Военные поселения. Проекты освобождения крестьян

Деятельность реформаторов начала XIX века

3. Проект освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева

Что же произошло? Почему Россия уже в начале XIX в. не стала конституционной монархией, хотя надеяться на это, как мы видели, были серьезные основания? Подобный же путь прошла в это время идея освобождения крепостных крестьян.

Вглядываясь в действия Александра I, мы замечаем, что начиная с 1816 г. он настойчиво пытался добиться дворянской инициативы в решении этого кардинального вопроса русской жизни. Толчком, возбудившим активность императора, была, без сомнения, инициатива эстляндского дворянства, заявившего в самом начале 1816 г. о своей готовности освободить крепостных крестьян.

Прибалтийские губернии (Лифляндская, Курляндская и Эстляндская) коренным образом отличались от всей остальной России. Здесь не существовало крепостного права в его крайних проявлениях. Уровень развития товарно-денежных отношений был значительно выше, чем в Европейской России. Главное же - помещики уже осознали экономическую невыгодность сохранения в неприкосновенности крепостного права. В предшествовавшее десятилетие самодержавие в Прибалтике шло по пути постепенного предоставления крестьянам определенных прав.

Рядом законодательных актов за эстляндскими крестьянами было закреплено право на движимую собственность и передачу по наследству хозяйства, а по закону 1804 г. были четко определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли. Теперь формально было уничтожено и само крепостное право. 23 мая 1816 г. Александр I утвердил новое учреждение об эстляндских крестьянах. В соответствии с ним крестьяне получали личную свободу, но лишались права на землю, переходившую в полную собственность помещиков. Из-за запрещения свободного передвижения и выбора рода занятий крестьяне превращались фактически в бесправных арендаторов или батраков.

Положение их оставалось крайне тяжелым. Однако при всех очевидных издержках уничтожение крепостного права в Эстляндии, а затем и в Лифляндии и Курляндии открыло собой принципиально новый этап в истории крестьянского вопроса в России. Уложение 1816 г. было первым за несколько столетий русской истории актом, которым самодержавие не углубляло, не расширяло крепостное право, а, напротив, уничтожало его действие хотя бы на части территории огромной Российской империи. В 1816 г. самодержавие публично, не на словах, а на деле продемонстрировало свою готовность при определенных условиях пойти на конкретные меры для освобождения крепостных крестьян. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России…. Спб., 2014. С.145.

Однако никаких практических результатов в собственно русских губерниях добиться не удалось. Неудачей закончилась и предпринятая в 1817г. попытка склонить дворянство двух украинских губерний (Полтавской и Черниговской) к выступлению с просьбой хотя бы обсудить проблему крепостного права.

Все это нисколько не охладило стремления Александра I добиться практических результатов в решении крестьянского вопроса. В 1817-1818 гг. началась работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности намерений Александра I убедительно свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал не кого иного, как Алексея Андреевича Аракчеева. Аракчеев в роли автора проекта освобождения крестьян - явление неординарное. Это не вяжется с давно и прочно устоявшимися представлениями о роли и месте этого человека в отечественной истории. Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников и потомства является символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно она ясно и недвусмысленно доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрыванием с либерализмом», не желанием Александра I понравиться Европе или прослыть там просвещенным монархом, а вполне определенной и целенаправленной государственной политикой: хорошо известно, что именно Аракчееву император доверял разрабатывать и осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

В это время Александр I полностью находился в плену иллюзий, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит только предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Самодержавные власти так и не смогли до конца понять истинные причины, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных крестьян и в то же время толкали их российских собратьев на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным шагам правительства, причины, обусловленные разным уровнем социально-экономического и культурного развития собственно русских губерний и Прибалтики. Вот почему в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Это было его единственным условием, все остальное полностью отдавалось на волю автора. Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев. // Отечественная история, 2014. №4. С.51.

Как и конституция, проект освобождения крестьян готовился в величайшей тайне потому, что верховная власть опасалась как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений. Как долго шла над ним работа - неизвестно, но любопытно, что в феврале 1818 г., незадолго до отъезда Александра I на открытие первого конституционного сейма в Варшаву, проект лежал на столе императора. Оказывается, попытка выработать общие принципы крестьянской реформы непосредственно предшествовала началу работы над конституцией. И в этом нельзя не увидеть прямого доказательства, что правительство хорошо понимало невозможность решения политических проблем в отрыве от социальных.

