Гигиена и предупреждение заболеваний органов чувств. Гигиена органов зрения

Общие понятия о гигиене слуха

Определение 1

Гигиена органов слуха – предостережения органов слуха от попадания инфекций и вредного воздействия окружающей среды.

Слух – одно из основных чувств, которым одарила нас природа. Возможность слышать помогает нам защититься от опасности, которая нас подстререгает.

Основным правилам гигиены ребенка необходимо обучать с пеленок. Личная гигиена, в этом числе и гигиена слуха, – одна из элементов данного обучения. Ежедневные процедуры, которые направлены на чистоту ушной раковины, является профилактикой от проникновения инфекций и потери слуха.

К дополнительным мерам по защите органов слуха относятся факторы, которые воздействуют извне, а именно:

  • переохлаждение;
  • производственным шум;
  • громкие звуки;
  • заболевание носоглотки.

Основы гигиены ушей

Для того чтобы не допустить потерю слуха, защитить себя от попадания вирусов, и возможности развития различного рода заболеваний, необходимо придерживаться основных правил гигиены ушной раковины. Прежде всего, необходимо мыть уши каждый день. Это одна из основ гигиены органов слуха. Правильная гигиена ушной раковины, залог здоровья всех отделов уха.

Уши необходимо чистить ватной палочкой. Но делать это необходимо осторожно. Одно неправильное движение может привести к нарушению барабанной перепонки, что способствует ухудшению естественного процесса выделения ушной серы. Сера является барьером, она защищает от попадания инфекции, микробов, пыли. Избавляться полностью от серы, что находится в ушном канале, нельзя.

Наружное ухо необходимо чистить правильно и осторожно, чтобы его не травмировать.

При избыточном выделении серы и скоплении ее в наружном слуховом канале может произойти ухудшение слуха.

Нельзя допускать попадание воды в уши. Это вызывает ощущение заложенности уха, что также может привести к сильной боли. Необходимо принять меры по извлечению воды из уха.

Профилактика заболеваний органов слуха

Ухо тесно связано с носом и горлом, поэтому гигиена ушей подразумевает здоровую носоглотку. Если воспалилась слизистая носа или горла, это может привести к воспалению евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо и носоглотку. В результате все микробы проникают в органы слуха, которые могут вызвать такое заболевание, как отит среднего уха.

При воспалении среднего уха или носоглотки сильно сморкаться и сморкаться двумя ноздрями одновременно запрещено. Необходимо это делать по очереди.

На здоровье органов слуха оказывает влияние производственный шум и громкие звуки. Постоянное пребывание в местах, где слишком громко, приводит к ослаблению слуха или полной его потере. У человека появляется быстрая усталость, нарушение аппетита, раздражительность, потеря сна, снижается работоспособность.

Для защиты органов слуха необходимо использовать специальные звукопоглощающие средства защиты (беруши).

Замечание 1

Мир окружает нас большим количеством всевозможных звуков и шумов, которые мы слышим. Все эти звуки и шумы несут в себе как полезную информацию, так и негативно сказываются на нашем здоровье. В результате постоянного воздействия производственного шума, громкой музыки, громких звуков может наступить потеря слуха. Поэтому гигиена органов слуха должна соблюдаться каждый день.

Для этого необходимо выполнять следующие действия.

