Притяжение европы. Восточное партнерство: Партнерство для результатов

Во Вьетнаме завершил работу 25-й саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который проходил 10-11 ноября 2017 года в Дананге. По результатам саммита АТЭС-2017 были достигнуты договоренности между странами-участницами в сфере цифровой экономики, инвестиций и деловых связей. Кроме того, Путин и Трамп провели переговоры и сделали совместное заявление по Сирии.

На заседании лидеры АТЭС-2017 рассмотрели перспективы мировой экономики при участии директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард. В ходе рабочего завтрака обсуждалось формирование Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли и возможное расширение состава участников АТЭС. Заключительная встреча участников саммита была посвящена инвестициям и новым движущим силам в международной торговле.

Во второй день саммита АТЭС во Вьетнаме случилось то, чего ждали и о чем говорили все мировые СМИ последние две недели - личная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа . Она была достаточно короткой и прошла не совсем в том формате, в котором планировалась изначально. Однако лидеры одобрили совместное заявление по Сирии.

Они договорились о том, что Москва и Вашингтон продолжат общую борьбу с международным терроризмом. Также Путин ответил на вопрос о своем возможном выдвижении на новый президентский срок. И в контексте беседы с главой Белого дома дал оценку нынешним отношениям России и США.

Разговор Путина и Трампа длился всего около пяти минут. В совместном заявлении, которое появилось спустя несколько часов говорится, что Россия и США подтвердили решимость разгромить запрещенную в РФ террористическую группировку ИГИЛ, а также отметили, что обе страны выражают приверженность «суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии». Президенты согласились, что сирийский конфликт не имеет военного решения, его окончательное урегулирование должно быть найдено в рамках Женевского процесса.

На своей пресс-конференции Владимир Путин рассказал о том, почему встреча с Трампом не состоялось в том формате, который планировался изначально. Он отметил, что это связано с напряженным графиком обоих и с определенными формальностями протокола.

«Мы согласовали совместное заявление по борьбе с терроризмом в Сирии. Я считаю его важным, потому что он подчеркивает некоторые абсолютно принципиальные вещи. Во-первых, продолжение борьбы с терроризмом. Это важно для США, для России и для всего мирового сообщества. Мы подтвердили территориальную целостность и суверенитет страны. После завершения борьбы с террором мы будет двигаться в Сирии по пути политического урегулирования под эгидой ООН», - отметил Путин.

Журналисты интересовались не только темами переговоров, но и то с каким настроением и в какой манере общались президенты.

«Президент Соединенных Штатов ведет себя в высшей степени корректно, доброжелательно, и у нас нормальный диалог», - сказал президент РФ.

Между тем, президент рассказал, что отношения с Соединенными Штатами по-прежнему находятся на низком уровне. Торговля между государствами упала до 20 миллиардов долларов в год, хотя было 28. Большие опасения вызывают вопросы безопасности. Владимир Путин отметил, что Штаты упрекают Россию в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. И подчеркнул, что нужно «показать», где эти нарушения происходят. При этом, США размещают в Румынии пусковые установки, которые могут быть использованы не только для противоракет, но и для баллистических ракет Trident. И именно это является прямым нарушением договора.

На полях саммита у Владимира Путина было четыре встречи. Одними из самых продуктивных стали переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином . Лидеры обсудили вопросы экономики, а также подтвердили схожие позиции в отношении Северной Кореи.

Президент прокомментировал и многочисленные нападки на страну, в частности так называемые «антироссийские расследования», которые ведут в США в отношении некоторых должностных лиц, действующих в интересах России. Владимир Путин заявил, что об этом услышал недавно от пресс-секретаря Дмитрия Пескова и удивился тому, что в расследовании фигурируют будто бы его родственники. Президент назвал подобные действия «внутриполитической борьбой» и «пустой болтовней».

Сюда же можно отнести и ситуацию с телеканалом Russia Today. Министерство юстиции США заставляет телеканал зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В этом случае он потеряет доступ к органам власти страны, будет отчитываться по источникам финансирования, а сотрудники в обязательном порядке будут сообщать о своем профессиональном общении.

«Было бы смешно, если бы не было так грустно, потому что те, кто это делает в Соединенных Штатах все время били себя в грудь и говорили о том, что они демократы №1 в мире. В этой связи свобода слова всегда поднималась на щит, как светоч демократии. Без свободы слова демократии не существует. Атака на наши СМИ в США - это атака на свободу слова», - подчеркнул президент.

На вопрос японского журналиста о том, на сколько продвинулись отношения стран в том числе и в обсуждении курильских островов, президент ответил, что выход на мирный договор потребует еще не один год работы. Хотя уже сейчас можно подумать о безвизовом посещении Курил гражданами Японии.