Как же думал решить крестьянский вопрос Аракчеев? Для освобождения крестьян от крепостной зависимости он предлагал начать широкую продажу помещичьих имений в казну «по добровольному на то помещиков согласию» и на некоторых «особенных правилах». Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них часть земли, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.245.

Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предлагая выделять на покупку крепостных 5 млн руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в этом деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае - неизвестно. Но главное даже не в этом.

Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решились бы расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет. Это неопровержимо доказывает элементарный расчет. Если оценить в среднем по России стоимость одной души в 100 руб. ассигнациями (что на самом деле не такая уж большая цена), то на 5 млн руб. в год можно было бы выкупить не более 50 тыс. крепостных. Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018г. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго. Наверняка это было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свои предложения? На желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной деревни и скорее всего на то, что, раз начавшись, реформа обнаружит выгодные для помещиков стороны. А тогда первоначальные черепашьи темпы могли бы смениться иными. Да и само время внесло бы изменения.

Но все наши предположения остаются только догадками. Ведь одобренный царем проект (неизвестный автор записки об участии Аракчеева в решении крестьянского вопроса писал, что предположение «удостоилось, сколько известно, высочайшего одобрения государя») так и остался тайной Александра I и Аракчеева. Нам совершенно неизвестны конкретные обстоятельства его отклонения. Ясно только одно: не было сделано никаких попыток не то что приступить к его реализации, но даже представить на рассмотрение какого-либо официального органа.

И все же работа над проектом освобождения крестьян не прекращалась. Только завеса тайны, окружавшая конкретные шаги правительства по пути к разрешению крестьянского вопроса, становилась все более плотной. В 1818-1819 гг. под руководством министра финансов гр. А.Д. Гурьева начал разрабатываться новый проект крестьянской реформы. Для выработки его основ был создан специальный Секретный комитет - первый в чреде подобных комитетов, появлявшихся один за другим во второй четверти XIXв. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи России до марксизма. М., 2010. С.249.

Окончательный проект так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить такие меры, которые привели бы к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа. В конце 1819 г. первый набросок плана реформы был готов. Оставалось только получить одобрение императора, и можно было приступать к продолжению работы. Но одобрения не последовало, и проект Гурьева так никогда и не был завершен. Больше мы не знаем ни о каких иных проектах решения крестьянского вопроса, выработанных правительством. Скорее всего их и не было.

Почему же Александр I, так активно и решительно взявшийся за подготовку реформ, вдруг отказался и от конституции и от планов освобождения крепостных крестьян? Ответ один - осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Число членов тайных противоправительственных обществ декабристов, боровшихся за освобождение крестьян и за устранение или ограничение самодержавия, за всю их десятилетнюю историю ограничивалось несколькими сотнями.

Даже спустя несколько десятилетий, накануне освободившей крестьян от крепостного ига реформы 1861 г., большинство помещиков было против освобождения. Среди правящей элиты переменам сочувствовала и к ним стремилась лишь ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого больше всего страшился Александр I. Он так никогда на это и не решился.

Аракчеев Алексей Андреевич

Новым потрясением для Аракчеева стало известие о смерти Александра I в Таганроге. Оно достигло Петербурга 27 ноября 1825 года. Аракчеев понял, что могуществу его пришел конец. Все также ожидали скорого падения Аракчеева...

Борьба за Крым и Севастополь 1944

Возвышение Москвы и создание единого российского государства

Дмитрий Донской Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350, Москва, -- 19.5.1389, там же), великий князь владимирский и московский с 1359, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана I Даниловича Калиты...

Восстание Чомпи во Флоренции

Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего проникновения товарно-денежных отношений в деревне, небольшого удельного веса барщины и широкого распространения продуктовой и денежной ренты в XI - XII вв...

Деятельность Г.В. Плеханова и его партии "Освобождение труда"

Этот исторический феномен российского марксизма - дискуссионная историографическая проблема наших дней...

Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане

К началу 1945 г. японские вооруженные силы и японское государство в целом находились на пороге катастрофы. Поражения на Марианских островах и Филиппинах в 1944 г...

Место и роль А.А. Аракчеева в политике Александра I

Заграничные кампании 1805 -- 1806 годов послужили возвышению Аракчеева. По признанию военных историков, во время управления военным министерством Аракчееву удалось достигнуть положительных результатов, обнаружившихся в войнах 1812 -- 1814 годов...

