Диагностическая карта развития ребенка. Диагностическая карта обследования ребенка

Диагностическая карта

ребенка старшей группы с нарушением зрения

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31»

Ф.И.ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения________________________Возраст_____________

Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________

Поступил из Д/с_____________________________________________________________

Год обучения в данной группе__________________________________________________

Диагноз врача_______________________________________________________________

Острота зрения на момент обследования______________________________________

Исследование уровня развития мелкой моторики

и координации движения руки и глаза.

1.Навык держания карандаша_________________________________________________

2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________

__________

3.Регуляция силы нажима____________________________________________________

4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________

5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________

6.Рисование простых узоров__________________________________________________

8..Работа с трафаретами____________________________________________________

9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки»_________________________________

«лепка»___________________________________

10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга»___________________

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.

1.Дифференцировка понятий «Право-лево»_____________________________________

2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу, впереди-сзади______________________

_____

3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________

________________________________________________________________________

4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________

________________________________________________________________________

5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________

6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование внимания.

1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________

2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________

3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________

4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

1.Узнавание и называние предметов:

    Реальные предметы

    Модели

    Графические изображения

    Контурное изображение

    Силуэтное изображение предметов

    Перечеркнутые фигуры

    Наложенные предметы

    Зашумленные изображения

2.Дифференциация цвета:

    Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»

Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________

    Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»

__________________________________________________________________

    Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности

__________________________________________________________________

    Классификация предметов по цвету_______________________________________

    Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности

    ___________________________________________________________________

    Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»

    _________________________________________________________________

    Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________

    Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете

    ____________________________________________________________________

3.Дифференциация формы:

    Соотнесение геометрических фигур по форме (объемных и плоскостных)

Круг Шар

Квадрат Куб

Треугольник Цилиндр

Прямоугольник Брус

Овал

Ромб

    Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же»_______________________________________________________________

    Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке»_____________________________________

    Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных»______________________________________________________

    Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке»___________________________________________

    Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________

    Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм

    ___________________________________________________________________

    Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном

    ___________________________________________________________________

    Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________

    Восприятие и воспроизведение сложной формы (конец года):

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»

_____________________________________________________________________

2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________

4.Дифференциация величины

    Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________

    Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»

Большой-маленький

Длинный-короткий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

    Называние величины «Назови величину предмета»

    Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот

___________________________________________________________________

    Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________

    Измерение объектов условными мерками________________________________

    Классификация предметов по величине____________________________________

Заключение_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мышления.

1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)

2.Исключение понятий (4 лишний)

3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:

    Перечисление объектов______________________________________________

    Называние фона___________________________________________________

    Перечисление действий_____________________________________________

    Установление системы причинно-следственных связей___________________

4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)_______________

5.Отгадывание загадок__________________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование памяти.

1.Зрительная память.

Запомнить изображения, расположение предметов__________________________________

Найти изменения предметов в ряду_______________________________________________

2.исследование слуховой памяти.

Запомнить слова

Запомнить цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-бытовая ориентировка:

1. Назови Фамилию, Имя, Отчество

2.В каком городе ты живешь?

3.Назови настроение (радость, горе, страх, стыд, злость)

4.Назови предметы гигиены

5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

6.Раздели кухонную посуду (кухонная, чайная, столовая)

7.Раздели транспорт на группы (воздушный, наземный, водный)

8.Назови птиц (домашних, перелетных, зимующих)

9.Назови детенышей домашних животных

10 Какие ты знаешь деревья?

11.Кому, что нужно для работы?

12.Назови зимние (весенние, летние) месяцы

Заключение

Общее заключение :________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования_____________________Учитель-дефектолог_________________

Алла Сидорова
Диагностическая карта развития детей от 3 до 4 лет

Индивидуальная карта развития позволяет наблюдать за развитием ребенка путем фиксации моментов проявления им тех или иных способностей. В комплексе может дать простое,но достаточно емкое представление о ребенке и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из областей развития ,определенных ФГОС ДО :социально-коммуникативному,познавательному,речевому,художественно-эстетическому,физическому развитию .

