Диагностики готовности детей к школьному обучению. Диагностика произвольной сферы. Методика "вежливость" Н.И. Гуткиной

Методики для изучения психологической готовности к школе.

Методика "Графический диктант» (разработана Д.Б.Элькониным).

Цель : направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.

Что такое диагностические критерии?

Это набор симптомов, которые должны быть представлены для постановки диагноза. С учетом этих классификаций предполагается, что пациенты должны установить условия и симптомы, чтобы иметь возможность поставить диагноз. Это система классификации психических расстройств, более широко используемых во всем мире, предоставляющая описания, симптомы и другие критерии, полезные для диагностики психических расстройств. В соответствии с исследованиями, исследованиями и открытиями он периодически пересматривается.

Оборудовании: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, карандаш.

Описание выполняемой методики : ребенок сидит за партой. По внешнему виду заметно, что ребенок волнуется. После объяснения инструкции приступили к рисованию тренировочного узора. Объяснения ребенок слушал внимательно, старательно вырисовывал каждый узор. Следующие узоры он выполнял смелее, активнее, старался не ошибиться.

Часто не обращают внимания на детали или небрежно ошибаются в домашнем задании, работе или других действиях. Он часто испытывает трудности с поддержанием внимания в задачах или развлекательных мероприятиях. Он часто, кажется, не слышит, когда разговаривает напрямую.

Он часто не следит за инструкциями и не выполняет домашние задания, обязанности или рабочие обязанности. Он часто испытывает трудности с организацией задач и мероприятий. Он часто избегает, не любит или неохотно относится к запуску задач, требующих постоянных умственных усилий.

Оценка результатов: ребенок точно воспроизвел узоры и за выполнение диктанта получил – «4» балла.

За самостоятельное продолжение узора – «4» балла.

Вывод:

Таким образом, за выполнение диктанта ребенок получает 8 баллов, что говорит о том, что ребенок умеет внимательно слушать, действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью, точно действовать инструкции взрослого.

Часто теряет вещи, необходимые для задач или действий. Его часто легко отвлекают внешние раздражители. Он часто забывает о повседневной деятельности. Для старших подростков и взрослых требуется минимум 5 симптомов. Часто нервничает или стучит руками или ногами или корчится на сиденье.

Он часто не может играть или спокойно заниматься рекреационной деятельностью. Он часто «занят», действуя так, как будто он «управляет двигателем». Он часто говорит чрезмерно. Часто реагирует неожиданно или до того, как вопрос будет завершен. Ему часто трудно ждать своей очереди.

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Субтест№1, Вербальное мышление.

Цель: определить уровень развития мышления ребенка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения

Описание проводимого теста.

Часто прерывает или вторгается в других. В зависимости от результатов можно классифицировать следующие презентации. В этой классификации болезни группируются по категориям и каждый получает код. Частая неспособность обратить внимание на детали наряду с неосторожными ошибками в школьной работе и других видах деятельности.

Частая неспособность поддерживать фокусировку на задачах или играть. Он часто притворяется, что не слушает, что ему говорят. Постоянная неспособность выполнять домашние задания или другие задания. Снижение возможности организации задач и действий. Он часто избегает или чувствует себя явно неудобно в таких задачах, как домашнее задание, требующее постоянных умственных усилий.

Ребенок ведет себя спокойно, внимательно слушает задаваемые вопросы. Дает полные правильные ответы.

Обработка полученны х данных:

Количественный анализ : подсчитывается сумма балловполученных при ответах на вопросы.

Ребенок набрал 25 баллов, что говорит о высоком уровне готовности к школе.

Часто теряет необходимые объекты для задач или действий, таких как школьные принадлежности, книги и т.д. Легко отвлекается на внешние раздражители. Он часто забывается в повседневной деятельности. Он часто проявляет беспокойство с движениями его рук или ног или, помешивая на своем месте.

