Мучнистые червецы – вредители зеленых растений. От приморского червеца

Мучнистые червецы относятся к семейству полужесткокрылых и надсемейству червецов, подотряду кокцид. Червец – один из близких родственников .

Мучнистые червецы (латинское название Pseudococcus) – сосущие насекомые размером до 5 миллиметров. Червецы относятся к опасным видам тли, которые уничтожают в основном оранжерейные и комнатные растения, но и в живой природе их немало.

Самка бескрылая и имеет тело белесого цвета. По форме тело ближе к овалу и удлинено, на нем есть выросты и по краям щетинки. У насекомого мучнистого червеца есть одна пара крыльев.

Название

Люди называют этих вредителей мохнатыми вшами, а «мучнистым» – по белесым серебристым выделениям и по налету на теле, которые похожи на муку.

Места обитания

Червец мучнистый любит селиться в пазухах листьев, несколько штук и десятков особей могут облюбовать молодые побеги сочных растений. Если наблюдаются серьезные поражения растений этим вредителем, то его можно видеть даже на листьях.

Виды и роль в мировой фауне

Известно о 2200 видах различных червецов, которые имеют повсеместное распространение, но все-таки преимущество видов обозначено в тропиках. В Европе встречаются более 300 видов.

Размножение

Самка образует из выделений скопления, похожие на вату, которые используются ею для откладывания яиц. За один раз самка может отложить около 2000 микроскопических яиц в приготовленные пушистые образования, которые они прицепляют в пазухах листьев либо вдоль жилок. Отложенные яички защищены объемными ватными выделениями и поэтому не боятся воды. Выросшие личинки расселяются по всему растению, даже у прикорневой шейки и на корешках.

У червецов четко выражен половой диморфизм.

Крылья есть только у самцов, сильные конечности, брюшко, две хвостовые нити.

Особенности вреда для растений

Особи мучнистого червеца способны выделять жидкость липкого свойства (падь), на ней в дальнейшем образовывается так называемый сажистый грибок, ведущий к загрязнению и заболеванию растения.

Основные виды мучнистого червеца:

  1. щетинистый;
  2. виноградный;
  3. приморский;
  4. цитрусовый.

От щетинистого червеца

Щетинистый вид мучнистого червеца (латинское название Pseudococcus longispinus) представляет опасность в виде размножающихся самок и прожорливых личинок.

Тело самки зрелого возраста имеет:

  • длину до 3,5 мм;
  • форму овальную удлиненную;
  • цвет розоватый или оранжевый;
  • белый налет на теле.

Самки относятся к живородящим видам. У этих насекомых отлично развиты конечности, благодаря которым они без особых усилий за короткое время могут перебраться на далеко расположенные растения.

Этот вид обычно заметен в виде скоплений на обратной стороне листьев, на ветках растений, в углублениях пазух листьев и, конечно, на молодых побегах.

Щетинистый червец легко заметить на растениях еще и по той причине, что его тело имеет явно выраженный искрящийся налет белесого цвета. Выделения щетинистого червеца также напоминают белесые восковые комочки.

Листья, получившие повреждения, становятся желтыми и опадают. Побеги имеют заметное отставание в развитии. Известно, что червецы забираются у цитрусовых растений под кору, а у луковичных – под чешуйки листьев.

От виноградного червеца

Виноградный вид мучнистого червеца (латинское название Pseudococcus citri) – типичный вредитель на виноградных растениях. Особи также обладают развитыми конечностями.

Тело взрослой самки имеет:

  • овальную расширенную форму;
  • цвет желтоватый или розоватый;
  • белесый налет, напоминающий порошок.

Среди виноградных червецов самцы встречаются крайне редко. Личинки, отродившись, начинают расселяться по всему растению. Часто возникают сильные поражения, при которых становятся заметными колонии больших размеров, уничтожающие сочные растения за короткое время. Листья желтеют, побеги погибают, засыхая.

питается не только различными видами свеклы, также он может нанести большой ущерб дубовым посадкам.

