Кто такая бурозубка — описание, особенности, полезные качества, фото. Школьный этап олимпиады по экологии

В род бурозубок входит около 130 видов, которые различаются между собой не только средой обитания, но еще и размерами. Это небольшие животные, отличительными особенностями которых является длинный хвост и вытянутая морда.

Размер тела может колебаться от 5 до 10 см, в зависимости от разновидности. Хвост - от 3,5 до 7,5 см. Вес - от 2,5 до 15 грамм.

Все тело покрыто мелкой шерсткой темного цвета, у большинства видов — буровато-серой. Брюшко - светлое. Хвост имеет покрытие в виде густой короткой шерстки.

Вершины зубов имеют буровато-красный цвет - благодаря этому, животное и получило свое наименование. Однако чем старше бурозубка, тем сильнее стираются у нее зубы, и этот цвет может постепенно пропадать. Зубная формула бурозубки: резцы 3/2, клы­ки 1/0, предкоренные 3/1, коренные 3/3.

Ушки маленькие, почти не выступают над поверхностью шерсти. Глазки черного цвета, но из-за преимущественно подземного образа жизни, зрение плохое и развито слабо.

В результате животное производит поиск пищи используя мощное обоняние или эхолокацию.

Бурозубки - одна из древнейших ветвей млекопитающих, и зубы у них имеют четкого разделения на клыки, резцы, коренные.

СПРАВКА! Всем животным этого вида присущ сильный запах мускуса, из-за чего многие хищники, поймав бурозубку, отказываются употреблять ее в пищу и бросают.

Отпечатки у животного неглубокие, мелкие, обычно располагаются парами. Когда на снегу нет твердой корки, то остается ясно различимый отпечаток хвоста.

Распространение и размножение

Бурозубки распространены во многих странах. Наиболее часто они встречаются в Северной Америке, северной части Азии, Европе.

Это наиболее распространенный вид , которые могут жить в любых условиях - лесах, лесостепях, тундре, иногда даже в поймах степных рек и на лугах. Не селится на заболоченных участках.

На территории России обитает порядка 15 видов, которые достаточно трудно отличить друг от друга. Главные особенности здесь - это детали строения тела и половые органы.


Живут везде, начиная от Москвы и заканчивая Приморским краем и Сахалином.

В зоне тайги нормальное количество животных находится в пределах 200-600 особей на один гектар, в условиях тундры - в 3-5 раз меньше.

Средняя продолжительность жизни бурозубки - 1-1,5 года. Начинает размножаться на второй год, сразу после окончания зимнего периода.

Создает гнезда в виде шара из стеблей растений, которые располагает под пнями и корнями деревьев. Беременность длится в среднем 20 дней.

Юные особи уходят из гнезда на 20 день после рождения. За сезон бурозубка оставляет 3 помета, причем в первом бывает 8-10 детенышей, а в последнем - только 3-4. Второй помет появляется после того, как гнездо покидают подросшие особи из первого.

Образ жизни

Бурозубки активны в течение всего года , причем зиму они переносят не погружаясь в долгую спячку. В течение суток они большую деятельность проводят в сумерках и ночью.

Несмотря на то что животное входит в род , самостоятельно оно не строит норы, а использует готовые лабиринты подземных животных, кротов, естественные трещины и провалы в земле.

Могут протаптывать ходы под лесной подстилкой и в толще снега (диаметр прохода 2 см).

В зимнее время из-под снега практически не поднимаются, но в случае невозможности выкопать личинки насекомых из замерзшей почвы, передвигаются по поверхности в поисках семян растений.

СПРАВКА! При отсутствии пищи гибнет за несколько часов.

Землеройка бурозубка имеет очень большую скорость обмена веществ - она в сутки съедает до 150% веса своего тела, 15 грамм животной пищи или 20 грамм рыбы.

Частота приема пищи зависит от размера - чем меньше животное, тем чаще необходимо питаться. К примеру, крошечная бурозубка должна в сутки принимать пищу 78 раз!

В период зимы в рационе возрастает объем семян и растительной пищи. Известны случаи создания запасов на это время из дождевых червей.

Также для удачной зимовки есть и врожденные защитные процессы - в осенний период происходит серьезное уменьшение массы тела и его объема, которое включает в себя все внутренние органы, в том числе и мозг.

Весной, перед наступлением периода размножения, тело возвращается к нормальному размеру.

Фото

Смотрите ниже: бурозубка фото





Отличительные особенности от прочих грызунов

Бурозубок часто путают с мышами . Главные их отличия - небольшие глазки, длинная вытянутая морда с малозаметными ушами, красноватый оттенок зубов.

Польза и вред

Бурозубки являются преимущественно насекомоядными животными, а потому обычно не повреждают сельскохозяйственные посадки.

Однако они могут в зимний период пробираться в дома, амбары, сараи для поиска пищи, как растительной (семена), как и личинок спящих насекомых.

Некоторые фермеры считают бурозубку причиной появления на лужайках или грядках большого количества норок. Но это животное не может их рыть самостоятельно, поскольку лапы не предназначены для копания!

В то же время, благодаря постоянному поиску пищи, животное уничтожает огромное количество насекомых-вредителей, в том числе зимующих в подстилке и в верхнем слое почвы.

Ее основной рацион составляют черви, личинки, пауки, мокрицы, в том числе такие вредители, как слизни, майские хрущи, медведки, листоеды, долгоносики, гусеницы пядениц и совок.

В случае сильного голода бурозубка нападает на жужелиц или мелких мышей.

ВАЖНО! Если желание избавиться от животного на участке все же превышает пользу, которую оно может принести, лучше всего использовать нефатальные методы - к примеру, ультразвуковые отпугиватели.

Заключение

Бурозубки - это небольшие животные из семейства землероек. Они распространены во многих частях мира, в России живут практически на всей территории. Своих ходов не строят, используя готовые подземные проходы других животных.

Питаются насекомыми и их личинками, чем приносят большую пользу домашнему и фермерскому хозяйству. Урожай может тронуть только в случае жесткой нехватки корма.

Полезное видео

Бурозубка – это маленьких размеров (от нескольких сантиметров, в редких случаях – до 1 дециметра) зверёк, относящийся к семейству землеройковых, весом всего лишь с десяток грамм.

Как видно на фото , бурозубка внешне напоминает полевую , отличаясь от неё только вытянутой мордочкой, похожей на хоботок, и хвостом, подчас превышающим по величине само тело, с короткими волосками.

Кроме того, животное имеет маленькие бусинки-глазки, белые зубы, большие задние лапы, бархатистую шерсть и тёмно-бурый, в некоторых случаях почти чёрный, окрас. Верх темнее, а низ более светлый. Зверьки чрезвычайно распространены на территории Северной Европы и принадлежат к самому многочисленному роду млекопитающих.

Они любят расселяться в кустарниках и зарослях травы, а живут, как правило, в подлесках. В некоторых случаях, подобно , могут поселяться и в домах людей.

Бурозубка обыкновенная особенно прижилась в местностях с умеренным климатом. Зверька часто можно наблюдать в тени смешанных и лиственных лесов, где она предпочитает влажные, покрытые растительным мусором, участки.