Оставьте место в классе или в других ситуациях, когда вы, как ожидается, остаетесь сидеть. Часто бегает или слишком сильно поднимается в ненадлежащих ситуациях. Неадекватно шумно в игре или с трудом спокойно развлекают игривые действия. Настойчиво демонстрирует картину чрезмерной активности, которая не может существенно изменяться в соответствии с требованиями социальной среды.

Вывод: ребенок умеет обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи, владеет мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, умеет рассуждать на предложенные темы, обосновывать свои ответы и т.д.

Субтест № 2.Рисунок мужской фигуры.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги, карандаш. Дается инструкция; "Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь, но обязательно мужчину". Рассматриваются только рисунки мужской фигуры.

Он часто восклицает или отвечает до того, как будут заданы все вопросы. Часто не может оставаться в очереди в очередях или в других групповых ситуациях. Он часто прерывает или вторгается в дела других. Он часто говорит чрезмерно без сдержанности в социальных ситуациях.

Эти симптомы также должны присутствовать до 7 лет и встречаться в двух или более аспектах жизни ребенка и отрицательно влиять на их качество жизни. Также не следует учитывать диагноз гиперкинетического расстройства, если он отвечает критериям: генерализованного расстройства развития, депрессивного эпизода или тревожного расстройства.

Во время работы ребенок улыбался, покусывал карандаш.

Вывод:

Нарисованнаяфигура иметь голову, туловищеиконечности. Голова с туловищем соединены посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Это соответствует – 1 баллу.

Шаг двери в классе не идеальное место, чтобы поговорить о вашем ребенке. Встреча «один на один» намного лучше! Независимо от того, назначено ли задание по вашей просьбе или учителю, вы должны знать, что в ваших интересах заставить вашего ребенка чувствовать себя в школе, чтобы все прошло хорошо. Учреждения любят встречаться с родителями и, если возможно, оба!

Идея этого назначения с любовницей подчеркивает вас?

От двух до трех назначений в год совершенно оправданы независимо от уровня образования и психоэмоционального развития вашего ребенка. Они расскажут вам об отношении вашего ученика и подтверждают ваш уровень участия. Если это учитель, который хочет вас видеть, вполне вероятно, что он указывает на трудности, с которыми сталкивается ваш ребенок.

Какие вопросы следует задать во время встречи с преподавателем

Это не имеет смысла: в одном классе есть столько разных уровней, сколько есть школьники! Важно то, что вы учитесь оценивать свое по отношению к себе, а не по отношению к другим. Наконец, знайте, что педагогика - это дело учителя. Вопрос об изучении размножения сжигает ваши губы и тревогу? Покажите, что вы ему доверяете!

Можно ли дать любовнице личную информацию

  • Будьте уверены, учитель не будет судить вас.
  • Вы не собираетесь сдавать экзамен.
  • Так что продолжайте и не забывайте, что он ваш союзник.
  • Его присутствие не является обязательным, но рекомендуется.
  • Расскажите об этом назначении своему ребенку до и после.
  • Скажи ему, что было сказано, если его там не было.
  • Он первый из них, верно?
  • Не защищайтесь и, если вы задаете вопросы, дайте им как можно больше ответов.
  • Это отвечает интересам вашего ребенка.
  • Если вы запросили встречу, вам решать любые вопросы, которые вы подготовили.
  • Было бы жаль уходить, забыв половину!
  • Все, кого вы заботитесь и без табу!
  • Они могут касаться поведения вашего школьника или столовой.
  • Какие советы помогут ей дома?
  • Прежде всего, не сосредотачивайтесь на академических результатах.
  • Например, бесполезно запрашивать уровень класса или школы.
Иногда бывает полезно знать определенные семейные ситуации.

Субтест № 3. Подража ние письменным буквам.

Перед ребенком - образец написанной фразы.Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте напиши также".

Вывод:

Удовлетворительное подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Буквы хорошо соединены в три слова Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более, чем на 30° . Это соответствует – 1 баллу.