Насекомые могут переносить очень опасные, а иногда даже смертельные заболевания. Чтобы обезопасить себя от неприятных последствий, советуем вам прочитать .

Вы заметили яйца насекомых на своих растениях? Тогда воспользуйтесь овицидными препаратами. Как пользоваться этими средствами, вы узнаете по ссылке.

От приморского червеца

Тело зрелой самки имеет форму овальную и удлиненную, длиной до 4 мм, расширено до 2,5 мм. Цвет тела сероватый или розоватый с сероватым мучнистым налетом. Как и все червецы, этот вид отличается развитыми ногами.

Самцы приморского червеца мельче самок намного, имеют крылья. Лёт в период всего лета. Личинки не имеют воскового налета на теле. Как обычно, личинки расселяются по растению, разносятся на соседние растущие растения. Личинка ест постоянно, высасывает все полезные вещества из побегов и листьев и через месяц-полтора становится взрослым насекомым, способным самостоятельно дать потомство.

Поврежденные ими растения перестают цвести, расти и погибают.

Если заражение листвы червецом еще не явно выражено, то поможет обработка растений мыльной водой. Ватные тампоны смачиваются, и ими проводится обработка листьев, стеблей, побегов, прикорневых участков. Для закрепления эффекта делают опрыскивания раствором мыла, табачными настоями, чесночными настоями, отварами растения цикламена (расчет 10 граммов на 1 литр воды)

  • Питаются личинки непрерывно, а у взрослых особей может даже не быть ротового органа.
  • Некоторые виды мучнистых червецов умеют выделять полезные вещества, которые люди используют в промышленности (лаковый червец и вид кошениль, дающие людям красную краску - вещество кармин).

Елена Бодько
Воспитание основ экологической культуры у дошкольников. Конспект НОД в младшей группе «Уж верба вся пушистая»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «УЖ ВЕРБА ВСЯ ПУШИСТАЯ»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : игровая ситуация.

ЦЕЛЬ:

1. Формировать представления детей о многообразии растительного мира.

ЗАДАЧИ:

1. Расширить представление детей о кустарниках (верба)

2. Расширить словарный запас детей (почки, пушистые комочки, мягкие, ветки)

3. Закрепить знания детей о временах года.

4. Совершенствовать навыки объёмной аппликации: учить скатывать вату в комочек и приклеивать к изображению веточки

5. Развивать творческое оображение 6. Развивать мелкую моторику пальцев кистей рук.

7. Воспитывать аккуратность, интерес к образному изображению предмета через выполнение аппликации.

8. Воспитывать любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ: ветка вербы, вата, клейстер, лист бумаги (фон) с изображением веток, кукла.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание веток вербы, наблюдение за процессом распускания почек вербы.

ОРГАНИЗАЦИЯ: По подгруппам

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня мы пришли в гости к девочке с необычным именем. Её зовут - Верба.

Повторите - Верба (повторы детей)

Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей).

Она родилась весной, и ее назвали в честь кустарника– вербы, которая раньше всех деревьев просыпается.

Ребята, посмотрите, что кукла принесла? Ветку. Правильно, это ветка вербы.

«Верба, верба, верба зацвела.

Это значит – верно, что весна пришла»

Весной она расцветает раньше всех. Какие ветки у вербы? (длинные и короткие). (Проговаривание).

А что еще есть на ветках – почки, повторите - почки. Предлагаю детям повторить полное предложение (На веточке есть почки).

Какого они цвета? Коричневого. Посмотрите, девочка Верба грустная, её веточка не распустилась, а ей так хочется пушистых комочков на ветке.

У нас в группе тоже есть ветки вербы, посмотрите на почки какие они? (пушистые, мягкие, белые комочки - проговаривание с детьми). Веточки от одного и того же дерева. Но почему же они разные? (сравнение с указанием на разницу величины и внешнего вида почек).

Почки на этих ветках уже распустились. Почему? Как вы думаете? Предлагаю детям дать ответ. Обобщаю ответы детей – «Ветки вербы на улице распускаются тогда, когда греет солнышко и становится тепло на дворе».

До тёплых дней ещё далеко, а девочке Вербе помочь надо сейчас. Предлагаю сделать для неё картину веточки с пушистыми комочками.

Обращаю внимание на изображённую веточку на листе бумаги, сообщаю, что почки ещё не распустились, надо разбудить солнышко, которое своими лучиками согреет нашу ветку. Похлопаем в ладошки, потопаем ножками, позовём солнышко. (Динамическая пауза)

Показываю изображение солнышка. Вот как мы его разбудили. Поиграем с солнышком.

ФИЗМИНУТКА:

«Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку»

Порадовалась солнышку и наша ветка для куклы. Смотрите, на ветке появилась первая пушистая почка. (показываю способ действия: скатываю из ваты комочек и приклеиваю к веточке)

А теперь вы порадуете девочку Вербу, сделаете свои веточки. (дети выполняют работу, воспитатель помогает).

РЕФЛЕКСИЯ:

Вот какие пушистые почки - комочки вербы у нас получились. Нашей девочке Вербе мы подарим наши красивые ветки. А она благодарит нас за помощь. Их так много и они все разные! Молодцы, вы очень старались. (индивидуальная похвала каждого ребенка)

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом»

Как вы думаете, красивые у нас получились вербы? Девочке Вербе понравиться наши веточки?

Вам понравилось помогать девочке Вербе?

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 7 «Мечта»

Конспект открытого занятия в младшей группе.

Тема: «Веточка вербы»

Педагог: Кондратова Анастасия Владимировна

2016г.

Конспект занятия для младшей группы.

Лепка «Веточка вербы»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» ,лепка, «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.
Цели : знакомить с характерными особенностями весенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; дать представление о свойствах пластилина – мягкий материал, легко раскатывается, сминается; упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание; развивать сообразительность, мышление.
Материалы и оборудование : презентация, картинки с изображением веточек вербы, пластилин, доски для лепки, цветной картон, вата.

Ход НОД

Воспитатель вместе с детьми рассматривает презентацию «Верба-любимое дерево на Руси»

Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Весна)

Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите ветки дерева, которое первое распускается весной. Верба – дерево, любимое на Руси. «Дотронься до вербы и передаст она тебе свою силу, красоту» – так в старину гласило поверье.

Послушайте как в своем стихотворении «Уж верба вся пушистая…»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец,
Засвистел в скворечне:
- Ну, теперь я здешний.

Но весне не верьте,
Слышен ветра свист,
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.

Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад!

Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба,
Верба зацвела.

Знакомство с особенностями строения дерева

Ребята, а вы знаете из чего состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень)

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева: показывает ствол, корень, ветки

Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол.

Стихотворение

Если я сорву листок, если ты сорвешь листок.

Если все и я и ты, если мы сорвем листки,

То окажутся пусты и деревья и кусты

И не будет красоты.

Ребята послушайте пословицы про вербу

Без вербы не весна.

Где вода, там и верба; где верба, там и вода

Увидел на вербе пушок – и весна под шесток.

Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.

Дождёшься, как от вербы яблок.

А еще загадки про вербу

Загадки про вербу, конечно, имеют место быть в сценариях мероприятий, посвященных вербной неделе и вербному воскресенью. Любили на Руси вербное воскресенье. Вербные базары, праздничные ярмарки с развесёлыми играми – непременный атрибут «вербных» дней.

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.
Ответ: верба

На окраинах растёт,
Зиме ходу не даёт,
Молвят: красна – бьёт напрасно,
Скажут: бела бьёт за дело.
Ответ: верба

Весною на кусточке
На гладеньком пруточке,
Бел-белые цыплятки,
Расселись без оглядки.
Ответ: плоды вербы

Почки – пушистые,
Цветки – золотистые,
Какая же ветка?
Пурпурной расцветки.
Ответ: верба

Белая овечка
Бегает по свечке.
Ответ: верба

У ней серёжки там и тут,
А ветки к празднику несут.
Ответ: верба

Ребята, давайте мы с вами слепим веточку вербы (ДА. Давайте)

Лепка «Веточка вербы»

Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточку. Ребята, пластилин мягкий материал, легко раскатывается, сминается. Для того чтобы нам собрать веточку, нам понадобятся пластилин коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда -обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки - ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно. Я беру веточку и прикрепляю путем прижатия к цветному картону.

Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

При затруднении воспитатель помогает ребенку

Ребята, вы должны помнить, чтобы пластилин вам долго служил его нужно убирать в коробку, не смешивать и не разбрасывать. После лепки т стол и дощечку следует протереть влажной тканью. Необходимо сначала вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

Молодцы! Все старались лепить веточки, наши ручки устали и пусть немного отдохнут

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили - Встряхиваем кистями перед собой

Наши пальцы утомились.

Пусть немного отдохнут

Дружно руки разведем -Отвести руки назад –вперед отклоняясь на спинку стула.

И опять лепить начнем

Ребята, а теперь мы возьмем вату и отщипнём от нее маленький кусочек. Скатаем пальчиками маленький комочек и прикрепим его на нашу веточку-это будут у нас почки. Посмотрите, вы сделали маленькие комочки- почки, которые распределяем по веточке справа и слева. Я покажу вам, как можно разместить почки на веточке. Посмотрите, что получилось.- (Веточка)

Рефлексия.

Посмотрите, какие красивые веточки получились у нас.

– Какие стихи вы прослушали

О чем они?

– Что мы лепили?


Вы видите фото еловой ветви, которое сделано в июне. То, что на первый взгляд выглядит как маленькая зеленая шишечка на веточке ели, не имеет совсем никакого отношения к настоящим шишкам.

Это не шишка, а неестественное разрастание тканей молодого побега ели, которое вызвано деятельностью вредителя - елового (а точнее, елово-лиственничного) хермеса. Хермесы - это небольшие насекомые, которые питаются соками растения, высасывая их своим хоботком. Есть хермесы - вредители кедров , есть и еловые. Можно дать елово-лиственничному хермесу и более простое название - тля. То, что выглядит на побеге как маленькие шишечки - это галлы, которые служат хермесам местом для размножения. На фото видно, что галлы образовались на молодых веточках, которые выросли в текущем году. Галлы расположены у их основания. Веточки имеют продолжение после галлов в виде здорового побега. В следующем году они засохнут.

Почему этот вредитель называется елово-лиственничным? Потому что для нормального развития этой тле необходимо наличие и ели, и лиственницы, расположенные рядом. В течение первого года насекомые используют образовавшиеся галлы для формирования личинок из яиц, которые самка откладывает в галлах в мае. А уже в августе личинки перебираются на лиственницу, где завершают свой цикл развития и перезимуют. Личинки хермеса приносят огромный вред декоративным посадкам хвойных деревьев, не только повреждая их механически и лишая части молодых побегов, а значит и нормального роста, но и являясь источником распространения всевозможной заразы (в основном патогенных грибков, которые могут привести к гибели растения). Именно поэтому не рекомендуется высаживать на небольших участках ель и лиственницу рядом друг с другом.

Но что делать если растения уже посажены и были обнаружены следы деятельности хермеса? Основная мера борьбы с елово-лиственничным хермесом - это обработка инсектицидными препаратами всех зараженных деревьев. Если галлы обнаружены на ели, то необходимо обрабатывать и все лиственницы, которые растут неподалеку, даже если на них нет следов вредителя.

Для обработок лучше всего использовать мелкодисперсные опрыскиватели (как правило, это профессиональная техника), которые обволакивают туманом все надземные части растения, проникая в самые труднодоступные места. Ручные опрыскиватели не могут обеспечить подобный эффект. Важно правильно подобрать препарат, который воздействует не только взрослых насекомых, но и сможет проникнуть в галлы и уничтожить личинок. Если вы столкнулись с описанной проблемой, то можете обратиться к нам для подробной консультации или заказать услуги по борьбе с хермесом . Мы сделаем обработку безопасно, быстро и, самое главное, результативно!