Российские журналисты не упустили возможности в очередной раз спросить у президента о предстоящих выборах. Владимир Путин ответил с улыбкой, отметив, что пока вопрос остается без ответа.

По итогам форума утверждена совместная декларация. Лидеры АТЭС-2017 дали оценку текущей региональной и мировой экономической ситуации, согласовали пути дальнейшего развития сотрудничества, обозначили ряд задач на следующий год . Кроме того, в кулуарах саммита глава Российского государства общался с Президентом США Дональдом Трампом. Лидеры двух стран одобрили совместное заявление по Сирии.

На заключительном этапе работы форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» Владимир Путин ответил на вопросы российских и иностранных журналистов.

Что касается организации, то Вьетнам сделал всё, для того чтобы было работать комфортно, удобно, и очень хорошую обстановку создал, без всяких сомнений. Это первое.

Второе, что касается самой темы - тема очень актуальная. Вы знаете - здесь в основном российские журналисты, - мы в России очень много внимания уделяем цифровой экономике в разных её аспектах, ипостасях, с разных сторон рассматриваем проблемы.

И то, что Вьетнам поднял именно этот вопрос, считаю чрезвычайно важным, актуальным, потому что необходимо всем вместе некоторые вопросы не только рассматривать, но и решать. В одиночку это трудно сделать.

Имею в виду, например: все говорят о малом, среднем бизнесе или микробизнесе, но нужно понять, как его встраивать в общую систему, общую цепочку работы в современной экономике, информационной экономике.

Что для этого нужно сделать? В этой связи у России были конкретные предложения, я их изложил. Это касается самого определения понятийного аппарата: что такое цифровая экономика, что такое цифровая торговля и так далее. Это всё кажется на первый взгляд простой вещью, но на самом деле это требует изучения.

Или, например, нам нужно понять социальные последствия применения новых технологий. Одни говорят, что это опасно и страшно, поскольку высвобождает много рабочих мест, непонятно что с этим делать. Другие говорят: нет ничего страшного, будем переучивать.

Но это требует экспертной оценки, это требует работы с профсоюзами, международными экспертами и Международной организацией труда - МОТ. Это всё было предметом нашего обсуждения.

Конечно, затрагивались и другие вопросы. Так, по ходу дела, это и борьба с терроризмом, и ситуация на мировых энергетических рынках. Вот сейчас только за рабочим ланчем об этом говорили.

Говорили и о перспективах развития АТЭС. За время существования этой организации взаимная торговля выросла в разы. Это, в общем и целом, показывает эффективность объединения.

Мы говорили о необходимости дальнейшей либерализации рынков, выстраивании отношений в рамках единого свободного рынка. Хотя некоторые считают, что пока преждевременно об этом говорить, имея в виду разный уровень развития экономик стран - участниц этой организации.

Очень интересным было сообщение госпожи Лагард по поводу состояния мировой экономики, которая, как мы знаем, растёт, и в среднесрочной перспективе прогноз хороший. Но есть и риски, как она говорила, связанные с тем, что в развитых экономиках замедляется темп роста заработной платы, это снижает потребительскую способность населения.

Она говорила о необходимости проведения взвешенной бюджетной, финансовой, кредитной политики, необходимости структурных изменений в экономике. Вот это всё было предметом нашего обсуждения.

Всё это чрезвычайно интересно, важно, востребованно. И то, что мы имеем общее представление о том, куда нужно двигаться, - это имеет большое значение.

Одни, как Тереза Мэй, Ангела Меркель или глава МИД Беларуси Владимир Макей, останавливались, чтобы пообщаться с журналистами, другие, как Ильхам Алиев или Петр Порошенко, проследовали прямо к протокольному подиуму, где их на фоне синего флага ЕС ждали председатель Евросовета Дональд Туск, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр председательствующей в ЕС Эстонии Юри Ратас.

Устроители постарались всем ритуалом и атмосферой показать единство в разнообразии, ненавязчивость, стратегическую приверженность общим целям в обход разногласий. Это отличало встречу в Брюсселе от предыдущих в Праге, Варшаве, Вильнюсе и Риге, где больше говорили о приземленных выгодах партнерства и где главное внимание было обращено на страны, которые сильнее стучались в европейские двери. Сегодня подчеркивалось, что, даже находясь не в лучшей форме, Евросоюз остается притягательным для постсоветских государств.

Он сделал выводы из украинского кризиса и более отчетливо артикулирует принцип «партнерства по потребностям». Для Азербайджана оно будет иным, чем для Грузии, а глубина и охват сотрудничества с Арменией — не такими, как с Украиной.

