Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию. Влияние возрастных особенностей развития речи на творческое рассказывание


Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упраж- ненцй,
Существуют различные варианты творческого рассказывания.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумувают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Мища варежку потерял» Л. А. Пеньевской (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981), после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу нужно последить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, подсказать различные варианты («Может быть, варежка зацепилась за куст? Может быть, ее утащил щенок?»).
Темы для детских рассказов могут быть как реалистическими («Что случилось с Юрой», «Случай в лесу» и др.), так и сказочные («Как взрослый ежик выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца» и др.). Приведем пример.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами будем придумывать сказку «День рождения зайца». Я начну, а вы продолжайте. Вышел заяц утром на полянку со своим барабаном и стал громко бить в него. Услышали звери шум, выскочили на полянку. А заяц говорит им: «Друзья, у меня сегодня день рождения. Я всех вас приглашаю к себе на праздник». Дальше придумывайте вы: кто пришел к зайцу, какие подарки приготовил. Только не повторяйте друг за другом. Зверей много. К зайцу могли прийти белочка, лиса, волк, ежик и другие звери. И подарки они приготовили разные».
Оля. Прискакала белочка к себе в дупло и думает, что же можно подарить зайчику. Может быть, орешек? Он такой вкусный. Взяла она мешочек и стала собирать орешки. Выбирала самые крупные, самые красивые. Пошла брлочка к зайцу, а там уже много гостей собралось. Угостила она всех орешками. А заяц угостил ее морковкой.
Саша. Ежик пришел к себе в норку и задумался, что подарить зайцу. Грибы заяц не ест. Пошел он листики собирать и цветы. Выбирает самые красивые. Сделал красивый букет, прилепил его к себе на спину и несет. Смотрит Зс’яц - к нему букет сам идет. Он сначала испугался, а потом видит, что это ежик к нему спешит. Обрадовался он и поставил букет на стол.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественноразговорной форме. Например, к сказке «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулиров

ка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой, например серия рассказов про Лену: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа, (Рекомендация Э. П. Коротковой.)
Можно предложить детям темы для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.
Самый сложный вид рассказывания - это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - «рыжая шубка».
Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой плав: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?
На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река

осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание рассказа, но й для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.
В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.
Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.
Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное.) А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.) Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.
Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Творческие рассказы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческие рассказы
Рубрика (тематическая категория) Лекции и статьи

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать ᴇᴦο содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую ϶тому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать ᴇᴦο композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, ᴇᴦο завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской ʼʼКак Миша варежку потерялʼʼ (см.: Хрестоматия для детей старшᴇᴦο дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: ʼʼНашел ли Миша свою варежку? Как ϶то произошло? Кто ему помог?ʼʼ Это дает толчок творческому воображению детей. Однако ᴇᴦο необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что ещё могло произойти с Мишинои̌ варежкой, т. е. предложить различные варианты (должна быть, она зацепилась за куст или её утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: ʼʼЧто случилось с Юройʼʼ, ʼʼКак Володя помогал Леночкеʼʼ, ʼʼСлучай в лесуʼʼ. Это должна быть и сказка: ʼʼПриключения зайцаʼʼ, ʼʼЧто сказал мне ежик по секретуʼʼ.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорнои̌ форме. К примеру, в придумывании сказки ʼʼПриключения ежикаʼʼ воспитатель дает следующий план: ʼʼСначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошлоʼʼ. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложеннои̌ воспитателем (без плана), дает ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и ᴇᴦο форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены однои̌ темой, например серия рассказов про Лену. ʼʼНовое платье Леныʼʼ, ʼʼКакая игрушка понравилась Лене в детском садуʼʼ и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: ʼʼДень рождения лисыʼʼ, ʼʼКак заяц по лесу гулялʼʼ, ʼʼПриключения волкаʼʼ и т. д.

Самый сложный вид рассказывания - ϶то придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Данный вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом ʼʼКто интереснее придумает сказкуʼʼ.

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для ϶того воспитатель дает образец оценки, например, говорит: ʼʼМне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку - ʼʼрыжая шубкаʼʼ.

