаем, что в 1395 году знаменитую Владимирскую икону, ту, которая была привезена еще в 30-е годы XII в. в Киев, потом была перенесена во Владимир Андреем Боголюбским и получила, собственно говоря, из-за своих чудес наименование Владимирская, перенесли в Москву в связи с тем, что Москве тогда, в 1395 году, угрожал хан Тамерлан. Три дня молились перед этой иконой, и хан Тамерлан отступил.

Но москвичи вовсе не хотели возвращать икону назад. И тогда хитроумный Киприан придумал нечто. Он запер икону в Успенском соборе Московского Кремля и просил москвичей еще три дня молиться. И владимирцев, которые, естественно, прислали со своей иконой посольство. И сказал, что он отдал Богу решить этот спор, где должна находиться икона.

И когда после трехдневной молитвы открыли этот собор, на аналое лежало две иконы. И владимирцы выбрали ту, которая им больше понравилась. Ну, скорее всего, это легенда. Скорее всего, просто владимирцам, чтобы их успокоить, Рублев написал вот эту запасную икону. Во всяком случае, она всегда стояла во владимирском Успенском соборе, и только в советское время была перенесена во Владимирский краеведческий музей. И образ Богоматери - мы можем его сравнить и с Владимирской иконой византийской, совсем другой, хотя она написана в меру и подобие той, даже параметры доски точно такие же, вот эти широкие поля, не очень характерные для русских икон.


Богоматерь Донская письма Феофана Грека (слева) и Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева (справа)

И можно ее сравнить и с работой Феофана Грека, например, с Донской. Это абсолютно другой образ. Это образ, я бы сказала, такой ангельский. Образ, где Богоматерь растворяется в свете. Если в византийской иконе XII в. Богоматерь скорбно, с удивительно щемящим чувством смотрит на молящегося, и нельзя не заразиться этой болью; если у Феофана Грека в Донской эти объятия такие теплые, такие человеческие, я бы сказала, то здесь это такое растворение во внутреннем свете. Здесь Божья Матерь смотрит и на Младенца, и одновременно внутрь себя. И он тоже, прижимаясь к ней, как бы сообщает ей свою энергию и в то же время впитывает ее тепло. И золото это мерцающее, и такое сфумато этих ликов - все говорит о том, что здесь свет не в ипостаси этого сжигающего огня, а как елей разливается. А елей, как мы помним, это по-гречески одновременно и «радость». Это внутренняя радость, внутреннее ликование, но это тихая радость, как мерцающая лампада. Но лампада, которая не озаряет светом внутри, скажем, темного пространства, а действительно такой трепещущий огонек свечи.


Св. Троица. Художник - Андрей Рублев (Ок. 1360 - 1428)

Ну, конечно, вот этот характер русского исихазма невозможно себе понять, не вспомнив о фигуре Сергия Радонежского. Не случайно одна из главных работ Андрея Рублева связана с памятью преподобного Сергия. Это образ Троицы, написанный для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, ныне Троице-Сергиевой лавры, который был построен на месте деревянного храма, срубленного самим Сергием. В этом храме были положены мощи преподобного Сергия и написана икона в память и похвалу преподобного Сергия - образ Троицы.


Св. Сергий Радонежский. Лик. 20-е гг. XV в. Вышитый покров - погребальная плащаница

Вспомним Сергия. Удивительный святой, который, можно сказать, один свершил реформу монастырей, причем не ставя себе такую цель, а просто уйдя на Маковец, отдав себя молитве Богу, уединенной молитве, даже брат его покинул, как мы знаем. Но со временем вокруг него собрался круг учеников, образовался даже не один, а множество монастырей, и эти монастыри потом, как птицы, как было у него в видении сказано, разлетелись по всей земле. Если до Сергия на Руси было где-то сто - сто с чем-то монастырей, то за полвека или чуть больше деятельности самого Сергия и его учеников еще более 90 монастырей образовались от Белого моря до Астрахани. Но дело даже не в количестве, а в характере тех монастырей, которые образовывались вокруг Сергия и стараниями его учеников тоже.