Тем, кто торопится вступить в ЕС, указано, что сейчас не время: ни они пока не готовы, ни Евросоюзу сейчас не до этого.

Впрочем, проект Восточного партнерства, вопреки расхожему мнению, не замышлялся как этап на пути к вступлению в ЕС. Он создавался скорее как пояс стабильных и более или менее демократических государств у восточных рубежей ЕС.

Кстати, подписанные с Молдовой, Украиной и Грузией соглашения об ассоциации тоже с самого начала не обещали непременного членства в Евросоюзе. Европейской страной, живущей по европейским нормам в условиях правового государства и имеющей прозрачные границы с Европой можно быть и без членства в ЕС. Норвегии и Швейцарии это удается. Главное — добиться этих норм и стандартов.

Россия осталась за пределами проекта, потому что еще до его запуска заявила о своей особости в силу размера и о намерении строить с Европой привилегированные отношения.

Итоговая декларация говорит о сплоченности ЕС и стран Восточного партнерства. Но шестерка проекта — это не команда. Украина, Молдова и Грузия заключили с Евросоюзом соглашения об ассоциации и свободной торговле и заявили о цели вступить в ЕС. Порой, ценой крови, особенно Украина. Все получили вожделенный «безвиз», чем вовсю пользуются, не только для туризма и культурного обмена, но и не совсем легального трудоустройства в ЕС.

Армения в том самом 2013 году, после визита президента Саргсяна в Москву совершила крутой разворот, отказавшись подписывать уже сверстанное соглашение об ассоциации с Евросоюзом, и заявила о желании вступить в Евразийский союз, кооперироваться с Россией. Там, в отличие от Украины, это не привело к «евромайдану».

Но сейчас, несмотря на то, что она интегрируется с Россией в Евразийском союзе, Армения подписала с ЕС соглашение о всеобъемлющем партнерстве, которое чуть уступает по глубине несостоявшемуся соглашению об ассоциации. Наверное, иным будет и находящееся в стадии подготовки соглашение с Азербайджаном.

Беларусь — также член ЕврАзЭС — долго не обсуждалась как партнер ЕС из-за экстравагантной политики Лукашенко, грубейших нарушений приципов демократии и прав человека, она была фактически исключена из проекта до лучших времен.

Азербайджан, богатый нефтью и газом, в отличие от пяти остальных не нуждается в европейской финансовой помощи. Но его «просвещенный монарх», безупречно говорящий по-английски, тяготеет к цивилизованной Европе, хотя та постоянно упрекает его в диктаторском правлении. Прилетев в Брюссель, Алиев посетил штаб-квартиру НАТО и встретился с генсеком, как и его прозападные коллеги из Украины, Грузии и Молдовы. Он хочет в перспективе продавать свои нефть и газ в Европу по Южному коридору, минуя Россию. Его ЕС не критикует так жестко, как критиковал Лукашенко.

Армения и Азербайджан фактически в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. Но в баре Европейского совета в пятницу Саргсян и Алиев за одним столиком мирно, без эмоций, пили кофе и разговаривали (по-русски).

Это свидетельство того, что Восточное партнерство ЕС стало одной из площадок урегулирования замороженных конфликтов постсоветского пространства.

В принятой на саммите совместной декларации говорится об укреплении экономики и улучшении рыночных возможностей, укреплении систем управления, взаимных связей, перечислены двадцать конкретных целей сотрудничества до 2020 года. В них и контакты между людьми, и поддержка бизнеса, и обязательства по реформам, и цифровая экономика, и молодежные и студенческие обмены. Особенно расширение участия в программе «Эразмус-плюс» со стажировками в европейских университетах. Ведь молодежь — наше будущее.

Но ни слова об отношениях с Россией. Будто бы о ней, как о покойном — либо хорошо, либо ничего. По принципу наименьшего общего знаменателя между подписантами, выбрали «ничего».

Антироссийская риторика не попала в итоговый документ, хотя и звучала в зале заседаний и даже на итоговой пресс-конференции. Тереза Мэй назвала Россию враждебной страной, торпедирующей коренные европейские ценности. Британия уходит из ЕС, но не уходит из Европы, подчеркнула она, поэтому вопрос о ценностях останется актуальным.

Председатель Евросовета Туск представил себя живым примером. Он полжизни прожил в советской системе и полжизни на Западе в политическом смысле этого слова. Восточное партнерство не нацелено против России, заявил он. Это взаимовыгодное партнерство суверенных стран. Но ЕС осуждает агрессивную политику России и никогда не признает аннексии Крыма. По словам Туска, Восточное партнерство — это не состязание между ЕС и Россией, не глобальный конкурс красоты (хотя сам он знает, какую красавицу выбрал бы).