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано ϶то содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельнои̌ творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение ϶тому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года (ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼМое любимое время годаʼʼ) нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в ϶то время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает веснои̌? 3) Что происходит веснои̌ с деревьями и кустами? 4) Как живут веснои̌ птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на ʼʼравнении природных явлений (ʼʼЗима и летоʼʼ, ʼʼРека осенью и веснои̌ʼʼ, ʼʼЗимой и летом в лесуʼʼ). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

К примеру, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему ʼʼВеснаʼʼ, воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественнои̌ выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (должна быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: ʼʼКакое оно веснои̌? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?ʼʼ (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Далее предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После ϶того они составляют рассказы о весне.

Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей веснои̌!

Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

Медведица, когда проснулась веснои̌, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: ʼʼЭх вы, несмышленыши!ʼʼ

Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

Веснои̌ был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день веснои̌ слышен был хрустальный звон!

Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: ʼʼКак я рада, что тепло! Я буду расти!ʼʼ А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

Солнышко веснои̌ пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: ʼʼКак хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!ʼʼ

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественнои̌ выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшᴇᴦο обучения в школе.

Творческие рассказы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческие рассказы"2017-2018.

Кузьмина Н.А., учитель-логопед
высшей квалификационной категории

1. Творческие рассказы

Творческие рассказы требуют от ребёнка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала новые для рассказчика образы и ситуации.

Творческие рассказы могут опираться:

На наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображённого; придумать сказку о игрушечных зверятах.)
на словесную основу (придумать рассказ на предложенную тему «Как Ваня помог Маше».)

В практике работы допустимо смешение видов рассказа в одном высказывании: описав игрушку, которую он видит перед собой, ребёнок может рассказать, как её починили (по памяти); составляя расписание событий по картинке, ребёнок может дать имена героям, предположить их диалог (т.е. пофантазировать).

Воспитатель должен чётко разграничить задание:

Сначала рассказать только о том, что видишь,
потом припомнить что – то или сочинить.

В средней группе учат выразительно пересказывать сказки, рассказы, описывать предметы.

В старшей группе эти умения закрепляются и совершенствуются. Детей начинают учить более сложному:

Описывать предметы в сравнении,
рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти),
составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие, так и с элементами творчества (по сюжетной картине – 3 квартал).

В старшей группе предъявляют более высокие требования к качеству рассказа ребёнка. Важны: связность, целенаправленность рассказа (не отступать от заданной темы), его подробность (указывать место и время действия).

2. Рассказы по воображению.

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в образце (показе) способов действий. Существует ряд обучающих приёмов для развития творческого воображения детей при составлении творческих рассказов.

При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимание детьми задания «придумайте».


Сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему),
замена в рассказе фактического характера (из личного опыта) какой – либо одной детали или эпизода, придуманными дополнительно («выдумай, сочини»).

Лёгкий для детей приём – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои.

Хороший приём для развития воображения – завершение детьми рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца). Воспитатель предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок. («Как мишка потерял сапожки».)

Активизируют воображение и речь детей такие приёмы:

Дифференцировка темы к лицу рассказчика («Как мальчик…» «Как девочка…»)
включение в рассказ прямой речи героев.

Процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления.

Поэтому нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, установить систему связей:

Пространственных (где происходит действие)
временных (когда происходит действие)
цели (зачем и для чего действовал герой таким вот образом)
последовательность (как разворачивались события)
причинно – следственные связи и т.д.

После освоения содержания, внимание детей переключают на овладение речевой формой: предлагается образец или план рассказа.

Все названные приёмы применяются дифференцированно в зависимости от умений детей и их речевого уровня.

3.Придумывание рассказа об игрушке.

Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также дидактические: пирамидки, матрёшки, погремушки и пр.

Первое занятие проводят с использованием демонстрационного материала.

Воспитатель, знакомя детей с заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приёмы.

Например, показав игрушку, воспитатель предлагает детям придумать рассказ про мальчика, у которого была эта игрушка.

Примерный план рассказа:

Как оказалась игрушка у мальчика?
- Какая она была?
- Что он стал с ней делать?