Образ Сергия нам сохранила вот эта плащаница, которая была вышита учениками преподобного Сергия. Из этого мы делаем замечательный вывод, что не только женщины вышивали, но и мужчины-монахи тоже вышивали, это теперь доподлинно известно.

И из этой плащаницы, которая покрывала раку с мощами преподобного Сергия, мы можем даже представить, как выглядел Сергий, потому что считается, что эта плащаница - портретная. Когда были мощи раскрыты, то действительно характерные такие близко посаженные глаза на этой плащанице были подтверждены реально тем черепом, который в свое время был сохранен отцом Павлом Флоренским, боящимся, что мощи будут просто разорены большевиками при вскрытии.

И, собственно говоря, икона Андрея Рублева, написанная для Троицкого собора, и послужила тем образом, по которому мы можем судить, что же такое русский исихазм. Напомню: икона написана в память и похвалу преподобного Сергия. Вообще в память и похвалу святого пишется его образ. А здесь был написан образ его молитвы, того, чему он посвятил жизнь. Назвав свой монастырь Троицким, он не просто дал ему такое особое посвящение, а он, как будут потом передавать его ученики его слова, учил воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего. Образ божественного единства, единства в любви, согласии, вслушивании друг в друга - все отражено в этой иконе, которая действительно передает то, чему учил преподобный Сергий. И вот этот свет разлитый, и это не яркое золото, а скорее такое золотисто-охристое сияние, вот этот голубец, который тоже присутствует в каждом из этих ангелов, эти жесты, эти наклоны головы, композиция вписана в круг, все сходится концентрическими кругами к чаше, к образу жертвы. А образ жертвы - это образ любви, с которой Бог себя отдает этому миру.

Вот этот удивительный образ и передал нам то, чем являлся исихазм, по крайней мере в изводе, в учении и в практике преподобного Сергия. Это прежде всего соединение в любви, образ единства. Вот то, чего как раз не хватало Руси. Потому что, как говорили летописцы, Орда пришла на Русь за наши грехи. И мы помним, что с помощью Орды князья решали свои проблемы, призывали ордынцев, чтобы воевать друг с другом. Во всяком случае, спор Москвы и Твери решался именно так. И вот эта междоусобица, чтобы ее прекратить, чтобы соединить Русь - этому способствовала и молитва, и практика, и учение, и жизнь в монастыре преподобного Сергия. И, конечно, эта икона - средоточие учения о единстве и любви.


Успенский собор на Городке. 1399. Звонница постройки XIX в. Звенигород

Еще один памятник, который связан с именем Андрея Рублева - это Успенский собор в Звенигороде на Городке. Он построен Юрием Звенигородским, младшим сыном Дмитрия Донского. Если московский князь Василий Дмитриевич был старшим сыном, то Юрий Дмитриевич был младшим сыном и крестником преподобного Сергия. И сюда он тоже пригласил Андрея Рублева расписывать этот храм.

Сегодня в этом храме иконостас не рублевский, но сохранились росписи, сейчас они открываются, рублевского времени. Они в не очень хорошем состоянии, но все-таки отражают тот период, когда, может быть, еще даже до фресок владимирских Андрей Рублев работал здесь.

Но самое удивительное, что связано с этим храмом, - это находка трех икон, которые удивительным образом нашли реставраторы в 1918. Это три иконы: Спас, апостол Павел и архангел Михаил. В свое время сюда пришла комиссия под руководством Грабаря, уже в ранние советские годы была такая комиссия, которая изымала лучшие произведения, чтобы они не погибли. Потому что храмы закрывались, разорялись и т.д., иконы часто сжигались. Вот чтобы не погибли хорошие иконы, эта комиссия по древним храмам собирала эти памятники. И придя в этот храм, ничего не обнаружили. И как гласят воспоминания… Правда, сегодня нашли какие-то другие воспоминания, что священник сам отдал эти иконы… Ну, неважно, так ли было или их действительно нашли в дровяном сарае. Во всяком случае, три эти иконы изъяли из этого храма и отдали в реставрационные мастерские в очень плачевном состоянии.