Именно во время этой встречи учитель может узнать о событии, о котором не говорил ваш ребенок, и это может объяснить трудность. Его глаза могут измениться. Учитель не является доверенным лицом семей. Оценка школьного обучения, как на первом, так и на втором уровнях, теперь сильно зависит от поведенческой точки зрения. Многочисленные исследования в области когнитивной психологии подчеркивают опасность того, что может возникнуть неспособность учитывать механизмы обучения, чтобы получить соответствующую оценку, чтобы определить, что изучено, что не является, и что находится в процессе бытия.

Субтест № 4. Срисовыв ание группы т очек.

Перед ребенком образец группы точек. Посмотри, здесь точечки. Попробуй, нарисуй рядом такие же

. Обработка результатов:

Рисунок параллелен образцу. Это соответствует – 1 баллу.

Общий результат теста.

Это сумма баллов по всем трем заданиям и она равна 3 балла – высокий результат.

Члены этой исследовательской группы провели исследования в школьном контексте, чтобы объяснить «неудачи по уважительным причинам», основанные на реальной согласованности в отношении концептуализации и ответа, рассматриваемого оценщиком как «неудача». Они также рассмотрели проблемы «ложных успехов», ответы студентов, которые генерируются из знаний, которые не являются концептуальными и не подлежащими передаче.

Поэтому исследовательская группа предлагает изучить резонанс исследований в когнитивной психологии и дидактике по диагностике навыков и знаний, реализуемых учеником. Исследование будет состоять в анализе производительности учащихся с использованием индивидуальных протоколов, где учитель может проанализировать индивидуальный путь для объяснения успеваемости. Таким образом, он может предлагать целевые педагогические средства в соответствии с конкретными потребностями учащихся.

Вывод: ребенок имеет представление о строении фигуры человека. Владеет навыками работы с письменными принадлежностями.

Может воспроизводить написание букв по образцу. У ребенка развиты мышцы кисти руки.

У ребенка имеется пространственное мышление.

Это говорит о том, что ребенок готов к обучению в школе.

Изучение мотивационной готовности. Беседа с ребенком.

Какое знание имеет у ученика предмет обучения прежде, чем его научат, и до того, как он будет использовать этот объект? Как его предшествующие знания взаимодействуют с тем, чему его учат? Уверен ли, что студент, который «преуспевает» в упражнении, который дает правильный ответ, имеет концептуальное знание?

Основная проблема, с которой сталкивается группа, состоит в том, что индивидуальная диагностика навыков учащихся с ограниченными возможностями обучения посредством качественной оценки их знаний. В этом анализе группа предлагает идентифицировать индивидуальный путь ученика для получения ответа путем определения его стратегий и способностей его знаний.

Цель: определить особенности отношения ребенка 6-7 лег к школе и учению.

Вопрос экспериментатора.

Ответ ребенка, его поведение.

В каждом исследовании будет проведен двойной анализ, количественный показатель успеваемости учащихся и качественный анализ для объяснения эффективности. Именно поэтому исследовательская группа ставит своей целью создание цифровой, совместной, совместной и открытой платформы.

Основные библиографические ссылки, связанные с проектом

Открытие познавательной гибкости. Изучение стратегий умственно отсталых взрослых в решении задачи «Двадцать вопросов». Цифровые гуманитарные науки и педагогическая инженерия: открытые платформы для преподавателей и будущих учителей, Международный журнал технологий в университете.

Анализ полученных данных.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Да, хочу.(радостное, улыбчивое)

Цифровые медиа и участие. Между гражданским участием и самопроизводством, Париж, колл. Анализ стратегий решения игры «Час пик» как соответствующего инструмента для объяснения работы подростков с когнитивными нарушениями. Вклад в изучение объяснения отношений включения классов.

Проекты в настоящее время проводятся!