Арктическая бурозубка является жителем Сибири и тундры, также встречается на крайнем севере американского континента. Зверьки линяют пару раз в год (как раз на стыках холодного и тёплого циклов северного климата), меняя мех с яркого и плотного в зимние месяцы, на более редкую шерсть неброских тонов в благоприятное время года. Сама расцветка меха интересная и имеет три оттенка коричневого, меняясь от светлого до сероватого и совсем тёмного.

Гигантская бурозубка , имеющая длину тела 10 см, водится на севере Корейского полуострова, Дальнем Востоке и Китае. Численность популяции этого зверька резко сокращается, ввиду такого положения дел, предпринимаются меры по его охране.

На фото гигантская бурозубка

Малая бурозубка значительно миниатюрней и достигает длины не более 6 см, а часто гораздо мельче. Водится на Кавказе, в Киргизии и в Сибири. Обычно имеет кофейно-рыжий окрас. Самой маленькой (около 4 см) является крошечная бурозубка , которая не зря считается самым мелким представителем млекопитающих в .

На фото малая бурозубка

Характер и образ жизни бурозубки

В отличие от грызунов-мышек , бурозубка относится к насекомоядным млекопитающим. К тому же, она не роет норок, а живёт в лесной подстилке: поверхности земли, покрытой опавшими листьями и увядшей, прошлогодней травой.

В зимний период зверёк не впадает в спячку, поэтому в активном состоянии встретить его можно во все времена года. Бурозубка осторожна, а основная её жизнь протекает в ночное время. Но может осуществлять свою деятельность и в любое другое время суток, особенно активизируясь за несколько часов до захода солнца.

Она способна прокладывать извилистые ходы в мягкой почве, под снегом и в рыхлой подстилке лесов, делая это при помощи хоботка и лапок. Иногда для своих продвижений использует и ходы грызунов: , полёвок, .

Маленькая землеройка бурозубка отличается неважных зрением. А основными органами, которые помогают ей выжить в этом мире, являются осязание и обоняние. К тому же, в ночное время ей помогает ориентироваться такое особое и уникальное приспособление, дарованное ей природой, как эхолокация.

Подобное дополнение к прочим органонам чувств, отличающее её от многих других живых существ, помогает ей не запутаться в темноте среди стеблей травы и корней растений.

В поисках того, к чему она стремится, землеройка испускает звуковые импульсы. А уши животного, имеющие своеобразное строение, получают в ответ нужные сигналы, дающие ей необходимую информацию об особенностях окружающего мира.

Питание

Животное, несмотря на скромные габариты, чрезвычайно прожорливо, за сутки потребляя пищи вдвое больше своего веса.

А находит она еду, активно роясь в верхних слоях почвы, чем имеет несчастье сильно досаждать заядлым садоводам и огородникам. Но лучше не спешить гневаться на таких соседей, как бурозубки, потому что звери способны помочь избавиться от многих вредителей: гусениц, листоедов, жуков-щелкунов, слизней.

Тем более, что попадается на глаза человеку бурозубка редко, потому что орудует в основном ночью, активно копошась в мусоре. Питается зверёк наземными беспозвоночными: улитками, многоножками, пауками и дождевыми червями.

В лесной подстилке, кишащей мелкой живностью, где она обитает, в благоприятные периоды корм ей раздобыть не трудно. Также бурозубка вполне способна употреблять в пищу птичий помёт, падаль и семена растений, которые составляют обычно её зимний рацион.

Во время еды зверёк, как правило, опирается на все четыре лапы, но в некоторых случаях, например, поедая скользких червей или жуков, может пользоваться передними лапами, чтобы придерживать свою добычу.

Часто в поисках чего-то съестного, бурозубка забирается на деревья, карабкаясь по стволу, цепляясь лапками за неровности коры, чтобы полакомиться яйцами бабочки-монашенки или непарного шелкопряда.

Чтобы добыть пропитание, бурозубка способна напасть даже на таких крупных, в сравнении с её размерами, животных, как мелкие грызуны и лягушки. А в случае победы, поедает их практически целиком, оставляя лишь шкурки и кости своих жертв.

Многие лягушки становятся добычей бурозубок в период зимней спячки, а когда сходит снег, на лесной подстилке можно обнаружить лишь только их, основательно обглоданные, скелеты.

Размножение и продолжительность жизни

Период размножения у зверьков наступает ранней весной, обычно в марте, и кончается поздней осенью.

В течение этого периода мама-бурозубка способна произвести на свет несколько выводков (от двух до четырёх), каждый из которых прибавляет к численности этой разновидности насекомоядных 3-9 детёнышей.

Беременность животного протекает около трёх-четырёх недель. А к окончанию периода вынашивания, бурозубки выстраивают гнездо среди корней деревьев или камней. Жилище для своих будущих деток они сооружают из листьев и мха, для удобства обкладывая его чем-то мягким.

Маленькие бурозубки развиваются быстро, хотя рождаются совершенно слепыми и с незащищённым, голым тельцем. В течение последующих трёх недель, с момента появления на свет, они питаются материнским молоком.

Через две недели смотровые зрачки детёнышей раскрываются, и они начинают покрываться шерстью. А через 3-4 месяца уже сами способны приносить потомство. Зверьки живут около 18-23 месяцев, но за это время способны сильно расплодиться.


Наша планета населена многочисленными животными, живущими на суше, в воде, воздухе и под землей. Их мир богат и разнообразен и каждое из существ занимает свою определенную нишу. Все они не похожи друг на друга и отличаются не только образом жизни, но и невероятными размерами. И если большие создания всегда на виду, то маленьких так просто не встретить, хотя их достаточно много.

Исследователи многих стран ездят по всему миру в поисках новых видов миниатюрных созданий, но найти их не так-то просто, поэтому довольно часто ученые терпят неудачи. Но когда же им удается обнаружить новое никому не известное доселе создание, то их радости нет конца. За последнее время исследователями обнаружено немало новых видов животных-малышей.

Микроквакши Paedophryne

Самое маленькое наземное животное. Микроквакши (лат. Paedophryne ) – эта маленькая лягушка относится к семейству узкоротов, или микроквакш.

Она считается самой маленькой в мире, ее длина не превышает 7,7 мм, но иногда она вырастает и до 11,3 мм. Эту малютку обнаружили недавно, она была найдена в Папуа–Новой Гвинее. Самки этих амфибий немного крупнее самцов. Благодаря своему коричневому окрасу эта лягушка не заметна ни на земле, ни среди листвы, ни на стволах деревьев.

Самое маленькое водное животное. Рыбка Paedocypris progenetica – признана самым маленьким обитателем водоемов. Ее можно встретить в сточных ручьях и торфяных болотах Индонезии.

Самыми большими являются самки , но и они невелики — 10,3 мм в длину. Самая маленькая, официально зарегистрированная длина этой рыбы — 7,9 мм. Интересно, что эти крохи принадлежат к одному из крупных семейств карповых!

Хамелеон малая брукезия

Самая маленькая ящерица в мире. Хамелеон малая брукезия (лат. Brookesia minima ) – обитатель тропических лесов Мадагаскара и самая маленькая ящерица.