  1. Тщательно следить за чистотой ушной раковины.
  2. Избегать мест, где существует угроза громкого шума.
  3. При появлении воспалительных процессов необходимо сразу обращаться к специалисту.
  4. Запрещено использовать металлические предметы для чистки уха.
  5. Своевременно лечить заболевания носоглотки.
  6. При контакте с токсическими веществами необходимо пользоваться защитной маской и очками, которые будут препятствовать попаданию пыли в носоглотку.
  7. Заниматься самолечением нельзя.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская специальная школа-интернат»
Конспект коррекционно-воспитательного мероприятия
«ГИГИЕНА ОРГАНОВ ЧУВСТВ»
Составила: воспитатель
Коломиец С.Н.
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
- формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
- актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
Коррекционно-развивающие:
- продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;
- развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
- продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
- прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.Место проведения занятия: актовый зал
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.
Ход мероприятия:
Введение:
Воспитатель:Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
Мы друг другу сказали:
Здравствуйте!
И как будто светлее на улице стало.
Здравствуйте!
Этим словом здоровья мы всем пожелали!
Здравствуйте!
А вроде совсем ничего не сказали.
Здравствуйте!
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
Дети: Айболит.
Актуальность
Воспитатель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.
А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учащиеся: личная гигиена.Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Основная часть урока
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
Воспитатель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.
Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Доктор Айболит:
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно.
Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
Не переутомлять глаза.
Воспитатель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо)
Воспитатель переворачивает лепесток «Ухо – слух».
Воспитатель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.
Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).
Доктор Айболит: За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Правила гигиены органа слуха
Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Воспитатель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Меж двух озёр стоит утёс,
В нём две пещеры, это - ... (нос)
Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.
Воспитатель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».
Практические задания:
- Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат:
1. ЛИМОН
2. ЧЕСНОК
3. КОФЕ.
Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)Доктор Айболит: А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.
Правила гигиены органа обоняния
Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
Необходимо регулярно проветривать помещение.
Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
Воспитатель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка
Воспитатель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.
Всегда во рту,
Но его не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
Воспитатель переворачивает лепесток «Язык - вкус».
Воспитатель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.
Практическое задание. Воспитатель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).
Доктор Айболит: Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.
Правила гигиены органа вкуса
Не употребляй слишком горячую пищу.
Соблюдай режим и рацион питания.
Мой руки перед едой.
Не бери в рот незнакомые растения.
Содержи в порядке полость рта.
Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».
Воспитатель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа)
Воспитатель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.
Практические задания:
Задания на тактильное восприятие.
1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.
2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Воспитатель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»
Доктор Айболит:За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Правила гигиены органа осязания
Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Не трогай незнакомых животных на улицах.
5.Подведение итогов
Воспитатель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.
Доктор Айболит:
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Способен воспринимать различную информацию из окружающей среды и анализировать ее. Это обеспечивает его полноценное существование. Как надо беречь органы чувств, чтобы они эффективно выполняли свои функции на протяжении всей жизни человека? Давайте разбираться вместе.

Что такое органы чувств

Человек воспринимает этот мир через физиологические структуры, которые называются сенсорные системы. Всего их пять. Это зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. Каждая из них уникальна и имеет свои особенности строения. Однако общим для всех сенсорных систем является наличие трех отделов. Периферический представлен рецепторами, проводниковый - нервными волокнами, а центральный - корой большого мозга.

Как беречь орган чувства

Отделы сенсорных систем работают согласованно. А нарушение функционирования любого из них влечет за собой сбой всей структуры. Часто виной этому становится неразумное поведение человека. Так, учеными доказано, что около 95% людей рождаются с хорошим зрением, а теряют его в результате неразумной эксплуатации. Поэтому очень важно соблюдать простые органов чувств.

Гигиена зрения

Как беречь орган чувства, который обеспечивает нас 90% информации? Это не так сложно. Во-первых, не давайте хрусталику уставать, ведь в результате он может потерять свою эластичность. Чтобы это предотвратить, не нужно читать в транспорте, ведь линзе приходится постоянно изменять свою кривизну для фокусирования. Не рекомендуется также читать при плохом освещении. Правильно, если свет падает слева, не образует тени, а расстояние до книги составляет не менее 30 см. Монитор компьютера желательно располагать еще дальше - до 50 см, а телевизор и того более - около 2 м. Давайте глазам отдыхать каждые 15-20 минут. Конечно, с ярким освещением и вредными микроорганизмами у зрительной системы есть и свои механизмы борьбы. Но солнцезащитные очки в ясную погоду, специальные маски для работы на опасных производствах, правильная организация рабочего места, личная гигиена также необходимы. Еще один залог отличного зрения - наличие в пище витамина А, которыми очень богаты печень трески, черника, петрушка и зеленый лук.