Политическая жизнь В.И. Вернадского

Известно участие В.И. Вернадского в работе тайного политического “Союза Освобождения”. Принимал участие в его учредительном съезде в Шаффхаузене, входит в состав редакции...

Приднестровье в годы Великой Отечественной войны

5 марта 1944 г. войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Советского Союза И.С. Конева начали Уманьско-Ботошанскую наступательную операцию. 17 марта они вышли в районе Ямполя к Днестру и приступили к освобождению Молдавии...

Реформы в России второй половины XIX века

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский, и учитывала больше интересы помещиков, чем крестьян. Действие реформы было рассчитано на короткий промежуток времени, пожалуй, не более чем на два десятилетия...

Реформы государственного управления при Александре I

В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права. Проект Мордвинова: · крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками...

Соборное Уложение 1649 года

Соборное Уложение от-неслось к крепостным крестьянам довольно поверхностно: статья 3 главы XI утверждает, будто «по нынешний государев указ государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян (речь идет о беглых) не приимати»...

Становление конституционно-парламентского строя в Австро-Венгерской империи

Парламент, заседания которого были перенесены в небольшой городок Моравии, Кремниц, наученный горьким опытом венских событий, одобрил эту программу (27 ноября). Пять дней спустя он был поспешно созван на экстренную сессию и с изумлением узнал...

Существенные изменения земельной политики в период царствования Петра I

Произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Как известно, холопство -- институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тясячелетнюю историю и развитое право...

Экономическая мысль в России в XIX веке

Но известно, что помещики не только в период разложения крепостничества (конец XVIII - начало XIX в.), но и в период кризиса крепостного хозяйства (середина XIX в.) выступали решительными противниками освобождения крестьян...

Окончилась война с Наполеоном, Россия должна была восстанавливаться. Ее села и города были разрушены, а некоторое население находилось на грани нищеты. Крестьяне, которые в свое время записались в ополчение, думали, что после войны получат материальные блага, а также, что их правовой статус изменится.

Но изменений не произошло, более того снова дал право помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В ответ на это крестьяне стали больше убегать от своих хозяев и частыми стали восстания крестьян.. Вместе с крестьянам бунтовали и жители военных поселений.

Военные поселения это режим при котором крестьяне совмещают военную службу с занятием земледелием. Эта идея была предложена Сперанским, чиновник считал, что так можно уменьшит расходы на армию. Эти поселения должен был организовывать граф А.А. Аракчеев, лично дал ему это задание. Идея заключалась в том, что солдаты и крестьяне вместе живут в поселениях, работая на земле и совмещая с этим свою военную службу. Таким образом, сложилось так, что жизнь в поселении диктовалась военными законами. Дети тоже становились военными и обучались в специальных школах. Осуществляя эту идею, хотел уменьшить военные расходы и избавить армию от недостатка в количестве солдат.

Создание и военная организация поселений


Создание военных солдатских поселений Аракчеевым было организовано сначала в Петербургской, Новгородской и Харьковской губерниях, а потом и в других областях. Почти 400 тыс. государственных крепостных переселялись на территорию поселений военных.

Никакого сокращения расходов не наблюдалось, так как сначала на реализацию реформы уходили большие деньги. К тому же крестьяне, которых переселяли в эти поселения сопротивлялись этому. В разных районах вспыхивали восстания, но их быстро подавляла армия. В казнях и расправах часто участвовал сам А.А. Аракчеев.

Аракчеев олицетворял конец правления . Его управление государством приводило в ужас крестьян и солдат. Период его правления прошел под удары палок в армии, наказывали всех, порой даже просто так. Палочная дисциплина была обычным делом во всех военных поселениях. Аракчеев был строгим руководителем, требовал ото всех дисциплины, а те кто ее нарушал подвергались наказанию. Он был поглощен порядком, был очень жесток и в тоже время труслив. Он единственный из генералов избежал участия в открытых боевых действиях. Но, несмотря на это при он начинал служить и продолжал при , так как обладал организаторским талантом.

Порядок по Аракчееву - это порядок, подчинение и полное отсутствие своеволия. Этот человек оказался способным организовать работу государственного механизма как часы. При этом он уничтожил все проявления просвещенного абсолютизма эпохи . В своих действиях он полагался только на разум. Шел по головам, проявлял крайнее насилие, но при этом создал общество, которое работает четко и слаженно, а права человека здесь занимают последнее место.

Военные организованные поселения Аракчеева

Он попал во власть, как и Сперанский в свое время, по симпатии от императора. Но в отличии от Сперанского Аракчеев четко поддерживал взгляды дворянства. Сначала он бы военным министром, затем после 1815 г. стал руководителем Кабинета министров. Вершиной его государственной карьеры стала возможность лично докладывать императору. Тогда он получил огромную власть.

Когда государь отлучался из столицы, то Аракчеев фактически руководил всем, кроме внешней политики. Его боялись, а вторую половину правления вообще стали называть «аракчеевщиной». Естественно военные орагнизованные поселения Аракчеева стали жестким режимом для солдат, которые выражали все больше недовольства.
Сам Аракчеев в первую очередь олицетворял власть дворянства, они рассчитывали получить при его помощи еще больших привилегий от императорской власти. Режим же военных поселений не оправдал надежд простого населения, а напротив увеличил конфронтацию солдат, крестьян с самодержавной властью.

Военные поселения видео

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова: крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - …

Проект Аракчеева: освобождение крестьян провести под руководством правительства - выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г. [править] Военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта: создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию. прикрыть западное пограничное пространство.

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря.

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1857 году военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом.

16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости.

За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам.


Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Александр1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царст¬вование для этого общества было строгим великим постом. Александр 1 решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи» . В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стесни¬тельные, реакционные и карательные меры Павла. 13-15 марта. Повелено возвратить на службу и восстановить в прежних правах всех, незаконно, без суда « отрешенных».

15 марта. Прощено почти полтысячи человек, проходивших по делам в Тайной канцелярии. На дверях каземата Петропавловской крепости какой-то шутник сделал надпись: «Свободно от постоя». 22 марта. Указ о свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее. 31 марта. Разрешено ввозить из-за границы книги и ноты, открывать частные типографии. 8 апреля. Указ об уничтожении виселиц, установленных в городах при публичных местах. 23 апреля. Священники диаконы освобождены от телесных наказаний. 27 сентября. Повелено уничтожить пытки так, чтобы «самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной».

В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую закон¬ность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления» .

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей - племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов - сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев - двою¬родный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее.

Эти люди составили Негласный, или Тайный, комитет. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного зда¬ния управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа» . Начали с центрального управления.

Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления; создав сложный и строй¬ный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Это были генерал-прокурор Сената, министр коммерции, государственный казначей, главы Военной и Адмиралтейств-коллегий, военный губернатор Петербурга. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были люди, сделавшие карьеры еще в предыдущие царствования, представи¬тели высшей аристократии и бюрократии - те, от кого пона¬чалу Александр I зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависимости, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора.

При подобной расстановке сил молодой император мог на¬деяться найти среди членов Совета и сторонников более ши¬роких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним на¬мечался следующий - разрешение покупки населенных зе¬мель не дворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подо¬бный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Не отклонив в принципе предложение императора, что было бы с их стороны попросту невежливо, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие по¬добного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что вве¬дение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать. Единственным результатом попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре поме¬щики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке ре¬шения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект «Все¬милостивейшей грамоты. Российскому народу жалуемой», ко¬торый предполагалось обнародовать в день коронации импе¬ратора 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии дворянства, мещанства и купе¬чества, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала неруши¬мость этих прав. Одновременно с этим документом был под¬готовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины II и один из руководителей переворота 1801 г. П.А. Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле I) запрещалась продажа крестьян без земли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необ¬ходимости, а также оговаривались условия, по которым кре¬стьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был про¬ект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший испол¬нительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции. По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превра¬щения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомыш¬ленников у царя практически не было. Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими мо¬нархистами, чем он сам. В результате единственным доку¬ментом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

В начале XIX в. в крестьянском движении наметился опреде¬ленный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными по¬трясениями. Вторая важнейшая причина была связана с раз¬очарованием значительной части образованных людей не толь¬ко в России, но и во всей Европе в действенности идей Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Воз¬никла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в осо¬бенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в ко¬нечном счете обернуться революцией.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к кре¬стьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных зе¬мель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью со¬глашались с осуждением практики продажи крестьян без зем¬ли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801 г. появился указ, разрешающий лицам всех свободных состояний приобретать в собственность недвижимые имущества без крестьян.

Негласный Комитет занимался обсуждением различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом он не собирался полтора года. Затем члены его собрались несколько раз в 1803 году, а потом Негласный Комитет перестал существовать.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргани¬зацией государственного управления и соответствовали сло¬жившейся в этой сфере практике предшествующих царство¬ваний. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностран¬ных дел. Внутренних дел. Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначей¬ства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвер¬жденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офи¬церского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение с не¬которыми административными функциями. Главным же ор¬ганом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Алек¬сандр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцен¬трировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали «мо¬лодые друзья» и старый наставник Лагарп. Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива ис¬ходила из лагеря сановной аристократии от графа С. П. Ру¬мянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян на волю и просившего установить для этого законный порядок. Обраще¬ние графа было использовано как предлог для издания 20 фев¬раля 1803 г. Указа о свободных хлебопашцах: Указ о свободных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобож¬дения крестьян с землей за выкуп. Это положение легло затем в основу реформы 1861 г.

20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах». Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была не¬сколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло ста¬тус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арен¬даторов земли и предоставляло им право выкупить свой уча¬сток в собственность. Согласно положению «дворохозяева» освобождались от рекрутской повинности, а телесному нака¬занию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Вско¬ре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, куплен¬ные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 тыс. казенных крестьян были переданы во временную аренду. Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные ре¬формы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:

приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведе¬ния будут пользоваться единообразными учебными програм¬мами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образо¬вания. По-прежнему, однако, образование оставалось недо¬ступным для значительной части населения, прежде всего крестьян. Но продолжение реформы в этой сфере объективно отвечало потребностям общества в грамотных, квалифициро¬ванных специалистах.

Второй этап реформ. Сперанский

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя (как оказалось впос¬ледствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве, сыне не¬богатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе. Члены неофициального комитета один за другим удали¬лись от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.

План реформ, составленный Сперанским в виде обширного документа под названием «Введение к Уло¬жению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Претворение плана Сперанского в жизнь началось уже в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придвор¬ных званий к гражданским, позволявшая сановникам пере¬ходить с придворной службы на высшие должности в госу¬дарственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной.

Летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершив¬шееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообще¬ния, а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - прави¬тельствующий и судебный, т. е. разделить его административ¬ные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а час¬тично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнару¬жилось отступление от первоначального их плана, и не слу¬чайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой об отставке.

В чем же причины новой неудачи реформ? Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, пре¬вращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его соб¬ственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея. Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликви¬дации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внеш¬неполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязан¬ностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий нача¬лась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся из¬гнанием французов из России, за которым последовали загра¬ничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внима¬ние императора.

I. 5. НЕУДАЧА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ АЛЕКСАНДРА 1.

Нам известны начинания Александра 1, почти все они были безуспеш¬ны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е. около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI реви¬зии в 1818 г., его считалось до 10 млн ревизских душ) .

К такому микроскопическому результату привел закон, наделавший столько движения. Даже и административные реформы, новые центральные учреждения вовсе не внесли ожидаемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень заметно нескладицу в русском административном механизме. До тех пор в центре, как и в провинции, действо¬вали, по крайней мере по наружности, коллегиальные учреждения.

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и дру¬гими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответ¬ственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внут¬ренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и обще¬ственной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действую¬щего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от лич¬ного произвола владельца; следовательно, частные граждан¬ские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

По требованию исторической логики новые государст¬венные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, должны были вырастать из отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отноше¬ния, хотели построить либеральную конституцию в об¬ществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Мы знаем и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличенном значении, какое тогда придавали формам правления.

Люди тех поколений были уверены, что все части общест¬венных отношений изменятся, все частные вопросы разре¬шатся, новые нравы водворятся, как только будет осу¬ществлен нарисованный смелой рукой план государствен¬ного устройства, т. е. система правительственных учрежде¬ний. Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразователь¬ную. Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

Вопрос №29. Внешняя политика России в 1801-1814 гг. Отечественная война (1812 г.) и Венский конгресс (1815 г.)

В 1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В 1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Шаги по отмене крепостного права в России Презентация к урокам.

2 слайд

Описание слайда:

В 60-90-е годы XVIII века в России все отчетливо проявляется разложение феодально-крепостнической системы, что заставляло правителей пересмотреть отношение к крестьянскому вопросу, к крепостному праву.

3 слайд

Описание слайда:

Приведите примеры, доказывающие разложение феодально-крепостнической системы в России.

4 слайд

Описание слайда:

Попытки пересмотреть отношение к крепостному праву предпринимали и Петр I и Елизавета. Но в отличие от них Екатерина II решила привлечь к этому не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий, созвав Уложенную комиссию в 1767 году. Екатерина II (1762 - 1796)

5 слайд

Описание слайда:

ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-96), российская императрица (с 1762). Немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. С 1744 - в России. Жена императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию (Г. Г. и А. Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-69. При ней произошла Крестьянская война 1773-75. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок». Политика Екатерины II получила название «Просвещенного абсолютизма».

6 слайд

Описание слайда:

Впервые в работе органа такого уровня участвовали государственные крестьяне. Депутаты от государственных крестьян жаловались Екатерине на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и заводчиков, высокие налоги. Крепостные крестьяне избирательного права не имели. Считалось, что их интересы будут представлять помещики. Комиссия проработала полтора года и не приняв никаких решений, была временно распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась. Уложенная комиссия

7 слайд

Описание слайда:

Павел I «положил первое ограничение помещичьей власти». С.Ф. Платонов Павел I (1796-1801)

8 слайд

Описание слайда:

ПАВЕЛ I (1754-1801), российский император с 1796, сын Петра III и Екатерины II. Проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Бонапартом. Непоследовательная политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но в особенности, в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. Когда же император попытался возразить и даже ударил кого-то из них, один из мятежников стал душить его своим шарфом, а другой ударил в висок массивной табакеркой. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.

9 слайд

Описание слайда:

В 1797 г. Павел I ограничил барщину тремя днями в неделю. 1797 г. ввел запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. 1798 г. запретил продажу украинских крестьян без земли. Запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни. Ввел наказание за жестокое обращение с крестьянами (арест и препровождение в монастырь). Крестьяне вновь могли жаловаться на своих помещиков. Заменил обременительную для крестьян хлебную подать денежным оброком. Были сняты недоимки общей стоимостью 7 млн. рублей. Эти мероприятия облегчили положение крестьян, но политика Павла I в отношении крестьян была противоречивой и непоследовательной.

10 слайд

Описание слайда:

Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять… С.В. Мироненко

11 слайд

Описание слайда:

Александр I учредил «Негласный комитет» (1801-1803), который кроме государственных преобразований, был занят мыслью об улучшении быта крепостных людей. Молодой император желал что-нибудь сделать для освобождения крестьян, для прекращения «рабства» в России. В Комитет входили: Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Кочубей. «То были люди, воспитанные в самых передовых идеях 18 века и хорошо знакомые с государственными порядками Запада… Они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила… и политические идеи французской литературы просвещения». В.О. Ключевский.

12 слайд

Описание слайда:

СТРОГАНОВ Павел Александрович (1772-1817), граф, российский государственный деятель, брат Г. А. Строганова. Один из инициаторов создания и член Негласного комитета. Сторонник либеральных преобразований. Один из личных друзей Александра I.

13 слайд

Описание слайда:

НОВОСИЛЬЦЕВ Николай Николаевич (1768-1838), граф (1833), российский государственный деятель. Член Негласного комитета. В 1803-10 президент Петербургской АН. С 1813 фактически управлял Польшей. С 1832 председатель Государственного совета и кабинета министров.

14 слайд

Описание слайда:

Адам Чарторыйский (1770-1861), князь, принадлежал известному польскому княжескому роду ЧАРТОРЫСКИЕ (Czartoryscy). Член Негласного комитета. Во время Польского восстания 1830-31 глава Национального правительства.

15 слайд

Описание слайда:

КОЧУБЕЙ Виктор Павлович (1768-1834), российский государственный деятель и дипломат, князь (1831), почетный член Петербургской АН (1818). Член Негласного комитета. В 1802-07 и 1819-23 министр внутренних дел. С 1827 председатель Государственного совета и Кабинета министров. Сторонник умеренных реформ.

16 слайд

Описание слайда:

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ, неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский (Чарторыский), В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев) в 1801-1803. Основу деятельности Негласного комитета составила программа реформирования «Генеральный план работы с императором над реформой». Негласный комитет подготовил, а Александр I провел своими указами первую политическую амнистию в России, упразднил политический сыск. Закрыв тайную канцелярию, восстановил в полном объеме отмененные Павлом I жалованные грамоты дворянству и городам, реформировал функции Сената, разграничил и упорядочил компетенцию Комитета министров, утвердил новое положение об устройстве и структуре учебных заведений.