Оцените знания в начальной школе из сети включения классов. Комплекс будет состоять из дневного центра, комнаты физиотерапии, ванных комнат и жилья для добровольцев, которые придут на помощь. Перейдите на страницу «Перейти к видео». Он является частью самых депрессивных районов страны, где широко распространен феномен отказа от детей, часто младенцев. Поддержка микрокредитования. Маленькие дочери Св. Иосифа в течение нескольких лет начали микрокредитный бизнес в пользу женщин с детьми, живущих в условиях крайней нищеты, в районе приюта.

У ребенка положительное отношение к школе.

2. Почему ты хотел идти в школу?

Там интересно, весело.

Таким образом, экономия женщины с детьми поддерживается наличием молока, которое можно использовать для кормления всей семьи или для продажи. В настоящее время больница состоит из аптеки-диспансера лекарств и отдела, где они излечиваются от различных заболеваний, включая некоторые пострадавшие от СПИДа терминалы. Настоящий проект заключается в приобретении портативной рентгеновской аппаратуры, необходимой для правильной работы больницы Амбулатории Ндитини Маленькими дочками Святого Иосифа. Мы собираем средства.

Мотивация: больница является единственным медицинским учреждением в радиусе около 130 км, пересекаемом только грунтовыми дорогами, подверженными серьезному ухудшению сезона дождей, где люди ходят пешком, что часто делает его чрезвычайно трудным для население достигает амбулаторной клиники. Это требует наличия портативного устройства для достижения широкой области. Цели: провести правильный диагноз в отношении различных травм и патологий.

У ребенка положительные ассоциации в отношении к школе, желание идти в школу.

3.Г отовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

Готовлюсь. Делаю зарядку, рисую,учу буквы. (ответил гордо, подняв голову)

Ребенок осознает действия относящиеся к подготовке к школе.

4. Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится больше всего?

Понравится. Компьютер, новые друзья.

Ребенок выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательной для него.

Вывод: ребенок проявляет интерес к школе. Школу он воспринимает как продолжение детского сада.. Ребенок имеет представления о видах деятельности ожидающих его в начальной школе. Он имеет свои интересы связанные со школьной жизнью, привлекательные для него.

Методики для изучения познавательных процессов дошкольника.

Методика "Заучивание десяти слов".

Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал : ряд из десяти односложных и двусложных слов, не связанных по смыслу.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Инструкция: " Сейчас я прочту 10 слов, слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? ".

После первого воспроизведения следует продолжение инструкции: "Сейчас я снова прочту т e же самые слова, и ты опять должен повторить их и те, которые ты уже называл, и. которые в первый раз пропустил; все вместе, в любом порядке".

Ход_ исследования: после пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, а в конце исследования, то есть примерно спустя5060 минут снова. Спрашивает у испытуемого эти слова. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Проба 4

Проба 5

Отсроченное

воспроизв.

Вывод : на протяжении всего исследования наблюдалась высокая активность внимания. Преобладает кратковременная память. Через час ребенок воспроизводит более 50% слов. Что характеризует способность сохранять в памяти изучаемый материал продолжительное время. У ребенка низкая утомляемость памяти.

Методика "Исследование непроизвольной зрительной памяти

Цель : определение объема непроизвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор).

Инст рукция: "Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них".

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 4 слова это является показателем объема непроизвольного зрительного запоминания.

Методика "Исследование произвольной зрительной памяти".

Цель : определение объема произвольной зрительной памяти.

Оборудование: набор из 10 предметных картинок (например: мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, цветок, машина).

Инст рукция : "Я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано".

Обра ботка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Общее количество баллов = 8 это является показателем объема произвольного зрительного запоминания.

У ребенка преобладает произвольная зрительная память.

Методика "Классификация ".

Цель : изучение процесса классификации.

Оборудование: предметные картинки для составления классификационных групп (игрушки, посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты и т.п.).

Инструкция: "Разложи по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой".

Группа 1 Игрушки. (я в них играю)

Группа 2 Обувь. (одевают на ноги)

Группа 3 Одежда (одевают на тело)

Группа 4 Часы (есть стрелки)

Группа 5 Фрукты (растут на дереве)

Ребенок легко разложил предметные картинки по группам, опираясь на существенные признаки. Ребенку было легко выделить такие классификационные группы: игрушки, обувь, одежда.

Методика «Четвертый лишний»

Цель: изучить некоторые элементы логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, выделение лишнего)

Оборудование: 5 карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых относятся к одной группе, а 1 к этой группе не подходит.

1карта: помидор, огурец, морковь, яблоко.

2 карга: лиса, медведь, волк, собака.

3 карта: пальто, платье, юбка, сапоги.

4 карта: машина, автобус, троллейбус, лошадь.

5 карта: портфель, пенал, ручка, кукла.

Инструкция: «Посмотри внимательно на карточку. На каждой из них один изображенный предмет является лишним. Какой это предмет? Почему? Как назвать все предметы одним словом? К какой группе относится лишний предмет?

Ребенокс этим заданием справился легко, дал правильные ответы. Это говорит о том, что ребенок может логически мыслить, делать анализ предметов, определять, сравнивать и выделять основные группы предметов. Умеет мотивировать свой ответ,какие признаки предмета являются ведущими при определении лишнего.

Восприятие формы предметов у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам (для детей 6 лет).

Проведение исследования:

ребенок получил тетрадь. Дается инструкция: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выберите картинки, которые больше всего похожи на эту картинку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страниц) и на следующей странице тоже отметь крестики, которые уже похожи на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить картинки на всех четырех страницах».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и социальной педагогики

Кафедра психологии и социальной педагогики

Контрольная работа

на тему: Диагностика готовности к школе

по дисциплине: Психодиагностика

Благовещенск 2015

Введение

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Зап6рожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированное механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению -- многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

1. Психодиагностика готовности ребенка к школьному обучению

Основные направления диагностики психологической готовности ребенка к школе многие психологи предлагают исследовать по следующим направлениям:

Личностная готовность к школе.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Личностная готовность к школе определяется через общее эмоциональное отношение к школе. Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс . Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Умение заниматься совместно со сверстниками приходит постепенно. Поэтому воспитателям необходимо, начиная со средней группы учить детей групповой работе.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Интеллект ребенка и интеллект взрослого человека существенно различаются между собой как в количественном (числовая оценка уровня его развития), так и в качественном отношении (тип интеллекта и его структура). По этой причине для психодиагностики интеллекта детей рекомендуется применять различные психологические тесты.

Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению.

При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированное психологической готовности к школьному обучению.

Психолог проводит как массовые, так и индивидуальные психодиагностические обследования. При массовых (групповых) обследованиях детей обнаруживается в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.

Для реализации этих целей, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна--Йерасека.

2. Тест Керна - Йерасека

Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:

не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения.

Краткое описание теста

Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий:

рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.

Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20вопросов).

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

Инструкция к заданию 3: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».

Оценка выполнения теста

Задание 1 - Рисунок мужской фигуры.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице -- глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть

лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды,

пальцев, ступней.

4 балла -- за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары к4 балла -- за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов -- за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Задание 2 -- Подражание письменным буквам.

Балл Удовлетворительное (в смысле чтения) подражение написаному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30?.

Балла Еще менее разборчивое подражение написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

Балла Очевидно расчленение минимум на две части. Можно разобрать, по крайней мере, четыре буквы образца.

Балла На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

Баллов Черкание.

Задание 3 -- Срисовывание группы точек.

1. - балл Почти совершенное подражение образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем на половину. Рисунок должен быть параллельным образцу.

Балла Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между родами или столбцами.

Балла Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцать или меньше семи. Допускается любой поворот -- даже на 180?.

Балла Рисунок по своему контуру уже не похож на образец; но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

Баллов Черкание.

3. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека

1. Какое животное больше -- лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = -- 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим

и другие ошибочные ответы = -- 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...Темно = 0 баллов, неправильный ответ = -- 4 балла.

4. Небо голубое, а трава...Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = -- 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки -- это...?Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = -- 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = -- 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев? Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = -- 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова -- это теленок, маленькая собака --это….. ? маленькая овечка -- это...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0баллов. Неправильный ответ = -- 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти(достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -- 1 балл. На курицу = -- 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = -- 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. т Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта -гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание -- это...?Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства -- это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов 20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа -- плюс 24 и более;

2 группа -- плюс 14 до 23;

3 группа -- от 0 до 13;

4 группа -- от минус 1 до минус 10;

5 группа -- менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13,считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7--9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-- 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших12--15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна--Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

4. Тест «Классификация предметных картинок»

Цель: определение способности к обобщениям.

Необходимо заранее подготовить карточки с изображением знакомых дошкольникам предметов: морковь, тетрадь, яблоко, лошадь, платяной шкаф, заяц, девочка, огурец, корова, шапка-ушанка, стол, груша, доктор, ручка, карандаш, пальто, коза, платье, портфель, шляпа, кресло, лиса, мальчик, собака, медведь, белка, шарф, диван, кот, капуста, помидор, апельсин, трамвай, автобус, самосвал, елка.

Карточки раскладывают на столе, ребенку предлагают их рассмотреть, а потом разложить на группы - подходящие к подходящему - и назвать группы одним словом. После того, как карточки будут сгруппированы, обязательно надо попросить ребенка объяснить, почему он объединил карточки в эту группу, чем они похожи. Это позволит выявить принцип классификации, использованный ребенком, и, соответственно, уровень обобщений.

7-летние дети, посещавшие детский сад, обычно раскладывают карточки на 8 групп (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, люди, мебель, одежда, школьные предметы) и одну карточку (елка). Можно также выделить 3 группы: растения, животные, предметы или 2 - живое и неживое.

Качественный анализ ответов ребенка в ходе обследования позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:

Отсутствие обобщений - ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать обобщающим словом.

Уровень простого синтеза - правильно объединяет предметы, но назвать образованную группу правильно не может: либо перечисляет предметы, либо пересчитывает, называет их количество.

Уровень наглядного обобщения - правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого:

а) подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно делать (это растет, а это бегает, из этого едят и т.п.);

б) заменяет название группы названием одного их предметов;

в) называет материал, из которого сделаны предметы (эти железные, а лошадь не из железа).

Уровень предварительного словесного обобщения - правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает понятия или дает неточное название (вместо «птицы» - «животные»).

Уровень полного словесного обобщения - правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

Нормально развивающиеся дети 6-7-летнего возраста могут правильно объединить в группы и назвать обобщающим словом привычные для них предметы (мебель, одежда, цветы, животные, фрукты, овощи), т.е. дают ответы на уровне словесного обобщения; малознакомые и непривычные предметы (транспорт) объединяют главным образом на уровне наглядного обобщения. Наглядный способ обобщения у детей, поступающих в школу преобладает.

Преобладание ответов на уровне простого синтеза (правильно объединяет предметы, но не может назвать их одним словом и объяснить принцип объединения или перечисляет их) и отсутствие обобщений является показателями неготовности к систематическому школьному обучению.

5. Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности

Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».

После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами - одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

1) квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +…

2) треугольник, !, квадрат, !, треугольник, !, квадрат, !...

3) +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат…

Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:

1) узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;

2) узор, выполняемый самостоятельно.

Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов

ребенок обучение готовность тест

Выполнение узора по инструкции взрослого.

Результат 5-6 баллов - у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

3-4 балла - недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.

0-2 балла - низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

Результат

4-6 баллов - хороший.

1-2 балла - средний.

0 баллов - низкий.

