Воля заключается в том что человек. Структура волевого поведения

Очень часто приходится слышать от людей, что они не могут совершить тот или иной поступок, потому что им не хватает К примеру, начать делать зарядку каждое утро или перестать в больших количествах есть сладкое. Это требует от человека определенных усилий над собой. Что такое воля? Присуща ли она каждому человеку? Можно ли развить у себя силу воли?

Понятие воли

Воля представляет собой функцию человеческой психики, благодаря которой мы имеем возможность осуществлять контроль над своими действиями и управлять поступками, принимая то или иное решение, достигать поставленных целей.

Воля побуждает людей добиваться своих желаний и в то же время позволяет управлять ими. При помощи нее человек способен преодолевать трудности, выходить из сложных жизненных ситуаций. Люди, у которых воля не развита, предпочитают плыть по течению, не стремятся изменить свое существование в лучшую сторону. Им проще отказаться от своей мечты, чем сделать над собой усилие и начать действовать.

Волевые качества человека

Понятие воли включает в себя ряд качеств человеческого характера. К таковым относятся, прежде всего, самообладание и выдержка. Эти качества проявляются в сдерживать, когда это необходимо, свои эмоции во избежание совершения необдуманных действий, которые могут привести к плачевным последствиям. К примеру, не стоит начинать драку, даже если вас оскорбили или унизили.

Еще одним волевым качеством является решительность. Она заключается в преодолевать внутренние сомнения и колебания, быстро переходить к активным действиям, будь то постановка цели или шаги на пути к ее достижению.

Самостоятельность человека также одно из волевых качеств. Люди должны уметь принимать решения, руководствуясь только своими принципами и убеждениями, быть независимыми от чужого мнения.

К волевым качествам еще можно отнести настойчивость и упрямство, а также целеустремленность. Они помогают человеку не отступать от задуманного, продолжать стремиться и действовать, даже если не все получается сразу.

Свобода и воля

Очень часто слово «воля» связывается со свободой. В таких выражениях, как «выпустить на волю» или «дать волю», эти слова являются практически синонимами. Однако между этими двумя словами имеются существенные отличия. Воля представляет собой более широкое понятие, в отличие от свободы, которая подразумевает возможность человека жить и поступать, так как ему хочется. При этом воля может в некоторой степени ограничивать свободу, заставлять человека поступать не только так, как ему хочется, но и как требует здравый смысл.

Существует также понятие «свобода воли», которое означает наличие у человека независимого от внешних обстоятельств выбора. Люди вправе самостоятельно принимать решения - как им жить, какие ценности ставить для себя приоритетными, какие выбирать цели и каким путем стремиться к их достижению.

Что такое воля Божья

Многие задаются вопросом, имеет ли вообще человек выбор и может ли повлиять на свою судьбу. Что такое воля Божья? Каким образом она проявляется в нашем мире и можно ли на нее повлиять?

Божья воля подразумевает, что все происходящее в нашей жизни предопределено свыше. Нет ничего, что может случиться без ведома и позволения Бога. Воля Всевышнего неизменна и не зависит от каких-либо внешних факторов. Люди не в силах повлиять на нее, как бы того ни желали. Она является скрытой, недоступной для понимания человечества.

Прикрываясь Божьей волей, люди могли бы творить все что угодно - убивать, воровать, говоря при этом, что так было суждено. Однако это далеко не так, и ответственность с человека за его злые деяния не снимается. Помимо скрытой, существует еще и постижимая, или открытая, для людей Божья воля. Она отражается в Библии и говорит людям, как им следует жить, чего опасаться и к чему стремиться. Человек несет ответственность перед Богом, когда не выполняет Его волю, отвергает Его законы и пренебрегает ими.

Воля русского народа

Каждая страна, как правило, имеет свои отличительные особенности, присущие ее жителям. Россия славится несгибаемой силой воли своего народа. В истории нашего государства есть масса примеров ее проявления. Только благодаря небывалой силе воли Россия сумела одержать победу во множестве войн и сохранить свой суверенитет до наших дней.