Из-за крошечных размеров (1,2 см) и способности менять окраску (собственно как и у всех хамелеонов) его нелегко заметить в естественных условиях. Был обнаружен в 2007 году возле острова Мадагаскар, а описать этого хамелеона удалось только в 2012 году.

Морской конек Дэниса

Морской (лат. Hippocampus denise ) – еще одна малютка и мастер маскировки. Обитает в теплых водах западной части Тихого океана на глубине около 16-90 м.

Остается только удивляться как такому крошечному созданию, длина которого не превышает 1 см, удается выжить среди жестокого мира морских обитателей. А выжить оказывается можно: он отлично маскируется под горгонарии или кораллы, в которых они обитают, окрашивая свое тело в оранжевый или желтый цвета.

Карликовый геккон

Карликовый геккон (лат. Sphaerodactylus ariasae ) – маленькое создание, размер которого не превышает 1,6-1,8 см, легко помещается на ногте большого пальца руки. Весит эта малютка всего ничего – 0,2 грамма.

flickr/Hispanioland

Стоит отметить, что этот геккон был обнаружен в 2001 году, но, несмотря на это уже находится под угрозой полного исчезновения. Стоит, наверное, поблагодарить тех исследователей, вовремя подсчитавших его численность, в виду которой карликовый геккон сразу же был занесен в Красную книгу.

Медуза ируканджи

Медуза ируканджи (лат. Carukia barnesi ) – необычайно ядовитое и очень маленькое существо, обитающее в Тихом океане, недалеко от побережья Австралии. Внешне эта медуза напоминает белый полупрозрачный колокольчик. Ее размеры всего-то 12х25 мм, а щупальца длиной от 1 мм до 1 м.

Но не только своими размерами она привлекла к себе внимание исследователей. Эта малютка способна не только парализовать человека, но даже убить его. Противоядия пока не существует, так как этот вид еще мало изучен и следовательно ее яд тоже.

Колибри-пчелка

Самая маленькая птица. Колибри-пчелка (лат. Mellisuga helenae ) – самая маленькая среди пернатых.

Была обнаружена в 1844 году на Кубе Хуан Кристобаль. Ее вес – всего 1,6-2 г, а длина тела — 5-7 см. Питается как и все колибри – нектаром цветов. Интересно, что сердце этой миниатюрной птички бьется с частотой 300-500 ударов в минуту.

Карликовая белозубка

Самое маленькое млекопитающее. Карликовая белозубка, или этрусская землеройка (лат. Suncus etruscus ) – обитатель юга Европы, юга Азии и северной части Африки.

Многие ученые считают, чтобы животное нормально существовало, оно должно весит не меньше 2,5 г, но эта крошка, вес которой всего – 1,5 г, а длина тела — 3-4,5 см, прекрасно живет и здравствует. Но для этого ей приходиться все время есть, а поэтому она почти не спит. Частота сердечных сокращений у — 1300 ударов в мин.

Свиноносая летучая мышь

Свиноносая летучая мышь, или мышь-шмель (лат. Craseonycteris thonglongyai ) – обитает на западе Таиланда и юго-востоке Бирмы.

Ее масса всего 2 г, а длина тела не более 4 см. По последним данным их численность составляет несколько сотен особей, поэтому относится к уязвимым видам, занесенным в Красную книгу. В полете напоминает колибри.

Змея – самая коротенькая змейка, обитающая на Карибских островах.

Blair Hedges, Pennsylvania State University

Эта малышка вырастает всего до 100-104 мм в длину, ее легко перепутать с . Любит прятаться под камнями, а также в почве. Питается термитами, муравьиными яйцами и другими мелкими насекомыми. Не ядовита.

Чтобы выжить многим существам в ходе эволюции приходится принимать самые причудливые формы и необычные размеры. Самым ярким доказательством того, что природа подготовила для нас немало сюрпризов, являются миниатюрные животные нашей планеты.

В лесах Центральной обитает прожорливый хищник, способный съесть пищи втрое, а то и вчетверо больше собственного веса! Но сам этот зверь совсем не страшен - он весит меньше 3 граммов. У крошечной бурозубки громадный ареал - от Скандинавского полуострова до Камчатки, Сахалина и , от лесотундры до лесостепи. Но на всем его протяжении крошечная бурозубка редка, и наблюдать за ней трудно.

Как крошечная бурозубка переживает северные зимы? Как спасается от других хищников? И надо ли спасать ее саму? Сведений о жизни этого вида до сих пор крайне мало. Встречается бурозубка в основном в лесах, но селится и по речным долинам, и по окраинам верховых болот, а местами выбирается в горные тундры. Самая большая угроза для самого маленького зверька - уничтожение мест ее обитания, осушение болот и вырубка старолесий. В некоторых регионах России бурозубка внесена в местные Красные книги.

АГРЕССИВНЫЕ КРОХИ: БОРЬБА С ХОЛОДОМ

Крошечная бурозубка - самое маленькое теплокровное существо в тайге. В отличие от летучих мышей, многих грызунов и даже некоторых пустынных белозубок, бурозубки не умеют впадать в оцепенение, снижая температуру тела. Зато многие северные бурозубки на зиму уменьшают, «сжимают» размер черепа и внутренних органов, чтобы сократить потерю тепла! Маленькое тело быстро остывает на холоде, и зверьку необходимо постоянно питаться, чтобы поддерживать постоянную температуру. Сохранению тепла также способствует густой, пышный мех, но на морозе и он не спасает, и бурозубки прячутся под снегом, продолжая разыскивать пищу среди полегшей травы, опавшей листвы, в ходах полевок, мышей и кротов. Всего несколько часов без пищи - и бурозубка погибнет. Неудивительно, что крошечный зверек поедает всех, кто попадается ей на пути и кого она способна одолеть, не исключая собственных сородичей.

«ПИЛА-32»

У бурозубки 32 зуба, как и у человека, но ее зубы и челюсти устроены совершенно иначе. Резцы на нижней челюсти вытянуты вперед, напоминая пару скальпелей. На верхней челюсти слева и справа по пять промежуточных зубов конической формы, слегка скошенных назад, к глотке (как у гавиалового крокодила). Вперед выдаются сросшиеся в один большой зуб резцы с дополнительным зубчиком. Так что бурозубки обладают прекрасным орудием для захвата добычи! Челюсти бурозубок двигаются только вверх-вниз, перетирать пищу между зубами, двигая нижней челюстью вправо-влево, эти насекомоядные не могут. Зато острые режущие кромки задних зубов кромсают хитиновый покров насекомых и пауков. Бурозубка готова с силой сомкнуть челюсти на любой добыче, поместившейся между ними, и тогда можно поднять хищника-лилипута с земли, ухватившись за его трофей. Как и у всех представителей рода, у крошечной бурозубки вершины зубов окрашены в коричневый цвет Этот оттенок связан с отложениями железа, которые делают зубы зверьков более прочными. Тем не менее к старости промежуточные зубы истираются до основания, почти до самой челюсти. А вот молочные зубы зверьков рассасываются еще во время эмбрионального развития, так что рождаются они с комплектом постоянных.