Как сохранить слух

В силах человека и сохранить слух. Ведь самая распространенная причина его нарушения очень банальна - накопление серы в слуховом проходе. Избавляться от этого вещества нужно очень аккуратно, чтобы не повредить барабанную перепонку. Воспалительные процессы среднего уха могут быть следствием проникновения в среднее ухо болезнетворных микроорганизмов через носоглотку и осложнений после гриппа или ангины.

Как беречь орган чувства, о котором идет речь, в повседневной жизни? Не нужно часто слушать громкую музыку, особенно с помощью плеера. Это снижает эластичность барабанной перепонки. Только представьте: интенсивность звука обычного разговора составляет около 60 дБ, а дискотеки - 110. Для сравнения: этот же показатель для реактивного самолета совсем немногим меньше - 130 дБ. Особенно большой проблемой систематический бытовой и транспортный шум является в крупных мегаполисах.

Как беречь органы чувств: обоняние и вкус

Специфическое ощущение запаха формирует обонятельная система. Ее рецепторы расположены в носовой полости. Они могут ослаблять свою работу во время простудных заболеваний, сопровождающихся насморком. При этом человек теряет способность различать любые виды запахов. Безвкусной становится и еда. Согласитесь, во время простуды самые любимые блюда уже не вызывают должного аппетита. Как беречь орган чувства, формирующий вкус? Очень важно следить за гигиеной полости рта, зубов и языка, на котором и расположены рецепторы. Никогда не пробуйте пищу и напитки как очень высокой, так и низкой температуры.

Значение осязания

Является кожа, которая служит Она содержит самые разнообразные рецепторы. С ее помощью мы воспринимаем давление, растяжение, изменение температуры, боль, характер и форму окружающих предметов. Каждый человек должен соблюдать правила гигиены кожи, систематически принимать душ, следить за чистотой одежды. Следует остерегаться ожогов и обморожений, никогда не прикасаться к опасным предметам, незнакомым растениям и животным.

Абсолютно на все органы чувств негативно влияют вредные привычки. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств снижают порог чувствительности рецепторов и вызывают опасные заболевания.

Осязание, обоняние, зрение, вкус и слух постоянно требуют соблюдения гигиенических правил. Если их знать и выполнять, вести здоровый образ жизни и думать о своей безопасности, все органы чувств будут эффективно функционировать и дарить многообразие ощущений этого мира.

Тема. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.

Цель: познакомить учащихся с обонятельным, вкусовым, кожным и двигательным анализаторами. А также изучить правила гигиены органов чувств и об их здоровье .

Оборудование и материалы: фотографии, рисунки, плакаты, схемы.

Базовые понятия и термины: обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы, волосковидные клетки, вкусовые сосочки, острота, близорукость и дальнозоркость, косоглазие, отит, тугоухость.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

I. Организационный этап …………………………………………………….......2 мин

II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .............................................................................................................3мин

III . Изучение нового материала . ……25 мин

IV . ……………………………………………………………………….......... 10мин

V . Подведение итогов урока .…...3 мин

VI . Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Человек различает тысячи разных запахов. Его обоняние во много раз тоньше вкуса. Не менее важное чувство - осязание. Без него мы не смогли бы удерживать карандаш, пожать кому-то руку, найти дорогу в темноте.

У здорового человека анализаторы дают верную картину внешних событий. Для того чтобы избежать заболевания органов чувств, важно вести здоровый образ жизни, следовать правилам гигиены.

    Изучение нового материала

Вкусовой и обонятельный анализаторы И.П. Павлов назвал химическими, так как их раздражители - химические свойства веществ.

В слизистой оболочке языка находятся вкусовые сосочки. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью посредством поры. Пора ведёт в камеру, заполненную жидкостью. На дне камеры расположены вкусовые рецепторы - волосковидные клетки. К ним прилегают нервные волокна. При попадании пищи в ротовую полость часть её растворяется в слюне. Раствор попадает в полость камеры сосочка и воздействует на волоски клеток. Если рецепторы вкуса реагируют на данное вещество, они возбуждаются. Информация в виде нервных импульсов идёт сначала в продолговатый мозг и зрительный бугор, а затем достигает задней центральной извилины коры, где формируются вкусовые ощущения.

Различают четыре главных оттенка вкуса: сладкий, кислый, солёный, горький. Распознают их рецепторы, находящиеся в разных частях языка. Многие несъедобные и ядовитые вещества имеют горький вкус, поэтому особенно много рецепторов, которые его распознают. Располагаются они в задней части языка, и при их раздражении вызывается защитный рвотный рефлекс.

Обонятельные рецепторы - волосковидные клетки - расположены в слизистой оболочке носовой полости. Раздражение обонятельных рецепторов способны вызывать летучие или растворимые в воде или жирах вещества. Возбуждение от рецепт ров по обонятельным нервам поступает к промежуточным и высшим обонятельным центрам. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью.

На остроту обоняния влияет состояние слизистой оболочки носа. При насморке обонятельная чувствительность снижается.

Кожа, как и все органы тела, обладает чувствительностью. Она играет существенную роль в познании внешнего мира. 3 коже находятся разнообразные рецепторы в виде нервных окончаний, свободных или заключённых в капсулу. Рецепторы кожи воспринимают тепловые, к: подовые, болевые раздражения. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, чем тепловые, их много на лице и губах.

Важнейшее кожное чувство - осязание (ощущение прикосновения и давления). Больше всего рецепторов, воспринимающих прикосновение, на подушечках пальцев, губах. Рецепторы ступней ног воспринимают давление тела и помогают контролировать ходьбу.

Нервные импульсы от рецепторов кожи проходят через спинной мозг и зрительный бугор в центральную часть коры, где возникают соответствующие ощущения.

В толще мышц и сухожилий имеются рецепторы, которые возбуждаются при растяжении этих органов. Чувство ощущения своего тела, реализация врождённых и выработанных движений невозможны без их участия. Высший отдел двигательного анализатора находится в области предцентральной извилины, где возникает мышечное чувство. Вместе с вестибулярным двигательный анализатор обеспечивает положение тела в пространстве.

Одна из важных характеристик зрения - острота. При близорукости и дальнозоркости происходит её снижение. У близоруких людей глазное яблоко имеет удлинённую форму. Они чётко видят детали близкорасположенных предметов. При дальнозоркости глазное яблоко более укорочено. Человек лучше видит отдалённые предметы. И при близорукости, и при дальнозоркости зрение можно скорректировать при помощи очков с разной формой линз.

Снижение остроты зрения наблюдается в результате напряжения мышц глаза из-за плохого освещения, привычки читать на расстоянии менее 30 см, использования мобильного телефона для игры и работы с Интернетом, длительной работы за монитором компьютера, просмотра телевизионных программ в неосвещённой комнате.

При неодинаковом преломлении света в левом и правом глазах возникает косоглазие. Чёткое и резкое изображение поступает только от одного глаза. В результате второй глаз отключается, его зрачок перемещается в сторону. Исправить косоглазие позволяют очки и специальные упражнения.

Игры с острыми предметами могут привести к ушибу и травме глаз. В этом случае накладывается повязка и вызывается врач.

Ожоги глаз - следствие небрежного обращения с оптическими линзами, огнём или химическими веществами (кислотами, щелочами). В случае химического ожога важно промыть глаза большим количеством холодной проточной воды. Термические и химические ожоги, ушибы могут стать причиной помутнения роговицы и появления бельма, что ведёт к потере зрения.

Попавшие в глаз мелкие соринки можно извлечь самостоятельно чистой салфеткой.

В наружном слуховом проходе происходит выделение ушной серы. Её накопление может привести к закупорке слухового прохода, что ведёт к снижению слуха. Поэтому следует ежедневно мыть уши тёплой водой с помощью влажного тампона. Извлекать серу спичками, шпильками и другими острыми предметами не рекомендуется.