Украине Евросоюз оказывает безусловную политическую поддержку. Постсоветские партнеры проявляют сдержанность. Но никто из них не признал аннексию Крыма и тем более самопровозглашенные ЛНР и ДНР. Кремль не может похвастаться контролем над бывшими сателлитами. Они сами себе на уме, хотя их самостоятельность ограничена.

ЕС в очередной раз подтвердил солидарность с Украиной, поддержку ее территориальной целостности, независимости и суверенитета. Обещал выполнить принятые ранее финансовые обязательства перед ней. Но его явно раздражает затянувшаяся неопределенность: люди у власти в Киеве не выполняют требований Евромайдана.

По словам главы Еврокомиссии Юнкера, Украина добилась значительного прогресса в преобразованиях. Но не такого значительного, какого желал бы Евросоюз. Война в Донбассе — это, конечно, тяжело, но она не может служить оправданием медлительности Киева в проведении требуемых Евросоюзом политических и экономических реформ, попустительства в борьбе с коррупцией. ЕС недоволен нежеланием или неспособностью украинских властей приструнить ультраправых националистов. Это — холодный душ на Порошенко и киевских политиков, которые обосновывали свое первенство на пути в Европу одной лишь кровью майдана. Героизм непопулярных реформ ценнее героизма баррикад, дала понять президент Литвы Даля Грибаускайте.

Украинский кризис и Минские договоренности с поездкой в Минск канцлера ФРГ и президента Франции привели к потеплению отношения ЕС к Лукашенко. Из «последнего диктатора Европы» он превратился в полезного брокера между ЕС, Украиной и Россией. Это многого стоит.

Главу МИДа Беларуси Макея свои же журналисты донимали вопросами: неужели их стране придется соревноваться в «европейскости» с Арменией и Азербайджаном, догонять их в получении права на свободную торговлю с Европой и безвизовые поездки?

Из 25 лет истории Беларуси как самостоятельного государства примерно 20 лет отношения с ЕС были плохими, напомнил он. Поэтому не все сразу — дайте время. Беларусь стремится к европейским стандартам и близким отношениям с ЕС не меньше, чем другие страны Восточного партнерства. Главное — вектор.

24 ноября 2017 г. в Брюсселе состоялся пятый саммит Восточного партнерства. Главной задачей стала демонстрация, что страны-партнеры разделяют общие ценности, которые будут основой для дальнейшего развития. Инструментами развития были названы сотрудничество в области транспорта, энергетики и укрепление гражданского общества, а также противопоставление стран-участниц России и евразийской интеграции при опоре на руководящую роль ЕС. Какие решения стали ключевыми для в контексте евразийской интеграции и на что требуется обратить особое внимание в тексте итоговой декларации?

В ходе подготовки брюссельского саммита Восточного партнерства проблемы и риски данного формата сотрудничества широко обсуждались. В то же время, как и на саммите в Риге в 2015 г., не были обозначены проблемы, которые выступают препятствиями для развития Восточного партнерства.

Среди них следует назвать, во-первых, напряженные отношения ЕС и его отдельных стран с Россией, которые можно рассматривать как начало борьбы ЕС за сферу влияния на постсоветском пространстве. Во-вторых, высокий конфликтный потенциал самого постсоветского пространства. И, в-третьих, то, что страны Партнерства требуют огромных инвестиций, и прежде всего те государства, которые отказались от сотрудничества с Россией.

Ппятый саммит показал, что для ЕС очень важно по мере возможности укрепляться на постсоветском пространстве, игнорируя позиции России и даже разогревая антироссийские взгляды, на которые можно опереться в своем продвижении. Можно долго рассуждать о том, что это позиция ряда восточноевропейских членов ЕС. Но по факту в Восточном партнерстве она транслируется как позиция всего ЕС.

Фактически, исходя из заявлений разных представителей ЕС, очевидно, что от сложившегося формата взаимодействия не собираются отказываться. Его будут использовать для консолидации партнерства между участниками, для убеждения населения постсоветских стран-участниц Восточного партнерства, что они и их гражданские общества чрезвычайно важны для развития Европы в целом и отчасти даже самой европейской интеграции.

Была также поставлена задача усилить сотрудничество по сложившимся линиям, а само Партнерство как часть Программы соседства было названо стратегическим и амбициозным (п. 1 Совместной декларации). При этом только на основе признания общих европейских ценностей возможно осуществление реформ и расширение демократии. Именно эти ценности объявляются ключевым приоритетом сотрудничества, поэтому главные усилия ЕС должны быть нацелены на гражданское общество шести стран-участниц программы (п. 3 Совместной декларации).