Форма зубов - главный определительный признак, по которому внешне похожие виды бурозубок отличают друг от друга. И только крошечную бурозубку можно с уверенностью определить по размеру тела и черепа! Она вполне закономерно является обладателем почти самого маленького черепа среди млекопитающих - его длина 12-14,5 мм (меньше только у свиноносой летучей мыши - 11 мм). При этом пропорции тела поразительны: половину длины черепа составляет длина зубного ряда (около 6 мм), а длина черепа - это треть всей длины тела крошечной бурозубки, от основания хвоста до кончика носа!

Среди зоологов распространен анекдот: не было бы на Земле хищника страшнее, будь бурозубка размером с кошку. Правда, при увеличении размеров тела потребность в пище относительно размера тела снижается. Даже обыкновенная бурозубка, которая в 4-6 раз тяжелее крошечной, съедает в сутки уже не вчетверо, а вдвое больше своего веса.

МИР ШОРОХОВ И ЗАПАХОВ

Зрение у крошечной бурозубки, как и у ее сородичей, неважное. Маленькие глазки утоплены в шерсти, да и много ли увидишь, пробираясь в толще полуразложившейся листвы! Ушки тоже припрятаны в меху по бокам головы. А вот к запахам бурозубки очень чувствительны. С помощью обоняния, то и дело приподнимая подвижный кончик носа, эти хищники не только находят добычу, но и «читают сообщения», оставленные другими особями. Для поиска добычи применяется еще и осязание.

Сами крошечные бурозубки пахнут сильно и резко -это общее свойство землероек. Из-за этого хищники покрупнее их редко едят, но, бывает, душат, повинуясь хватательному рефлексу, и бросают.

СУРОВА! МАТЬ-ОДИНОЧКА

Бурозубки не образуют пар, живут поодиночке, в одном выводке могут родиться детеныши от разных самцов. За лето самка приносит один или два выводка, по 4-6 голых слепых детенышей. Около трех недель малыши находятся в гнезде, где самка кормит их молоком, затем еще несколько дней бегают за матерью «караваном», когда первый детеныш цепляется зубами за мать, второй детеныш - за первого и так далее. Затем выводок распадается, мать изгоняет детенышей со своей территории, и они отправляются искать свободные места. Проходя через занятые территории, бурозубки ведут себя осторожно. Если же зверьки сталкиваются друг с другом, то можно услышать их резкий, скрежещущий голосок.


КРОШЕЧНАЯ БУРОЗУБКА В ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ

Крошечная бурозубка не в состоянии одолеть крупного жука, лягушку или ящерицу. Ее добыча - мелкие (меньше 0,5 см) личинки, пауки, жуки, клопы, черви, слизни, муравьи, гусеницы, куколки и бабочки. Из более крупных насекомых зверек выедает самые мягкие части. Хотя основу питания составляют животные, крошечная бурозубка поедает и семена хвойных деревьев, особенно ели.

ПИТАНИЕ КРОШЕЧНОЙ БУРОЗУБКИ

ОБЫКНОВЕННАЯ КОСТЯНКА

Один из представителей широко распространенного семейства многоножек. Встречается в европейских лесах. Это ржавого цвета существо из 35-49 сегментов достигает самое большее 3 см в длину. Тело костянки сплюснутое, и она пролезает в самые узкие щели. Днем скрывается в трухлявой древесине или в лесной подстилке, а по ночам выходит на поверхность для охоты на насекомых и пауков. Костянка довольно быстро бегает на своих 30 крупных ножках. Но бурозубки все-таки умудряются ее поймать.

СЕНОКОСЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Укус крупного паука может навредить крошечной бурозубке, гораздо более безопасная добыча - сенокосцы, которых на территории европейской части России более 60 видов. Сенокосец обыкновенный - самый массовый из них и встречается повсеместно и все лето. Молодые сенокосцы в основном держатся на поверхности земли, взрослые лазают по траве. Питается сенокосец обыкновенный, как и все представители его рода, членистоногими, растениями и грибами, птичьим пометом и фекалиями животных. При опасности сенокосец расстается с одной из своих длинных ног, которая продолжает «косить», отвлекая внимание охотящегося хищника.

ЧЕРНЫЙ САДОВЫЙ МУРАВЕЙ

Этого муравья также называют черным лазиусом. Он один из самых обычных и распространенных видов муравьев в Европе. Вы наверняка видели и самих лазиусов, и их небольшие муравейники. Не обладая большими жвалами, в отличие от рыжих лесных муравьев, черные садовые муравьи становятся легкой добычей землероек.

ВРАГИ КРОШЕЧНОЙ БУРОЗУБКИ

СЕРАЯ НЕЯСЫТЬ

Сова среднего размера, населяет смешанные и лиственные леса. Охотится преимущественно на полевок и мышей, однако в погадках неясытей встречаются и землеройки, в том числе крошечная бурозубка. Совы глотают зверьков целиком, а через некоторое время срыгивают погадку - комок из костей и шерсти съеденных животных. Как правило, внутри можно найти относительно сохранившиеся челюсти и части черепов, по которым определяют, кого же съела сова. Разбор погадок - основной способ изучения питания сов. Иногда зоологам удается обнаружить те виды зверьков, которые они не могли отследить на этой территории никакими другими способами!

Крошечная бурозубка спит около 80 раз в сутки по 10-15 минут, остальное время тратится на поиск пищи. Хотя размер жертв редко превышает 3-5 мм в длину, этот зверек в сутки может съесть вчетверо больше собственного веса!

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Класс: млекопитающие.
Отряд: насекомоядные.
Семейство: землеройковые.
Род: бурозубки.
Вид: крошечная бурозубка.
Латинское название: Sorex minutissimus .
Размер: тело - 30-53 мм, хвост - 17-33 мм.
Вес: 1,6-2,5 г.
Окраска: двухцветная (верх тела от бурого до темно-серого, низ светлый, серебристо-серый; хвост тоже двухцветный).
Продолжительность жизни крошечной бурозубки: до 1,5 лет (чаще 14-16 месяцев).

6 470

Задания школьного тура

Всероссийской олимпиады школьников по экологии .

2016-2017г.

7-8 классы

Вариант 1

Задание 1 Выберите один правильный ответ из четырёх возможных

1. Экология – наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду

Б) влияние загрязнений на здоровье человека

В) влияние деятельности человека на окружающую среду

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

2. В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

А) зеленые растения в) дом отдыха

Б) школу г) военный склад

3.Атмосферный воздух наименее загрязнён:

А) возле котельных в) в лесу

Б) у автодорог г) возле промышленных предприятий

Предприятий

4. Из перечисленных деревьев хвойными являются:

А) берёза в) осина

Б) сосна г) тополь

5. Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

А) в лесу в) в центре города

Б) рядом с оживлённым шоссе г) на территории промышленного предприятия

6. Связь растений со средой их обитания проявляется:

А) в поглощении воды и минеральных солей из почвы

Б) в передвижении веществ в растении

В) в движении цитоплазмы в клетке

Г) в расположении органелл в клетке

7. Приспособление растений к недостатку влаги:

а) листовая мозаика;

б) отсутствие покровных тканей;

в) отсутствие механических тканей;

г) опушение стеблей, листьев; д) наличие толстого слоя кутикулы.