На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2 - 3 варианта для составления рассказа (игрушку купили, подарили – кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть не один, а с другом или принёс в детский сад). По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочерёдно показывает воспитатель. Если дети придерживаются одних и тех же вариантов и не проявляют творческой инициативы, воспитатель предлагает ещё 1 – 2 варианта развития сюжета (игрушку нашли – кто, где, когда). Новая завязка влечёт за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, даётся хорошо рассказывающим детям.


В тех случаях, когда дети уже овладели умением придумывать реалистические рассказы и знает много сказок, можно дать им задание придумать сказку об игрушке. Для начала целесообразно использовать игрушки – сказочные персонажи.

План сказки:

Какая игрушка попала ночью в детский сад?
- О чём она разговаривала с другими игрушками?

Сказка включает описание игрушки и диалог игрушек.

Разновидностью занятий, где игрушка статична, являются рассказы – инсценировки, которые придумывают сами дети. Ребёнок является драматургом, режиссёром и актёром одновременно, т.к. сам сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек. Организация таких занятий продумывается воспитателем заранее: местоположение стола для показа инсценировки, хранение игрушек, положение рассказывающего.

На первых порах роль рассказчика затрудняет ребёнка, т.к. требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Для этого на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2 – 3 раза и объяснив, как надо рассказывать.

Например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Я приготовлю свой стол. Нужно сразу говорить и не передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот легковой автомобиль. Послушайте про него рассказ: - Однажды выехал водитель на работу (передвинуть машинку). Вдруг, он вспомнил, что не заправил машину бензином (остановить машину). Придётся повернуть обратно (повернуть машину). Набрал он бензин и быстро поехал на работу (быстро передвинуть машину)».

Воспитатель повторяет образец ещё раз, затем вызывает ребёнка.

Первый рассказ должен быть кратким и включает лишь несколько действий с игрушкой. На этом же занятии придумываются рассказы или сказки ещё про 2 – 3 игрушки. Если появляется игрушка, отличающаяся по характеру от предыдущих, надо снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шёл…,что делал по дороге). На последующих занятиях можно использовать несколько игрушек, элементы декорации.

Полезны аналогичные занятия с раздаточным материалом. Воспитатель даёт детям одинаковые мелкие игрушки. Дети, рассмотрев игрушки, по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса. После этого один ребёнок рассказывает вслух, остальные дети, используя свои игрушки, молча изображают рассказчиком действия. В процессе занятия дети контролируют действия друг друга.

Можно использовать ещё один приём – совместное составление рассказов детьми, сидящими за одним столом.

На всех занятиях – инсценировках важен неторопливый темп (детям нужно обдумать).


4.Придумывание рассказа по картине.

В старшей группе дети учатся составлять творческие рассказы по картине.

Творческий рассказ включает в себя:

1. события, предшествующие изображённым
2. момент, зафиксированный на картине
3. последующие события (Или только два первых элемента.)

При ознакомлении с картиной задаётся несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать о событиях, которые предшествовали тем, что они видят или о тех, что произошло после. («Как вы думаете, откуда приехали эти дети? Что они будут делать в деревне у бабушки?») Воспитатель должен разъяснить детям задание, предложить по – своему рассказать о том, что не нарисовано на картине, но о чём можно догадаться. Можно дать план рассказа с последующим разбором.

Можно задание облегчить: провести придумывание рассказа по частям - сначала придумать рассказ «Подготовка к приезду гостей» - как ребята убирали игровую комнату, как готовили концерт. Заслушав 1 – 2 рассказа, воспитатель предлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости. Завершает рассказ последняя часть – «Гости на празднике»- как дети приняли гостей, как их развлекали. После этого можно дать задание: рассказать обо всём сразу, т.е. объединить все части в целый рассказ.

Детям легче придумать творческий рассказ, если имеется серия картин, которые служат узловыми сюжетными моментами.

Творческое рассказывание можно организовать и по сюжетным рисункам детей, о своём рисунке рассказчик может сказать, что он мог бы нарисовать ещё.

Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко и образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр воспитатель учит детей замечать небылицы в сказках, его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. (кн. Бондаренко «Словесные игры»)


План рассказа по развитию речи в группе старшего возраста.

1. Рассуждаем, анализируем:

Какое время года изображено на картине?
Как догадались?
Как одеты дети? Почему?
Что они слепили из снега?
Если снег хорошо лепится, значит, он какой?
Из скольких комков обычно лепят снеговика?
Почему комки разной величины?

2. Пополняем запас знаний:

Какие ещё постройки можно сделать из снега?
Где теплее: в домике, сделанном из снега, или на открытом воздухе? Почему?
От чего защищают снежные стены?
Почему диким животным и птицам особенно тяжело зимой?
Чем птицы могут помочь птицам в зимнее время?

3. Фантазируем, сочиняем:

Где живут дети, изображённые на картине: в городе или деревне?
Они ходят в школу или детский сад?
Они друг другу родственники или знакомые?
Кто предложил для собаки слепить домик?
У собаки есть хозяин или она бездомная?
А что значит «бездомная?» (дворняжка)
А как она могла стать бездомной?
Каково живётся бездомной собаке?
Где ей приходится прятаться в дождь или мороз?
Чтобы собака сказала детям, если бы умела говорить?
Что детям больше понравилось лепить: снеговика или домик для собачки?
Что дети могли принести из дома для этой собачки?

4. Сочиняем в рифму:

Мы скатали снежный ком,
Станет ком…
- На снегу дрожит бедняжка –
Одинокая…
- У собачки мёрзнет грудка,
Будет ей из снега…

5. Сочиняем рассказ по картине:

Начало: …
Середина: …

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Соликамский государственный педагогический институт»

кафедра педагогики и частных методик

Методика обучения творческому рассказыванию

Выполнила:

студентка 4 курса

ФЗО Афанасьева

Дарья Сергеевна

Проверила:

старший преподаватель

кафедры педагогики и

частных методик

Кружкова

Любовь Георгиевна

Соликамск, 2009г.


Введение

I Обучение дошкольников творческому рассказыванию

1.1. Требования к методике обучения творческому рассказыванию

1.2 Приемы обучения творческому рассказыванию

IIЗаключение

Список использованной литературы


Введение

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование /2,26/.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.


I Обучение дошкольников творческому рассказыванию

1.1 Требования к методике обучения творческому рассказыванию

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания придумать.

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа /1,345/:

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим /3,126/:

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

1.2 Приемы обучения творческому рассказыванию

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок. Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию/1,130/ .

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, предложенная Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. /4,24/:

1 этап «Определение состава картины»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами».

«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы -кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

4 этап «Составление загадок и метафор по картине»

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.

1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине.

2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. 3. Выбирается объект. 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей.

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

5 этап «Преобразование объектов во времени»

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка -описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

8 этап «Смысловая характеристика картины»

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

9 этап «Составление рассказов-фантазий»

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник...». Приглашаются волшебники:

1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

Придумывание названия сказки.

11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»

Работа должна строиться в определенной последовательности.

Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.

Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.

На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.

Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов

1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.

2. Подбор рифмующихся между собой слов.

3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.

В заключении работы выразительное чтение текста.

Анализ картины как целостной системы

Проблема обучения одаренных дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

Модель работы с картиной как целостной системой

Выделение объектов, изображенных на картине.

Установление взаимосвязей между объектами.

Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).

Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).

Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).

Описание местонахождения объектов на картине.

Представление себя на картине в качестве одного из объектов.

Поиски многозначности смысла сюжета картины.

Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.

Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Основные операции анализа объекта картины

Выбор основной (возможной) функции объекта. Перечисление составляющих объект элементов, частей. Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.

Представление возможных изменений данного объекта во времени. Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.


II Заключение

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Возникшее противоречие мы попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.


Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия, 1998 – 400с.

2. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н., Осипова В.В. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом // Дошкольная педагогика, 2005 - №2 -24-28с.

3. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др.Развитие речи детей дошкольного возраста – под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 1984 – 223с.

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи – М.: Академия, 2004 – 304с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.: Просвещение, 2003

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.