Данный подход полностью совпадает с Глобальной стратегией ЕС в области внешней политики и политики безопасности в части приоритетов гражданского общества. Кроме того, именно с гражданским обществом ЕС связывает возможность реформ в данных странах (п. 4 Совместной декларации). Продолжение взаимодействия между странами деятели ЕС видят в осуществлении плана «20 достижений к 2020 г.», которые включают следующие компоненты: укрепление экономик, укрепление управления, укрепление взаимосвязи, укрепление гражданских обществ.

За счет позиционированию в качестве глобального игрока на постсоветском пространстве ЕС заявляет о себе как о гаранте международного права, хотя при этом не указывает конкретные конфликты, где он мог бы свои гарантии так или иначе применить (п. 5 Совместной декларации).

Тем не менее ЕС по-прежнему играет роль привлекательного международного игрока, подчеркивающего «европейский» выбор как единственно верный. ЕС приветствует именно европейский выбор для стран Партнерства, рекомендует заключать соглашения о расширении сотрудничества по развитию свободной торговли с Молдовой и Грузией, а также с Украиной. При этом ЕС высоко оценил свои усилия в сотрудничестве с , а также по выстраиванию более рациональной позиции по Беларуси. Для обеспечения своей привлекательности для соседей ЕС предлагает разнообразные подходы, что зафиксировано в пунктах 7 и 8 Совместной декларации. Так, ЕС, указывая, что является гарантом суверенитета сотрудничающих с ним стран, допускает, что они по-разному могут выстраивать с ним отношения и при этом взаимодействовать с третьими странами.

ЕС предлагает разные возможности для укрепления взаимодействия между участниками Партнерства, совместно решая различные проблемы. Среди них заявлены следующие: безопасность во всех измерениях, границы, миграция, межкультурный диалог и т.п. (п. 15 Совместной декларации). При этом ЕС предлагает активизировать сотрудничество в области цифрового рынка, энергетики и транспортных путей (пп. 16-17 Совместной декларации). Не забыли на саммите отметить и совместное противостояние дезинформации, правда, без ссылок на конкретные страны и без пояснений, что имеется в виду под дезинформацией (п. 19 Совместной декларации).

Среди инструментов, обеспечивающих притяжение участников Партнерства к ЕС, названы зоны свободной торговли, а также единое транспортное и энергетическое пространство.

Согласно приложениям к Совместной декларации саммита, торговля между ЕС и странами-участницами будет поддерживаться благодаря расширенному и углубленному партнерству в зонах свободной торговли, прежде всего с Грузией, Молдовой и Украиной. Дифференцированный, т.е. иной подход в этом отношении будет проявлен к Армении, Азербайджану и Беларуси. ЕС также настаивает на развитии Трансъевропейской транспортной системы, что включает транспортную привязку шести стран к ЕС, а также развитие логистики. Предлагается заключать соглашения о формировании общей авиационной зоны.

Безопасность в области энергетического обеспечения будет реализована через взаимозависимость стран-партнеров между собой и ЕС. В этой связи Брюссель предлагает повысить энергетическую эффективность, а также прозрачность энергетических рынков.

Шести странам предлагается стать партнерами ЕС и развивать сотрудничество внутри общего энергетического сообщества. В этой связи Брюссель предлагает модернизацию газотранспортной системы и хранилищ на Украине, развитие южного газового коридора с дальнейшим продвижением его в направлении Центральной Азии.

В этом же контексте поддерживается строительство газопровода от Унгены до Кишинева (укрепление энергетического взаимодействия Румынии и Молдовы), и от Германовичи-Страхоцины до Бильче-Волицка (укрепление взаимодействия Польши и Украины). Кроме того, рассматривается вопрос о потенциальной интеграции энергетической системы Украины и Молдовы с европейской. Не менее значимым было названо укрепление энерговзаимодействия между Грузией и Арменией.

Таким образом, пятый саммит показал, что ЕС не отказывается от своих амбициозных и стратегических проектов, а Восточное партнерство, в том числе в формате «Восточное партнерство+» для более глубокого сотрудничества со странами-участницами, выступает в качестве инструмента реализации данной стратегии.

При этом ЕС продолжает выстраивать свою восточную стратегию в обход России, стремясь укрепить присутствие не только в Восточной Европе, но и в Центральной Азии.

Очевидно, что Восточное партнерство используется для укрепления позиций ЕС в области энергетики и безопасности, а также призвано подтвердить роль ЕС как глобального игрока. Однако данная конфигурация влечет за собой нарастание напряженности с Россией и ЕАЭС.