Спас. Начало XV в.
Центральный образ Звенигородского чина. Художник - Андрей Рублев (Ок. 1360 - 1428).

От иконы Спасителя осталась только средняя часть. Но когда расчистили, увидели удивительный лик Спасителя, удивительный! Конечно же, сразу реставраторы и искусствоведы связали эти три иконы с именем Андрея Рублева, хотя сегодня тоже есть и другие мнения по этому поводу - что это другой мастер. Но я все-таки придерживаюсь мысли, что такие великие иконы мог написать только человек, прошедший и школу преподобного Сергия, и знакомый с искусством Феофана Грека, и работавший в других храмах, в том числе и в Троицком храме Сергиева монастыря. Это удивительный образ Спаса, полный любви, света, какого-то всепрощения. Наверное, это лучшая икона из тех, которые были созданы на Руси. Во всяком случае, этот лик невозможно забыть. И это же внутреннее сияние! Причем опять же не огненное, сжигающее вас, а как бы освещающее, просвещающее, согревающее. Вот это удивительно, конечно. Это образ исихастский, образ тишины, образ любви, образ, приглашающий вас раскрыться.

Апостол Павел. Начало XV в.

Архангел Михаил. Начало XV в.
Звенигородский чин. Художник - Андрей Рублев (ок. 1360 - 1428).

И две остальные иконы тоже проникнуты теми же исихастскими идеями. Апостол Павел. Наверное, самый смиренный образ апостола Павла, который есть в русском искусстве. Обычно апостол Павел - это такой интеллектуал… Здесь мы тоже видим большой лоб мыслителя. Но очень торжественно держащий в руках Священное Писание. Половина Нового Завета, как мы знаем, написана самим апостолом Павлом, и в Писаниях о нем говорится, и в Деяниях. Но здесь он эту книгу смиренно, согбенно почти, можно сказать, склоняясь перед Спасителем, приносит к его ногам. Вот смирение апостола Павла здесь и тишина его. Не огненная его проповедь, он здесь уже не размахивает хартией, ведя нас ко Христу, а он смиренно предстоит: «Все я почитаю за сор, кроме Иисуса Христа» . Это его слова.

И так же удивителен образ, очень исихастский, архангела Михаила. Образ, который всегда изображают как воителя. Он и есть архистратиг, он и есть тот, кто ведет духовную брань с силами зла. Но он здесь показан тишайшим. Потому что наша брань - не против крови и плоти, а против мироправителя тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. И вот эта тишина здесь тоже выражена. Вот эта исихия как тишина, исихия как молчание, как вслушивание, как умиротворение, как смирение. Вот это характер русского исихазма, и это характер, конечно, рублевского искусства. Мы помним в Писании, и это очень любил говорить Иоанн-Златоуст, что побеждающий себя лучше завоевателя городов.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. 1390 - 1427

Последнее пристанище Андрей Рублев находит в Андрониковом монастыре, который возглавлял один из учеников преподобного Сергия Андроник, поставленный сюда по просьбе митрополита Алексия. Еще одна фигура, которую мы не затронули, которая связана, конечно, с историей XIV в. Монастырь, поставленный по обету во имя иконы Спаса, перед которой молился митрополит Алексий во время бури, когда плыл из Константинополя. Этот Спасский собор расписывал Андрей Рублев, но здесь были найдены только маленькие фрагменты этой росписи и ничего более. Он пострадал, много раз перестраивался. И мы знаем, что Рублев здесь был похоронен. Здесь он доживал последние годы вместе со своим другом и сопостником Даниилом Черным, и здесь он был похоронен. Еще в 20-е годы, когда здесь было кладбище, люди знали, где могила Андрея Рублева. Но потом, когда кладбище было срыто и здесь было устроено и общежитие, и производство, и чего тут только не было в советское время, могила была утеряна. Но мы знаем, что сегодня здесь музей имени Андрея Рублева, и вот хотя бы так сохраняется его память.