Одним из самых ярких примеров, когда в полную силу проявилась воля народа, является блокада Ленинграда. Она длилась практически 900 дней. За это время многие люди умерли от голода, но город не сдался, несмотря на все трудности.

Разумеется, не всем русским людям присуща могучая воля. Во все времена и в нашей стране было немало предателей, трусов, готовых продать свое отечество. Однако большинство русских людей все же имеют силу воли, и проявляется она не только в опасное для страны время, но и в повседневной жизни.

Как развить в себе силу воли

Очень часто люди решают резко и кардинально изменить жизнь, собрав всю свою волю в кулак. К примеру, человек хочет с завтрашнего дня начать заниматься спортом. Для этого он решает каждое утро вставать пораньше, делать зарядку, бегать, а после работы идти в тренажерный зал. Однако с непривычки через пару дней подобного ритма жизни человек устает настолько, что полностью отказывается от своей затеи, и тренировать силу воли у него больше нет желания. В итоге вместо положительного результата получилось только хуже.

Как же развить волевые качества, не навредив себе? Для начала нужно перестать откладывать начало своих действий, ссылаясь на какие-то причины. К примеру, обещания «начну делать зарядку с понедельника» или «не буду есть сладкое с начала месяца» не укрепляют силу воли, а, наоборот, делают ее еще слабее.

Что такое воля? Это способность управлять поведением для достижения своих целей. Именно поэтому нужно начать двигаться к ним уже сегодня. Гораздо легче прямо сейчас встать и сделать несколько упражнений, чем потом резко переходить сразу к большим нагрузкам.

Тренировка силы воли - это планомерный процесс. Невозможно в один день стать волевым человеком, к этому нужно идти долго и постепенно. Каждый раз, делая даже небольшое усилие над собой, вы приближаетесь к поставленной цели. Главное, неверными действиями не убить в себе желание развивать силу воли.

У этого термина существуют и другие значения, см. Воля. В Викисловаре есть статья «воля»

Во́ля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители - Слабости.

Определение воли в психологии

Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли - это акт осознанного принятия решения. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер - в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
Развитие воли

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Важно отметить, что она проявляет две функции:

  • побудительную
  • тормозную.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.

Но не будет лишним указать перечень тех факторов, что затормаживают волевое развитие:

  • избалованность малыша;
  • подавление любых решений ребенка посредством жесткой родительской воли.

Свойства воли в психологии

Определение воли. Волевой процесс

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Во́ля - психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления. Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевые процессы - Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;

Появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью

Этапы волевого процесса - Возникновение представления, осознание желания, хотение, исполнение решения.

Возникновение представления. Волевой процесс возникает с ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием. Не всякое зарождение потребности имеет сознательный характер. В некоторых частных случаях возникающая потребность или еще не осознается совсем, или же осознается лишь смутно; тогда мы имеем налицо то психическое состояние, которое принято называть влечением. В отличие от желания, которое является результатом осознанной потребности и связано с ясным представлением цели, которая может удовлетворить потребность, влечение смутно, неопределенно, объект, на который оно направлено, не ясен.

Осознание желания, проявление в сознании четкого представления цели. Внимание концентрируется на объекте целевой установки, в сознании с исключительной яркостью выступают образы, связанные с представлением цели, мышление усиленно изыскивает средства для достижения этой цели.

Хотение. Желание подкрепляется или не подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. Не всякое хотение претворяется в жизнь. Иногда перед человеком встают сразу несколько целей или может возникнуть сомнение в том, следует ли стремиться к данной цели. Начинается процесс так называемой борьбы мотивов. Именно в результате борьбы мотивов возникает окончательный выбор и решение, и итогом данного этапа может быть или решимость, или угасшее желания.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

Воля (философия) это:

Воля (философия) У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.