Наталья Еремина, д.полит.н., доцент кафедры европейских исследований СПбГУ

Армения подписала соглашение о всестороннем сотрудничестве со странами Европейского союза. Об этом говорится в декларации, составленной по итогам саммита «Восточное партнерство», который завершился в пятницу, 24 ноября, в Брюсселе. «Участники саммита приветствуют подписание этого соглашения между Арменией и ЕС в рамках саммита. Участники мероприятия также приветствуют серьезный прогресс в работе над расширенным соглашением между государствами блока и Азербайджаном», — сказано в итоговой декларации, текст которой есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Новое соглашение Еревана и Брюсселя подразумевает широкое сотрудничество в различных сферах. «Армения получит средства на развитие гражданского общества, борьбу с коррупцией, развитие альтернативных источников энергии, а самое главное — перспективы для развития бизнеса. Документ предусматривает допуск на европейские рынки некоторых товаров из Армении», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству закавказской республики.

По его словам, соглашение также позволит армянскому государству развивать совместные с ЕС проекты в области образования, охраны окружающей среды и научно-технической сферы. «Наша республика сможет благодаря договору получить доступ к различным технологиям из Европы, наши ученые смогут приезжать в государства блока для участия в научно исследовательских программах, совместных с ЕС», — отметил источник. При этом он подчеркнул, что Армения сохранит свое членство в Евразийском экономическом союзе, в который республика входит с января 2015 года.

«Эта была наша принципиальная позиция — сотрудничать с этими объединениями, так как оба по-своему для нас выгодны. И государства Евросоюза пошли нам навстречу»,

— заключил собеседник «Газеты.Ru».

В декларации по итогам саммита также говорится, что страны блока «придерживаются строгого курса на начало диалога, направленного на либерализацию визового режима с Арменией». Как пояснил источник «Газеты.Ru», близкий к армянскому руководству, соглашение, подписанное в пятницу в Брюсселе, само по себе не упростит процесс отмены виз республики со странами ЕС. Однако оно может стать одним из факторов, который стороны будут иметь в виду при достижении договоренности об отмене разрешения на въезд для жителей армянского государства в Европейский союз.

О важности широкого соглашения уже для своей страны по итогам мероприятия рассказал журналистам и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. «Никто не бежит вступать в Евросоюз. Но я убежден, что новое соглашение у Белоруссии с Евросоюзом будет, рано или поздно. Мы с нашими европейскими партнерами работаем над этим. Этому ничего не препятствует, надо двигаться постепенно, делать те шаги, которые каждая из сторон должна сделать. Понимание, что это соглашение надо заключить, мне кажется, есть», — сказал он, подчеркнув, что страны ЕС являются одними из ключевых партнеров для белорусского государства.

Макей также отметил, что Минск в наступающем году будет «работать над соглашением с Евросоюзом об отмене виз». «Есть некоторые политические проблемы, но они не являются неразрешимыми», — подчеркнул глава белорусского МИД. Отдельно он отметил, что считает прошедший саммит полезным, а итоговую декларацию — «очень взвешенным документом, в котором подчеркивается, что «Восточное партнерство» не направлено против какого-либо еще государства, а ориентировано на развитие отношений бывших советских республик с Европейским союзом».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не приехал на саммит, хотя представители ЕС направляли белорусскому лидеру приглашение на мероприятие.

«На самом деле мы удовлетворены, что наш диалог с белорусской стороной продолжается. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы он приехал, однако уже хорошо, что наши отношения постепенно налаживаются», — сказал «Газете.Ru» высокопоставленный дипломат одной из стран ЕС. Он отметил, что в отношениях между Брюсселем и Минском накопилось много противоречий, которые сразу разрешить не удастся, однако выразил надежду на то, что постепенно сторонам получится найти их решение. В похожем ключе высказался и Макей. «Из 25 лет новейшей истории независимой Белоруссии 20 лет у нас был конфликт с Евросоюзом. И сейчас мы рады, что в Брюсселе есть понимание того, что процесс налаживания диалога между нами может идти только постепенно», — сказал глава МИД. Сотрудничество Минска и Брюсселя вовсе не означает, что Белоруссия пойдет на разрыв с Россией или Евразийским экономическим союзом, подчеркнул он.

ЕС сломил Порошенко

Текст декларации по итогам встречи глав государств выглядит выверенным. «Участники саммита в очередной раз подчеркивают приверженность необходимости укрепления демократии, принципов верховенства закона, прав человека и основополагающих свобод, а также принципов и норм международного права, которые лежат в основе создания «Восточного партнерства», — сказано в документе. Там также отмечается, что ЕС по-прежнему строго настаивает на необходимости поддержания территориальной целостности государств «Восточного партнерства», их суверенитета и независимости. «Участники саммита призывают снова предпринять усилия для мирного разрешения продолжающихся конфликтов в регионе на основе принципов и норм международного права», — подчеркивается в декларации.