Фигура Андрея Рублева, как и фигура Феофана Грека, обозначает, наверное, самую высокую вершину в древнерусском искусстве. А XV в., правда, мы называем «золотым веком русской иконы», потому что он начинается с Андрея Рублева и заканчивается Дионисием. Но все-таки, особенно к концу XV в., а к XVI мы совсем это увидим, с этой вершины будет постепенно, постепенно… Сначала очень постепенно, а потом уже более стремительно путь будет идти вниз. Но, во всяком случае, XIV - начало XV в. обозначены вот этим высоким искусством.

Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве...

Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало -- «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем перешедшее в персидский, тюркские, армянский, и грузинский языки уже со значением «певца-поэта»...

Древнерусская иконопись

52. Андрей Рублев (?)Деисусный чин: Архангел Михаил. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва 53. Андрей Рублев (?)Деисусный чин: Апостол Павел. Около 1400г. Третьяковская галерея, Москва В мае 1408 г. московский великий князь направляет во Владимир...

Идеалы в современном обществе

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке...

Икона: основные правила построения и восприятия

Икона: смысл и историческое значение

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения...

Китаївська пустинь – історико-культурна пам’ятка міста Києва

Біля входу до Свято-Троїцького храму - кілька могил. Одна з них - пріснопамятного затворника Лаври преподобного схимонаха Досифія. Дивовижна легенда про нього не поступається за сюжетом авантюрному історичному роману. У XVII столітті молода жінка...

В 1408 году Троицкий монастырь был начисто сожжен татарами. Можно представить себе, как тяжело было русским людям видеть обуглившиеся головешки на том месте...

Культура времён Андрея Рублёва и Феофана Грека. Система ценностных ориентиров

Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет манеру и даже мироощущение Феофана Грека...

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, но имена, которые уже выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком...

Православие в истории России

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру...

Славянская культура. Русские календарные праздники

От Зимних до Зеленых святок через все обряды проходил единственный лейтмотив - заклинание на хороший урожай, благополучие в хозяйстве и семье. Семик - четверг перед Троицей. Основное действо в Семик - это завивание венков...

Творчество Андрея Рублева

Икона Троицы Ветхозаветной (около 1411 или 1425-1427, Государственная Третьяковская галерея, Москва), стоявшая до 1918 в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, занимает особое место не только в творчестве Андрея Рублева...

Творчество Ф. Грека и А. Рублева

Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века...

Преподобный Сергий - Богом данный Воевода Земли Русской, чьё Сердце приняло непомерную Ношу огненного подвига. Во все тяжелейшие моменты нашей истории именно «мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую» (1).

«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого, - писал известный русский писатель Б.Зайцев. - Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвное возведение в народного святого, что навряд ли выпало другому» (1). Основоположником, Строителем и Ангелом-Хранителем России назвал Преподобного Сергия П.А.Флоренский.

История оставила нам немного свидетельств Его великого подвига, начало которому было положено в дремучем северном крае. «Житие Сергия», написанное его современником Епифанием Премудрым, после передачи рукописи церкви бесследно исчезло, а позже появились переделанные списки «Жития».

Сколько людей за прошедшие шесть веков пытались прикоснуться к Великому Облику, чтобы зажечь свою малую искру от Его Великого Огня! Разные люди в разные времена складывали из своих «камешков» прекрасное мозаичное полотно Великого Образа, добавляя что-то своё к слагаемому портрету. И наверное, многих занимала мысль - существует ли истинное изображение Преподобного Сергия?

