Кто такие были кулаки на самом деле. Кто такие кулаки, и почему их не любил Сталин

Кулак — название народное, слово было еще в 19 веке, есть в словарях Российской Империи. Означает действительно зажиточного крестьянина, но определяется не по зажиточности.

История кулачества

В период перед коллективизацией земля была помещичья, крестьянская, и та, которую скупали кулаки.

Крестьянская земля — это земля общины. Обычно земли крестьянам не хватало, поэтому постепенно сенокосы распахивались под зерно.

Питались крестьяне соответственно скудно. По подсчету военного ведомства 1905 года: 40% призывников, а они почти все шли из деревни, мясо впервые попробовали в армии. Недокормленных призывников подкармливали до воинских кондиций.

Земля крестьянская не находилась в частной собственности крестьян, именно поэтому ее постоянно делили. Земля была общины (мира), отсюда чаще всего кулак получал звание «мироед» , то есть живший за счет мира.

Кулаками назывались те крестьяне, которые занимались ростовщической деятельностью , то есть давали зерно, деньги под процент, напрокат лошадь за большие деньги, а потом все это «выжимали» обратно методами, которые дали название этому подклассу крестьян.

Второе чем занимались кулаки — использовали наемный труд. Часть земли они покупали у разорившихся помещиков, а часть, по сути, «отжимали» за долги у общины. Если наглели и забирали слишком много, то крестьяне могли собраться на сход , взять кулака и утопить в ближайшем пруду — что всегда называлось самосудом. После этого приезжали жандармы выявить преступников, но как правило не находили — деревенские никого не выдавали и после уезда жандармов наступала на деревне благодать без кулака.

Кулак сам в подчинении «держать» деревню не мог, потому стали использоваться помощники (подкулачники ) — выходцы из крестьян, которых допустили к части «пирога» за то, что они будут выполнять карательные поручения к должникам.

Самое главное в ростовщической деятельности не наличие денежных средств и способность их дать в долг, а способность забрать деньги и желательно со своими процентами.

То есть, фактически кулак — глава деревенской ОПГ (организованной преступной группировки), подкулачник — подельник и боец организации. Подкулачники кого-то бьют, кого-то насилуют, кого-то калечат и держат в страхе округу. При этом все православные, ходят в церковь и все так безбожно организовано.

Обычно подкулачники были не самые трудолюбивые крестьяне, но с внушительной (устрашающей) внешностью.

От части процесс зарождения кулачества на Руси в середине и в конце 19 века был экономически обоснован — чтобы механизировать сельское хозяйство, сделать его более товарным, надо было укрупнять сельские земельные наделы. Крестьянство было малоземельным , то есть можно обработаться с утра и до вечера, сеять, но образно, хоть ты тресни, с 6 соток тонну картошки не собрать.

В связи с этим как бы крестьянин напряженно не трудился, он богатым стать не мог, потому что с такого куска земли много не вырастишь, нужно еще подати государству заплатить — и оставалось только на пропитание. Те, кто работал не совсем хорошо, не могли даже выкупные платежи заплатить за освобождение от крепостного права, которые были отменены только после революции 1905 года.

Когда говорят что «кулаки хорошо трудились, а потому стали зажиточными » — не соответствует истине, по той простой причине, что земли было мало, только для собственного прокорма.

Потому кулачество экономически было вроде бы выгодно, потому когда проводилась реформа Столыпина, то как раз упор делался на кулаков. То есть, нужно разорвать общину, народ выселить на выселки, на хуторки, чтобы были разорваны общинные связи, часть отправить поселенцами в Сибирь, чтобы как раз проходил процесс пауперизации (обнищания) .

В таком случае обедневшие крестьяне становились либо батраками, либо выдавливались в город (те, кому посчастливилось не умереть от голода), а те, кто являлся зажиточными — они будут уже поднимать рентабельность товаров сельского хозяйства: покупать веялки, сеялки для того, чтобы именно росла прибыль. Ставка была на такое капиталистическое развитие, но крестьянство его не приняло. Большая часть отправленных крестьян на поселения за Урал вернулась обратно сильно озлобленной, потому Столыпина на деревне сильно ненавидели.

Далее Первая мировая война, революция и Декрет о земле большевиков. Декрет о земле решал проблему отчасти малоземельности крестьянства, ведь четверть всей земли к моменту революции принадлежало помещикам. Эту землю у них забрали и разделили по числу едоков, то есть привязали к общине.

С тех пор вся сельскохозяйственная земля была отдана крестьянам большевиками, как и было обещано ими.

Но при этом земля была отдана не в частное владение, а отдана в пользование. Земля должна была делиться по числу едоков, ее нельзя было продавать и покупать. Но крестьяне со временем не стали жить лучше и вот почему.

Со времен царского режима кулаки и подкулачники остались и начали опять ростовщическую деятельность, и за малый период времени, земля опять стала принадлежать кулакам, а часть крестьян стала опять батраками. Земля стала принадлежать кулакам совершенно противозаконно, даже благодаря отбору за долги.

Эксплуатация человека человеком была запрещена в советском государстве — использование труда батраков этому противоречило. Кроме того, ростовщическая деятельность частным лицам в СССР в 20-е годы была, опять же, запрещена, а тут она во весь опор. Как ни крути — кулаки нарушали все доступные им законы Советского Союза.