В сырую холодную и ветреную погоду уши следует оберегать от переохлаждения.

При попадании микроорганизмов в среднее ухо может возникнуть его воспаление - отит. Заболевание сопровождается сильной болью. Оно может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и снижению остроты слуха. Также результатом этого заболевания может стать поражение слуховых рецепторов и нерва, что приводит к глухоте.

Кратковременные, но чрезмерно сильные звуки или постоянное пребывание в шумной обстановке могут стать причиной тугоухости.

Длительное пребывание на дискотеках, а также в других средах, «загрязнённых звуковыми шумами», ведёт к повышению давления крови, головным болям, раздражительности, ухудшению сна. Негромкая классическая музыка благоприятно действует на работу мозга и органов чувств, вызывает положительные эмоции, позитивно сказывается на настроении.

IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Как устроен обонятельный анализатор?

2. Как устроен вкусовой анализатор?

3. Как устроен кожный анализатор?

4.Какую роль играют мышечные рецепторы в процессе движения?

5.Какие ощущения возникают при раздражении рецепторов кожи?

V . Подведение итогов урока VI . Домашнее задание

§58, 59, конспект, ответить на вопросы.

Гигиена органов чувств.

Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.

Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.

Задачи:

  • образовательные:

Актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;

Формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)

Актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.

  • Коррекционно-развивающие:

Продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;

Развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;

Продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.

  • Воспитательные:

Прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.

Место проведения занятия : кабинет

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.

Ход урока.

  1. Введение

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Мы друг другу сказали:

Здравствуйте!

И как будто светлее на улице стало.

Здравствуйте!

Этим словом здоровья мы всем пожелали!

Здравствуйте!

А вроде совсем ничего не сказали.

Здравствуйте!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор...

Дети: Айболит. (Слайд 2)

  1. Актуальность

Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.

А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3)

Доктор Айболит: Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

  1. Основная часть урока

Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)

Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.

Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.

Доктор Айболит: (Слайд 5)

Правила гигиены органа зрения

К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.

  • Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.

  • Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
  • Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.

Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.

  • Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.

Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.

  • Не переутомлять глаза.

Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз

Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо) (Слайд 6)

Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».

Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.

Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).

Доктор Айболит: (Слайд 7)

За ушами нужно тоже бережно ухаживать.

Правила гигиены органа слуха

  • Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
  • Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
  • Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
  • В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.

Меж двух озёр стоит утёс,

В нём две пещеры, это - ... (нос) (Слайд 8)

Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи.

Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».

Практические задания:

Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)

Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.

Правила гигиены органа обоняния

  • Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
  • Необходимо регулярно проветривать помещение.
  • Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
  1. Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка

Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.

Всегда во рту,

Но его не проглотишь.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)

Учитель переворачивает лепесток «Язык - вкус».

Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.

Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).

Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.

Правила гигиены органа вкуса

  • Не употребляй слишком горячую пищу.
  • Соблюдай режим и рацион питания.
  • Мой руки перед едой.
  • Не бери в рот незнакомые растения.
  • Содержи в порядке полость рта.
  • Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем».

Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю,

Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)

Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.

Практические задания:

Задания на тактильное восприятие.

1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.

2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»

Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!

Правила гигиены органа осязания

  • Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
  • Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
  • Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
  • Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
  • Не трогай незнакомых животных на улицах.

5. Подведение итогов

Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.

Доктор Айболит: (Слайд 15)

«Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Правила гигиены органа зрения Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками. Не читать, рисовать, играть при плохом освещении. Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков. Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов. Не переутомлять глаза.

Ухо является органом слуха. Слух позволяет нам познавать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Правила гигиены органа слуха Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки. В случае болезни обязательно обращаться к врачу

Нос орган - обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Предварительный просмотр:

Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений.

Правила гигиены органа осязания Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой. Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм. Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи. Не трогай незнакомых животных на улицах.

О рганы чувств

«Пожелание друзьям» Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!