Однако никаких антироссийских пассажей в документе не содержится. Там никак не упомянут Крым или конфликт в Донбассе.

Как рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный дипломат одной из стран Европейского союза, эти моменты не понравились украинскому президенту Петру Порошенко. Еще 22 ноября Польское радио сообщило, что украинский лидер угрожал и вовсе не приехать в Брюссель, если проект декларации не изменят. «Для Украины эта декларация не очень амбициозная. В ней говорится о признании европейских стремлений стран «Восточного партнерства», однако в то же время не выходя за рамки уже установленной схемы. Документ не представляет, например, европейской перспективы для Украины», — говорится в сообщении этого СМИ. В итоге глава Украины на мероприятие все же приехал, однако отказался от общения даже с журналистами из своей страны по итогам саммита.

Партнерство не готово

«Я понимаю, что все журналисты из стран-участников «Восточного партнерства», которые не входят в Европейский союз, хотят услышать конкретные сроки или даты возможного принятия их в полноценные лены ЕС. Но правда сегодня в том, что никто из них пока не готов стать полноценным членом. Я должен подчеркнуть,что это партнерство направлено в том числе и на то, чтобы максимально приблизить ситуацию в законодательстве, экономике и иных сферах жизни в странах-партнерах к стандартам ЕС, и это важно, этим странам-партнерам нужно пользоваться», — так прокомментировал итоги саммита глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич в беседе с «Газетой.Ru».

По его словам, не нужно забывать, что «в Евросоюз входят 29 стран, у которых все же разная политика и разное понимание европейских перспектив некоторых государств «Восточного партнерства», поэтому формат «29 плюс шесть» (стран партнерства — «Газета.Ru») пока является оптимальным».

«Те, кто ожидал появления по итогам саммита у тех или иных членов партнерства более серьезных европейских перспектив, возможно, были разочарованы.

Но и те, кто ожидал, что страны-члены партнерства отойдут от того, о чем государств ЕС договорились с остальными участниками «Восточного партнерства» ранее, также оказались разочарованными», — пояснил глава латвийского МИД. Он также призвал государства, которые не входят в ЕС, но имеют намерение это сделать, предпринять ряд шагов в экономике, политике, борьбе с коррупцией и других сферах, которые приблизят эти страны к европейским стандартам. Тогда, по словам Ринкевича, они смогут серьезно улучшить свои перспективы вхождения в Европейский союз.

«Восточное партнерство» — проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Он существует с 2009 года. С момента создания этого объединения ЕС достиг ряда соглашений, сближающих некоторые страны-партнеры с Европейским союзом. В частности, с Украиной, Молдавией и Грузией Евросоюз ввел безвизовый режим для туристов.

Сегодня в Брюсселе состоялся 5-й Саммит Восточного партнерства. Это был момент, когда мы могли отметить достижения в отношениях ЕС с его шестью Восточными партнерами за последние два года и обсудить реализацию "20 конкретных задач на период до 2020 года", которые принесут ощутимые выгоды гражданам.

В саммите, который состоялся на уровне глав государств или правительств, приняли участие институты Европейского союза в лице Председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера и Председателя Европейского совета Дональда Туска, 28 государств-членов Европейского союза и шесть Восточных партнеров: Армения , Азербайджан , Беларусь , Грузия , Республика Молдова и Украина . К ним присоединились Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, Заместитель председателя Европейской комиссии Федерика Могерини ; Комиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении Йоханнес Хан и Комиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем .

Участники саммита согласовали . На полях саммита был достигнут прогресс по ряду соглашений, в том числе , Соглашению о едином авиационном пространстве с Арменией, а также по распространению Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) на страны Восточного партнерства.

«Восточное партнерство – это, прежде всего, партнерство людей. Оно призвано улучшать жизнь во всех наших странах, сближать наши общества. Оно призвано отстаивать ценности, принципы и устремления, общие для народов Европейского союза и региона нашего восточного соседства» , – сказал председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер . «На сегодняшнем саммите мы договорились о двадцати конкретных действиях, которые должны быть предприняты в период до 2020 года. Посредством Восточного партнерства Европейский союз помог создать 10 000 рабочих мест, обучить 20 000 человек и выделить более 100 000 кредитов предприятиям. Мы улучшили доступ к бесплатным юридическим услугам, инвестировали в транспортные связи, продвинули гендерное равенство и помогли тысячам студентов в перемещениях между Европой и Восточным партнерством. Заглядывая вперед, в 2020 год и последующие годы, мы осознаем, что настало время для еще более активных действий. Мы на правильном пути, давайте же его придерживаться».