6. Тест «Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу»

Ребенку предлагают запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу, слова. Слова надо зачитывать громко, четко, делая небольшие паузы. Важно, чтобы в этот момент в комнате было тихо и ничто не отвлекало внимание ребенка. После каждой пробы нужно отмечать слова, правильно названные ребенком.

После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, весь список зачитывают снова и просят повторить те слова, которые он уже называл и новые, которые ребенок запомнил еще. Всего проводится 5 проб. Если в третьей или четвертой пробе правильно воспроизведены все 10 слов, испытание можно прекратить.

Шестую пробу нужно провести через 30 минут. Список при этом зачитывать вновь не надо. Если после перерыва он не может вспомнить ни одного слова, можно напомнить первое слово из списка (при подсчете результатов в шестой пробе это слово не учитывается). Ответы отмечать в таблице:

Нормально развивающиеся шестилетние дети после первого прослушивания называют 3-4 слова, семилетние - 4-5 слов. В каждой последующей пробе количество слов постепенно возрастает. Нередко семилетние дети уже после четвертого прочтения (проба № 4) называют все слова из списка. Шестилеткам для этого, как правило, требуется 5 повторений. Считается нормальным, если при отсроченном воспроизведении через 30 минут (проба № 6) ребенок забывает 2-3 слова.

7. Тест «Бусы»

Задача: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Задание: задание выполняется на отдельных листках с рисунком кривой, изображающую нитку:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: 1 часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), 2 часть- проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к 1 части: « Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать»

Инструкция ко 2 части задания: (выполнение этой части начинается после того, как все дети выполнили первую часть) « Сейчас я еще раз скажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно» (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом).

Оценка теста

1 уровень - задание выполнено правильно, учтены все пяь условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2 уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия

3 уровень - при выполнении задания учтены 2 условия

4 уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Заключение

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Поэтому психологическая готовность ребенка к школе включает в оценку уровня интеллектуального развития не только мышление, но также восприятие, внимание, память, воображение и речь (расширенная трактовка понятия «интеллект»).

Формирование потребности в учебной деятельности и самого умения осуществлять ее вносит большой вклад в развитие личности. Без соответствующей потребности невозможно принудить школьников выполнять учебную деятельность.

Воспитатели детских садов могут значительно облегчить работу учителей, направленную на мотивацию учебной деятельности первоклассников, если заранее сформируют у ребенка положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности.

Успешность и результативность рекомендаций, которые могут оказаться полезными для развития всех или многих когнитивных процессов, позволяющих быстрее адаптироваться ребенку к образовательному процессу в школе, зависит от правильно подобранной методики диагностики психологической готовности ребенка к школе.

Основная цель диагностики психологической готовности ребенка к школе - выявление его индивидуальных особенностей и способностей.

Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, используя различные методики диагностики готовности ребенка к школьному обучению.

Использованная литература

1. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст]. - М.: «Просвещение»; «Владос», 1995. - 632с.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: 2 кн. -- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста /под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера [Текст]. - М.: «Просвещение», 1988.

4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]. - М.: «Просвещение», 1983.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение методик определения уровня педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Программа Х. Бройера. Методики "узор" Л.И. Цеханской, "графический диктант" Д.Б. Эльконина.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2010

    Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2004

    Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Задачи педагогической диагностики интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний. Методики определения готовности детей к школьному обучению.

    статья , добавлен 08.11.2011

    Психолого-педагогические основы и специфика проявления готовности ребенка к школьному обучению. Особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников. Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2010

    Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Применение теста школьной зрелости Керна-Йирасека для оценки уровня произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Сложность определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Условия формирования готовности к обучению.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Сущность понятия готовности детей к школе. Гармоническое развитие личности ребенка в системе "детский сад - школа". Исследование педагогических условий формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в ДОУ №2436 г. Москвы.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Современные трактовки проблемы готовности детей к обучению в школе. Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.