Уже самые ранние Его изображения можно разделить на два типа. К первому можно отнести иконы, запечатлевшие обобщённый облик Святого, каким был Троицкий Игумен в представлении многих людей, как, например, изображение Сергия, выгравированное на серебряном окладе Евангелия, - оно было сделано через полгода после Его кончины художником, который, скорее всего, не видел Святого лично. Возможно, здесь был использован рисунок, не имеющий большого сходства с оригиналом. Впоследствии появилось большое количество подобных церковных и светских изображений Сергия, схожих с изображениями других святых и «собеседников» Сергия, таких как Дмитрий Прилуцкий или Кирилл Белозерский.

Иным предстаёт перед нами лик Преподобного на вышитом надгробном покрове, подаренном, по преданию, в 1424 году Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием. Вероятно, покров начали вышивать вскоре после открытия мощей Сергия 5 июля 1422 года. Основой этого изображения могло послужить личное лице­зрение Святого или, что более вероятно, знакомство с какими-либо прижизненными изображениями, которые мог сделать, например, племянник Сергия Фёдор, не чуждый художническому мастерству.

Ко времени открытия мощей можно отнести и древнейшую икону Преподобного Сергия, писанную, возможно, одним из его учеников и находившуюся некогда в Новгороде, в крестовой архиерейской церк­ви в честь Святого Сергия Радонежского. На этой иконе просматриваются те же черты Преподобного, как и на знаменитом покрове с его святых мощей.

Вот как в своё время этот покров описал замечательный русский философ, князь Е.Н.Трубецкой: «В ризнице Троицко-Сергиевской Лавры есть шитое шелками изображение Святого Сергия, которое нельзя видеть без глубокого волнения. Это - покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского... Первое, что поражает в этом изображении, - захватывающая глубина и сила скорби : это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской , обездоленной, униженной и истерзанной татарами.

Всматриваясь внимательно в эту пелену, вы чувствуете, что есть в ней что-то ещё более глубокое, чем скорбь, - тот молитвенный подъём , в который претворяется страдание; и вы отходите от неё с чувством успокоения. Сердцу становится ясно, что святая печаль дошла до неба и там обрела благословение для грешной, многострадальной России. (...)

Чувствуется, что эта ткань была вышита с любовью кем-либо из русских «жён-мироносиц» XV века, быть может, знавших святого Сергия и, во всяком случае, переживавших непосредственное впечатление его подвига, спасшего Россию.

Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаруживалась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» (4).

Говоря об удивительной красоте и силе этого творения, Павел Флоренский утверждает, что это своеобразное, почти не оценённое изобразительное искусство, «достижения которого недоступны и лучшей живописи».

Теперь обратимся к исследованию современного ав­тора. Г.Ю.Ясько в своей статье «Явление России» пи­шет о поразительном сходстве Рублёвского «Спаса» (из Звенигорода) с изображением Святого Сергия на вышитом покрове.

«Спас» Рублёва - одна из трёх икон деисусного чина, найденных в 1918 году в Звенигороде «на городке», в дровяном сарае близ Успенского собора, для которого они и были писаны известным мастером-иконописцем преподобным Андреем Рублёвым (1360–1430).

История тех далёких событий такова: предполагаемый заказчик чина, Юрий Звенигородский, был тесно связан с Троице-Сергиевым монастырём, ведь его крёстным отцом был сам Сергий Радонежский. Над его могилой Юрий построил каменный Троицкий собор, стены которого расписывала артель Рублёва. В «Сказании о святых иконописцах» говорится, что «преподобный отец Андрей Радонежский иконописец прозванием Рублёв» «прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского». Заказ Юрия Звенигородского Рублёв исполнял между 1408 и 1422 годом.

Рублёвский «Спас» имеет черты, напоминающие нам Преподобного Сергия, - утверждает Г.Ю.Ясько. «Художник должен был встретить в жизни этот «навсегда приковывающий взгляд», чтобы с такой волшебной убедительностью перенести его на изображение», - пишет автор статьи. И далее совершенно справедливо утверждает: «Нет никакого сомнения в том, что Андрей Рублёв видел Преподобного. Образ этого Гиганта Духане мог не запечатлеться в... сознании гениального художника» (5).

Похожее изображение мы видим и на иконе Рублёва «Спас в силах», написанной в 1425 – 1427 годах для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. От Рублёвского «Спаса» впоследствии произошёл целый ряд подобных иконописных изображений.

Обратимся ещё раз к работе Е.Н.Трубецкого «Три очерка о русской иконе»: «...В видениях русского иконописца XV века облекаются в художественную форму исключительно богатые сокровища религиозного опыта, явленные миру целым поколением святых; духовным родоначальником этого поколения является не кто иной, как сам Преподобный Сергий Радонежский. Сила его духовного влияния, которая несомненно чувствуется в творениях Андрея Рублёва, и не в них одних, дала повод некоторым исследователям говорить об особой «школе иконописи» Преподобного Сергия. Это, разумеется, оптический обман: такой «школы» вовсе не было. И однако, нет дыма без огня. Не будучи основателем «новой школы», Преподобный Сергий тем не менее оказал на иконопись огромное косвенное влияние, ибо он - родоначальник той духовной атмосферы, в которой жили лучшие люди конца XIV - [начала] XV века. Тот общий перелом в русской духовной жизни, который связывается с его именем, был вместе с тем и переломом в истории нашей религиозной живописи. До Святого Сергия мы видим в ней лишь отдельные проблески великого национального гения; в общем же она является искусством по преимуществу греческим. Вполне самобытною и национальною иконопись стала лишь в те дни, когда явился Святой Сергий, величайший представитель целого поколения великих русских подвижников» (4).

Вершиной совместного творчества Учителя и ученика стала знаменитая икона «Святая Живоначальная Троица», написанная Рублёвым «в похвалу Сергию». В 1918 году была произведена её окончательная расчистка, что дало возможность увидеть, говоря словами Павла Флоренского, «эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем само земное небо... эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность», (7) словом, всё то, что мы называем «Троица».

«Есть «Троица» Рублёва, следовательно, есть Бог», - утверждает П.А.Флоренский. Невозможно не привести и другие его слова: «Андрей Рублёв воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально твёрдое и непоколебимо верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собой Небесный Первообраз, а вокруг себя - земное отображение, - быть в среде духовной, в среде умирённой. Андрей Рублёв питался, как художник, тем, что дано ему было. И потому не Преподобный Андрей Рублёв, духовный внук Преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской - Сергий Радонежский - должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти. В иконе Троицы Андрей Рублёв был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» (7).

О возможности подобного сотрудничества мы знаем из Учения Живой Этики. В подтверждение вышесказанного читаем в «Гранях Агни Йоги»: Преподобного Сергия «можно также назвать и покровителем истинного искусства, ибо Андрей Рублёв был Его учеником и близким Его сотрудником. Многое можно ещё сказать об этом Великом Духе, но время ещё не пришло» (2).

«Мало осталось исторических рекордов о Великих Духах Прошлого, но тем не менее Облики их сияют мощно. Чем объяснить это, как не пространственными нерушимыми рекордами, являющимися истинными магнитами в силу своей чистоты» (3).

Литература

1. Знамя Преподобного Сергия. М.: РИО Денница, 1991.
2. Грани Агни Йоги. Т. 8. Новосибирск, 1995.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 1999.
4. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
5. Ясько Г.Ю. Явление России. Новая эпоха. 2002, № 2 (25). С. 48 – 61.
6. Дёмина Н.А. Андрей Рублёв и художники его круга. М., 1974.
7. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. У водоразделов мысли.
Новосибирск, 1991.
8. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974.
9. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2001.
10. Косоруков А.А. Строитель вечного пути России Сергий Радонежский. М.: Беловодье, 2004.