17 слайд

Описание слайда:

1801 г. объявил о прекращении пожалования казенных крестьян в частные руки. -1801 г. издан указ о праве покупки земли, наряду с купцами и мещанами, государственными и удельными крестьянами. -1803 г. Указ о вольных хлебопашцах, который давал право помещикам освобождать своих крепостных и обеспечивать их землею в собственность на определенных условиях: за выкуп. Но Указ имел рекомендательный характер и на волю было отпущено до 1825 года лишь 84 тыс. душ. -1804 г. в результате Аграрной реформы в Латвии и Эстонии крестьянам предоставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление и суды, запрещалась продажа крестьян без земли; крестьяне становились наследственными владельцами своих участков. Реформа завершена в 1816-1819 г.г. - 1809 г. отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь (возобновлено в 1822 г.). Александр I (1801-1825)

18 слайд

Описание слайда:

ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, в России крестьяне, освобожденные от крепостнической зависимости с землей по Указу 1803, на основании добровольного соглашения с помещиками. К сер. 19 в. освобождена 151 тыс. душ мужского пола.

19 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.

20 слайд

Описание слайда:

Эти намерения очень четко накладывались и на планы в области освобождения крестьянства от крепостного права. Начинается разработка секретных проектов под руководством Аракчеева А.А. и Гурьева Д.А. О серьезности намерений императора свидетельствует тот факт, что исполнителем проекта освобождения крестьян император избрал Аракчеева. «Ситуация, когда реализация прогрессивного замысла вверяется деятелю, имя которого для современников и для потомства являлось символом реакции, поистине парадоксальна. Но именно она ясно и недвусмысленно доказывает, что стремление приступить на практике к ликвидации крепостного права было не «заигрыванием с либерализмом», не желанием Александра I понравиться Европе или прослыть там просвещенным монархом, а вполне определенной и целенаправленной государственной политикой». (С.В.Мироненко) После Отечественной войны 1812 года все отчетливо раздавались конституционные намерения Александра I

21 слайд

Описание слайда:

Аракчеев для освобождения крестьян предлагал начать широкую покупку помещичьих имений в казну «по добровольному на то помещиков согласию». Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе. Проект А.А. Аракчеева Проект Аракчеева так и остался тайной между Александром I и Аракчеевым. Не было сделано никаких попыток не то что приступить к его реализации, а даже представить на рассмотрение какого-либо государственного органа.

22 слайд

Описание слайда:

АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич , русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). С 1808-1810 военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815-1825 наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений.

23 слайд

Описание слайда:

В 1818 – 1819 годах под руководством министра финансов графа Д.А. Гурьева разрабатывался иной проект освобождения помещичьих крестьян. Для выработки основ крестьянской реформы был создан специальный секретный комитет. Окончательный проект так и не был создан. Сохранившиеся материалы показывают, что в проекте предполагались меры, которые могли бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического хозяйства фермерского типа. Но проект Гурьева так никогда и не был завершен, так как не последовало одобрение императора продолжать работу. Проект Д.А. Гурьева

24 слайд

Описание слайда:

Почему Александр I не отменил крепостное право в России, ограничившись отдельными и непоследовательны-ми мерами?

25 слайд

Описание слайда:

«…Снова сработала система, снова человек системы, несмотря на благие декларации и подталкивание своих сподвижников к реформам, в решающий момент сделал шаг назад. И не только потому, что сам он был не готов к реформам, но и потому, что к ним были не готовы Россия, российское общество… Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность, чванство и тупость основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад. Но мы… должны винить в этом не только время, но и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольства дворянства». А.Н. Сахаров

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Он хотел улучшить быт крестьян, облегчить их положение и даже приступил к разработке мер по постепенной отмене крепостного права. С этой целью в 1834 году им был учрежден секретный комитет для выработки плана постепенной ликвидации крепостного права. Большую роль в комитете играли М.М. Сперанский и П.Д. Киселев. Результат его деятельности не был столь радикальным. Николай I (1825-1855)

28 слайд

Описание слайда:

НИКОЛАЙ I (1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской ж.-д. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.