8. В крупных городах способствуют очищению загрязнённого атмосферного воздуха такие объекты/явления:

а) домашние животные;

б) автотранспорт;

в) дожди и ветра;

г) промышленные предприятия.

9. Найдите ответ, где перечислены только живые существа:

а) клевер, каменный уголь;

б) пинцет, ушастый ёж;

в) нефть, камень;

г) инфузория, филин.

10. Эта наука можно перевести (с древнегреческого языка) как науки, связанная с домом:

а) история; б) экология; в) этика; г) геология;

11. К числу опасных атмосферных явлений, регулярно наблюдаемых вУфе, относятся :

а) град и грозы; б) гром; в) смерчи; г) цунами.

12. К абиотическим факторам относится:

а) хищничество;

б) увлажнение;

в)) забота о потомстве;

г) материнство.

13. Животные, которые могут встретиться друг с другом в дикой природе:

а)) кенгуру и утконос;

б) жираф и дельфин;

в) пингвин и белый медведь;

г медуза и бурозубка.

14. К степным растениям относятся:

а) мангры и баньян;

б) ковыль и тюльпан;

в) берёза и сосна;

г) баобаб и саксаул.

15. Водная среда обитания характеризуется:

а) большим количеством света, проникающего на всю глубину;

б) резкими колебаниями температуры;

в) г) низкой плотностью;

г) более мягким температурным режимом;

Задание 2

« Подбери пару»

Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности: 1)Бумага и картон-

2)Пластиковые бутылки-

3)Полиэтиленовые пакеты-

4)Металлолом-

5)Пищевые отходы-

6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву):

А . Приготовление органических удобрений Б . Сдавать в пункты приема, разбитые можно переплавлять и изготовлять новые В . Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности

Можно переплавлять

Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема, использовать для разжигания

Костров и печей

Д . Использовать для сбора мусора Е . Сдавать в пункты приема, в промышленности переплавлять

Задание 3

Установите соответствие,что к чему приводит.

А)Гибель деревьев

2.Выброс выхлопных газов автомобилями

Б.Исчезновение видов животных

В).Загрязнение воздуха

4.Вырубка леса по берегам рек

Г).Уменьшение количества лесов на земле

5. Засуха Д). Защита почвы от разрушения

Е).Обильный рост травы

7.Половодье

Ж).Лесные пожары

8.Посадка деревьев по краям оврагов

З).Обмеление рек

Задания школьного тура олимпиады по экологии.

20 16-2017 г.

7 – 8 классы

Вариант 2

Задание 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин.

б) Э. Геккель.

в) Аристотель.

г) В.И. Вернадский.

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) Гидрофиты.

б) Мезофиты.

в) Гигрофиты.

г) Ксерофиты

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера

б) тропосфера

в) биогеоценозом

г) экосферой

5) Искусственные живые сообщества, созданные с целью максимального повышения продуктивности, – это…

а) Агроценозы.

б) Тропические леса.

в) Северные хвойные леса.

г) Урбоценозы.

6. Пухоеды – это:

а) Хищники.

г) Нет правильного ответа.

7. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:

а) Рыбы.

б) Фораминиферы.

в) Моллюски.

г) Растения.

8. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?

б) Увеличение численности жертв.

в) Увеличение численности хищников.

г) Правильного ответа нет.

9.Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.

10 ) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

11. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

а) Чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера.

б) Плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы.

в) Чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.

г) Плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.

12. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых икра:

а) Имеет крупные размеры.

б) Охраняется самкой.

в) Плавает в толще воды.

г) Закапывается в песок.

13.Аэрозоль - это:

а) Смесь воды - серной кислоты.

б) Твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения.

в) Токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду.

г) Все перечисленное.

14.Парой хищник - жертва могут являться:

а) Росянка и комар.

б) Гриб - трутовик и береза.

в) Актиния и рак-отшельник.

г) Тля и муравей.

1 5 . Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:

а) ель обыкновенная;

б) акация белая;

в) можжевельник обыкновенный;

г) береза повислая.

Задание 2 . Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа.

1. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) Национальные парки.

б) Заказники.

в) Памятники природы.

г) Заповедники.

Выбери ответ: 1)а,б 2) а,г 3) б,в,г 4) а, г, д

2. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) Охрана каждой особи в отдельности.

б) Охрана мест обитания.

в) Охрана мест размножения.

г) Охрана пищевых ресурсов этих видов.

д) Выращивание в искусственных условиях.

Выбери ответ: 1) а,б,г 2) в,г 3)а, б, д 4) б, в

3. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) Хищниками и жертвами.

в) Видами, использующими одни и те же ресурсы.

г) Особями одного вида.

д) Взаимоотношения между самцами в брачный период.

Выбери ответ: 1) в,г,д 2) а,б 3)а,б,д 4) в,г

4. Кролики, завезенные в Австралию, очень быстро размножались на этом континенте. Это объясняется:

а) благоприятными климатическими условиями

б) обилием пищи

г) отсутствием пищевых конкурентов

д) создание человеком благоприятных условий для их размножения

Выбери ответ: 1)а,б,д 2) а,в,д 3) а,б,в 4)б,в,

5 . Для животных ресурсами являются:

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород

Выбери ответ:1) а,б,в 2) а,д 3)а,в,д 4) а,б,д

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по экологии 9 класс

Вариант 1

Задание 1 Выберите один правильный ответ из четырёх возможных

1. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называется :

а) экосистемой;

б)средой;

в) спектром;

г)фактором.

2. Практически в любой точке поверхности Земли доступен такой источник альтернативной энергии, как:

а) солнечный свет;

б) геотермальное тепло;

в) приливы и отливы;

3. Озоновый слой атмосферы разрушается под действием:

б) углекислого газа;

В) хлорфторорганическихсоединений;

4. Повышение температуры воды в водоемах вследствие теплового загрязнения способствует:

а) усиленному размножению криофильных организмов;

Б) поглощению азота из атмосферного воздуха;

В) потери водой растворенного кислорода;

Г) замыканию биологического круговорота.

5. Уменьшение толщины озонового слоя приводит к увеличению:

а) желудочно-кишечных заболеваний;

б) сердечно-сосудистых заболеваний;

в) заболеваний опорно-двигательной системы ;

г) случаев злокачественных опухолей.

6. Откуда гетеротрофные организмы получают энергию?

а) преобразуют неорганические вещества ;

б) разрушают органические соединения;

в) аккумулируют солнечную энергию;

г) все выше перечисленное.

7. Территориальное поведение животных наиболее ярко выражено:

а) при одиночном образе жизни;

б) при стайном образе жизни;

в) при семейном образе жизни;

г) при стадном образе жизни;

8. Особо охраняемая природная территория, которая является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, и в состав которой включены природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, называется:

а) памятником природы;

б) природным парком;

в) национальным парком;

г) комплексным заказником.

9. Что такое биологический ритм:

а) влияние смены времени суток на поведение живых организмов;

б) чередование периода активности и покоя у живых организмов;

в) равномерное чередование во времени каких-либо изменений условий существования живых организмов;

г) равномерное чередование во времени биологических явлений, служащих приспособлениями к цикличным изменениям условий их существований.

10. Как называют эволюционно возникшее приспособление организмов, органов и их функций к условиям среды:

а) экологический фактор;

б) среда обитания;

в) адаптация;

г) экологическая ниша.

11. В какой среде зародилась жизнь?

а) в горной;

б) в почвенной;

в) в наземно-воздушной;

г) в водной.

12. Межвидовые отношения, при которых один вид полностью живет за счет другого, поселяясь внутри его или на поверхности его тела:

б) конкуренция;

в) хищничество;

г) симбиоз.

13. Примером биотических отношений двух видов по типу хищничества является совместное существование:

а) ели и березы;

б) росянки и мухи;

в) человека и аскариды;

г) акулы и рыб-прилипал.

14. Что относится к физическому загрязнению окружающей среды:

а) шумовое загрязнение;

б) загрязнение бактериями;

в) загрязнение углекислым газом;

г) загрязнение тяжелыми металлами.

15. Невысокой плодовитостью характеризуются те виды, у которых:

а) велика гибель потомства в природе;

б) отсутствует внутривидовая конкуренция;

в) осуществляется защита потомства;

г) новорожденные особи небольших размеров.

16. К деревьям (жизненная форма растений) можно отнести следующие растения:

а) малина, клен;

б) дуб, баобаб;

в) осина, сосна, шиповник;

г) береза, банан.

17. Какой из перечисленных факторов среды не относится к антропогенным:

а) влажность воздуха;

б) разрушение человеком мест обитания;

в) чрезмерная охота;

д) развитие сельского хозяйства.

18. Выберите наиболее правильное определение понятия «питьевая вода»:

а) вода, которая подвергнута кипячению;

б) вода, которая вытекает из водопроводного крана;

в) вода, пригодная для питья, приготовления пищи, соответствующая ГОСТу;

г) химическое вещество, состоящее из двух молекул водорода и одной молекулы

кислорода;

19. В результате жизнедеятельности человека образуется масса продуктов, которые являются бытовыми отходами. Выберите из них такой, который будет перерабатываться в круговороте веществ дольше всего:

а) хлопчатобумажная ткань

в) картон;

г)полиэтилен.

20. Выберите правильное суждение:

а) в нашем городе плохая экология;

б) экологию необходимо охранять;

в) экология в нашем регионе испорчена;

г) экология – основа природопользования

Задание 2

Выберите правильное из представленных ниже утверждений

(ответ «да» или ответ «нет»)

    Животные в пищевой цепи выполняют функцию только первичных потребителей.

    Углекислый газ (СО 2) относится к парниковым газам.

    Экологический кризис – ситуация, возникшая в природных экосистемах под воздействием стихийных естественных явлений или в результате антропогенных факторов.

4. Явление замора, т.е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано нехваткой пищи.

    Плодовитость резко снижена у тех видов животных, которые живут в неблагоприятных условиях среды.

Задание 3.

Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор

а

В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

Грибы регулируют условия влажности

Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.

ответ

Вариант 2 9 класс

Задание 1.

Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных

1..Приспособление у растений, обеспечивающее более эффективное и полное поглощение солнечного света:

а) листовая мозаика б) мелкие листья

в) восковой налёт на листьях г) шипы и колючки

2.Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов:

а) ветер; б) влажность; в) осадки; г) сила тяготения.

3.К основным уровням организации жизни относятся:

а) биосфера, социосфера, ноосфера; б) неживое, живое, духовное;

в) гидросфера, атмосфера, литосфера; г) клетка, орган, организм.

4.Виды ископаемых растений, животных, сохранившиеся до наших дней, – это:

а) виоленты; б) космополиты;

в) реликты; г) эндемики.

5.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются:

а) автотрофными; б) гетеротрофными;

в) продуцентами; г) хемотрофами.

6.Зоохория – это:

а) перенос животными семян, пыльцы, спор;

в) перенос животными вредных микробов;

г) перенос животными собственных детенышей.

7.Толерантность организмов – это:

а) производимые в крупных экосистемах обратимые изменения;

б) деятельность организмов по поддержанию экосистем как среды своего обитания;

в) способность организмов успешно противостоять действию внешних факторов;

г) постоянство количества живого вещества в биосфере.

8.Организмы, способные производить органические вещества из неорганических, – это:

а) сапрофаги;

б) консументы;

в) продуценты;

г) редуценты.

9.К биотическим факторам относятся:

а) воздействия, которые оказывают неживые тела на живые существа;

б) воздействия, которые оказывают друг на друга живые существа;

в) воздействия, которые оказывают друг на друга неживые тела;

г) воздействия, которое оказывает интернет на людей.

10.Наибольшую долю в составе воздуха имеет:

а) кислород;

б) азот;

в) озон;

г) углекислый газ.

11.Токсичная смесь дыма, тумана и пыли называется:

а) кислотный дождь;

б) фотооксидант;

в) угарный газ;

г) смог.

Совокупность живых организмов и абиотических факторов среды, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ, называется:

а) биом;

б) биосистема;

в) биоценоз;

г) биогеоценоз.

13.Термин «биосфера» ввёл в научную литературу:

а) В. И. Вернадский;

б) Э. Зюсс;

в) В. Н. Сукачёв;

г) Э.Леруа.

14.Изучением экологического состояния Земли как планеты в целом занимается:

а) инженерная экология;

б) геоэкология;

в) глобальная экология;

г) промышленная экология.

15Приспособления организмов к среде называют:

а) мутация;

б) конкуренция;

в) адаптация;

г) рекреация.

16 . Механизм обеспечения постоянства биосферы:

а) мониторинг;

б) сукцессия;

в) симбиоз;

г) гомеостаз.

17Организмы, живущие за счет мертвого органического вещества и переводящие его в неорганическое, – это:

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) автотрофы

18.Процесс образования органических соединении из неорганических за счет энергии света:

а) фотопериодизм;

б) фотохимический смог;

в) хемосинтез;

г) фотосинтез.

19.Сообщество животных – это:

а) фитоценоз;

б) зооценоз;

в) биогеоценоз;

г) агроценоз.

20.Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере:

а) Э. Зюсс;

б) В. И. Вернадский;

в) В. Н. Сукачёв;

г) Э. Геккель

Задание 2.

Определите правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет»)

1. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей.

2. Более половины населения Европы проживает в городах.

3. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.

4. Использование экологической маркировки поощряет экологически благоприятное потребление.

5. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.

Задание 3

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ

10-11 КЛАССЫ.

Вариант 1

Задание 1 Выберите один правильный ответ из четырёх возможных

1. Термин "экология" был предложен:

A) Ю. Либихом

B) В. И. Вернадским

C) К. Хенке

D ) Э. Геккелем

2. Средний прирост за единицу времени называют:

A) рождаемость

B) темп роста

C) прирост популяции

D ) прирост особи

3. Зоохория - это:

A) перенос животными растений

B) перенос животными семян, пыльцы, спор

C) перенос животными микробов

    перенос мелких животных

4. Население почвы:

А) гидробионты

B) атмобионты

C ) эдафобионты

    аэробионты

5. Система живых организмов и окружающих их неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ:

A) экосистема

B) биом

C) биоценоз

D ) биотоп

6. Кто ввёл термин "биосфера" в научную литературу?

A) В. И. Вернадский

B) Э. Геккель

C) В. Н. Сукачёв

D) Э. Зюсс

7. К невозобновимым ресурсам относятся:

A) лесные ресурсы

B) животный мир

C) полезные ископаемые

D ) энергия ветра

8. Обитателей дна водоемов называют:

A) планктон

В) бентос

С) нектон

D ) гидробионты

9. Нижний слой атмосферы:

А) озоновый слой

В) тропосфера

С) ионосфера

D ) мезосфера

10. Дайте определение экологической плотности популяции:

A) величина популяции по отношению к единице пространства

B) среднее число особей на единицу площади или объема, занимаемого популяцией пространства

C) среднее число особей в промежутке времени, в котором зарегистрированы организмы

D ) общая численность особей

11. Гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество растений:

А) продуценты

В) автотрофы

С) консументы

D ) редуценты

12. Территория сосредоточения заводов, фабрик называется:

A) промышленной зоной

B) селитебной зоной

C) рекреационной зоной

D) антропогенной зоной

13. Основная зона загрязнения окружающей среды в городе:

А) рекреационная зона

В) селитебная зона

С) антропогенная зона

D) промышленная зона

14. К какому типу относится загрязнение атмосферы на территории города?

A) местному типу

B) региональному типу

C) глобальному типу

D) территориальному типу

15. . К какому виду загрязнений относятся - радиация, тепловое, световое, электромагнитное, шумовое загрязнение:

А) природное

В) географическое

С) химическое

D) физическое

16. Биотические факторы экологической среды делятся на:

A) фитогенный, микробогенный, зоогенный, микогенный

B) эдафобный, микробиогенный, зоогенный, антропогенный

C) фитогенный, эдафогенный, химический, зоогенный

D ) климатический, антропогенный, зоогенный, фитогенный

17. Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере:

А) Э. Геккель

B) Э. Зюсс

C) В.И. Вернадский

D ) В.Н. Сукачёв

18. Растения песков:

А) сциофиты

В) гелиофиты

C ) ксерофиты

D) псаммофиты

19. Какое загрязнение вызывают вирусы?

А) химическое

B) антропогенное

C) биологическое

D ) физическое

20. Эдафический фактор:

A) почвенные условия

В) взаимоотношения организмов

С) повышение уровня Мирового океана

D ) изменение климата

21. Территория, занимаемая популяцией, называется:

А) биотой

В) ареал

С) площадь

D ) биомом

22. К климатическим абиотическим факторам среды относятся такие факторы:

A) состав газов в воздухе, соленость, атмосферное давление

B) температура, воздухопроницаемость, состав воды

C) соленость воды, высота над уровнем океана, пресность

D ) свет, температура, влажность, давление

23. Связи, возникающие между видами, когда один вид питается другим:

А) топические

B) форические

C) фабрические

D ) трофические

24. Связи, проявляющиеся в изменении одним видом условий обитания другого:

А) топические

B) форические

C) трофические

D ) фабрические

25. Под водосборными бассейнами понимают:

A)) территории, с которых воды стекают в определенные водоёмы

B территории, с которых воды стекают во все водоёмы

C) территории, с которых сточные воды промышленных предприятий стекают в определённые водоёмы

D ) территории, с которых воды стекают в каналы

26. Как называется наука об изучении характера и поведении животных?

А) токсикология

В) зоология

С) этология

D ) экология

27. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:

А) ареалом

В) биотопом

С) биомом

D ) популяцией

28. Бактерии и грибы чаще всего являются:

А) редуцентами

B) продуцентами

C) консументами 1 - го порядка

D ) консументами 2 - го порядка

29. Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, вызовет:

A) повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете

B) уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет к похолоданию

C) повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере

D ) приведет к деградации озонового слоя

30. Сформулируйте закон Либиха:

A) диапазон между экологическим минимумом и экологическим максимумом

B) выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей

C) при измельчании особей выход биомассы с единицы площади в силу более плотного заселения пространства увеличивается

D ) мелкие организмы создают меньшую биомассу, чем крупные

Задание 2

ответ

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

10-11 класс. 2012 год

Вариант 2

Задание 1.

Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

а) оптимальным;

б) экологическим;

в) минимальным;

г) ограничивающим.

2. Является экосистемой, но не является биогеоценозом:

а) молекула воды;

б) ельник-черничник на дерново-подзолистой почве;

в) озеро Байкал;

г) лунный кратер

3. Верное утверждение:

а) все консументы - гетеротрофы;

б) все растения - продуценты;

в) все бактерии - редуценты;

г) все съедобные грибы - продуценты.

4. В лесной зоне наиболее эффективно задерживается пыль на листьях:

а) березовых;

б) сосновых;

в) буковых;

г) еловых.

5. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:

а) с очень быстрым постоянным течением;

б) сильно заселенных бактериями и животными;

в) с большой плотностью фитопланктона;

г) сильно заселенных бурыми водорослями.

6. Сильное освещение прямыми солнечными лучами хуже всего переносят:

а) мезофиты;

б) гелиофиты;

в) сциофиты;

г) пирофиты.

7. Работа с названием «Биоценозы речных долин» относится к следующему подразделению экологии:

а) аутоэкология;

б) экология растений;

в) синэкология;

г) экология животных.

8. Разнообразие условий обитания внутри организма зависит от:

а) продолжительности жизни хозяина;

б) степени дифференциации тела хозяина;

9. Социально-экономическая емкость среды зависит от:

а) решения продовольственной проблемы, состояния медицины и экономики;

б) равномерного размещения населения по территории страны;

в) экологических условий;

г) решения задач здравоохранения.

10. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) рябины обыкновенной;

г) дуба черешчатого.

11. Основными принципами системы охраны природы являются:

а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;

б) адекватность, регулярность;

в) систематичность, суммирование, историчность;

г) упрощение, энергосбережение.

12. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:

а) сланцах и карбонатных породах;

б) песчаниках;

в) кремнийорганических породах;

г) железных и марганцевых рудах.

13. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;

б) низкой плотностью воздуха;

в) солнечной радиацией;

г) колебаниями температуры.

14. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни;

б) пространственный размер экосистем;

в) стабильный климат;

г) географическая широта места.

15. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности являете» такая жизненная форма растений, как:

а) суккуленты;

б) кустарники;

в) лианы;

г) стланики.

16. Принцип совместного развития человека и природы по Н.Н. Моисееву называется:

а) корреляцией;

б) адаптацией;

в) коэволюцией;

г) конвергенцией.

17. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов
заключается в:

а) прекращении роста;

б) синтезе жиров;

в) накоплении сахаров;

г) денатурации жиров.

18. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

19. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:

а) почвенным воздухом;

б) постоянством почвенной температуры;

в) присутствием в почве раствора биогенов;

г) отсутствием в почве солнечной радиации.

20. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации;

б) хлорфторорганических соединений;

в) углекислого газа;

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.

21. Время является одним из важнейших, экологических факторов, потому что:

а) запасы энергии в организме исчерпаемы;

б) периоды покоя и активности должны чередоваться;

в ) факторы окружающей среды изменяются циклически;

г) необходимо постоянное возобновление микроэлементов.

22. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

а) деятельности живых организмов;

б) вулканической деятельности;

в) физическим процессам выветривания;

г) окислительной деятельности кислорода.

23. Переход из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если не:

а) нарушена структура макромолекул;

б) сдвинуты жизненные ритмы организма;

в) увеличена концентрация Сахаров;

г) уменьшено содержание воды.

24. Биосфера, как и любая экосистема, является:

а) закрытой системой;

б) открытой системой;

в) полностью автономной системой;

г) полностью независимой системой.

25. Датский ботаник К. Раункиер взял за основу своей классификации жизненных форм растений, следующий признак:

а) местообитание растений;

б) положение и способ защиты почек возобновления у растений в течение неблагоприятного периода - холодного или сухого;

в) внешнюю морфологию растений;

г) отношение к какому-либо одному фактору среды, имеющему важное формообразовательное и физиологическое значение и вызывающему приспособительные реакции.

26. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют:

а) генезисом;

б) сукцессией;

в) метаморфозом;

г) демутацией.

27. Вид, сохранившийся от ранее процветающей группы животных или растений, называется:

а) эндемиком;

б) автохтоном;

в) эдификатором;

г) реликтом.

28. Группа болезней, источником которых являются птицы, называется:

а) псориаз;

б) орнитоз;

в) эпидермофития;

г) корь.

29. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:

а) малого поперечного сечения и способное изгибаться;

б) с жесткими чешуйчатыми покровами;

в) с головой; расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;

г) с роющими конечностями.

30. Фотопериодическая реакция имеет большое приспособительное значение для жизнедеятельности организмов, так как:

а) необходимо заблаговременно удалить продукты жизнедеятельности;

в) важно вовремя изменить ритм чередования, активности и покоя;

г) переход на другие пищевые ресурсы осуществляется заранее.

Задание 2

развести макрофитов;

устранить хищных рыб;

устранить травоядных рыб.

ответ

Ответы

7-8 классы

Вариант 1

Задание 1

Задание 2

16

1-г, 2-в, 3-д, 4-е,5-а, 6-б (каждая пара-1 балл; всего-6 баллов)

Задание 3 (всего - 4 балла)

1

Ответы школьного тура олимпиады по экологии. 20 16-17 г.

7 – 8 классы :

Вариант 2

Задание № 1. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 15 баллов

Задание № 2. Каждый правильный ответ – 2балла. Всего 10 баллов

    2 (а,г)

    4(б, в)

    1(в,г,д)

    3(а,б,в)

    4(а,б,д)

Максимальное количество баллов - 25 баллов

Ответы на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2016-2017 учебный год

9 класс

Максимальные оценки

задания

Количество заданий данного типа

Балл за каждый правильный ответ

Расчет количества баллов

Максимальная сумма баллов

Задание № 1

20

1

20х 1 балл

20 баллов

Задание № 2

5

1

5 х 1 балл

5 баллов

Задание №3

2

2

2 x 2балла

4 балла

ИТОГО

29 баллов

Вариант 1

Задание №1

Задание №2

Задание 3 .

Выберите правильный ответ (2 балла) и обоснуйте свой выбор (2 балла). максимальное количество баллов за задачу - 4

а

В выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

б

Грибы регулируют условия влажности

в

Грибы отрицательно влияют на сорную растительность и способствуют разрыхлению почвы

г

Грибы и сосны вступают в симбиотические отношения.

ответ

г

Материал для проверки к задаче 3.

Лесоводы учитывают симбиоз деревьев и грибов, получающих взаимную выгоду. Для нормального развития многие виды растений в том числе и голосемянные, такие как сосна, нуждаются в симбиозе с определенными микоризными грибами. Микори́за (греч. μύκης - гриб и ρίζα - корень) (грибокорень) - симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на бедной почве.

Вариант 2 9 класс

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 3.2.

а

посадить леса на месте лугов;

б

восстанавливать и расширять биотопы вида, прекратить распашку лесных опушек, высаживать нектароносные растения для бабочек и кормовые - гусениц;

в

размножать аполлона в искусственных условиях;

г

сократить площадь лугов за счет посадки лесных культур.

ответ

б

Материал для проверки к задаче 3.2.

Вид экологически приурочен к полянам и опушкам сухих сосновых боров и пойменным лугам. Основная причина снижения численности и исчезновения аполлона - уничтожение природных биотопов обитания вида - вытаптывание и палы в окрестностях населённых пунктов, распашка опушек, облесение полян и пустошей, сенокошение, избыточная рекреационная нагрузка и т.д. Вид обладает слабой способностью к миграциям, и исчезновение его в том или ином районе часто оказывается безвозвратным. Необходимо, в первую очередь, восстанавливать и расширять биотопы вида: создавать долговременные поляны и просеки, прекратить распашку лесных опушек, высаживать нектароносные растения для бабочек и кормовые - гусениц (очиток большой). Поэтому наиболее эффективными мерами будет охрана и расширение мест обитания.

Максимальный балл -29 баллов

Ответы на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2016-2017 учебный год

10-11 классы

Вариант 1

Задание 1

Задание 2 выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

С короткой продолжительностью сукцессионного процесса;

С изменением почвенных условий, которые оказывают большое влияние на ход смены лесных экосистем;

С дигрессией первичной экосистемы (антропогенным воздействием на первичную экосистему);

В процессе развития экосистемы виды второй группы птиц вытеснили в результате конкуренции виды первой группы, у которых пределы выносливости вида и адаптация к среде обитания оказались ниже.

ответ

a

а – правильный ответ, потому, что наблюдается смена лесных видов птиц – луго-полевыми видами. Столь быстрая (20 лет) смена видового состава авиафауны обусловлена быстрым исчезновением лесных биотопов. Образовавшиеся на месте леса открытые пространства заселили виды птиц, ранее обитавшие в окрестных лугах и полях.

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

2

а, б, в, г

Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.

0

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2

(максимальный балл -34 б.)

Вариант 2 10-11 классы

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

в

а

в

б

в

в

б

а

б

а

а

в

а

в

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

в

в

б

в

б

в

а

а

б

б

б

г

б

а

б

Задание 2

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, а также и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа

развести макрофитов;

устранить хищных рыб;

развести травоядных и хищных рыб;

устранить травоядных рыб.

ответ

в

обоснуйте правильность и неправильность каждого утверждения (за границы бланка не выходить!)

Ответ «в» является правильным. Антропогенное воздействие на озёра приводит к увеличению в воде концентрации биогенных элементов и стимулирует рост биомассы водорослей. Разведение растительноядных рыб приведёт к сокращению биомассы водорослей, но может привести к снижению концентрации кислорода в водоёме. Одновременное же разведение хищных рыб приведёт к снижению биомассы растительноядных рыб и замедлит снижение концентрации кислорода в водоёме. Таким образом, одновременное разведение в водоёме растительноядных и хищных рыб повысит скорость самоочищения и замедлит процессы антропогенного старения озера.

(максимальный балл -34 б.)