Во́ля - феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля - это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

Структура волевого поведения

В своей основе волевое поведение разделяется на две главные составляющие части - принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения, то данная ситуация часто сопровождается актом выбора, или как принято в психологической литературе называют данное состояние - борьбой мотивов. Выбранное личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических условиях. Спектр таких условий может начинаться от таких моментов, в которых достаточно принять решение, а последующее действие после этого выбора осуществляется как бы само собой. Для данной психологической модели можно привести пример тонущего ребёнка, на спасение которого нужно только набраться мужества, а уже потом ситуация переходит в «автоматический» режим. Так же бывают условия, в которых реализации волевого поведения и выбора противостоит какая-либо сильная потребность. Для преодоления такой ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, то есть проявление «силы» воли.

Воля в истории философии и психологии

Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории философии и психологии. Связано это прежде всего с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Некоторые рассматривают волю как «силу», обусловленную извне через физические, психологические, социальные причины, и, даже, через божественное определение. Другие считают что воля - внутренняя, заранее заложенная самополагающая сила (см. Свобода воли). Например, в учениях волюнтаризма воля предстаёт как начальное, первичное основание всего мирового процесса, в частности, человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в психологических теориях воли. Их разделяют на две основные группы. Первая - «автогенетическая» - рассматривает волю как специфическую, не сводимую к каким-либо другим процессам способность (нашло отражение в работах В. Вундта, Н. Ах, И.Линдворский и др.). Вторая - «гетерогенетическая» теория определяет волю как нечто вторичное. Данная способность является продуктом каких-либо других психических факторов и явлений. В данном случае воля выполняет функцию мышления, представления или чувств. (работы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс, Э. Мёйман и др.).

Основываясь на диалектическом и историческом материализме, Советская психология трактует понятие воли в контексте общественно-исторической обусловленности. В советской психологии основным направлением изучения Воли стало изучение фило- и онтогенеза происходящих из воли действий и высших психических функций. Как было показано Л. С. Выготским, произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия. Все это и приводит к развитию психической системы человека. Так же в СССР развитие получили «школы по теории установки», основанные на исследованиях советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Воля в педагогике

В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.

Воля и эмоции

В некотором роде воля - психическая деятельность. Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии определенного мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

«Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека». Это неверно с точки зрения логики, в частности смысловой нагрузки: из тесной связи воли с действиями, сознанием и эмоциями человека вытекает её неотъемлемость в структуре психики человека, но никак не самостоятельность.

См. также

  • Свобода (философия)
  • Свобода воли
  • Свобода и воля (Даль)
  • Акрасия - слабоволие, несдержанность, поступок вопреки более лучшему варианту
  • Природа и сущность человека

Литература

Ссылки

  • Статья «Воля (философия)» (Большая советская энциклопедия)
Категории:
  • Эпистемология
  • Философские термины
  • Этика

Wikimedia Foundation. 2010.

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют , носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации . Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, . Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, боль и .
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в и в , таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Направленная на достижение сознательно поставленной цели с преодолением препятствий. Волевое усилие заключается в сознательной мобилизации физических, интеллектуальных и моральных сил человека.

Общая характеристика воли. Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения, и 2) препятствия {преграды, барьера). Главное в волевом акте - осознание ценности цели. Углубление знаний о роли барьеров в структуре деятельности не отменяет того факта, что в волевом акте препятствие является вторичным образованием, производным от цели. П. В. Симонов выразительно подчеркивает это обстоятельство, когда пишет, что обломки скал, завалившие горную тропу, остаются не более чем грудой камней до тех пор, пока не появится нечто необходимое путнику по ту сторону обвала. Однако активность, сопряженная с преградой, может в определенных случаях «оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда мы встретимся с упрямством, с поведением, где преодоление стало самоцелью, а исходный мотив утратил свое значение и даже забыт».

Препятствие, преграда не всегда имеют внешнюю форму существования, как в приведенном примере. Существуют внутренние преграды и помехи. В качестве таковых выступают конкурирующие мотивы, различные эмоциональные состояния (страх, усталость, лень и др.). Ребенку бывает трудно преодолеть барьер стеснительности, этот же барьер может мешать юноше признаться в любви, а лень не дает человеку «начать новую жизнь». Впрочем, внешнее препятствие имеет свой внутренний эквивалент. Преодолевая внешнюю преграду (например, карабкаясь по отвесной скале), человек вместе с тем преодолевает и внутреннюю - усталость.

Воля проявляется не только в очевидной активности, хотя чаще дело обстоит именно так, но и в ее торможении. Человек с сильной волей редко проявляет повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность, он обычно не склонен к аффективным реакциям. Сильная воля не предрасполагает к бестактности, грубости, болтливости.

В сложном волевом акте различают три основных звена. Первое звено: постановка цели. Часто цель не просто ставится, а выбирается в условиях столкновения нескольких побуждений. Тогда происходит борьба мотивов, мысленное обсуждение, взвешивание альтернатив в диалогах с самим собой и, вероятно, с другими людьми. Так, молодой человек, почувствовав в себе устойчивый интерес к детям, предрасположенность к общению с ними, может из двух вариантов: стать, детским врачом или педагогом - избрать один из них в качестве жизненно важной цели.

Второе звено: обдумывание пути, средств достижения поставленной (избранной) цели. Тут намечаются способы преодоления трудностей, планируется состав основных действий, ведущих к достижению цели. Так, если целью стало освоение педагогической профессии, то наш молодой человек принимает решение, каким именно педагогом ему стать, какую форму освоения профессии (очную, заочную, вечернюю) и в каком вузе предпочесть.

Третье звено - исполнение принятого решения. На него приходится львиная доля волевых усилий. Здесь подготовка и сдача конкурсных экзаменов, собственно труд по освоению профессии, может быть, без отрыва от основной работы, многократное, в течение ряда лет напряжение сил. Разумеется, в составе реального волевого акта эти звенья не отделены друг от друга так строго, как в нашем изложении. Наряду со взаимопроникновением имеются и другие формы взаимодействия.

В простом волевом акте постановка цели и принятие решения совпадают, вторым звеном является исполнение решения. Устал, например, студент-заочник к концу дня, но надо все же именно сегодня выполнить контрольную работу. Этот волевой акт реализуется в течение 2 - 3 часов, а не нескольких лет. Ясно, что в структуре сложного волевого акта реализуется множество простых, хотя первый лишь ко вторым не сводится.

Интерес представляет развитие воли в филогенезе. Мы знаем, что такие психические процессы, как , эмоции, присущи и человеку, и животным. А вот мышлением и речью животные не обладают, но имеют соответствующие филогенетические предпосылки (отражение связи между предметами в ситуации зрительного поля, коммуникация). Воля же, появившаяся вместе с трудовой деятельностью, кажется лишенной таких предпосылок. П.В. Симонов указывает в связи с этим на описанный И. П. Павловым «рефлекс свободы», который проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность.

В качестве онтогенетических предпосылок воли могут рассматриваться элементарные самостоятельные действия малышей в процессе еды, одевания, умывания, участие Дошкольников в посильных видах домашнего труда, соблюдение ими правил игры. Таким образом, уже дошкольник приобретает некоторый опыт преодоления трудностей. Он может взять на себя обязательство не приставать к родителям в магазине с просьбами о покупках. Выполнит он это обязательство или нет - не главное, важнее то, что будет происходить борьба мотивов. Произвольность же психических процессов (внимания, памяти и др.) - одно из новообразований, возникающих в младшем школьном возрасте. Она формируется под влиянием учебной деятельности. Понятно, что речь идет лишь о первых этапах волевого развития личности.

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
Развитие воли

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Важно отметить, что она проявляет две функции:

  • побудительную
  • тормозную.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.