Когда встал вопрос коллективизации — основными противниками были именно кулаки, потому что в колхоз кулак не вписывается никак вообще, он на колхозе теряет все. Основным сопротивлением коллективизации стали кулаки, так как люди богатые, они обладали серьезным влиянием на умы в своей деревне, а помогали им в этом подкулачники. Они формировали общественное мнение и вооруженные отряды, убивающие милиционеров, председателей колхозов часто вместе с семьями.

Когда встал вопрос раскулачивания, а именно освобождение крестьян от кулачества, то правительство не отбирало у кулаков себе ничего и не обогащалось, как это принято считать в либеральных кругах.

Категории кулаков

1 категория — контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний, самые опасные враги советской власти — вооружены, убивали предствителей колхозов, милиционеров, подбивали народ на восстание против советской власти.

2 категория — традиционный актив из богатых кулаков и полупомещиков, которые «подмяли» всю деревню. Эта часть контрреволюционного актива восстания не устраивала, милиционеров не убивала, но при этом сурово грабила крестьян.

Интересный момент. Судя по кинофильмам и книгам, начинают говорить: вот пришли к нашему дедушке, у него было всего лишь 5 лошадей и за это его раскулачили…

Дело в том что 5 лошадей, это не 5 свиней которые нужны для пропитания, в то время лошадь это средство обработки земли, а так же транспортное средство. Лишнюю лошадь ни один крестьянин держать не будет, ее нужно кормить и содержать, а работающему крестьянину больше 1 лошади для ведения хозяйства не нужно.

Наличие нескольких лошадей у крестьянина означало, что он использует наемный труд . А если он его использует, значит у него явно не только своя земля, но и незаконная.

Соответственно встает вопрос раскулачивания и если нет других показаний, то крестьянина определяли к 3-й категории.

Что делали с каждой категорией кулаков

Любимый миф либералов: вешали, расстреливали и высылали в Сибирь на верную смерть!

  • 1-я категория — сами кулаки и их семьи высылались, но те, кто был причастен к убийству представителей власти — расстреливали, но семью не трогали. В первой категории кулаки подлежали к высылке за Урал, Казахстан (как при Столыпине). Высылали с семьями.
  • 2-я категория — наиболее богатые кулаки и полупомещики, которые прямого сопротивления советской власти не оказывали — высылке подвергались сами кулаки без семьи.
  • 3-я категория — высылке подлежали кулаки с семьями, но в пределах своего уезда. То есть высылали из самой деревни в соседнюю, чтобы разорвать связь кулака с подкулачниками .

Сколько подверглось выселению

По сомнительным данным писателя исключительно художественного слова Солженицына — 15 млн. мужиков, высланных в дальние края.

Всего по данным ОГПУ (велся четкий бухгалтерский учет расходов на переселение) — всего раскулачиванию подверглось 1 млн. 800 тыс. человек (с семьями). Самих мужиков — 450-500 тыс.

Для сравнения, населенных пунктов в Советском Союзе было около 500 тыс., то есть получается, что раскулачено было чуть меньше 1 семьи на 1 деревню, значит даже не везде кулаков нашли.

Фальсификация: ситуаций, когда ссылали всю деревню не было, так как по системе выходило, что 1 кулак на деревню.

Иногда за особо тяжкие преступления дополнительно могли наказать подкулачников, в таких случаях 2-3 семьи могли страдать в деревне.

Крестьян на тот момент было 120 млн., примерно 1/70 из них раскулачена.

На частое мнение, что раскулачивание произошло несправедливо, можно ответить, что были и те, кого несправедливо осудили, оклеветали, сводили счеты, но это были единицы.

К слову о советском, а затем либеральном мифе — известный Павлик Морозов в с. Герасимовка не был сыном кулака, там вообще не было кулаков, были только ссыльные.

Статистика раскулачивания:

По распоряжению ОГПУ отмечается, что по сообщению начальника сиблага ОГПУ, из эшелона прибывших переселенцев из Северного Кавказа в Новосибирск численностью в 10185 человек, в пути умер 341 человек (3,3%), в том числе значительное количество от истощения.

Дальше было разбирательство из-за большого процента смертности (это многократное превышение нормы), результаты которого легли на стол Ягоды (предшественник Ежова), по этому делу провинившиеся в большой смертности были сурово наказаны, вплоть до расстрела.

Поэтому миф о том, что значительная часть кулаков погибла в пути не состоятелен.

Следует отметить, что погибали в основном старики и больные, то есть те категории людей, у которых были проблемы со здоровьем. От истощения погибали именно они.

После этого было отдельное распоряжение Ягоды, гласящее, что детей до 10 лет оставлять родственникам и не перевозить те семьи кулаков, где не осталось трудоспособных мужчин и пожилых людей, которые не могут выдержать длительной перевозки.

У нас почти все население считает себя потомками дворян и кулаков, претерпевших страшные лишения, но почему-то их род продолжился.

Фальсификация: выкинули кулаков с семьями в голую степь. На самом деле вывозили в трудовые поселения только кулаков 1й категории.

Были особые постановления, говорящие, что не препятствовать детям кулаков, которые не замешаны сами в каких-либо преступлениях, в получении паспорта по достижении 16 лет и выезда с места поселений на учебу или работу (даже у кулаков 1й категории).