Полный текст выступления Председателя Юнкера на совместной пресс-конференции размещен в сети Интернет .

ВП приносит ощутимую пользу гражданам: 20 конкретных целей на период до 2020 года

Стремление к изменению повседневной жизни граждан в лучшую сторону находится в основании Восточного партнерства. Со времени последнего саммита, состоявшегося в Риге в 2015 году, сотрудничество было сосредоточено на четырех приоритетных сферах:

1. Укрепление экономики : экономическое развитие и улучшение рыночных возможностей;

2. Укрепление системы управления : укрепление институтов и надлежащее управление;

3. Укрепление взаимных связей : увеличение взаимосвязанности, особенно в сфере транспорта и энергетики, а также окружающей среды и изменения климата;

4. Укрепление общества : расширение мобильности и контактов между людьми.

В соответствии с этими приоритетами Европейский союз, его государства-члены и страны-партнеры сегодня утвердили двадцать конкретных целей, которые задают четкий план работы на будущее и должны быть достигнуты к 2020 году. К ним относятся:

  • Расширение охвата и адресной поддержки, в частности, организаций гражданского общества на базовом уровне;
  • Поддержка бизнеса и предоставление кредитов в местных валютах в партнерстве с ключевыми международными финансовыми институтами;
  • Расширение потенциала стран-партнеров по использованию возможностей для торговли с ЕС и друг с другом;
  • Принятие обязательств по реформам и конкретные инвестиции в области энергоэффективности ;
  • Налаживание более эффективного и безопасного транспортного сообщения к 2030 году посредством долгосрочных инвестиций, способствующих связыванию стран-партнеров с ЕС и между собой;
  • Цифровой пакет, включающий конкретные шаги по гармонизации ценообразования в сфере услуг роуминга и снижение тарифов на роуминг среди стран-партнеров, упрощение и удешевление подключения к интернету путем введения в действие национальных стратегий в отношении широкополосной связи и содействия созданию рабочих мест в цифровых отраслях ;
  • Обширный пакет новых мер по поддержке молодежи и образования ;
  • Комплексный новый коммуникационный подход в отношении предоставления помощи Восточному партнерству и активизация стратегических коммуникаций .

На саммите также была одобрена пересмотренная многосторонняя институциональная структура Восточного партнерства, предусматривающая более сильное политическое руководство и более ориентированный на результаты подход к нашему сотрудничеству.

Восточное партнерство: Партнерство для результатов

Со времени предыдущего саммита Восточного партнерства, который состоялся в Риге в 2015 году, в отношениях с между ЕС и шестью странами-партнерами был достигнут значительный прогресс. Соглашения об ассоциации, включая углубленные и всеобъемлющие зоны свободной торговли с Грузией , Республикой Молдова и Украиной , полностью вошли в силу, открыв новые возможности для более тесного сотрудничества в реагировании на ключевые вызовы, а также в экономической интеграции и торговле. Значительно вырос объем торговли между тремя ассоциированными странами-партнерами и ЕС. При выполнении этих Соглашений стороны будут руководствоваться недавно обновленными Повестками ассоциации. После проведения ряда серьезных реформ был введен режим безвизовых поездок в страны Шенгенского пространства для обладателей биометрических паспортов Грузии и Украины в дополнение к таким же условиям, действующим с 2014 года в отношениях с Молдовой.

Отношения с Арменией, Азербайджаном и Беларусью также продвинулись вперед.

В сфере взаимосвязанности транспорта ЕС и страны-партнеры согласовали ориентировочные карты, предусматривающие распространение Трансъевропейской опорной транспортной сети (TEN-T) Европейского союза на территории стран Восточного партнерства в качестве основы транспортной взаимосвязанности и определения общих инфраструктурных приоритетов. С этой целью на полях саммита были подписаны Меморандумы о взаимопонимании на высоком уровне.

Определения содержания Восточного партнерства более широкими кругами общества

В преддверии саммита состоялся ряд сопутствующих встреч при участии гражданского общества, СМИ, бизнеса, парламентов и других партнеров. Такой уровень представительства говорит о том, что Восточное партнерство выходит за пределы межправительственных отношений и включает в себя более широкие круги общества. В преддверии саммита 2017 года были организованы следующие основные сопутствующие мероприятия:

См. Справки о мерах по поддержке бизнеса в , и .

Дополнительно: