Методы генерирования новых идей! Технологии генерации идей.

Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью создания новых идей. Генерировать - это наиболее подходящее для такого процесса определение. Ведь в разных случаях может понадобиться далеко не одна идея: будь то необходимость пошить костюм ребенку на утренник или же создать новую линейку продуктов, которые привлекли бы клиентов в бизнесе.

Муки творчества или поток идей?

Но, к сожалению, чаще всего люди сталкиваются с трудностями и муками рождения новых начинаний. Идеи не хотят идти в голову. И данный процесс постепенно начинает провоцировать появление стресса. Генерировать - это не означает мучительно давать жизнь каждой значит легко и свободно порождать новые потоки оригинальных решений. Как же сделать этот процесс легким, а главное, результативным?

Найти хорошее в плохом

Один из самых известных способов генерировать идеи - перевернуть все понятия вверх дном. Поменять местами хорошее и плохое, черное и белое, порядок и хаос. Этот подход может применяться в любой сфере. Например, если мать может быть серьезно озадачена этим и начать относится к нему еще строже. В ответ на это дитя способно взбунтоваться, начав приносить домой еще худшие отметки. Но если мать применит этот способ, то ситуация, вполне возможно, изменится к лучшему.

Для этого ей необходимо подумать: что хорошего в том, что ее ребенок учится не так, как этого требуют образовательные учреждения? Во-первых, она может вспомнить тот факт, что далеко не все успешные люди были прилежными учениками. Более того, многие из них даже не смогли закончить средних учебных заведений. В противовес этому, немало отличников на протяжении школьного обучения настолько «выгорают», что после окончания одиннадцатого класса даже не могут смотреть в сторону книг. Повзрослев, они редко становятся успешными бизнесменами или представителями разных популярных и прибыльных профессий. У них попросту не хватает для этого предпринимательской жилки и страсти.

Генерировать - это творить

Не стоит также забывать, что за креативность и творчество отвечают определенные структуры мозга. Они могут работать с настоящим скрипом, если ими не пользоваться в течение длительного времени. Поэтому не нужно пренебрегать такими занятиями, которые помогут вдохнуть жизнь в эти участки серого вещества. Пусть это будет рисование акварелью, лепка из пластилина, шитье детской игрушки. Самое главное - активировать процесс в мозгу. Перед тем как заняться таким творчеством, можно подумать немного о текущей проблеме, которая требует решения. Но затем, беря в руки кисточку и акварель, все размышления нужно выкинуть из головы. Тогда в процессе творческой работы над решением проблемы сможет поработать подсознание. И новая идея придет совершенно неожиданно.

Записывать новые идеи

Часто решение проблемы приходит в самый неподходящий момент - по дороге на работу, в метро, на деловой встрече или даже во время отхода ко сну. Для того чтобы не упустить ценную мысль, необходимо всегда держать под рукой ручку и блокнот. Ведь идея, которая не была записана, забудется в самый короткий промежуток времени.

Внешние источники вдохновения

Какая бы задача не стояла перед человеком - составить бизнес-план для руководителя, написать сочинение по русскому языку, генерировать числа или идеи - всегда необходимо искать источники питания для своего разума. Не всегда это могут быть имеющиеся на данный момент у человека переживания. Ведь повседневная жизнь дает не так уж и много пищи для фантазии. А новые идеи все равно требуется генерировать. Это значит, необходимо обращаться к внешним источникам: держать под рукой список вдохновляющей музыки, любимых фильмов, книг. Это поможет в нужный момент оказаться в состоянии вдохновения и радости - а значит, быть готовым генерировать новые идеи.

День добрый, читатели моего блога. Сегодня анализировал статистику запросов от пользователей, искал интересные темы для своих статей и понял, что многие ищут в сети новые бизнес идеи. Уверен, что все хотят найти готовую бизнес идею, которая уже завтра, а то даже и сегодня, начнет приносить прибыль. Скажу сразу, что в сети вы сможете найти бизнес идеи, но не факт, что они будут актуальные. В большинстве случаев в открытый доступ попадают старые бизнес планы, которые уже себя изжили, или такие, что не являются рентабельными. К чему я веду? К тому, что бизнес идею можно разработать самостоятельно, она будет уникальная, она будет авторская, вы продумаете все плюсы и минусы, сможете рассчитать все риски и плюсы данного дела.
Но тут возникает вопрос, а как это сделать? Если честно, то я тоже с самого начала задался таким вопросом. Очень легко сказать – придумать новую бизнес идею, но нужно ж иметь четкое понимание того, как и что делать. Не все от природы могут за секунды выдавать креативный решения, способные давать отличный результат.

Детальней изучая данную тему я понял, что в науке очень много людей тоже задавалось себе таким вопросом, и некоторые из них разработали даже специальный системы позволяющие стимулировать мозг, заставляющие его работать сверх своих возможностей и выдавать новые идеи. Итак, сегодня мы с Вами поговорим о 10 основных методах генерирования новых бизнес идей.

Мозговой штурм – отличный способ получения новых идей

Мозговой штурм – это то, что практикуется во многих компания, больших и малых. Не важно каким видом бизнеса вы занимаетесь или планируете заняться, мозговой штурм всегда способен выдать новые идеи, интересные концепции и решения поставленных задач.
Данный метод был разработан Алексом Осборном. Основная идея состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждаю поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Идеи должны быть разные, желательно высказывать все, что приходит в голову, не бояться. Даже если решение кажется фантастическим, то говорите. Таким образом идет коллективное мышление, происходит стимулирование творческого процесса. У меня в команде бывало так, что с начала все идет тяжело, но потом кто-то сказал одну идею, его подхватил другой, третий и пошло. Идея за идеей, решение за решением, из сотни высказанных предложений мы обязательно находим парочку толковых. Далее следует их записать и уже более детально обговорить.
Мозговой штурм имеет три этапа:
Постановка проблемы. Определитесь с тем, что будете обговаривать, четко сформулируйте задачу.
Генерация идеи. Самая важная и креативная часть мозгового штурма. Тут нужно соблюдать определенные правила: не ограничивать идеи, говорить все подряд; ни в коем случае не критиковать идею другого участника штурма; самые необычные идеи приветствуются; по возможности объединять и компонировать сказанное.
Группировка и выделение самых интересных идей. Часто этот этап забывается, но именно он позволяет из сотен сказанных идей выделить самые лучшие и достойные.
Думаю, что вы разобрались с тем, что такое мозговой штурм. Уверен, что первые несколько раз будет тяжело, но со временем вы приловчитесь и сможете генерировать очень интересные и полезные идеи.

Новые бизнес идеи: метод «шесть шляп»

Данный метод генерации новых бизнес идей, да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы.
Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи.

Метод «ментальные карты»

Данный метод генерации новых бизнес идей получил название «ментальные карты». Его создателем является Тони Бьюзен. Основная идея заключается в том, что весь процесс мышления и креатива тесно связан с памятью человека. Именно ее нужно развивать, стимулировать, стараться как-то взбудоражить. Тони Бьюзен предлагает взять большой ватман бумаги, в центре написать идею, ключевое понятие от которого нужно отталкиваться, а далее создавать ветви на которых писать все возникающие ассоциации. Таким образом у Вас образуется определенная карта, состоящая из множества ассоциаций. Все они будут связаны между собой ключевым понятием. Это позволит включить креативный процесс мышления, создать целую сетку ассоциативных понятий из которых можно вывести интересные и новые идеи.

Новые бизнес идеи: метод синектики

Вот это уже действительно реальный метод, который я использовал в своей практике несколько раз. Не скажу, что он простой, но довольно таки действенный. Понял алгоритм работы, вы сможете с легкостью генерировать новые бизнес идеи, или решать поставленные задачи.
Итак, синектика – главным источником новых идей тут является поиск аналогий. Автором данного метода является Уильям Гордон. Что нужно делать? Вначале выбираем объект, и рисуем таблицу для его аналогий. В первом столбце указываем прямые аналогии, во втором – косвенные, а потом нужно сопоставить цель, прямую и косвенную аналогию.
Тяжеловато понять с первого раза? Я тоже был запутался, по этому приведу простой пример.
Объект – карандаш
Задача – расширение ассортимента и увеличение продаж
Прямая аналогия – большой и объемный карандаш
Косвенная аналогия (отрицание прямой) – плоский карандаш
Сопоставляем цель, прямую и косвенную аналогию и понимаем, что можно сделать плоский карандаш-закладку для книг.
Более детально про метод синектики я написал в статье «Синектика: метод генерации новых идей»

Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов


Метод фокальных объектов – довольно интересный способ генерации новых бизнес идей. Его автором является Чарльз Вайтинг, который отмечает, что данный способ призван объединить признаки разных объектов в одном целом, и за счет этого вывести новый объект, более интересный для людей.
Например: за основу берем праздник Новый Год. Ассоциаций много, но у меня сразу в голову приходят апельсины, подарки, бенгальские огни и свечи которые родители ставили на стол. Идея такова, что можно в воск свечи добавить перетертые бенгальские огни, и мы получил интересную свечу, которая будет искриться. Пример простой, но думаю, что он позволил Вам понять как это работает. Метод фокальных объектов используется везде – в технике, в машиностроении, в промышленности. Даже взять технику от Apple – все новые гаджеты (iPhone, iPad) –это генерация различных устройств, свойства которых объединили в одно и доработали.

Морфологический анализ

Данный метод был предложен Фрицем Цвике. Если честно, то я не до конца его понял, несколько раз старался сгенерировать новые идеи таким образом, но не получалось. Возможно я тяготею к другим способам, но в своей статье не мог обойти этот стороной.
Итак, метод морфологического анализа заключается в том, что исследуемый объект нужно разложить на компоненты, среди которых нужно выбрать самые важные и существенные. Далее их нужно изменить всевозможными методами и попытаться собрать, в результате получив другой, качественно новый объект.

Метод непрямых стратегий

Данный метод генерации новых идей довольно забавный. Лично я несколько раз его использовал, сказать, что идея пришла гениальная – будет не правдой. Возможно из-за того, что я воспринимал все как игру, больше хотел протестировать метод непрямых стратегий на действенность, нежели получить какой-то конечный результат.
Непрямые стратегии были разработаны Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Суть состоит в том, что вы даете определенные инструкции самому себе, но предварительно не знаете, что должны будете выполнить и куда приведет результат выполнение того или иного указания. Раньше для этого использовались специальные карты, на которых писали команды типа «Спроси свое тело», «отбрось обычные инструменты», «сделай это наоборот». Были также и немного непонятные команды – «Послушай тихий голос», «Прокрути хребет» или «Проделай умывание». Именно такие указания использовал сам Брайан Ино.
В наше время, когда интернет доступен практически каждому, вам не нужно писать карточки, или искать специальные карты непрямых стратегий. Достаточно зайти на сайт futura.ru/Oblique.htm и вы получите найдете генератор случайных указаний.

Метод «автобус, кровать, ванна»

Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным.

Новые бизнес идеи: метод расшифровки

Тут в дело идет фантазия. Берете какое-то высказывание на иностранном языке, такое, что Вам не понятно, и стараетесь расшифровать его, использую аналогии, ассоциации, перебирая десятки возможных вариантов. В таком творческом процессе может зародиться интересная идея. Если вы хотите получить новую бизнес идею, то лучше выбирайте какие-то бизнес цитаты на иностранном языке.

Ловушка для идей

Данный метод чем-то схож с предыдущим – автобус, кровать, ванная. Тут вы тоже должны фиксировать все-все-все, что приходит в голову. Записывайте в блокнот, на диктофон, в телефон или планшет. Но не нужно сразу анализировать записанное. Как правило, вернитесь к идеи через несколько дней, обдумайте ее еще раз, сделайте анализ и определенные выводы.
Новые бизнес идеи генерировать не так уж и сложно. Поверьте, если вы освоите один из 10 методов, что я описал, то новые идеи станут обычным делом в вашей жизни. Другой вопрос в том, что любая идея должна быть подобающим образом реализована, чтоб превратиться из концепции в стоящее дело.


В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

Практические методы генерирования новых идей

Добрый день! Меня зовут Идейный Вдохновитель, и я возглавляю мозговой штурм. Сегодня мы будем думать… нестандартно.
Наша миссия проста. К концу дня мы придумаем революционно новую гайку, которой наша замечательная корпорация будет гордиться всю оставшуюся жизнь.
Придумать эту инновацию предстоит вам, 23-м ее менеджерам. Я знаю, вас терзают сомнения. Однако доверьтесь мне.
Для начала разобьем лед недоверия. Я хотел бы, чтобы каждый из вас по очереди рассказал мне о самом стеснительном моменте, какой только случался с ним в раздевалке. Затем нас ждут медитация, левитация и концентрация на вопросе: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
Добро пожаловать в худший кошмар менеджера среднего звена - на «Выездной семинар по генерированию идей».
С. РИВКИН

На одни только тренинги американские компании тратят 15 миллиардов долларов в год. И эти суммы с каждым годом увеличиваются. Проведенный Bain & Company опрос показал: 77 % из 4000 опрошенных руководителей признают, что приобретенные ими «на стороне» управленческие системы и процедуры обещали больше, чем могли на самом деле.

Что же заставляет сотни опытных руководителей компаний пачками записывать своих менеджеров на курсы креативной медитации или лететь на Гавайи, где за большие деньги вас символически зароют в землю, отчего у вас должно тут же открыться второе зрение?

В нашу «эпоху информации» решающую роль в вопросе выживания компании играет способность этой компании генерировать новые идеи и находить нестандартные решения быстрее конкурентов. За этими самыми идеями и летят вереницы управленцев на пляжи Таити или в леса Сибири, где путем «полного погружения» они надеются прийти к озарению, которое позволит вывести компанию в лидеры рынка на 20 лет вперед.

Мы не ставим цели раскритиковать набирающие в нашей стране популярность тренинги и семинары, среди которых действительно встречаются очень полезные. Наша задача - донести до вас основную идею: для того чтобы генерировать новые идеи, нет нужды лететь за тридевять земель и обращаться к сторонним консультантам - достаточно внимательно оглядеться по сторонам, прислушаться к подчиненным, мотивировать менеджеров искать неординарные решения и воспользоваться классическими алгоритмами поиска нестандартных решений.

Интересный пример мотивирования сотрудников генерировать новые идеи приводит Игорь Манн. Организация, в которой он работал, намерилась выпускать журнал, но вот с названием вышла заминка. Отдел маркетинга не смог придумать ничего стоящего, тогда обратились ко всем сотрудникам с призывом дать имя корпоративному изданию. Приз - спортивный велосипед - поставили на проходной, чтобы ежедневно напоминать о задании. За неделю, в течение которой проходил конкурс, сотрудники придумали более тридцати вариантов, один из которых и был утвержден. Довольный сотрудник получил приз, а компания - название журнала. Может, и в вашей компании стоит время от времени проводить подобные конкурсы на поиск идеи?

Итак, допустим: сотрудники у вас достаточно мотивируются, креативность поощряется, а новых идей по-прежнему недостаточно.

Хорошая новость: 90 % решений, которые вы ищите, уже существуют! Кто-то до вас их наверняка уже искал, а значит, вы можете или пройти весь путь к поиску решения самостоятельно, или заняться поиском информации о существующем решении. Копируйте чужие идеи, пользуйтесь ими, применяйте их! Все, что может принести пользу вашему бизнесу, достойно применения. Как сказал Томас Эдисон: «Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать». Бесценным источником информации в этом случае выступает Интернет.

Допустим, ваша проблема не имеет известного вам решения. Необходимо найти новый подход, посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса. Как этого добиться? Существует ряд методов поиска нестандартного решения. Одним из них является «метод провокаций».

Суть метода заключается в том, чтобы рассмотреть ситуацию в «нормальном режиме», а потом пойти в обратном или противоположном направлении. Пример: в ресторане платят за еду - в ресторане не платят за еду (противоположность) - в ресторане платят за время пребывания (новая идея). Задача - найти идеи, которых у вас не было, а не подтвердить существующие.
Другим способом в рамках метода провокаций является сознательное преувеличение того или иного признака. Примером может служить полукилограммовый гамбургер в закусочных Fuddrucker,s в США.

Разновидностью метода провокаций является искажение как путь замены логичной последовательности действий. Преступники платят за содержание милиции - как вам такая идея?

Крайним случаем метода провокаций являются мечтания - генерация идей, которых заведомо невозможно достичь в современных условиях. Хорошо бы, чтобы себестоимость самолета была близка к стоимости КАМАЗа, - можете вы помечтать. А можете и наметить конкретные пути снижения себестоимости, если вы авиаконструктор.

Татьяна Никитина

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.