Интересный факт! Известная личность из кулаков — некто Николай Ельцин ! Николай Ельцин был раскулачен и в качестве меры наказания его направили в Свердловск, где он участвовал в строительстве предприятия, на котором позже работал бригадиром. Его сын Борис Ельцин стал руководителем свердловского ГорКома коммунистической партии, в последствии став президентом РФ. То есть Николай Ельцин работал руководителем при том, что его раскулачили.

Около 200 тыс. кулаков со временем бежали с мест принудительных выселений, многие вернулись в свои края, где их никто никогда не трогал.

Итоги раскулачивания

Безусловно, были люди которым раскулачивание принесло боль и горе, но тех, кто получил от этого справедливые социальные блага, было в десятки раз больше, потому выставлять раскулачивание в крайне негативном свете не объективно.

Раскулачивание способствовало постройке системы эффективных коллективных хозяйств, помогло накормить голодную страну и дало в прямом смысле «пищу» для индустриализации государства.

На самом деле, коллективизация позволила в отличие пауперизации, опиравшейся на кулаков, сохранить то, что давал декрет о земле — землю крестьянам. Если земля принадлежит кулакам, то подавляющее большинство крестьян не будет ее иметь никогда. Колхозы же составляли те же самые крестьяне, но земля оставалась за колхозами, то есть колхозы точно так же на правах пользования владели землей и не могли покупать и продавать землю. Никто на земле колхоза не строил дачи, не выращивал не сельскохозяйственные культуры.

То есть земля принадлежала крестьянам, только в варианте коллективного пользования по законодательству о деятельности сельскохозяйственной артели.

При этом активно продвигается версия, что коллективизация и раскулачивание — это когда отобрали землю у крестьян. Выводы делайте сами.

Подготовлено по материалам историка Бориса Юлина и публициста Дмитрия Пучкова.

Статья исключительно полезная с точки зрения понимания того, почему кулаками на местах стали зачастую обозначать не того, кого надо, и почему всё обернулось именно таким образом.

Г.Ф. Доброноженко

Отрицание существования кулачества в деревне 1920-х годов было широко распространено среди местных руководителей, что нередко было связано с трактовкой ими термина " кулак ". Местные руководители, считая кулаком лишь ростовщика и торговца, "искали в деревне кулака-мироеда, ростовщика и в таком виде не находили", "старого, явного кулака, каким его знало крестьянство не обнаруживали"66..
Существовала и прямо противоположная трактовка: "торговец, не имеющий сельского хозяйства (не эксплуатирующий наемный рабочий труд на сельскохозяйственных операциях и др.) - не кулак, а просто торговец, или просто спекулянт, мародер, ростовщик или еще что угодно"67.
Термин " кулак " в качестве синонима "сельской буржуазии" использовали в середине 20 -х гг. главным образом аграрники-марксисты левого направления. Об их взглядах можно составить представление по трактовке понятия " кулак " Ю. Лариным: "кулацкое хозяйство является интегральным, сложным по составу источников доходов, но единым по эксплуататорской сущности его частей"68. Ю. Ларин выделяет четыре типа кулаков. Первый тип - " кулак-производственник, который при помощи наемных рабочих ведет производственное хозяйство в размерах, превышающих полное использование трудовых сил самих крестьянских семей", с предпринимательской целью, т.е. для продажи на рынке товаров, созданных чужим трудом. Вторым типичным видом Ю. Ларин считает " кулаков-скупщиков " - наиболее ненавистной для рядового крестьянина разновидностью кулачества. "Третий вид - кулак-торговец " промышляет торговлей городскими товарами и закупаемыми или кустарными изделиями. И четвертый тип - кулак-ростовщик, дающий соседу в аренду плуг, лошадь и т.д."69

Аграрники-марксисты, трактующие понятие " кулак " в широком смысле как сельскую буржуазию, предпочитали не использовать в своих исследованиях термин " кулак " ввиду того, что он "не вполне научен" . Для обозначения класса сельских эксплуататоров в 1920-е годы употреблялись термины "мелко-капиталистические хозяйства", "капиталистические предприниматели", "частнокапиталистическое хозяйство", "предпринимательская группа", "хозяйства кулацко-предпринимательского типа".
С 1930-х годов в научной литературе для обозначения сельской буржуазии используется исключительно термин " кулак ".
[*] Грант Московского общественного научного фонда (проект № 99-1996); грант РГНФ, № 99-01-003516.
* См. подробнее: Г.Ф. Доброноженко. Классовый противник диктатуры пролетариата: крестьянская буржуазия или мелкобуржуазное крестьянство (идеология и практика большевизма 1917-1921 гг.) // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1997. N 10-11. С. 144-152.
* Крестьянские Комитеты Общественной взаимопомощи.
1 Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд., доп. М., 1987. С. 262; Краткий политический словарь. 2-е изд., доп. М., 1980. С. 207; Трапезников С.П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос: В 2 т. М., 1967. Т.2. "Исторический опыт КПСС в осуществлении ленинского кооперативного плана. С. 174.
2 Смирнов А.П. Наши основные задачи по поднятию и организации крестьянского хозяйства. М., 1925. С. 22; Першин А. Два основных источника расслоения крестьянства // Жизнь Сибири. 1925. № 3(31). С. 3.
3 Деревня при НЭПе. Кого считали кулаком, кого тружеником. Что говорят об этом крестьяне. М., 1924. С. 21, 29, 30.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989. Т. 2. С. 215.
5 Энциклопедический словарь Бр. А. и И. Гранат и К0. 7-е изд. М., 1991. Т. 26. С. 165.
6 Сазонов Г.П. Ростовщичество - кулачество. Наблюдения и исследования. СПб., 1894. С. 86.
7 Энгельгард А.Н. Письма из деревни. 1872-1887 гг. М., 1987. С. 521 - 522.
8 Гарин-Михайловский Н.Г. Сочинения. М., 1986. С. 17; Н. Успенский. Издалека и вблизи. Избр. повести и рассказы. М., 1986. С. 14, 18; Злотовратский Н.Н. Деревенские будни. Очерки крестьянской общины // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй пол. ХIХ в. М., 1987. С. 279, 355.
9 Сазонов Г.П. Указ. соч. С. 149.
10 Энгельгард А.Н.. Указ. соч. С. 521,522.
11 Постников В.Е. Южно-русское крестьянство. М., 1891. С. ХVII.
12 Там же. С. 114, 117, 144.
13 Постников В.Е. Указ. соч. С. ХVII.
14 Гвоздев Р. Кулачество - ростовщичество и его общественно-экономическое значение. СПб., 1899. С. 148, 160.
15 Там же. С. 147, 154, 157, 158.
16 Ленин В.И. Полн. собр. соч.. Т. 3. С. 383.
17 Там же. Т. С. 178 - 179.
18 Там же. Т. 1. С. 507.
19 Там же. Т. 3. С. 179.
20 Там же. Т. 1. С. 110.
21 Там же. Т. 3. С. 178.
22 Там же. Т. 3. С. 169, 178; Т. 17. С. 88 - 89, 93.
23 Там же. Т. 3. С. 69, 177; Т. 4. С. 55.
24 Там же. Т. 3. С. 69 - 70.
25 Там же. Т. 3. С. 169.
26 Там же. Т. 16. С. 405, 424; Т. 17. С. 124, 128, 130 и др.
27 Там же. Т. 34. С. 285.
28 Там же. Т. 35. С. 324, 326, 331.
29 Там же. Т. 36. С. 361 - 363; Т. 37. С. 144.
30 Там же. Т. 36. С. 447, 501, 59.
32 Там же. Т. 36, С. 510; Т. 37. С. 16, 416.
33 Декреты Советской власти. Т. II. С. 262 - 265.
34 Там же. Т. II. С. 352 - 354.
35 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 146, 196, 200.
36 Там же. Т. 38. С. 236.
37 Там же. Т. 38. С. 256.
38 Там же. Т. 38. С. 14.
39 Директивы КПСС по хозяйственным вопросам. Т. 1. 1917-1928. М. 1957. С. 130-131.
40 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 58.
41 Там же. Т. 37. С. 46.
42 Там же. Т. 31. С. 189-220.
43 Там же. Т. 37. С. 94.
44 Там же. Т. 39. С. 312, 315.
45 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М., 1970. Т. 2. С. 472.
46 Тринадцатый съезд ВКП(б): Стеногр. отчет. М., 1963. С. 442-443.

47 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. С. 341.

48 Троцкий Л. О наших задачах. Доклад на общегородском собрании парторганизации в г. Запорожье. 1 сентября 1925 г. М.; Л., 1926. С. 4.

49 Анцелович Н. Рабоче-крестьянский союз и батрачество (к постановке вопроса) // На аграрном фронте. 1925. № 5-6. С. 84.

50 СУ РСФСР. 1926. № 75. Ст. 889.

51 Директивы КПСС и Советского Государства по хозяйственным вопросам... Т. 1. С. 458; Лурье Г.И. Кооперативное законодательство. 2-е изд. М., 1930. С. 22-23.

52 Земельный кодекс РСФСР. М., 1923. С. 118; СУ РСФСР. 1922. № 45. Ст.426.

53 СЗ СССР. 1925. № 26. Ст. 183; СУ РСФСР. 1925. № 54. Ст. 414.

54 СЗ СССР. 1927. № 60. Ст. 609.

55 Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР 1917-1954 гг. М., 1954. С. 300-302.

56 СЗ СССР. 1929. № 14. Ст. 117.
57 Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932 гг. / Под ред. В.П. Данилова, Н.А. Ивницкого. М., 1989. С. 211-212.
58 Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.
59 Хрящева А.И. Группы и классы в крестьянстве. 2-е изд. М., 1926. С. 109-112; Социалистическое хозяйство. 1924. Кн. II. С. 59.; Условия подъема деревни и дифференциация крестьянства // Большевик. 1925. № 5-6 (21-22). С. 24-25.
60 Горохов В. К вопросу о расслоении крестьянства (из опыта одного обследования) // Экономическое строительство. Орган Московского Совета РК и КД. 1925. № 9-10. С.54.
61 Смирнов А.П. Наши основные задачи... С. 5,6.
62 Смирнов А.П. Политика Советской власти в деревне и расслоение крестьянства (кулак, бедняк и середняк). М.; Л., 1926. С. 33.; Он же. К вопросу о дифференциации крестьянства. Правда. 1925. 7 апр.; Он же. О крепком трудовом крестьянстве. Правда. 1925. 31 февр.; Он же. Еще раз о крепком трудовом крестьянстве. Правда. 1925. 5 апр.; 1925. 7 апр.
64 Богушевский В. О деревенском кулаке или о роли традиции в терминологии // Большевик. 1925. № 9-10. С. 59-64.
65 Там же. С. 62, 63, 64.
66 Соскина А.Н. История социальных обследований сибирской деревни в 20-е годы. Новосибирск, 1976. С. 184-185.
67 Как живет деревня: Материалы по выборочному обследованию Емецкой волости. Архангельск. 1925. С. 98.
68 Ларин Ю. Сельскохозяйственный пролетариат СССР. М., 1927. С. 7.
69 Ларин Ю. Советская деревня. М., 1925. С. 56.

Кулак – до революции 1917 года – перекупщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник.

После Революции 1917 года данный термин приобрёл иную смысловую окраску, значение понятия «кулачество» меняется в зависимости от направленности курса ВКП(б), фактически либо приближая кулачество к классу середняков , позиционируя кулачество как отдельное посткапиталистическое переходное явление – класса фермеров, либо ограничивая его отдельной категорией сельской элиты, класса эксплуататоров, широко использующей наёмный труд, что будет детально рассмотрено в соответствующих разделах данной статьи.

Неоднозначна оценка кулачества и в законодательной базе советского государства, различна терминология, принятая на Пленумах ЦК ВКП(б) и используемая отдельными лидерами РСФСР. Характерна также неоднозначность в отношении советской власти к российскому кулачеству: первоначальный курс на раскулачивание, затем оттепель – «курс на кулака» и наиболее жёсткий курс на ликвидацию кулачества как класса, где «кулак» окончательно становится классовым врагом и противником советской власти.

История кулачества

В период перед коллективизацией земля была помещичья, крестьянская, и та, которую скупали кулаки. Крестьянская земля – это земля общины. Обычно земли крестьянам не хватало, поэтому постепенно сенокосы распахивались под зерно.

Питались крестьяне соответственно скудно. По подсчету военного ведомства 1905 года: 40% призывников, а они почти все шли из деревни, мясо впервые попробовали в армии. Недокормленных призывников подкармливали до воинских кондиций. Земля крестьянская не находилась в частной собственности крестьян, именно поэтому ее постоянно делили. Земля была общины (мира), отсюда чаще всего кулак получал звание «мироед» , то есть живший за счет мира.

Кулаками назывались те крестьяне, которые занимались ростовщической деятельностью , то есть давали зерно, деньги под процент, напрокат лошадь за большие деньги, а потом все это «выжимали» обратно методами, которые дали название этому подклассу крестьян.

От части процесс зарождения кулачества на Руси в середине и в конце 19 века был экономически обоснован – чтобы механизировать сельское хозяйство, сделать его более товарным, надо было укрупнять сельские земельные наделы. Крестьянство было малоземельным , то есть можно обработаться с утра и до вечера, сеять, но образно, хоть ты тресни, с 6 соток тонну картошки не собрать.

В связи с этим как бы крестьянин напряженно не трудился, он богатым стать не мог, потому что с такого куска земли много не вырастишь, нужно еще подати государству заплатить – и оставалось только на пропитание. Те, кто работал не совсем хорошо, не могли даже выкупные платежи заплатить за освобождение от крепостного права, которые были отменены только после революции 1905 года.

Далее Первая мировая война, революция и Декрет о земле большевиков. Декрет о земле решал проблему отчасти малоземельности крестьянства, ведь четверть всей земли к моменту революции принадлежало помещикам. Эту землю у них забрали и разделили по числу едоков, то есть привязали к общине.

С тех пор вся сельскохозяйственная земля была отдана крестьянам большевиками, как и было, обещано ими. Но при этом земля была отдана не в частное владение, а отдана в пользование. Земля должна была делиться по числу едоков, ее нельзя было продавать и покупать.

Эксплуатация человека человеком была запрещена в советском государстве – использование труда батраков этому противоречило. Кроме того, ростовщическая деятельность частным лицам в СССР в 20-е годы была, опять же, запрещена. На эти причины прежде всего и ссылались большевики во время раскулачивания.

Политика раскулачивания

В идеологическом отношении «раскулачивание» – понятие схоластическое, в постсоветской историографии применяется также термин «раскрестьянивание», так как в самом скором времени под определение «кулак» мог попасть любой крестьянин, по той или иной причине неугодный власти. Сильно преумножил число жертв также печально знаменитый «закон о колосках» (7 августа 1932 года), а также массовый голод в Поволжье, на Украине и в Казахстане 1932-1933 гг.

Период «сплошной коллективизации» (1930-1932) покончил с «кулаком» как в терминологическом, так и в буквальном смысле. Власть в СССР уничтожала традиционный крестьянский уклад вместе с его носителями. К концу 1931 года в северные районы СССР было переселено около 2,5 миллионов человек (в том числе члены семей «кулаков», осуждённых по первому пункту указа «о ликвидации кулачества как класса», т.е. расстрелянных). Новое сельское хозяйство в стране социализма должно было быть исключительно колхозным.

«Ликвидация кулачества как класса» не только стала прообразом будущих этнических чисток режима, но и отражала глубинную суть большевистского понимания марксизма. Диссидент В. Буковский приводит пример из области психиатрии: «Я помню, на психиатрической экспертизе существовал такой тест на выявление идиотизма. Подэкспертному задавали задачу: «Представьте себе крушение поезда. Известно, что во время такого крушения больше всего страдает последний вагон. Что нужно сделать, чтобы он не пострадал?» Ожидается, что нормальный идиот предлагает отцепить последний вагон. Это кажется забавным, но подумайте, намного ли умнее идеи и практика социализма? В обществе, говорят социалисты, есть богатые и бедные. Богатые богатеют, а бедные беднеют – что делать? Отцепить последний вагон – уничтожить самых богатых, лишить их богатств и раздать бедным. И они начинают отцеплять вагоны. Но всякий раз оказывается, что всё ещё какой-то вагон последний».

Когда началось раскулачивание?

8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетов бедноты Ленин заявил о решительной линии по ликвидации кулачества: «…если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист.» Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков.

Уже отметил свое начало «великий крестовый поход против спекулянтов хлебом, кулаков, мироедов, … последний и решительный бой всем кулакам – эксплуататорам. Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты.

Таким образом, механизм раскулачивания остановил развитие индивидуальных хозяйств и ставил под вопрос саму перспективу их существования. Вскоре временные чрезвычайные меры превратились в линию «ликвидации кулачества, как класса».

Какие были масштабы раскулачивания?

Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.

В чем было различие между категориями?

Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.

Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.

Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. Чаще бывало так, но бывало и по-другому, например, в Сибири кулаки использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях.

Итоги

Согласно советским учебникам, целью коллективизации был подъем сельскохозяйственного производства путем перехода на рельсы крупного машинного хозяйства. В реальности, произошел катастрофический спад в аграрном секторе, особенно в животноводстве. Поголовье коров с 1928 под 1934 год снизилось с 29 миллионов до 19 миллионов, лошадей – с 36 миллионов до 14 миллионов, свиней – в два раза, коз и овец – втрое. Даже война не нанесла такого ущерба.

«Раскулачивание» само по себе также оказалось убыточным делом. Средняя стоимость поступившего в казну имущества составила в среднем 564 рубля на семью, а расходы на депортацию той же семьи – около тысячи рублей. В 1937 году в народном хозяйстве трудилось всего около 350 тысяч спецпоселенцев, остальные занимались самообеспечением.

Тем не менее, логика в действиях большевиков была. Во-первых, они идеологически не любили независимых хозяев, не вписывавшихся в их планы превращения страны в единую фабрику. Маркс писал о «собственническом свинстве» и «идиотизме деревенской жизни». Ленин публично обещал «лечь костьми», но не допустить свободной торговли хлебом, и обзывал зажиточных крестьян «кровососами», «пауками», «пиявками» и «вампирами».

Во-вторых, государству, затеявшему форсированную индустриализацию, а вернее, милитаризацию экономики требовалось получать хлеб для снабжения городов и армии по крайне низким ценам, или вообще даром. Сталин полагал, что крестьяне обязаны вечно расплачиваться с советской властью за переданную им помещичью землю, не стесняясь употреблять при этом средневековое слово «дань».

Незадолго до смерти, 16 октября 1952 года, он говорил на пленуме ЦК: «Мужик – наш должник. Мы закрепили за колхозами навечно землю. Они должны отдавать положенный долг государству».

Окончательный отказ от политики раскулачивания фиксируется Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1954 года № 1738–789сс «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков», благодаря которому многие из кулаков-спецпоселенцев получали свободу.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года признал раскулачивание незаконным. Статья 16.1 Закона предусматривает за жертвами и их потомками право на имущественную компенсацию, но подобные случаи в литературе не описаны.

Настоящий разговор пойдет о кулаках и о таком явлении как кулачество.
Откуда взялось само слово «кулак». Версий существует множество. Одна из наиболее распространенных сегодня версий – кулак, это крепкий хозяйственник, который держит все свое хозяйство в кулаке. Но вначале ХХ века больше была распространена другая версия.
Одним из основных способов обогащения кулака – дача денег или зерна в рост. То есть: кулак дает деньги своим односельчанам, или дает зерно, посевной фонд бедным односельчанам. Дает с процентами, довольно приличными. За счет этого он этих односельчан разоряет, за счет этого он становится богаче.
Как этот кулак получал свои деньги или зерно обратно? Вот он дал, допустим, зерно в рост – это происходит, например, в Советском Союзе в 20-е годы, то есть до раскулачивания. Заниматься такой деятельностью по закону кулак не имеет право, то есть никакого ростовщичества для частных лиц, никакой кредитной практики не предусматривалось. Получается, что он занимался деятельностью, которая, по сути, была противозаконной. Можно конечно предположить, что он обращался в советский суд, с просьбой чтобы с должника взыскали его задолженность. Но скорее всего, происходило иначе, то есть шло банальное выбивание того, что должник должен. Именно крайне жесткая политика с выбиванием долгов и дала кулакам их название.
Итак, кто такие кулаки?
Распространенное мнение, что это наиболее трудолюбивые крестьяне, которые, стали более богато жить за счет своего героического труда, за счет большего умения и трудолюбия. Однако кулаками называли не тех, кто более богат, кто более сытно живет. Кулаками называли тех, кто использовал труд батраков, то есть наемный труд, и тех, кто занимался ростовщичеством на деревне. То есть кулак – это человек, который дает деньги в рост, скупает земли своих односельчан, и постепенно обезземеливая их, используют их в качестве наемной рабочей силы.
Кулаки появились задолго до революции, и в принципе это был достаточно объективный процесс. То есть с улучшением системы обработки земли самым нормальным объективным явлением является увеличение земельных участков. Более крупное поле проще обработать, оно получается более дешевым в обработке. Крупные поля можно обрабатывать техникой – обработка каждой отдельной десятины получается дешевле, и соответственно такие хозяйства более конкурентоспособны.
Через увеличение величины земельных наделов проходили все страны, которые переходили из аграрной в индустриальную фазу. Это хорошо видно на примере американских фермеров, который сегодня в Соединенных Штатах немного, но поля, которых простираются далеко за горизонты. При этом имеются в виду поля каждого отдельного фермера. Поэтому укрупнение земельных участков факт не только естественный, но даже необходимый. В Европе этот процесс назывался пауперизацией: с земли сгонялись малоземельные крестьяне, земля скупалась и переходила во владения лендлордов либо богатых крестьян.
А что происходило с бедными крестьянами? Обычно их вытесняли в города, где они или шли в армию, во флот, в той же самой Англии, или устраивались работать на предприятия; или нищенствовали, грабили, умирали с голоду. Для борьбы с этим явлением в Англии были введены в свое время законы против бедных.
И подобный процесс начался в Советском Союзе. Начался он после гражданской войны, когда был произведен передел земли по количеству едоков, но при этом земля находилась в полном пользовании крестьян, то есть крестьянин мог землю продать, заложить, подарить. Этим и воспользовались кулаки. Для Советского Союза сама ситуация с переходом земли к кулакам была мало приемлема, так как была связана исключительно с эксплуатацией одних крестьян другими крестьянами.
Существует мнение, что кулаков раскулачивали по принципу – есть лошадь, значит, зажиточный, значит кулак. Это не так. Дело в том, что наличие средств производства подразумевает и то, что на них должен кто-то работать. Допустим, если в хозяйстве 1-2 лошади, которые используются как тяговая сила – это ясно, что крестьянин может работать сам. Если в хозяйстве есть 5-10 лошадей, как тяговая сила, ясно, что сам крестьянин на этом работать не может, что он обязательно должен кого-то нанимать, кто будет использовать этих лошадей.
Критериев определения кулака было всего два. Как я уже говорил – это занятие ростовщической деятельности и использование наемного труда. Другое дело, что по косвенным признакам – например, наличие большого количества лошадей или большого количества техники – можно было определить, что этот кулак действительно используют наемный труд.
И возникла необходимость определить, какой будет дальнейший путь развития села. То, что укрупнять хозяйства необходимо – было совершенно очевидно. Однако путь, идущий через пауперизацию (через разорение бедных крестьян и вытеснение их из деревни, либо превращение их в наемную рабочую силу), он был на самом деле очень болезненным очень долгим и сулил действительно большие жертвы; пример с Англией.
Второй путь, который рассматривался, – это избавиться от кулаков и провести коллективизацию сельского хозяйства. Хотя в руководстве Советского Союза были сторонники обеих вариантов, победили те, кто выступал за коллективизацию. Соответственно, кулачество, которое являлось именно конкуренцией колхозам, должно было быть ликвидировано. Было принято решение провести раскулачивание кулаков, как социально чуждых элементов, а их имущество передать создающимся колхозам.

Какие были масштабы этого раскулачивания? Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.
В чем было различие между категориями? Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.
Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.
И вот выселили больше 2-х миллионов кулаков. Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. На самом деле это тоже не соответствует действительности. Большинство кулаков действительно, которые выселялись в другие регионы страны, они выселялись в Сибирь. Но они использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях. И лучшим примером тому служит семья первого президента Российской Федерации. Дело в том, что его отец был как раз раскулаченным, а дальнейшая его карьера сложилась в Свердловске, бригадиром.
Какие страшные репрессии применялись против кулаков? Но здесь вполне очевидно, раз он стал бригадиром среди рабочих, то наверное репрессии были не очень жестокие. Поражение в правах тоже, как сказать, если учесть, что сын кулака стал впоследствии Первым секретарем свердловского Обкома партии.
Разумеется, при раскулачивании были достаточно многочисленные перекосы, то есть иногда была действительно ситуация, когда середняков пытались объявить кулаками. Были моменты, когда умудрялись кого-нибудь оклеветать завистливые соседи, но такие случаи были единичными. Собственно, жители деревни сами определяли, кто у них в деревне кулак и от кого нужно избавиться. Понятно, что справедливость здесь торжествовала не всегда, но решение о том, кто такие кулаки, принималось не сверху, не советской властью, оно принималось самими односельчанами. Определялось по спискам, представленными комбедами, то есть жителями этого самого села, и решалось, кто конкретно кулак и что с ним дальше делать. Сельчане определяли и категорию, к которой будет отнесен кулак: злостный это кулак или скажем так просто мироед.
Более того, проблема кулаков существовала и в Российской Империи, где богатые крестьяне умудрялись подмять под себя село. Хотя сельская община сама по себе от роста кулаческого землевладения отчасти защищала, и кулаки стали в основном нарождаться после Столыпинской реформы, когда некоторые становились богатыми, фактически скупали все земли своих односельчан, заставляли односельчан на себя работать, становились крупными продавцами хлеба, по сути, становились уже буржуазией.
Была и другая картина, когда те же самые односельчане, объявив кулака мироедом, благополучно топили его в ближайшем пруду, потому что на самом деле все богатство кулака строится на том, что он сумел отнять у своих односельчан. Дело в том, что как бы хорошо ни работали люди на селе… почему нельзя допустим трудолюбивому середняку стать кулаком? Его богатство ограничено размером его земельного надела. Пока он пользуется той землей, которую его семья получила по принципу раздела по числу едоков, много богатства этот крестьянин получить не сможет, потому что урожайность на полях вполне ограничена. Хорошо работает, плохо работает, сравнительно небольшое поле приводит к тому, что крестьянин остается достаточно бедным. Для того чтобы крестьянин стал богатым он должен что-то забрать у других крестьян, то есть это идет именно вытеснение и обезземеливание своих односельчан.
Если говорить о страшных репрессиях против кулаков и их детей, то есть очень хорошее постановление Совета Народных Комиссаров СССР, где сказано: «Детям спецпереселенцев и ссыльных при достижении ими шестнадцатилетнего возраста, если они ни чем не опорочены, паспорта выдавать на общих основаниях и не чинить им препятствий к выезду на учебу или на работу». Дата этого постановления 22 октября 1938 года.
Собственно альтернативным путем постепенному укрупнению хозяйств за счет пауперизации оказалась коллективизация. Крестьяне в тех селах, где уже не осталось никаких кулаков, постепенно сводились в колхозы (кстати, чаще всего, вполне, себе добровольно) и получалось, что на одну деревню имеется общее поле, достаточно обширное, на которое выделялась техника, с помощью которой это поле и обрабатывалось. По сути, жертвами коллективизации оказались только кулаки. И кулаки, как бы многочисленны не были жертвы, составляли менее 2% от всего сельского населения Советского Союза. Как я уже говорил ранее – это где-то одна семья на одно довольно большое село.

Кулак - до революции 1917 года - перекупщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник. (словарь В. И. Даля)

Дореволюционная терминология

Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды . Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт , исследующий русское крестьянство, писал:

«Мелкая буржуазия сейчас может быть вдвинута в такие рамки, что вместе с нами будет участвовать в социалистическом строительстве… Наша политика по отношению к деревне должна развиваться в таком направлении, чтобы раздвигались и отчасти уничтожались ограничения, тормозящие рост зажиточного и кулацкого хозяйства. Крестьянам, всем крестьянам, надо сказать: обогащайтесь, развивайте своё хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут.»

При этом, всё же, «власть обкладывала кулака повышенным налогом, требовала продажи хлеба государству по твёрдым ценам, ограничивала кулацкое землепользование, ограничивала размеры кулацкого хозяйства […[ но не вела ещё политики ликвидации кулачества» . Однако уже в 1928 году курс на кулака был свёрнут, уступив дорогу курсу на ликвидацию кулачества как класса .

Однако, данное явление было лишь временным в жизни термина «кулак» и связанно с активной поддержкой крестьянства времён новой экономической политики и немногим ранее.

  1. систематически применяется наёмный труд ;
  2. наличие мельницы, маслобойни, крупорушки, просушки..., применение механического двигателя…;
  3. сдача в наём сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями;
  4. занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов (к примеру, служители культа).

Последовавшее за статьей И. В. Сталина «Головокружение от успехов » Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 13 октября 1930 года изменило критерии отнесения крестьянских хозяйств к кулацким, в частности, хозяйства служителей культа более кулацкими не считались .

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в - гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» - «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли, гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны, а иногда - расстрел.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление . Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:

  • первая категория - контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний,
  • вторая категория - остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,
  • третья категория - остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение . Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

Контрреволюционный кулацкий актив было решено «ликвидировать путём заключения в концлагеря, останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии» (ст. 3, п.а).

В качестве репрессивных мер ОГПУ было предложено по отношению к первой и второй категории:

  • направить в концлагеря 60 000, выселить 150 000 кулаков (разд. II, ст.1);
  • в необжитые и малообжитые местности произвести высылку с расчетом на следующие регионы: Северный край 70 тыс. семейств, Сибирь - 50 тысяч семейств, Урал - 20 - 25 тысяч семейств, Казахстан - 20 - 25 тысяч семейств с «использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах» (разд. II, ст.4). У высылаемых конфисковали имущество, лимитом средств было до 500 рублей на семью.

Совместным Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года « » («закон от седьмого-восьмого», «закон о колосках ») предусматриваются наиболее жесткие меры «судебных репрессий» за хищение колхозного и кооперативного имущества - расстрел с конфискацией имущества, в качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в концентрационные лагеря без права на амнистию.