Использовать карту надо регулярно .

Ф. И. О ребенка. пол. возраст. группа

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмоционально-личностная сфера :

1. Говорит о самом себе в первом лице-"Я"

2. Рассказывает о себе (знает имя,фамилию,возраст,пол,цвет глаз и т. п)

3. Сопереживает героям сказок,рассказов,мультфильмов

4. проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить,если кто-то огорчен)

5. Определяет и выражает словами чувства другого ребенка("Аня боится")

6. Проявляет чувство стыда

7. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)

8. Стремиться действовать самостоятельно без помощи взрослого

9. Стремиться подражать действиям взрослого

10. Способен возобновлять прерванные действия

11. Способен сохранять внимание во время занятий

12. Проявляет мотивацию к успеху

Сфера коммуникации :

1. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками

2. Наблюдает за действиями сверстников и подражает им

3. Выделяет среди сверстников тех,с кем ему больше всего нравиться общаться,играть

4. Делиться с другими детьми игрушками,угощением

5. Активно включается в игру с другими детьми

6. Инициирует взаимодействие со сверстниками ("Давай играть в!" "Давай делать!"

Сфера жизненной практики :

1. самостоятельно пользуется горшком

2. Контролирует мочевой пузырь

3. Контролирует кишечник

4. Знает и называет части тела

5. Различает правую и левую руку

6. Ест и пьет самостоятельно

7. Правильно пользуется ложкой,вилкой,салфеткой

8. Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай,сыр на хлеб)

9. Самостоятельно моет руки,умывается,чистит зубы,пользуется полотенцем

10. Пользуется расческой и носовым платком

11. Расстегивает и застегивает пуговицы,молнию,липучки,

12. Раздевается и одевается самостоятельно

13. Аккуратно складывает свою одежду

14. Самостоятельно моет чашку,блюдце,тарелку,ложку

15. Убирает за собой игрушки,поддерживает порядок в помещении

16. Может вытирать пыль,подметать пол

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две одинаковые,похожие

2. Находит различия между изображениями на картинках

3. Проявляет интерес к новым предметам,пытается установить их назначение и принцип действия

4. Различает понятия "много-мало","один -ни одного"

5. Проводит сравнения "больше " "меньше""одинаково"

6. Проводит сравнение (длиннее-короче,толще-тоньше,шире-уже,быстрее-медленнее)

7. Различает все основные цвета,сортирует предметы по цвету

8. Различает тактильные свойства предметов (мягкий,холодный,сухой,колючий)

9. Распознает геометрические фигуры (круг,треугольник,квадрат) и формы (куб,шар)

10. Экспериментирует с предметами (бьется -не бьется,тонет-не тонет)

11. Различает материалы,из которых изготовлены предметы (деревянный,бумажный,металлический,стеклянный)

13. Классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам

14. Способен выделить "лишний "предмет из множества

15. Знает понятия "половина""половинка"

16. Способен выделить два,три предмета из множества (взять два или три мячика)

17. Устанавливать количественные связи (может раздать каждому в группе по две конфеты)

18. Знает улицу на которой живет

19. Знает название своего города,поселка

20. Называет некоторых насекомых и птиц

21. Различает домашних и диких животных

22. Называет детенышей некоторых животных

23. Называет некоторые деревья и цветы

24. Называет явления природы (дождь,ветер,солнце,снег,град)

25. Называет названия времена года и различия между ними

26. Знает распорядок дня (утро. день. вечер,ночь)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Крупная моторика :

1. Координирует движения рук и ног (хлопает в ладоши и притопывает,марширует)

2. Удерживает равновесие,стоя на одной ноге

3. Может пройти по гимнастической скамейке,сохраняя равновесие

4. Может пройти строго по линии,не нарушая ее

5. Точно выполняет заданные упражнения во время зарядки

6. Бегает,свободно сохраняя равновесие

7 лазает по спортивной лестнице вверх и вниз

8. Перепрыгивает через препятствия высотой более 10 см

9. Бросает и ловит мяч двумя руками

10. Катается на трехколесном велосипеде

Мелкая моторика :

1. Вдевает веревку в кольцо

2. Разбирает пирамидку и собирает ее с учетом величины колец

3. Нанизывает крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)

4. Использует щипковый захват для действий с мелкими предметами

5. Складывает мелкие предметы (камешки,пуговицы) в определенном порядке

6. Открывает и открывает задвижки,замки,пользуется ключом

7. Рисует прямую линию и круг по образцу

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Музыка и танец :

1. Играет на доступных детских музыкальных инструментах (бубен,дудочка,ксилофон)

2. Демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (поет вместе с другими детьми)

3. Знает названия некоторых музыкальных инструментов

4. Знает основные свойства звуков (высокие -низкие,громкие-тихие) и различает их

5. Выполняет заданные движения под музыку (притопывает,делает повороты,туловищем в такт)

6. Произвольно двигается под музыку (фантазийный танец)

7. Двигается под музыку,последовательно повторяя определенные движения

Изобразительное искусство,конструирование :

1. Рисует простые изобразительные формы карандашами,фломастерами,мелками

2. Подбирает подходящие по образцу цвета

3. Раскрашивает простые изобразительные формы

4. Отображает в рисунке заданную тему (предметы,персонажи,сюжеты)

5. Проявляет способность рисовать по собственному замыслу

6. Рисует красками

7. Лепит из пластилина,глины простые заданные формы

8. Складывает простую мозаику по образцу

9. Собирает простые пазлы из 6-8 частей

10. Самостоятельно складывает простую мозайку,подбирая цвета и формы

11. Строит из кубиков заданные объекты

12. Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду,горку,забор,башню)

13. Собирает детали простого конструктора в предметы (домик,елочка,самолет)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1. Говорит понятно (не только для близких,но и для посторонних людей)

2. Отчетливо произносит слова,разделяет их в речи

3. Понимает заданные вопросы и отвечает на них

4. Правильно употребляет множественное число

5. Правильно употребляет имена прилагательные

6. Строит сложные приложения

7. Понимает заданные вопросы и отвечает на них

8. Способен логично продолжить начатый рассказ

9. Задает вопросы (в т. ч. основной вопрос -почему)

10. Заменяет некоторые свои действия словами

11. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов

12. Говорит о том,что видит на картинке

13. Самостоятельно строит рассказ о каком -либо событии

14. Способен следить за сюжетом длинного рассказа,сказки,истории

15. Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге

16. Устанавливает связь между историями и собственным опытом (Я тоже видел. И у нас в лесу.)

17. Пересказывает сказки,истории,рассказы

18. Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми)

19. Проявляет интерес к буквам,знает и различает начертания некоторых букв

Фиксация показателей развития выражается в словесной форме :

Сформирован;

Не сформирован.

Находится в стадии становления;

Динамика развития

Сентябрь

Январь

Май

I. Физическое развитие

  • масса (кг)
  • рост (см)
  • окружность груди (см)
  • осанка

II. Двигательные способности*

  • Прыжки
  • Метание
  • Ходьба
  • Равновесие
  • Лазание, ползание

III. Моторика*

  • общая
  • мелкая

IV. Сформированность культурно-гигиенических навыков*

V. Уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни*

VI. Состояние здоровья (заполняется совместно с медицинским работником)

  • группа здоровья
  • хронические заболевания
  • острота зрения
  • стоматологический статус
  • аллергические реакции

Художественно-продуктивная деятельность

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Рисование

1 . Наличие сюжета

2 . Имеются существенные и незначительные детали

3 . Замысел опережает изображение

4 . Появляются элементы композиции

(подг. гр)

5 .Умение подбирать цвета

6 . Выполнение узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

II. Аппликация

1 . Силуэтное вырезывание

2 . Из бумаги, сложенной в несколько раз

3 . Составление аппликации:

  • предметной
  • сюжетной
  • декоративной

III. Лепка

1 . Владение приёмами лепки

2 . Отображение предметного мира в лепке

3 . Создание небольших сюжетных композиций

4 . Создание изображений по мотивам народных игрушек

Социальное развитие

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Взаимодействие и общение со сверстниками

  • Избирательность в отношениях
  • Рассказывает другим о своих переживаниях, эмоционально переживает рассказы других
  • Может оказать помощь и поддержку друзьям (ст.гр+подг.гр)
  • Пытается дать собеседнику более полную и точную информацию, уточняет сообщение другого

(подг.гр)

в непродуктивных видах деятельности (подг.гр.)

II. Усвоение социальных норм и правил

  • Знание правил поведения
  • Делится, стремится быть справедливым, указывает на несоответствия в поведении других детей
  • Эмоционально переживает, когда поступает не так, как положено по правилам
  • Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности
  • Может регулировать свое поведение

III. Игра

  • Игровые действия отражают отношения между людьми, их социальные функции
  • Роли распределяются до начала игры + определяется замысел
  • Придерживается своей роли до конца игры
  • Использует условные действия (подг.гр)
  • Строит ролевой диалог

Познавательное развитие

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I . Сенсорика*

1 . Знание цветов

2 . Знание геометрических фигур

  • Объемные
  • плоскостные

3 . Сопоставление предметов по величине

4 . Целостное восприятие

  • Контуры и силуэты
  • Умение видеть недостающие детали
  • Умение составлять разрезные картинки

II. Математика*

1 . Cчет с называнием итога

2 . Сравнение чисел

3 . Числа-соседи

4. Количественный и порядковый счет

5 . Знание цифр, соотнесение с числом

6 . Решение примеров

7. Решение задач

8. Знание знаков >,

III. Временные представления*

1 . Части суток

2 . Времена года

3 . Дни недели

4 . Вчера, сегодня, завтра

5 . Месяцы (подг. гр.)

IV. Ориентировка*

1 . На плоскости

2 . В пространстве

3 . Пространственные предлоги

V . Конструирование

1. Представления о строительных деталях, их свойствах

2. Умение анализировать постройки

3 . Умение строить по темам, замыслу, схеме

4 . Сформированность навыка монтажа и демонтажа

5 . Изготовление оригами

6 . Конструирование из природного материала

7 . Пирамидка (до 5 лет)

8 . Матрешка (ст. дошк. возраст)

9 . Конструирование из палочек

Развитие речи, коммуникация

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Фонематика*

1 . Звукоподражание

2 . Звукопроизношение

3 . Темп речи и интонация

4 . Фонематическое восприятие

5 . Умения в звукобуквенном анализе и синтезе

II. Грамматика*

1 . Словообразование

2 . Словоизменение

3 . Согласование прилагательных и существительных

III. Лексика*

1 . Владение обобщающими понятиями

2 . Выделение и называние частей предметов

3 . Понимание и употребление слов-антонимов

4 . Употребление сложноподчиненных предложений

IV. Связная речь

1 . Умение отвечать на вопросы по художественным произведениям

2 . Умение рассказывать по сюжетной картинке

3 . Умение драматизировать отрывки знакомых произведений

4 . Умение сопровождать свою деятельность речью

5 . Составление рассказов по образцу

6 . Аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника

V. Художественно-речевые навыки

1 . Чувство юмора

2 . Эмоциональное исполнение

3. Литературный багаж*

Представления об окружающем мире

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Явления общественной жизни

1. Я сам

  • имя, фамилия
  • возраст (в какое время года родился)
  • домашний адрес

2. Моя семья

  • Ф.И.О. родителей
  • где работают
  • другие члены семьи

3. Общество

  • знания о детском саде
  • знания о родной стране, столице
  • знания о профессиях
  • знания о праздниках
  • знания об Армии
  • знания о планете Земля (под. гр.)

II. Предметное окружение

  • знание материалов, из которых изготавливаются предметы
  • основные свойства предметов
  • знание транспорта и ПДД

III. Живая природа

  • Знание деревьев, трав и других растений
  • Строение растений
  • Съедобные и несъедобные грибы
  • Дикие и домашние животные
  • Детеныши животных
  • Птицы
  • Знание основных признаков живой природы

IV. Неживая природа

  • Различает и называет состояние погоды
  • Знание основных признаков неживой природы
  • Знание о сезонных явлениях, умение устанавливать причинно-следственные связи

*Приложение

  1. Физическое развитие и здоровье.

Направление

3-5 лет

5-7 лет

Прыжки

Энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах;

В длину с места не менее чем на 40 см.

На мягкое покрытие с высоты 20 см (5-6 лет)/ 40 см (6-7 лет);

В длину с места 80 см/ 100 см; с разбега 100 см/ 180 см;

В высоту с разбега 40 см / 50 см;

прыжки через скакалку разной длины.

Метание

Метание предметов правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м;

Бросание мяча двумя руками из-за головы, от груди.

Метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-9 м / 5-12м;

Попадание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м / 4-5 м;

Бросать и ловить мяч (вверх, о землю, одной рукой);

Отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (6 м).

Бег

Бег с сохранением равновесия;

Бег с изменением направления и темпа в соответствии с указаниями воспитателя.

Легкость бега с изменением или сохранением направления, темпа;

Челночный бег 2×4 / 2×5.

Ходьба

Умение ходить прямо, не шаркая ногами и сохраняя заданное воспитателем направление;

Построение в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.

Легкость и ритмичность шага;

умение перестраиваться 2-4 колонны, в 2-3 круга на ходу.

Равновесие

Сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости;

При перешагивании предметов

Выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие

Ползание, лазание

Ползание на четвереньках;

Лазание по гимнастической стенке произвольным способом.

Умение лазать по гимнастической стенке (2,5-3 м) с изменением темпа.

Моторика (см. Примечание)

Координация движений с речью, под музыку;

Точность выполнения пальчиковых упражнений.

Культурно-гигиенические навыки

Замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослого;

Соблюдает элементарные правила гигиены;

Соблюдает элементарные правила приёма пищи.

Умение быстро и правильно одеваться и раздеваться;

Умение пользоваться расчёской, салфеткой, столовыми приборами, носовым платком;

Умение правильно умываться, вытираться, чистить зубы и полоскать рот после еды;

Умение следить за своим внешним видом, порядком в своём шкафу.

Знания и представления о здоровом образе жизни

Умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Знания о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;

Примечание: Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

  1. Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
  1. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
  1. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается, повторение.
  1. Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал крути неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.).
  1. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет -

1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),

  1. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)
  1. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным- пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
  1. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

  1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  1. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
  1. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  1. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  1. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1. Сжать пальцы в кулак.
  2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами

  1. Выложить узор мозаики. .
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  1. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради. .

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной из 5 спичек (палочек).

II. Художественно-продуктивная деятельность.

Примечание:

До 7 лет.

Направление

3-4 года

4-5 лет

Рисование

Умение рисовать отдельные предметы по образцу;

Умение подбирать цвета;

Правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами.

Умение рисовать предметы путем создания отчетливых форм;

Аккуратность закрашивания;

Умение передавать в рисунке несложный сюжет;

Правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами;

Умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи.

Лепка

Умение отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки;

Умение раскатывать кусочки пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней;

Умение лепить некоторые предметы из 1-3 частей.

Владение приемами лепки;

Умение лепить образы предметов и игрушек.

Аппликация

Умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу;

Умение украшать заготовки из бумаги разной формы;

Аккуратность при работе.

Умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу (I полугодие);

Правильность держания ножниц, знание техники безопасности;

Умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал их прямоугольника;

Умение аккуратно и в правильной последовательности наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

Умение составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур.

III. Познавательное развитие

Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5

До 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме

Раздела «Конструирование», обследует учитель - дефектолог.

В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:

Направление

3-4 года

4-5 лет

Сенсорика

Узнает и называет 4 основных цвета;

Узнает и называет ■, ●,▲;

Умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

Умение составлять разрезные картинки из 4 частей.

Узнает и называет 4 основных цвета (+ голубой, розовый);

Узнает и называет ■, ●,▲, геометрические тела куб, шар, конус;

Умение проводить сериацию пяти предметов по величине (= от самого большого к самому маленькому, или наоборот: большой - поменьше - самый маленький, и наоборот);

Умение словесно обозначать величину двух сравниваемых предметов (больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, одинаковые, равные);

Умение составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

Математика

Умение определять количество предметов по принципу один-много;

Счет в пределах трёх;

Счет до пяти с называнием итога;

Умение определять количество предметов (больше, меньше, столько же).

Временные представления

День, ночь;

Зима, лето

Части суток (без чередования);

Времена года (признаки);

Чередование вчера, сегодня, завтра

Ориентировка

Справа - слева, вверху - внизу, спереди - сзади (игрушки);

Ориентировка на собственном теле (глаза, живот и т. д.)

Справа - слева, вверху - внизу, спереди - сзади;

Умение определить положение предмета на листе бумаги на образце;

Умение нарисовать предмет в правильном положении на листе бумаги по словесной инструкции (= «Нарисуй круг в правом верхнем углу листа и т.д.);

Умение ориентироваться в пространстве при помощи предлогов на, под, в.

IV. Развитие речи, коммуникация

Примечание: если в детском саду есть специалисты, то параметры раздела диагностируются совместно с ним (кроме раздела «Художественно-речевые навыки»). Если в детском саду не имеется специалистов, то воспитатель самостоятельно может диагностировать все разделы данного блока кроме раздела «Фонематика».

Словообразование - это образование новых форм слова.

  • образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(= большой дом - маленький дом ик );

(= матрешка из дерева - какая? - деревянная );

  • образование притяжательных прилагательных

(= у лисы хвост - чей хвост? - лисий хвост);

(= рыбу ловит кто? - рыболов );

  • образование приставочных глаголов

(= идёт - по йдет, вы йдет, пере йдет, со йдет и т.д.);

(она поливала - он что делал? поливал).

Словоизменение - это изменение слова по числам, родам, падежам.

  • образование множественного числа существительных от единственного числа

(= один мяч - Как мы скажем, если мячей много? - мячи );

  • образование родительного падежа множественного числа существительных

(= есть мосты - нет чего? - мостов );

  • образование творительного падежа существительных (знание орудийности)

(= суп едят - чем? - ложкой );

  • согласование прилагательных с существительными

(= шар синего цвета - какой? - синий ; машина синего цвета - какая? ; платье синего цвета - какое? ; глаза синего цвета - какие? );

  • сочетание существительных с числительными

(= один дом, два дома , пять домов );

  • предложно-падежные формы

(= Где находится ложка? - в стакане, на стакане, под стаканом, перед стаканом, за стаканом. Откуда выглядывает котенок? - из ящика стола, из-под кресла, из-за тумбочки).

Примечание: в разделе «Художественно-речевые навыки» параметр «Литературный багаж» исследуется по иллюстрациям знакомых произведений.

Оценочная шкала

5 баллов - ребенок самостоятельно, правильно, не допуская неточностей,

Выполняет все задания.

4 балла - ребенок выполняет задания самостоятельно или с незначительной

Помощью педагога, допуская небольшие неточности.

3 балла - ребенок выполняет задания с помощью педагога,

Допускает неточности и ошибки.

2 балла - ребенок выполняет задания только с помощью педагога, допускает

Ошибки.

1 балл - ребенок не может выполнить задание даже с помощью педагога.

Примечание: если ребенок отказался от выполнения задания, допускается повторение диагностики через некоторое время.